Эзотерика        15.01.2020   

Карен хорни невротическая личность нашего. Основные идеи "невротической личности нашего времени". Невротик колеблется в своей самооценке между ощущением величия и ничтожества

Сама Карен Хорни о своей книге писала, что в ней она стремилась дать более полное и точное описание страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Здесь не рассматривается какой-либо особый тип или типы неврозов, но акцентируется внимание на описании структуры характера, которая в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом. Особо выделяются не прошлые, а существующие в данное время конфликты невротика и попытки их решения, а также его насущные тревоги и созданные от них защиты. Нужно отметить, что Хорни пишет вполне доходчиво и понятно, что предоставляет возможность неподготовленному читателю проникнуться её идеями.

Книга состоит из введения и пятнадцати глав, где она подробно и доступно излагает свои мысли о природе неврозов и о влиянии культуры как одного из основных источников появления невроза.

Во введении Карен Хорни говорит о том, для чего она написала эту книгу, а также о том, какие различия существуют между взглядами ортодоксальных психоаналитиков и её собственными взглядами. Делает она это в сравнении с основными положениями Фрейда, подчёркивая своё мнение о социальной направленности психоанализа.

Итак, в первой главе "Культурный и психологический аспекты понимания неврозов" Хорни говорит о том, что в последнее время люди всё чаще используют слово "невротик", однако какого-либо ясного представления о том, что это такое никто не имеет, но каждый придерживается определённо каких-то критериев. Выбор критериев, по Хорни, зависит от множества факторов. Понимание невротичности различно и в разные исторические эпохи, и в разных культурах, у представителей разных социальных классов и даже у представителей мужского и женского пола. В этой главе Хорни также критикует Фрейда за излишний биологизм при рассуждениях о природе неврозов. Также она говорит о существовании двух признаков, которые можно найти у всех невротиков, не вникая в глубокий анализ личности: ригидность реагирования и разрыв между возможностями человека и их реализацией. Очевидно, что этих признаков недостаточно для определения невроза, но, тем не менее, можно подойти к его описанию: "невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций" (Карен Хорни Невротическая личность нашего времени/ Издательство: Айрис-Пресс, 2004г.).

Вторая глава "Что побуждает нас говорить о "невротической личности нашего времени" посвящена тому, какими двумя областями ограничивается исследование сферы воздействия невроза на личность. Во-первых, имеются неврозы, которые могут возникать у индивидов, чья личность в иных отношениях сохранена и не искажена. Во-вторых, интересны сами расстройства характера, а не симптомы, так как деформации личности, являются постоянно повторяющейся картиной при неврозах, в то время как симптомы в клиническом смысле могут проявляться в разной степени или вообще отсутствовать. Кроме того, Хорни говорит о том, что в большинстве случаев симптоматика невротиков скорее имеет больше различий, чем сходств. Она также выделяет проблемы соперничества, эмоциональной изоляции, недоверия со стороны других и страхами перед неудачами, которые могут иметь место при неврозе, и классифицирует наблюдаемые отношения (отношения любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны); отношения, связанные с оценкой "Я"; отношения, связанные с самоутверждением; с агрессией; с сексуальностью).

Третья глава "Тревожность" написана для того, чтоб чётко объяснить свою позицию в отношении такого понятия как "тревожность" и того, что Хорни понимает под этим термином. Это необходимо, потому что, по её мнению, тревожность является динамическим центром неврозов. Изначально, сама Хорни ставила знак равно между понятиями страха и тревоги. По мере её идеогенеза она изменяет своё мнение и говорит о том, что как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Хорни также делает вывод о том, что культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней, и способствует возникновению тех или иных защит, которые приводят к неврозу.

Глава четвёртая "Тревожность и враждебность" о том, как соотносятся два понятия, заявленные в названии главы и о том, как взаимодействуют между собой тревожность и враждебность. Этот эффект взаимодействия между враждебностью и тревожностью, всегда взаимно порождающими и усиливающими друг друга, позволяет понять, почему в неврозах такое громадное количество неослабевающей враждебности. Такое взаимное влияние является также основной причиной того, почему тяжелые неврозы столь часто усиливаются без каких-либо явных осложняющих условий извне. Не имеет значения, была ли первичным фактором тревожность или враждебность: крайне важным моментом для движущих сил невроза является то, что тревожность и враждебность неразрывно переплетены.

Пятая глава "Глубинная структура неврозов" начинается с того, как факторы детского развития могут повлиять на возникновение невроза. Хорни придерживается позиции, что наиболее важным является то, чтоб ребёнок чувствовал, что он желанен и любим. Если он это чувствует, то остальные "недостачи" со стороны родителей он может и не заметить. А если же не чувствует, то может "развиться" невротик, который способен одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хотеть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов. Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. Это в принципе не противоречит взглядам Фрейда, но Хорни всё-таки считает недостаточным условием для возникновения невроза конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно приводит к неврозам, но может также вести к фактическим ограничениям в жизни, то есть к простому подавлению или вытеснению желаний или, в самом общем виде, к действительному страданию. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность, и, если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее, несовместимы друг с другом.

В шестой и седьмой главах ("Невротическая потребность в любви и привязанности", "Дополнительные характеристики невротической потребности в любви") даётся характеристика невротической потребности в любви, которую автор определяет как "ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня!". А под ревнивостью автор понимает "…ненасытность и требование быть единственным предметом любви". "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т.п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство. Также описываются и другие признаки невротической любви (чрезвычайной чувствительности к отвержению, неспособность быть одному и др.)

Восьмая глава "Пути достижения любви и чувствительность к отвержению" посвящена описанию основных средств, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - привлечь внимание к своей любви, вызвать жалость к себе и угрожать.

В девятой главе "Роль сексуальности в невротической потребности в любви" речь идет о невротической потребности в любви и привязанности, которые часто принимают форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении. Но связи между чувствами любви, привязанности, проявлениями нежности и сексуальностью не являются столь тесными, как принято считать. "Отклонения" у невротиков в этой сфере связаны, как правило, с такими понятиями как "страх" и "тревога", а они, в свою очередь, с проблемами разрешения Эдипова комплекса, который, по Хорни, сам является невротическим образованием.

