Детские книги        22.06.2020   

«Выхватил шашку и рубанул по лицу». Как началась трагедия казачества Дона. Федор Подтелков. Михаил Кривошлыков. Казнь красных казаков. Кровавая расправа. Гражданская война. Видео Чем мотивировано поведение подтелкова и чернецова

Сто лет назад, 23 января (по новому стилю) 1918 года в станице Каменской был собран Съезд фронтового казачества, который избрал казачий Военно-революционный комитет во главе с Фёдором Подтёлковым и Михаилом Кривошлыковым. Именно этот комитет провозгласил себя верховной властью на Дону, признав главенство московского Совнаркома. С этого момента начинается активное участие в Гражданской войне донского казачества, которое до этого соблюдало «нейтралитет».

Первые сполохи

Собственно говоря, боевые действия на Дону начались раньше, еще в конце 1917-го года. В то время как в Петрограде праздновали захват власти большевиками, атаман Алексей Каледин заявил, что « Войсковое правительство, считая такой захват власти большевиками преступным… временно, до восстановления власти Временного правительства и порядка в России, приняло на себя полноту исполнительной государственной власти в Донской области». 27 октября (здесь и далее все даты по старому стилю) Каледин даже пригласил членов Временного правительства на Дон, для организации вооруженной борьбы, и ввёл в области военное положение. Сторонники советской власти с таким положением дел не согласились, и запросили помощь у своих соратников за пределами области.

В 1917-м году матросы были одной из опор революции. Фото: Commons.wikimedia.org

24 ноября в Ростов прибыли корабли Черноморского флота, на которых прибыли революционно настроенные матросы. Кровь еще массово не лилась, но стороны демонстрировали готовность перейти к решительным действиям. Каледин потребовал отвести корабли обратно, а созданным в Ростове отрядам Красной гвардии-разоружиться, но этот ультиматум был проигнорирован. Одновременно шла и политическая игра по перетягиванию на себя властных полномочий: 26 ноября ростовские большевики объявили, что власть в области переходит в руки Ростовского военно-революционного комитета.

Таким образом, на Дону возникло два правительства, каждое из которых считало законным только себя. В эти дни в область прибыл генерал Корнилов , и началось создание белой Добровольческой армии. Не сидели без дела и красные, к 25 декабря 1917 года Антонов-Овсеенко почти без сопротивления занял западную часть Донецкого бассейна.

Куда качнётся чаша весов, зависело от донского казачества - однако большинство казаков заняло выжидательную позицию.

Элитные войска

Надо признать, что казаки в целом были верны идее монархии (ко всему прочему, они ведь и присягали лично императору). Но после отречения царя от престола стало непонятно кому служить. Ни большевики, ни Каледин и поддерживаемое им Временное Правительство, не были с точки зрения казаков полностью законной властью.

Поэтому донские казаки, навоевавшиеся на фронтах Первой Мировой войны, предпочитали, в основном, держаться нейтралитета - и хотя казацкие отряды под командованием Чернецова уже активно показали себя в подавлении шахтёрских выступлений в соседнем Донбассе, основная масса донского казачества занимала выжидательную позицию. Между тем, личные данные казаков были таковы, что они были способны с легкостью изменить всю расстановку сил на Дону.

«Судите сами - согласно официальным данным, всего на Первую мировую войну было призвано 117 тысяч казаков, из которых убитыми было потеряно чуть более 3 тысяч человек, а в плен попали всего 170. При этом георгиевские кресты за подвиги на поле брани получили 37 тысяч казаков. Такой результативностью действий, а также соотношением достижений и потерь, сегодня могут похвастаться только самые элитные части спецназа», - рассказал на презентации фотоальбома, посвященного участию казаков в Первой мировой войне, доктор исторических наук ЮНЦ РАН Андрей Венков.

Казаки прекрасно показали себя на фронтах Первой Мировой войны (на иллюстрации - патрулируют взятых в плен солдат немецкой и австрийской армий, фото из альбома Донские казаки в Первой Мировой войне). Фото: / Сергей Хорошавин

Однако эти люди, прошедшие огонь войны, колебались. Большинство казаков воевать не хотело. Именно поэтому первые попытки создания Добровольческой армии провалились. Всего в ряды Белой гвардии записалось около 5 тысяч офицеров, юнкеров и учащихся старших классов.

Немудрено, что белые на Дону не удержались. К 28 января 1918 года отряды красных заняли Таганрог, 10 февраля Ростов и 12 февраля - Новочеркасск. Малочисленные отряды Добровольческой армии уже не могли сдерживать наступление красных войск и отступили на Кубань.

Атаман Алексей Каледин, который не получил поддержку фронтового казачества и не видел возможности остановить отряды большевиков, сложил с себя полномочия войскового атамана и застрелился.

Подхорунжий и прапорщик

Бравый казак Фёдор Подтёлков Фото: Википедия

Массовое вовлечение донских казаков в боевые действия началось после того, как к активным действиям приступил тот самый казачий Военно-революционный комитет, во главе которого оказались подхорунжий Фёдор Подтёлков и прапорщик Михаил Кривошлыков .

Подтёлков родился на хуторе хутор Крутовский в нынешней Волгоградской области. С 1909 года - он в армии, служил артиллеристом в гвардейской конной артиллерии. Прошёл всю Первую мировую войну, став к её окончанию последовательным сторонником большевиков. Широкоплечий, высокий, с зычным голосом, Подтёлков был прирожденным лидером, и неудивительно, что именно он оказался во главе красных казаков.

