Литература         18.01.2020   

Теория автостопа. Опасности автостопа и одиночных путешествий, исследование и реальные истории из жизни Теория путешествий автостопом

Во всем мире ширится движение бэкпекеров – людей, предпочитающих путешествовать самостоятельно, минуя туроператоров, и с минимальным бюджетом. Для них путешествие автостопом – это привычное дело, пожалуй, даже норма жизни. Такой способ покорения пространства имеет массу достоинств: кроме дешевизны, вы знакомитесь с людьми, узнаете страны в их аутентичном и не причесанном под туристов виде. Это действительно путешествие-авантюра в его первоначальном смысле. Минусы путешествия автостопом в том, что вы полностью выпадаете из знакомой комфортной среды и вся ответственность за жизнь и здоровье ложиться лишь на вас самих, вам не гарантирован ночлег под крышей и ужин в назначенный час. Если вас манит дорога, вам стоит знать азы такого формата путешествия.

Главные правила путешествия автостопом

Путешествие автостопом по России может показаться вам банальным, но учиться лучше в привычной социальной среде. В нашей стране существует несколько неформальных клубов любителей путешествий автостопом. Чтобы вступить в один из них, отправьтесь, например, в деревню Ижицы Валдайского района Новгородской области. Встречи, так называемые эльбы, проводятся там два раза в год. Итак, что нужно для путешествия автостопом? Кроме снаряжения – палатки, одежды и разных полезных в дороге мелочей, стоит знать некоторые правила.

1. У вас должна быть цель

Путешествия автостопом без денег – это целенаправленное передвижение. Иначе оно превращается в скитания без цели и смысла. До той же деревни Ижицы ведет трасса М10. Купите карту автодорог России, выучите названия узловых населенных пунктов, найдите места, где можно заночевать и поесть. Освоив несложный маршрут, можно отправляться, например, автостопом в Европу из России.

2. Учитывайте правила дорожного движения

Путешествия автостопом по миру будут успешнее, если вы знаете азы правил дорожного движения. Практически невозможно поймать машину на скоростных участках автострад, а на мостах и путепроводах остановка запрещена ПДД. А если вы отправляетесь в путешествие автостопом по Европе и России, то вам надо соблюдать правила передвижения пешком вдоль автомобильных магистралей.


3. Учитывайте местные обычаи

В Европе знаком того, что вы хотите, чтобы вас подобрали на дороге, является поднятая рука со сжатой в кулак кистью и поднятым большим пальцем. Однако в некоторых странах Юго-Восточной Азии такой жест считается неприличным и оскорбительным. Там лучше иметь при себе картонку с названием населенного пункта, куда вы хотите добраться.


4. Бродяг не любят нигде

Если вы отправляетесь путешествовать автостопом по России, это не значит, что можно выглядеть грязным оборванцем. К неопрятным бродягам везде относятся плохо. Кому-то просто жалко пачкать салон автомобиля, другие начинают при их виде опасаться за свою жизнь. Поэтому постарайтесь выглядеть цивильно. Для этого имейте при себе нитки и иголку, кусочек мыла, расческу.


5. Третий лишний

Мысль, что большой компанией путешествовать веселее и безопаснее, весьма привлекательна и не лишена смысла. Но вот найти попутный транспорт вам будет намного сложнее. Кабины даже магистральных грузовиков рассчитаны максимум на три человека. И чисто субъективно три человека уже воспринимаются как угроза. Европейские водители на 100% будут объезжать стороной компанию из трех молодых мужчин. А вот в Таиланде или , где к правилам относятся более легкомысленно, даже пятерых могут без проблем подсадить в открытый кузов пикапа. Кстати, некоторые люди вообще предпочитают и принципиально никого с собой не берут.


6. Дорогу осилит идущий

В путешествии автостопом вам не на кого рассчитывать, кроме себя самого. Будьте активны в поисках транспорта. Гораздо чаще обращают внимание на тех, кто идет и просит подвезти. Сидите в теньке – значит, вам никуда не надо. Стоите у столба – может, вы дорожный рабочий. Во всяком случае, даже неспешно передвигаясь пешком, вы будете ближе к цели, чем если бы весь день простояли в ожидании попутки.


