Юриспруденция        03.03.2020   

После сгорания дров остается девочка начертила. Куда деваются дрова, когда печка топится

но если оно исчезнет всерьёз и надолго, то рулить будут дрова. поэтому:

— позаботьтесь о том, чтобы они у вас были. лучше всего древесина твердых пород.

чем выше плотность древесины, тем больше теплоотдача.

— они должны быть сухие. сырые разгоряются плохо,

и на 30-40% меньше тепла выделяют и из твердых пород.

— экономьте их. для этого используйте нижеприведенные приведенные

принципы повышения эффективности горения дров, которые представлены

общественной организацией www.aprovecho.org, которая с 1976 года разрабатывает

и внедряет технологии по обогреву жилищ и готовке еды для 60 стран третьего мира.

1. изолируйте камеру сгорания. самая эффективная изоляция — это множественные полости и карманчики внутри кирпичей. самый простой способ — это сделать самому кирпичи из глины и древесной стружки , которая выгорит при первой топке и создаст пустоты.

не окружайте камеру сгорания тяжелыми материалами — кирпичами из глины, песка и цемента. чем тяжелей материал, тем больше тепла он в себя забирает.

2. самая оптимальная форма камеры сгорания: ширина относится к высоте 1:3 , т.е. высота внутренности печки должна в три раза превышать ширину. при таком раскладе а) пламя и дым хорошо перемешиваются и взвешенные частицы дыма — выгорают и б) имеем наилучшие условия для засасывания свежего воздуха, полного кислородом. больше кислорода — выше температура горения — меньше дыма — выше КПД использования дров.


3. не валите кучу дров, кладите не более, чем достаточно . дело в том, что дым создают те дрова, которые не горят при высокой температуре, а тлеют ввиду нехватки воздуха, будучи приваленными более активно горящими дровами. дым — это недопаленный дровяной газ.

4. цивилизованные индейцы, когда им нужно меньше жара, кладут меньше дров. дикие европецы в этом случае двигают заслонку, уменьшая приток воздуха. индейцы знают, что меньше воздуха — больше дыма .

5. крутитесь, как хотите, а свежий воздух должен поступать В-дрова или ПОД-дрова . а не НАД-дрова. свежий воздух над-дровами — охлаждает пламя. для этого сделайте возвышающую площадку-ложе для дров в виде русской буквы «п». лучше, если это будет сетчатая поверхность. кроме того, будучи приподнятым, жар костра будет намного меньше своей энергии отдавать днищу.

6. много древесных углей создают заторы для свежего воздуха . и вообще, если у вас много древесных углей — это явный признак слабого притока воздуха. закатие рукава и оптимизируйте систему.

7. кладя дрова, оставляйте между ними промежутки, равные толщине этих дров — так мы создадим наилучшие условия для тяги меж дровами и получим более высокие температуры горения.

все вышеприведенные принципы задействованы в этой простой, но очень эффективной «ракетной печке».



изготовление изоляционных кирпичей :
соотношение материалов: 500 гр. опилок, 900гр. глины, 1200 гр. воды.
— смешайте глину с древесными опилками. добавтье воду, хорошо размешайте.
когда опилки выгорят при 1000С и кирпичи высохнут, они станут такими лёгкими,
что могли бы плавать на поверхности воды воде, их плотность будет 0,6гр/см3.
— поместите массу в деревянную фому, смочив её предварительно.
и выдавите деревянной дощечкой, которую можно будет убрать, когда кирпич подсохнет.

при сборке камеры сгорания из кирпичей, первым положите 1 обычный кирпич , лучше огнеупорный, чтобы дрова, которые вы будет совать в печку, не разошкрябали заднюю стенку.

оденьте металический кожух с прорезанным для подачи дров отверстием.
и заслоните его кирпичом. для кожуха возьмите банку из-под краски или сока.

заполните пространство между камерой сгорания и кожухом обычным цементным раствором , желательно добавив в него перлит или вермикулит . на худой конец можно и гравий.

вставьте три прутка из арматуры в отверстия в кожухе — это для поддержки кастрюли, которая будет приподнята на 12 мм
над кирпичами и отодвинута от стенок на 12 мм.