Его соратник - Михаил Кривошлыков, был другого типа. В том же 1909-м, когда Подтёлков ушёл в армию, Кривошлыков поступил в Донское сельхозучилище, которое закончил на «отлично». Во время учёбы редактировал студенческую газету, а после - трудился агрономом, обучаясь, заочно, в Киевском коммерческом институте. Однако когда началась война, то мобилизации Кривошлыков не избежал. Как человек, получивший какое-никакое, но образование, он был назначен на офицерскую должность командира сначала пешей разведки, а потом и сотни.

«Будучи совершенно незаметным до переворота, он стал обращать на себя внимание в первые же дни революции не только резкостью и крайностью своих суждений, но и грубой бесшабашностью, разрушительным характером своих поступков. «Революционные» требования по отношению к училищной дисциплине, выпады против офицерского состава и обвинение его в «контрреволюционности», снятие со стен и битие царских портретов», — таковы были выступления Кривошлыкова», - рассказывал в 1918-м году об юном офицере казачий журнал «Донская Волна».

Именно эти двое и оказались во главе красных казаков, и во многом именно их действия Подтёлкова и Кривошлыкова привели к массовому восстанию на Дону, которое завершилось и их гибелью, и трагедией всего донского казачества.

Брат на брата

Советская власть, только-только утвердившись на Дону, тут же приступила к реализации своих обещаний, в том числе и «землю - крестьянам». Беда была в том, что основная часть земельного фонда в области принадлежала казакам, и наделить безземельных крестьян наделами можно было только за их счёт. Донским казакам это, мягко говоря, не понравилось.


Отряды красногвардейцев не понравились казакам. Фото: Википедия

Начали вспыхивать первые искры мятежей, которые большевики пытались давить силой. Начались аресты, реквизиции, расстрелы. Подтёлков и Кривошлыков активно участвовали в этих действиях. Кроме того, Подтёлков запятнал себя расправой над пленными.

Полковник Василий Чернецов прославился как лихими боевыми операциями, так и карательными действиями Фото: Википедия

Сразу после провозглашения Военно-революционного комитета, на его уничтожение был отправлен казачий отряд полковника Василия Чернецова , однако красные сумели его разбить, и полковник попал в плен.

Далее, по воспоминаниям очевидцев, произошло следующее - «по дороге Подтёлков издевался над Чернецовым — Чернецов молчал. Когда же Подтёлков ударил его плетью, Чернецов выхватил из внутреннего кармана своего полушубка маленький браунинг и в упор… щёлкнул в Подтёлкова, в стволе пистолета патрона не было — Чернецов забыл об этом, не подав патрона из обоймы. Подтелков выхватил шашку, рубанул его по лицу, и через пять минут казаки ехали дальше, оставив в степи изрубленный труп Чернецова».

Именно это убийство и стало формальным поводом для казни самого Подтёлкова, когда тот, в свою очередь, попал в руки восставших казаков. А произошло это уже в мае этого же года.

Советская власть затеяла на Дону мобилизация, что привело уже к массовому восстанию казаков. Власть большевиков на Дону рухнула за считанные дни, а казаки сделали свой выбор. 10 мая в плен был захвачен отряд Подтёлкова и Кривошлыкова. Сдались они почти без боя, рассчитывая, видимо, на хорошее отношение земляков, тем более, что командиры отрядов были знакомы друг с другом. Однако времена изменились - Гражданская война набирала обороты, разрывая и руша дружеские и семейные узы. На следующий день Подтёлков и Кривошлыков были повешены в хуторе Пономарёв станицы по приговору суда казачьих старейшин за казнь пленённого Чернецова. Были расстрелянны и все 78 попавших в плен членов его отряда.

Пасха 1918 года пришлась на 11 мая и именно в этот день белые казаки убили 82 станичника, которые поддерживали советскую власть. После расстрела, в котором погибли лидеры красных казаков Подтелков и Спиридонов на Дон, пришла братоубийственная война, а массовые казни, производимые казаками над казаками, перестали кого-либо удивлять. Эпизод «Кровавой пасхи» 1918 года подробно описан в романе «Тихий Дон».

Полыхающий Дон

Конец зимы и весна 1918 года стала переломным и трагическим для Дона временем, который и определило будущее места казачества в истории. В феврале 1914 года застрелился атаман Каледин и уже 24 и 25 февраля красные взяли сначала Ростов, а затем и Новочеркасск.

23 марта декретом Донского областного Военно-революционного комитета (ВРК) провозглашена Донская Советская республика. Через месяц в Ростове открылся съезд Советов рабочих и казачьих депутатов новой республики. Председателем и комиссаром, отвечающим за военные действия, избрали Федора Подтелкова.

В эти же дни под Екатеринодаром гибнет генерал Лавр Корнилов, и Добровольческая армия поворачивается на Дон. Немцы отказались от соблюдения Брестского мира и ввели свои войска Донскую область, а к маю они оккупировали Ростов.

Еще 1 мая, для мобилизации в революционную армию казаков с целью борьбы против белоказаков и немцев, на Верхний Дон оправляется из Донсовнаркома отряд в сто сабель. Во главе мобилизационного подразделения назначили Подтелков и Кривошлыков - руководителя Донского революционного комитета.

Пленение Подтелкова

10 мая в одном из хуторов отряд Подтелкова и Кривошлыкова был окружен белоказаками. Оказалось, что врагами революции командует старый сослуживец командира красных, казак Спиридонов. После рассвета Подтелков и Спиридонов один на один встретились на старом кургане неподалеку от хутора, а спешившиеся казаки ждали у его подножья. Поговорив, как позднее высказался Спиридонов: «о прошлом» командиры разошлись.

