Сказки        02.04.2020   

Лакские села. Поселения лакцев. Депортация аккинцев и переселение лакцев

За пределами России компактные группы лакцев живут в странах Средней Азии.

Общие сведения

Численность в России, по данным переписи 2010 года, составляет 178 630 человек, из них на территории Дагестана - 161 300 чел., в Ставропольском крае - 2 644 чел., в Кабардино-Балкарии - 1 462 чел. .

В государствах Средней Азии лакцы живут в Узбекистане (3400 чел.), Туркмении (4100 чел.) и Таджикистане (2300 чел.) .

Этноним "лак". В XIX веке лакцев часто называли казикумухцами, по имени главного селения Кази-Кумух или Кумух (В 1642 - 1860 годах - столица Казикумухского ханства), а также лак / ляк .

Среди других народов распространены различные названия лакцев. Аварцы называют лакцев "тумал", даргинцы - "вулугуни / вулеги", лезгины - "яхулв" .

Лакцы относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы.

Язык

Говорят на лакском языке, образующем отдельную подгруппу в составе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.

Среди диалектов лакского языка выделяют диалекты: кумухский, вицхинский, аракульский, балхарский, шаднинский, шалибский, уринский, вачи-кулинский, вихлинский, каялинский.

Лакская письменность создана основе кириллицы (1938). Среди лакцев также распространен русский язык .

Религия

Верующие - мусульмане-сунниты, придерживающиеся шафиитского мазхаба.

История

Лакцы - коренные жители Дагестана. История лакцев восходит к VI веку, когда вокруг центра Кумух возникло государственное образование, подчиненное Сасанидскому Ирану. После арабского завоевания VII - VIII веков Кумух превратился в резиденцию арабского наместника - шамхала и вошел в состав Арабского халифата. В XIII веке лакцы пережили нашествие монголов. В том же веке произошло обращение в ислам.

Газикумухское шамхальство просуществовало до середины XVII века, когда распалось на мелкие феодальные владения. В 1642 году образовалось Газикумухское ханство, участвовавшее в борьбе против Персии, России и Турции.

В 1820 году русские войска захватили Кумух и ханство вошло в состав Российской империи. Ровно через столетие - в 1920 году - в Дагестане была установлена советская власть. В 1922 году Казикумухский округ был переименован в Лакский.

Депортация аккинцев и переселение лакцев

Летом 1944 году на территорию Ауховского района , где ранее проживали чеченцы-аккинцы, депортированные в феврале 1944 года, была насильственно переселена часть лакцев из 30 горных сел, которые частично или полностью были разрушены . Ауховский район после депортации был ликвидирован и территориально урезан, а в его северо-западной части был создан Новолакский район.

С началом реабилитации чеченцев и ингушей в 1957 году началось возвращение аккинцев в Дагестан, однако восстановления Ауховского района не произошло. В конце 1980-х годов представители общественных организаций чеченцев-аккинцев на волне общедемократических лозунгов стали требовать восстановления исторической справедливости и воссоздания своего национального района.

В июле 1991 года на III съезде народных депутатов республики было принято решение о восстановлении Ауховского района (но без земель, переданных в 1944 году Казбековскому району) и переселении лакцев Новолакского района.

В апреле 1991 года был принят законом России "О реабилитации репрессированных народов", а в январе 1992 года вышло постановление правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР", согласно которому была принята программа переселения лакского населения Новолакского района на земли, расположенные севернее города Махачкала .

Первоначально предполагалось до 1996 года осуществить переселение лакцев в Кизилюртовский район с выплатой им компенсаций и выделением кредитов . Однако выполнение программы затянулось - возникли многочисленные противоречия между лакцами, аварцами, аккинцами и кумыками.

Этнография

Основные традиционные занятия - земледелие (больше развито у лакцев, проживающих на равнине) и животноводство. Были развиты отхожие промыслы. Традиционные домашние промыслы и ремесла: металлообработка (производство посуды, лужение, обработка драгоценных металлов), сукноделие, тканье паласов, изготовление войлока, гончарство (с.Балхар), золотое и серебряное шитье (села Кумух и Балхар).

Селения лакцев располагались по склонам гор, дома - в основном двухэтажные, многокамерные (на первом этаже - хозяйственные, на втором - жилые помещения), с небольшими лоджиями.

Мужская традиционная одежда близка одежде других народов Дагестана и Кавказа, женская более разнообразна, имеет локальные варианты. Ее основа - платье-рубаха и длинные штаны. В конце XIX века появились платья, распашные (бузма) и отрезные. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - чухта и платки. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (с.Вихли), длинные штаны.