ниже я привожу ещё некоторые принципы разумного использования наших дров .

8. дежите примерно одинакомыми площади трех сечений: камеры сгорания, зоны, где расположены кастрюли, дымохода, чтобы была высокая скорость потока на всех участках. так мы создадим самые благоприятные условия для хода горячих газов, котрые греют наши кастрюли.

9. будет круто, если у вас кастрюля будет заключена внутри стен , который тоже будт заизолированы вышеуказанным способом.

10. если кострюли погружены в камеру сгорания, то между ними должны быть промежутки оптимальных размеров , чтобы горячий воздух мог окутывать бока кастрюль.

11. сделайте по ходу следования дыма препятствия , с одной стороры затруднящие быстрый проход дыма к трубе и, с другой стороны, напрвляющие горячий дым к кастрюлям.

12. если у вас две кастрюли на плите, то для лучшей одновременности закипания налейте в дальнюю от огня кастрюлю в два раза меньше воды .

13. чем больше по размеру кастрюлю , тем быстрее в ней закипит одно и тоже количество воды.

14. 70%-ной экономии топлива можно добиться уже лишь тем, что, поварив 5-10 минут ваши блюда, снимайте их с огня и укутывайте большим количеством изоляционного материала, самое простое — сеном. и позвольте жару внутри кастрюлю в течение 1-2 часов довершить начатое дело готовки еды. при этом следите, чтоб крышка на кастрюле была максимально плотной, просачивающийся пар из крышки не попадал на сено. влага увеличивает теплопроводность.

15. оценку эффективности плиты, костра, горелки производите по трём показателям : время доведения до кипения, когда плита холодная, время доведения до кипения, когда плита горячая, количесвто дров в 10 минут для поддержания воды на температуре кипения.

эти 15 приниципов я взял из методички «Cooking With Less Fuel: Breathing Less Smoke», которая лежит

/ Кувшинов В.А. // Судебная медицина и реаниматология. Материалы расширенной конференции судебных медиков Татарии (научные труды). - Казань, 1969. - Т. 26. - С. 79-81.

УДК 340.6-~614.62

О криминальном сжигании трупов

О криминальном сжигании трупов / Кувшинов В.А. — 1969.

библиографическое описание:
О криминальном сжигании трупов / Кувшинов В.А. — 1969.

html код:
/ Кувшинов В.А. — 1969.

код для вставки на форум:
О криминальном сжигании трупов / Кувшинов В.А. — 1969.

wiki:
/ Кувшинов В.А. — 1969.

B некоторых странах (Индия) основным способам захоронения трупов людей является кремация. В нашей стране кремация проводится лишь в некоторых крупных городах (Москва, Каунас и др.). При сжигании трупа взрослого человека в крематории Москвы, работающем на газе, труп человека сгорает в течение 50 минут при температуре в печи до 1200°. При этом остается до 6 кг золы с крупными кусками костей.

В уголовной практике встречаются случаи убийств с последующим сжиганием трупов. Сжигая труп, преступник надеется уничтожить улики преступления и остаться безнаказанным. Сжигание обычно проводится в отопительных печах. Для этого труп предварительно расчленяется и сжигается:по частям. Полное уничтожение трупа наблюдается редко и встречается при длительном пользовании печами после.кремации без выгребания золы. Поэтому исследование золы может иметь важное значение в раскрытии преступления.

Как быстро сгорит труп человека в обычной печи, сколько для этого (потребуется дров, сколько останется золы, будут ли в ней остатки костей, можно ли по ним определить, сжигался ли труп человека,-эти вопросы (интересуют органы расследования. По данным Э. Кноблоха 1 для сжигания трупа взрослого человека требуется 40 часов.

В целях разрешения указанных вопросов мы провели экспериментальное сжигание трупов плодов и новорожденных детей, трупов взрослых людей и отдельных частей тела. Кремацию проводили в печи морга длиной пода 77 см, шириной 35 см, высотой свода 40 см. Печь имеет поддувало размером 24×12 см.