Днем произошел короткий бой, и деморализованные красные казаки сдались своим землякам, в плен попал и Подтелков. Для суда над отступниками в станицы Краснокутскую и Милютинскую послали за старейшинами, которые и стали судьями.

Суд над красными казаками

Суд прошел ночью и без присутствия подсудимых. Из 82 красных казаков 79 следовало расстрелять, а одного отпустить. Подтелкова и Кривошлыкова как руководителей отряда собирались повесить. Жесткий приговор судьи вынесли под впечатлением от сотника Афанасия Попова, который говорил, что подсудимые предали Дон и повернули оружие против своих же братьев.

Главной виной Федора Подтелкова для казаков стало убийство символа донской контрреволюции полковника Василия Чернецова. По воспоминаниям очевидцев после того, как раненного Чернецова выдали его же одностаничники, Подтелков начал словесно издеваться над ним. После удара плетью по лицу полковник не выдержал и попытался застрелить Подтелкова из маленького пистолета браунинг, который он прятал в полушубке. Оружие дало осечку, и Подтелков зарубил Чернецова, оставив его мертвое тело лежать в степи.

Казнь

Казнь пришлась на субботу Светлой седмицы и в дореволюционной России, а особенно на Дону этот праздник особо почитался. По его случаю казни не проводились и император часто даровал амнистию заключенным. Не верили в казнь и сами казаки. По свидетельствам очевидцев станичники из соседних хуторов спешили в Пономарев, боясь что «подтелковцы» и их судья в знак примирения и праздника попьют весь самогон без них.

Однако решение суда было иным. На глазах собравшихся казаков и стариков произошла казнь, после которой пути назад уже не было. Непосредственный участник тех событий казак Александр Сенин, который руководил в этот день караулом, так описывал поведения Подтелкова: «Из всех погибших наиболее стойко и героически себя держал товарищ Подтелков. Накануне смерти он попросил кое-что сказать. Ему разрешили. Он говорил про революцию, её значение, что она все же, в конце концов, должна победить, и умирал со словами о революции». Уже с накинутой на шею петлей Подтелков крикнул: «Одно только: к старому не возвращайтесь!».

Урок 4

Тема: Трагедия гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова

«Тихий Дон»

Цель урока: показать гражданское мужество Шолохова, который одним из первых русских писателей XX века рассказал настоящую правду о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия для всего народа; понять глубинный замысел «Тихого Дона»; определить авторскую позицию по ключевым проблемам романа; доказать, что любая гражданская война - величайшая трагедия, имеющая тяжелые последствия как для отдельного человека, так и для всего народа.

Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации, раздаточный материал.

Методические приемы: рассказ, анализ эпизодов, аналитическая беседа, работа в группах.

И сказал Господь Каину:

Где Авель, брат твой?

Ход урока

Слово учителя

Долгое время в советской литературе гражданская война была окутана ореолом великого подвига и революционной романтики. Шолохов одним из первых советских писателей заговорил о гражданской войне, как о величайшей народной трагедии, имевшей тяжкие последствия для страны.

Почему создание и публикацию романа «Тихий Дон» можно назвать литературным подвигом Шолохова?

(Роман «Тихий Дон» печатался на протяжении двенадцати лет (с 1928 по 1940 гг.). И все это время Шолохов испытывал огромное давление - от редакторов всех степеней до критиков, так или иначе выражавших позицию властей. Выдержать это давление можно было, только глубоко сроднившись с замыслом вещи, все более и более отличавшейся от других произведений советской литературы и все более угрожавшей благополучию автора, вплоть до ареста и судебного преследования. Довести до конца такой замысел уже само по себе было литературным подвигом…)

Почему в «Тихом Доне» характеры большевиков менее привлекательны, чем характеры казаков?

(Шолохов в своем романе шел от правды жизни. Когда он создавал характеры того же Подтелкова или Мишки Кошевого, он рисовал их не как неких «идеальных героев», а как людей, еще только нащупывающих новый жизненный путь. На каждом из них лежит своя доля вины и ответственности перед народом - бо́льшая у Штокмана и Мишки Кошевого, меньшая - у Ивана Алексеевича. За сложностью отношения Шолохова к этим фигурам - сложность его отношения к революции и Гражданской войне, которое изначально не было однозначным).

Согласитесь ли вы с утверждением Шолохова, что гражданская война не закончилась в 1920 году?

(«Гражданская война…помимо всего прочего, тем пакостна, что ни победы, ни победителей в ней не бывает...», - говорил Шолохов.

Ведь беды Гражданской войны на Дону для Шолохова - не абстракция, но горький личный опыт, который плугом прошел и через их большую семью. Трое двоюродных братьев Шолохова - Иван, Валентин и Владимир Сергины - погибли в Гражданскую войну. Он рос вместе с ними на хуторе Кружилине, куда сестра Александра Михайловича Шолохова, Ольга Михайловна Сергина, после смерти мужа переехала со своими четырьмя детьми и поселилась в одном курене с Шолоховым. Гибель братьев не могла глубоко не затронуть писателя.

