Литература         02.02.2021   

Кто опускался в марианскую впадину. Мечта кэмерона. История создания батискафа

Отличники в школе твердо усвоили: самая высокая точка земли — гора Эверест (8848 м), самая глубокая впадина — Марианская . Однако если про Эверест мы знаем немало интересных фактов, то о впадине в Тихом океане, помимо того, что она самая глубокая, большинству людей ничего не известно.

ПЯТЬ ЧАСОВ ВНИЗ, ТРИ ЧАСА НАВЕРХ

Несмотря на то что океаны к нам ближе, чем горные вершины и уж тем более отдаленные планеты Солнечной системы, люди исследовали всего пять процентов морского дна, которое до сих пор остается одной из величайших загадок нашей планеты.

Шириной в среднем 69 км Марианская впадина образовалась несколько миллионов лет назад вследствие сдвигов тектонических плит и тянется в форме полумесяца на две с половиной тысячи километров вдоль Марианских островов.

Ее глубина, согласно последним исследованиям, составляет 10 994 метра ± 40 метров (для сравнения: экваториальный диаметр Земли равен 12 756 км), давление воды у дна достигает 108,6 МПа — это более чем в 1100 раз больше обычного атмосферного давления!

Марианская впадина, которую еще называют четвертым полюсом Земли, была открыта в 1872 году командой британского исследовательского судна «Челленджер». Экипаж проводил измерения дна в различных точках Тихого океана.

В районе Марианских островов был произведён очередной замер, но километрового каната оказалось недостаточно, и тогда капитан приказал добавить к нему ещё два километровых отрезка. Потом еще и еще...

Почти сто лет спустя эхолот другого английского, но под тем же именем, научного судна зафиксировал в районе Марианской впадины глубину 10 863 метра. После этого самую глубокую точку океанского дна стали называть «Бездной Челленджера».

В 1957 году уже советские исследователи установили наличие жизни на глубинах более 7000 метров, опровергнув тем самым бытовавшее в то вре мя мнение о невозможности жизни на глубинах более 6000—7000 метров, а также уточнили данные англичан, зафиксировав в Марианской впадине глубину в 11 023 метра.

Первое погружение человека на дно впадины состоялось в 1960 году. Его осуществили на батискафе «Триест» американец Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар.

Спуск в бездну занял у них почти пять часов, а подъём — около трёх часов, на дне исследователи пробыли лишь 20 минут. Но и этого времени им хватило для того, чтобы сделать сенсационное открытие — в придонной акватории они обнаружили неизвестных науке плоских рыб размером до 30 см, похожих на камбалу.

ЖИЗНЬ В КРОМЕШНОЙ ТЬМЕ

В ходе дальнейших исследований с помощью беспилотных глубоководных аппаратов выяснилось, что на дне впадины, несмотря на ужасающее давление воды, обитают самые разнообразные виды живых организмов. Гигантские 10-сантиметровые амебы — ксенофиофоры, которых в обычных, земных, условиях можно увидеть только с помощью микроскопа, удивительные двухметровые черви, не менее огромные морские звёзды, осьминоги-мутанты и, естественно, рыбы.

Последние поражают своим ужасающим внешним видом. Их отличительной особенностью является огромная пасть и множество зубов. Многие раздвигают челюсти так широко, что даже небольшой хищник может целиком заглотить животное крупнее себя самого.

Встречаются и вовсе необычные существа, достигающие двухметрового размера с мягким желеобразным телом, аналогов которым в природе не существует.

Казалось бы, на такой глубине температура должна быть на уровне антарктической. Однако в «Бездне Чел-ленджера» находятся гидротермальные источники, называемые «черными курильщиками». Они постоянно нагревают воду и тем самым поддерживают общую температуру во впадине на уровне 1—4 градусов Цельсия.

Обитатели Марианской впадины живут в кромешной тьме, некоторые из них лишены зрения, у других имеются огромные телескопические глаза, улавливающие малейшие блики света. Отдельные особи имеют «фонари» на голове, излучающие разный цвет.

Есть рыбины, в теле которых скапливается светящаяся жидкость. Когда они чувствуют опасность, то выплескивают эту жидкость в сторону неприятеля и прячутся за этим «занавесом света». Внешний вид таких животных весьма непривычен к нашему восприятию, может вызывать омерзение и даже внушать чувство страха.

Но очевидно, что не все загадки Марианской впадины еще разгаданы. В глубинах обитают какие-то диковинные звери поистине невероятных размеров!

ЯЩЕР ПЫТАЛСЯ РАЗГРЫЗТЬ БАТИСКАФ КАК ОРЕХ

Иной раз на берегу, недалеко от Марианской впадины, люди находят тела мертвых 40-метровых чудищ. Также в тех местах были обнаружены гигантские зубы. Ученые доказали, что они принадлежат многотонной доисторической акуле-мегалодону, размах пасти которой достигал двух метров.

Предполагалось, что эти акулы вымерли около трех миллионов лет назад, но найденные зубы гораздо моложе. Так исчезли ли древние монстры на самом деле?

