Сказки        16.03.2020   

Презентация на тему биография твардовского. Раздел презентации на тему твардовский. Главы, рассказывающие о суровом быте войны

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Чаплыгинский р-н,
Липецкая обл.

Продолжение. См. № 19/2004

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Дидактический материал

10–11-е классы

IV. Тренировочные упражнения (продолжение)

Задание 16 . Понаблюдайте над интонацией предложений 1-й и 2-й групп. Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. Какова роль запятой и точки с запятой в данных предложениях?

1-я группа

1. Был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны, ветер, бешено срывая их гребни, кропил реку холодным дождем. (М.Горький)

2. Серый осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет и листочка молодых рябинок и березок, раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом... (М.Нестеров)

2-я группа

1. Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна... (И.Тургенев)

2. Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания. (И.Тургенев)

    Подготовьте выразительное чтение предложений 1-й и 2-й групп, следите за интонацией: понижайте голос в конце каждого простого предложения и повышайте в начале следующего; там, где стоит точка с запятой, делайте большие паузы.

    Выберите из предложений материал для разных видов разбора. Произведите разбор.

    Какое слово во втором предложении 2-й группы не является членом предложения? Что это за слово?

    Опишите сегодняшний день, используя бессоюзные сложные предложения сначала с запятой, затем – с точкой с запятой. Прочитайте. Одинакова ли будет интонация этих предложений?

Задание 17. Прочитайте тексты. Какие знаки препинания следует поставить между частями бессоюзных сложных предложений в первом и во втором текстах? Почему?
Запишите тексты, восстанавливая пунктуацию предложений.

1) На холстах Шишкина глухо шумят темные боры шелестит резной листвой прозрачный дубняк тонко звенят осинки. На его рисунках сплетаются упругие ветки топорщится колкая хвоя лист растет. (В.Порудоминский)

2) Недели две как стояла засуха тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей не разгоняя зноя. (И.Тургенев)

(В первом тексте между частями бессоюзных сложных предложений ставится запятая, во втором тексте части сложных бессоюзных предложений разделяет точка с занятой.)

    Подготовьте выразительное чтение текстов. Укажите особенности интонации предложений первого и второго текстов.

    Как вы думаете: почему в описаниях так часто используются сложные бессоюзные предложения со значением одновременности действий (глаголы несовершенного вида)?

    Что вы знаете о художнике И.И. Шишкине? Какие картины этого мастера кисти вам известны?

    Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Рожь». Попробуйте описать картину, употребляя сложные бессоюзные предложения.

Задание 18. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите, восстанавливая пунктуацию (запятые и точку с запятой) между частями сложных бессоюзных предложений; расставьте другие знаки препинания. Объясните свой выбор.

1) Мужество есть великое свойство души народ им отмеченный должен гордиться собою. (Н.Карамзин) 2) Мещанство большое зло оно как плотина в реке всегда служило только для застоя. (А.Чехов) 3) Человек ловится на мелочах в крупном можно притвориться мелочь всегда выдает истинную «суть души» ее рисунок ее тяготение ... (М.Горький) 4) Мещанство ползучее растение оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. (М.Горький) 5) Было суровое январское утро с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег подгоняемый порывами ветра он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович) 6) Это хрустальная прозрачная душа таких людей мало они редки это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем на него всюду и везде можно положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно ученые продолжают учиться остальные предпочитают учить. (Б.Шоу)

– Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

1) Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н.Карамзин) 2) Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только
для застоя. (А.Чехов) 3) Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение... (М.Горький) 4) Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге. (М.Горький) 5) Было суровое январское утро; с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег; подгоняемый порывами ветра, он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге. (Д.Григорович) 6) Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. (И.Гончаров) 7) Только истинно ученые продолжают учиться; остальные предпочитают учить. (Б.Шоу)

Задание 19. 1) Чем определяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях? (Значением бессоюзных сложных предложений.)

2) Вспомните и перечислите основные значения бессоюзных сложных предложений. (Значения перечисления; значения причины, пояснения, дополнения; значения противопоставления, времени, условия, следствия, вывода.)

3) Рассмотрите схемы и вспомните союзы, которыми можно проверить значения бессоюзных сложных предложений; надпишите «проверочные» союзы вверху каждой схемы.

Бессоюзное сложное предложение

Задание 20. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, рядом, где это возможно, напишите соответствующий вариант сложноподчиненного предложения.