7. Рассчитывайте свои силы


8. Личный контакт – залог успеха

Старайтесь наладить контакт с водителем на расстоянии. Язык мимики и жеста интернационален. Если вы сумели заинтересовать или привлечь внимание кого-либо, у него будет меньше поводов отказаться от дальнейшего общения с вами. В общем, «поделись улыбкою своей...». Не лезьте в кабину молча и с угрюмым видом. Во-первых, это невежливо. Во-вторых, поздоровавшись и оценив обстановку, вы можете быстро решить – стоит ли вам попадать в такую компанию. Лучше отказаться при малейшем сомнении, чем влипнуть в историю. Но и в этом случае извинитесь.


9. Вокруг много интересного

Плюсы путешествия автостопом множественны. Одним из них является возможность увидеть то, чего нет ни в одном туристическом проспекте, или о чем не упоминается ни на одном из сайтов. Даже если вы безнадежно (вроде бы) застряли в малоизвестной деревне Кукуево, это не значит, что там нет ничего интересного от слова «вообще». Развалины барской усадьбы, церкви, музей при сельской школе, неожиданно красивый вид на окрестности, памятники воинской славы – все эти живые свидетели гораздо больше расскажут вам о Родине, чем официальные помпезные издания.


10. Излучайте оптимизм

Путешествие такого формата наиболее близко к своему изначальному смыслу. Это действительно авантюра. Сложности и даже мелкие неприятности могут подстерегать вас на каждом шагу. Будьте стойки и воспринимайте все происходящее с юмором. Ведь пустились в путь вы именно за этим. Широкая улыбка и позитивный настрой помогут вам в решении большинства проблем.


После приобретения опыта на коротких маршрутах даже кругосветное путешествие автостопом не покажется вам чем-то невозможным. Неизведанные пути и тропинки ждут вас. Дерзайте!

Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Автостопом не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).

Автостоп – это не полная халява. Главным принципом автостопа является взаимовыгода (осознанная или нет) его участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. Особенно на дальнем маршруте общение, разрушающее однообразный ритм дороги и позволяющее водителю не уснуть. Именно поэтому автостоп под разными названиями и в различных формах существует с древних времён и будет существовать до тех пор, пока не исчезнут машины и водители.

Неформальность – еще одна из очень важных сторон автостопа. Истории известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых автобусов подбирают автостопщиков именно ради неформального общения. "Пассажиры - для денег, попутчик - для души". Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Доверие – еще один очень важный принцип автостопа. Водитель допускает автостопщика в свое очень узкое личное пространство кабины автомобиля. Проявления в этом случае подозрительности, неискренности, лжи просто недопустимы.

1. Автостоп нулевого рода - передвижение на попутных велосипедах, мотоциклах, лошадях, гужевых повозках, рикшах и других немеханических транспортных средствах или средствах с малым объёмом двигателя. Выделение данного рода автостопа имеет скорее шуточный характер, так как в реальной жизни встречается очень редко;
2. Автостоп первого рода - наиболее распространённый вид. Имеется в виду передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных нерельсовых транспортных средствах;
3. Автостоп второго рода - передвижение на попутных железнодорожных поездах;
4. Автостоп третьего рода - "гидростоп" или "аквастоп", передвижение на попутных катерах, паромах, кораблях и других водных транспортных средствах;
5. Автостоп четвёртого рода - передвижение на попутных вертолётах, самолётах и других воздушных транспортных средствах;
6. Автостоп пятого рода - пока относится к области фантастики и подразумевает использование космического транспорта.

Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Михаила Ломоносова , хотя эта страница его биографии скорее легендарна.

