Здоровье        03.02.2020   

Запрет на получение юридического образования заочно. Отмена заочного образования. Заочное юридическое образование с применением интернет-технологий

С 1 сентября 2016 года в вузах планируется исключить заочную форму обучения - для экономистов, юристов и управленцев, которые получают высшее образование впервые, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 1» в воскресенье, 19 июня. По словам чиновника, первое высшее образование должно быть очным, что повысит качество обучения и «серьезно подорвет экономическую основу псевдовузов». Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как студенты, их родители, вузы и работодатели относятся к перспективе частичной отмены заочного обучения.

Студенты. Упадет интерес к колледжам

Анастасия Кавелина изучает экономику предприятий и организаций на заочном отделении одного из воронежских вузов. Девушка работает по специальности. Треть студентов в ее группе – люди 30-40 лет, для которых это образование – второе высшее. По словам Анастасии, первое высшее на «заочке» получают в основном те, у кого уже есть диплом колледжа или техникума.

– Я еще в девятом классе планировала, что после колледжа буду работать и одновременно получать высшее образование. Если отменят заочное обучение у экономистов, управленцев и юристов, многие просто не пойдут в колледжи. У меня полный рабочий день, я «отвлекаюсь» от работы каждые полгода, на время сессии, – рассказала Анастасия Кавелина.

По словам Анастасии, работающие студенты-заочники платят налог на доходы физлиц, при этом государство не выделяет деньги на их обучение.

– Заочное экономическое образование почти во всех вузах платное, – напомнила студентка.

Вузы. «Вилами по воде»

Во всех вузах, куда за комментарием обратилась корреспондент РИА «Воронеж», заявили, что никаких распоряжений от Минобрнауки, касающихся закрытия заочного отделения для юристов и экономистов, не получали. Приемная кампания в вузы в самом разгаре.

В Воронежском лесотехническом госуниверситете (ВГЛТУ) на заочное отделение принимают студентов по двум направлениям – «менеджмент» и «экономика». Обучение платное, бюджетных мест нет. В 2016 году в вузе запланировали принять на «заочку» 50 менеджеров и 60 экономистов.

– Разговоры о ликвидации заочного образования идут уже много лет, но все это вилами по воде писано. Никаких документов от министерства образования и науки к нам не поступало, поэтому и разговоры – преждевременные, – пояснили в ВГЛТУ имени Морозова.

В Воронежском госуниверситете инженерных технологий (ВГУИТ), где тоже готовят заочно экономистов, менеджеров и управленцев, комментировать слова Кравцова отказались, сославшись на то, что «Рособрнадзор – верхушка власти в образовании».

– Наивно думать, что кто-то выскажется по поводу решения начальства. Если Минобрнауки – работодатель, то Рособрнадзор – полиция, – объяснили в вузе.

При этом во ВГУИТ считают, что нынешним экономистам и юристам-заочникам, а также тем, кто поступает в 2016 году, вряд ли стоит волноваться. Даже если Минобразования решит отменить заочное обучение и в вуз пришлют официальное письмо, начнется процесс внесения изменений в образовательные стандарты. На это потребуется много времени.

Работодатели. Заочное обучение сменится дистанционным

Опрошенные корреспондентом РИА «Воронеж» работодатели сходятся во мнении, что важна не столько форма обучения специалиста, сколько его компетентность.

По мнению руководителя агентства юридического сопровождения «Прагматик» Льва Бабаяна, ликвидация заочных отделений на юридических факультетах – негативное явление.

– С рынка труда исчезнут молодые специалисты, которые только выпустились из вузов, но уже имеют опыт работы. Преимущества заочников в том, что они быстро адаптируются и умеют вести переговоры. К тому же далеко не у всех есть возможность заплатить за обучение на очном отделении. Хотя я предпочитаю очников, поскольку для работы в моей компании надо обучать даже человека с опытом. У очников зарплатные ожидания меньше, они еще не научились отлынивать от работы, – пояснил Бабаян.

Для директора бизнес-школы Young Дмитрия Некрасова форма обучения сотрудников неважна. Главное – интерес к работе, желание расти и уметь самостоятельно изучать необходимые для работы темы.

– На смену заочным отделениям придет дистанционное образование. Некоторые вузы уже обучают экономике, управлению и юриспруденции через интернет. Плюс заочного обучения в том, что его можно совмещать с работой, и на практике понимать то, что тебе дают в теории, – отметил Некрасов.