В 2003 году в США были опубликованы очередные сенсационные результаты исследований Марианской впадины. Ученые погрузили в самом глубоком месте мирового океана беспилотную платформу, снабженную прожекторами, чувствительными видеосистемами и микрофонами.

Платформа спускалась на 6 стальных тросах дюймового сечения. Сначала техника не давала никакой необычной информации. Но через несколько часов после погружения на экранах мониторов в свете мощных прожекторов стали мелькать силуэты странных больших объектов (не менее 12—16 метров), а микрофоны в это время передавали на записывающие устройства резкие звуки — скрежет железа и глухие равномерные удары по металлу.

Когда платформу подняли (так и не опустив на дно из-за непонятных помех, препятствовавших спуску), то обнаружилось, что мощные стальные конструкции были погнуты, а стальные тросы как будто подпилены. Еще немного — и платформа навсегда осталась бы «Бездне Челленджера».

Ранее нечто подобное приключилось с немецким аппаратом «Хайфиш». Опустившись на глубину 7 километров, он вдруг отказался всплывать. Чтобы выяснить, в чем неполадка, исследователи включили инфракрасную камеру.

То, что они увидели в последующие несколько секунд, показалось им коллективной галлюцинацией: огромный доисторический ящер, вцепившись зубами в батискаф, пытался разгрызть его как орех.

Опомнившись от шока, ученые привели в действие так называемую электрическую пушку, и чудовище, пораженное мощным разрядом, поспешило ретироваться.

Гигантская 10-сантиметровая амеба— ксенофиофора


КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ «ХОЗЯИНОМ» ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Но не только фантастические чудовища попадают в поле зрения глубоководных камер. Летом 2012 года беспилотный глубоководный аппарат «Титан», спущенный с научно-исследовательского судна «Рик Месенгер», находился в Марианской впадине на глубине 10 000 метров. Его главной целью было проведение видеосъемки и фотографирование различных подводных объектов.

Вдруг камеры зафиксировали странный множественный блеск материала, очень похожего на металл. А затем в нескольких десятках метрах от аппарата в свете прожектора засветились несколько крупных объектов.

Приблизившись к этим объектам на максимально допустимое расстояние, «Титан» выдал на мониторы ученых, находящихся на «Рике Месенгере» очень необычную картинку. На площадке примерно в квадратный километр находились около 50 крупных цилиндрических предметов, очень похожих на... летающие тарелки!

Через несколько минут после зафиксированного «аэродрома НЛО» «Титан» перестал выходить на связь и так и не всплыл на поверхность.

Существует масса общеизвестных фактов, которые если и не подтверждают возможности существования в морских глубинах разумных существ, то, во всяком случае, вполне объясняют, почему современная наука до сих пор ничего не знает о них.

Во-первых, родная для человека среда обитания — земная твердь — занимает лишь немногим более четверти поверхности суши. Так что нашу планету вполне можно было бы назвать планетой Океан, нежели Земля.

Во-вторых, как всем известно, жизнь зародилась в воде, поэтому морской разум (если он существует) старше человеческого примерно на полтора миллиона лет.

Именно поэтому, по мнению некоторых специалистов, на дне Марианской впадины благодаря наличию активных гидротермальных источников могут существовать не только целые колонии доисторических животных, сохранившихся до наших дней, но и неведомая землянам подводная цивилизация разумных существ! «Четвертый полюс» Земли, на взгляд ученых, — самое подходящее место для их обитания.

И в очередной раз встает вопрос: единственным ли «хозяином» планеты Земля является человек?

«ПОЛЕВЫЕ» ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА ЛЕТО 2015 ГОДА

Третьим человеком, за всю историю исследования Марианской впадины спустившимся на ее дно, стал ровно три года назад Джеймс Кэмерон.

«На земной суше исследовано практически все, — объяснял он свое решение. — В космос начальники предпочитают посылать людей кружиться вокруг Земли, а к других планетам направлять автоматы. Для радостей открытия неизведанного остается одно поле деятельности — океан. Исследовано всего около 3% его водного объема, а что там дальше — неизвестно».

На батискафе DeepSes Challenge, находясь в по лусогнутом состоянии, по скольку внутренний диа метр аппарата не превышав 109 см, известный кинорежиссер наблюдал за всем, что происходит i этом месте, пока механические непо ладки не вынудили его подняться нг поверхность.

Кэмерону удалось взять со дна об разцы пород и живых организмов, а так же провести киносъемку 3D-камерами. Впоследствии эти кадры легли в основу документального фильма.

Однако он так и не увидел ни одного из страшных морских монстров. По его словам, самое дно океана было «лунным... пустым... одиноким», и он чувствовал «полную изоляцию от всего человечества».

Тем временем в лаборатории телекоммуникаций Томского политехнического университета совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН полным ходом идёт разработка отечественного аппарата для глубоководных исследований, который сможет опускаться на глубину до 12 километров.

Специалисты, работающие над батискафом, заявляют о том, что аналогов разрабатываемому ими оборудованию в мире нет, а «полевые» исследования образца в водах Тихого океана запланированы уже на лето 2015 года.