Возникновение автостопа совпадает с появлением автомобильного транспорта в начале прошлого XX века. Изначально автостоп носил скорее стихийный характер. Позже значительную роль в продвижении мирового автостопа сыграло движение хиппи, так как автостоп давал этим людям возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми не тратя при этом денег, которых у них обычно и не было вовсе.

В 1978 году была создана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) . Президентом этой Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,3 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом. Автостоп по определению ПЛАС - это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные соревнования и гонки на скорость как по территории России, так и по миру.

Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная униформа с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать любую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.

Наибольшее достижение ПЛАС - кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-93 годов. Участники этой экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов ПЛАС Филипп Леонтьев совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 видов транспорта (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывал при этом в 15 странах. В целом это путешествие заняло 2 месяца.

Московская Школа автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе". Его автостопный стаж - около 100 тыс. километров (данные на 2001 год) . Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.

Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько крупных мероприятий для автостопщиков, таких как "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы по автостопу" и др. Эти мероприятия привлекли огромное внимание средств массовой информации, хотя, по высказываниям некоторых автостопщиков, были организованы на довольно низком уровне.

Академия Вольных Путешествий (АВП) была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. Стаж Антона Кротова составляет более 500 тыс. километров. В отличие от других школ автостопа, АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира. Главным лозунгом школы АВП является "Наука победит!". Основоположными целями АВП есть нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Из-за этого именно эта школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.

Академией Вольных Путешествий организуется множество массовых экспедиций в различные страны, включая Африканский и Азиатский континенты. Для новичков часто организовываются "самоходные походы".

Российские автостопщики (употребляются также термины "стопщик" и "стоппер") используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Например, слово "собака" у некоторых автостопщиков обозначает пригородную электричку ("поехать в Москву на собаках"). Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков. Слово "полустоп" встречается в применении к людям, в одной поездке перемежающим автостоп с платными перемещениями на транспорте.

Использованные источники

1. .
2. Кротов А.В. АвтоSTOPом по России. - М.: Армада-Пресс, 2001. - С.8-32.

Маршрут.

Полезно знать, какие населенные пункты будут на пути и будут ли они вообще. Иметь при себе карту не всегда обязательно, например, если это стоп Москва-Питер. Если же отправляетесь куда-то в глушь, можно даже бумажную приобрести, хотя я обычно оффлайн карты на свой андроид скачиваю. Рассчитайте, сколько времени занимает обычная поездка по данному маршруту, плюсуйте к этой цифре от часа до бесконечности. Кто ловит машину 15 минут, кому-то приходится стоять несколько часов.

Снаряга.

Не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение. В первую очередь, одеваться надо по погоде и ярко. Удобная обувь и опрятная одежда прибавляет +100 к комфорту. В дождь, естественно, взять с собой дождевик и запасные носочки. Бахилы тоже тема, кстати. Девочкам не рекомендую надевать короткие платья даже в сильную жару, был у меня такой опыт, не понравилось. Без происшествий, но заработать предлагали.

Обязательно иметь фонарик и запасные батарейки для него, фонарь на телефоне не в счёт! Очень удобно кататься с пауербанком, есть даже на солнечных батареях, но это уже не входит в список обязательного.

Спальник/коремат/палатка. Если путь дальний, хотя бы первые два должны быть с собой.

Рюкзак.

Самая частая ошибка новичков - купить рюкзак на литров 70 и растянуть его вещами до 90. Вам не нужно столько вещей! Просто поверьте, спина дороже. Если стоп летний, то, даже если ехать очень далеко, пятидесяти литров с лихвой хватит. Все, что нужно, появится, когда нужно.

Провиант.

Всегда берите в дорогу воду. Из еды берите сухофрукты и шоколад - в дороге самое то. Покушать перед дорогой - обязательно! Часто добрые драйвера кормят, но не всех и не всегда.

Как начать.

Поймать машину в черте города или на объездной очень сложно. Ищите транспорт, который везет за город на трассу, выходите максимально далеко, так быстрее поймаете машину. Улыбаемся, машем, пальчик вверх)

Где стоять.