По мысли писателя, Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным семьям все, кто уцелел. И победители, и побежденные». И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, по скольку раз на день глаза друг другу мозолят... Каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал». Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность…

«Когда там по вашим учебникам гражданская война закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас еще идет. Средства только иные. И не думай, что скоро кончится»…)

Вывод: Эта характеристика Шолоховым времени революции и Гражданской войны на самом исходе его жизни помогает лучше Горькие слова Шолохова о разломе в жизни народа, определившем его беды и страдания на многие десятилетия, выявляют самую суть этого великого произведения, призывавшего народ к национальному единству.

События гражданской войны на Дону, отраженные на страницах романа М.Шолохова «Тихий Дон» (исторический комментарий)

В конце 1917 - начале 1918 года казачьи «правительства» Дона и Кубани под руководством атаманов А. М. Каледина и А. П. Филимонова заявили о непризнании Советского правительства и начали войну против Советской власти. Тогда Советское правительство для борьбы с ними направило из центральных губерний России красногвардейские отряды и отряды балтийских матросов, объединив их на Дону под общим командованием известного большевика В. А. Антонова-Овсеенко. Боевые действия на этом этапе Гражданской войны велись с обеих сторон главным образом вдоль железных дорог немногочисленными отдельными отрядами (от нескольких сот до нескольких тысяч человек) и получили название «эшелонной войны». Красногвардейские отряды Р. Ф. Сиверса, Ю. В. Саблина и Г. К. Петрова в январе 1918 выбили части генерала Каледина и белогвардейской Добровольческой армии из северной части Донской области. Съезд Донского фронтового казачества в станице Каменской 10-11 (23-24) января 1918 образовал Донревком во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым и сформировал революционные казачьи отряды, которые через несколько дней разгромили офицерский добровольческий отряд есаула В.М.Чернецова. Чернецов и более 40 офицеров, попавших в плен, по приказу Ф.Г.Подтелкова были казнены без суда и следствия. 24 февраля красногвардейские отряды заняли Ростов, 25 февраля - Новочеркасск. Генерал Каледин застрелился, а остатки его войск бежали в Сальские степи. Добровольческая армия (3-4 тыс. чел.) отступила с боями на территорию Кубани…

Анализ эпизода «Сцена расправы над чернецовцами» (ч.5, гл.12)

(Просмотр кинофрагментов х/ф «Тихий Дон» (2-я серия)

Покручивая вахмистерские, торчмя поднятые усы, Голубов хрипато крикнул:

Мелехов, молодец! Да ты ранен, никак? Черт возьми! Кость цела? - и,

не дожидаясь ответа, заулыбался: - Наголову! Наголову разнесли!..

Офицерский отряд так распылили, что не собрать. Набилось им в хвост!

Григорий попросил покурить. По всему полю стекались казаки и

красногвардейцы. От далеко черневшей впереди толпы рысил верховой казак.

Сорок человек взяли, Голубов!.. - крикнул он издали. - Сорок офицеров

и самого Чернецова.

Врешь?! - Голубов испуганно крутнулся в седле и поскакал, нещадно

рубя плетью высокого белоногого коня.

Григорий, выждав немного, рысью поехал за ним.

Густую толпу взятых в плен офицеров сопровождал, кольцом охвативший их,

конвой в тридцать казаков - 44-го полка и одной из сотен 27-го. Впереди

всех шел Чернецов. Убегая от преследования, он сбросил полушубок и теперь

шел в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом плече его был

оборван. На лице возле левого глаза кровянилась свежая ссадина. Он шел

быстро, не сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень, придавала ему вид

беспечный и молодецкий. И тени испуга не было на его розовом лице: он,

видимо, не брился несколько дней - русая поросль золотилась на щеках и

подбородке. Чернецов сурово и быстро оглядывал подбегавших к нему казаков;

горькая, ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на ходу зажег

спичку, закурил, стиснув папиросу углом розовых твердых губ.

В большинстве офицеры были молодые, лишь у нескольких инеем белела

седина. Один, раненный в ногу, приотставал, его толкал прикладом в спину

маленький большеголовый и рябой казачок. Почти рядом с Чернецовым шел

высокий бравый есаул. Двое под руку (один - хорунжий, другой - сотник)

шли, улыбаясь; за ними, без шапки, курчавый и широкоплечий, шел юнкер. На

одном была внапашку накинута солдатская шинель с погонами, вшитыми

насмерть. Еще один шел без шапки, надвинув на черные женски красивые глаза

красный офицерский башлык; ветер заносил концы башлыка ему на плечи.

Голубов ехал позади.

Приотставая, он закричал казакам:

Слушай сюда!.. За сохранность пленных вы отвечаете по всем строгостям

военно-революционного времени! Чтобы доставили в штаб в целости!

Он подозвал одного из конных казаков, набросал, сидя на седле, записку:

свернув ее, передал казаку:

Скачи! Отдай это Подтелкову.

Обращаясь к Григорию, спросил:

Ты туда поедешь, Мелехов?

Получив утвердительный ответ, Голубов поравнялся с Григорием, сказал:

Скажи Подтелкову, что Чернецова я беру на поруки! Понял?.. Ну, так и

передай. Езжай.

Григорий, опередив толпу пленных, прискакал в штаб ревкома, стоявший в

поле неподалеку от какого-то хутора. Возле широкой тавричанской тачанки, с

обмерзлыми колесами и пулеметом, покрытым зеленым чехлом, ходил Подтелков.

Тут же, постукивая каблуками, топтались штабные, вестовые, несколько

офицеров и казаки-ординарцы. Минаев только недавно, как и Подтелков,

вернулся из цепи. Сидя на козлах, он кусал белый, замерзший хлеб, с

хрустом жевал.