Родители. Главный плюс «заочки» – цена

В 2014 году сын Ирины Солдатовой Денис после школы поступил на заочное отделение в московский вуз, где изучает инвестиционный менеджмент. Стоимость обучения – порядка 70 тыс. рублей в год. Денис живет в Воронеже, работает в страховой компании и уже два года самостоятельно платит за учебу.

– Сын хотел поступать на экономический факультет ВГУ, но не хватило баллов. Платное очное обучение мы бы не потянули – оно тогда стоило где-то 70-80 тыс. рублей. Сын отдал документы на заочное отделение московского вуза. Обучение стоило 50 тыс. рублей. Мы подумали, что нет смысла идти на заочное отделение в Воронеже, когда можно поступить в столичный вуз, – пояснила Ирина Солдатова.

Ирина рассказала, что дочь ее знакомых заочно получает юридическое образование и параллельно работает в строительной компании, где под руководством более опытного юриста учится составлять документы. На работе ее диплом ждут только в отделе кадров.

Юристы. Нынешние заочники могут не беспокоиться

После заявления главы Рособрнадзора об отмене заочного обучения юристов и экономистов родители и студенты стали опасаться, что «зачистки» коснутся тех, кто уже учится по этим специальностям. По мнению адвоката Дмитрия Казацкера, такое вряд ли возможно.

– Если будут приняты изменения в нормативные акты, запрещающие заочное обучение, они не должны коснуться правоотношений (заключенных соглашений), возникших между вузом и студентами до принятия поправок. Согласно законодательству, новое положение может распространяться, например, на новые студенческие группы, которые будут формировать после вступления в силу изменений, – пояснил Дмитрий Казацкер.

Минобрнауки. Пока без изменений

В Рособрнадзоре корреспондента РИА «Воронеж» отослали в Минобрнауки, поскольку Сергей Кравцов лишь повторил слова министра Дмитрия Ливанова.

В Минобрнауки заявили, что никаких изменений, связанных с заочными отделениями, с 1 сентября 2016 года не планируется. В ведомстве также пояснили, что различные учебно-методические объединения периодически предлагают министерству ликвидировать заочное обучение, но дальше разговоров дело пока не идет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление.

Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме.

Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых «шарашкиных контор» - вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся «магазинами» по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов.

Улучшение через сокращение

Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.

Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано - часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии - это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. «Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе», - отметил депутат.

По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради «корочки» - эта закономерность справедлива для любых форм обучения.

Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично.

Сторонники простых решений

Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует - большим достижением считается , еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и .

Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера.

К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе - для чего лишать людей возможности карьерного роста?

Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как «стимулирующую выплату», размер которой может быть сколь угодно низким.

Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым «шарашкиным конторам» ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.

Читайте в рубрике «Общество» Пока чиновники отдыхали на Петербургском экономическом форуме, Россия успешно жила и без их отеческой заботы

Согласно изменениям в законодательстве, заочная форма обучения юриспруденции запрещена для лиц, не имеющих высшего образования

С 1 сентября 2017 года вступает в силу решение Министерства образования и науки Российской Федерации, касающееся запрета на заочное обучение юриспруденции тем абитуриентам, которые не имеют законченного высшего образования.

Новый образовательный стандарт призван повысить качество образования будущих выпускников-юристов.

С одной стороны, такое решение имеет немало плюсов: очная форма получения высшего образования подразумевает больший (по сравнению с заочной) объём даваемой профессорско-преподавательским составом информации, большее число часов практических занятий, которые способствуют выработке навыков. Юриспруденция — это, прежде всего, огромный объем информации. Каждый день принимаются нормативные правовые акты, регулирующие практически все сферы нашей жизнедеятельности, и будущие выпускники должны хорошо ориентироваться во всех этих изменениях.

С другой стороны, тысячи поступающих в этом году рассчитывали на то, что смогут выбрать заочную форму обучения для получения юридического образования. Информация сотрудников приемной комиссии застает их врасплох. Абитуриенты прямо задают вопрос: "Что делать?"

Большинство просто не знает о существовании очно-заочной формы, или она кажется им непривычной, вызывает настороженность.

По такой форме студенты будут учиться в будний день после работы и в субботу с утра, то есть два раза в неделю. Так, например, занимаются студенты в .