Естественно, не на мосту. И не перед поворотом. И не после. Убедитесь, что вас длительное время хорошо видно, драйверу надо успеть подумать и понять, что он хочет вас подобрать. Если уже стемнело, стойте под фонарем либо освещайте себя фонариком.

В машине.

Будьте максимально дружелюбны, но не назойливы. Подбирают по абсолютно разным причинам. Кому-то скучно ехать одному, он подбирает себе собеседника, кто-то​ любит учить уму-разуму, в таком случае, вам разговаривать почти не придется, а только слушать, как надо жить. Кто-то сам такой же был, посадит, покормить, спать уложит. В общем, прокачивайте проницательность. Не спите, если вам не предложил это сам водитель! А даже если предложил, все равно лучше не спите.

Ни разу не была в походе и не спала в палатке – пока бросила работу, и не отправилась в свое первое путешествие автостопом. История о том, как можно изменить свою жизнь, и стоит ли оно того – специально для “Самокатуса”.

Я родилась и всю жизнь прожила в Москве. Закончила два института: как и большинство людей моего поколения, в первый институт попала случайно – стала программистом. Второй выбрала осознанно, и получила степень МВА. Еще я чуть не получила юридическое образование, но родился сын, и пришлось прервать учебу.

Всю жизнь я работала по придуманному кем-то графику - с 8 до 17, с 9 до 18, бесконечные с и по, с перерывом на обед. Я начала свою карьеру в должности секретаря, а закончила начальником отдела кадров. Отдыхала я нередко, три-пять раз в год: всю жизнь я предпочитала экономить на вещах и кафе в пользу путешествий. Сначала я покупала пакетные туры, а позже начала сама планировать поездки: я так набила руку на покупке билетов, бронировании отелей и трансферов, что стала считаться продвинутым путешественником в кругу своих знакомых, и с удовольствием консультировала всех желающих.

В феврале 2017 года, отработав в Роспотребнадзоре, отучившись в Плехановском институте и получив диплом бухгалтера, я решила отдохнуть от офиса – и ушла в компанию «Мосгортур», которая занимается организацией отдыха льготных категорий семей. Новая работа помогла мне пересмотреть свои ценности: я надолго уезжала из дома, и через полгода поняла – мне хочется отправиться в долгое путешествие, и именно автостопом.

Куда? Как? С кем? Путешествие автостопом означает, что вы с попутчиком не разлучаетесь ни на минуту. Вы голосуете на дороге, вы ночуете вместе - в палатке, в хостеле, в гостях у хостов с каучсерфинга, вы делите пищу пополам. Мне повезло: я быстро нашла «своего» человека.

Для поиска попутчиков существуют группы и страницы ВКонтакте о путешествиях – АВП, “Автостоп Community”, “Бродяги Драхмы” и так далее. Так как у меня уже была виза в США, и очень хотелось снова посетить Нью-Йорк, я разместила объявление о поиске попутчика или попутчицы в Южную Америку с возвратом через США. В ожидании откликов я просматривала объявления других пользователей. Одно из них заинтересовало меня сроками предполагаемого путешествия: молодой человек из Санкт-Петербурга уже купил билет в Таиланд и искал попутчицу в Юго-Восточную Азию на те же даты, что и я искала попутчиков в Америку. На объявление С. о путешествии автостопом по Таиланду я откликнулась из чистого любопытства: хотела посмотреть, как выглядит знакомство будущих попутчиков, какие вопросы задают, какие ответы получают. Мы встретились, и я точно поняла, что с этим человеком никуда не поеду: сначала он мне совершенно не понравился, ни внешне, ни манерой поведения. Но, пообщавшись с С. некоторое время, я изменила свое мнение: он внушал уверенность, был аккуратен, спокоен. Ему можно было доверять. Меня вдохновило, что он прошел путь, подобный моему: бросил хорошо оплачиваемую работу, продал машину и на следующий день после своего дня рождения уехал путешествовать.