Подтелков! - Григорий отъехал в сторону. - Сейчас пригонют пленных.

Ты читал записку Голубова?

Подтелков с силой махнул плетью; уронив низко опустившиеся зрачки,

набрякая кровью, крикнул:

Плевать мне на Голубова!.. Мало ли ему чего захочется! На поруки ему

Чернецова, этого разбойника и контрреволюционера?.. Не дам!.. Расстрелять

их всех - и баста!

Голубов сказал, что берет его на поруки.

Не дам!.. Сказано: не дам! Ну, и все! Революционным судом его судить

и без промедления наказать. Чтоб и другим неповадно было!.. Ты знаешь, -

уже спокойней проговорил он, остро вглядываясь в приближавшуюся толпу

пленных, - знаешь, сколько он крови на белый свет выпустил? Море!..

Сколько он шахтеров перевел?.. - и опять, закипая бешенством, свирепо

выкатил глаза: - Не дам!..

Тут орать нечего! - повысил и Григорий голос: у него дрожало все

внутри, бешенство Подтелкова словно привилось и ему. - Вас тут много

судей! Ты вот туда пойди! - дрожа ноздрями, указал он назад... - А над

пленными вас много распорядителей!

Подтелков отошел, комкая в руках плеть. Издали крикнул:

Я был там! Не думай, что на тачанке спасался. А ты, Мелехов, помолчи

возьми-ка!.. Понял?.. Ты с кем гутаришь?.. Так-то!.. Офицерские замашки

убирай! Ревком судит, а не всякая...

Григорий тронул к нему коня, прыгнул, забыв про рану, с седла и,

простреленный болью, упал навзничь... Из раны, обжигая, захлюпала кровь.

Поднялся он без посторонней помощи, кое-как доковылял до тачанки,

привалился боком к задней рессоре.

Подошли пленные. Часть пеших конвойных смешалась с ординарцами и

казаками, бывшими в охране штаба. Казаки еще не остыли от боя,

разгоряченно и зло блестели глазами, перекидывались замечаниями о

подробностях и исходе боя.

Подтелков, тяжело ступая по проваливающемуся снегу, подошел к пленным.

Стоявший впереди всех Чернецов глядел на него, презрительно щуря лукавые

отчаянные глаза; вольно отставив левую ногу, покачивая ею, давил белой

подковкой верхних зубов прихваченную изнутри розовую губу. Подтелков

подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие глаза его ползали по

изрытвленному снегу, поднявшись, скрестились с бесстрашным, презирающим

взглядом Чернецова и обломили его тяжестью ненависти.

Попался... гад! - клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил

шаг назад; щеки его сабельным ударом располосовала кривая улыбка.

Изменник казачества! Под-лец! Предатель! - сквозь стиснутые зубы

зазвенел Чернецов.

Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин, - чернел в

скулах, раскрытым ртом хлипко всасывал воздух.

Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Оскаленный,

побледневший Чернецов, прижимая к груди кулаки, весь наклонясь вперед, шел

на Подтелкова. С губ его, сведенных судорогой, соскакивали невнятные,

перемешанные с матерной руганью слова. Что он говорил - слышал один

медленно пятившийся Подтелков.

Придется тебе... ты знаешь? - резко поднял Чернецов голос.

Слова эти были услышаны и пленными офицерами, и конвоем, и штабными.

Но-о-о-о... - как задушенный, захрипел Подтелков, кидая руку на эфес

шашки.

Сразу стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева,

Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он

опередил их; всем корпусом поворачиваясь вправо, приседая, вырвал из ножен

шашку и, выпадом рванувшись вперед, со страшной силой рубнул Чернецова по

голове.

Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой левую руку,

успел заслониться от удара; видел, как углом сломалась перерубленная кисть

и шашка беззвучно обрушилась на откинутую голову Чернецова. Сначала

свалилась папаха, а потом, будто переломленный в стебле колос, медленно

падал Чернецов, со странно перекосившимся ртом и мучительно зажмуренными,

сморщенными, как от молнии, глазами.

Подтелков рубнул его еще раз, отошел постаревшей грузной походкой, на

ходу вытирая покатые долы шашки, червоневшие кровью.

Ткнувшись о тачанку, он повернулся к конвойным, закричал выдохшимся,

Руби-и-и их... такую мать!! Всех!.. Ныне нету пленных... в кровину, в сердце!!

Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись

врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском

башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко,

словно через барьер, прыгнуть. Он упал - и уже не поднялся. Высокого,

бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных

ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, - упал на

колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни

залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу

полосовали его взлетающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал

оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не

прорвался через цепь - его настиг и ударом в затылок убил какой-то

атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в

раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб

пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте;

расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил,

как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки.

Григорий в первый момент, как только началась расправа, оторвался от

тачанки - не сводя с Подтелкова налитых мутью глаз, хромая, быстро

заковылял к нему. Сзади его поперек схватил Минаев, - ломая, выворачивая

руки, отнял наган и, заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь,

спросил:

А ты думал - как? Или они нас, или мы их! Серёдки нету!

1. Чем мотивировано поведение героев?

2. Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов?

3. Почему Шолохов дает подробное описание внешности казнимых белых офицеров?

4. Что чувствует Григорий после расправы над белыми офицерами?

Анализ эпизода «Казнь Подтелкова и его отряда» (ч.5, гл.30)

Анализируемый эпизод является одним из ключевых для понимания идейного содержания романа М.Шолохова «Тихий Дон». С этим эпизодом связана важнейшая проблема – проблема гуманизма, проблема нравственной ответственности человека за свои поступки.