Приступил к работе над проектом «Погружение в Марианскую впадину в батискафе» и знаменитый путешественник Федор Конюхов. По его словам, он ставит своей целью не просто коснуться дна глубочайшей впадины Мирового океана, но и провести там целых двое суток, проведя уникальные исследования.

Батискаф создается из расчета на двух человек и будет спроектирован и построен одной из австралийских компаний.

Впервые на дно Марианской впадины (глубина — 11,5 км), самого глубокого из известных на Земле океанического жёлоба, люди опустились с помощью батискафа Триест 23 января 1960 года. Ими были лейтенант ВМС США Дон Уолш (Don Walsh) и инженер Жак Пикар (Jacques Piccard). С тех пор и до последнего времени человек не опускался на эту глубину.

Голливудский режиссёр Джеймс Кэмерон в батискафе Deepsea Challenger

Спустя 52 года повторил этот путь к самой глубокой точке океана режиссёр «Аватара» и «Титаника» Джеймс Кэмерон, который 25 марта успешно погрузился на дно Марианской впадины и вернулся на поверхность. На специальном вертикальном батискафе Deepsea Challenger он через два часа после начала погружения достиг дна к 7:52 утра по местному времени. Там он пробыл в течение трёх часов, производя съёмку и сбор образцов, после чего успешно вернулся на поверхность.

Батискаф Deepsea Challenge с Джеймсом Кэмероном опускается в глубины Тихого океана

Первые люди, погрузившиеся на дно Марианской впадины, пробыли там всего 20 минут, сделав минимальный объём работы и почти ничего, кроме поднявшейся от погружения грязи и ила, не увидев. Прошедшие десятки лет не прошли даром. Батискаф господина Кэмерона был оснащён как следует — этого и следовало ожидать от человека, снявшего один из самых впечатляющих художественных стереоскопических фильмов и немало документальных картин о подводном мире.

Deepsea Challenger был оснащён множеством стереоскопических камер, башней светодиодной подсветки, батометром для взятия проб, роботизированным манипулятором и специальным устройством, способным захватывать небольшие подводные организмы с помощью всасывания. Сам глубоководный аппарат создан в Австралии и имеет длину 7 метром при весе 11 тонн. Отсек же, в котором ютился Джеймс Кэмерон, представляет собой сферу с внутренним диаметром чуть больше метра и предполагает только сидячее положение.

Аппарат Deepsea Challenge опускался на дно со скоростью 3—4 узла

Режиссёр перед погружением в интервью ВВС сказал, что это была его мечта: «Я вырос на научной фантастике во времена, когда люди жили в научно-фантастической реальности. Люди отправлялись на Луну, Кусто изучал океан. Это та среда, в которой я рос, это то, что я ценю с детства».

Джеймс Кэмерон сразу после погружения приветствует исследователя океана капитана военно-морского флота США Дона Уолша

Джеймс Кэмерон в люке Deepsea Challenge готовится к погружению

Другой снимок режиссёра и исследователя океана Дона Уолша (крайний справа), который был вместе с Жаком Пикаром первым человеком, достигшим дна Марианской впадины 52 года назад

Путешествие Джеймса Кэмерона в виде одноминутной анимации

На Земле есть место, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о далеком космосе - таинственное дно океана . Считается, что мировая наука по-настоящему еще даже не приступала к его изучению.

26 марта 2012 года, спустя 50 лет после первого погружения человек вновь опустился на дно глубочайшей впадины на Земле: батискаф Deepsea Challenge с канадским режиссером Джеймсом Кэмероном опустился на дно Марианской впадины . Кэмерон стал третьим человеком, достигшим глубочайшей точки океана и первым, кто сделал это в одиночку.

Марианская впадина - самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера» . Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра (±40 м) ниже уровня моря. К слову говоря, высочайшая вершина мира - Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления. (Инфографика ria.ru):

Полвека назад. Батискаф «Триест» , сконструированный швейцарским учёным Огюстом Пикаром, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину:



23 января 1960 Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили погружение в Марианскую впадину на глубину 10 920 метров на батискафе «Триест». Погружение заняло около 5 часов, а время пребывания на дне составило 12 минут. Это был абсолютный рекорд глубины для пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Двое исследователей тогда обнаружили на страшной глубине всего 6 видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 см:

Вернемся в наши дни. Это Глубоководный батискаф Deepsea Challenge , на котором Джеймс Кэмерон погрузился на дно океана. Был разработан в австралийской лаборатории, весит 11 тонн и имеет длину более 7 метров:

Погружение началось 26 марта в 05:15 утра по местному времени. Последними словами Джеймса Кэмерона были: «Опускайте, опускайте, опускайте».

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

Это настоящая вертикальная торпеда, которая скользит сквозь огромную толщу воды на большой скорости:

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер:

На фотографии, слева от режиссера виден люк, закрывающий сферу:

HD-видео . Погружение:

Джеймс Камерон провел на дне Марианской впадины более 3 часов, в течение которых вел фото- и видеосъемку подводного мира. Итогом этого подводного путешествия станет совместный с National Geographic фильм. На фотографии видны манипуляторы с камерами:

На глубине 11 километров:

3D-камера:

Однако, подводная экспедиция прошла не совсем удачно. Из-за неисправности металлических «рук» , управляющихся гидравликой, Джеймс Кэмерон не смог взять образцы со дна океана, которые нужны ученым для изучения геологии:

Многих мучил вопрос о животных, которые обитают на такой чудовищной глубине. «Наверное, всем, хотелось бы услышать, что я видел какое-нибудь морское чудовище, но его там не было...Не было ничего живого, более 2-2.5 см».

