Литература        11.07.2020   

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Контрольные диктанты. Пунктуация в сложносочиненном предложении" Диктант запятая в сложном предложении

Дата публикации: 2016-04-24

Краткое описание: ...

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №5 пос. Красочный Ипатовского района

Ставропольского края

Терещенко Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА:

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

(Подготовка к ЕГЭ)

Цели урока:

1. Повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», « «Лексика», « Орфография».

2.Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

3.Отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

4.Подготовка к работе по тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

Задачи:

1. Образовательные:

    Закрепить знания о сложносочинённых предложениях (ССП).

    Формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП.

    Отработать навык постановки знаков препинания в ССП.

4. Повторение сложных вопросов различных разделов языкознания с целью подготовки к ЕГЭ.

2. Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельного анализа текста.

2. Развивать логическое и образное мышление, творческое

воображение.

3. Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство слова.

2. Воспитание сплочённости, доброжелательности.

Ожидаемые результаты.

Личностные: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Предметные: освоение базовых понятий, умение работать с текстами, знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Оборудование:

    компьютер

    проектный экран

    учебные таблицы

    раздаточный материал

Ход урока

I . Организационный момент.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

II . Озвучивание целей урока.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А.Сумароков

О чём заставляют нас задуматься слова А.Сумарокова?

(быть грамотным, образованным и культурным человеком, достойным гражданином своей страны необходимо знать, любить и уважать родной язык; наш язык прекрасен и певуч)

Для того чтобы пополнять свой словарный запас, а по словам поэта « свой склад» необходимо постоянно развивать свою речь, расширять свой кругозор.

III . Лексический диктант.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде №2 ).

    Человек, который противится нововведениям (К).

    Направление развития (Т).

    Система взглядов на природу и общество (М).

    Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

    Последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).

    Антоним к слову “идентичный” (Р).

    Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

    Антоним к слову “лаконичный” (М).

    Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

    Синоним к слову “первенство” (П).

    Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

    Раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания

Ключ открывается полностью на слайде №3.

    Консерватор

    Тенденция

    Мировоззрение

    Демократия

    Эпигон

    Различный

    Баллада

    Многословный

    Эмансипация

    Приоритет

    Предложение

    Пунктуация

IV . Работа над темой урока.

Прочитаем формулировку темы урока, найдём в неё ключевые слова и определим содержание терминов. (Ключевые слова темы урока:сложное предложение, сложносочинённое предложение, пунктуация.). Определим c одержание выделенных нами терминов. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся.

1.Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.) Слайд №4

2. Какое предложение называется сложносочинённым?

3.На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

4.Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений). Слайд № 5,№6.№7,№8, №9.

5.Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

6. Постановка проблемной задачи: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»

V . Работа с теоретическим материалом. Примеры предложений спроецированы на доске. Слайд №10

На каждом столе раздаточный материал. Приложение 1.

З наки препинания в сложносочиненных предложениях 1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми :

Окна во всех корпусах были ярко освещены , и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара , а цыплятам холодно (Песков). Слайд №11

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо не ставится в следующих случаях:

а) общий второстепенный член :

В скоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода , ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь ); б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение : Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату ); Слайд № 12, №13 в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью : Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзного: Он чувствовал себя нехорошо );

г)Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой . Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и , реже перед союзом а: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь). Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой: Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов). 3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире: Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление: Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин). Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными): Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург). Слайд №14

План разбора сложносочинённого предложения. Слайд 15

    Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).

    Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).

    Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.

    Построить схему сложносочинённого предложения.

VI . Упражнение для закрепления. Записать предложения под диктовку, объяснить постановку знаков препинания. По образцу дать характеристику предложений. (Работа в парах)

1. Он очнулся, перестал шуметь, но, по-видимому, никого и ничего не было.

2. Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

3. Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4. Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

5 . Я сажусь на трамвай- и через двадцать минут я опять в поле.

6. Любовь есть сон, а сон- одно мгновенье.

7. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

Физминутка . (Упражнение для глаз)

VII . Подготовка к ЕГЭ. Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами. Слайд № 16

Самостоятельное выполнение тестов , заранее распечатанных. Проверка и исправление ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вывод урока.

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… (части равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами).

Сочинительные союзы делятся на… (соединительные, разделительные, противительные).

В сложносочиненном предложении с соединительными союзами перечисляются явления, которые… (происходят одновременно или следуют одно за другим).

В сложносочиненном предложении с разделительными союзами указывается на…(чередование явлений).