Григорий Мелехов, протискиваясь сквозь раздерганную толпу, пошел в хутор и лицом к лицу столкнулся с Подтелковым. Тот, отступая, прищурился:

- И ты тут, Мелехов?

Синеватая бледность облила щеки Григория, он остановился:

- Тут. Как видишь…

- Вижу… - вкось улыбнулся Подтелков, с вспыхнувшей ненавистью глядя на его побелевшее лицо. - Что же, расстреливаешь братов? Обернулся?.. Вон ты какой… - Он, близко придвинувшись к Григорию, шепнул: - И нашим и вашим служишь? Кто больше даст? Эх ты!..

Григорий поймал его за рукав, спросил, задыхаясь:

- Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?

Христоня, обнимая, отвел в сторону взбесившегося Григория.

- Пойдем, стал быть, к коням. Ходу! Нам с тобой тут делать нечего. Господи божа, что делается с людьми!..

Они пошли, потом остановились, заслышав голос Подтелкова. Облепленный фронтовиками и стариками, он высоким страстным голосом выкрикивал:

- Темные вы… слепые! Слепцы вы! Заманули вас офицерья, заставили кровных братов убивать! Вы думаете, ежли нас побьете, так этим кончится? Нет! Нынче ваш верх, а завтра уж вас будут расстреливать! Советская власть установится по всей России. Вот попомните мои слова! Зря кровь вы чужую льете! Глупые вы люди!

1. Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова?

2. Почему Григорий уходит с площади, где казнят Подтелкова?

3. В чем сходство этой сцены со сценой расправы над чернецовцами?

4. В чем смысл такого зеркального отражения сцен?

(В сцене расправы подтелковцев над чернецовцами возле Глубокой балки наглядно показана та сила классовой вражды и ненависти, которая разделила казаков на Дону. Григорий внимательно вглядывается в лица расстреливаемых офицеров (для него они прежде всего не враги, а живые люди). Казнь Подтелкова воспринимает, как справедливую кару Божью за все то зло, которое тот причинил другим. («Помнишь, как офицеров в балке стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается!») Но уходит с площади потому, что расправа над безоружными людьми отвратительна, противна его природе. Григорий потерян, раздавлен психологически. Везде - у белых ли, у красных ли – обман, дикость, жестокость, которой нет оправдания. Война развращает людей, провоцирует их на такие поступки, которые бы в обычном состоянии человек не совершил бы никогда. От эпизода к эпизоду нарастает внутреннее трагическое несоответствие устремлений Григория и окружающей его жизни. Человек поставлен в неизбежные, страшные обстоятельства и должен сделать для себя выбор, сам решить свою судьбу. Герой романа, совершив, казалось бы, чудовищные убийства и злодеяния, в конечном итоге остается человеком в полном смысле этого слова. Он еще способен совершать добрые, бескорыстные, благородные поступки).

Вывод: «Когда там по вашим учебникам гражданская война закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас еще идет. Средства только иные. И не думай, что скоро кончится»… Эта характеристика Шолоховым времени революции и Гражданской войны на самом исходе его жизни помогает лучше понять глубинный замысел «Тихого Дона». Горькие слова Шолохова о разломе в жизни народа, определившем его беды и страдания на многие десятилетия, выявляют самую суть этого великого произведения, призывавшего народ к национальному единству.

Звучит песня И.Талькова «Бывший подъесаул»

Задание: пока звучит песня И.Талькова, напишите сиквейн на тему «Война»

(Сиквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану:

1 строка – одно слово. Название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово. Как правило, это ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.)

Расстрел чекистами пленных казачьих офицеров на Дону

Им раздали лопаты, могилы им рыть приказали.

Коченея от холода, рядом топтался конвой.

Молодым офицерам повязкой глаза завязали.

Зачитал приговор обреченным чекист молодой.

С них срывали кресты, с них ножами срезали погоны.

Пулеметную ленту в минуту сожрал пулемет.

А стрелки-латыши, добивая, уже не жалели патроны.

Пролетарский свинец убивал и живот, и в висок.

И остались лежать на земле золотые погоны,

Сапогами кресты офицерские втоптаны в грязь.

И еще не остыли горячие гильзы патронные,

Но окончена жизнь, между прошлым и будущим связь.

И осталась в могиле отвага и слава России,

Иисусовы дети великой, распятой страны,

Молодые, красивые, смелые, умные, сильные,

Ослепленные яростью русской гражданской войны.

А под утро с небес голубых звезды падали яркие,

А над братской могилой уже пробивалась полынь,

Псы голодные лаяли, черные вороны каркали.

Умывалась росою кровавая крымская синь…

Отрывок из автобиографической повести Р.Б.Гуля «Ледяной поход с Корниловым»

Глава. Расправа над пленными.

