БухУчет        24.04.2020   

Подвиг 30 батареи. Башенные береговые батареи севастополя. История строительства батареи

2. ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ

3. В СТОРОНЕ ОТ ВОЙНЫ

4. «СТВОЛИКИ»

5. ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ ПО ВРАГУ

6. НА КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ ПОСТАХ

7. ПОЛИТРАБОТА БЫЛА ГИБКОМ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЙ

9. ДРАЛИСЬ КОКИ И ХЛЕБОПЕКИ...

10. ЛАЗАРЕТ БАТАРЕИ

11. СМЕКАЛКА И ГЕРОИЗМ

12. ПЕРЕД ТРЕТЬИМ НАСТУПЛЕНИЕМ

13. МОРТИРЫ «КАРЛ» И ПУШКА «ДОРА»

14. НАКАНУНЕ ПОСЛЕДНЕГО БОЯ

15. В БЛОКАДЕ

16. ПОСЛЕДНИЙ ПРОРЫВ

17. ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНА

18. В ПЛЕНУ

19. ДРУЗЬЯ И ВРАГИ ОБ ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

20. ПАМЯТЬ О НИХ НИКОГДА НЕ УМРЕТ

21. ПУТИ-ДОРОГИ

Издание: Мусьяков П. И. Подвиг Тридцатой батареи. - М., Воениздат, 1961. 168 с.

Аннотация издательства: Книга о Тридцатой батарее береговой обороны Черноморского флота повествует о том, как героический гарнизон этой батареи дрался с врагом во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах.

По роду своей служебной деятельности автору, генерал-майору Павлу Ильичу Мусь-якову довелось бывать на Тридцатой батарее еще в период ее строительства, присутствовать на первой стрельбе. Невыдуманных героев этой книги Ивана Андриенко и Ивана Подорожного автор знал еще в те времена, когда они были краснофлотцами. На протяжении примерно десяти лет автору приходилось не раз встречаться с Г. А. Александером. Знал он и молодых командиров подразделений лейтенантов Поля, Адамова, Теличко, Репкова, связиста Пузина и многих других офицеров, старшин, сержантов и краснофлотцев.

Во время боев за Севастополь П. И. Мусьяков редактировал газету «Красный черноморец», выходившую в осажденном городе.

После выхода в свет первого издания книги о Тридцатой батарее автор получил от участников героических событий ряд интересных писем. Они помогли ему дополнить книгу, но и сейчас еще нам не все известно о судьбе блокированного гарнизона, особенно о его последних днях. Военное издательство и автор надеются, что после опубликования второго издания будут получены новые отклики от воинов героического гарнизона, оставшегося до конца верным Родине.

P. S. Хотя и тираж большой, и второе издание, но книга раньше не попадалась - спасибо добрым людям, помогли. Ряд мифов и идеологических штампов присутствуют, но это и понятно: книга - отражение эпохи, в которую она создавалась, да и как может политработник не увековечить очередной митинг на тему «Ударим новым лозунгом по штурмовым группам врага!»???

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

С кем, Севастополь,

Тебя сравнить?!

С героями Г реции?

Древнего Рима?

Слава твоя - что в гранит не вгранить - Ни с чем в истории не сравнима.

С. Алымов.

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

Зеленый холм дружно вышвырнул наискось к небу четыре огненных меча, окутанных рыжим дымом, и тяжелый звук залпа разнесся эхом по горам и балкам. Десятки людей вскинули к глазам бинокли, направив их в сторону моря, где далеко-далеко, почти на самом горизонте, медленно шел миноносец, тащивший продолговатый полотняный щит. Долго летели снаряды. Но вот в районе щита выросли четыре белых столба.

Недолет!..

А кучность-то какая! Будто в шапку уложил...

Пока гости батареи и члены приемной комиссии обменивались впечатлениями, башни, скрытые в зеленом холме, разразились новым залпом. Два высоких всплеска поднялись до щита, два - за ним.