1) Воспитание великое дело им решается участь человека. (В.Белинский) 2) Чудик обладал одной особенностью с ним постоянно что-нибудь случалось. (В.Шукшин) 3) Тускло светится луна в сумраке тумана молчалива и грустна милая Светлана. (В.Жуковский) 4) Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает это в кристаллах книг. (Л.Толстой ) 5) Никогда не давай воли своему воображению оно произведет чудовищ. (Пифагор) 6) Раздался выстрел волк продолжал бежать.

    Сравните бессоюзные сложные предложения и синонимичные им сложноподчиненные предложения. Проследите, как изменяется интонация предложений? Какие предложения более выразительны: бессоюзные сложные или сложноподчиненные?

    Выпишите предложение 6. Замените это бессоюзное сложное предложение синонимичными предложениями так, чтобы получилось: а) сложносочиненное; б) простое предложение. При необходимости добавляйте нужные слова. Например:

l) Наступил сентябрь – дети пошли в школу . 2) Наступил сентябрь, и дети пошли в школу . 3) В сентябре дети пошли в школу .

    Сделайте вывод о выразительных возможностях сложных бессоюзных предложений.

Задание 21. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Бессоюзным сложным предложениям свойственны эмоциональная напряженность и динамичность; живость, легкость, простота, изящество, экспрессия. Часто бессоюзные сложные предложения встречаются в пословицах, поговорках, сказках, афоризмах.
Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения подразумеваются (намечаются интонацией) в бессоюзных сложных конструкциях? Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматические основы предложений.

1) Не гоняйся за счастьем оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор) 2) Не стыдно учиться и в зрелом возрасте лучше научиться поздно чем никогда. (Эзоп) 3) Нет умного соседа с книгой беседуй. (Пословица) 4) Мир жалок лишь для жалкого человека мир пуст лишь для пустого человека. (Л.Фейербах) 5) Будь повелителем самого себя царствуя и благоуправляя собою ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность. (Пифагор) 6) Хочешь себя изучить посмотри на людей и дела их. Хочешь людей изучить в сердце к себе загляни. (Ф.Шиллер) 7) Ничему не удивляйся удивление произвело богов. (Пифагор ) 8) Слушая и сохраняя молчание ты сделаешься мудрым начало премудрости есть молчание. (Пифагор ) 9) Служенье муз не терпит суеты прекрасное должно быть величаво. (А.Пушкин) 10) Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем это самая первая и важнейшая из всех наук. (Пифагор) 11) Вершины достигаются не сразу мастерство приобретается постепенно. (Латинское изречение) 12) Поле свое обрабатывай собственными своими руками не оставляй его возделывать твоим невольникам земледелие необходимо требует рук свободного человека. (Пифагор) 13) Над осмеиваемыми не тешься наживешь в них врагов. (Клеобул) 14) Жизнь подобна театру в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места. (Пифагор) 15) Пьяного раба не наказывай покажешься пьян. (Клеобул) 16) Воздержись от употребления вина оно есть молоко питающее страсти. (Пифагор) 17) Не возвещай истину на местах общенародных народ употребит оную во зло. (Пифагор) 18) Образованный человек скромен глубокая река спокойна. (Монгольская пословица)

Задание 22. В одном сложном бессоюзном предложении могут совмещаться разные значения. Например, в предложении Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова три простых предложения, между первыми двумя предложениями в этом бессоюзном сложном отношения причинные, между вторым и третьим – следствия.
Прочитайте сложные бессоюзные предложения, определите значения между их частями; запишите, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы.

1) Кто-то сказал наше сердце подобно очарованному сундучку и зло и добро там лежат рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга ты не можешь быть счастлив один счастье есть дело двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны на критику не злятся их повредить она не может красоты одни поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов ) 4) В воздухе над его головою разлились какие-то дивные торжествующие звуки он (Лаврецкий) остановился звуки загремели еще великолепней певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев) 5) Довольно людей кормили сластями у них от этого испортился желудок нужны горькие лекарства едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла прекрасная белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами ясно отражаясь в воде тростник шушукал кругом пруд местами как сталь сверкал на солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем восьмичасовая беспрерывная работа на подмостках давала себя знать руки у художника ныли ноги и спину ломило от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн) 8) К вечеру они (тучи) опять стали расходиться одни побледнели подлиннели и бежали за горизонт другие над самой головой превратились в белую прозрачную чешую одна только черная большая туча остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9) Отойдя недалеко Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб бело-розовый в закатных лучах и увидела у его подножия темную фигурку Савушкин не ушел он издали охранял свою учительницу. (Ю.Нагибин) 10) Лес это как бы храм он очищает душу и наводит мысли на высокое за хороший хвойный лес можно отдать любимую книгу. (М.Осоргин)

