Юриспруденция        13.04.2020   

Майн кампф на русском языке читать онлайн. Искажения перевода майн кампф. О чём пишется в книге

Правообладатель иллюстрации Getty

Книга Адольфа Гитлера Mein Kampf ("Моя борьба") перестает быть объектом авторского права в Германии 31 декабря 2015 года. Что произойдет после того, когда власти утратят возможность контролировать публикацию и распространение этого текста? Корреспондент рассказывает, как авторы новой программы на радио Би-би-си проанализировали возможные последствия.

"Они хотели заменить Библию", - эти слова шепотом произносит в тишине государственной библиотеки федеральной земли Бавария эксперт по редким книгам Штефан Келльнер. Он рассказывает, как нацисты превратили бессвязную и неудобочитаемую писанину - наполовину мемуары, наполовину набор пропагандистских лозунгов - в краеугольный камень идеологии Третьего рейха.

Как только Бавария перестанет быть обладателем авторских прав на "Майн кампф", теоретически любой желающий сможет осуществить собственное издание книги. Авторы передачи радиостанции BBC Radio 4 постарались ответить на вопрос, что могут сделать власти Баварии и Германии, чтобы свести к минимуму ущерб обществу от распространения наиболее одиозной книги в мире.

Продюсер передачи "Напечатать или сжечь?", которая вышла в эфир 14 января , говорит, что "Майн кампф" по-прежнему остается опасным текстом. "Вся история Гитлера – это история его недооценки, к тому же люди недооценили и его книгу", - полагает Джон Мерфи, чей дед осуществил первый полный перевод книги на английский язык в 1936 году.

"Есть весомые основания воспринимать ее серьезно, поскольку она дает обширные возможности для различных толкований. Хотя Гитлер написал ее в 1920-е годы, многое из того, о чем он говорил в ней, он выполнил. Если бы люди своевременно обратили на нее внимание, вероятно, они смогли бы распознать таящуюся в ней угрозу", - думает Мерфи.

Прививка против бациллы нацизма окажется более эффективной, если ее произвести путем непосредственного столкновения молодого поколения со словами самого Гитлера Питер Росс Рейндж, New York Times

(Джон Мерфи рассказал почти детективную историю перевода книги его дедом Джеймсом Мерфи на . Дед работал журналистом в Германии с конца 1920-х годов. Не будучи сторонником нацизма, он считал нужным познакомить англоязычную публику с идеологией Гитлера. Джеймсу Мерфи не были чужды и меркантильные соображения. Одно время проект по переводу пользовался поддержкой нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса, который позднее охладел к нему. Перевод остался в Германии, когда Джеймс уехал в Англию. Власти рейха не позволили ему вернуться. В Германию поехала его жена Мери, которой удалось получить копию книги, хранившуюся у одной из секретарш ее мужа. "Майн кампф" печаталась на английском языке в Британии вплоть до 1942 года, когда немцы разбомбили типографию в ходе авианалета. Перевод Джеймса Мерфи редактировала Грета Лорке, которая во время войны работала вместе с мужем Адамом, позже казненным нацистами, в подпольной организации "Красная капелла". Джеймс Мерфи заочно вел соревнование с американцами, которые готовили свою версию перевода книги Гитлера на английский язык. Именно американский перевод стал каноническим. – Ред.)

Свадебный подарок

Гитлер начал писать (биографы утверждают, что он диктовал ее своим подельникам-нацистам Эмилю Морису и Рудольфу Гессу – ред.) в тюрьме города Ландсберг после провала "Пивного путча" 1923 года. В ней он изложил свои расистские и антисемитские взгляды. После прихода Гитлера к власти десять лет спустя его книга стала "священным писанием" нацистов. Ее суммарный тираж в Германии составил 12 млн. экземпляров. В качестве свадебного подарка власти вручали ее новобрачным, а роскошные издания с золотым обрезом хранились на почетных местах в домах нацистских бонз.

В конце Второй мировой войны, когда американские войска вошли в Мюнхен, и в их руках оказалось "Издательство Франца Эйхера" (Franz-Eher-Verlag), владевшее правами на книгу Гитлера. Права на "Майн кампф" и прочее наследие фюрера отошли к властям Баварии. Они следили за тем, чтобы книга перепечатывалась в Германии только при особых обстоятельствах. По мере того, как приближается декабрь 2015 года, когда истекает срок действия авторских прав, разворачиваются все более яростные дебаты о том, как ограничить возможность бесконтрольной публикации книги всем, кому заблагорассудится.

"Баварцы пользовались авторским правом, чтобы контролировать повторные издания "Майн кампф", однако этому контролю приходит конец. И что же будет тогда? – задается вопросом Джон Мерфи. – Эта книга по-прежнему опасна. Существуют проблемы с неонацистами. Кроме того, существует проблема ее неверной интерпретации, если не рассматривать ее вне контекста".