Спустя несколько часов после погружения, батискаф Deepsea Challenge с 57-летним режиссером успешно вернулся со дна Марианской впадины.

Подъем батискафа:

Джеймс Камерон - первый в мире человек, совершивший одиночное погружение в бездну - на дно Марианской. В ближайшие недели он опустится на глубину еще 4 раза.

Многие знают, что самая высокая точка – это (8848 м). Если же вас спросят, где находится самая глубокая точка океана, что вы ответите? Марианская впадина – это то самое место, о котором мы хотим вам рассказать.

Но прежде хочется заметить, что не перестают удивлять нас своими загадками. Описываемое место также до сих пор как следует не изучено по вполне объективным причинам.

Итак, предлагаем вам или, как ее еще называют, Марианский желоб. Ниже представлены ценные фотографии с таинственными обитателями этой бездны.

Расположена она в западной части Тихого океана. Это самое глубокое место в мире, из всех известных на сегодняшний день.

Имея V-образную форму, впадина проходит вдоль Марианских островов на протяжении 1500 км.

Марианская впадина на карте

Интересен факт, что Марианская впадина находится на стыке : Тихоокеанской и Филиппинской.

Давление на дне желоба достигает 108,6 МПа, что почти в 1072 выше нормального давления.

Наверное, теперь вы понимаете, что из-за таких условий исследовать таинственное дно мира, как еще называют это место, чрезвычайно сложно. Тем не менее, научное сообщество, начиная с конца 19 века, не перестает шаг за шагом изучать эту загадку природы.

Исследования Марианской впадины

В 1875 году впервые была предпринята попытка глобально исследовать Марианскую впадину. Английская экспедиция «Челленджер» осуществила замеры и анализ желоба. Именно эта группа ученых установила первичную отметку в 8184 метров.

Разумеется, это была не полная глубина, так как возможности того времени были существенно скромнее сегодняшних измерительных систем.

Советские ученые также внесли огромный вклад в исследования. Экспедиция во главе с научно-исследовательским судном «Витязь» в 1957 году начала собственные изучения и выявила, что на глубине превышающей 7000 метров имеется жизнь.

До этого времени существовало стойкое убеждение, что на такой глубине жизнь просто невозможна.

Предлагаем вам посмотреть любопытное изображение Марианской впадины в масштабе:

Погружение на дно Марианской впадины

1960 год стал одним из наиболее плодотворных, в плане исследования Марианской впадины. Исследовательский батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 10915 метров.

Вот тут и началось нечто таинственное и необъяснимое. Специальные приборы, регистрирующие подводный звук, стали передавать на поверхность жуткие шумы, напоминающие скрежет пилы по металлу.

Мониторы зарегистрировали мистические тени, которые по форме напоминали сказочных драконов с несколькими головами. В течение часа ученые пытались зафиксировать как можно больше данных, но потом ситуация стала выходить из-под контроля.

Было принято решение немедленно поднимать батискаф на поверхность, так как появились обоснованные опасения в том, что если повременить еще немного, батискаф навсегда останется в таинственной бездне Марианской впадины.

На протяжении более 8 часов специалисты извлекали со дна уникальное оборудование, изготовленное из сверхпрочных материалов.

Разумеется, все приборы, и сам батискаф были осторожно помещены на специальную платформу для изучения поверхности.

Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что практически все элементы уникального аппарата, изготовленные из самых прочных на то время , были сильно деформированы и искорежены.

Трос, диметром 20 см, опускавший батискаф на дно Марианской впадины, был наполовину перепиленным. Кто и зачем пытался его перерезать – осталось загадкой до сих пор.

Интересен факт, что только в 1996 году американская газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала подробности этого уникального исследования.

Ящер из Марианской впадины

Немецкая экспедиция «Хайфиш» также столкнулась с необъяснимыми тайнами Марианской впадины. Погружая исследовательский аппарат на дно, перед учеными возникли неожиданные трудности.

Находясь на глубине 7 километров под водой, они решили поднимать оборудование.

Но техника отказалась подчиняться. Тогда были включены специальные инфракрасные камеры, чтобы выяснить причину сбоев. Однако то, что они увидели на мониторах, повергло их в неописуемый ужас.

На экране отчетливо был виден фантастический ящер гигантских размеров, который пытался разгрызть батискаф, словно белка орех.

Находясь в шоковом состоянии, гидронавты активировали так называемую электрическую пушку. Получив мощнейший разряд тока, ящер скрылся в бездне.

Что это было, фантазия одержимых исследовательской работой ученых, массовый гипноз, бред уставших от колоссального напряжения людей или просто чья-то шутка – неизвестно до сих пор.

Самое глубокое место Марианской впадины

7 декабря 2011, исследователи Нью-Гемпширского университета погрузили уникальный робот на дно исследуемого желоба.