– Проверьте свою работу:

1) Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку – и зло, и добро там лежат рядом. (Г.Циферов) 2) Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор) 3) Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. (И.Крылов) 4) В воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он (Лаврецкий) остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим сильным потоком струились они. (И.Тургенев) 5) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М.Лермонтов) 6) Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И.Тургенев) 7) Между тем восьмичасовая беспрерывная работа на подмостках давала себя знать: руки у художника ныли, ноги и спину ломило от долгого и неудобного сиденья. (А.Куприн) 8) К вечеру они (тучи) опять стали расходиться: одни побледнели, подлиннели и бежали за горизонт; другие, над самой головой, превратились в белую прозрачную чешую; одна только черная большая туча остановилась на востоке. (Л.Толстой) 9) Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. (Ю.Нагибин) 10) Лес – это как бы храм, он очищает душу и наводит мысли на высокое; за хороший хвойный лес можно отдать любимую книгу. (М.Осоргин)

    Начертите схему предложения 8, дайте его полную пунктуационную характеристику, разберите по членам.

    Выпишите из данных предложений несколько пар антонимов; определите их часть речи; разберите эти слова по составу.

    Выпишите одно числительное, разберите как часть речи.

    Выпишите слово, в котором количество звуков больше, чем букв.

    Определите значение выделенного слова.

    Выпишите из данных предложений пять слов с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне», объясните их правописание.

Задание 23. Прочитайте. Проведите наблюдение над знаками препинания в тексте; какова их синтаксическая и стилистическая роль? Охарактеризуйте экспрессивно-стилистические возможности сложных бессоюзных конструкций.

Все физически 2 стремится 1 книзу: вода течет в долину, растительность 2 сгущается вкруг 1 вод, люди собираются 2 , 6 туда же – внизу людность, вверху одиночество 4 . Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные 5 , как человек распределен 6: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу желудок, животные стремления, – так вся природа построена 3 в соответствии с этим двойственным 2 делением живущего в ней человека. (С.Волконский)

    Сформулируйте основную мысль текста.

    Какой еще прием, помимо выразительного бессоюзия, использует автор, чтобы обозначить свою мысль ярче? (Антонимическая организация текста.)

    Выпишите антонимы.

    Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в данном тексте?

    Объясните правописание наречий в тексте.

    Выполните обозначенные виды разборов.

    Подберите однокоренные слова к словам одиночество, живущего.

Задание 24. Часто бессоюзие используется в поэтической речи. Прочитайте. Охарактеризуйте выразительную роль бессоюзия. Начертите схемы предложений. Какие смысловые отношения подразумеваются в данных бессоюзных сложных предложениях (укажите это в схемах)?

1) Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

2) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

3) Снова птицы летят издалёка
К берегам, растопляющим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

4) В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

5) О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я,
Милее нет на свете края,
О Родина моя!

6) Солнце реже смеется,
Heт в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

7) На нивы желтые нисходит тишина,
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несется звон...

8) Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

(Для справок: А.Фет; И.Бунин; А.Пушкин; К.Бальмонт; Ф.Тютчев; Ф.Сологуб; А.К. Толстой.)

    Подготовьте выразительное чтение поэтических отрывков.

    Подчеркните грамматические основы в текстах 5, 6; укажите, чем они выражены.

    Укажите тип простых предложений в текстах 2, 4.

    Выпишите предложения с обращениями, объясните пунктуацию при них. Какова роль обращений в данных текстах?

    Какие предложения имеют в своем составе причастный оборот, деепричастный оборот и одиночное деепричастие? Объясните в них расстановку знаков препинания; обособленные члены подчеркните как члены предложения, определяемые слова выделите в рамочку. В каком предложении причастный оборот не обособляется? Почему?

    Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором совмещаются разные значения между частями.

    Выпишите устаревшие слова и формы слов, запишите рядом соответствующие им слова современного русского языка.

Задание 25 . Внимательно прочитайте стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение, которое оно передает.

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок...
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты...
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

    Расскажите о настроении, эмоциях, впечатлении, которые вызывает у вас это стихотворение.

    Назовите выразительные средства, которые использует поэт.