Самоучитель?

Некоторые выражают сомнения в том, что у кого-либо возникнет желание печатать ее. Как писала Салли Макгрейн, журналист из Берлина, в статье "Обезвредить "Майн Кампф" , опубликованной летом 2014 года в журнале New Yorker, "маловероятно, чтобы большинство немцев раскрыло бы эту книгу. Она полна напыщенных речений, смысл которых трудно уловить, исторической мелочевки, мутных идеологических хитросплетений. В равной степени неонацисты и серьезные историки избегают ее".

И в то же время книга приобрела популярность в Индии в среде политиков-индуистов с националистическими наклонностями. "Она считается весьма значительной книгой-самоучителем, - сказал в интервью Би-би-си Атрайи Сен, который читает лекции по современным религиозным течениям и конфликтам в университете Манчестера в Англии. - Если изъять из нее элемент антисемитизма, она станет книгой о маленьком человеке, который, сидя в тюрьме, мечтал о завоевании мира, а затем приступил к осуществлению этой мечты".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Не везде на книге Гитлера лежит строгий запрет: на этом снимке ее свободно продают на одной из каирских улиц

Тех, кто выступает против повторной публикации книги, больше всего тревожит именно перспектива вырывания ее из исторического, политического и идеологического контекста. Людвиг Унгер, представитель министерства образования и культуры Баварии, сказал в передаче "Напечатать или сжечь?": "Результатом публикации этой книги стало убийство миллионов людей, миллионы подверглись насилию, по огромным территориям прокатилась война. Об этом необходимо помнить, а это возможно в том случае, если определенные пассажи будут снабжены соответствующими критическими комментариями историков".

Демифологизировать книгу

Когда истечет срок действия авторского права, Институт современной истории в Мюнхене планирует выпустить новое издание "Майн кампф", в котором оригинальный текст будет сопровождаться последовательными комментариями, указывающими на пропуски и искажения правды. Некоторые жертвы нацизма выступают против такого подхода. Правительство Баварии отказалось от объявленной ранее поддержки проекта, подвергшись критике со стороны людей, переживших Холокост.

(О ходе общественной дискуссии вокруг "Майн кампф" сайт института информирует посетителей на специальной странице. Проект публикации преследует три основные цели. Во-первых, демифологизировать книгу, которая является историческим документом. Во-вторых, осуществить научное издание книги с привлечением специалистов в области германистики, генетики, иудаики, японистики, искусствоведения, экономики и педагогики. Третья цель - с помощью научного издания воспрепятствовать любым злоупотреблениям, как идеологическим и пропагандистским, так и коммерческим. – Ред.)

Замалчивать книгу и ее содержание – не лучшая тактика, полагает колумнист New York Times Питер Росс Рейндж. "Прививка против бациллы нацизма окажется более эффективной, если ее произвести путем непосредственного столкновения молодого поколения со словами самого Гитлера. [Это лучше,] чем продолжать поносить его трактат, окутав вуалью запретности", - написал он летом 2014 года в колонке, озаглавленной "Должны ли немцы читать "Майн кампф" ?

Джон Мерфи признает, что глобальный запрет книги невозможен. "Речь скорее идет о точке зрения баварских властей, чем о способности контролировать процесс. Они должны занять определенную позицию, даже если в современном мире они не смогут помешать людям получить доступ [к книге]".

Ведущий передачи "Напечатать или сжечь?" Крис Баулби утверждает, что символические жесты по-прежнему имеют смысл. После истечения срока действия авторского права земельные власти Баварии намерены преследовать по закону тех, кто попытается разжигать расовую ненависть. "С нашей точки зрения, идеология Гитлера подпадает под определение разжигания ненависти, - говорит Людвиг Унгер. – Это опасная книга в неверных руках".

«Они хотели заменить Библию», - этот приглушенный шепот звучит в одном из залов Баварской государственной библиотеки. Эксперт по редким книгам Стэфан Кельнер описывает, как нацисты превратили бессвязную, во многом нечитаемую рукопись - отчасти мемуары, частично пропаганду - в центральную часть идеологии Третьего рейха.

Чем опасна книга

По словам продюсера программы «Опубликовать или сжечь», которая впервые появилась на экране в январе 2015 года, этот текст остается довольно опасным. История Гитлера - доказательство того, что в свое время его недооценили. Сейчас же люди недооценивают его книгу.

Есть хороший повод воспринимать эту книгу всерьез, поскольку она открыта для неправильного толкования. Несмотря на то что Гитлер писал ее в 20-х годах 20 века, многое из того, о чем в ней говорится, он выполнил. Если бы в то время на него обратили больше внимания, вполне возможно, смогли бы рассмотреть угрозу.

