Экономика        04.04.2020   

Прокомментируйте высказывание л н гумилева. Лев николаевич гумилев. График развития пассионарности

Прокомментируйте высказывание Л. Н. ГУМИЛЕВА, заметившего, что на борьбу с Мамаем? ? 1380г.пошли москвичи, суздальцы, ярославы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.

Ответы:

До куликовской битвы Русь была разрозненна на несколько "государств". каждый был сам за себя. а после битвы люди объединились и стали единой страной.

Похожие вопросы

  • Подчеркните словосочетания,в которых нарушены правила луксической сочетаемости.Запишите правильный вариант. 1)Фильм поможет зрителям получить мнение об Эстонии. ....................................................................................... 2)В школе уделяют большое значение изучению иностранных языков. ........................................................................................... 3)Выставка оказала неизгладимое впечатление. ..................................................................................... 4)Нужно выносить выводы из прочитанного.
  • Choose the correct verbs to rewrite the sentences with the same meaning. 1. It is necessary for you to phone Martin. (must/might) 2. It is possible that Ann will be here this evening. (can/might) 3. It is not necessary for you to wait. (mustn"t/don"t have to) 4. It is not good for people to watch TV all the time (mustn"t/shouldn"t) 5. Do you want me to open a window? (shall/will) 6. It is important for people to cooperate. (may/should) 7. John smoked when he was younger. (can/may) 8. It is possible that it will rain. (can/may) 9. Alan knows how to speak Spanish. (can/could) 10. I would like you to help me. (can/could)
  • 2 вариант. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. 1.Где начинается переваривание пищи у пауков? а)в желудке б)в кишечнике в)в ротовой полости г)вне организма 2. Хитиновый покров у членистоногих представляет собой скелет, так как он а) не растягивается б)служит местом прикрепления мышц в)находится в полости тела г)предохраняет животных от высыхания 3. С полным превращением развиваются: а) саранча и медведка б) пчела и кузнечик в) таракан и клоп г) майский жук и бабочка белянка 4.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у: а) речного рака б) клеща в) паука-каракурта г) мухи 5.К ракообразным не относятся: а) мокрицы; б) дафнии; в) циклопы; г) водомерки. 6. Жить под водой способен: а)паук-крестовик; б)паук-серебрянка; в) паук-птицеед; г)каракурт. 7. Трахеи являются органами дыхания у: а)стрекозы б)острицы в)речного рака г)устрицы 8.Паутинные железы у паука-крестовика располагаются на а) головогруди б) брюшке в) груди г) голове 9.Насекомые дышат при помощи а)воздушных мешков б)легких в)трахей г)легочных мешков 10. Усложнение организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями проявляется в наличии у них: а) покровительственной окраски тела б)нервной системы в)пищеварительной и кровеносной систем органов г) наружного скелета и членистых конечностей 11. Укажите 3 признака класса паукообразных. A) Включают три отряда Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеями B) Замкнутая кровеносная система Г) Имеют 3 пары ходильных ног Д) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение Е) Гермафродиты 12. Какие особенности строения характерны для ракообразных: а) отделы тела: голова, грудь, брюшко б) 5 пар ходильных ног в) наличие паутинных желез г) 4 пары ходильных ног д) отделы тела: головогрудь, брюшко е) наличие усиков 13. Укажите три признака класса насекомых. A) Незамкнутая кровеносная система Б) Легочное дыхание B) Замкнутая кровеносная система Г) Трахейное дыхание Д) Развитие только с полным превращением Е) Развитие с полным и неполным превращением 14. Установите соответствие между особенностью строения и классом, для которого она характерна: особенности строения классы членистоногих а)отделы тела: голова, грудь, брюшко 1) паукообразные б) 3 пары ходильных ног 2) насекомые в) наличие паутинных желез г) 4 пары ходильных ног д) отделы тела: головогрудь, брюшко е) наличие усиков а б в г д е 15. К отряду чешуекрылых (бабочек) относятся (выберите три ответа): А) тля; Б) божья коровка; В) комнатная моль; Г) капустная белянка; Д) азиатская саранча; Е) березовая пяденица. 16. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.3. У клещей тело слитное.4. Имеется три пары ходильных ног. 5. Все пауки ведут наземный образ жизни. 17. Вставьте в текст «Тело членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ТЕЛО ЧЛЕНИСТОНОГИХ. Тело членистоногих состоит из ____(А). У представителей этого типа выделяют отделы: ____(Б) и брюшко или голову, грудь и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые ноги. Число ног у представителей членистоногих ____(В). На спинной стороне тела у большинства ____(Г) расположены крылья. 1) элемент 2) разное 3) паук 4) насекомое 5) одинаковое 6) сегмент 7) передний 8) головогрудь

почитаемой на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, которую специально привезли из Владимира и вынесли впереди русских полков.