Обучаемые на очно-заочной форме будут посещать лекции, семинары, практические занятия, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Профессорско-преподавательский состав сможет на раннем этапе оценить и, самое главное, помочь студенту освоить материал.

Чем такая форма обучения лучше дневной? Ответ зависит только от личности самого студента, от его мотивации и карьерных целей.

Некоторые студенты способны заниматься только под руководством "наставника", считают, что можно подготовиться и стать хорошим юристом, посвятив этому только время, выделяемое на сессию. В межсессионный период такие студенты не занимаются. Вот здесь, наверное, кроется проблема — заочная форма для данной категории людей противопоказана.

В то же время есть студенты, которые способны регулярно открывать учебник и нормативные правовые акты, анализировать полученную информацию. Многим очень помогает усвоить информацию работа по близкой специальности, где волей-неволей приходится обращаться к тексту закона и вырабатывать навыки подготовки документов. Указанным категориям студентов заочная форма обучения подошла бы.

Алтайский институт экономики СПбУТУиЭ осуществляет прием на обучение по образовательным программам высшего образования на очную и заочную формы по направлениям подготовки: менеджмент, экономика, юриспруденция и на очно-заочную по юриспруденции.

Министерство образования и науки собирается ввести запрет на получение первого высшего юридического образования в заочной форме. Результаты опроса, проведенного "Право.ru" на волне обсуждения этой идеи, показали, что сторонников очного обучения почти вдвое больше. Эксперты же заявляют, что проблема высшего юридического образования в его низком качестве, а не в форме обучения.

60% заочников - экономисты и юристы

О том, что Минобразования поддерживает идею запретить заочную форму первого высшего образования для ряда специальностей, стало известно 17 марта на заседании ассоциации "Глобальные университеты". С таким предложением ранее выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и юриспруденции. По словам Александра Соболева, главы департамента госполитики в сфере образования, Минобр уже подготовил формулировки стандарта, предусматривающего только очное обучение по этим направлениям. "У нас половина студентов-заочников в стране - 2,5 млн заочников из 5 млн студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 - это экономика, право", - согласен с необходимостью изменений ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Федеральная палата адвокатов, напротив, инициативу Минобрнауки: по словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, ее опыт в качестве члена квалифкомиссии Адвокатской палаты Подмосковья подсказывает, что заочники не всегда уступают по уровню знаний выпускникам дневных отделений. "Наоборот, часто заочник - это человек, который уже пошел работать, понял практическую необходимость получения юридических знаний и мотивированно учится", - пояснила она свою позицию. Володина также затронула тему перенасыщенности рынка юристами, большое число которых не способны решать профессиональные задачи. Она подчеркнула, что это не обязательно те, кто обучался заочно.

Теория vs практика

На волне обсуждений, захлестнувших общественность в связи с новой инициативой Министерства образования, "Право.ru" организовало для пользователей своего сайта опрос по теме " ". Подавляющее большинство респондентов (43%) убеждены, что юрист обязан знать правовую теоретическую базу, а овладеть ею можно только при очной форме обучения. Почти вдвое меньше опрошенных (22%) считают, что для юриста сейчас ценнее практический опыт, теоретическими знаниями он вполне может овладеть и заочно. Вместе с тем 32% принявших участие в опросе интернет-пользователей настаивают на том, что форма обучения никак не влияет на качество юридического образования и профессиональный уровень выпускников юрфаков.


Легальная торговля дипломами

Нашлось и немало желающих высказать свою точку зрения отдельно в комментариях. "Я училась на вечернем в МГЮА, потом жалела об этом, - сетует юрисконсульт Елена. - Что толку, что могла подрабатывать с 18 лет, ведь настоящим профессионалом стала только ближе к 30. Из института вышла с хорошими оценками, но слабым специалистом". "Я преподавал пять лет: и очное, и очно-заочное, и заочное, и второе высшее. Есть очень серьезные заочники, правда, очень мало, - признает адвокат Александр. - Большинство пришли получить недорого диплом престижного вуза". У очников почти половина учится, чтобы быть профессионалами, на старших курсах работают по специальности. "Возможно, в регионах это устроено по-другому, - делает поправку адвокат. - Но заочка - легальная торговля дипломами".