Основная пища - мучные и мясо-молочные блюда; овощные и картофельные распространились в советское время. Длительное время в семейном и общественном быту лакцев сохранялись пережитки патриархально-родовых и феодальных отношений, доисламских верований - культа огня, камня, магических представлений (обряд вызывания дождя и др.).

Примечания

  1. Национальный состав населения // Всероссийская перепись населения 2010. С. 14.
  2. Данные Joshua Project.
  3. Комаров А.В.. Казикумухские и Кюринские ханы. Тифлис, 1869, с. 1.
  4. Русско-Аварский разговорник. Махачкала 2007; Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890, С. 311-312; Абдулмуталибов Н.Ш., Гаджимирзоев Ш.М. Русско-Лезгинский разговорник. Махачкала 2007.
  5. Фридман В.А. Очерки лакского языка. Махачкала, 2011.
  6. Исаев А.А. О формировании и развитии письменности народов Дагестана // Социологический сборник, вып. 1, 1970, С. 173-232.
  7. Постановление правительства РФ от 24.01.1992 г. №40 "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР".
  8. Последствия депортаций сотрясают Дагестан // Историческая память: XX век.

Поселения лакцев

Кто бы ни приезжал в Дагестан, всех приводят в изумление горные аулы. Почему так высоко? Ведь рядом, внизу, есть террасы, ровные поля, – почему всё сливается в единую постройку? Как жители пробираются к верхним домам? Эти горные аулы-небоскрёбы, к удивлению и восхищению гостей, составляли некогда единое целое с цепью гор, с окружающей природой. Они покрывали горную гряду, вливаясь в естественные углубления и возвышения.

Самое важное в поселении, как считали древние горцы, – это их неприступность для врагов, а обороняться можно, только находясь близко друг от друга. Вначале это были жилища одной родовой группы. Строили там, где нельзя использовать землю для посевов, куда трудно добраться.

Со временем поселения лакцев, как и других горцев, стали более открытыми. Росли торговые и хозяйственные связи, это приводило к образованию новых крупных поселений из нескольких мелких родовых. Новые поселения тоже учитывали оборонительные возможности, каждое из них выполняло свою роль, поэтому располагалось на определённых участках, где можно было лучше обороняться от непрошеных гостей.

Многие лакские аулы строились на узком выступе, у слияния горных речек. Обрывистые берега служили естественными оборонительными укреплениями: жители могли контролировать дороги, идущие по долинам рек.

На первый взгляд, в таких аулах была запутанная уличная сеть. Но всегда выделялись 2–3 главные улицы, повторявшие рельеф этой местности. Улицы вели к центру аула, источникам воды, мечетям, кладбищу. Всё это превращало горные поселения, в том числе и лакские аулы, в единое ступенчатое сооружение в виде каскада из множества слепленных вместе домов, рассыпанных по склону горы от её вершины до подножия.

Дома имели общие продольные стены, поперечная стена между домами тоже была одна, с дверью для сообщения между соседями. Уровни полов в соседних домах выравнивались до одной отметки.

На крутом склоне дома часто располагались друг над другом. Но они тоже соединялись друг с другом люками в перекрытии с убирающейся лестницей. Всё это объединяло жителей, которые могли свободно общаться внутри поселения и квартала (махьла ) в случае военной опасности.

Вам это не напоминает наши городские многоэтажки, где иногда на балконах есть лестницы, их называют пожарными: они соединяются люком с нижним балконом. Увы, в городах они почти всегда заставлены, жильцы стараются от них избавиться. Да и жизнь в многоэтажках совсем не та, что была в горах.

Наши предки часто выравнивали участки склонов и превращали их в искусственные террасы. Народные умельцы «лепили» контур своего села, умело и целенаправленно использовали и меняли рельеф.

Улицы, идущие по наклону, прокладывались по направлению водосборных линий; они обычно соединяли основные улицы. Водосборные линии играли роль каналов быстрого удаления загрязнений во время дождей. Если на пути этих улиц встречались застройки, в них всегда был проложен проход по первому этажу.

Живя в таких аулах, наши предки могли свободно общаться с соседями, пользоваться плоскими крышами при нехватке территории, экономить землю для посевов.

Почти во всех лакских сёлах, невдалеке от них, есть ровный участок для пашни – къур , места для выпаса скота и сенокоса. Вблизи протекают, как правило, реки и речушки, есть родники. Почти в каждом лакском селе был искусственно созданный водоём. В пруду скапливалась дождевая вода, сюда стекала и питьевая вода из источников. Здесь поили зимой скот, жители пользовались водой при строительстве и других хозяйственных нуждах.