Угрожая Руси, Тимур в то же время помог ей, значительно ослабив Золотую Орду и злейшего врага Руси - Тохтамыша. Зато Витовт приобрел в лице Тохтамыша прочного союзника. Он обещал Тохтамышу помощь в овладении престолом в Орде. Тохтамыш обязался вместе с Литвой сокрушить Москву. Литва и Орда готовились разделить между собой Восточную Европу.

Напор Витовта и Тохтамыша на Москву был несколько ослаблен, после того как в 1399 г. они потерпели поражение от золотоордынского хана на реке Ворскле. Рухнули планы Тохтамыша на возвращение к власти в Орде. Он бежал в Сибирь и вскоре был убит там.

Витовт не отказался от планов захвата Москвы. Он вновь собрал силы и атаковал земли Пскова и Новгорода. Василий Дмитриевич выступил в их.защиту. Началась русско-литовская лайма.

Трижды в 1406 - 1408 гг. Витовт и Василий Дмитриевич, тесть и зять, стояли на пограничных рубежах друг против друга всеми воинскими силами. И каждый раз дело обходилось без кровопролития. Противники заключали мир и тут же начинали готовиться к новому противоборству.

Ни одна из сторон так и не добилась решающего перевеса. И Литва и Москва в конце концов пошли на попятный, тем более что Москве грозил новый властитель Орды - Едигей, а на Литву возобновилось мощное наступление Тевтонского ордена.

1408 г. стал черным в истории Руси. На Русь двинулась Едигеева рать. В начале декабря ордынцы внезапно подошли к Москве. Едигей пустил слух, что идет на Литву, а сам повернул на Москву. Летописцы сравнивали его нашествие с нашествием самого Батыя - таким свирепым оно было. Все главные города Московского княжества были захвачены...ограблены и сожжены. Каждый ордынский ратник вел с собой по нескольку десятков пленных русских.

Реконструкция М.М. Герасимова

т картины пейко льдская

Едигей сжег московские посады и подступил к Кремлю. Но каменная крепость устояла. Месяц держал Едигей свое войско под стенами Кремля, а потом ушел на юг, т. к. до него дошла весть, что в Орде

И как только в Сарае утвердился очередной хан, Василий I с щедрыми дарами отправился в Орду. Там он обязался по-преяшему уплачивать дань. Московское княжество, несмотря на то что оно стало лидером объединения русских земель и самым крупным и сильным на Руси, продолжало оставаться полузависимым от Орды.

Грюнвальдская битва. Если Русь снова была сокруше-

к рукам Прибалтику. Немецкие рыцари захватили даже земли литовского племени жмудь. Часть жмуди бежала под защиту Витовта, оставшихся немцы насильственно обратили в христианство, а в земле жмуди построили немало рыцарских замков. Опираясь на эти хищнические гнезда, рыцари продолжали свое наступление на окрестные земли. Жмудь неод-

нократно поднимала восстания против рыцарей, но силы были неравны. И тогда вож-

обратились

братской

пчелиные рыцари у нас

ни рыбы ловить, ни тор-

с соседями;

заложники;

Г родом огнем сожгли; сестер и дочерей наших

Наступление ордена теперь грозило самой (Литве. Осуществляли рыцари давление и на

польские владения.

Бегство немецких рыцарей

Общее наступление союзников

Лишь потерпев неудачу на восто-

Битва при Грюнвальде

ке и заключив мир с Василием I,.Ви-

й^Т"^"Г^^еевольде!1

товт обратился на запад.