    Найдите в тексте повторяющиеся ударные звуки. Какие звуковые образы создают эти повторения? (Если создать своеобразную краткую «звуковую карту» стихотворения, можно наблюдать следующее:

    У О А
    У А И
    Э О А
    Ы А И

    А А О
    А А О
    У А О
    А О О

    О У А
    У Э Э
    И У А
    У О Э

    И Э О
    А Ы Ы
    А У О
    Э Э Ы.

Как видим, в первой строфе повторяется ударный звук [у] (а всего в первых двух строчках четыре (!)звука [у]), способный, по мнению М.Ломоносова, вместе со звуками [о], [ы] изображать «сильные вещи: гнев, зависть, болезнь и печаль»; в данном случае повтор гласных [у], [о] усиливает тревогу лирического героя, таинственность, загадочность; и только намечаемые здесь «нежные» звуки [э], [и] будут повторяться часто в двух последних строфах, обнадеживая лирического героя.

Звук [а], но мнению М.Ломоносова, способствует «изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного». Повтор ударного [а] в первой строфе и обилие этого звука во второй строфе в «соседстве» с повторяющимся [о] усиливает выразительность стихотворения, подчеркивает широту взгляда и души лирического героя, некое спокойствие и умиротворение, тайну.

Это состояние сменяется волнением, напряжением, тревогой и печалью в третьей строфе с помощью повтора [у].

И в последнем четверостишии обилие разных повторяющихся звуков – широкие, таинственные, загадочные [a], [o]; «сильные», печальные [ы] и «нежные», радостные [э] – подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленность к миру, весне, любви.)

  • Повтор каких согласных звуков (особенно во втором и четвертом четверостишиях) усиливает выразительность стихотворения? Как называется этот прием? (Аллитерация.) Какова его роль? Какие звуковые образы создают повторяющиеся согласные?

    Перечитайте еще раз это стихотворение. Какие еще приемы, выразительные средства, помогающие автору передать свои чувства, эмоции, настроение, вы смогли обнаружить на данный момент?

    Что придает описанию живой, динамичный характер?

    Как обогащают выразительность и содержание стихотворения бессоюзные сложные предложения?

    Определите намечающиеся интонацией значения в этих бессоюзных сложных конструкциях, функцию знаков препинания. Какими союзами можно проверить значения, расстановку знаков препинания между частями бессоюзных сложных предложений?

    Каково эмоциональное наполнение у многоточия, восклицательных знаков и сочетания знаков (предпоследнее предложение) в этом стихотворении?

    Что такое наверное в последнем предложении? Какова роль этого слова в стихотворении?

    Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в стихотворении?

    Запишите это стихотворение по памяти. В бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены.

Задание 26. Подготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы. Укажите слова, которые при чтении вы подчеркнете особо. В каких местах вы будете читать с понижением интонации, а где – усиливая звучание слова, звука, фразы?

Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею.
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья нужны мне иные:
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

(К.Рылеев. K N.N.)

    Подумайте: о чем стихотворение Кондратия Рылеева и в каких строках заключена его главная мысль?

    Какие приемы, выразительные средства помогают автору ярче, полнее передать свои эмоции, чувства, настроение?

    Какие синтаксические средства выразительности речи использованы автором?

    Чем можно объяснить обилие бессоюзных сложных предложений в данном стихотворении? Чего достигает автор таким выбором? Охарактеризуйте изобразительно-выразительные возможности сложных бессоюзных конструкций, их роль в стихотворении.

    Какие смысловые отношения подразумеваются между частями бессоюзных сложных предложений в стихотворении Рылеева? Объясните функцию каждого знака препинания.

    Запишите стихотворение; в бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены; начертите схемы.

    Произведите полный синтаксический разбор предложения третьей строфы.

    Укажите части речи в последнем предложении стихотворения.

    Одной из особенностей стихотворения является повтор некоторых слов. Найдите строки с повторяющимися словами. Попытайтесь объяснить роль этого поэтического художественного приема в каждом случае.

    Выпишите из стихотворения случаи инверсии, в скобках обозначьте их грамматическую форму. Например: играют волны (сказуемое – подлежащее). Подумайте: какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении?

    Найдите в стихотворении слово, произношение которого отличается от орфоэпических норм современного русского языка. Объясните, с чем это связано.