Старинные источники (зийлу ) находятся глубоко под землёй, куда ведёт множество ступенек. Сверху источников строили сводчатую крышу, всё покрывали каменными плитами, в том числе и водопровод.

Большинство наших аулов смотрит на юг. Все дома обязательно обращены в сторону юга, юго-востока или юго-запада в соответствии с движением солнца.

В горах Лакии мало лесов, поэтому печь топили в основном кизяком (бя ). Кизячные стены, сплошь покрытые причудливыми, разнообразными орнаментами, защищали открытые веранды, плоские крыши и дворы от северного ветра. Весь зимний день горцы проводили на открытых верандах и крышах, выполняя какие-то домашние работы, а их хватало.

С давних времён лакцы расселялись по тухумам. Каждое тухумное поселение образовывало свой небольшой квартал – щар . Постепенно сёла разрастались, но новые дома строили или в том же квартале (мяхIла ), или в другом, где была свободная земля.

Центром села были мечети (мизит ) и годекан (ккурчIа ). В больших сёлах были квартальные мечети и годеканы. КкурчIа – это место, где собирались все мужчины квартала, делились новостями, поучали молодёжь; сюда приходили путники, чтобы найти ночлег.

В некоторых селениях, на самом их краю, для базаров отводилась специальная ровная площадка. Базары были в Кумухе, Вачи, Кули, Куркли. Кладбища тоже выносились за пределы села.

А каким был сам дом снаружи и изнутри? Самое раннее жильё – это одноэтажное помещение, часто врезанное в скалу. В любом лакском ауле можно найти старинные дома, повторяющие в разрезе форму склона горы, к которой примыкают. Остальные помещения пристраивались со временем. В таких комнатах был вход и рядом небольшие отверстия для света. Эти окна и сейчас называются чIавахьулу , то есть маленький вход.

Комната освещалась светильниками из керамики, камня, металла – в масло, сало или нефть опускался фитиль, который зажигали по мере необходимости. Очагом в такой комнате служило специальное углубление в центре комнаты, где разводился огонь – вилах . До сих пор бытуют народные проклятия и фразы, связанные с этим образом, например: Вилах лещивуй! (Чтоб потух твой очаг!), вилаххов душман (враг в самом центре дома). С потолка спускалась к вилах цепь с крюком для подвешивания котла.

Со временем лакцы начали строить двухэтажные, а иногда и трёхэтажные дома, где было несколько комнат. На первом этаже – хозяйственные помещения (хлев, сеновал), на втором – жилые комнаты. В основном жизнь семьи протекала в одной комнате, где зажигался огонь. Вначале эта комната называлась цIуришену (огневая комната), а со временем, когда появились железные печки, пачкъатта (комната с печкой).

В цIуришену топили кIара кизяком, соломой, грели котёл с едой. Через отверстие печи просовывали вытянутые овалом лепёшки хлеба и налепляли их на раскалённые стены. Как только хлеб пропекался, его снимали и опять закрывали отверстия, чтобы тепло выходило по дымоходу на улицу. Перед печью, в углубление, перемещали часть огня, и вся семья грелась вокруг него.

Во многих лакских селениях были обогреваемые лежанки – лахъру (возвышение от пола). Такая лежанка занимала большую часть комнаты, высота – чуть больше полуметра. В основании лежанки выкладывался из камня дымоходный канал, который начинался от вмазанного в лежанку кIара , и тёплый дым по ходу канала равномерно обогревал лахъру , – всё было очень разумно.

На кIара готовилась еда, дым обогревал лахъру , на которой сидели, ели, занимались мелкими домашними хлопотами. Со временем их заменили железные печи, которые летом иногда убирали. Во второй половине XIX века появились стенные камины – тав – сначала в углу комнаты, затем в середине стены. Их порой строили в нескольких комнатах.

В доме одно помещение служило кладовой – кьурувалу . Там были большие деревянные лари с резьбой, в глубоких нишах хранили балхарские сосуды с зерном, мукой, молочными продуктами. На потолке, на специальных крюках, были деревянные длинные полки, откуда свисали чуллу – сушёное мясо, ккуркимай (сушёная колбаса), уттулу (курдюки), майлул карщив – круги подсоленного нутряного жира. На стенах были полки: узкие – чIаму и широкие – ляргъунттив , – там держали посуду. Подносы, деревянные большие корыта тоже вешали на стенах.

