Литература        15.07.2020   

Проверочные диктанты 2. Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс). Вот и обед

Проверочные диктанты для 2 класса по ФГОС (УМК «Школа России»)

Диктант.

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматическое задание

В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Диктант.

Осенний лес.

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания

1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Диктант.

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматическое задание

В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Диктант.

Зимние забавы.

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания

Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Диктант.

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

Грамматические задания

В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

Диктант.

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Грамматические задания

Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед).

Диктант.

Главный город.

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания

Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант.

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания

Подчеркнуть имена собственные.

В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

В первом предложении обозначить имена существительные.

Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице.

Диктант.

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

Грамматические задания

Выпишите предлоги.

Вариант 1: из первых трех предложений.

Вариант 2: из последних трех предложений.

К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.

В первом предложении над словами подпишите части речи.

Диктант.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.

Диктант.

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

ДИКТАНТЫ

Цель работы - проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.

При диктовке четко проговариваются окончания.

Объем диктанта: 55-60 слов.

Вариант 1

Сын и мать

Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.

Слово для справки: приветливо.

Вариант 2

Встреча весны

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.

Вариант 3

Из дальнего плавания возвращался крейсер "Мирный". В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок: крейсер "Мирный", на него.

Вариант 4

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки: задумчиво.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы - проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.

Ну и рыба!

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои "на зубок" пробовали ершики. Вот это встреча!

(По Н.Сладкову)

Кривая уточка

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!

(По сказке)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы - проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант.

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

(По Н.Сладкову)

Слова для справок:

I часть - у самой, виляли, тоже;
II часть - разом выскочили;
III часть - вздрагивал, выскакивали, вышел.

3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.

Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).

Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.

Предлагаемые тексты подготовлены для диктантов, которые рекомендуется проводить во втором полугодии. Тексты охватывают следующие изученные правила:

Правописание слов с безударной гласной;

Правила правописания имен собственных;

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ;

Правила переноса слов;

Правописание парных согласных.

Прогулка в лесу

Наступила осень. Саша и Таня после уроков побежали в лес. Вчера шел дождь. Бабушка сказала, что в лесу будет много грибов. Дети стали искать грибы. Таня нашла куст рябины. Красные ягодки щедро усыпали куст. А Саша нашел большой белый гриб.

(43 слова)

Осень в лесу

Красиво в лесу осенью. Деревья надевают осенний наряд. Желтые, красные и коричневые листья устилают землю. Белки ищут орехи и прячут их в дупле. Ёжик нашел гриб и понес его в норку. Птицы уже улетели на юг. Тихо в лесу. Только слышно, как шуршит листва под ногами.

(49 слов)

Осень в городе

На дворе стоит осенняя погода. Хмурое небо с утра затянуто тучами. Солнышко спряталось. Деревья давно скинули последние листочки. Холодный ветер играет опавшими листьями. Идет дождь. Капли звонко стучат по окнам. Все прохожие прячутся под зонтами.

(38 слов)

День Учителя

В году много праздников. Осенью мы отмечаем День Учителя. С утра все школьники идут с букетами цветов. В нашей школе повесили красивый плакат с поздравлениями. Мы красиво украсили класс шарами. Ваня и Петя выучили стихотворения об учителях. Катя принесла большой букет роз. Мы все поздравили нашу учительницу Ольгу Ивановну с праздником.

(53 слова)

Природа осенью

Отшумело звонкое лето. Природа готовится к долгому зимнему сну. Деревья шелестят поникшей листвой. Птицы собираются в стаи и готовятся к перелету в теплые страны. Дни стоят еще теплые, но все чаще слышны раскаты грома. Дни становятся короче. Скоро редкие лужи затянутся ледяной корочкой.

(45 слов)

Задания:

1. Найдите слово с разделительным мягким знаком.

2. В последнем предложении укажите подлежащее и сказуемое.

3. Укажите слова, где встречаются буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА.

Золотая осень

Осень - красивое время года. Деревья надевают красивые наряды. Березка нарядилась в желтый сарафан. Клен надел свой красный сюртук. А могучий дуб будто накинул коричневый плащ. Разноцветные листья кружат в воздухе и тихо падают на землю. Солнечные лучи ласково обнимают природу.

(42 слова)

Задания:

1. В третьем предложении выделите основу.

2. Разберите слово "Березка" по составу.

Осенний урожай

Осень - самое богатое время года. В сентябре начинается уборка урожая. На полях собирают пшеницу, картофель и кабачки. В саду поспели яблоки и ягоды боярышника.

Люди давно научились заготавливать из осенних овощей и фруктов припасы на зиму. Огурцы, помидоры и капусту солят, а из яблок и айвы варят вкусное варенье.

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

Осенью.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1.Запишите цифрой, сколько слов в 1 предложении.

2.Слова русский, листья разделите для переноса.

3.В 3 предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

2. Разберите по составу слова осинка, переход.

3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

(По В. Бианки)

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3. Определите орд, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

(По Г.Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

(По А.Куприну)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Оценки:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

(за год)

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.