Температура в печи измерялась термопарой. Сжигание проводилось до полного испепеления костей без механического воздействия (раздробление костей кочергой).

Трупы для кремации клались на слой сухих дров хвойной породы и сверху покрывались такими же дровами. Трупы взрослых людей перед кремацией расчленялись. Сжигание проводилось при закрытой дверке до полного испепеления трупа. Зола из печи вынималась через 5-7 часов после сгорания.

Всего нами было сожжено 24 объекта. При этом получены следующие данные см. прилагаемую таблицу).

Для сжигания трупов плодов или новорожденных детей расходовалось дров в среднем 11 кг. Среднее время сгорания составляло 96 минут. В печи оставалось около 1 кг волы. Крупные куски древесного угля нами во внимание не принимались. При визуальном исследовании зольного остатка кусочков костной ткани не обнаруживалось.

При сжигании конечностей трупов взрослых людей расходовалось дров в среднем около 11 кг. Скорость сгорания составляла в среднем 111 минут. В печи оставалось около 1,5 кг золы. При тщательном ее осмотре попадались кусочки костной ткани в виде тонких хрупких серо-белого ответа пластинок.

После одномоментного сжигания расчлененных трупов взрослых людей (2) расходовалось дров 21-29 кг. Продолжительность сгорания составляла 4 ч. 15 мин. - 4 ч. 25 мин. В золе (2,5-3 кг) встречались мелкие бесформенные кусочки костной ткани серо-белого цвета.

Для сжигания трупа в два приема требовалось 47 кг дров, продолжительность сгорания составляла 7 ч. 45 мин. Золы оставалось столько же, как и после одномоментного сжигания.

Полученные нами данные существенно отличаются от данных Э. Кноблоха, и они не лишены практического значения.

1 Кноблох Э. Медицинская криминалистика . - Прага, ЧССР: Гос. изд-во мед. литературы, 1960. - 2-ое изд. - С. 322.

Экспертные возможности определения времени полного сожжения трупа или его частей / Пазенко Т.Я., Филипчук О.В., Николаенко А.А. — 1988.

Энтомологические и микробиологические особенности разложения трупов, подвергшихся воздействию пламени / Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. // Вестник судебной медицины. - Новосибирск, 2018. — №4. — С. 30-34.

Молекулярно-генетический анализ митохондриальной ДНК в обожженных костях: еще раз о пределах возможного / Земскова Е.Ю., Бордюков М.М., Ковалев А.В., Иванов П.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №2. — С. 21-25.

Экспертная оценка случаев смерти от ожоговой болезни в отдаленном посттравматическом периоде / Ковалев А.В., Налетова Д.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 8-12.

Морфологическая характеристика коры мозжечка при ожоговой травме / Морозов Ю.Е., Дорошева Ж.В., Горностаев Д.В., Колударова Е.М., Пиголкин Ю.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 24-27.

Экспертная оценка клинических и морфологических изменений при термическом ожоговом шоке / Савченко С.В., Новоселов В.П., Ощепкова Н.Г., Тихонов В.В., Грицингер В.А., Кузнецов Е.В. // Вестник судебной медицины. - Новосибирск, 2017. — №4. — С. 15-19.

Русский язык.2-й класс.

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Цели :

Обучающие : развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.

Наглядность:

  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I. Орг.момент.

─ У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

  1. Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода. У вас на партах две карточки солнышко и облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
  2. Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень хорошее ─ тучками. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
  3. Девизом нашего урока будут следующие предложения.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

  1. В этих словах находим орфограммы. (трудные места)
  1. Чистописание.
  1. Открыли тетради. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает

Может только показать

  1. Да, сегодня будем писать «Ь». А где пишется «Ь» знак? (На конце и в середине слова) Посмотрите и вспомните, как мы писали «Ь» знак. Покажите, как мы писали в конце. Как мы писали в середине. Какие буквы соединяются снизу. (л, м, я)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. Как вы понимаете эту пословицу? Найдите самую красивую букву и возьмите в кружок простым карандашом. Подчеркните «Ь» знак. Какие слова нельзя переносить? Какие слова переносятся?
  1. Повторение.
  1. Посмотрите на экран. Читаем.