Тан^бергУЛ

Грюнвальд

объединенные

Польши и Литвы встретились с си-

лами Тевтонского ордена. По центру

стояли русские полки из княжеств,

попавших в состав Литвы, - смо-

ленский, полоцкий, витебский, ки-

евский и пинский. Вначале рыцари

Расположение войск:

потеснили

польско-литовские пол-

Тевтонского ордена

находившиеся

союзников (поляков, литовцев,

но отчаянное мужество русских пе-

русских, украинцев, белорусов,

ших полков, стоявших в центре,

Атака союзниками левого фланга

изменило

ход сражения.

литовская конница перешла в на-

крестоносцев

Контратака Валенрода

ступление

и окружила рыцарское

войско. Разгром Тевтонского ордена

Отступление и возвращение в

был полный. Десятки тысяч рыца-

бой части войск Витовта

Смоленские полки, выдержавшие

и магистр ордена.

натиск немцев

Поляки, литовцы и русские приостановили натиск немцев на восток.

После Грюнвальдской битвы Витовт оставил мысль собрать под своим началом всю

Русь. Соотношение сил между Вильно и Москвой изменилось в пользу Москвы. Она выстояла и неудержимо шла своей исторической дорогой.

Роль Церкви в объединении Руси. Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели - митрополиты, руководители крупных монастырей - оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель.

В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники

помогали людям. Все это содействовало сплочению

общества, пробуждению у представителей всех сосло-

вий и возрастов чувства общности, ответственности за

судьбы Родины. Не случайно появление многих выда-

ющихся церковных деятелей, светочей нравственно-

сти и служения ближнему, пришлось на период наци-

онального подъема Руси, пробужденного началом

единения Руси и борьбы с Ордой.

Мигщшполит Петр и его преемники оказали боль-

шую поддержку Москве в ее объединительных усили-

ях. Их деятельность была неразрывно связана с поли-

тикой Ивана Калиты и его сыновей.

Митрополит

встал рядом

Дмитрием

ЛитАлексий

Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте за-

штисия. XVв.

н я л родительский трон, и поддерживал Дмитрия во

всех его патриотических начинаниях. Это был ум-

ный, образованный, обладающий твердым характе-

ром человек, очень благочестивый и скромный в лич-

ной жизни, настоящий духовный пастырь.

Собиратель русских душ. Большое влияние на всю

русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Уже в от-

роческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до

пострижения в монахи) отличался высокой религиоз-

ностью, склонностью к уединению, чтению, к посто-

янному труду. После смерти родителей, обедневших

бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел

в монастырь, где уже находился его старший брат. Он

уговорил брата принять еще более трудный и тяже-

лый обет - уединиться, уйти жить в

пустынь, т. е.

в небольшой монастырь, который находится в глуши,

среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя

служению Богу.

В густом радонежском лесу братья расчистили не-

большую полянку, соорудили хижину и поставили

маленькую церковь в честь"~Пресвятой Троицы.

Жизнь их стала

скорбной

и жестокой,

написано

в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один.

Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел в уединении на поляне 12 лет.

Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения. На его долю выпало немало страданий и невзгод. Дикие звери не раз грозили ему гибелью. Однажды из чащи пожаловал голодный медведь. Сергий дал ему пищи и тем успокоил животное.

С лава о-ч »чд I т жнич еса1в& Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежитийной, "основе. Это означало, что, в отличие от прежних, келийных, монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным

Белозерский.

Икона. XVI в.

Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и торомык а крестьянин. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом, который под влиянием старца умерил свой буйный нрав и агрессивность по отношению к Москве.

Отшельническим подвигом обозначена жизнь

Кирилла (1335 - 1427), ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.

Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма.

Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, влияли на жизнь монастырского братства. У монастырей развивалось хозяйство. Князья наделяли их землей, появлялась собственная монастырская пашня, которую обрабатывали зависимые от монастыря крестьяне. Развивались торговые операции. Деньги звенели в монастырской казне.