Благодаря современному оборудованию удалось зарегистрировать глубину равную 10 994 м (+/- 40 м). Это место назвали по имени первой экспедиции (1875 года), о которой мы писали выше: «Бездна Челленджера ».

Обитатели Марианской впадины

Разумеется, после этих необъяснимых и даже мистических тайн, стали возникать закономерные вопросы: какие чудовища живут на дне Марианской впадины? Ведь долгое время считалось, что ниже 6000 метров существование живых существ в принципе невозможно.

Однако позднейшие исследования Тихого океана вообще, и Марианской впадины в частности подтвердили тот факт, что на глубине гораздо большей, в непроглядном мраке, под чудовищным давлением и температурой воды близкой к 0 градусов живет огромное количество невиданных существ.

Несомненно, без современной техники, выполненной из самых прочных материалов и оснащенной уникальными по своим свойствам камерами, такое исследование было бы просто невозможно.


Полуметровый осьминог-мутант


Полутораметровый монстр

В качестве обобщающих итогов можно уверено говорить, что на дне Марианской впадины, между 6000 и 11000 метров под водой достоверно обнаружены: черви (размерами до 1,5 метров), раки, самые разные , бокоплавы, брюхоногие , -мутанты, загадочные , не идентифицированные мягкотелые существа двухметрового размера и т.п.

Питаются эти обитатели, в основном, бактериями и так называемым «трупным дождем», то есть умершими организмами, медленно погружаемыми на дно.

Едва ли кто-то сомневается в том, что Марианская впадина хранит еще множество . Однако человек не оставляет попыток исследовать это уникальное место планеты.

Таким образом, единственными людьми, отважившимися погрузиться на «дно земли», были американский морской специалист Дон Уолш и швейцарский ученый Жак Пикар. На том же самом батискафе «Триест» они 23 января 1960 года достигли дна, опустившись на глубину 10915 метров.

Однако 26 марта 2012 года Джеймс Кэмерон, американский режиссер, совершил одиночное погружение на дно самой глубокой точки Мирового океана. Батискаф собрал все нужные образцы и совершил ценную фото и видео съемку. Таким образом, теперь мы знаем, что всего лишь три человека побывали в «Бездне Челленджера».

Сумели ли они ответить хотя бы на половину вопросов? Разумеется, нет, так как таинственных и необъяснимых вещей Марианская впадина по-прежнему скрывает гораздо больше.

К слову сказать, Джеймс Кэмерон заявлял, что после погружения на дно он чувствовал себя полностью отрезанным от мира людей. Более того, он уверял, что никаких монстров на дне Марианской впадины просто не существует.

Но тут можно вспомнить примитивное советское утверждение, после полета в космос: «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Из этого делался вывод, что Бога нет.

Точно так и здесь, мы не можем однозначно говорить о том, что гигантский ящер и другие существа, которых видели ученые в процессе предыдущих исследований, были следствием чьей-то больной фантазии.

Важно понимать, что исследуемый географический объект имеет протяженность более 1000 километров. Поэтому потенциальные монстры, обитатели Марианской впадины, вполне могли находиться за много сотен километров от места исследования.

Тем не менее, это всего лишь гипотезы.

Панорама Марианской впадины на Яндекс Карте

Еще один интересный факт может заинтриговать вас. На 1 апреля 2012 года компания «Яндекс» опубликовала шуточную панораму Марианской впадины. На ней можно увидеть затонувший корабль, сливы воды и даже светящиеся глаза загадочного подводного чудовища.

Несмотря на юмористическую задумку, эта панорама привязана к реальному месту и доступна для пользователей до сих пор.

Чтобы посмотреть ее, скопируйте в адресную строку браузера этот код:

https://yandex.ua/maps/-/CZX6401a

Бездна умеет хранить свои тайны, а наша цивилизация пока не достигла такого развития, чтобы «взламывать» природные загадки. Однако кто знает, может один из читателей этой статьи в будущем станет тем самым гением, который сумеет решить эту задачу?

Подписывайтесь на , — с нами интересные факты сделают Ваш досуг чрезвычайно увлекательным и полезным для интеллекта!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Много лет он мечтал опуститься на дно Марианского желоба, попасть в его самую глубокую точку – впадину Челленджер. Чтобы осуществить мечту, режиссер и исследователь Джеймс Кэмерон спроектировал и построил свой собственный футуристический батискаф, названный в честь впадины – Deepsea Challenger. После семи лет исследований, проектирования и тестов у инженеров команды Кэмерона не было ответа на главный вопрос: сможет ли батискаф выдержать давление на глубине около 11 тысяч метров? Чтобы получить ответ, Джеймс Кэмерон рискнул собственной жизнью.

05:15, 26 марта 2012 года

11°22" северной широты, 142°35" восточной долготы Юго-запад Гуама, западная часть Тихого океана
Утро, еще не рассвело. Мой батискаф Deepsea Challenger бросает из стороны в сторону в гигантских волнах Тихого океана. С полуночи мы все уже на ногах и после пары часов беспокойного сна начинаем готовить оборудование к погружению. У всей команды зашкаливает адреналин. Сегодня условия для погружения не самые благоприятные. Через внешние камеры я вижу, как рядом с моей капсулой кружат два водолаза, пытаясь подготовить батискаф к спуску.