«Пленные.
Их обгоняет подполковник Нежинцев, скачет к нам, остановился - под ним танцует мышиного цвета кобыла.
"Желающие на расправу!" - кричит он.
"Что такое? - думаю я.- Расстрел? Неужели?" Да, я понял: расстрел, вот этих 50-60 человек, с опущенными головами и руками.
Я оглянулся на своих офицеров.
"Вдруг никто не пойдет?" - пронеслось у меня.
Нет, выходят из рядов. Некоторые смущенно улыбаясь, некоторые с ожесточенными лицами.
Вышли человек пятнадцать. Идут к стоящим кучкой незнакомым людям и щелкают затворами.
Прошла минута.
Долетело: пли! … Сухой треск выстрелов, крики, стоны…
Люди падали друг на друга, а шагов с десяти, плотно вжавшись в винтовки и расставив ноги, по ним стреляли, торопливо щелкая затворами. Упали все. Смолкли стоны. Смолкли выстрелы. Некоторые расстреливавшие отходили.
Некоторые, наоборот, подходили и добивали штыками и прикладами еще живых.
Вот она, подлинная гражданская война…
Около меня - кадровый штабс-капитан, лицо у него как у побитого. "Ну, если так будем расстреливать, на нас все встанут",- тихо бормочет он.
Расстреливавшие офицеры подошли.
Лица у них - бледны. У многих бродят неестественные улыбки, будто спрашивающие: ну, как после этого вы на нас смотрите?
"А почем я знаю! Может быть, эта сволочь моих близких в Ростове перестреляла!" - говорит, отвечая кому-то, расстреливавший офицер».

В стихотворении М.Волошина, написанном в 1918 году, есть такие строчки: «Я стою один меж них в ревущем пламени и дыме, И всеми силами моими молюсь за тех и за других». На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии автора стихотворения «Расстрел»? Свой ответ аргументируйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из рецензии поэта Алексея Суркова о романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

«...Тут Саша Бусыгин довольно основательно поставил под сомнение вопрос, пролетарское или непролетарское произведение «Тихий Дон»... Мне кажется, что Шолохов «Тихий Дон» хотел сделать несомненно нашим пролетарским произведением, но объективно, вне зависимости от субъективного желания Шолохова, произведение получилось непролетарским... Бедняцкая казачья часть, представленная Мишкой Кошевым, она настолько бедна внутренне, что сразу чувствуешь, с какой колокольни смотрит на донскую степь автор. Это положение еще более усугубляется тем обстоятельством, что вся зажиточная часть этого самого донского казачества, что большинство белогвардейских героев, большинство офицеров, так или иначе затронутых Шолоховым, - они выглядят, несмотря на то, что они враждебны нам, они выглядят, с точки зрения автора кристально идейными, чистыми людьми... Получается такое положение, что Шолохов в романтическом виде, как это делает Шульгин, старается представить белогвардейскую гвардию... «Тихий Дон» еще не кончился. Но Бунчука, которого Шолохов поставил на высокие романтические ходули, он уже угробил вместе с Подтёлковым. Вся бедняцкая часть станицы выпала из сферы внимания Шолохова… Шолохов не представляет собой ни чаяний середняка донского, ни чаяний маломощного казачества. Это представитель полнокровного хозяина, крепкого, зажиточного казачества».

Почему поэт А.Сурков убежден, что роман М.Шолохова «Тихий Дон» не является пролетарским произведением?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделы: Литература

Цель урока : показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны.

Оборудование: технологическая карта урока, учебники, тетради, текст романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохова, эпизоды из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон», цветные репродукции Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Беседа по вопросам (повторение пройденного материала).
3. Изучение нового материала.
4. Подведение итогов.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание с разъяснением.

ХОД УРОКА

Слово учителя . Объявление темы урока.

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Назовите жанр произведения «Тихий Дон» (Роман-эпопея).
2. Перечислите исторические события, изображенные в романе (Первая мировая война, гражданская война, восстание казаков на Дону).
3. Укажите название станицы, где в основном разворачиваются события романа (Хутор Татарский) .
4. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 г.)
5. Что обозначает в переводе с тюркского «казак»? (Храбрец, удалец)
6. Для чего автор использует диалектизмы? (Для создания колорита)

Изучение нового материала

Слово учителя. Герои Шолохова – люди простые, но яркие, сильные, волевые. Григорий Мелехов – главный герой романа – храбрый, честный, совестливый и по-настоящему талантливый человек. Он – Георгиевский кавалер, что говорит о мужестве и героизме Мелехова–воина.

Сообщение обучающегося (История Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия).

(Демонстрация цветных иллюстраций ордена).

Знак отличия военного ордена, обычно называемый «Георгиевский крест» был учрежден в 1807 году российским императором Александром I. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия. На лицевой стороне медальона изображался святой Георгий, поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С. и Г.
Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статусу ордена.
Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, т.к. любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением воина. С 1844 года знаками отличия военного ордена начали награждать нижних чинов – нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России – двуглавый орел.
1 степень – золотой крест на георгиевской ленте с бантом.
2 степень – золотой крест на георгиевской ленте без банта.
3 степень – серебряный крест на георгиевской ленте с бантом.
4 степень – серебряный крест на георгиевской ленте без банта.

Особые права и преимущества лиц, награжденных Георгиевским крестом:

– Георгиевский крест никогда не снимался.
– Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.
– Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы, в качестве пенсии.
– При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени, одновременно жаловался следующий чин.
– Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только как по суду.
– В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.

Слово учителя. Григорий – полный кавалер ордена «Георгиевский крест», получил офицерский чин. Казачьи войска – одна из самых боеспособных частей регулярной русской армии.

Сообщение обучающегося об участии казачьих войск в военных действиях.

Впервые донские казаки стали действовать совместно с русской армией в период царствования Ивана 1У. Овладев тактическим искусством русской армии, казаки в боях с турками и кочевыми народами разработали свои метода кавалерийских боев. После подавления Булавинского восстания царское правительство лишило казаков многих привилегий.
Во время первой мировой войны казачьи соединения были одними из самых боеспособных частей русской армии. Среди казаков были наименьшие потери живой силы, за все время боевых действий потеряно только одно знамя. Казаки прекрасно владели всеми видами оружия, прекрасно владели джигитовкой. Во время первой мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.