Хорошо уходить в отрыв, когда тебе двадцать. Когда тебе сорок, а за плечами годы непрерывной работы, несколько высших образований, устроенная жизнь, ребенок, более-менее ясные и прогнозируемые планы – все становится неочевидным. Лишиться ежемесячного заработка страшно. Устоявшийся круг общения призывает к благоразумию – особенно активно это проявится со стороны родных людей. Перед путешествием я договорилась с мамой, что сын будет жить с ней – мы перевели его в школу возле ее дома, и я ежемесячно давала деньги на его содержание.

Не зря в моем деревенском доме больше десяти лет пролежал рюкзак на 65 литров, неизвестно как туда попавший – пришло время забрать его, сложить туда вещи и отправиться в путь. Всю свою философию в одежде, косметике и аксессуарах мне нужно было уместить в эти 65 литров и не более 10 килограммов. Мне помог YouTube: списки и очерки о том, как собрать рюкзак для автостопа, обычно малоприменимы в реальной жизни.

Мой список получился следующим:

  • Рюкзак (65 литров) + мини-рюкзак + поясная сумка + чехол/дождевик для рюкзака;
  • пенка + спальник;
  • джинсы + кофта с длинными рукавами;
  • кроссовки + сандали;
  • три пары носков + шерстяные носки + нижнее белье, пять предметов + купальник;
  • двое шорт + штаны (спортивные);
  • ветровка + флиска + дождевик;
  • две футболки + две майки;
  • полотенце + бафф + куфия или арафатка;
  • кеды + шлепки;
  • нож + солнечные очки + ремень;
  • лекарства + косметика;
  • бокс для еды;
  • щетка для языка + щетка для зубов + зубная нить + мочалка + маникюрный набор;
  • кошелек + банковские карты + паспорт + права + другие документы (ксерокопия паспортов, две справки из банка, страховка).

Я уложилась в заданный вес: в начале пути мой рюкзак весил ровно 10 килограммов, но в процессе добавились разные мелочи вроде мыла, стирального порошка, ручек, селфи-палки, маркера – в Россию я прилетела с рюкзаком весом 17 килограммов.

Раньше я не понимала, что человеку в жизни нужно совсем немного. Сейчас я пришла к теории минимализма в жизни: заскочив в Москву между моим путешествием по ЮВА и путешествием по России во Владивосток, я раздала две трети своего гардероба.

Моим первым шагом стала покупка билета в Бангкок один конец. Сначала мне было сложно без обратного билета шагнуть в самолет, потом – выйти впервые на трассу. Ты выезжаешь из города, ищешь подходящую позицию, на которой тебя хорошо видно, встаешь «напоказ» – готово! Ты стоишь и смотришь проезжающим людям в глаза, ловишь их взгляд, они видят твои глаза - ты ждешь своего водителя. Это было очень сложно для меня: открыть глаза и свою душу посторонним людям. Еще одно из свойств автостопа - это полная неопределенность: никто не знает, где ты окажешься через час, и где тебе придется ночевать. Это было полной противоположностью моей предыдущей жизни. Мы могли уехать из точки автостопа через пять минут, и сразу доехать до нужного нам места. А могли застрять на просторах чужой страны, в горах, и ночевать в палатке под бескрайним звездным небом. Это постоянная лотерея, постоянный адреналин.

До того, как я отправилась в путешествие, моей заработной платы хватало ровно на месяц. Все деньги уходили на еду, оплату квартиры, образование сына. Когда я не работала, я стояла на бирже и перебивалась случайными заработками. И тут выяснилось, что жить в путешествии дешевле, чем в Москве: в среднем у нас выходило 10-15 тысяч рублей расходов на человека в месяц. На эти деньги мы могли снять хостел, взять напрокат мотобайк, купить кучу фруктов, сходить в музей, купить необходимое из одежды.