Кабина пилота – стальной шар диаметром 109 сантиметров, я упакован в нее, как грецкий орех в скорлупу. Сижу, согнув колени и упираясь головой в потолок. Я вынужден буду сохранять это положение в течение следующих восьми часов. Мои голые пятки упираются в 180-килограммовую крышку люка, задраенную снаружи.

Меня часто спрашивают, не бывает ли у меня в батискафе приступов клаустрофобии. Отнюдь: мне здесь удобно и приятно. Перед глазами у меня три видеомонитора, передающих изображение от внешних камер, и сенсорная панель управления. Ярко-зеленый батискаф завис в волнах, как вертикальная торпеда, нацеленная в центр Земли. Я поворачиваю свою 3D-камеру, закрепленную на конце 1,8-метрового гидравлического манипулятора, чтобы увидеть, что происходит над аппаратом. Водолазы приготовились к отсоединению батискафа от плавучего баллона, удерживающего аппарат на поверхности воды.

«Суша, это Deepsea Challenger. Я на дне. Все в порядке». Я мог бы заготовить какую-нибудь пафосную фразу для этого момента, что-то вроде «Еще один маленький шаг, сделанный человеком». Но я не подготовил фразы.
Я долго ждал этого момента и в последние несколько недель много думал о том, что будет, если все пойдет не по плану. Но сейчас я на удивление спокоен. Ни тревог, ни опасений – лишь решимость сделать то, что мы задумали, и детское нетерпение. Я внутри батискафа. Я принимал участие в проектировании этого аппарата и досконально знаю все его возможности и слабые места. После недель тренировок моя рука уже безошибочно тянется к нужным переключателям. Пора начинать. Я делаю глубокий вдох и включаю микрофон: «ОК, готов к погружению. Отпускай, отпускай, отпускай!» Главный водолаз дергает трос и отсоединяет плавучий баллон. Батискаф камнем падает вниз, и уже через несколько секунд водолазы кажутся игрушечными фигурками далеко наверху. Они стремительно уменьшаются и исчезают; остается лишь темнота. Я бросаю взгляд на приборы и вижу, что опускаюсь со скоростью около 150 метров в минуту. После мечтаний длиною в жизнь, семи лет проектирования батискафа, трудных месяцев его строительства, напряжения и волнения я наконец приближаюсь к впадине Челленджер, самой глубокой точке Мирового океана.

05:50, глубина 3810 метров, скорость погружения 1,8 м/c

Всего через 35 минут я прохожу глубину, на которой лежит «Титаник», в четыре раза быстрее, чем на российском батискафе «Мир», который мы в 1995-м использовали для съемок остатков знаменитого судна. В то время мне казалось, что «Титаник» лежит на невообразимой глубине и отправиться к нему – примерно как полететь на Луну. Сегодня я небрежно машу рукой, минуя эту глубину, будто скользя вниз по письмам в своей электронной почте. Еще через 15 минут я прохожу 4760 метров, глубину, на которой лежит линкор «Бисмарк».

Когда в 2002 году я исследовал остатки этого корабля, лампа прожектора взорвалась прямо над обшивкой нашего батискафа. Тогда я впервые стал свидетелем подводного взрыва. Если у Deepsea Challenger выйдет из строя прожектор, я ничего не почувствую – темный кадр в конце фильма. Но такого не случится. Мы три года проектировали и старательно собирали эту миниатюрную стальную сферу.

Температура воды снаружи опустилась с тридцати градусов Цельсия до двух. Моя кабина пилота стремительно остывает, ее стенки покрылись большими каплями конденсата. Голые ноги, упирающиеся в металлическую крышку люка, начинают замерзать; на то, чтобы надеть шерстяные носки и водонепроницаемые ботинки, в этом тесном пространстве у меня уходит несколько минут. Затем я натягиваю шерстяную шапку, чтобы закрыть голову от холодной влажной стали, давящей сверху, и – да! – чтобы больше походить на настоящего исследователя. В окружающей меня темноте единственные намеки на движение – частички планктона, мелькающие в свете прожектора, как будто я еду на машине в снежную бурю.

Марк Тиессен Батискаф Deepsea Challenger поднимают на палубу после тестового погружения на 8221 метр. Оранжевый баллон помогает при всплытии, серые - переводят батискаф в горизонтальное положение.

06:33, глубина 7070 метров, скорость погружения 1,4 м/c

Я только что прошел максимальную глубину, на которую когда-либо погружался человек, – уровень китайского «Чжаолонга». Несколько минут назад я миновал глубины, на которые опускались русский «Мир», французский «Наутилус» и японский «Шинкаи» – шесть с половиной тысяч метров. Подумать только: все эти аппараты были сделаны в рамках масштабных программ, финансируемых государством. А наша маленькая зеленая торпеда построена частным образом, в помещении торгового центра, зажатого между оптовым магазином сантехники и павильоном, торгующим фанерой, на окраине Сиднея. Этот проект появился благодаря энтузиазму мечтателей, которые верили, что они могут сделать невозможное. Через несколько часов мы узнаем, сбылись ли дерзкие мечты.