Накрытие! Со второго залпа. Молодец Донец! - сказал командующий флотом Кожанов.

Все молодцы! - поправил командующего флотом член Военного совета Гугин.

Третий и четвертый залпы - прямые попадания. Пятым снесло стойку щита, и серое

полотнище, похожее издали на коробку спичек, вдруг стало треугольным. А снаряды через каждые полминуты летели к щиту, и третья группа наблюдателей, находившихся на эсминце, каждый раз отмечала попадания. Девятым залпом снесло еще две стойки, и полотно, пробитое снарядами, медленно сползло к основанию щита. Десятый залп был дан уже туда, где ползли по взлохмаченной воде только расщепленные бревна основания щита.

Начальник артиллерии береговой обороны, оторвав потное улыбающееся лицо от окуляров панорамы, сказал:

Товарищ командующий, люди заслуживают награды, особенно командир.

Кожанов медленно отвел от глаз бинокль и, посмотрев на начальника артиллерии,

И вам большое спасибо, ваши ученики на батарее.

Командир дивизиона Петр Алексеевич Моргунов, еще не успокоившийся от пережитого волнения, подошел к Кожанову и доложил:

Стрельба окончена, третья группа доносит: девять прямых попаданий, из них три в основание щита.

Комфлот, высокий, стройный и смуглолицый, пошел впереди группы офицеров штаба и приемной комиссии в массив артиллерийских башен и силовых агрегатов. Председатель государственной комиссии по приемке батареи А. А. Рулль с мягким акцентом уроженца Прибалтики спокойно и деловито докладывал Кожанову предварительные итоги приемки батареи. Надо наградить, прежде всего, командира батареи. Хорошо бы именными золотыми часами.

Деньжонок у нас маловато, Август Андреевич, но все же, посмотрим. Ребята заслуживают поощрения.

Из-под бетона показались командир и комиссар батареи. Они шли, придерживая противогазы, болтавшиеся на боку. Командир батареи Емельян Петрович Донец, набрав в легкие побольше воздуха и подавив минутное волнение, выпалил:

Товарищ командующий, Тридцатая батарея окончила стрельбу. Залпов десять, пропусков, осечек и поломок механизмов нет, израсходовано сорок выстрелов. Подробные данные будут доложены после получения снимков третьей группы наблюдения.

Комиссар батареи М. И. Бакаев доложил, что политико-моральное состояние личного состава высокое, нарушений дисциплины за последние два месяца не было.

Вольно! - радостно произнес Кожанов, резко шагнул навстречу и поцеловал немного растерявшегося Донца. - Командуйте «Отбой», выводите людей из-под массива, проведем митинг.

Кожанов любил митинги. В юности он командовал матросскими отрядами на Волге и побережье Каспия. Матросы любили своего командира за смелость и лихость в бою. Даже вражеские снайперы прозвали его «заколдованным». Перед боем или после него Кожанов умел сказать огневое слово, крепко берущее за матросское сердце. Так и сегодня он заговорил первым. Он начал издалека, вспомнив налет немецкого линейного крейсера «Г ебена» на базу флота во время первой мировой войны.

Немецкий линейный крейсер «Г ебен», переданный Турции накануне первой мировой войны, ранним осенним утром 1914 года показался вблизи Севастополя. Командир корабля, зная, что русская крепостная артиллерия устарела, подошел на выгодную ему дистанцию и открыл огонь из одиннадцатидюймовых орудий. Снаряды падали в городе и на рейде, среди кораблей. Дальность огня «Гебена» превышала дальность стрельбы большинства русских крепостных батарей. Броненосцы, стоявшие на якоре, тоже практически не могли стрелять по вражескому кораблю: одни - из-за устарелости своей артиллерии, другие - потому, что не видели цель, скрытую от них берегом. Так и ушел безнаказанным быстроходный крейсер противника. Правда, его огонь не нанес существенного урона, но шуму наделал много.