Главное, на чем вы экономите в путешествии автостопом – это передвижение и проживание. Жить можно в палатке, в хостелах (очень дешевые в ЮВА – в среднем 250-300 рублей за двухместный номер) и по каучсерфингу. Пользоваться им просто: вы рассылаете запросы по местам вашего путешествия и ждете ответа. Где только нам не приходилось ночевать: начиная с комнатки под лестницей у молодого мусульманина-гомосексуалиста в одной из самых опасных провинций Таиланда – Паттани, до фешенебельного отеля в центре Пекина. Но самое главное – не то, где вы спите, а то, с кем вы общаетесь: никогда вы не увидите и не узнаете столько интересного, если не погрузитесь в быт местных.

Впервые останавливаться в гостях у хостов мне было сложно. Казалось, что я им что-то должна, и они что-то от меня хотят. Но потом я поняла, что люди делают это бескорыстно, и это было созвучно тому, что всегда было в моей душе: если можешь помочь другому – помоги.

За время нашего путешествия по Юго-Восточной Азии мы побывали в четырех странах (Тайланд, Малайзия, Лаос, Вьетнам). В Россию вернулись через Китай: проехали его насквозь и пересекли границу недалеко от Владивостока. Всего в Азии мы были семь с половиной месяцев, хотя изначально я планировала вернуться гораздо раньше. Больше всего времени мы провели в Таиланде: эта страна стала нашей точкой отсчета, мы все время туда возвращались – кроме того, в Бангкоке у нас благодаря каучсерфингу появился близкий друг, и он всегда был рад нас видеть. Юго-Восточная Азия впечатлила меня: это потрясающий регион, в котором есть все – потрясающие достопримечательности, горы и моря, гостеприимные люди, богатая культура и передовые технологии.

Мы побывали как в туристических местах, так и в районах, где человек европейской внешности вызывал неподдельный интерес у всего поселка. Мы были в опасных районах Таиланда, где тлеет вооруженный конфликт с мусульманами-сепаратистами из провинций Яла, Паттани и Наратхиват: они борются за создание независимого исламского государства или вхождение провинций в состав Малайзии. На севере страны мы жили в буддийском монастыре, соблюдая все его правила, медитировали и работали.

Это путешествие дало мне опыт, который я бы никогда не смогла получить, передвигаясь другим способом и живя в дорогих отелях. Это была концентрация всевозможных ощущений, встреч, испытаний, преодоления самой себя.

Своими путешествиями я хочу показать всем, как можно быть и самодостаточным и нужным другим. Многие думают, что путешествие позволяет избежать одиночества. Но все наоборот: оно делает вас еще более одиноким, чем вы были до его начала. Ты встречаешь столько чужих людей, что сложно не замкнуться на самом себе, не выстроить защитную стену между собой и другими. Я встречала много других автостопщиков, и подавляющее большинство стали замкнутыми системами, не способными ни принять кого-то в свой мир, ни открыться кому-то.

Я никогда не могла предположить, что можно путешествовать бесплатно, передвигаться автостопом, тесно общаться с местным населением, находить друзей там, где никогда не планировала даже побывать. Я всегда была самостоятельной, сама содержала себя, а тут надо было позволить себе зависеть от неконтролируемой ситуации на дороге - для меня это было преодолением. Но это важный опыт – он делает тебя более открытым, учит принимать ситуацию такой, какая она есть.

Я была рада вернуться: благодаря путешествию я неожиданно полюбила свой родной город. Все, что меня раньше раздражало или угнетало, стало малозначительным и не существенным. Я научилась любить своих соотечественников по-новому, особенно после путешествия из Москвы во Владивосток на машине с сыном. Но чем больше ты путешествуешь, тем более размытым становится понятие «дом». Раньше я думала, что дом – это стены, крыша, потолок. Уют – это мебель и мягкие подушки на софе. Но дом и уют это то место, где твое сердце хочет находиться, и люди, с которыми оно хочет находиться. Мой дом – внутри меня.

(1300 км), которая заняла у меня 25 с чем-то часов. Для сравнения — прямой автобус «Eurolines» идёт 22 часа и стоит около сотни евро. Да и наверняка с пассажирами этого автобуса не происходит такого количества приключений.