06:46, глубина 8230 метров, скорость погружения 1,3 м/c

Я только что побил свой собственный рекорд одиночного погружения, поставленный три недели назад в Новобританском желобе, рядом с Папуа-Новой Гвинеей. Трудно поверить, что мне нужно пройти еще 2740 метров. Я миновал все пункты на своей контрольной таблице спусков, и теперь, во время этого долгого и тихого падения мне остается только наблюдать, как увеличиваются цифры на индикаторе глубины. Единственный звук, который я слышу, – редкое шипение кислородного соленоида. Если батискаф даст течь, вода выстрелит с силой лазерного луча, разрезая все на своем пути, включая толстые стальные стенки моей кабины и меня. Я думаю о том, что почувствую, если это случится. Будет больно? В любом случае я проживу после этого лишь пару секунд.

07:43, глубина 10 850 метров, скорость погружения 0,26 м/c

Прошел еще час. На последних 2740 метрах батискаф замедлил ход. Я сбросил несколько металлических пластинок-балластов, удерживаемых на корпусе электромагнитами, чтобы выровнять аппарат. Я опускаюсь очень медленно, под действием одного лишь давления. Судя по показаниям альтиметра, до дна еще 46 метров. Все камеры работают, прожекторы направлены вниз. Я вцепился в рычаги управления и вглядываюсь в черные мониторы. 30 метров… 27… 24… 21… 18… Наконец я вижу свет, отражающийся от дна. Само дно выглядит гладким, как яичная скорлупа, никаких неровностей, ничего, что помогло бы определить расстояние. Я слегка торможу с помощью вертикальных рычагов. Через пять секунд батискаф ударяется о дно. Я пока не уверен, что это твердая поверхность. Вода прозрачна как стекло. Я смотрю далеко вперед: ничего. Дно абсолютно ровное. Совершив более 80 погружений, я видел разное морское дно. Но такого – никогда. Никогда!

07:46, глубина 10 898,5 метра

Я направляю батискаф еще ниже. С внешней камеры, закрепленной на гидравлическом манипуляторе, я вижу, как опора батискафа проваливается еще сантиметров на 10, прежде чем он останавливается. Я сделал это. Спуск занял два с половиной часа. Сверху надо мной раздается голос: «Deepsea Challenger, это суша. Проверка связи». Голос слышится слабо, но очень отчетливо. А мы-то беспокоились, что на такой глубине голосовая связь работать не будет!


Марк Тиессен Светодиоды освещают морское дно во время тестового погружения батискафа. В пробах взвеси, собранных затем в Марианском желобе, найдены неизвестные ранее микроорганизмы.

Я включаю микрофон. «Суша, это Deepsea Challenger. Я на дне. Глубина – 10 898 метров… системы жизнеобеспечения работают нормально, все в порядке». Только сейчас мне приходит в голову, что я мог бы заготовить какую-нибудь пафосную фразу для этого момента, что-то вроде «Еще один маленький шаг, сделанный человеком». Но я не подготовил фразы. Проходит несколько секунд, прежде чем мои слова со скоростью звука поднимаются вверх из подводного мира, и до меня доходит ответ: «Повторите». Бывший служащий ВМС, поддерживающий радиосвязь, по сравнению со мной еще более прозаичен. Военная выучка. Но я могу представить, как там, наверху, на корабле, все радостно улыбаются и хлопают в ладоши. Я знаю, что мою жену Сюзи сейчас не оторвать от монитора, и представляю, как она рада за меня. А я горд за свою команду.

Большинство тех, кто строил батискаф, сейчас в диспетчерской, и пока еще они не до конца осознают, что мы сделали. Десять тысяч восемьсот девяносто восемь с половиной... Черт побери, на приемах я буду округлять эту цифру до 11 тысяч метров. Затем я слышу голос, который совсем не ожидал: «Удачи, малыш!» – говорит Сюзи. Она была рядом со мной на протяжении всей экспедиции, скрывая волнение и поддерживая меня на все сто процентов. Я знаю, каким это было испытанием для ее нервов.

Но сейчас мне нужно забыть о первом успехе и приниматься за работу. Мы запланировали, что я проведу на дне пять часов, и нужно еще многое успеть. Я поворачиваю батискаф и через камеры пытаюсь оглядеться в мире, в который прибыл. Дно плоское. Я завожу моторы, открываю внешний люк научного отделения и разворачиваю манипулятор, чтобы взять первую пробу осадка со дна. Если через десять минут все оборудование выйдет из строя, по крайней мере я привезу образцы для ученых.

Мне недостаточно было просто построить батискаф, который побьет мировой рекорд глубины спуска. Для меня было важно, чтобы этот аппарат стал научной площадкой. Совершенно бессмысленно рваться в самую труднодоступную и неисследованную точку планеты, не имея возможности собрать образцы.