Если одна из частей сложносочиненного предложения имеет значение результативности, быстрой смены событий, то…(между частями ССП ставится тире).

VIII . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия (ответить письменно или устно). Слайд № 17

XI . Домашняя работа. Слайд №18

    Выучить теоретический материал по теме.

    Выписать из стихотворений А.С.Пушкина примеры с использованием сочинительных союзов.

    Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока « Незнакомка»

Знаки препинания ставятся

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире.

1) Запятая - это самый распространённый знак. Он ставится перед сочинительными союзами , одиночными или повторяющимися.

Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, 1 / а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться 2 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 а […] 2 .

То Маша мечтала о театральном, 1 / то её трясло от одной мысли о судьбе актрисы 2 .

Схема: То […] 1 , то […] 2 .

2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Женщина хочет жить своей жизнью, 1 /а мужчина - своей; 2 / и каждый старается свести другого с правильного пути 3 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 a […]; 2 и […] 3 .

3) Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий, например:

Лишь на мгновение зависла пауза - 1 /и вдруг раздался резкий крик 2 .

Схема: […] 1 - и[…] 2 .

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются.

В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях». Проверяются умения находить предложения разной структуры, составлять их схемы, давать развёрнутую характеристику.

Диктант по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

«Март» - одна из самых ярких, самых радостных картин Левитана; она написана в 1895 году и сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю - мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома - скворечник. (126 слов.)

(Э.Ш. Бенцианова.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

Проверочный диктант по теме «Правописание приставок»

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе - в дружеское застолье, случайные посетители кафе - в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3. Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

Проверочный диктант по теме

«Сложносочинённое предложение»

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

2)Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. 3)Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. 4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. 5)Но так было только сначала. 6)Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело 4 . 7)Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл 4 . 8)Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете. 9)Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» 10)Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.)

(По И. Шмелёву.)

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1 вариант:

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

2 вариант:

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке - это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя - отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей - труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное - надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей - это самое сложное. (230 слов.)

(В.А. Сухомлинский.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом.
2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения.
2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения.

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Диктант по теме

«Сложное предложение с разными видами связи»

1)…А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что ночью и захочешь спать, да не уснёшь: вот какие со всех сторон несутся трели, и звёзды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями, делаясь похожа на яблоко нашей прославленной «сметанной» породы, которую местные купцы поставляют и к царскому двору, и даже возят на европейские выставки. 2)Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда изливаются лучи ночных светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного царства: лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей, и над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора.

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

(По Б. Акунину.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

Проверочный диктант по теме

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами... 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

(В.Г. Короленко «Парадокс»)

Нарамники - часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник - сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните правописание.

8. Напишите миниатюру «Двор моего детства».

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

(М.Ю. Лермонтов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

3)Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. 4)Самый город раскинулся внизу над сонными заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному заставой. 5)Сонный инвалид лениво поднимает шлагбаум — и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. 6)Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. 7)Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами «заезжих домов»; казённые учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. 8)Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. 9)За мостом потянулась улица с магазинами, лавчонками и с навесами калачниц. 10)Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. 11)Но вот ещё минута — и вы уже за городом. 12)Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница - торговка выпечкой.

Инвалид - с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

1. Подберите синоним к слову «нива» в предложении 12.

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

3. Замените словосочетание «деревянный мост» (предложение 8) со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

7. Составьте схему 5 предложения.

Дата: 08.10.2014 Тема:

Упражнение 344 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

I. 1. Обломки скал кучи щебня методично валились в реку и невидимая еще плотина росла под водой все выше и выше. (Полев.) 2. Серые, холодные туманы начинают светлеть розоветь таять и вот уже нечетко проступает зубчатая линия лесной опушки, потом высвеченные первыми лучами возникают над тайгой стрельчатые вершины высоких елей и вдруг все розовеет начинает искриться и лес встает во всей красе - тихий молчаливый благостный. (Полев.) 3. Лес скоро кончился и перед ними развернулась поляна будто сверкающим лаком покрытая настом розовевшим в лучах заходящего солнца. (Полев.) 4. Большинство льдин лежало на лугу плашмя но многие стояли под углом взгромоздившись друг на дружку. Солнце не то чтобы просвечивало их насквозь но все же проникало через них и оттого на лугу под такими льдинами хранился зеленый полусвет-полумрак. (Солоух.) 5. Побледневшее небо стало опять синеть но то уже была синева ночи. (Т.) 6. На пологом склоне горного берега раскинуты зеленые ковры озими и птицы маленькими точками вьются над ними и ясно видны на голубом пологе неба. (Горьк.) 7. Туман отполз далеко в море, плотный и белый и на его фоне очень четко рисовались мачты и паруса больших кораблей стоявших в третьей линии а спереди от пароходов и транспортов к берегу и обратно вспенивая тихое море веслами во множестве сновали шлюпки. (С.-Ц.)