    Объясните значение, стилистическую принадлежность следующих слов: чужда, отмщеньем, иные, отрадна, нейдет на ум, страждет, сим, жаждет. Употребляются ли данные слова в современном русском языке? Как называются сочетания слов, подобные выделенному здесь? Какова роль данной лексики в стихотворении К.Рылеева?

Задание 27. Подготовьте выразительное чтение стихотворения Алексея Кольцова «Русская песня».

Поэтика Алексея Кольцова близка народной песне. Отметьте, какие традиционные для устного народного творчества приемы в этом стихотворении свидетельствуют о близости его к произведениям фольклора. (В этом стихотворении А.Кольцова можно отметить такие характерные для устного народного творчества приемы, как повторы (частицы не в первых двух строках, предлога под в третьей строфе, слов ночи, вьюги, сны ), эпитеты (сны волшебные , край заколдованный , ночи бурные и т.д.), сравнения (ночи... шли, как облачки ), олицетворение, параллелизм, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (облачки, солнышка) , инверсия (вьюги зимние, ночи темные) , слова с конечным -ся (зеленелася, красовалася, любовалася) ; напевность.)

    Проанализируйте пунктуацию стихотворения. Объясните выбор и употребление каждого знака препинания.

    Найдите все бессоюзные сложные предложения, понаблюдайте, как они построены, какие художественные приемы, средства выразительности можно отметить в их составе; какие знаки препинания разделяют их части. Сделайте вывод о роли сложных бессоюзных конструкций в этом стихотворении.

    Запишите стихотворение Кольцова в тетрадь, в бессоюзных сложных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений, определите значения между их частями (в схемах укажите «проверочные» союзы).

    Напишите небольшую творческую работу «Роль бессоюзных сложных предложений в поэтических текстах».

Задание 28. Прочитайте выразительно стихотворения С.Надсона и И.Сурикова.

В роще зеленой, над тихой рекой
Веет и вьется дымок голубой
И, от костра подымаясь, столбом
Тихо плывет над соседним кустом.

Белая полночь тиха и ясна,
В воздухе вкрадчиво веет весна,
Веет, и нежит, и к жизни зовет,
Нежит, ласкает и песню поет.

Чудная песня! Прислушайся к ней:
Смолкните, слезы и стоны людей,
Я, как вакханка, вернулась к земле
С чашей в руках и венком на челе...

(С.Надсон)

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

(И.Суриков)

    Выберите стихотворение, которое, на ваш взгляд, наиболее ярко иллюстрирует тему «Бессоюзные сложные предложения». Подготовьте вопросы и задания к анализу этого поэтического текста.

Продолжение следует

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Части БСП разделяются запятой, если части близки по смыслу, в БСП перечислитель­ная интонация: Метель не утихала, небо не прояснялось (А. С. Пушкин). Однако не разделяются запятой предложения: а) которые быстро произносятся: Смотритебе попадет!; Смотрине прогадай!; б) у которых имеется общая часть: Кажется, погода налаживаетсяи вскоре наступит потепление.

Точка с запятой ставится, если части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая; под ним клубился легкий пар (А. С. Пушкин).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится, если:

Во второй части называется причина, основание того, о чем говорится в первой: Вот тут парни и стушевались: кому охота перед телекамерой показывать рвение и прыть по отношению к чужой девушке? (Комсомольская правда, 22.10.2009);

Вторая часть раскрывает, разъясняет содержание первой (можно вставить союз а именно ): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (А. С. Пушкин);

Вторая часть дополняет содержание первой (можно вставить союзы что, как ; часто в первой части есть такие элементы: и вижу, что, и слышу, что и почувст­вовал, что ): Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. С. Пушкин); Лук царевич опустил, смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (А. С. Пушкин).

В БСП с двоеточием наблюдается понижение голо­са перед 2-й частью, интонация пояснения, предупреждающая пауза.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия Пример
1. Во 2 ч. содержится указание на быструю смену событий Сыр выпал - с ним была плутовка такова (И. А. Крылов)
2. Во 2 ч. - противопоставление Служить бы рад – прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов)
3. Во 2 ч. - сравнение Молвит слово - соло­вей поет
4. Во 2 ч. - вывод, следствие Цвели розы - сладко дышалось в саду
5. У 2 ч. присоединительное значение (это ) По лопухам, по крапи­ве рассыпались белые ле­пестки - отцветает че­ремуха
6. В 1 ч. - указание на время (когда ) Пьешь воду - не забы­вай о тех, кто вырыл колодец
7. В 1 ч. - условие (если ) Биться в одиночку - жизни не перевернуть

Упражнение

1. Проанализируйте бессоюзные сложные предложения, предикативные части которых отделены запятой или точкой с запятой. Расставьте нужные знаки препинания.