Царское правительство наконец поняло, что Севастополь нуждается в новых дальнобойных крупнокалиберных батареях, и отпустило некоторую сумму денег на постройку двух башенных батарей двенадцатидюймового калибра. Одну наметили создать южнее Севастополя, другую - севернее.

Инженерная служба после долгих препирательств с артиллерийским ведомством в 1915 году приступила к рытью котлованов и прокладке подъездных путей. Но вскоре из-за недостатка средств строительство было прекращено. Для Тридцатой батареи успели только вырыть котлованы башен и заложить фундаменты.

30-я береговая батарея — легендарное оборонительное сооружение и шедевр фортификационного искусства, расположенное в севастопольском микрорайоне Любимовка. Своему второму названию «Максим Горький I» фортификация обязана немцам.

30-я береговая батарея известна тем, что в годы Великой Отечественной войны она играла роль огневого щита. С 1941 по 1942 годы сооружение не позволяло противникам подступиться к Севастополю. Во время обороны города с устройства было произведено больше тысячи выстрелов. Следует отметить, что артиллерийские установки, которыми была оборудована «тридцатка», могли посылать снаряды на 40-километровое расстояние. Вес каждого составлял полтонны. Сооружение было настолько крепкое, что могло уцелеть даже после попадания в него авиационной бомбы.

Подобных фортификаций на территории Советского Союза было немало. Однако только 30-й береговой батарее в Севастополе удалось сохраниться лучше всех. После окончания войны сооружение восстановили и оснастили 6 орудиями, радиолокационной станцией и современными системами наведения.

Несмотря на то, что военный объект действующий, последние выстрелы из него были произведены в 1958 году при съёмке фильма «Море в огне».

Экскурсия на 30-ю батарею

К сожалению, приобрести организованный тур к сооружению вам вряд ли удастся. Всё дело в том, что «тридцатка» находится на территории действующей воинской части. Чтобы посмотреть своими глазами на уникальный объект, нужно получить специальное разрешение. С соответствующим запросом можно попытаться обратиться в пресс-службу Черноморского флота.

В случае положительного ответа, не ограничивайтесь только внешним осмотром комплекса. Посетите и казематированное помещение батареи. Перед входом в каземат установлен мемориал в честь защитников сооружения. Внутри вам предстоит пройтись по длинным коридорам, проходящим под двумя орудиями 30-й батареи. О печальных событиях тех времён посетителям напоминают висящие на стенах таблички с именами. Видели ли вы когда-нибудь бронедверь? Здесь ей снабжено каждое помещение.

В длинных коридорах расположены и «внутренности» сооружения — системы управления, командный мостик, пост управления огнём, снаряды, подающие механизмы, пороховые заряды, переговорное устройство, коммуникации, желоба и тому подобные.

Музей 30-й батареи

Об образовании на территории сооружения полноценного гражданского музея Министерство обороны говорит уже на протяжении нескольких лет. По предварительным планам учреждение планируют открыть в преддверии 75-летней годовщины освобождения Севастополя. На данный момент рядом с фортификацией ведётся строительство парка.

Единственный музей, который сейчас доступен для просмотра (опять же только при наличии специального пропуска), содержит небольшую экспозицию. Она состоит из вещей, которые были обнаружены на территории «тридцатки» после боёв 40-х годов. В качестве экспонатов выступают немецкие тарелки 1941 года, памятка командиру взвода и командиру орудия, немецкая воинская книжка, уцелевшие части пистолетов и пулемётов.

История создания 30-й береговой батареи

Годом строительства сооружения считается 1913 . В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи .

Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году . В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями . Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.

В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.

В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая .

Как добраться

От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.

Комбинированный вариант : на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120 или троллейбус № 12. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10-17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке № 45.

На автомобиле : от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.

На такси : значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».

Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке

Севастопольская цитадель

В чем секрет стойкости 30-й бронебашенной батареи

Андрей Коц

Осенью 1941-го эта севастопольская батарея первой приняла на себя мощный удар 11-й армии генерала Манштейна. И держалась в полном окружении почти десять месяцев. Ее обстреливали сверхтяжелой артиллерией, штурмовали, против краснофлотцев применяли газ, сбрасывали двухтонные бомбы. Они истекали кровью, но продолжали уничтожать врага. Легкоузнаваемый профиль ее орудийных башен стал одним из главных символов героической обороны Севастополя.

Бронебашенная батарея № 30, строительство которой началось 105 лет назад, и сегодня на страже города русских моряков. Если потребуется, ее орудия готовы заговорить вновь. Корреспондент РИА Новости посетил «тридцатку» и попытался разгадать военную тайну ее долголетия и легендарной стойкости.

Подземная крепость

Центральный коридор боевого блока 30-й батареи, соединяющий под землей первую и вторую орудийные башни, растянулся на 120 метров. Слева и справа - полуторатонные бронедвери на массивных петлях, отсекающие основную потерну бункера от других помещений. Над головой - десятиметровый «слоеный пирог» из асфальтобетона, железобетона, песка и утрамбованного грунта.

Кажется, секунда - и свод дрогнет от мощных разрывов немецких снарядов, тишину подземного города разорвет пронзительный рев сигнала боевой тревоги, а по бетонному полу вновь загрохочут ботинки орудийных расчетов.

Сегодня бронебашенная батарея № 30 на окраине поселка Любимовка - это действующая воинская часть Черноморского флота России.

Личный состав - семь человек: начальник отделения обслуживания и регламента специальных фортификационных сооружений капитан-лейтенант Сергей Воронков, его заместитель-старшина и пять контрактников.

Ежедневно - утреннее построение и развод на работы.

В блоке - 72 помещения общей площадью более трех тысяч квадратных метров (половина футбольного поля): котельная, насосная, кубрики личного состава, силовая станция, пороховые и снарядные погреба, подвальные емкости для воды, масла и топлива. Все действующие механизмы и агрегаты нужно поддерживать в идеальном рабочем состоянии.

Батарея находится на консервации, но «если завтра война» — великолепная семерка батарейцев вернет ее в строй меньше чем за неделю.

«После раздела Черноморского флота между Россией и Украиной территорию батареи тоже поделили», — объясняет капитан-лейтенант Сергей Воронков.

«России достались подземный блок и две орудийные башни. Вынесенный наблюдательный пункт и окрестные территории отошли Украине. Место здесь очень привлекательное. Красивый вид, чистый воздух, десять минут пешком до пляжа. На украинской части как грибы стали вырастать коттеджи. Если бы не известные события 2014 года, всю высотку бы застроили. Сейчас ситуация улучшилась. Строительство прекратилось, нам выделяют больше средств на поддержание батареи на плаву. С разрешения командования организуем лекции для школьников и студентов. Только за прошлый год у нас их побывало более семи тысяч», — говорит он.

Уроки Цусимы

«Тридцатка» прикрывала севастопольскую бухту от морской угрозы с севера. Ее сестра-близнец - бронебашенная батарея № 35 (сегодня - действующий музей) - с юга. Решение о строительстве таких береговых укреплений на военно-морских базах приняли вскоре после Цусимского разгрома.

По дальности стрельбы пушки японских кораблей значительно превосходили орудия Порт-Артура. Защитникам города было нечем ответить на град летящих с моря снарядов.

Вывод русского командования был однозначным: береговая артиллерия по мощности должна с лихвой перекрывать корабельную.

Возвышенность Алькадар на севере Севастополя еще в середине XIX века приметил знаменитый русский фортификатор генерал Цезарь Кюи - по его мнению, она идеально подходила для укрепленной артиллерийской позиции. Порученный военному инженеру, генерал-лейтенанту Нестору Буйницкому проект 30-й бронебашенной батареи был готов к 1912-му.