Ж и з н ь п о р о й вступала в п р о т и в о р е ч и е с заветами о с н о в а т е л е й м о н а с т ы р е й. Т р у д н о б ы л о с т р е м и т ь с я к с в я т о с т и в п о д о б н ы х у с л о в и я х. О д н а к о и с т и н н ы е ревнители р е л и г и и старались сочетать х р и с т и а н с к и е

ф е о д а л ь н ы е х о з я й с т в а, а м о н а х и - в у п р а в и т е л е й, ор - г а н и з а т о р о в э т о г о х о з я й с т в а в м о н а ш е с к и х р я с а х. Но все равно о н и р у к о в о д и л и о с в о е н и е м к р а я, стано - в и л и с ь п и о н е р а м и т о г д а ш н е й ц и в и л и з а ц и и в г л у х и х, ранее не о б ж и т ы х углах Р у с и.

1. Почему многие русские княжества привели свои рати под стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась в атом их поступке?

2./Верно ли утверждение, что в 1380 г. многие русские правители пришли добровольно под руку Москвы? Свой ответ аргументируйте.

3. Составьте план-конспект

Александр Фирсов

3. Этногенез в три стадии

«Если кто-либо предложит для объяснения перечисленных в этой книге фактов концепцию более изящную и более убедительную, то я с почтением склоню перед ним голову. И наоборот, если бы кто-нибудь объявил мои выводы окончательными и не подлежащими пересмотру и дальнейшей разработке, то я не согласился бы с ним». Л.Гумилев, « От Руси до России ».

Попробую взять на себя смелость предложить если не более изящную, то более простую концепцию развития этносов, которые сложились в государство, чем концепция Льва Гумилева.

3.1. График развития пассионарности

Ниже приведен исходный график Льва Гумилева, изображающий кривую развития пассионарности во времени, на который наложен график развития любого живого организма:

А вот график развития Испанской империи из статьи «Взлет и падение Испанской империи»:

В теории переходных процессов такой график называется «всплеск»:

На практике для анализа такого переходного процесса его часто разбивают на три части: рост (развитие), зрелость (стабильность) и старение (спад). Это делают в самых разных областях, например, в модели развития жизненного цикла предприятия:

Про график Гумилева нужно сказать две главные вещи:

    1. График построен Гумилевым без использования цифровых данных – по наитию, поэтому он или является даром свыше (рукой писателя водило провидение) или представляет из себя попытку изобразить стандартный график развития живого организма в виде наукообразного.
    1. В основе своей график состоит не из шести фаз, а всего из трех более простых:
        1. Рост, практически прямолинейный. Со временем он замедляется в связи с появлением помех, из-за которых кривая роста переходит горизонтальное состояние;
        1. Стабильный участок, когда силы роста и силы противодействия примерно равны, рост уже не просматривается, но не просматривается и падение;
        1. Участок спада, когда спад становится превалирующим и стабильным.

Как мы видим, график практически не отличается от графика развития любого живого организма.

3.2. График развития живого организма

Особенность графика Гумилева в том, что по своей форме он полностью совпадает с графиком развития живого организма.

В развитии этноса, как в любой живой (биологической) системе развитие идет сначала по восходящей (рост, развитие, юность), потом следует некоторый горизонтальный участок (расцвет, зрелость), а потом наступает спад (старение, упадок).

Сам Гумилев признает, что его кривая – это обычная кривая обычного переходного процесса, повсеместно встречающегося в природе:

«Предложенная нами кривая асимметрична, дискретна и анизотропна по ходу времени. Она хорошо известна кибернетикам как кривая, описывающая сгорание костра, взрыв порохового склада и увядание листа». Л. Гумилев « Этногенез и биосфера Земли ».

Ни в сгорании костра, ни во взрыве порохового склада ни в развитии листа при завершении процесса нет таких фаз как «надлом», «инерционная», «обскурация» и «мемориальная».

Использование Гумилевым этих фаз только запутывает изучение процесса этногенеза.

3.3. Три основные стадии развития системы

И эти три стадии (рост, расцвет, спад) одинаковы в развитии любой биологической или социальной системы.

Период роста для людей разбивают на дополнительные стадии (отрочество, юность).

Гумилев стадию роста назвал фазой развития, стадию зрелости он назвал акматической фазой, а вот в стадии спада выделил аж 4 отдельных фазы: надлом, инерция, обскурация, мемориал.

В этом нет ничего удивительного. Как человек, занимавшийся в основном исчезнувшими этносами, Гумилев практически имел дело только со спадами в развитии этноса, поэтому он изучил эту стадию тщательнее других и постарался выделить в ней 4 фазы.