В десятой главе "Стремление к власти, престижу и обладанию" разворачиваются рассуждения о власти, престиже и обладании как об одном из путей, часто используемых в нашей культуре для получения успокоения от тревожности наряду с поиском любви и привязанности. Какая из этих целей преобладает в невротическом стремлении к успокоению, зависит как от внешних обстоятельств, так и от различий в индивидуальных способностях и психологической структуре. Хорни объединяет эти три понятия, так как считает, что у них есть нечто общее, что отличает их от потребности в любви. Завоевать любовь и расположение -- значит получить успокоение путем усиления контакта с другими, в то время как стремление к власти, престижу и обладанию означает получение успокоения через ослабление контакта с другими и через укрепление собственного положения.

Одиннадцатая глава "Невротическое соперничество" написана о том, какую роль играет соперничество в становлении невроза. Кому-то власть, престиж и состояние достаются по наследству. Но если власть, престиж и состояние приходится приобретать собственными усилиями, то человек вынужден вступать в соревнование и борьбу с другими. Родившись в сфере экономики, соперничество распространяется на все другие виды деятельности и пронизывает сферу любовных отношений, межличностные связи, игру. Поэтому соревнование является проблемой в человеческой культуре, и вовсе не удивительно обнаружить его в качестве неизменного центра невротических конфликтов. Невротическое соперничество отличается от нормального тремя особенностями: невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого; честолюбивое желание невротика не исчерпывается тем, чтобы достичь большего, чем другие, или иметь больший успех, но предполагает также желание быть уникальным и исключительным (цель - полное превосходство); скрытая враждебность, свойственная честолюбию невротика, его установке, что "никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым". Особо выделяет Хорни и то, что соперничество также ведёт к нарушению взаимоотношений между полами.

В двенадцатой главе "Отвращение к соперничеству" рассказывается о том, как из-за своего разрушительного характера соперничество людей, страдающих неврозом, порождает огромную тревожность и вследствие этого вызывает отвращение к соперничеству. Источник невроза - страх возмездия за безжалостное и неотступное преследование честолюбивых целей. Ещё больше усугубляет ситуацию боязнь потерять любовь. Поэтому невротик обычно считает более безопасным делать то, что ему не повредит, а не то, что ему хочется делать. Чем старше он становится, тем сильнее ощущает расхождение между своими потенциальными возможностями и реальными достижениями. Он чувствует себя обиженным, презираемым, оскорбляемым и реагирует соответствующим мстительным негодованием. Невротик, осознает он это или нет, в действительности является не только очень несчастным человеком, но и не видит какой либо возможности избежать своих невзгод. Тринадцатая глава "Невротическое чувство вины" о первостепенной роли чувства вины в картине проявлений неврозов. Невротика часто сопровождает страх осуждения, которые может проявляться в различных формах. Четырнадцатая глава "Смысл невротического страдания - проблема мазохизма" раскрывает смысл страдания для невротика. Для невротика страдание может иметь ценность прямой защиты и часто может быть единственным способом, которым он способен защитить себя от грозящей опасности. Посредством самобичевания он избегает обвинений и в свою очередь обвиняет других; представая больным или несведущим, он избегает упреков; принижая себя, он избегает опасности соперничества. Несмотря на ценность страдания в стратегическом плане, имеется один фактор, который говорит в пользу мнения о том, что невротик хочет страдать: часто он страдает больше, чем это обусловлено его стратегической целью, склонен преувеличивать свое несчастье, погружается в чувства беспомощности, горя и собственной никчемности. Хорни приводит свои доводы относительно мазохизма в сравнении с взглядами Фрейда. Все свои размышления она суммирует в следующем выводе: "мазохистские побуждения не являются, в сущности, ни сексуальным феноменом, ни результатом биологически заданных процессов, а берут свое начало в личностных конфликтах. Их цель не в страдании; невротик так же мало хочет страдать, как и любой другой человек. Невротическое страдание, в той мере, в какой оно выполняет данные функции, - это не то, чего индивид хочет, а то, чем он платит. Что же касается удовлетворения, к которому он стремится, то это не страдание в собственном смысле слова, а отказ от своего "Я"". В пятнадцатой главе "Культура и невроз" Карен Хорни критикует Фрейда за отсутствие социального в его теории. Фрейд сводит культуру к сублимации и вытеснению биологических инстинктов. Он делает акцент на количественной связи между долей вытеснения и объёмом культуры. Карен Хорни говорит о качественной связи между характером (качеством) индивидуальных конфликтов и характером (качеством) трудностей, порождаемых культурой. Нельзя игнорировать количественный фактор, но его можно оценить лишь в контексте всей структуры. Существуют определенные характерные трудности, неотъемлемо присущие культуре, которые отражаются в виде конфликтов в жизни каждого человека и которые, накапливаясь, могут приводить к образованию неврозов. Также в этой главе Хорни выделяет основные тенденции, на её взгляд, которые имеют отношение к проблеме невроза и культуры: соревновательность; противоречие между стимуляцией потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. В конце пятнадцатой главы Хорни подводит достаточно ёмкий вывод: "В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое либо удовлетворительное решение невозможным. Представляется, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности. Мы могли бы назвать его пасынком нашей культуры".