Роза, василёк, ландыш, лютик.

  1. Каким одним словом можно заменить эти слова? (Цветы)
  2. Ставим ударение. Называем твердые и мягкие согласные. Делаем вывод.

а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

  1. Объяснение новой темы.
  1. Продолжаем работу в тетрадях. Я вам читаю начало, а вы находите конец и пишем только ответы.
  1. Белый камушек растаял

На доске следы оставил. (Мел)

  1. Лодка села на (мель)
  2. Девочка начертила (угол)
  3. После сгорания дров остаётся (уголь)
  4. Мама закатывает (банки)
  5. Небольшое помещение для купания и мытья (банька)
  6. С твердым “Л” я на стене

Книги, например, на мне

Но как только “Л” смягчите

Сразу в танец превратите. (полка ─ полька)

Мел – мель, угол – уголь, банка – банька, полка – полька.

  1. Чем отличаются эти слова? (В одних словах есть “Ь” знак, а в других нет)
  2. Значит о чём мы будем говорить? О “Ь” знаке.
  3. А что мы знаем о мягком знаке? В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему?
  1. “Ь” знак не обозначает звука.
  2. “Ь” знак стоит на конце и в середине слова.
  3. “Ь” знак показывает, что согласный звук перед ним читается мягко
  4. Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.
  5. Даёт слову новое значение. Слово “банка” превращается в “баньку” где мы моемся.
  1. Значит не только гласные звуки обозначают мягкость согласных, “Ь” знак тоже показывает на мягкость согласных звуков.
  1. Словарная работа.
  1. Вам знаком этот герой? (Незнайка) Как звали художника из Цветочного города в рассказе «Приключение Незнайки»? (Тюбик) Он нарисовал одну картинку.
  2. Прочитайте через одну букву и узнаете новое словарное слово. (Поаглшьтуо)
  3. Какое слово получилочь? (Пальто)
  4. Что обозначает пальто? (Верхнюю одежду) Это слово пришло к нам из французского языка и обозначает верхнюю одежду. Назовите однокоренные слова. (пальтишко, пальтецо, пальтовый) Составьте предложение со словом “пальто”? Какой вывод мы делаем? (Слово пальто не изменяется) Это словарное слово. А почему мы его называем словарным? Что надо запомнить?
  5. Напишите три раза слово “пальто”. Незнайка составил такое предложение: “ Мама одела пальто ”. Правильное получилось предложение? (Нет)
  6. Надеть можно что? (Пальто, костюм) Одеть можно кого? (Сестрёнку, братишку) Пишем.

Мама надела пальто. Оля одела сестрёнку. Находим главные члены предложения.

  1. Физкультминутка.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

  1. Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
  1. Закрепление.
  1. Ребята, а как звали двух братьев в рассказе Носова «Приключение Незнайки» (Авоська и Небоська) Давайте, поможем им разделить слова на 2 группы.
  2. На какие две группы можно разделить эти слова?

Учитель, помощник, морковь, каменщик мальчик, сказочник, ёлочка, пончик. (1. Слова которые отвечают на вопрос кто? и что? 2. Слова с «Ь» знаком и без «Ь» знака)

  1. А почему в словах помощник, каменщик, сказочник, ёлочка и пончик не пишется «Ь» знак? Какое правило вспомнили?

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

  1. Звуко-буквенный анализ слова.

─ Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

─ А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

─ Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль [сол ] – 4 буквы, 3 звука, 1 слог.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ − ]

─ Почему букв здесь больше, чем звуков?

IX. Итоги урока.

─ Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

─ А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

─ Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

─ Спасибо всем. Урок закончен.


Принесли из сарая тяжелую вязанку дров, бросили ее с грохотом возле печки. Поленья крепкие, здоровые. Затопили печку. Смотришь, через час-два от вязанки ничего не осталось, только горсточка-две золы.

Куда же вязанка девалась?

А что такое "сгорела"?

Давайте изучим этот вопрос. Вот и свеча тоже, когда горит, исчезает. Что же - она совсем исчезает или это только кажется?