Строительство началось спустя год, однако Первая мировая война и революция едва не поставили на нем крест. Работа возобновилась лишь в 1928-м, а сдали батарею заказчику перед самым началом Великой Отечественной.

Никаких мелочей

На «тридцатке» и сегодня все предельно функционально. Любая, даже самая мелкая деталь - неслучайна. У пола центрального коридора небольшой уклон - это сделано для того, чтобы отработанная при пожаре вода стекала в дренажные отверстия.

В случае штурма массивные бронедвери главной потерны распахиваются в шахматном порядке, образуя непроходимый для противника лабиринт из полуторатонных пуленепробиваемых баррикад.

Жизненно важные кабели защищены легкоплавкой свинцовой оплеткой, под которую закачано специальное вещество с резким запахом - чтобы при коротком замыкании можно было в буквальном смысле учуять место повреждения.

Переходы между пороховыми погребами - под углом 45 градусов, чтобы при пожаре взрывная волна уходила в бетонную стену. Просто не верится, что все это можно было предусмотреть.

«А что вы хотели? Военным дай волю - они вообще все регламентируют, - усмехается капитан-лейтенант, когда мы, согнувшись, пролезаем в тесную каморку запасного командного пункта. Коренной севастополец Сергей Воронков свободно ориентируется в подземных лабиринтах и с легкостью объясняет назначение каждого винтика. - Видите эту деревянную дощечку? Если пропадала связь, приказы передавались через вестовых. Писали карандашом на дощечках. Бумагу можно смять и намочить, а с таким «блокнотом» ничего не случится».

«Тридцатку» построили полностью электрифицированной. Все операции по наведению и заряжанию орудий обеспечивали электродвигатели. Максимально автоматизировали и систему подачи снарядов. Однако все механизмы дублированы ручными приводами - на случай, если противнику удастся обесточить батарею. На помощь краснофлотцам приходила сложная система рычагов, ленточных транспортеров, направляющих рельсов и даже сама гравитация.

Воронков нажимает ногой на едва заметную педаль - и с полки, расположенной под наклоном в два градуса, тяжело скатывается в лоток транспортера макет 471-килограммового снаряда.

Два движения рычага - и боеприпас скрывается в подбашенном помещении.

А еще подземные казематы для обслуживания обеих башен идентичны по внутреннему устройству и расположены зеркально. Так расчетам было проще ориентироваться в темноте или в дыму. И это тоже один из неочевидных секретов стойкости «тридцатки», проявленной при обороне Севастополя.

Столетние орудия

Главный калибр батареи - две башни, снятые с линкора «Полтава» (после революции - «Фрунзе») после Великой Отечественной. На каждую приходится по три двенадцатидюймовых морских орудия (304,8 миллиметра). Длина ствола - 52 калибра, максимальная дальность стрельбы - 45 километров.

Этим пушкам уже больше ста лет, но они исправны.

Капитан-лейтенант Воронков демонстрирует работу затворного замка, процедуру досылания снаряда и порохового картуза в ствол. Предлагает мне самому навести орудие по вертикали. Массивный штурвал на удивление легко закручивается против часовой стрелки. Уравновешенный специальными грузами пятидесятитонный ствол плавно поднимается вверх.

Аналогичным образом на обесточенной батарее осуществляется и горизонтальная наводка. Башня весом 868 тонн установлена на специальном горизонтальном подшипнике.

Чтобы ее развернуть, достаточно усилий восьми человек и длинного рычага.

«Все исправно и боеспособно, - объясняет Воронков. - Дайте мне снаряд, пороховой заряд и воспламенительную пороховую трубку - я прицелюсь по стволу и выстрелю. Здесь можно заставить работать абсолютно все, но в этом сейчас нет особого практического смысла. Генераторы, к примеру, по сегодняшним меркам неэкономичны. Наша батарея хранит память о битве за Севастополь. Стоит ее осовременивать или нет - большой вопрос».