Некоторые комментаторы всерьез выступают за упразднение заочной формы образования, по крайней мере, первого. Кто-то иронизирует: "Давайте по этому же принципу вообще заочку упраздним. Чем, например, в интерпретации Минобра заочник-педагог квалифицированнее заочника-юриста?" А пользователь под ником ufit убежден, что такая инициатива просто лишит большую часть населения шанса получить высшее образование по выбранной специальности, поскольку "далеко не у всех есть возможность просто учиться, а, как показывает практика, нужно работать и учиться". "Заочники зачастую выше на голову "очников", - считает комментатор. - Они изначально понимают, куда вкладывают свои заработанные деньги".

Проблема в качестве, а не форме обучения

Число сторонников очного юридического образования растет прежде всего на фоне довольно низкой квалификации юристов-выпускников в целом, считает юрист компании "Хренов и Партнеры" Андрей Иванов. В стране был и остается высокий спрос на диплом юриста. Однако при номинально высоком количестве выпускников, имеющих диплом о высшем юробразовании, по-прежнему остро ощущается нехватка высококвалифицированных юристов. При этом заочное образование в качестве причины такого явления эксперт поставил бы далеко не на первое место.

"Опыт нашей компании показывает, что наибольшую отдачу мы получаем от выпускников с хорошей теоретической базой, поскольку она позволяет им хорошо справляться именно с практическими задачами. Тем более под руководством опытных коллег", - подчеркивает Иванов. Однако проблема высшего юридического образования - в его низком качестве в целом, а не в форме обучения. Нужно повышать требования к программам юридических факультетов, аккредитации вузов, экзаменам. "В конце концов, самообразование - основа любого обучения, добавляет юрист. - Это, однако, не означает, что оно может заменить качественное очное образование, построенное на кейсах, когда студенты, получая хорошую теоретическую подготовку, применяют ее в атмосфере юридического диспута и наставничества опытных профессоров".

Безусловно, юристу необходимо очное образование, убеждена управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Лада Горелик . "Основное, чему учат при очном образовании - это выработка так называемой "юридической логики", которую возможно усвоить, лишь находясь в постоянном контакте с преподавателями и другими студентами, - поясняет эксперт. - Причем в крупных вузах преподают не только теоретики права, но и действующие юристы: прокуроры, адвокаты, нотариусы. Они, как правило, строят курсы лекций исходя из практического опыта и обыгрывают реальные ситуации". "Сама я всего два раза нанимала на работу юриста с красным дипломом, и оба раза этот опыт был скорее негативным, нежели позитивным", - признает Горелик. Мало зазубрить законы, работа юриста крайне творческая: есть огромное число задач, при которых нужно найти законное, работающее, но при этом нестандартное решение.

Работающий очник - по сути тот же заочник

Статистика в пользу очного образования обусловлена в первую очередь тем, что люди, сами получившие очное образование, отдают ему предпочтение, рассматривая собственный опыт как позитивный, полагает партнер "Nektorov, Saveliev and Partners" Марат Давлетбаев. По его мнению, современные технологии способствуют тому, что возможности дистанционного образования только расширяются - постепенно очная и заочная форма обучения будут все более сближаться вплоть до слияния. "Подавляющее большинство низкоквалифицированных юристов была выпущена очными отделениями низкокачественных вузов, - считает эксперт. - А перенасыщенность рынка обусловлена искаженными сигналами о высокой востребованности и оплате услуг юристов".

"Я как работодатель подхожу очень просто: вуз - это первая "работа" студента, отмечает партнер коллегии адвокатов "Делькредере" Анастасия Тараданкина . - Профессиональной задачей в нем было получение хороших знаний права. Если у него нет крепкой теоретической базы - с задачей он не справился. Теория права - это основа, без нее невозможно давать креативные идеи, быстро ориентироваться в суде". "Юристу требуется очень хорошая теоретическая база, это особенность профессии, - солидарен руководитель группы юруслуг компании "Интеркомп" Иван Катышев . - Должны быть не просто знания, а что называется способ мышления, профессиональная деформация. Это достижимо только при полном погружении в обучение - на весь день, минимум на четыре года".