Самая большая комната в доме называлась тавхана (каминная) или хъун-къатта (большая комната). Это была самая нарядная парадная комната, украшенная коврами или настенными пологами – чIирайх дагьу (ткани для стен). Фактически они заменяли обои.

Тканевые обои известны давно и применяются в других странах и сейчас. Фарфоровая, фаянсовая и медная посуда, зеркала в деревянной резной раме, – всё это хранилось и служило украшением комнаты. Здесь обычно принимали и размещали гостей на ночь, и тогда зажигался камин.

Полы в домах были глинобитные. Стены обмазывали жидкой глиной, а когда они просохнут, их белили несколько раз особой белой глиной, а пол смазывали глиной жёлтого цвета. На месте стыка пола со стеной шла ровная полоса из красной глины по стене и по полу. Во второй половине XIX века появилась привозная мебель.

Открытые лоджии, галереи, плоские крыши служили для домашних дел. Женщины здесь, сидя на треугольных деревянных табуретках, готовили шерсть для пряжи, ткали, пряли, вышивали.

Перед хозяйственными постройками на первом этаже оставалось, как правило, небольшое место, откуда шла лестница на второй этаж, и это место обычно было под лоджией второго этажа. Его называли къат-талалу (под комнатой), и служило оно маленьким двориком.

В конце XIX века в Лакии стали строить новые дома в европейском и восточном стиле. Особенно много таких домов в Кумухе. Новые дома строили лакцы, заработав свои деньги торговлей, ремёслами. В конце XIX – начале XX века появились и дворы. Рядом с домами, где была возможность, стали высаживать деревья.

Появилось много домов с деревянными полами, голландскими круглыми печами, массивными двойными деревянными межкомнатными дверями. Анфилада комнат обычно выходила на общую, открытую или застеклённую галерею. Появились двускатные железные крыши.

Для постройки дома сначала готовили необходимый строительный материал, в первую очередь, камни. При закладке гIану – фундамента – клали халву или монеты для удачи и раздавали кIюла чатI – пресные тонкие мучные лепёшки. Родные и близкие помогали строить дом, а женщины готовили еду.

В наше время в лакских сёлах можно встретить любые дома: старой постройки, где печки топят кизяком и углём; новые особняки своеобразной архитектуры, со всеми удобствами.

Лакские жилища прошли те же этапы развития, что и дома других народов мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Земля лакцев Наша с вами Родина – земля лакцев – расположена в центре Нагорного Дагестана, на северной стороне Главного Кавказского хребта, на высоте от 1500 до 3000 м над уровнем моря. Это удивительно красивый край, как, впрочем, красив и весь Дагестан. С детства горы

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Детские игры лакцев Во что вы любите играть? Сейчас столько всего интересного! В горах, в сёлах да и в городе, конечно же, играют на улице в прятки, в классики. Но, скорее всего, многие и в селе, и в городе просиживают за компьютерными играми, смотрят мультики, болеют за

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лакцы

лак ц ы нагорный поселение культура

Лакцы - один из коренных народов, населяющих центральную часть нагорного Дагестана. Они компактно живут в Лакском, Кулинском, а с 1944 года в Новолакском районах. Часть из них проживает и на территориях Акушинского, Рутульского, Ахтынского, Дахадаевского и Чародинского районов. Немало лакцев можно встретить и за пределами Дагестана.

Лакцы называют себя «лак», а свой край «Лакрал кIану» (место лакцев). Соседи именуют лакцев по-разному: аварцы - «тумал»; дар-гинцы - «вулугуни», «вулечуни», «лагла» (акушинцы); лезгины - «яхулви».

Неоднократно предпринимались попытки объяснить самоназва-ние лакцев и их происхождение. П.Л. Услар указывал на лингвистическое сходство термина «лак» с названием классических «легов», обитавших в Дагестане в начале нашей эры. Он же обратил внимание на близость этого термина к имени Лекоса, мифического прародителя всех Дагестанских народов по грузинской летописи.

О первых государственных образованиях - княжествах Гумик и Туман - упоминается в араб, источниках в связи с событиями 7 в.

А.М. Алиханов-Аварский производил лакцев от гуннов. Одновременно с этим уверял, что лакский и другие языки Дагестана якобы находятся в генетическом родстве с языками Индии и Дальнего Востока

Лакские села

Лакский район: Кумух, Гуйми, Гущи, Чукна, Куба, Кукни, Чара, Ккуркли, Кума, Кунды, Палисма, Камахал, Ницовкра, Караша, Унчукатль, Хуна, Лахир, Хури, Хуты, Читтур, Кубра, Ури, Шовкра, Щара, Хурхи, Хурукра, Кулушац, Чуртах, Хулисма, Бурши, Шахува, Шуни, Мукар.