1. Потом опять затихло ветер уб...гая т...рялся где (то) (в) дали сада над обрывом к пр...бреж...ю (И. А. Бунин). 2. Тут было только беспокойство обо мне об моей материальной участи сказывался отец с своими прозаич...скими хотя и добрыми чувствами (Ф. М. Достоевский). 3. Кроме (н...) многих ракит да (двух) трех тощ...х берез деревца на версту кругом (н...) увид...шь изба лепится к избе крыши закида...ы гнилой соломой... Калужская деревня (на) против больш...ю частью окруже...а лесом избы стоят вольней и пр...мей крыты тесом ворота плотно зап...раются пл...тень на задворке (н...) разметан и (н...) вывалился наружу (н...) зовет в гости всякую прохожую свинью... (И. С. Тургенев). 4. Я бросился на душистое сено собака св...рнулась у моих ног Федя пожелал мне доброй ночи дверь заср...пела и захлопнулась (И. С. Тургенев). 5. Корова подошла к двери шумно дохнула раза два собака с д...ст...инством на нее зарычала свинья прошла мимо задумч...во хрюкая лошадь где (то) в близости стала ж...вать сено и фыркать... (И. С. Тургенев). 6. Маленькие кулички-песочники со свистом перелетывают вдоль кам...нистых берегов и...пещре...ых холодными и светлыми ключами дикие утки выплывают на середину прудов и острожно оз...раются цапли т...рчат в тени в заливах под обрывами (И. С. Тургенев). 7. Дети бегали по всему дому как потер...ные англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельниц... прося пр...искать ей новое место повар уш...л еще вчера со двора ч...рная кухарка и кучер просилил ра...чета (Л. Н. Толстой). 8. Местечко точно вым...рло даже собаки (н...) лаяли (А. И. Куприн). 9. Улыбка внезапно сошла с лица Александры Петровны лоб нахмурился (А. И. Куприн). 10. Лес редел понемногу почва опускалась и становилась к...чковатой (А. И. Куприн). 11. Сани чуть подрагивали и покачивались прист...жная ровно и весело ск...кала с своим круто подвяза...ным хвостом над наборной шл...ей ровная масл...ная дорога быстро убегала назад ямщик ухарски пош...веливал вож...ами адвокат офицер сидя напротив что (то) врали с соседкой Маковкиной (Л. Н. Толстой). 12. Под ногами жалобно всхлипывала слякоть ф...нари гл...дели тускло как заплака...ые вдовы... (А. П. Чехов).

2. Перепишите предложения, расставляя между частями бессоюзных сложных предложений двоеточие или тире. Определите структурно-семантические признаки этих предложений.

1. Повернул Елисей кольцо (н...) заперто (Л. Н. Толстой). 2. Об...рнулся и увидел Лизу она догнала меня и слегка ударила зонтиком (Ф. М. Достоевский). 3. Вот и получает...ся н... дорожил я (по) настоящему своей сем...ей и любов...ю (с) лишком поздно научился дорожить (В. Н. Ажаев). 4. Пять быстрых лет пройдет мне минет тридцать лет (К. Бальмонт). 5. Средь птиц мне кондор всех милее летает в син... выше всех (К. Бальмонт). 6. Водились за ним /помещиком/ правда некоторые слабости он (на) пример сватался за всех богатых невест в губерни... и получив отказ от руки и от дому с сокруше...ым сер...цем доверял свое горе всем друзьям и знакомым а родителям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произв...дения сво...го сада (И. С. Тургенев). 7. Склад его /Хоря/ лица напом...нал Сократа такой же высокий шишковатый лоб такие же мал...нькие глазки такой же курносый нос (И. С. Тургенев). 8. Я поднял голову перед огнем на опрокинутой кадк... сидела мельн...чиха и разг...варивала с моим охотником (И. С. Тургенев). 9. А на ее /Пелагеи/ лице Гриша видел целую и...юминацию оно г...рело и переливало всеми цветами начиная с (красно) багрового и кончая (смертельно) бледным (А. П. Чехов). 10. Несколько впрочем стран...о и (н...) обыде...о только одно у северной двери стоит отец Григорий еще (н...) снимавший обл...чения и сердито мигает своими густыми бр...вями (А. П. Чехов). 11. Быстро падала темнота уже в темноте вышел на тер...ас...у размытый в белом смок...нге англичанин (И. А. Бунин). 12. Полковник Шульгович (не) сразу принял Ромашова у него был кто (то) в кабинете (А. И. Куприн). 13. Где (то) на краю этого ликующ...го мира далеко на г...ризонте оставалось темное зловещ...е пятно там пр...ютился серенький унылый городишк... с т...желой и скучной службой с ротными школами с пьянством в собрани... с тяжестью и противной любовной связью с тоской и одиноч...ством (А. И. Куприн). 14. Его /Ярмолы/ лицо выражало суровоую тревогу и (н...) терпеливое ожидание должно быть он уже давно дожидался здесь моего пробуждения (А. И. Куприн). 15. Я взглянул на тутовое дерево ро...шее около самого дома оно стояло соверше...но голое все листья были сбиты с него страшными ударами града (А. И. Куприн). 16. И в ту же минуту с ним /Бобровым/ произошло что (то) страшное ноги его вдруг болезне...но ослабли в груди и брюшной полости по...вилось т...гучее щ...мящее отвр...тительное раздражение лоб и щеки сразу пох...лодели (А. И. Куприн). 17. Застаю я Ниночку за ее любимым занятием она сидит на диван... положив ногу на ногу щурит на воздух свои хорош...нькие глазки и (н...) чего (не) делает... (А. П. Чехов).