Ну и сразу первое правило автостопа: выходите на дорогу как можно раньше . Особенно, если запланировали преодолеть расстояние больше 500 километров. И второе: перед тем, как отправиться в путь, посмотрите на карту. Очень внимательно. А потом ещё раз. Лучше на Гугле, но если сети под рукой нет, то сойдет и бумажный вариант. На своём пути я встречал застрявших горе-автостопщиков, которые толком не понимали где они оказались и куда им надо. Чего там, я и сам так попадал. Об этом — немного ниже.

Я выехал из , полностью забив на первое правило и частично на второе. Чтобы попасть в хорошее место для стопа надо было сесть на поезд до станции «Олби» (с перечеркнутой «О»). Билет довольно дорогой, около десяти евро, и это за пятнадцать минут езды. Можно рискнуть — лично меня контролеры так и не проверили.

В конце концов нужно оказаться вот в этом месте (на всякий случай, может кому пригодится, есть и второй вариант выезда на юг). Тут уместно вспомнить третье правило. Удачное место для автостопа определенно несколькими факторами: низкая скорость и большая плотность автомобильного потока, хорошая видимость, возможность легко и безопасно остановиться. Место было хорошее и мне пришлось ждать не дольше десяти минут. Мужик, что подвёз меня, оказался очень разговорчив и проехал то место, где хотел меня высадить.

— Ничего, поедем до самого порта, — сказал он.

Дело в том, что самый простой способ попасть из восточной Дании в Германию — это паром из города Рудби в Путтгарден. У водителя этот крюк до Рудби занял, наверное, лишних сорок минут, но он вёз меня с улыбкой и рассказывал, как сам стопил по молодости. На прощание он хотел дать мне денег, но я отказался.

— Но я же знаю, что когда так вот путешествуешь, у тебя ничего особо и нет, на, возьми — он все ещё протягивал мне сотенную купюру.

— Да я пока не на мели, спасибо. — Мы распрощались, и я побрел к машинам перед паромом.

В портах можно заниматься паромным автостопом. Это довольно легко — надо просто подходить к водителям и объяснять, что в машине можно бесплатно провезти до пяти человек. Как правило, второй — третий водитель соглашается на то, чтобы взять вас с собой. У меня все получилось куда веселее. Первой машиной, к которой я подошел, был фордовский фургон не первой свежести.

— Слушай, тут такое дело — мне надо попасть на паром, а раз уж у вас машина, да и вы в ней один, можете взять меня? Все равно это будет бесплатно.

— Я не понял, повтори ещё раз, пожалуйста. — Сказал водитель на корявом английском. Я, ясное дело, повторил. Теперь активно жестикулировал и медленно выговаривал слова.

— Всё ещё нет. — Мужчина развел руками. — Не понимаю.

— А ты вообще откуда?

— From Georgia. — ответил он.

— Судя по английскому, вряд ли из штата Джорджия, — сказал я уже на русском. — А я из Москвы.

Грузина звали Илиа. По сути, мы были тёзками. Он скупал старые грузовики и переправлял их в Грузию на продажу. Он ехал в Нидерланды, а это было именно то, что мне нужно.

— Только этот фургон уж совсем плох — сказал он мне. — В нём стучит что-то, да и вообще больше ста он вряд ли попрёт.

— Ну ладно, вместе потащимся. — Это я зря так сказал.

Верно было бы пройтись по парому и поспрашивать водителей машин с французскими или бельгийскими номерами. Хотя, с другой стороны, и так выходило неплохо. Когда мы уже поехали по Германии, я понял, о чем говорил Илиа. Фургон стучал так, что закладывало уши. Разгоняться до ста было просто опасно. Пару раз нас останавливали полицейские и проверяли документы. Всё было чисто.