Кулинский район: Кани, Вихли, Сукиях, Кули, Хайхи, Цыйши, Вачи, Кая, Сумбатль, Цушар, Цовкра-2, Хосрех, Цовкра-1.

Новолакский район: Тухчар, Гамиях, Новочуртах, Дучи, Новокули, Новолакское, Чапаево.

Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара, Хули, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Советское.

Численность

Общая численность в РФ на 2002 год - 156 545 (из них 109 750 человек в городах), главным образом (140 000) в Дагестане (в городе Махачкала, горных Лакском, Кулинском, и равнинном Новолакском районах).

Также (по данным за 1989 год) проживают в Узбекистане (2807 человек), Таджикистане (2441 человек), Азербайджане (1878 человек), Туркмении (1398 человек), Казахстане (1234), в Киргизии (1078), на Украине (1035), в Турции (общая численность неизвестна - около 300 человек в 4 селениях иля Карс на востоке страны).

Язык

Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи.

Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский.

Распространён также русский язык.

Верующие - мусульмане-сунниты

Письменность

Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 - латинской.

В 1860-х гг. по инициативе русского лингвиста П.К. Услара, составителя лакско-русского словаря и грамматики, вышли первые книги на лакском языке («Казикумухская азбука» П.К. Услара, «Арифметика» А. Омарова и др.) на основе русского алфавита. Письменность на русском алфавите возобновлена в 1938. Литературный язык на основе кумухского диалекта.

Первая лакская газета выходила в 1912-14 в Петербурге (изд. поэт и публицист Сайд Габиев). С 1920-х гг. издаются газеты в Кумухе и Вачи. Развивается профессиональное искусство (писатели К. Закуев, Э. Капиев, поэты А. Гафуров, Ю. Хаппалаев, А. Гусейнаев, композиторы М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.). Имеется лакский драматический театр. С 1990 выходит газета «Илчи» («Вестник»). В 1990 создано культурное общество «ЦIубарз» («Новолуние»), в 1992 - народное движение «Гази-Кумух», издающее газету «Кази-Кумух» (на рус. яз.), и религиозное общество «Нурданул чирахъ» («Светоч веры»).

История лакцев

В XI-XII веках на территории исторического проживания лакцев формируется Казикумухское шамхальство, в 15-17 вв. - одно из сильнейших политических образований Дагестана, включавшее частично территорию аварцев, даргинцев и отчасти приморскую низменность.

В XVII веке - Казикумухское ханство, объединявшее кроме лакцев также агульцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские союзы общин.

Присоединённое в 1820 году к России, ханство было в 1859 году ликвидировано, а его территория превращена в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 года - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 году на Лакский и Кулинский районы

Одежда

Традиционная мужская одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана - туникообразное платье - рубаха, куртту - один из разновидностей бешмета, чухъа - черкеска, бартукь - широкая длинная овчинная шуба-накидка с ложными рукавами, раxIy - короткая шуба, бурка, къавалей - пастушеская одежда.

Отдельно следует отметить женский костюм, т.к. он более разнообразен и вариативный. Основа - туникобразное платье и штаны, позже появились (в конце 19 в.) платья - бузма - распашная одежда, отрезанная в талии (вероятно, такое отличие связано с хозяйственно-культурной деятельностью). Зимой до настоящего времени носят овчинные шубы. Головные уборы - наволосник (бакIбахIу) с платком поверх него, в некоторых сёлах (Балхар, Вихли и др.) - длинное покрывало (чIинчIу). Одежда шилась из привозных х.-б. и шёлковых тканей, украшалась золотым шитьём. Были распространены серебряные и золотые украшения с жемчугом, кораллами, драгоценными и полудрагоценными камнями: кольца, серьги, пояса, нагрудные, налобные, украшения подола, рукавов и др.

Мужская и женская обувь - кожаные калоши, сапоги, сафьяновые чувяки, войлочные сапоги. Из традиционного костюма сохраняются некоторые головные уборы - платки у женщин, папахи у мужчин.