То, что на графике Гумилев нарисовал множество мелких подъемов и спадов – это можно считать индивидуальными видением Гумилевым стандартного графика развития любой биологической системы.

3.4. Три основные стадии развития живого организма

Если посмотреть на живые организмы или социальные структуры, то все они развиваются по одному сценарию: вначале организм (структура) растет почти безостановочно. Потом в организме (социальной структуре) начинают накапливаться некоторые элементы, не мешающие росту, но начинающие сдерживать его от неудержимого и чрезмерного развития. А потом эти же силы начинают не просто сдерживать рост, но становятся мешающими и ведущими к гибели.

При этом сила сдерживания чаще всего является не внешним фактором, а неотъемлемой частью самого организма – его внутренним регулятором, который в конце жизни организма из функции регулятора, по мере ослабевания сил роста, становится потенциальным источником смерти организма.

Если понять, какие две силы взаимодействуют в организме, то их всегда две.

Одна сила является причиной роста, а вторая сила, рожденная первой, становится причиной сначала замедления роста, а потом и смерти.

Если понять взаимодействие двух основных сил развития, то можно понять и весь ход развития, зрелости и умирания.

Совсем просто и наглядно график Гумилева может быть представлен в виде трапеции, состоящей из трех частей:

А. Первая часть трапеции – рост

На этой части трапеции идет почти прямолинейный рост, связанный с тем, что силы роста превалируют над противодействующими силами. В это время в системе отсутствуют тормозящие рост силы. Рост идет почти безостановочно, в первом приближении – линейно, а во втором приближении – экспоненциально.

Идет интенсивный рост.

Б. Вторая часть трапеции – расцвет

На этой стадии у трапеции - горизонтальный участок, параллельный оси времени. Это участок максимального подъема – расцвета. К этому времени в системе появляются силы, сдерживающие рост, но не мешающие системе существовать и развиваться.

На этом участке силы роста и силы противодействия находятся в равновесном состоянии и уравновешивают (компенсируют) друг друга.

В. Третья часть трапеции – спад

Третья часть трапеции – почти прямая (точнее – экспоненциальная) – спад. Это процесс угасания, когда силы противодействия победили.

Силы роста с течением времени постоянно угасают под действием противодействующих сил. Спад заканчивается умиранием.

Эти три важные стадии развития этноса мы и будем анализировать.

Повторюсь, анализироваться будут только те этносы, которые сформировали отдельное государство, а через это проходят практически все этносы.

3.5. Небольшое отступление

Если мы посмотрим на любую семью, как на союз двух человек, то мы практически всегда можем выделить три вида семей:

В которых верховодит мужчина,

В которых верховодит женщина,

В которых нет главы семьи и главные вопросы решаются совместно.

Грань между тремя типами семей не четкая, малозаметная, но она есть, и, как сказали бы философы, эта грань материальна, т.е. существует независимо от нашего сознания.

Аналогично можно проанализировать любую биологическую или социальную систему, состоящую из пары элементов: или кто-то превалирует, или симбиоз равноправен.

3.6. Иной вариант

В этом случае организм растет до того момента, когда силы роста и силы, сдерживающие рост, уравниваются.

Какое-то время система существует во времени не развиваясь и не деградируя. Но со временем силы деградации в такой системе побеждают.

В этом случае симбиоз погибает тогда, когда организм под воздействием этих микробов/микроорганизмов/сил, становятся настолько слабым, что уже не может сопротивляться.

В этом случае смерть обычно постигает как сам организм, так и его порождение.

Примечание: Во взрослом организме в 10 раз больше бактерий, чем клеток.

3.7. Какие две силы определяют развитие этноса и государства?

«Характер трудовых процессов, потребление, войны, создание государства или падение его – такие же объекты этнографического исследования, как и свадебные обряды или ритуальные церемонии». Л.Гумилев «Биосфера и импульсы сознания ».

Если мы говорим об этносе, который сформировал государство, то ответ на вопрос о движущей силе пассионарности находится в этих двух словах: этнос и государство.

3.7.1. Первая стадия – рост

На первой стадии этнос растет, не особо нуждаясь в государственном управлении. Но, по мере роста, члены этноса понимают, что без государственных управляющих органов нельзя ни саморегулироваться, ни противостоять внешним воздействиям.