Гитлер написал «Майн Кампф», находясь в тюрьме, куда его отправили за измену после неудавшегося «пивного путча». В книге изложены его расистские и антисемитские взгляды. Когда он пришел к власти 10 лет спустя, книга стала одним из ключевых нацистских текстов. Ее даже дарили молодоженам от государства, а позолоченные издания сохранялись в домах высших должностных лиц.

Права на публикацию

В конце Второй мировой войны, когда Армия США захватила издательство «Эхер ферлаг», права на публикацию книги были переданы баварским властям. Они проследили за тем, чтобы книга могла переиздаваться только в Германии и при особых обстоятельствах. Однако истечение авторских прав в конце декабря прошлого года стало причиной ожесточенных споров о том, можно ли оставить публикацию свободной для всех.

Баварцы использовали авторское право, чтобы контролировать переиздание «Майн Кампф». Но что произойдет дальше? Эта книга по-прежнему опасная. Проблема с неонацистами никуда не исчезла, и существует опасность, что книга будет искажена, если использовать ее в контексте.

Появляется вопрос, захочет ли кто-либо опубликовать ее. Работа Гитлера полна высокопарных, трудных по построению предложений, исторических мелочей и запутанных идеологических потоков, поэтому как неонацисты, так и серьезные историки стараются избегать их.

Тем не менее, книга стала очень популярной в Индии среди политиков, которые имеют индуистские националистические наклонности. Она считается очень важной книгой для саморазвития. Если упустить момент антисемитизма, то речь в ней идет о маленьком человеке, который, сидя в тюрьме, мечтал завоевать мир.

Помогут ли комментарии?

Результатом первой публикации этой книги стало то, что миллионы людей были убиты, миллионы терпели издевательства, и целые страны были охвачены войной. Важно помнить об этом, если вы читаете краткие отрывки с соответствующими критическими историческими комментариями.

Поскольку истек срок авторских прав, Институт современной истории в Мюнхене собирается выпустить новое издание, которое будет содержать оригинальный текст и текущие комментарии, указывающие на упущения и искажения истины. Уже были получены заказы на 15 тысяч экземпляров, хотя тираж должен был составлять только 4 тысячи копий. Новое издание разоблачает ложные утверждения Гитлера. Некоторые жертвы нацистов выступают против такого подхода, поэтому правительство Баварии отказало в своей поддержке проекту, после критики со стороны людей, которые пережили Холокост.

Нужен ли запрет публикации?

Тем не менее, запрет книги может быть не лучшей тактикой. Чтобы привить молодежь против нацистской бациллы, нужно использовать открытую конфронтацию со словами Гитлера, вместо того чтобы пытаться объявить книгу незаконной. К тому же она является не только историческим источником, но и символом, который важно продемонтировать.

В любом случае глобальный запрет на книгу невозможен. Поэтому важно выработать позицию, а не пытаться контролировать ее распространение. Ведь в современном мире ничто не помешает людям получить к ней доступ.

Государство планирует привлекать к ответственности и использовать закон против подстрекательства к расовой ненависти. Идеология Гитлера подпадает под определение подстрекательства. Определенно, это опасная книга в неумелых руках.

(это краткая справочная статья,
фрагменты самой книги были удалены 19.06.2009,
подробности см. здесь - Майн кампф )

"Майн кампф" ("Mein Kampf" - "Моя борьба"), книга Гитлера , в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии "Майн кампф" считали библией национал-социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Первую часть "Майн кампф" Гитлер написал в тюрьме Ландсберга, где отбывал срок за попытку государственного переворота . Многие его соратники, в том числе Геббельс , Готфрид Федер и Альфред Розенберг , уже опубликовали брошюры или книги, и Гитлеру страстно хотелось доказать, что, несмотря на недостаточное образование, он также способен внести свою лепту в политическую философию. Поскольку пребывание почти 40 нацистов в тюрьме было необременительным и комфортным, Гитлер многие часы проводил диктуя первую часть книги Эмилю Морису и Рудольфу Гессу . Вторая часть была написана им в 1925-1927, уже после воссоздания нацистской партии.

Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу "Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости". Однако издатель Макс Аман, не удовлетворясь столь длинным названием, сократил его до "Моя борьба". Крикливый, сырой, напыщенный по стилю первый вариант книги был перенасыщен длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдавало в Гитлере полуобразованного человека. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер отметил в первоначальном издании тысячи грамматических ошибок. Хотя в последующих изданиях были сделаны многие стилистические исправления, общая картина осталась прежней. Тем не менее книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра "Майн кампф". Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.

Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера (см. главу XI. Народ и раса . - Ред. ). Немцы, писал он, должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства. Несмотря на поражение в Первой мировой войне , необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в будущем занять свое место предводителя человечества.