Пища

Традиционная пища - свежая и вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква); сохраняются осн. традиц. блюда - хинкал (кусочки теста различной формы, варенные в бульоне и подаваемые с мясом и бульоном), крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами, хлебные лепёшки из дрожжевого теста, выпекаемые в специальных глиняных печах, находившейся во дворе (печь имела форму купола, отверстия сбоку для растопки и вверху для выхода дыма; после того как она прогорала, лепёшки прилеплялись к её внутренним рубчатым стенкам и оба отверстия закрывались). Основной напиток - буза (род пива из ячменя) - дукъра гьян.

Поселения

Древнейший тип поселения Лакцев - родовые (тухумные) посёлки, объединившиеся в 11-14 вв. в территориально-тухумные поселения.

Традиц. территориальные поселения 19-20 вв. (щар) располагаются по склонам гор, имеют кучевую планировку, преобладает вертикальная зональность. Крупные поселения делились на кварталы (магьла, жамят), в центре каждого - мечеть и площадь для собраний мужчин (ккурчIа).

Для 20 в. характерно разрастание поселений в сторону пологого склона. Современные поселения строятся на более ровных местах, имеют уличную планировку.

Жилища

Древнейший тип жилища - из необработанного камня, однокамерное, одноэтажное, врезанное в склон горы. Для 19 в. характерны двухэтажные многокамерные дома из тёсаного камня, с внутренними двориками, открытыми верандами и лоджиями и плоской глинобитной крышей. В нижн. этаже помещались скот и хоз. помещения. Потолок нижнего этажа имел арочную конструкцию. Форму арки имели также оконные проёмы и ворота. Над входом старинных жилищ помещали камень с датой постройки и арабским изречением. С дворика наружная лестница вела на второй этаж. Крыша одноэтажных пристроек обычно используется как дополнит, дворик, на крыше второго этажа складывают для просушки кизяк.

Дом имел до 4 жилых комнат. Основная жизнь проходила в комнате с очагом или углублением, куда выгребались угли из камина, в центре. Здесь устраивалась земляная лежанка (лакъру), обогреваемая от печи (кара) с помощью дымохода. Здесь готовили пищу и спали. Мелкая посуда хранилась на узких полках (чIаму) под потолком, крупная - на широких полках вдоль стен (ляргъунтив). Зерно хранилось в деревянных ларях (су), молоко и сыпучие продукты - в больших керамических сосудах. Парадная комната - с камином (тавхана - букв, «каминная»), украшенная паласами местного изготовления и покупными коврами, зеркалами, медной и фарфоровой посудой, служила для приёма почётных гостей. Если была третья комната, в ней хранилось приданое хозяйки - сундуки с платьем, посуда, утварь.

Основные занятия

Традиционное земледелие пашенное, в основном трёхпольное, террасное. Возделывают пшеницу, рожь, ячмень, просо, бобовые. Мужские работы - пахота, сев, связывание и укладка снопов, женские - прополка и жатва. Сроки полевых работ регламентировались обычаями. Так, весенняя пахота начиналась после празднования дня первой борозды. Каждый хозяин выбирал для себя наиболее удачливый, на его взгляд, день недели, чтобы выйти в поле. Сроки жатвы часто определялись старшинами селения. Традиционные орудия - рало (хъарас), серпы (мюгь и мирх). Молотили специальными досками (ччинну) с применением тяговой силы скота. В современном земледелии распространились садовые и огородные культуры.

Животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища в Калмыкии. Традиционно овцеводством занимаются мужчины, за крупным рогатым скотом ухаживают женщины.

Были развиты домашние и отхожие промыслы: сукноделие, изготовление паласов, войлока, производство и лужение металлической посуды (с. Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (с. Кумух), гончарство (с. Балхар), золотое и серебряное шитье (с. Кумух, Балхар), шорное (с. Унчукатль) и сапожное дело (с. Шовкра), обработка камня (с. Убра); с. Кая славилось торговцами, с. Кума - кондитерами, с. Цовкра - акробатами, с. Кани - лудильщиками и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, сосуды для сбивания масла, чаши, кружки и др.), производством которой занимаются женщины; с 1960-х гг. кроме сосудов здесь делают также глин, фигурки, игрушки и др. (работы 3. Умалаевой и др.). В росписи керамики, а также в ювелирном орнаменте преобладают растит, мотивы, в шитье - также геом. и зооморфные. Со 2-й пол. 19 в. развивается отходничество, особенно сезонное, торг, отношения, в т. ч. с центральной Россией, куда Лакцы поставляли скот (овец) и шерсть. Современное кустарное производство существует при специальных артелях и мастерских.