На этой стадии этнос сам старается создать государственные органы, которые постепенно развиваются, становятся сильнее и рано или поздно начинают уже не подчиняться этносу, но уже сосуществовать с ним на равных. В этом случае государство и этнос переходят на вторую стадию – зрелость (расцвет).

3.7.2. Вторая стадия - расцвет

На второй стадии государство и этнос сосуществуют как симбиоз, помогая друг другу и взаимодействуя на равных.

Но рано или поздно государственный аппарат понимает, как он может управлять этносом, извлекая из этого все больше и больше пользы для себя, и постепенно «перетягивая на себя одеяло» власти, экономических и политических рычагов.

Рано или поздно наступает такой момент, когда власть начинает превалировать над этносом.

Власть берет верх, и перекос в отношениях власти и этноса становится необратимым.

Этнос и государство переходят в третью стадию развития – старение.

3.7.3. Третья стадия – старение

Момент, когда власть и государственный аппарат начинают превалировать над обществом, становится началом последней стадии в существовании этноса. На этой стадии все начинает двигаться к гибели как этноса, так и сформированного им государства.

Рассмотрим три стадии этногенеза несколько подробнее. Основное внимание сосредоточим на взаимоотношениях этноса и власти.

3.8. География и зарождение этноса

Согласно Гумилеву для зарождения этноса нужно что-то, что меняет суть народа на географическом и генетическом уровне. Фактов для такого вывода, к сожалению, приводится очень мало. Гумилев в своих трудах приводит только некоторые ссылки и иллюстрации.

Роль географии отрицать не стоит – она важна. Но без экономического фактора развития этноса не будет.

Стремительное развитие этноса не возможно без экономического фактора. Именно на стыке географического и экономического факторов и рождается этнос со своим особым характером и соответствующим стилем жизни - матрицей поведения.

3.9. Экономический фактор как причина становления этноса

«Этносы… всегда связаны с природным окружением благодаря своей активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособлении себя к ландшафту и ландшафта к себе». Л.Гумилев « Этногенез и биосфера Земли ».

«В какой-то момент на исторической арене появляется установимая (исторически) группа людей, или консорция, быстро развивающая и формирующая свое этническое лицо и самосознание («мы и не мы», или «мы и другие»). Наконец, она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию… любой процесс этногенеза зачинается героическими, подчас жертвенными поступками небольших групп людей (консорций), к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне». Л. Гумилев, « Этногенез и биосфера Земли ».

В этом утверждении Гумилев прав частично, поскольку группа людей, формирующая этнос, начинает территориальную экспансию в основном только в литературных источниках, а на практике в первую очередь она начинает экономическое использование территории.

И примыкают к пассионариям люди чаще всего не за счет особой, порожденной генами «индукции», а в результате конкретных слов и аргументов.

«Говоря о возможных источниках пассионарных толчков, мы не отбросили только одну гипотезу – космическое излучение». Л. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли».

У Льва Гумилева в его работах основой начала роста и развития этноса считается некая комбинация воздействия из космоса на гены людей, проживающих на определенной территории, и влияние природы. Причем приходит Гумилев к этому выводу как бы логически, но методом "от противного", отбрасывая раз за разом все остальные варианты. Такой подход не является прямым доказательством первого (космического) фактора, а является скорее попыткой подогнать логику под желаемый результат.

Важность второго фактора (природного) – очень важна. Важны и приспособление ландшафта к себе, важно и приспособление себя к ландшафту. Но всего этого мало.

Гумилев упустил третий фактор, без которого не может быть развития этноса. Этим фактором является экономический фактор, заключающийся в подарке, который природа дарит человеку, и к которому человек (этнос) находит ключик.

Этим подарком является возможность за счет определенных природных богатств или особенностей ландшафта и климата, за счет определенного способа существования этноса (идеи, матрицы поведения) обеспечить пропитанием не только сам этнос, но и еще некоторое количество людей. Этнос начинает развиваться, если люди, присоединяющиеся к этносу, примут его матрицу поведения как свою собственную.

Такой подарок позволяет этносу как существовать независимо на определенной территории, так и осуществлять определенный товарообмен с соседними этносами, иногда присоединяя их.