(«Mein Kampf» - «Моя борьба»), книга Гитлера, в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии «Майн кампф» считали библией национал-социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Первую часть «Майн кампф» Гитлер написал в тюрьме Ландсберга, где отбывал срок за попытку государственного переворота (см. «Пивной путч» 1923). Многие его соратники, в том числе Геббельс, Готфрид Федер и Альфред Розенберг, уже опубликовали брошюры или книги, и Гитлеру страстно хотелось доказать, что, несмотря на недостаточное образование, он также способен внести свою лепту в политическую философию. Поскольку пребывание почти 40 нацистов в тюрьме было необременительным и комфортным, Гитлер многие часы проводил диктуя первую часть книги Эмилю Морису и Рудольфу Гессу. Вторая часть была написана им в 1925-27, уже после воссоздания нацистской партии.

Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости». Однако издатель Макс Аман, не удовлетворясь столь длинным названием, сократил его до «Моя борьба». Крикливый, сырой, напыщенный по стилю первый вариант книги был перенасыщен длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдавало в Гитлере полуобразованного человека. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер отметил в первоначальном издании тысячи грамматических ошибок. Хотя в последующих изданиях были сделаны многие стилистические исправления, общая картина осталась прежней. Тем не менее книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра «Майн кампф». Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.

Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера. Немцы, писал он, должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства. Несмотря на поражение в 1-й мировой войне, необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в будущем занять свое место предводителя человечества.

Гитлер охарактеризовал Веймарскую республику как «величайшую ошибку XX века», «уродство жизненного устройства». Он изложил три основных представления о государственном устройстве. В первую очередь, это те, кто понимает под государством просто в той или иной степени добровольное сообщество людей с правительством во главе. Подобное представление исходит от самой большой группы - «свихнувшихся», которые олицетворяют «государственную власть» (StaatsautoritIt) и принуждают народ служить им, вместо того, чтобы самим служить народу. Примером является Баварская народная партия. Вторая, не столь многочисленная группа признает государственную власть при соблюдении определенных условий, таких как «свобода», «независимость» и прочие права человека. Эти люди рассчитывают, что подобное государство сможет функционировать таким образом, что бумажник каждого будет набит до отказа. Эта группа пополняется в основном из числа немецкой буржуазии, из либеральных демократов. Третья, наиболее слабая группа возлагает надежды на единство всех людей, говорящих на одном языке. Они надеются достичь единения нации благодаря языку. Позиции этой группы, контролируемой Националистической партией, наиболее шатки ввиду очевидной лживой подтасовки. Некоторые народы Австрии, к примеру, никогда не удастся германизировать. Негр или китаец ни за что не сможет стать немцем лишь потому, что он свободно говорит по-немецки. «Германизация может произойти только на земле, а не в языке». Национальность и раса, продолжал Гитлер, заключена в крови, а не в языке. Смешение крови в Германском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное. Ничего хорошего не произошло в восточных районах Германии, где польские элементы в результате смешения осквернили германскую кровь. Германия оказалась в глупом положении, когда в Америке широко распространилось мнение, будто иммигранты из Германии сплошь являются немцами. На самом же деле это была «еврейская подделка немцев». Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости» Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости»

Все эти три взгляда на государственное устройство в основе своей фальшивы, писал Гитлер. Они не признают ключевого фактора, который заключается в том, что искусственно создаваемая государственная власть базируется в конечном счете на расовых основах. Первейшая обязанность государства сохранять и поддерживать свои расовые основы. «Коренным понятием является то, что Государство не имеет границ, но подразумевает их. Именно в этом заключается предпосылка развития высшей Kultur, но никак не причина этого.

Причина лежит исключительно в существовании расы, способной совершенствовать собственную Kultur». Гитлер сформулировал семь пунктов «обязанностей государства»: 1. Понятие «раса» необходимо поставить в центре внимания. 2. Необходимо сохранять расовую чистоту. 3. В качестве первоочередной задачи ввести практику современного контроля за рождаемостью. Больным или слабым должно быть запрещено иметь детей. Германская нация должна быть подготовлена к будущему лидерству. 4. Необходимо поощрять занятия спортом среди молодежи до беспрецедентного уровня подготовленности. 5. Необходимо сделать армейскую службу окончательной и высшей школой. 6. Особое значение следует уделять изучению расового вопроса в школах. 7. Необходимо пробуждать среди граждан патриотизм и национальную гордость.