Социальное устройство

Основой социального устройства была сельская община (джамаат). Совет старейшин (къунисса) разбирал жалобы, ссоры, определял сроки начала жатвы и сенокоса. Исполнит, власть принадлежала помощнику старейшины - ялурзу. Обязательно было наличие глашатая (мангущ). Существовали патрилинейные роды (тухум) и уссурссу - группы родственных семей. Существовали обычаи кровной мести и платы за убийство (в 19 в. убийцу высылали из селения на 6-7 лет, в течение которых ему могли мстить родственники убитого; затем он объявлялся неприкосновенным), взаимопомощи (марща), гостеприимства и др.

Существовали сословия: багтал - знать, состоявшая в родстве с прежними казикумухскими ханами; чIанкIри - дети знати и женщин из нижестоящих сословий; уздантал - свободные крестьяне, большая часть Лакцев; рейят - крепостные крестьяне (до 1913); лагъарт - дети рабов. Семья преимущественно малая двухпоколенная. Сохраняется ряд этикетных норм семейной жизни: уважение к старшим, ориентация на раннее трудовое воспитание детей, взаимопомощь родственников и др.

Горные вершины Дюльтыдага, Акулалау, Пабаку, Кокма отделяют территорию Кулинского и Лакского районов от Азербайджана и горных районов Дагестана. Горные хребты также отделяют Лакию от Аварии и Даргинии.

Вся территория Лакии изброжена множеством ущелий, извивающихся преимущественно с юга на север. Представляя собою достаточно труднодоступный извне горный край, территория Лакии всё же достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между её отдельными частями. Почва на всей этой территории каменистая. Верхний слой её состоит из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем. Под этим слоем большей частью следуют сплошные каменные массы, преимущественно известковой формации. Такого же строения скалы громоздятся на бесплодных вершинах гор, на их обрывистых краях и склонах, на крутых утёсистых берегах рек. Только на юге находятся горные отроги и между ними долины, в почвах которых изобилует шифер, а местами и чернозём, смешанный с глиной. На климат Лакии значительное влияние оказывают близость снежных вершин гор и наличие большого количества рек и источников. Все реки, орошающие Лакию, берут начало с гор, расположенных на юго-западе, и текут на север. Самая большая река Лакии - Казикумухское Койсу. Она берёт начало на Дюльтыдага, протекает по всей территории лакцев, пересекая её с юга на север, а после Цудахарского ущелья, соединившись с Акушинкой, поворачивает на запад и сливается у Гергебиля с Кара-Койсу.

Селение Кани - обычный горный аул. Кани - это одно из лакских селений Кулинского района. Высота над уровнем моря - 1800 м, расстояние от Махачкалы - 155-160 км.

Кани - в прошлом родина лудильщиков, каменщиков, а в Советскую эпоху - колыбель талантливых учителей, врачей, инженеров, экономистов, ученых.

Кани - берет свое начало от маленьких поселений расположившихся на холмах вокруг нынешнего села. Раньше в древности в окрестностях нынешнего села Кани находились маленькие поселения: БячIарибакIу, АькIилабакIу, ЦIовкIрабакIу, Буцулттахалу. Об этом свидетельствует остатки фундаментов домов, могилы и другие предметы.

У кани нцев существует легенда о выдаче замуж дочери из тухума «Авбурттигьухъул» в поселение на холме «БячIарибакIу», и на нынешнем кладбище нашего села находится надгробный памятник с надписью:

Аьйжайжаллихъал душра,

Аьвбурттигьухъал ссура,

Майлул ччатIая ччатIайн

Ччанну бизлай бувкIссара

(«Я дочь именитых охотников, сестра семерых братьев, не наступив на землю по кустам исира, я пришла к жениху в дом»).

Разные обстоятельства хозяйственного, социального, бытового характера послужили причиной объединения этих поселении в одно село. Собравшиеся для выбора места под строительство нового села старейшины всех поселений решили отпустить двух волов и на том месте, где эти волы лягут построить мечеть и вокруг нее построить общее село. Так было выбрано место и начато строительство нынешнего села. На стене мечети есть надпись 1734 год.

Среди топонимических названий представляет интерес названии некоторых местностей: «ГъулуцIалу», «ЦIувкIравалу», и некоторые другие. За местностью «ГъулуцIалу» наверху находилось одно из древних поселений, название местности наверное от названия этого поселения «Гъуллал щар» село «Гуллов» (гуннов).

По словам учителя Имранова Камиля, ему рассказывал 120-летний Абуев Юсуп из с. Кази-Кумуха, что Аглар-Хан выселил из Кази-Кумуха непокорный, гордый тухум «Авбурттигьухъул» в местность АькIила баку. В то самое место, о котором мы говорим выше.