Целью, которой я руководствовалась при написании этой книги, было дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Я не рассматриваю здесь какой-либо особый тип или типы неврозов, но сосредоточиваюсь на описании структуры характера, которая в наше время в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом. Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Такое подчеркивание фактически сложившейся ситуации не означает, что я отказываюсь от мысли, что, по существу, неврозы развиваются из переживаний раннего детства. Но я расхожусь со многими психоаналитиками в том, что не считаю оправданным концентрировать внимание на детстве в некой односторонней зачарованности им и рассматривать последующие реакции как повторения более ранних переживаний. Я хочу показать, что связь между детскими переживаниями и более поздними конфликтами является намного более сложной, чем предполагают многие психоаналитики, говорящие о простой причинно-следственной связи. Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей. Когда мы сосредоточиваем наше внимание на сложившихся к данному моменту проблемах невротика, мы осознаем при этом, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их особую форму. Например, судьбой отдельного человека является иметь деспотическую или «жертвующую собой ради детей» мать, но тот или иной тип матерей определяется данными культурными условиями, и также лишь вследствие этих существующих условий такое переживание будет оказывать влияние на последующую жизнь. Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план. Влияние этих последних факторов должно рассматриваться лишь на основе твердо установленных данных. Такая моя ориентация привела к некоторым новым интерпретациям значительного числа основополагающих проблем в неврозах. Хотя эти интерпретации относятся к таким в корне различным вопросам, как проблема мазохизма, внутренние причины невротической потребности в любви и привязанности, смысл невротических чувств вины, у всех у них имеется общее основание – признание того, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога… В данной книге представлены впечатления, которые я получила в ходе длительного психоаналитического исследования неврозов. Для представления материала, на котором основываются мои интерпретации, мне пришлось бы подробно описать истории многочисленных случаев, что было бы слишком громоздким для книги, предназначенной дать общее представление о проблемах, связанных с неврозами… Эта книга написана доступным языком, и ради ясности я воздержалась от обсуждения очень многих сопутствующих проблем. Насколько это было возможно, специальные термины не употреблялись, так как всегда имеется опасность того, что такие термины заменят собой ясное осмысление. Вследствие этого многим читателям, в особенности непрофессионалам, может показаться, что проблемы невротической личности понять совсем нетрудно. Но такое заключение было бы ошибочным и даже опасным. Мы не можем уйти от того факта, что все психологические проблемы неизбежно имеют тонкий и сложный характер. Если кто-либо не желает признавать этого факта, ему лучше не читать данную книгу, в противном случае его ждет путаница и разочарование в поиске готовых формул. Книга, которую вы держите в руках, адресована непрофессионалам, а также тем лицам, которым по роду своей деятельности приходится иметь дело с невротическими личностями и которые знакомы со связанными с ними проблемами. В эту последнюю категорию входят не только психиатры, но и социальные работники и педагоги, а также те группы антропологов и социологов, которые осознали важное значение психологических факторов в исследовании различных культур. Наконец, я надеюсь, что эта книга будет полезна и для самого невротика. Если он в принципе и не отвергает всякое психологическое размышление как вторжение и навязывание чуждых мнений, он часто вследствие собственного страдания имеет более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем его здоровые собратья. Я пользуюсь возможностью выразить мою благодарность мисс Элизабет Тодд, которая редактировала эту книгу. Авторы, которым я обязана, упоминаются в тексте. Я выражаю особую благодарность Фрейду за то, что он предоставил нам теоретический базис и «орудия» для работы, и своим пациентам, потому что все мое понимание выросло из нашей совместной работы.

Глава 1. Культурный и психологический аспекты понимания неврозов.