3. Раскройте скобки, вставьте орфограммы и пунктограммы.

1. Скр...пят клесты зв...нят синиц... смеет...ся кукушка св...стит иволга (М. Горький). 2. Время ст...ит еще ран...ее шестой час (в) начале золотистый утре...ий туман в...ется над проселком (М. Е. Салтыков-Щедрин). 3. Стал Жилин вглядыват...ся маяч...т что (то) в д...лине (Л. Н. Толстой). 4. Любите книгу она помож...т вам разобрат...ся в пестрой путан...ице мыслей она науч...т вас уважать человека (М. Горький). 5. После пяти часов погода стала портит...ся с моря пот...нул туман (В. К. Арсеньев). 6. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось (М. Горький). 7. Я бы в ле...чики пош...л пусть меня науч...т (В. В. Маяковский). 8. Снуют пунц...вые стр...козы л...тят шм...ли во все концы колхозницы см...ются с возу проходят с косами к...сцы (Б. Л. Пастернак). 9. Я поднял глаза на крыш... хаты моей ст...яла девушка в п...лосатом платье с ра...пуще...ыми косами настоящая русалка (М. Ю. Лермонтов). 10. Вы вид...те первый луч... упал на каме...ую ограду нагрел ее и от нее поднимается пар (К. Г. Паустовский). 11. Его глаза (н...) когда (н...) смотрят просто они все высматривают да подсматривают (И. С. Тургенев). 12. Ре...кий воздух обмыл лицо х...лодной водой сон сразу прош...л (К. Г. Паустовкий). 13. Ок...ан с гулом х...дил за стеной ч...рными горами в...юга крепко св...стала в от...желевш...х снастях пар...ход весь др...жал (И. А. Бунин). 14. Лес ра...ступился (н...) ожида...о од...лев глухой дубовый кустарник ро...ший в этом месте сплошной стеной Петя (н...) вольно остановился заморгал (П. Л. Проскурин). 15. Неаполь рос и пр...бл...жался музыканты бл...стя медью духовых ин...трументов уже ст...лпились на палуб... и вдруг оглушили всех т...ржествующ...ми звуками марша (И. А. Бунин). 16. Ч...рный пес Арапка обычно сопр...в...ждавший Павла Евграфовича в путешестви... сегодня идти отказался разм...ре...ый жарой лежал в тени в...ранды и (н...) двигался (Ю. В. Трифонов). 17. Синцов дал очередь танкист и...чез (К. М. Симонов).

4. Исследователи Н. С. Валгина и В. Н. Светлышева отмечают: в практике печати все чаще можно встретить при передаче разъяснительно-пояснительных отношений между частями сложного бессоюзного предложения вместо двоеточия тире, что связано с активизацией позиций тире как знака более емкого содержания. При этом двоеточие как знак препинания закрепляется при оформлении различных перечней, а также употребляется в новых синтаксических условиях, там, где могут наиболее проявиться его разъяснительно-пояснительные возможности, например в ряде экспрессивных номинативных построений, которые активно используются в заголовках, особенно в названиях газетных рубрик: Мировые проблемы: пути решения; Поэзия: лицом к лицу с читателем; Критика: обратная связь.