На холме «ЦIувкIрабакIу» тоже было одно из поселений относящееся к Кани . Название это наверное исходит от названия древних племен огнепоклонников.

Мужское население села в основном занималось отходничеством, были лудильщиками и каменщиками, сапожниками.

Были в селении знатоки арабисты, щейхи. Здесь следует упомянуть такие имена: Сапижуллах-Хаджи, Загиди-Хаджи, Бакьи-Хаджи Дибировы, Киши Магомед-Хаджи, Мусса-Хаджи, Амирщех-Хаджи и многие другие.

Был в Кани и знаменитый врач-лекарь Щулуми-Дивир (Сулейман), к нему приезжали больные со всех концов Дагестана. Он делал лекарства из трав. Лечил Сулейман и раковую болезнь.

Дибиров Максуд преподавал в Балхарском медресе. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворения о своей возлюбленной, интересовался стихами Маллея Балхарского. По сведениям Гусейнова у Максуда остались письма Маллея к Патимат Кази-Кумухской.

Большая связь имелась между нашим селом и селом Цущар. По рассказам стариков Цущар произошло от кани нцев. Рассказывают, что кани нцы давали ваъпу (вакъу), часть урожая, определенную долю выходцам из с. Кани .

По маленькой речке «Канинка» были три маленькие мельницы, где мололи пшеницу.

Бунт в 1877 году не оставил кани нцев в стороне. В нем участвовал Камил из рода нынешних Имрановых. Камиля вместе с женой Галли отправили в ссылку в город Архангельск, похоронив мужа Камиля тамже, Галли вернулась в село и вышла замуж за младшего брата своего мужа.

Были среди кани нцев и красные партизаны, которые сражались с Деникиным и другими белогвардейцами: это Саидов Саид, Аликурбан и другие.

ВОВ тоже унесла жизни 57 кани нцев из 122 участников войны. В войне участвовало 14 офицера, среди них 2 лейтенанта, 2 старших лейтенанта, 3 капитана, 4 майора, 1 подполковник, 1 полковник.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дагестан как один из самых уникальных регионов, представляющий собой многообразие народов. Общая характеристика свадьбы и свадебной обрядовой культуры народов Дагестана. Знакомство с условиями и формами заключения брака. Особенности колыбельного сговора.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2014

    История удмуртов как одних из коренных народов Среднего Урала. Их духовная культура и религия, национальный характер и традиции. Герб Удмуртии. Роль земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, пчеловодства и собирательства в жизни удмуртских народов.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Традиционный тип сельского поселения коренных народов ЮАР, их обычаи, культура. Обрядовые, ритуальные танцы шаманов, сказания и легенды. Красота по-африкански, женщины и мужчины племени Мурси. Свадебные и похоронные традиции и церемонии, функции масок.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    Факторы историко-культурного единства родственных этносов Дагестана. Героические традиции дагестанских народов, их борьба за независимость, честь и свободу со времен Римской Империи. Афоризмы, пословицы и поговорки о мужестве, героизме и отваге горцев.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Изучение традиционной культуры северных народов как одного из важнейших факторов этнического самосохранения. Характристика юкагиров - коренного народа Восточной Сибири: традиционные жилища, одежда, питание, промысел, народный фольклор, верования.

    реферат , добавлен 14.11.2012

    ТКрупнейший финноязычный этнос российской Федерации. Традиционные хозяйство и занятия мордвы. Общественные отношения. Поселения и жилища. Традиционная одежда. Мордовская национальная кухня. Народное творчество. Духовная культура.

    реферат , добавлен 16.02.2003

    Происхождение народа, основные этапы его исторического развития. Наличие в составе субэтносов и этнографических групп. Типы поселений и традиционных жилищ. Хозяйственные занятия и орудия труда. Национальная одежда, обувь и головные уборы бурятов.

    доклад , добавлен 20.12.2011

    Скотоводство как традиционное хозяйство бурят. Национальные праздники Бурятии: Сурхарбан и Сагаалган. Традиционный интерьер жилища и разделение внутреннего пространства юрты. Национальная одежда и украшения бурят. Структура семьи и основные обычаи народа.

    реферат , добавлен 16.04.2010

    Этнические меньшинства, населяющие Россию. Чуваши, черкесы, цезские народы, энцы, ханты, удэгейцы, турки-месхетинцы, селькупы, ногайцы. История развития народностей, основные занятия, типы поселений, религиозные воззрения, фольклор, культура и традиции.

    реферат , добавлен 23.01.2009

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.