Довольно часто в наше время мы пользуемся термином «невротик», не имея, однако, какого-либо ясного представления о том, что он обозначает. Нередко под ним понимается не более чем слегка высокомерный способ выражения неодобрения: тот, кто ранее довольствовался бы словами «ленивый», «ранимый», «чересчур требовательный» или «подозрительный», теперь, вероятно, скажет «невротичный». Однако мы действительно имеем в виду нечто определенное, когда используем этот термин, и, не вполне осознавая это, опираемся на особые критерии при его выборе. Во-первых, невротики отличаются от нормальных индивидов своими реакциями. Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему. Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования. Эти примеры показывают, что применяемый нами критерий при определении человека как невротичного заключается в том, совпадает ли его образ жизни с каким-либо из принятых в наше время образцов поведения. Если бы девушка, лишенная соревновательных побуждений или по крайней мере без явно выраженных стремлений к соперничеству, жила в культуре Пуэбло, она считалась бы абсолютно нормальной. Или если бы художник жил в деревне на юге Италии или в Мексике, он также считался бы нормальным, потому что в той среде немыслимо, чтобы кто-либо хотел зарабатывать больше денег или прилагать сколько-нибудь больше усилий, чем это необходимо для удовлетворения своих непосредственных нужд. Обратимся к прошлому Греции. Там стремление работать больше, чем это было нужно для удовлетворения потребностей человека, считалось неприличным. Таким образом, сам термин «невротичный», хотя он и является медицинским по происхождению, не может теперь использоваться без учета культурных аспектов его значения. Можно диагностировать перелом ноги, не зная культурную принадлежность пациента, но называть индейского мальчика психопатом, потому что он говорит, что имеет видения, в которые верит, – это огромный риск. В своеобразной культуре этих индейцев способность к переживанию видений и галлюцинаций рассматривается как особый дар, благословение духов, и способность вызывать их умышленно стимулируется как дарующая особый престиж имеющему их лицу. У нас человек, в течение часа разговаривающий с покойным дедушкой, будет считаться признанным невротиком или психопатом, в то время как такое общение с предками считается признанным образцом у некоторых индейских племен. Мы действительно будем считать невротиком человека, испытывающего смертельную обиду, когда упоминается имя его умершего родственника, но ом будет считаться абсолютно нормальным в культуре апачей из племени Jicarilla. Человека, смертельно испуганного приближением менструирующей женщины, мы будем считать невротиком, в то время как для многих примитивных племен страх перед менструацией является общепринятым отношением. Понятие о том, что является нормальным, видоизменяется не только в различных культурах, но также, с течением времени, в пределах одной и той же культуры. Например, в наше время, если зрелая и независимая женщина сочла бы себя «надшей», «недостойной любви со стороны порядочного человека» только потому, что ранее вступала в сексуальные отношения, окружающие заподозрили бы у нее невроз. Примерно сорок лет тому назад такое чувство вины считалось бы нормальным. Представление о норме варьируется также среди различных классов общества. Например, представители класса феодалов считают нормальным для человека своего круга все время предаваться отдыху, проявляя активность лишь во время охоты или военных действий, тогда как представителя класса мелкой буржуазии, проявляющего такое же отношение, будут определенно считать ненормальным. Такая вариация имеет место также вследствие половых различий, поскольку они существуют в обществе, как это имеет место в западной культуре, где считается, что мужчины и женщины обладают разными темпераментами. Проявление сверхозабоченности и страха перед приближающейся старостью для сорокалетней женщины является «нормальным», в то время как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком. Каждый образованный человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации. Мы знаем, что китайцы едят пищу, отличную от нашей; что у эскимосов иные представления о чистоте, чем у нас; что у знахаря не такие способы лечения больного, как у современного врача. Однако различия затрагивают не только обычаи, но также побуждения и чувства, часто понимаемые в меньшей степени, хотя в явной или косвенной форме об этом сообщалось антропологами. Одно из достоинств современной антропологии, как сказал Сэпир, состоит в том, что она постоянно открывает заново представления о нормальном, стандартном образце. В силу существенно важных причин каждая культура придерживается веры в то, что присущие ей чувства и стремления являются единственным нормальным выражением «человеческой природы», и психология не составляет исключения из этого правила. Фрейд, например, заключает на основании своих наблюдений, что женщина более ревнива, чем мужчина, и затем пытается объяснить этот, по-видимому, общий феномен на биологических основаниях. Фрейд, по-видимому, также допускал, что все люди испытывают чувство вины, связанное с убийством («Тотем и табу»). Однако бесспорным является тот факт, что существуют огромные различия в отношении к убийству. Как показал Петер Фреучен, эскимосы не считают, что убийца заслуживает наказания. Во многих примитивных племенах существует обычай: чтобы успокоить мать, потерявшую сына, место убитого в семье занимает один из родственников убийцы. Используя более глубоким образом открытия антропологов, нам приходится признать, что некоторые из наших представлений о человеческой природе являются довольно наивными, например мысль о том, что конкуренция, детское соперничество в семье, родство между привязанностью и сексуальностью – явления, неотъемлемо присущие человеческой природе. Мы приходим к нашим представлениям о нормальности через одобрение определенных стандартов поведения и чувств внутри определенных групп, которые налагают эти стандарты на своих членов. Но стандарты видоизменяются в зависимости от культуры, эпохи, класса и пола… Частично продвижение по этому пути означает следование по той стезе, которая привела Фрейда в конечном счете к такому пониманию неврозов, которое до него было немыслимым. Хотя в теории Фрейд прослеживает глубинные связи наших особенностей с биологически обусловленными влечениями, он настойчиво подчеркивает – в теории, и еще более на практике, – что мы не можем понять невроз без детального знания обстоятельств жизни индивида, в особенности привязанностей в раннем детстве, оказывающих формирующее влияние… Мы уже видели, что невроз предполагает отклонение от нормы. Такой критерий является очень важным, хотя и недостаточным. Люди могут отклоняться от общего образца, и не страдая неврозом. У упомянутого выше художника, отказывавшегося тратить время на зарабатывание большего, чем необходимо для жизни, количества денег, может быть, имел место невроз, а может быть, у него было достаточно мудрости, чтобы не уподобляться другим, втянутым в повседневную гонку, соревнование и борьбу. С другой стороны, у многих людей, которые, согласно поверхностному наблюдению, адаптировались к существующим жизненным шаблонам, может быть тяжелый невроз. Именно в таких случаях необходим психологический или медицинский анализ. Довольно любопытно, что с этой точки зрения крайне нелегко сказать, что образует невроз. Во всяком случае, до тех пор, пока мы изучаем лишь картину проявлений, трудно найти признаки, общие для всех неврозов. Мы определенно не можем использовать такие симптомы, как фобии, депрессии, функциональные соматические расстройства, в качестве критерия, потому что они могут отсутствовать. Всегда присутствуют некоторые виды внутренних запретов (их причины я буду обсуждать позднее), но они могут быть столь трудноуловимыми или столь хорошо скрытыми, что будут ускользать от поверхностного наблюдения. Те же самые затруднения возникнут, если мы будем судить на основании одних лишь выраженных проявлений о расстройствах других людей, включая расстройства в сексуальных отношениях. Они всегда имеют место, но их может быть очень трудно распознать. Однако они обладают двумя признаками, которые можно обнаружить во всех неврозах без глубокого изучения структуры личности: определенной ригидностью реагирования и разрывом между возможностями человека и их реализацией. Оба эти признака требуют дополнительного объяснения. Под ригидностью реагирования я понимаю отсутствие той гибкости, которая позволяет нам реагировать различным образом на разные ситуации. Например, нормальный человек становится подозрительным, когда чувствует или видит причины для этого; невротик может быть подозрительным все время, независимо от ситуации, осознает он свое состояние или нет. Нормальный человек способен видеть различие между искренними и неискренними комплиментами; невротик не проводит различия между ними или ни при каких условиях им не верит. Нормальный человек будет ощущать злобу, если почувствует ничем не оправданный обман; невротику достаточно любого намека (доже если он осознает, что это делается в его интересах), чтобы разозлиться. Нормальный человек может временами испытывать нерешительность, столкнувшись с важным и трудным вопросом, невротик постоянно находится в нерешительности. Ригидность, однако, указывает ид наличие невроза, когда она отклоняется от культурных образцов… Аналогичным образом, расхождение между потенциальными возможностями данного человека и его действительными жизненными достижениями бывает вызвано лишь внешними факторами. Но оно может указывать на наличие невроза: если, несмотря на свои дарования и благоприятные внешние возможности для их развития, человек остается бесплодным; или, имея все для того, чтобы чувствовать себя счастливым, он не может наслаждаться этим; или, обладая блестящей внешностью, женщина не считает себя привлекательной. Другими словами, невротик сам стоит у себя на пути. Оставляя в стороне картину внешних проявлений и обращаясь к рассмотрению движущих сил, участвующих в порождении неврозов, можно обнаружить один существенно важный фактор, общий для всех неврозов. Им является тревога и те защиты, которые выстраиваются против нее. Какой бы запутанной ни была структура невроза, тревога является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение. Смысл этого утверждения станет ясен в следующих главах, и поэтому я воздержусь здесь от приведения примеров. Но даже если принять этот тезис лишь предварительно, в качестве базисного принципа, он требует уточнения. В том виде, как оно представлено, данное утверждение, очевидно, является слишком общим. Тревога и страхи (позвольте нам на время взаимозаменяемо использовать эти термины) являются вездесущими, и такими же являются защиты от них. Эти реакции не ограничиваются людьми. Животное, напуганное той или иной опасностью, либо переходит в контратаку, либо убегает. Мы имеем в точности ту же ситуацию страха и защиты. Например, мы боимся быть убитыми молнией и устанавливаем на крыше громоотвод, или мы опасаемся последствий возможных несчастных случаев и оформляем страховой полис. Факторы страха и защиты также присутствуют. Они представлены в различных специфических формах в каждой культуре и могут принимать узаконенный вид, как в случае ношения амулетов в качестве защиты от страха перед дурным глазом, в случае соблюдения детально разработанных ритуалов, защищающих от страха перед умершим, табу относительно опасности встречи с женщиной во время менструального цикла как защиты от страха перед исходящим от нее злом. Каковы же тогда признаки невротических страхов и защит, которые делают их специфически невротическими?.. Первое. Жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи… Невротик, однако, не только разделяет страхи, общие всем людям в данной культуре, но вследствие условий своей индивидуальной жизни, которые переплетены с общими условиями, он также испытывает страхи, которые качественно или количественно отличаются от страхов определенного культурного образца. Второе. Для отражения страхов, существующих в данной культуре, в общем имеются определенные способы защиты (такие, как табу, ритуалы, обычаи). Как правило, эти защиты представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным образом. Таким образом, нормальный человек, хотя ему свойственны страхи и защиты своей культуры, будет в целом вполне способен раскрыть свои потенциальные возможности и получить удовольствия, которые ему может предложить жизнь. Нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в его культуре. Если сформулировать это через отрицание, то он страдает не сильнее, чем это неизбежно в его культуре. Невротик, с другой стороны, всегда страдает больше, чем нормальный человек. Ему неизменно приходится платить за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии и дееспособности или, в особенности, в ослаблении его способности к достижениям и получению удовольствия в результате указанного мной различия. В действительности невротик – постоянно страдающее лицо. Единственная причина, по которой я не упомянула этот факт, когда обсуждала признаки всех неврозов, которые могут быть почерпнуты из поверхностного наблюдения, заключается в том, что этот факт не всегда можно наблюдать извне. Даже сам невротик может не осознавать того, что он страдает. Имеется еще один существенно важный признак невроза, и он заключается в наличии конфликта противоречащих друг другу тенденций, существование которых или по крайней мере их точное содержание сам невротик не осознает и в отношении которых он непроизвольно пытается найти определенные компромиссные решения. Именно эту последнюю особенность Фрейд в различной форме подчеркивал как обязательную составную часть неврозов. Отличие невротических конфликтов от обычно встречающихся в данной культуре конфликтов заключается не в их содержании и не в том, что они в своей основе являются бессознательными, – в обоих этих случаях они могут быть идентичны общераспространенным конфликтам в данной культуре, – а в том, что у невротика конфликты более резко выражены и более остры. Невротик стремится и приходит к компромиссным решениям – не случайно называемым невротическими, – и эти решения менее удовлетворительны, чем решения нормального человека, и достигаются дорогой ценой для личности в целом. Высказывая все эти соображения, мы еще не в состоянии здесь дать хорошо обоснованного определения невроза, однако можем подойти к его описанию: невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае, когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца.