Под огнем

В годы Великой Отечественной на «тридцатке» были установлены другие башни, двухорудийные. Осенью 1941-го немцы прорвались на Перекопе и маршем шли на Севастополь. Разведка доложила Манштейну, что с суши город почти не защищен и есть все шансы взять его с ходу. Но немцы недооценили возможности мощных береговых батарей, которые развернулись и ударили по суше.

«Батарея вступила в бой 1 ноября 1941 года. В 12:39 два фугасных снаряда ударили по колонне противника под Бахчисараем, - Воронков показывает рукой на северо-восток. - Попали удачно: удалось разом уничтожить 80 единиц техники и более двух батальонов пехоты. Осколки в местах попаданий разлетались эллипсом 300 метров в ширину и километром в длину. После такого «привета» немцы растерялись. Придя в себя, атаковали батарею. Но танковые пушки оказались бессильны против 300-миллиметровой брони колпаков башен. А вот орудия батареи ответным огнем разносили бронетехнику буквально на куски».

Тогда немцы накрыли «тридцатку» с воздуха.

Однако массив подземного блока не могли пробить даже двухтонные бомбы. К тому же самолетам люфтваффе активно противодействовали советские истребители и батареи ПВО. Первым штурмом взять укрепление не удалось. Провалилось и второе наступление. Неудачи под Севастополем Манштейн объяснял Гитлеру именно неприступностью 30-й и 35-й батарей. Фюрер приказал отправить в Крым сверхтяжелую артиллерию - 800-миллиметровую железнодорожную пушку «Дора» и две 600-миллиметровые самоходные мортиры «Карл». Мортиры открыли огонь 5 июня 1942-го и нанесли башням «тридцатки» колоссальный ущерб.

305-мм башенная батарея № 30. Огневая позиция и башни МБ-3-12 ФМ
Эти фотоматериалы я отснял в 2005 году и они почти девять лет вылеживались. Сейчас, когда Интернет забит фотографиями с этого, еще действующего, военного объекта МО РФ, я думаю настала пора их опубликовать, собрав в тематические репортажи, перекликающиеся с рассказом о Ворошиловской батарее. Польза от этого будет несомненная, ибо практика нам подсказывает, что даже уникальное военное наследие очень быстро переходит в разряд наследия исчезающего. Думаю, что посетителям 30-ой батареи последних лет будет интересно сравнить ее с тем, как она выглядела ранее.

30-я артилдлерийская батарея была начата постройкой в 1913 году и первоначально носила номер 26. В 1917 году строительство остановлено, заливка бетонного массива было выполнено только на 70%. Строительство возобновилось только в 1928 году и батарея получила свой новый номер 30. Батарея вступила в строй в 1934 году хотя различные недоделки устранялись вплоть до 1940 года. На вооружении батареи находилось две двухорудийные артиллерийские установки МБ-2-12 с 305 мм орудиями. Аналогичные установки находились на русских батареях Финского залива и на 35-ой батарее на мысу Херсонес.
При обороне Севастополя в 1941-1942 годах батарея служила костяком его обороны и сражалась до последнего.
В 1947 году было принято решение о восстановлении батареи. Ввиду невозможности восстановить установки МБ-2-12 было принято решение использовать первую и четвертую башни с линкора "Полтава". Из-за более крупных габаритов теперь уже трехорудийных башен батарея подверглась существенной переделке.
Батарея вступила в строй в 1954 году как 459-ый башенный артиллерийский дивизион, в последствии она неоднократно меняла свое наименование.
Летом 1997 г. согласно договору между Российской Федерацией и Украиной о разделе Черноморского флота, личный состав 632-го полка и входившего в него 459-го башенного дивизиона убыл на Кавказское побережье. Территория бывшего городка батареи и техническая позиция полка были переданы Военно-морским силам Украины. Ныне полностью разграблены. Для содержания вооружения и фортификационных сооружений бывшей 30-й батареи, оставшихся в составе Черноморского флота, в том же году был сформирован 267-й взвод консервации Береговых войск ЧФ.
Летом 2004 г. 30-я батарея отметила 70-летие своего пребывания в составе Черноморского флота.
К сожалению, дальнейшая судьба батареи остается неопределенной, поскольку передача ее в ведение Украины может привести к разграблению батареи и последующей разделке уникальных башенных 305-мм установок на металлолом, как это уже произошло в Севастополе с переданными Украине 180-мм башенной и 130-мм открытой батареями.
Источник: Н.В. Гаврилкин (Москва), Д.Ю. Стогний (Севастополь). Батарея №30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13. В дальнейшем я буду его использовать в том или ином виде. Цит. по: http://www.bellabs.ru/30-35/30.html