Звук усиливался с каждым километром. Ближе к Бремену под днищем что-то резко захрустело. Илиа выматерился. Судя по всему, хрустел кардан. Со скоростью около пяти километров в час наш фургон потащился по обочине до ближайшей заправки. Там мы вызвали подмогу, но эвакуатор мог подъехать только к утру следующего дня. Пришлось прощаться. Смеркалось. Я поднял руку на выезде с заправки.

Европейские водители останавливаются и в позднее время суток. Ночью работает следующая закономерность: шанс, что кто-то остановится ниже; но шанс, что этот кто-то будет ехать далеко — выше.

Следующим водителем оказался тюремщик из шведского города Мальмо. Он вёз свою собаку на вязку в город Энсхеде — километрах в двухстах на юго-запад. Тут я, конечно, сглупил. Дело в том, что я сам толком не представлял, где этот город и на каком шоссе он находится. И ещё одно правило, на которое я забил лучше остаться на месте, чем ехать чёрт знает куда. Но направление его было правильным, да и расстояние приличным.

— Все окей, я знаю там отличное место для автостопа. А вот дедушка моей собаки… — Он всё рассказывал, какое классное потомство получится у его суки. Я зевал и периодически поддакивал.

Место, где тюремщик меня высадил, было заправкой «In the middle of nowhere» — в какой-то глуши. Было два часа ночи. Вдобавок ко всему, шоссе, где я находился, шло с юго-востока на северо-запад. Мне же надо было на юго-запад. Оставалось только мёрзнуть, материться и спрашивать у редких-редких водителей, куда они направляются.

Я куковал на этой заправке часа четыре, проклиная всё на свете. Все, кого я спрашивал, отправлялись либо на север, либо в сам город Энсхеде. Светало. Кстати, на заправках можно приставать к водилам. После пары шуток все обычно начинают улыбаться и объяснять, куда они едут и как могут помочь. Если трафика почти нет, то стоит подходить ко всем без исключения.

Часам к шести на заправку подъехала машина с итальянскими номерами. Водитель, ещё даже не заправившись, обратился ко мне.

— Что здесь торчишь?

— Ну вот, ехал в Париж, а здесь завяз.

— Ну, я до Гааги еду, а там уже прямая трасса до Парижа. Садись.

Он ехал из Италии уже одиннадцать часов без остановки, так что общались мы, перезёвываясь.

— Смотри, из Гааги идёт шоссе прямо на юг — в Бельгию и Францию. Е19, если я не ошибаюсь. Я, так и быть, высажу тебя прямо на нём, где-нибудь на заправке.

— Спасибо. А то я всё ещё куковал бы там, под Эйнсхеде. Может, завёл бы семью на той заправке, ну и так далее.

Под Гаагой я был часам к семи. Раннее утро, наверное, самое проблемное время для автостопа огромный трафик, но все едут на работу.

Теперь в Париж вела прямая дорога. Оставалось четыреста с гаком километров, и я сделал их за шесть часов. Единственной проблемой автостопа во Франции и Бельгии был языковой барьер. Так что, если решитесь стопить в этом регионе — выучите заранее пару фраз на французском.

Последние водители — два негра из Кот-д’Ивуара — довезли меня прямо до Елисейских полей. Я выдохнул и отправился искать хостел. Он нашелся на Монмартре. Цена в 25 евро за ночь была оправдана только тем, что в комнате я был один. Уснуть не удалось, и я отыскал в себе силы на прогулку по городу. Рассвет встречал в компании уличных музыкантов.

Напоследок ещё несколько советов, которым не нашлось места выше:

Перед тем как выйти на дорогу оденьтесь нормально. Скромно, но опрятно идеальный вариант. Никто не захочет ехать с бомжом.

— Идеальные места для автостопа в Европе это: заправки, шлагбаумы на платных дорогах, выезды с паромов и, если есть — пробки. В пробках на трассах удобнее всего стоять с табличкой.

— Кстати, о табличках. Лично я ими почти не пользуюсь. Они уместны очень редко. Например, если от трассы отделяется дорога в небольшой город, куда вам и надо и если место, где вы стоите очень неудобное.