Более приоритетно все же очное образование, согласен адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев: присутствует больше контроля за студентами и их обучением. "Сама же теория о юрнауке по сути не занимает те годы, которые нужны для получения диплома, - сетует эксперт. - На это с лихвой может уйти 1,5-2,5 года - остальное время в вузах отводится на неюридические предметы и непосредственное изучение законов". Однако российское законодательство меняется очень часто, поэтому общую теорию важно знать, но сами законы и то, как составлять различные документы, вполне можно и даже желательней учить на практике, считает Соничев. Он также добавляет, что если очник работает и учится, то по сути он ничем не отличается о заочника - также редко посещает вуз и основное время уделяет работе.

На собственном примере

До сих пор заочные дипломы не мешали юристам делать успешную карьеру. Так, во Всесоюзном юридическом заочном институте получили высшее образование такие представители юридического сообщаетва, как председатель Мосгорсуда Ольга Егорова , МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский .

Форма обучения не влияет на профессиональный уровень выпускников юридических факультетов, убеждена адвокат Вера Ефремова . "Я сама являюсь тому доказательством. Получив среднее специальное юробразование в колледже, я поступила на заочное отделение юрфака, - рассказывает эксперт. - К моменту окончания института в 2013 году я уже имела профессиональные навыки юриста и стаж работы по специальности с 2009 года. В 2014 году я сдала экзамен в Адвокатской палате Московской области и получила статус адвоката". Заочное образование никак не повлияло на мою квалификацию и не помешало мне в сдаче экзамена, подчеркивает Ефремова, добавляя, что выбор той или иной формы обучения по юрспециальности должен оставаться прерогативой студента, а не государства.

Замдиректора по научной работе юргруппы "Яковлев и Партнеры" Анастасия Рагулина также отмечает, что заочное отделение юрфака не помешало ей стать кандидатом юрнаук и доцентом МГЮА. "Если говорить о школьниках, только закончивших 11 класс, то для них очная форма обучения будет более предпочтительной, особенно в том случае, если родители имеют материальную возможность содержать ребенка, - считает юрист. - Что касается студентов, которые хотят и учиться, и работать, то для них приоритетной будет вечерняя форма. Если же говорить о взрослых людях, имеющих высшее образование, о тех, кто имеет семью, то заочка является для них спасением". Если человек хочет стать высококвалифицированным юристом, он будет учится всю жизнь, совершенствуя и оттачивая свои знания, и неважно - учился он очно, заочно, очно-заочно, заключает эксперт.

«Вузы хотят отказаться от заочной формы обучения» - такое заявление сделала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова на пресс-конференции в редакции «АиФ-Челябинск». Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма. Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза.

Получить второе высшее образование или «доучиться» будучи трудоустроенным станет не так-то просто. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием.

Долой разгильдяйство

1 ноября 2018 года областные вузы опубликуют правила приёма на следующий учебный год. Тогда будет понятно, кто окажется в авангарде этой реформы. Хотя первые заявления уже есть.

«В нашем вузе приём на заочное обучение заканчивается 5 сентября 2018 года, - рассказывает директор Челябинского филиала финансового университета Анатолий Якушев . - С 2019 года заочку сменит очно-заочное обучение. Оно будет проходить по вечерам три раза в неделю весь учебный год. По две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам.

Учиться будет сложнее. Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз. Второе - цена. В 2018 году заочное обучение в университете стоит в районе 45 тысяч рублей, «очка» - 110 тысяч. Вот и берите среднюю сумму, очно-заочное будет стоить около 80-90 тысяч рублей.

«Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой. На заочке всё-таки ощущается некое российское разгильдяйство по отношению к учёбе».

Процесс запущен

«Изменения связаны с качеством подготовки студентов, - поясняет первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова. - «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей.

Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ ».

Встаёт ещё один вопрос, все ли вузы готовы увеличить нагрузку не только на студентов, но и на преподавателей.

«Вопросов по нехватке профессорско-преподавательского состава не будет, - продолжает Елена Коузова. - У вузов с кадрами сейчас проблем нет. Что касается другого режима работы - за пределами основного времени, у коллег появляется возможность подработать абсолютно легально, официально и в рамках того предмета, который они хорошо знают».

Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2016 года. Тогда глава федерального Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

В ЮУрГУ подтвердили, что в настоящий момент заочной формы обучения не бывает, к примеру, на таких направлениях как архитектура и английский язык, юриспруденция на заочке возможна лишь для тех, кто получает второе высшее. А вот МГУ не ведет прием на заочку уже давно, но это самостоятельное решение руководства вуза.