Гитлер не уставал проповедовать свою идеологию расового национализма. Вторя Хьюстону Чемберлену, он писал, что арийская или индоевропейская раса и, прежде всего, германская, или тевтонская, является именно тем «избранным народом», о котором говорили евреи, и от которого зависит само существование человека на планете. «Все, чем мы восхищаемся на этой земле, будь то достижения в области науки или техники, - творение рук немногих наций и, вероятно, скорее всего, одной единственной расы. Все достижения нашей Kultur есть заслуга этой нации». По его мнению, этой единственной расой является арийская. «История с предельной ясностью показывает, что любое смешение арийской крови с кровью низших рас приводит к деградации носителя Kultur. Северная Америка, чье громадное население составлено из германских элементов, и которая лишь в малой степени смешалась с низшими, цветными расами, представляет образец цивилизации и Kultur, в отличие от Центральной или Южной Америки, где романские иммигранты в значительной степени ассимилировались с местным населением». Германизированной Северной Америке, наоборот, удалось остаться «расово чистой и несмешанной». Какой-нибудь деревенский парень, которому не дано понять расовых законов, может навлечь на себя беду. Гитлер призывал немцев присоединиться к параду победы (Siegeszug) «избранных рас». Достаточно уничтожить арийскую расу на земле, и человечество погрузится в зияющую темноту, сравнимую со Средневековьем.

Гитлер поделил все человечество на три категории: создатели цивилизации (Kulturbegr?nder), носители цивилизации (KulturtrIger) и разрушители цивилизации (Kulturzerstirer). К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Постепенное мировое распространение арийской цивилизации вплоть до японцев и других «морально зависимых рас» привело к созданию второй категории - носителей цивилизации. К этой группе Гитлер причислил в основном народы Востока. Только по внешнему виду японцы и иные носители цивилизации остаются азиатами; по внутренней сути они являются арийцами. К третьей категории разрушителей цивилизации - Гитлер отнес евреев.

Гитлер вновь повторил, что как только на свете появятся гении, человечество тут же причислит к ним «расу гениев» - арийцев. Гениальность врожденное качество, поскольку «она зарождается в мозгу ребенка». Вступая в контакт с низшими расами, ариец подчиняет их своей воле. Однако вместо того чтобы сохранять свою кровь в чистоте, он стал смешиваться с туземцами, до тех пор пока не начал перенимать духовные и физические качества низшей расы. Продолжение этого кровного смешения означало бы уничтожение старой цивилизации и потерю воли к сопротивлению (Widerstandskraft), являющейся принадлежностью исключительно носителей чистой крови. Арийская раса занимала свое высокое место в цивилизации потому, что осознавала свое предназначение; ариец всегда готов был пожертвовать своей жизнью ради остальных людей. Этот факт показывает, кто является венцом будущего человечества и в чем заключается «сущность жертвенности».

Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям. «Резкой противоположностью арийцу является еврей. Едва ли какая-нибудь нация на земле обладала инстинктом самосохранения в той степени, в какой его развил т. н. «избранный народ». Евреи никогда не имели своей собственной Kultur, они всегда заимствовали ее у других и развивали свой интеллект, вступая в контакт с другими народами. В отличие от арийцев, стремление евреев к самосохранению не выходит за рамки личного». Еврейское чувство «сопричастности» (Zusammengehirigkeitsgef?hl) базируется на «весьма примитивном стадном инстинкте». Еврейская раса была «откровенно эгоистичной» и обладала только мнимой Kultur. Не нужно быть идеалистом, чтобы убедиться в этом. Евреи не были даже расой кочевников, потому что кочевники хотя бы имели представление о слове «труд».

Помимо ненависти к евреям, Гитлер не обошел стороной и марксизм. Он возложил на марксистов вину за происходящее разложение национальной крови и утрату национальных идеалов в Германии. Марксизм будет подавлять германский национализм до тех пор, пока он, Гитлер, не возьмет на себя роль спасителя.

Дьявольское влияние марксизма Гитлер приписал евреям, которые хотели бы вырвать с корнем «носителей национального интеллекта и сделать рабами в их же собственной стране». Самым жутким примером подобных усилий является Россия, где, как писал Гитлер, «тридцати миллионам позволили умереть от голода в страшных мучениях, в то время как образованные евреи и жулики с фондовой биржи добивались господства над великим народом».

Чистый в расовом отношении народ, писал Гитлер, никогда не сможет быть порабощен евреями. Все на земле можно исправить, любое поражение можно в будущем превратить в победу. Возрождение немецкого духа наступит, если сохранить в чистоте кровь немецкого народа. Поражение Германии в 1918 Гитлер объяснял расовыми причинами: 1914 год был последней попыткой заинтересованных в национальном сохранении сил противостоять надвигавшемуся пацифистскомарксистскому уродованию национального государства. Что было необходимо Германии, так это - «тевтонское государство германской нации».