II. 1. Южная бухта будто кипела от обилия разрывавшихся над ней конгревовых ракет от каленых ядер и бомб щедрой рукой посылавшихся с английских батарей но едва только отчалила от пристани и пошла в очень опасный путь шлюпка с князем и его адъютантами, Корнилову будто даже в виски ударила эта спрятавшаяся на время насмешка: «Не предполагал, что застану дома!» (С.-Ц.) 2. Десять больших судов союзного флота принесли много потерь своей бомбардировкой в эту ночь севастопольскому гарнизону но шесть русских пароходов явились так вовремя и так кстати, что второй бригаде Мейрана пришлось отступить в глубь балки оставив первую без поддержки а первая не вынесла густой картечи и не дойдя всего тридцать шагов до второго бастиона остановилась. (С.-Ц.) 3. Все способы заградить фарватер были пущены в дело, когда началась осада Севастополя. Прежде всего протянут был обыкновенный бон из цепей и бревен у самого входа в пролив со стороны Черного моря однако осенние бури так изорвали его, что пришлось вытянуть остатки его на берег. (С.-Ц.) 4. Нахимов был доволен, что кровь в его небольшой ране над виском запеклась, что не нужно вытирать щеку платком и что Корнилов ничего не заметил. (С.-Ц.) 5. При всем своем упрямстве Бабченко понимал, что атака была неудачной по его вине и что следующая атака едва ли будет удачной. (Сим.) 6. Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. (Перв.)

Упражнение 345 . Подберите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера на основные правила пунктуации в сложносочиненном предложении.

Упражнение 346 . Составьте предложения на все случаи употребления знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Упражнение 347 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, раскрыв скобки и заменив, где надо, строчные буквы прописными. Укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

1. Прошла неделя и умытая степь преобразилась помолодела и зас…яла свежими красками. (Бабаев.) 2. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей но ветер разг…няет раздвигает накопившейся зной и вихри-круговороты (не) сомнен…ый признак постоя…ой погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам. (Т.) 3. Вот опять хлынули играющие лучи и весело и вел…чаво поднимается могучее светило. (Т.) 4. Все (так) же шумели (во) время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.) 5. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плес…ет большая рыба и пр…брежный трос…ик слабо зашумит едва поколебле…ый набежавшей волной. (Т.) 6. Лесной океан р…тилался до самого г…р…зонта и не было ему н… конца н… края. (Солоух.) 7. Вода журчала, как вчера и (так) же шептались кусты черемухи, только вчера было темно а теперь стояло жаркое солнечное утро. (Кор.) 8. В сорок втором на земле Сталинграда его видели во всех подразделениях державшихся на узкой береговой кромке и его тело было опущ…о в бра…кую могилу на площади павших борцов. (Бер.) 9. Удар пешней по Громотухе стоит удара тяжелого копра на Ангаре а торчком спуще…ая здесь в воду свая все равно что кубометр б..тона уложенного в тело пл…тины на братской гэс. (Сарт.) 10. Дубы стояли редко и прочно, травы под ними было мало и здесь за лето выг…рело но дуб есть дуб и его корни тянули влагу из таких глубин, которые были (не) доступны н… только травам и злакам но и другим деревам. (Проск.) 11. По весне оживали обгоревшие деревья, густо зеленели края в…ронок. В первый же сильный дождь стали оползать траншеи ячейки окопы и где-нибудь в зар…слях возле (не) найденного трупа (голубовато) белой рос…ыпью проклевывались по…снежники. (Проск.) 12. Вн…запное ж…лание укусить возникало как молни…носный припадок безумия и тогда берегись! (Кат.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ОГЭ

В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала:

Камышова Юлия Минияровна

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ ОСОШ с. Михайловка

Приморского края

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Задачи:

Проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

Наступление на тайгу

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение - и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники - полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1 вариант

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость». .

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе -ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , управление

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением.

7) Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « снежной пылью » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

Прибрежной

Утренний

Наклонились

Полосе у берега

Строители расположились

2,4

2 ВАРИАНТ

Расчищать

Подломленные

Большим, огромным

Пылью из снега

Почувствовалось присутствие

10,12,13