Любой этнос в начале своего развития имеет такой подарок от природы, который при формировании этноса определяет его матрицу поведения. А матрица поведения в последующем определит существование этноса.

Природа по-разному одаривает народы. Это - иловые отложения Нила для сельского хозяйства Египтян. Это - широкие прерии для Соединенных Штатов. Это – стада морских животных для эскимосов. Это – пойма реки Лены для якутов. Это – водораздельные массивы тайги для эвенков. Это – водные пути по фьордам для жителей Скандинавии. Это – степные просторы для казахов и калмыков. Это - путь из Варяг в Греки для русских и т.д.

Народы на основе этого подарка формируют матрицу своего поведения, которая позволяет им выживать и получать максимум материальных благ.

(Продолжение следует).

Лев Николаевич Гумилев - русский историк, этнолог, доктор географических и исторических наук. Он является автором учения об этносах и человечестве как о биосоциальных категориях. изучал этногенез, его биоэнергетическую доминанту, которую он назвал пассионарностью.

Лев Гумилёв был единственным ребёнком в браке знаменитых поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Во время беременности Ахматовой супруги находились в Италии, об этом путешествии почти не сохранилось сведений. Вернувшись в Россию, всю вторую половину июля и начало августа 1912 года Николай и Анна провели в Слепнёве Бежецкого уезда — имении матери поэта Анны Ивановны Гумилёвой. Рождение наследника было ожидаемым событием, ибо брак старшего брата Гумилёва — Дмитрия — оказался бездетным, и на сельском сходе крестьянам обещали простить долги, если родится мальчик.

Лев Николаевич в 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет, на исторический факультет. Однако уже по окончании первого курса он был первый раз арестован. Вскоре Льва Гумилева освободили, но ему так и не удалось окончить университет. Уже на 4-м курсе, в 1938 году, он вновь был арестован за участие в студенческой террористической организации. Гумилев был приговорен к 10 годам лагерей. Позднее его участь была смягчена. Льву Николаевичу следовало отбыть 5-летний срок в Норильске. По прошествии этого времени, в 1943, он работал по найму в Туруханске и под Норильском. Тогда же Гумилев отправился на фронт. Гумилев Лев Николаевич воевал зенитчиком, он дошел до Берлина.

В 1949 Гумилев был вновь был арестован. Его освободили лишь в 1956 и тогда же полностью реабилитировали. Оказалось, что состава преступления в действиях Гумилева не обнаружено. Всего Лев Николаевич был арестован 4 раза. В общей сложности ему пришлось провести в сталинских лагерях 15 лет.



Первые три года на свободе Гумилев являлся старшим научным сотрудником библиотеки Эрмитажа. В это время ученый обрабатывал собственные рабочие черновики, написанные в лагерях. Во второй половине 1950-х гг. Лев Николаевич много общался с востоковедом Юрием Рерихом, основоположником евразийской теории Петром Савицким и Георгием Вернадским.

Первые статьи Гумилева были опубликованы в 1959 году. Ученому пришлось долгое время бороться с предубежденностью и подозрительностью научного сообщества к своей личности. Когда же его материалы, наконец, стали попадать в печать, они сразу же заслужили всеобщее признание. Статьи историка появлялись в изданиях «Вестник древней истории», «Советская этнография», «Советская археология». «Хунну»


Первой монографией Льва Гумилева стала книга «Хунну», рукопись которой он принес в Институт востоковедения в 1957 году (издана она была через три года). Это произведение считается краеугольным камнем творчества исследователя. Именно в нем впервые были заложены те идеи, которые позже Гумилев развивал на протяжении всей своей научной карьеры. Это противопоставление России Европе, объяснение социальных и исторических явлений природными факторами (в том числе ландшафтом) и самые ранние отсылки к понятию пассионарности.

Хунну

Наибольшее признание труд «Хунну» получил у тюркологов и синологов. Книгу сразу же заметили главные советские китаисты. В то же время уже первая монография Гумилева нашла принципиальных критиков. Дальнейшее творчество Льва Николаевича также вызывало прямо противоположные оценки.


Русь и Орда

В 1960-е тема отечественной средневековой истории стала главной в работах, которые публиковал Лев Гумилев. Древняя Русь интересовала его со многих сторон. Ученый начал с того, что провел исследование «Слова о полку Игореве», дав ему новую датировку (середина, а не конец XII столетия).