Изложенные в «Майн кампф» экономические теории Гитлера полностью повторяют доктрины Готфрида Федера. Национальное самообеспечение и экономическая независимость должны прийти на смену международной торговле. Принцип автаркии основывался на допущении, что экономические интересы и деятельность руководителей экономики должны быть всецело подчинены расовым и национальным соображениям. Все страны мира постоянно поднимали тарифные барьеры, чтобы сократить импорт до минимума. Гитлер рекомендовал гораздо более радикальные меры. Германия должна отрезать себя от остальной Европы и достичь полного самообеспечения. Достаточное для существования рейха количество продовольствия можно производить и внутри собственных границ или на территории сельскохозяйственных стран восточной Европы. Произошли бы ужасные экономические потрясения, если бы Германия и так не находилась уже в состоянии крайнего напряжения и не привыкла к нему. Борьба против международного финансового капитала и кредитов стала основным моментом программы достижения независимости и свободы Германии. Твердая линия национал-социалистов избавляла от необходимости подневольного труда (Zinsknechtschaft). Крестьяне, рабочие, буржуазия, крупные промышленники - весь народ находился в зависимости от иностранного капитала. Необходимо освободить государство и народ от этой зависимости и создать национальный государственный капитализм. Рейхсбанк должен быть поставлен под правительственный контроль. Деньги на все государственные программы, такие как развитие гидроэнергетики и дорожное строительство должны быть получены через выпуск государственных беспроцентных облигаций (Staatskassengutscheine). Необходимо создать строительные компании и промышленные банки, которые будут предоставлять беспроцентные займы. Любые состояния, накопленные во время 1-й мировой войны, следует считать приобретенными преступным путем. Полученные за счет военных заказов прибыли подлежат конфискации. Торговые кредиты должны находиться под контролем правительства. Вся система промышленных предприятий должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить участие рабочих и служащих в прибылях.

Необходимо ввести пенсионное обеспечение по старости. Такие крупные универмаги как «Тиц», «Карштадт» и «Вертхайм» следует преобразовать в кооперативные и сдавать в аренду мелким торговцам.

В целом представленные в «Майн кампф» аргументы носили негативный характер и предназначались для всех недовольных элементов в Германии. Взгляды Гитлера носили ярко националистическую окраску, были откровенно социалистическими и антидемократическими. Кроме того, он проповедовал ярый антисемитизм, подвергал нападкам парламентаризм, католицизм и марксизм.

Как известно, произведение Адольфа Гитлера «Моя борьба» в нашем богоспасаемом отечестве категорически запрещено к изданию и реализации через розничную сеть. Ибо, как однажды сказал небезызвестный телеразоблачитель, борец с коррупцией и почетный ниспровергатель дутых авторитетов Андрей Караулов, это – «чудовищная книга». Впрочем, свирепость наших законов, как известно, с легкостью компенсируется возможностью их невыполнения, и посему те, кто хочет иметь в домашней библиотеке плод литературного творчества германского фюрера, – его имеют и соответственно могут читать. Все же остальные граждане, не горящие желанием обладать оной книжкой, верят на слово уважаемому ведущему «Момента истины» и полагают, что запрет на «Майн кампф» обусловлен некими страшными ужасами, которые в этой книге изложены и которых обычному человеку, дабы спокойно спать, лучше и не знать.

Очень может быть, что, с точки зрения господина Караулова, «Майн кампф» действительно является чудовищной книгой – ибо он ее не читал. Я же ее читал и, хуже того, держу у себя на рабочем столе, дабы иногда перечесть особенно захватывающие моменты. И, признаюсь, довольно долго не мог понять, отчего это довольно скучное политологическое чтиво столь ненавистно нашим властям – до такой степени, что запрещено к продаже через книжные магазины, через которые много разной пакости ныне проходит невозбранно.

Ну вот, например: «Чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но, с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее миросозерцание». Вполне себе разумно, не правда ли?

Или вот: «Общественная деятельность никогда и ни при каких обстоятельствах не должна сводиться к смешной и бесцельной благотворительности, она должна сосредоточиваться на устранении тех коренных недостатков в организации нашей хозяйственной и культурной жизни, которые неизбежно приводят или, по крайней мере, могут приводить отдельных людей к вырождению». Или, к примеру, вот такой пассаж: «Политические партии не должны иметь ничего общего с религиозными проблемами, если они не хотят губить обычаи и нравственность своей собственной расы. Для политического руководителя религиозные учения и учреждения его народа должны всегда оставаться совершенно неприкосновенными». « Разве не Божья воля создала человека по образу и подобию Творца Всевышнего? Кто разрушает дело Божие, тот ополчается против воли Божией. Поэтому мы и говорим: пусть каждый остается при своей вере, но пусть каждый считает своей первейшей обязанностью бороться против тех, кто задачу своей жизни видит в том, чтобы подорвать веру другого». Или вот этот абзац – вполне себе политкорректный: «Идеализм всегда был, есть и будет главной предпосылкой всей человеческой культуры. Идеализм есть не что иное, как подчинение интересов и всей жизни отдельного лица интересам и всей жизни общества, действительное развитие человечества возможно только при наличии готовности к самопожертвованию со стороны индивидуума в пользу общества».