Невротик всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему

Невротик колеблется в своей самооценке между ощущением величия и ничтожества

Конфликтная ситуация невротического человека проистекает из отчаянного и навязчивого желания быть первым и из столь же сильного навязчивого побуждения сдерживать себя.

***

Невротики не могут выразить свои желания или не могут отказать в просьбе другим. У них существуют внутренние запреты на то, чтобы сделать что-то в своих интересах: высказать свое мнение, попросить кого-то что-то сделать, выбрать и договориться с кем-нибудь, установить приятные контакты. Они не могут также защититься от настойчивых просьб, не могут сказать «нет».

Любовь сама по себе не иллюзия, несмотря на то что в нашей культуре она чаще всего служит ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего; но она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать.

***

Различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство - потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви - лишь вторичное.

***

Кроме того, имеется заметное противоречие между их желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство.

***

Невротическая потребность в любви и привязанности может быть сосредоточена на одном человеке - муже, жене, враче, друге. Если это имеет место, то привязанность, интерес, дружба и присутствие данного лица приобретают громадное значение. Однако важное значение данного человека имеет парадоксальный характер. С одной стороны, невротик пытается привлечь интерес такого человека, заполучить его, страшится потери его любви и чувствует себя отверженным, если его нет рядом; а с другой - он вовсе не испытывает счастья, когда находится со своим «идолом».

***

Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении.

Базальная тревога означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить всю ответственность на других, получить от них защиту и заботу; в то же самое время вследствие базальной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осуществить это желание. И неизбежным следствием этого является то, что ему приходится затрачивать львиную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

***

Невротик колеблется в своей самооценке между ощущением величия и ничтожества.

***

Невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и хотеть, чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов.

***

Навязчивое стремление к совершенству в большой степени развивается из потребности избегать какого-либо неодобрения.

***

Человек, чьи сексуальные потребности возрастают под неосознаваемым влиянием тревожности, наивно склонен приписывать интенсивность своих сексуальных потребностей врожденному темпераменту или свободе от общепринятых табу. Делая это, он совершает ту же самую ошибку, что и люди, переоценивающие свою потребность в сне, воображая, что их конституция требует десяти или более часов сна, в то время как в действительности их повышенная потребность в сне может быть вызвана различными, не находящими выхода эмоциями. Сон может служить в качестве одного из средств ухода от всех конфликтов.

***

Если невротика заставлять ждать, то они интерпретируют это таким образом, будто их считают столь ничтожными, что не чувствуют необходимости быть с ними пунктуальными; а это может вызвать взрывы враждебных чувств или привести в результате к полнейшему отстранению от всех чувств, так что они становятся холодными и индифферентными, даже если несколько минут тому назад могли с нетерпением ожидать встречи.

***

Невротик всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему. Невротик интерпретирует любое требование как предательство, а любую критику - как унижение.

***

Невротик не осознает, в сколь значительной степени его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям.

***

Невротичные родители обычно недовольны своей жизнью, не имеют удовлетворительных эмоциональных или сексуальных отношений и поэтому склонны делать детей объектами своей любви. Они изливают свою потребность в любви на детей.

***

Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая более, чем что-либо иное, закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем.

Невротичный человек может испытывать чувство ужаса, когда приближается к осознанию того, что ему предлагается подлинная любовь.

***

Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам: внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым.