Затем Гумилев занялся темой империи Чингисхана. Его интересовало, как в суровой степной Монголии возникло государство, завоевавшее половину мира. Восточным ордам Лев Николаевич посвятил книги «Хунну», «Хунну в Китае», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства».


Пассионарность и этногенез

Самая известная часть научного наследия, которое оставил Лев Гумилев - теория этногенеза и пассионарности. Первая статья, посвященная этой теме, была опубликована им в 1970 году. Гумилев называл пассионарностью сверхнапряженную активность человека в его стремлении достичь определенной цели. Историк наложил это явление на учение о формировании этносов.

Теория Льва Гумилева гласила, что выживаемость и успешность народа зависит от количества в нем пассионариев. Ученый не считал данный фактор единственным, однако отстаивал его важность в процессе формирования и вытеснения этносов конкурентами.

Вызвавшая серьезные научные споры пассионарная теория Льва Гумилева гласила, что причиной возникновения большого количества лидеров и неординарных личностей являются цикличные пассионарные толчки. Данное явление корнями уходило в биологию, генетику и антропологию. В результате него возникали суперэтносы, считал Лев Гумилев. Книги ученого включали в себя гипотезы о причинах происхождения пассионарных толчков. Автор называл ими в том числе и энергетические импульсы космического характера.


Вклад в евразийство

Как мыслитель Гумилев считается сторонником евразийства - философского учения о корнях российской культуры, кроющихся в синтезе европейских и кочевых азиатских традиций. При этом ученый в своих работах вообще не касался политической стороны спора, чем заметно отличался от многих адептов данной теории. Гумилев (особенно на закате жизни) много критиковал западные заимствования в России. В то же время он не был противником демократии и рыночной экономики. Историк лишь считал, что российский этнос, в силу своей молодости, отстает от европейцев и поэтому не готов перенять западные институты.

Своеобразная авторская трактовка евразийства отразилась на нескольких работах, которые написал Лев Гумилев. «Древняя Русь и Великая степь», «Черная легенда», «Эхо Куликовской битвы» - вот лишь неполный перечень этих произведений. В чем заключается их основной посыл? Гумилев считал, что татаро-монгольское иго на самом деле было союзом Орды и Руси. Например, Александр Невский помогал Батыю, а взамен получал поддержку в борьбе против западных крестоносцев.



Хазария

Одним из самых спорных произведений Гумилева является «Зигзаг истории». Этот очерк затрагивал малоизученную тему Хазарского каганата на юге современной России. В своем труде Гумилев описал историю этого государства. Автор подробно остановился на роли евреев в жизни Хазарии. Правители этого государства, как известно, приняли иудаизм. Гумилев считал, что каганат жил под еврейским игом, конец которому был положен после похода киевского князя Святослава Игоревича.


Последние годы

С началом перестройки в советской печати вновь появились стихи Николая Гумилева. Его сын контактировал с «Литературной газетой» и «Огоньком», помогал собирать материалы и даже сам читал произведения отца на публичных мероприятиях. Гласность увеличила тиражи книг и самого Льва Николаевича. В последние советские годы были изданы многие его работы: «Этногенез», «Этногенез и биосфера Земли».

В 1990 Ленинградское телевидение записало полтора десятка лекций историка. Это была вершина его прижизненной популярности и известности.

15 июня 1992 года Лев Николаевич Гумилев скончался в возрасте 79 лет.

https://www.syl.ru/article/281987/new_gumilev-lev-...-biografiya-interesnyie-faktyi




Гумилев создал свою теорию, пытаясь уяснить, почему в эпоху Средневековья и античности в Великой Степи наблюдались волнообразные и быстрые этнические процессы. Они, действительно, нередко были, так или иначе, связаны с изменением климатических условий. Поэтому в какой-то степени увязывание ученым ландшафта и этноса оправдано. Тем не менее "теория этногенеза" потеряла убедительность в результате абсолютизации Гумилевым роли природных факторов. Термин "пассионарность", принадлежащий Льву Николаевичу, начал жить собственной жизнью. Ученый использовал его для обозначения первоначального этнического активизма.