Опять же – страниц сорок в «Майн кампф» посвящено вопросам образования и воспитания молодежи. И по большей части никакого криминала там нет: «Вопрос о здоровом национальном сознании народа есть в первую очередь вопрос о создании здоровых социальных отношений как фундамента для правильного воспитания индивидуума. Ибо только тот, кто через воспитание в школе познакомился с культурным, хозяйственным и, прежде всего, политическим величием собственного отечества, сможет проникнуться внутренней гордостью по поводу того, что он принадлежит к данному народу. Бороться я могу лишь за то, что я люблю. Любить могу лишь то, что я уважаю, а уважать лишь то, что я, по крайней мере, знаю».

Или вот о профсоюзах: « Пока профсоюзная деятельность имеет целью улучшение жизни целого сословия, которое является одной из главных опор нации, это движение не только не враждебно отечеству и государству, напротив, оно «национально» в лучшем смысле слова. Уже на рубеже XX столетия профдвижение давно перестало служить своей прежней задаче. Из года в год оно все больше подчинялось социал-демократической политике и в конце концов превратилось исключительно в рычаг классовой борьбы. Его задачей стало изо дня в день наносить удары тому экономическому порядку, который с таким трудом едва-едва был построен. Подорвавши экономический фундамент государства, можно уже подготовить такую же судьбу и самому государству. С каждым днем профсоюзы стали все меньше и меньше заниматься защитой действительных интересов рабочих».

О политической работе с массами: «Психика широких масс совершенно невосприимчива к слабому и половинчатому. Душевное восприятие женщины менее доступно аргументам абстрактного разума, чем не поддающимся определению инстинктивным стремлениям к дополняющей ее силе. Женщина гораздо охотнее покорится сильному, чем сама станет покорять себе слабого. Да и масса больше любит властелина, чем того, кто у нее чего-либо просит. Масса чувствует себя более удовлетворенной таким учением, которое не терпит рядом с собой никакого другого, нежели допущением различных либеральных вольностей. Большею частью масса не знает, что ей делать с либеральными свободами, и даже чувствует себя при этом покинутой».

Германский фюрер не жаловал парламентскую демократию: «Парламент принимает какое-либо решение, последствия которого могут оказаться роковыми. И что же? Никто за это не отвечает, никого нельзя привлечь к ответственности! Да разве вообще колеблющееся большинство людей может всерьез нести какую-либо ответственность? Парламентарный принцип решения по большинству голосов уничтожает авторитет личности и ставит на ее место количество, заключенное в той или другой толпе. Прежде всего, парламентаризм является причиной того невероятного наплыва самых ничтожных фигур, которыми отличается современная политическая жизнь». «Большинство не только всегда является представителем глупости, но и представителем трусости. Соберите вместе сто дураков, и вы никак не получите одного умного. Соберите вместе сто трусов, и вы никак не получите в результате героического решения».

«Все знают, что бюллетени подаются избирательной массой, которую можно подозревать в чем угодно, только не в избытке ума. Вообще трудно найти достаточно резкие слова, чтобы заклеймить ту нелепость, будто гении рождаются из всеобщих выборов».

«Идеалом современного демократического парламентаризма является не собрание мудрецов, а толпа идейно зависимых нулей, руководить которыми в определенном направлении будет тем легче, чем более ограниченными являются эти людишки».

На примере последних выборов в Государственную думу – что-нибудь изменилось за прошедшие восемьдесят лет?

Надо признать, что Адольф Алоизович не жаловал русских, чехов и вообще славян. Пишет он о нас в весьма неприятных глазу любого русского выражениях: «Русско-японская война застала меня уже более зрелым человеком. За этими событиями я следил еще внимательнее. В этой войне я стал на определенную сторону и притом по соображениям национальным. В дискуссиях, связанных с Русско-японской войной, я сразу стал на сторону японцев. В поражении России я стал видеть также поражение австрийских славян». « Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы». Лично я в этом никакого криминала не вижу – любовь к какой-либо нации вменить в обязанность представителям другой невозможно по определению. Ну не любил нас Гитлер – ну и что? Нас никто в Европе не любит…

* * *

«Постепенно я начал их ненавидеть».

Это, конечно, ужасно. И книга, в которой говорится о ненависти к целому народу, безусловно, не совсем этична. И автор ее должен быть подвергнут самому суровому остракизму!

Но, положа руку на сердце, запрещаем ли мы, русские, те книги, в которых плохо говорится о нас? Никак нет – мы их не запрещаем. Мы их издаем и читаем!