Проведём такой опыт. Возьмём ложку и свечку. Подержим ложку над свечкой. Ложка затуманится, покроется водяными капельками.

Откуда взялась вода? Ясно, что из свечи, больше неоткуда.

Теперь вытрем ложку и подержим ее над пламенем. Ложка покроется сажей - крошечными частицами угля. Откуда взялся уголь? Опять-таки из свечи.

Итак, когда свеча горит, из нее получается вода и уголь. А куда же они деваются?

Вода улетает в виде пара. Этот-то пар и садится на ложку, когда мы ее держим над пламенем.

Но куда же девается уголь?

Когда свеча коптит, уголь улетает в виде копоти - маленьких кусочков угля. Копоть садится на потолок, на стены, на окружающие вещи. Но если свеча горит хорошо, копоти нет - уголь весь сгорает.

Сгорает? А что такое - сгорает?

Вся история начинается сначала. Куда уголь девается, когда он сгорает?

Одно из двух: или он пропадает, исчезает совсем, или он превращается в какое-то другое вещество, которого мы просто не видим.

Попробуем поймать невидимку. Для этого нам понадобятся две банки из-под варенья и огарок свечи. Огарок свечи надо насадить на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в банку. А в стакан надо налить известковую воду. Воду эту мы приготовим так: возьмем немного негашеной извести, разболтаем ее в воде и процедим сквозь промокательную бумагу. Если раствор получится мутный, мы процедим его еще раз, чтобы он был совсем прозрачный.

Теперь зажжем огарок и опустим его осторожно на дно пустой банки. Огарок погорит-погорит и погаснет. Вытащим его, зажжем и опустим в банку снова. На этот раз огарок погаснет сразу, словно его погрузили в воду.

Значит, в банке теперь что-то есть, что мешает свече гореть.

Что же там может быть? Ведь на вид банка совсем пустая.

Сделаем тогда вот что. Добавим в банку известковой воды. Вода замутится - станет белой. А если мы нальем известковой воды в другую банку, где ничего не было, вода останется прозрачной. Значит, в той банке, где раньше горела свеча, есть какой-то невидимый газ, который делает мутной известковую воду.

Ученые назвали этот газ углекислым газом. Они нашли, что углекислый газ получается и тогда, когда горит уголь.

Теперь мы можем ответить на вопрос, куда девается свеча. Она превращается сначала в уголь и воду. Вода улетает, а уголь сгорает и превращается в углекислый газ.

То же самое происходит и с дровами. Дрова тоже превращаются в уголь и воду. Уголь сгорает, хотя и не весь: немного несгоревшего угля всегда остается в печке. А сгоревший уголь, то есть углекислый газ, улетает вместе с водяным паром в трубу. Белый дым, который валит зимой из труб, это и есть водяной пар, сгустившийся на морозе в капельки воды. А если дым черный, значит, печка коптит; в дыме остается много несгоревшего угля - сажи.

По материалам книги М. Ильина "Рассказы о вещах"

«Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука на конце слова»

Аннотация:

Данный урок русского языка проводится по программе «Школа России» во 2 классе . Урок является одной из ступеней звуко-буквенного анализа слов раздела «Фонетика». Внимание уделяется соотношению звуков и букв в словах. На уроке использованы личностно-ориентированная технология, элементы игровой и проблемной технологий.

Цель: - понять способ обозначения мягкого согласного звука в конце слова

Научить обозначать мягкость предшествующего согласного звука на конце слова буквой «ь»

Вести подготовку к звуко-буквенному анализу слов

Развивать звуковое восприятие слова, воображение детей

Воспитывать аккуратность при письме, соблюдение каллиграфических норм письма

Оборудование: две аппликации мягкого знака из ваты (грустный и весёлый «ь»),

магнитофон с аудиозаписью, компьютер (слайд с шарадами)

Ход урока.

I. Организационный момент.

А теперь - молчок!

Начинается урок!

II. Вводная беседа.

Тс – с! Слышите, ребята, кто-то плачет?!