Батарея расположена на вытянутой ввиде языка возвышенности южного берега долины реки Бельбек. Позиция открытая. Две башенные установки размещены в одном орудийном блоке. Командный пункт расположен на высоте восточнее, на месте недостроенного форта начала ХХ века. КП и орудийный блок соединяет потерна пробитая на глубине до 38 метров протяженностью 650 метров. Чуть западнее орудийного блока в бывшем убежище для выкатных орудий расположена трансформаторная подстанция.
Добраться до 30-ой батареи из Севастополя можно на любой маршрутке идущей в Любимовку. Выйдя на отвороте у совхоза им. Софьи Перовской начинаем подниматься через жилую зону по дороге в гору, проходя мимо дома-музея революционерки. Если принять чуть левее, то, пройдя мимо столовой, на другом краю пустыря можно увидеть один из ДОТов противодиверсионной обороны 30-ой батареи с установленной на нем цистерной для воды. выглядит конечно безобразно, но уж лучше так, чем снести.
Сухопутная оборона 30-ой батареи на 1941 год состояла из шести железобетонных пятиамбразурных двухэтажных пулеметных ДОТов. В верхнем каземате устанавливался 7,62-мм пулемет «Максим» на поворотном столе, в нижнем находилось противохимическое убежище и склад боеприпасов. Кроме того, вокруг позиций батареи были устроены стрелковые окопы и проволочные заграждения. В районе КП в качестве траншей использовались бетонированные брустверы с нишами укрытиями непостроенного форта.

От ДОТа с цистерной выйдем на дорогу к 30-ой батарее. На подходе к территории войсковой части расположен памятник на братской могиле защитников 30-ой батареи....

Еще несколько фото

Береговая батарея (ББ) № 30 или форт «Максим горький-1»  - самое большое фортификационное сооружение Севастополя. Сыграла важную роль в Обороне Севастополя 1941–1942 гг., длившейся 256-дней. Легендарная батарея расположена в Крыму на подступах к Севастополю, в посёлке Любимовка. Сейчас здесь открыт Музей береговых войск Черноморского флота России.

Это был без преувеличения гениальный проект. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел.

Шедевром советского фортификационного искусства называли 30-ю батарею специалисты. Фабрикой артогня и подземным линкором величали ее сами батарейцы.

Описание

Орудия батареи имели «царственный» калибр - двенадцать дюймов 305 мм , способность вести огонь по кораблям противника и по его сухопутным частям, вес снаряда - 471 кг , дальность стрельбы - до 42 км . Иными словами батарея доставала до Николаевки или Почтового, а Бахчисарай могла накрыть любым снарядом. «Тридцатка» держала под контролем площадь свыше 5 тысяч квадратных километров.

По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м ), в котором были установлены 2 орудийные башни. Каждая из башен весила 1360 тонн и способна выдержать прямое попадание средней авиабомбы. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 м² и командный пункт с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок, командный пункт и городок для личного состава соединялись между собой 580-метровой потерной. Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок.

Одновременно была создана система сопряженного наблюдения для корректировки стрельбы по морским целям. Такие посты, оборудованные на мысе Лукулл, в устьях рек Альма, Кача, у Херсонесского маяка, на мысе Фиолент и на горе Кая-Баш (западнее Балаклавы), имели дальномеры и визиры, установленные в железобетонных двориках, убежищах для личного состава и жилых помещениях.