Проанализируйте пунктуацию в текстах газет и журналов и приведите примеры постановки тире вместо двоеточия, а также двоеточия в заголовках.

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Я сидел в б...резовой рощ... осенью около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик см...ня...мый по временам теплым солнечным сияни...м была (не) постоя...ая погода. Небо то все зав...лакива­лось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра...ч...щалось на мгновенье и тогда (из) за раздвинутых туч... показывалась лазурь ясная и ласковая как пр...красный глаз. Я сидел и глядел кругом и слушал. Лис...тья чуть шумели над моей головой по одному их шуму можно было узнать какое тогда стояло время года. То был (н...) веселый см...ющийся трепет весны (н...) мя...кое шушуканье (н...) долгий говор лета (н...) робкое и холодное л...п...танье поз...ней осени а едва слышная др...мотная б...лтовня. Слабый ветер чуть (чуть) т...нул по верхушкам. Внутре...ость рощи влажной от дождя бе...пр...ста...о изм...нялась смотря (по) тому св...тило ли солнце или закрывалось облаком она то оз...рялась вся словно вдруг в ней все улыбнулось тонкие стволы н... слишком частых берез внезапно пр...нимали нежный отблеск белого ш...лка л...жавшие на земле мелкие лис...тья вдруг п...стрели и заг...рались черво...ым золо­том а красивые стебли высоких кудрявых п...п...ротни­ков уже окраше...ых в свой осе...ий цвет подобный цвету переспелого винограда так и скв...зили бе...ко­нечно путаясь и пересекаясь перед глазами то вдруг опять все кругом сле...ка синело яркие краски мгно­ве...о гасли березы ст...яли все белые без блеску белые как только что выпавший снег до которого еще н... к...снулся холодно играющий луч... зимн...го солнца и укра...кой лукаво начинал се...ться и шептать по лесу м...льчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побл...днела лиш... (кое) где сто...яла одна молод...нькая вся красная или вся золотая и надобно было видеть как она ярко вспыхивала на со...нце когда его лучи внезапно пробивались ск...льзя и п...стрея скво...ь частую сетку тонких веток только что смытых св...ркающ...м дождем.

По И. С. Тургеневу

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания находится в первой части сложного предложения, а во второй части содержится пояснение, раскрывается содержание первой части или есть указание на причину .

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1. Если вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (в таких случаях между частями бессоюзном сложном предложении возможна подстановка слов «а именно»).
НАПРИМЕР: Приближалась роковая минута: полёт направлялся к раскрытым воротам дворца (Олеша). А тут ещё забота: течёт сквозь крышу, каплет с потолка (Бунин). Я предал всё: на шумный круг друзей я променял священный шум дубравы (Ходасевич).
2. Если вторая часть указывает основание или причину того, о чём говорится в первой части (в данном случае возможна подстановка союзов так как, потому что).
НАПРИМЕР: Я глядел в огонь и боялся поднять голову: казалось, кто-то смотрит на меня из темноты (Коваль). 3. Если в первой части бессоюзного сложного предложения содержатся глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. (в этом случае между частями предложения можно вставить союз что).
НАПРИМЕР: С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (Пушкин). Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (Пушкин). Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов).
4. Если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, поднять (глаза, голову), прислушаться и т. п., предупреждающие о дальнейшем изложении (между частями предложения можно вставить слова и увидел (и услышал, и почувствовал): Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). Оборачиваюсь: Грушницкий! (Лермонтов). Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Чехов). Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка (Лермонтов). Поглядел Полкан: глаза у Светланы ясные, руки пахнут травой и цветами (Гайдар).
Если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано - так с плеч долой (Грибоедов). Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Грибоедов). Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).

ВНИМАНИЕ!
1. Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включённым в состав бессоюзного сложного предложения: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов). Подозрительно потянул Полкан носом: не пахнет ли от хитрых мальчишек морковкой из колхозных огородов? (Гайдар).
2. Двоеточие обязательно в сложных предложениях, в которых вторая часть, поясняющая, раскрывающая смысл первой, представляет собой сложноподчинённое предложение: Только потом я понял: чтобы добираться на работу без опозданий, придётся расстаться с машиной и ездить на метро.
3. В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике): Соседскую кошку мы не любили - она вечно сидела на нашем заборе и охотилась на доверчивых птиц.