Проба ила на борту. Я улучаю момент, чтобы сфотографировать крупным планом часы Rolex Deepsea швейцарской фирмы – партнера нашей экспедиции. Закрепленные на рычаге манипулятора, они все еще тикают, несмотря на давление 1147 килограммов на квадратный сантиметр. В 1960 году в рамках проекта лейтенант военно-воздушных сил США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар в массивном батискафе «Триест» опустились на ту же глубину – это единственные два человека, которым когда-либо удалось сделать то, что мне сегодня. Они тоже взяли с собой специально изготовленный для экспедиции Rolex – и он отлично выдержал давление.

Но не все работает столь безупречно. Через несколько мгновений после того, как я сделал снимок часов, взгляд мой падает на плывущие желтые масляные шарики. Гидравлическая система протекает. Спустя несколько минут я теряю управление краном-манипулятором для сбора образцов и люком научного отсека. Я больше не могу забирать пробы, но камеры пока работают, и я продолжаю исследование.

09:10, глубина 10 897 метров, скорость 0,26 м/с

С помощью толкателей двигаюсь на север через ровную плоскость, запруженную осадочными отложениями. Поверхность напоминает пустую автостоянку, на которой только что выпал снег. Я не вижу на дне признаков бурной жизни, лишь время от времени мимо проплывают редкие амфиподы, крошечные, как снежинки.

Скоро я должен наткнуться на «стену» впадины. Из наших гидролокационных карт я знаю, что это не совсем стена, скорее – довольно пологий холм. Надеюсь, я найду выходы горных пород, в которых, возможно, есть пока неизвестные нам примитивные организмы. Пока я наблюдаю все через камеры. Но, помня обещание, данное самому себе перед погружением, я решаю посмотреть на все собственными глазами.

У меня уходит пара минут на то, чтобы немного отодвинуть оборудование и принять положение, в котором я смогу смотреть прямо в иллюминатор. Это место раньше никто и никогда не видел: хотя Уолш и Пикар достигли такой же глубины, они погружались в 37 километрах к западу от впадины Челленджер, в точку, которая впоследствии была названа впадиной Витязь-1.


Марк Тиессен Водолазы записывают на 3D-камеру тестовое погружение батискафа в Новобританский желоб неподалеку от Папуа-Новой Гвинеи. Батискаф снабжен прожекторами и камерами.

Все другие поверхности морского дна, на которых мне довелось побывать, даже на глубине 8230 метров в Новобританском желобе, хранили следы червяков и морских огурцов. Здесь же ни единого признака развитых – не примитивных форм жизни. Я понимаю, что на самом деле поверхность впадины не безжизненна – в пробе, которую я взял, мы почти наверняка обнаружим новые виды бактерий. Но меня не покидает чувство, что я спустился на границу самой жизни.

Некоторые ученые из нашей команды считают, что жизнь действительно зародилась именно в этих бездонных глубинах около четырех миллиардов лет назад. Это стало возможным за счет колоссального количества энергии, высвободившейся во время субдукции океанической плиты, в результате чего и появился Марианский желоб. Я чувствую себя ничтожно малым перед бесконечностью всего того, что нам неизвестно. Я понимаю, как мала свеча, которую я зажег здесь за эти несколько минут, и как много еще остается сделать для познания нашего огромного мира.

10:25, глубина 10 877 метров, скорость 0,26 м/с

Я нашел северный склон и осторожно поднимаюсь по его волнистому гребню. Я почти в полутора километрах к северу от места своей посадки. Пока что никаких обнажений горных пород. В путешествии по плоскому дну впадины я нашел и сфотографировал два возможных признака жизни: лежащий на дне студенистый шарик, размером меньше детского кулачка, и темную полосу полтора метра длиной, которая может оказаться домом какого-нибудь подземного червя. Обе находки загадочны и не похожи ни на что из того, что мне приходилось видеть во время прежних погружений. Я сделал фотографии в высоком разрешении и предоставлю ученым возможность поломать над ними голову.

Но тем временем пара батарей, питающих батискаф, разряжаются, неисправен компас, а гидролокатор вовсе умер. Плюс я лишился двух из трех двигателей по правому борту, поэтому батискаф движется медленно, и управлять им стало сложнее. Все это – последствия сильнейшего давления. Я тороплюсь, понимая, что времени осталось мало, но надеюсь добраться до крутых обрывов – что-то подобное я наблюдал в Новобританском желобе: там их населяла популяция живых организмов, совершенно отличных от тех, что обитали на пологой поверхности впадины.

Внезапно я чувствую, что батискаф клонится вправо, и проверяю, что происходит с двигателями. Отказал последний двигатель правого борта. Теперь я не могу собирать образцы и делать снимки, поэтому оставаться здесь бесполезно. Я провел на дне менее трех часов. Неохотно я вызываю сушу и говорю команде, что готов к подъему.

10:30, глубина 10 877 метров, скорость 3 м/c

Всегда чуть медлишь, перед тем как нажать на переключатель, отвечающий за сброс балласта. Если грузы не упадут, ты не вернешься домой. Я несколько лет проектировал механизм высвобождения грузов, и инженеры, которые построили и протестировали его, поработали основательно: пожалуй, это самая надежная система во всем батискафе. Но когда тянешь руку к переключателю, всегда сомневаешься.