***

Разговор о тенденции невротика перекладывать вину на других может дать повод для неправильного понимания. Он может быть воспринят так, как будто его обвинения беспочвенны. В действительности у него есть весьма веские причины для обвинения, потому что с ним обращались несправедливо, особенно в детстве. Но в его обвинениях имеются также невротические элементы; они часто занимают место конструктивных усилий, ведущих к позитивным целям, и обычно безрассудны. Например, невротик может выдвигать их против тех людей, которые искренне хотят помочь ему, и в то же самое время он может быть совершенно неспособен возложить вину и высказать свои обвинения в адрес тех людей, которые действительно причиняют зло.

***

Невротическая ревность также отличает невротика, она диктуется постоянным страхом потерять любимого человека, хотя партнер не дает абсолютно никаких поводов для такой ревности. Такой тип ревности может проявляться со стороны родителей к своим детям, если они стремятся вступить в брак, или, наоборот, со стороны детей, когда один из родителей хочет вступить в брак.

***

Невротическое страдание, в той мере, в какой оно выполняет данные функции, - это не то, чего индивид хочет, а то, чем он платит. Что же касается удовлетворения, к которому он стремится, то это не страдание в собственном смысле слова, а отказ от своего «Я».

***

В нашей культуре имеются четыре основных способа избежать тревоги: ее рационализация; ее отрицание; попытки заглушить ее наркотиками; избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее.

***

Я не думаю, что можно понять какой либо тяжелый невроз без осознания той парализующей беспомощности, которая связана с ним. Некоторые невротичные люди выражают свое раздражение явным образом, у других же оно глубоко спрятано за покорностью или показным оптимизмом. И тогда бывает очень непросто усмотреть, что за всеми этими претензиями, странным тщеславием, враждебными отношениями скрывается человеческое существо, которое страдает и ощущает себя навсегда отлученным от всего того, что делает жизнь привлекательной, которое знает, что даже если достигает желаемого, все равно не сможет получить от этого удовольствия. Человек, для которого закрыта всякая возможность счастья, должен был бы быть настоящим ангелом, если бы не испытывал ненависти к миру, принадлежать которому он не может. опубликовано

Читая Карен Хорни («Невротическая личность нашего времени»). Конспект.

Последние 7 - 8 лет ко мне все чаще обращаются клиенты, в жизни которых наблюдается наличие двух и более разнонаправленных желаний, «противоположно направленные стремления», если говорить словами Хорни. Как правило, результат такого «разрыва» печальный - много страданий и разочарования…

Желание помочь им разобраться, оказать психологическую помощь и поддержку привело меня к детальному изучению «теории неврозов» Карен Хорни. Чем больше я изучал ее работы, тем четче вырисовывалась картина неврозов в понимании Хорни, контуры «невротической личности нашего времени». Благодаря этому более детальному изучению наследия К. Хорни, изменилось мое понимание жизни и поступков невротика, да и структура оказания помощи. После обработки записей, составленных при чтении «Невротической личности нашего времени», получился небольшой конспект, его я и представляю всем заинтересованным в изучении наследия Карен Хорни.

Глава 1. Культурный и психологический аспекты понимания неврозов.

Признаки невротической личности:

Определенная ригидность реагирования (отсутствие той гибкости, которая позволяет нам реагировать различным образом на разные ситуации).

Постоянно страдающее лицо.

Наличие конфликта противоречащих друг другу тенденций.

Невротики отличаются:

Своими реакциями (например, постоянная подозрительность, независимо от ситуации).

Невротик сам стоит у себя на пути.

Невротик постоянно страдает.

Что образует невроз?

Фобии, депрессии, функциональные соматические расстройства и не только (некоторые виды внутренних запретов, расстройства в сексуальных отношениях).

Тревога и те защиты, которые выстраиваются против неё.

Признаки невротических страхов и защит:

1) жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи.

2) для отражения страхов имеются определенные способы защиты (табу, ритуалы, обычаи). + «нормальный» человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в его культуре, а невротик всегда страдает больше.

3) у невротика конфликты более резко выражены и более остры. Стремится к конфликтным решениям, которые достигаются дорогой ценой.

Невроз - психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций.

Глава 2. Что побуждает нас говорить о «невротической личности нашего времени».

Поскольку наш интерес сосредоточен на том, каким образом невроз оказывает воздействие на личность, сфера нашего исследования ограничивается двумя областями. Во - первых, имеются неврозы, которые могут возникать у индивидов, чья личность в иных отношениях сохранена и не искажена. (И во - вторых) неврозы характера, т.е. те состояния, в которых - хотя их симптоматическая картина может быть в точности такой же, как в случае ситуативного невроза, - основное расстройство заключается в деформациях характера.

1) Простые ситуативные неврозы (кратковременное отсутствие адаптации к определенной сложной ситуации).

2) Неврозы характера (основное расстройство заключается в деформациях характера, что является результатом скрытого хронического процесса, который начинается в детстве и охватывает более или менее обширные области в общей структуре личности).

Характеризуется невротическими реакциями, которые у здорового человека вообще бы не вызвали никакого конфликта.

Деформация личности невротика:

Истерический характер,

Невроз навязчивых состояний

Психологический анализ ставит задачу выяснить:

1) Сексуальные корни влечения.

2) Инфантильную форму поведения.

1. Отношения любви, привязанности, расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны).

2. Отношения, связанные с оценкой «Я».

3. Отношения, связанные с самоутверждением.

4. Отношения, связанные с агрессией.

5. Отношения, связанные с сексуальностью.

Черты невротиков:

1) чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей (неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку).

Заметное противоречие между желанием получать любовь от других и их собственной способностью питать это чувство.

2) внутренняя незащищенность, чувство неполноценности и несоответствия.

Обширная группа запретов (внутренние запреты, например, запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы, высказать мнение или обоснованную критику и многое другое, вплоть до выбора человека, с которым они хотят общаться).

3) внутренние запреты в связи с тем, что мы можем назвать утверждением своей позиции (часто не способны защитить себя от нападок или сказать «нет» - например, отказать продавщице при навязывании ненужной вещи, при любовных поползновениях и прочем).

Внутренние запреты на знание того, что он хочет (трудности при принятии решений, осознании собственных желаний, вплоть до выбора профессии или спутника жизни).