* * *

К примеру, весьма уважаемый у нас Бернард Шоу в своих «Автобиографических заметках» описывает Россию первой половины 30-х годов: «Поскольку в нашем распоряжении было еще много времени, мы прошлись по соседней деревне. Русская деревня так ужасна, что можно понять коммунистов, которые сжигают ее, как только уговаривают жителей вступить в колхоз и жить по-человечески. Англичане, привыкшие к красоте и уюту сельской жизни, сделали бы это гораздо раньше. Представьте себе собачью конуру, как в Бробдингнеге, из грубого, темного, некрашеного дерева. В такой конуре и ютится русский крестьянин. Внутри громоздкий открытый стенной шкаф, откуда исходит спертый запах, и печь, на которой спят, когда холодно. Много мебели в избе не держат, чтобы оставалось место для домашнего скота, с помощью которого крестьянин обрабатывает свой клочок земли. Если вы хорошо одеты, то хозяин будет вам низко кланяться – многократно и истово. Если же вы снизойдете до разговора с ним, он схватит вашу руку, запустит ее за окладистую бороду и начнет осыпать поцелуями, говоря при этом всякие ласковые слова». Вот такими убогими холуями, живущими под одной крышей со скотиной, представлял английской публике русских крестьян знаменитый драматург!

Или вот такой классический пример европейской русофобии – таблица Менделеева на Западе называется просто «Периодическая таблица» (Periodic Table).

В недавно изданной «Истории Европы» известного британского историка, оксфордского профессора Нормана Дэвиса написано о наших дедах, одолевших Третий рейх: «По усеянным трупами полям полчища плохо одетых и плохо вооруженных иванов все шли и шли, пока не перегревались немецкие пулеметы, а пулеметчики больше не могли убивать». И вообще в западной литературе (переводимой у нас) русские – безнадежно убогие мыслью, никчемные делом и уродливые телом чудовища, злобные орки из Мордора, и никак иначе. По сравнению с описаниями русских в некоторых творениях западноевропейских «писателей» высказывания Гитлера о евреях – практически комплименты!

* * *

В «Майн кампф» сказано: « Еврейское учение марксизма отвергает аристократический принцип рождения и на место извечного превосходства силы и индивидуальности ставит численность массы и ее мертвый вес. Марксизм отрицает в человеке ценность личности, он оспаривает значение народности и расы и отнимает, таким образом, у человечества предпосылки его существования и его культуры». «Эти господа (евреи и марксисты) исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Ну, а известно, что виртуозами из виртуозов по части лжи во все времена были евреи».

Относительно эпитетов, коими Адольф Алоизович награждает евреев, ничего сказать не могу – видимо, у человека всерьез наболело, а вот к Карлу Марксу (и евоному дружку, Фридриху Энгельсу) у меня, как у русского, есть серьезные претензии.

Что, например, оный Карл Маркс писал о русских в своей работе «Разоблачения дипломатической истории XVIII века»? Всякую мерзость: «Подведем итог. Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира». Еврей из Трира нашел даже некие «антиморские свойства славянской расы »! Ибо, по его словам, «русская национальность по-настоящему не освоила ни какую-либо часть балтийского побережья, ни черкесское, ни мегрельское восточное побережье Черного моря» . И вообще, Россия – исконный латентный агрессор: « Так же как она поступила с Золотой Ордой, Россия теперь ведет дело с Западом. Чтобы стать господином над монголами, Московия должна была татаризоваться . Чтобы стать господином над Западом, она должна цивилизоваться… оставаясь рабом, то есть придав русским тот внешний налет цивилизации, который подготовил бы их к восприятию техники западных народов, не заражая их идеями последних».

Маркс вообще отказывал русским в праве БЫТЬ СЛАВЯНАМИ! В своем письме Энгельсу от 24 июня 1865 года он писал: « Московиты узурпировали имя Россия. Они не являются славянами; они вообще не принадлежат к индоевропейской расе; они – des intrus, «пришельцы», их надо выгнать обратно за Днепр».

Впрочем, его подельник по «Капиталу» тоже отметился небрежением славян. В своей работе «Революция и контрреволюция в Германии» Энгельс заметил, что славянские народы Австрии – это «народы без своей истории» одушевлены панславизмом, «нелепым, антиисторическим движением, поставившим себе целью ни много ни мало, как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку». А болгар и прочих южных славян герр Энгельс считал вообще «этническим мусором».

И заметьте – ни мы, русские, ни болгары, ни славянские народы бывшей Австро-Венгерской империи труды Маркса – Энгельса НЕ ЗАПРЕЩАЕМ! Хотя иногда находим в них такое, что впору основоположников марксизма из могил вытащить и на ближайшем суку повесить…

* * *

«Майн кампф» запрещена совсем по другой причине. Эта книга – учебник того, как РЕАЛЬНО провести такие политические преобразования в государстве, которые раз и навсегда покончили бы со всевластием золотого тельца, эта книга – пособие по созданию действительно национального и подлинно социального государства. У Гитлера ПОЛУЧИЛОСЬ – и поэтому его книга запрещена! «Мы ведем борьбу за обеспечение существования и за распространение нашей расы и нашего народа. Мы ведем борьбу за обеспечение пропитания наших детей, за чистоту нашей крови, за свободу и независимость нашего отечества. Мы ведем борьбу за то, чтобы народ наш действительно мог выполнить ту историческую миссию, которая возложена на него Творцом вселенной».