(открывается классная доска: весит аппликация «грустного мягкого знака»)

Мягкий знак плачет. Хочет уйти из алфавита . Говорит: никому не нужен, ничего не значит и даже звука у него нет.

Ребята, давайте его успокоим!

Не плачь! Смотрите какой он мягкий (проносится аппликация по классу, дети трогают, гладят мягкий знак), красивый…

Что?... Говорит – некрасивый.

Давайте его напишем в тетрадях красиво-красиво.

III. Минутка чистописания.

Написать мягкий знак в сочетании с элементами других букв(или узоров).

(образец на доске)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мягкий знак так и плачет! Как же нам его успокоить?

Дети: Надо объяснить ему, что он нам очень нужен.

Правильно, сегодня на уроке мы будем упражняться в обозначение мягкого согласного звука в конце слова мягким знаком.

V. Работа над новым материалом.

а) На доске написано: сом – семь

олень – слон

дверь – двор

лес – гусь

стол – сталь

суп- цепь

Произнесите сначала два слова, а потом только звуки на конце этих слов. Сравни звуки: они мягкие или твёрдые?

Выпишите слова с мягким знаком.

Краткий звуко-буквенный анализ: семь, олень, дверь, гусь – 4 буквы, 3 звука;

Сталь – 5 букв, 4 звука.

Скажите, ребята, почему в словах нет соответствия между буквами и звуками?

Для чего нужен в этих словах мягкий знак?

б) приобретение теоритических сведений

Нам пришло звуковое сообщение от друзей Мягкого знака из алфавита

(слушание правила на магнитофонной записи) :

На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком: тетрадь, день, портфель.

Ребята, повторите сообщение для Ь.

Приведите свои примеры (примеры записываются на доске и в тетрадях).

Физминутка

VI. Закрепление.

Мягкий знак так и плачет

а) Комментированное письмо.

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова (сходные по написанию).

(текст в учебнике)

Лодка села на … .

Для письма на доске нужен … .

После сгорания дров остаётся … .

Девочка начертила … .

Подчеркните слова с мягким знаком.

Почему его нужно было написать в эти словах?

б) Краткий звукобуквенный анализ слов (самостоятельно)

Мел – 3 звука, 3 буквы

Мель – 3 звука, 4буквы

(взаимопроверка)

Ребята, объясните нашему гостю почему в первом слове есть соответствие между буквами и звуками, а во втором слове – нет.

А значение слов изменилось от этого?

в) Чтение стихов.

Чтобы успокоить и развеселить мягкий знак, прочтём ему стихи

(Заранее подготовленные дети читают стихи):

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» напишем «ест».

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

Банька в банку превратится

Вот, что может получиться,

Если будем забывать мягкий знак в словах писать.

г) Шарады.

Задание: подберите подходящие слова:

(возможные слова: ноль, соль, пыль, моль, роль, боль и т. д.)

д) Самостоятельная работа (упражнение в учебнике):

Задание: Спиши слова, вставляя согласную букву и мягкий знак или только согласную букву. При записи проговаривай слова.

Портфе(?), мебе(?), пена(?), ладо(?), снеги(?), костё(?), зве(?), тетра(?), кус(?), восе(?), врата(?),кораб(?).

Подчеркните мягкий знак.

(во время выполнения детьми самостоятельной работы, на доске аппликация «грустного» мягкого знака заменяется на «весёлого»)

VII. Итог урока.

Ребята, посмотрите, как доволен мягкий знак вашей работой! Он благодарит учеников, которые помогли поверить ему в свою значимость.

(звуковое сообщение от букв алфавита, на аудиозаписи):

Спасибо, что успокоили нашего друга, убедили остаться в алфавите. Теперь он навсегда с нами. Вы только не забывайте писать его, где надо.

А в каких случаях надо писать мягкий знак?

(ответы детей)

Литература:

1. , «Русский язык. Книга для учителя», 2 класс, М., «Дрофа»,2000.

2. , «Русский язык», учебник для 2 класса, М., «Просвещение», 2000.

3. «Занимательное азбуковедение», М., «Просвещение», 1987.