Невротиками движут определенные невротические страхи:

Накопление денег - страх впасть в нищету.

Жить без любви - бесконечные любовные истории.

4) агрессия:

Трудности, связанные с агрессией - действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательство на их права и прочее, то есть любая форма враждебного поведения.

Бывает в двух формах:

а) склонность быть агрессивным, властным, сверхтребовательным, распоряжаться, обманывать, критиковать, придираться. Часто люди не осознают этого и уверены в своей правоте.

б) люди, которые считают, что их постоянно обманывают или управляют, бранят или унижают, что мир ополчился против них и обманывает их.

5. сексуальная сфера:

а) навязчивая потребность в сексуальной активности.

б) запрет на сексуальную активность (в любом виде).

Глава 3. Тревожность.

Под тревогой (тревожностью) понимается эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.

То есть страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже на воображаемую опасность. Например, люди, испытывающие постоянный страх умереть.

Тревога может возникать в результате конфликта противоположенных желаний (например, жить и умереть).

Попытка убедить невротика, что его тревога необоснованна (метод убеждения), бесполезна.

Терапевтическое значение имеет выявление смысла, который несет для невротика определенная ситуация.

Значение тревоги в жизни человека:

У невротика проявляется в виде неясной тревоги, в форме приступов страха, может быть привязана к определенным ситуациям и действиям, таким как боязнь высоты, улиц, публичных выступлений; может быть, имеет отношение к опасению сойти с ума, заболеть раком, проглотить иголку. Или невротики, которые осознают лишь наличие у себя чувства неполноценности, депрессий, расстройств в сексуальной жизни и пр. В анализе у них обнаруживается скрытая тревожность, а осознание своей тревожности приводит к предположению: мы можем испытывать тревогу, даже не зная об этом. Тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же время неосознанной нами. Мы делаем все возможное, чтобы избежать тревоги. Некоторые составляющие аффекта тревоги особо непереносимы для человека:

Беспомощность.

Иррациональность.

Потеря контроля.

Указание на то, что внутри нас что-то не в порядке и что-то необходимо изменить.

Четыре основных способа избежать тревоги:

1) Рационализация тревоги.

2) Отрицание тревоги.

3) Попытка заглушить тревогу наркотиками.

4) Избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих тревогу.

1) Рационализация - наилучший способ оправдания своего уклонения от ответственности.

2) Отрицание или устранение тревоги из сознания.

Физические признаки страха или тревоги: дрожь, усиленное потовыделение, учащенное сердцебиение, ощущение удушья, частое побуждение к мочеиспусканию, понос, рвота и в психологической сфере: чувство нетерпения, ощущение внезапного приступа или паралича.

3) Наркотизация невротика - не только прием алкоголя или наркотиков, но и наркотическое глушение тревожности - попытка «потопить» ее в работе, а в выходные и праздничные дни возникает беспокойство; чрезмерная потребность во сне, хотя сон и не способствует восстановлению сил; сексуальная активность, посредством которой может ослабляться тревожность, например, навязчивая мастурбация):

4) Избегание всех ситуаций, мыслей или чувств, которые могут возбудить тревогу. Может быть сознательный процесс (например, человек, который боится нырять в воду, избегает делать это).

Бывает смутно осознаваемый или неосознаваемый процесс. Например, откладывать со дня на день дела, вызывающие тревогу. Еще невротик может «притворяться», то есть субъективно считать, что обдумываемые им определенные действия являются несущественными. Или «притворяться», что невротику не нравится делать определенные вещи и отвергать их на этом основании (например, из-за страха отвержения отказаться от посещения вечеринок).

Далее лежит феномен внутреннего запрета, который выражается в неспособности делать, чувствовать или обдумывать определенные вещи. Представлены в истерических выпадениях функций: истерическая слепота, немота или паралич конечностей. В сексуальной сфере такие запреты представляют фригидность и импотенция.

В умственной сфере - запреты на сосредоточение, формирование или высказывание мнений, на установление контакта с людьми.

Предварительные условия начала осознавания наличия внутренних запретов:

Осознавать наличие желания что-либо сделать для того, чтобы осознать неспособность сделать это.

Запрет может выполнять столь важную функцию, что невротик воспринимает его как неподлежащий сомнению и изменению факт.

Запреты, совпадающие с одобряемыми в обществе/культуре формами запретов или установок (например, идеологических).

Важно знать:

1) Осуществление действия, по поводу которого мы испытываем тревожность, порождает чувство напряжения, усталости или изнеможения.

2) Тревога, связанная с определенной деятельностью, в результате будет приводить к нарушению функции (приказание, отдаваемое жалобным, извиняющимся тоном, например).

3) Тревожность, связанная с деятельностью, будет портить то удовольствие, которое эта деятельность могла бы принести в ином случае. Например, при значительной тревожности катание с американских горок превратится в пытку. Сильная тревожность в сексуальных отношениях лишит их удовольствия.

Тревога может скрываться за чувствами физического дискомфорта (сильное сердцебиение, усталость); за многочисленными страхами (внешне рациональными и обоснованными); может быть скрытой силой, толкающей невротика к алкоголю и наркотикам.

Тревога - причина неспособности выполнять то или иное дело или получить удовольствие.

Тревога - важный фактор, стоящий за внутренними запретами. Наша культура порождает огромную тревожность.

Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами и тем больше таких вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу своей энергии, умственных способностей или уровня образования может их осуществить.

Глава 4. Тревожность и враждебность.

Тревога - это страх, который диктуется субъективным фактором.

Это ощущение могущественной, неотвратимой опасности, перед которой человек бессилен.

Два фактора: непреодолимая опасность и беззащитность.

В действительности враждебные побуждения различного рода образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность.

В неврозах нашего времени враждебные импульсы являются главной психологической силой, порождающей тревожность.

Психологические последствия, которые возникают в результате вытеснения враждебности, необходимо исследовать.

Вытеснить враждебность означает делать вид, что все хорошо и таким образом устраняться от борьбы тогда, когда нам следует бороться или когда нам хотелось бы бороться. Следовательно, первым неизбежным следствием такого вытеснения является то, что оно порождает чувство беззащитности или, чтобы быть более точным, усиливает уже имеющееся чувство беспомощности.