Великая отечественная война

Первые боевые выстрелы «форта „Максим Горький-1”» (немецкое название батареи, под вторым номером шла батарея № 35) при обороне Севастополя были выполнены первого ноября 1941 года по группировке немецких войск в районе станции Альма (ныне Почтовое). За два месяца боевых действий ББ-30 произвела 1238 выстрелов, и это привело к полному износу орудийных стволов.

В январе феврале 1942 года в течение 16 суток на глазах у наступающих фашистов специалистами ремонтного артиллерийского завода Черноморского флота была произведена замена орудийных стволов. Учитывая, что вес каждого ствола составлял 50 тонн, подобная операция без специального кранового оборудования являлась уникальной в мировой практике.

Немцы весной 1942 года, готовясь к решающему штурму Севастополя, сосредоточили для борьбы с ББ-30 мощную группу тяжелой артиллерии, в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры «Тор» и «Один» и 800-мм железнодорожную пушку «Дора». 7 июня 1942 года после прямого попадания нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов. Лишь после того как утром 17 июня и она вышла из строя, немцы захватили батарею.

История

Постройка батареи береговой обороны была начата на возвышенности Алькадар (в районе нынешнего поселка Любимовка) в 1913 году. Проект батареи разработал военный инженер генерал Н. А. Буйницкий с учетом рекомендаций известного русского фортификатора (еще и известного композитора) генерала Цезаря Антоновича Кюи, который предложил для батареи наиболее выгодную позицию.

Почти 100 лет назад батарею уже планировали полностью электрифицированной. Все операции по заряжанию и наведению орудия выполняли 17 электродвигателей. На поверхности должны были находиться только орудийные башни с 200-миллиметровой броней.

Работы велись до 1914 года. По сей день на батарее сохранились переговорные устройства начала прошлого века. Строительство батареи возобновилось в 1928 году. В башнях батареи были установлены 305-миллиметровые орудия образца 1913 года (линкоровский калибр).

В 1934 году после пробных артиллерийских стрельб по морским целям батарея вошла в состав частей береговой обороны Черноморского флота с присвоением № 30. Первым командиром тридцатой батареи был капитал Ермил Донец.

В 1937 году командование 30-й батарей принял капитан Георгий Александрович Александер.

К началу 2-й мировой войны в Севастополе было две батареи такого калибра. Помимо расположенной в районе поселка Любимовка «тридцатки», базу флота прикрывала батарея № 35 на мысе Херсонес. Обе они входили в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского Флота. Обе батареи изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника: 30-я батарея прикрывала район севернее мыса Лукулл, 35-я батарея должна была обстреливать сектор от мыса Херсонес до мыса Фиолент. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.

Следует отметить, что 35-батарея была расположена слишком далеко от района наступления немцев и доставала только до станции Мекензиевы горы, а поэтому именно «тридцатке» суждено было сыграть яркую роль в обороне Севастополя.

После войны к 1954 году ББ-30 была восстановлена, взамен старых двухорудийных башенных установок были установлены трехорудийные «МБ-3-12-ФМ», снятые с линкора Балтийского флота «Фрунзе». Одновременно было заменено и силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой «Берег» с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами.

Последний раз батарея стреляла в 1958 году при съемках фильма «Море в огне». В результате во многих домах близлежащих сел вылетели стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши.

В 1997 году по решению командования Черноморским флотом ББ-30 была законсервирована. В настоящее время на бывшей ББ-30 открыт музей береговых войск ЧФ.

Как добраться?

30-я батарея находится в Любимовке. На машине найти ее легко - она хорошо видна с трассы, ведущей из Севастополя на Любимовку. Пешим туристам необходимо сесть на паром и перебраться на Северную сторону из Артиллерийской бухты, дальше 5–7 минут на маршрутном такси.