Вытеснение происходит тогда, когда в какой-либо ситуации осознание собственной враждебности становится невыносимым для человека. В таком случае возможность сознательного контроля отсутствует.

Если враждебность вытеснена, у человека нет ни малейшего представления о том, что он ее испытывает.

Взрывная сила вытесненного аффекта является еще большей. До тех пор, пока человек осознает свою злобу, ее проявление ограничено в трех отношениях:

1) Учет сложившейся ситуации показывает человеку, что он может, а что нет.

2) Если гнев относится к тому лицу, которым он в ином отношении восхищается, любит или в котором нуждается, то его гнев раньше или позже включается в комплекс всех его чувств.

3) В той мере, в какой человек выработал определенное представление о том, что следует, а чего не следует делать сложившейся личности, это также сдерживает его враждебные побуждения.

В случае вытеснения:

А) чувство гнева постоянно возобновляется.

б) человек отмечает внутри себя наличие взрывоопасного аффекта, не поддающегося его контролю.

В случае вытеснения человек «проецирует» свои враждебные импульсы на внешний мир. Результатом является то, что данное лицо (на которое проецируются враждебные импульсы) приобретает в его сознании громадные размеры. Чем беззащитнее человек, тем большей представляется возникающая опасность. Не сам индивид испытывает желание красть, обманывать, эксплуатировать, унижать, но другие хотят делать это по отношению к нему.

Процесс проекции плюс страх возмездия играют огромную роль в психике людей, страдающих неврозом.

Вытесняя собственную враждебность, человек отрицает, что с его стороны имеет место какая-либо враждебность, а посредством проекции своей вытесненной враждебности на что-либо он отрицает какую-либо враждебность со стороны других. Человек ищет защиту в такой ситуации, например, в лишних часах сна или выпивке.

Схема К. Хорни:

А) Человек воспринимает опасность как идущую от его собственных побуждений

Б) Опасность ощущается как угроза извне.

Группа А) представляется прямым результатом вытеснения с точки зрения последствий вытеснения враждебности, группа Б) предполагает проекцию.

1) Опасность ощущается как угроза «Я».

2) Опасность ощущается как угрожающая другим.

Тогда у нас образуется 4 основных вида тревоги:

А1: Опасность ощущается как проистекающая из собственных побуждений и угрожающая «Я».

А2: Опасность ощущается как исходящая из собственных побуждений и угрожающая другим.

Б1: Опасность ощущается как идущая извне и угрожающая «Я».

Б2: Опасность ощущается как приходящая извне и угрожающая другим.

Эффект взаимодействия между враждебностью и тревожностью, всегда взаимно порождающими и усиливающими друг друга, позволяет нам понять, почему мы находим в неврозах такое количество неослабевающей враждебности. Такое взаимное влияние является также основной причиной того, почему тяжелые неврозы столь часто усиливаются без каких-либо явных осложняющих усилий извне.

Фрейд выдвинул такую точку зрения на тревожность:

1) Тревожность возникает в результате вытеснения влечений.

2) Тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение или следование которым создает внешнюю опасность.

Глава 5. Глубинная структура неврозов.

Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной.

Главная причина - неспособность родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов.

Причины неврозов/формирования неврозов:

Инфантильная тревожность.

Недоверчивость или злобное отношение ко всем людям.

Убеждение, что мир в целом опасен и страшен.

Со временем появляется чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире.

Отдельные острые реакции на частные провоцирующие ситуации кристаллизуются в склад характера: глубинная тревожность, которая неразрывно переплетена с глубинной враждебностью.

В психоанализе признается, что глубинная тревожность лежит в основе отношения к людям.

1) ситуативные неврозы - часто легко и быстро достигаются результаты.

2) неврозы характера - огромные препятствия и длительное время.

Глубинная тревожность описывается как:

Чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности.

Нахождение в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.

Подспудное недоверие к каждому человеку, глубинное презрение к каждому, глубинная тревожность могут быть трансформированы в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев, консервированной пищи вплоть до чувства, что человека преследует судьба (злой рок).

Глубинная тревожность и враждебность может ли быть «нормальной»? Как беспомощность перед силами более могущественными, чем мы сами, да. Такими, как смерть, болезнь, старость, природные катастрофы, политические события, несчастные случаи и пр.

Глубинная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я»… Она несет в себе зародыш потенциального конфликта между желанием полагаться на других и невозможностью это сделать вследствие идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. Она означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить свою ответственность на других, получить от них защиту и заботу, в то же самое время вследствие глубинной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осуществить это желание. Как следствие, приходится затрачивать львиную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

В нашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревожности:

1) Любовь.

2) Подчинение.

3) Власть.

4) Реакция ухода (отстранение).

1) Любовь - формула: если вы меня любите, вы не причините мне зла.

2) Подчинение - может быть:

А) к лицам или институтам. Например, подчинение общепринятым традиционным взглядам, религиозным ритуалам или требованиям некоторого могущественного лица. Такое отношение может принимать форму необходимости быть «хорошим».

Б) обобщенная форма подчинения потенциальным желаниям всех людей и избегание всего, что может вызвать возмущение и обиду.

И для первого и для второго подчинения формула: если я уступлю, мне не причинят зла. Часто направлено на поиски защиты.

3) Власть - стремление достичь безопасности путем обеспечения реальной власти, успеха или обладания. Формула: если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть.

4) Уход - бегство от мира - достижение независимости от других в удовлетворении своих внешних и внутренних потребностей.

Например, накопление собственности (от внешних потребностей) или ограничение до минимума; эмоциональное обособление (внутренние потребности) вплоть до ухода от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственно «Я».

Формула: если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня.

Продолжение следует...

Книга выдающегося немецко-американского психолога Карен Хорни включает одну из ее наиболее популярных работ "Невротическая личность нашего времени".

Хорни предлагает читателю эффективный алгоритм анализа и преодоления своих внутренних комплексов и конфликтов. Доходчивый и простой стиль изложения делает размышления автора понятными даже неподготовленному читателю.

"Я стремилась дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Я не рассматриваю здесь какой-либо особый тип или типы неврозов, но сосредоточиваюсь на описании структуры характера, которая в наше время в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом.

Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам".

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Невротическая личность нашего времени" Хорни Карен бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.