Слово учителя . Посмотрим, как относился герой к военной службе. Казак по прозвищу Чубатый учит Григория знаменитому удару, рассекающему человека надвое. Григорий никак не может овладеть техникой этого страшного удара.

Вопрос. Почему Мелехов не может освоить этот удар?

Эпизод № 1. Разговор Григория и Чубатого (книга 1, часть 3, глава 12)

– Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, – учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой. – Человека руби смело. Мягкий он человек, как тесто, – поучал Чубатый, смеясь глазами. – Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая, Поганый, он человек…Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки. У тебя, сердце жидкое, а у меня – твердое.
– Волчье у тебя сердце, а может никакого нету, – возразил Григорий.
Вывод. Шолохов использует антитезу. Чубатый навязывает Григорию свое понимание войны, где нет милосердия, чувства сострадания. Вся натура Григория противится жестокости, которая стоит за этим ударом, герой испытывает боль по человеку (это слова Шолохова).

Слово учителя . Григорий предлагает отправить пленного офицера в штаб. Сопроводить пленного вызвался Чубатый.

Эпизод № 2. Пленение офицера (книга 1, часть 3, глава 12)

Спустя несколько минут, из-за сосны показалась голова лошади. Чубатый ехал обратно.
– Ну?.. – испуганно вскочил урядник. – Упустил?
Помахивая плеть, Чубатый подъехал, спешился, потянулся. – Побег он…Думал убечь. Срубил я его.
– Врешь, – крикнул Григорий. – Зря убил!
– Ты чего шумишь? Тебе какое дело? Не лезь, куда не надо! Понял, а? Не лезь! – строго повторил Чубатый.
Рванув за ремень винтовку, Григорий стремительно вскинул ее к плечу. Палец его прыгал, не попадая на спуск, странно косилось побуревшее лицо.
– Но! – угрожающе вскрикнул урядник, подбегая к Григорию.
Толчок опередил выстрел, и пуля, обивая хвою с сосен, запела тягуче и звонко. Урядник, пихая Григория в грудь, вырвал у него винтовку, лишь Чубатый не изменил положения: он все так же стоял, отставив ногу, держался левой рукой за поясок.
– Убью!..– рванулся к нему Григорий.
– Да вы что? Как это? Под суд, под расстрел хочете? Клади оружие – заорал урядник и, отпихнув Григория, стал между ними, распятьем расклячив руки.

Вопрос. О чем свидетельствует этот эпизод? Почему Григорий хочет убить Чубатого?

Ответ. Попытка Григория убить Чубатого – это попытка наказать зло.

Вывод. Война как массовое убийство – это не стихия Григория Мелехова. По своей натуре он – мирный человек. Трагедия человека на войне – вынужденное убийство. Григорий мечтает о доме. Он говорит брату: «Я бы дома теперя побывал, так и полетел бы, кабы крылья были».

Слово учителя. После октябрьского переворота страна раскололась. Многие вчерашние друзья, однополчане, родные стали по разные стороны, оказались врагами. У каждой стороны своя позиция, своя, правда. Но ни одну из позиций Григорий не разделяет. Если герои романа оценивают происходящее только с точки зрения своей правды, то Григорий мыслит масштабно, в его сознании другие категории: война и мир, жизнь и смерть. Вот поэтому Григорий то с белыми, то с красными. Он нигде не находит свою правду.

Эпизод № 3 Казнь Чернецова (книга 2, часть 5, глава 12),

Подтелков, тяжело ступая по провалившемуся снегу, подошел к пленным, Стоявший впереди Чернецов глядел не него, презрительно щуря светлые отчаянные глаза. Подтелков подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие его глаза ползали по изрытвленному снегу.
– Попался, гад! – клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил шаг назад; щеки его сабельным ударом располосовала черная улыбка.
– Изменник казачества! Под-лец! Предатель! – сквозь стиснутые зубы зазвенел Чернецов.
Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин. Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева, Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он опередил их; со страшной силой рубанул Чернецова по голове. Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой левую руку, видел, как углом сломалась перерубленная кисть и шашка беззвучно обрушилась на откинутую голову Чернецова.
Подтелков уже лежачего рубанул его еще раз, отошел постаревшей грузной походной, на ходу вытирая покатые долы шашки, червоневшие кровью.
Григорий оторвался от тачанки, не сводя с Подтелкова налитых кровью глаз, быстро поковылял к нему, сзади его поперек схватил Минаев, ломая, выворачивая руки, отнял наган.

Вопрос. Почему Григорий хотел заступиться за врагов, с которыми еще несколько часов назад насмерть сражался в бою?

Ответ обучающихся . Григорий против убийства безоружных пленных, т.к. считает это расправой.

Слово учителя . Григорий Мелехов принимает решение уйти от красных и присоединиться к белым.

Эпизод № 4. Казнь Подтелкова. Просмотр эпизода из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Вопрос. Как вы думаете, почему М.А.Шолохов поместил эти два эпизода в романе рядом?

Ответ обучающихся . Эти два эпизода помещены автором рядом, чтобы показать неправоту и беззаконие как со стороны красных, так со стороны белых.

Вывод. Зло порождает зло, поток насилия не остановить.

Слово учителя . Метания Григория между красными и белыми свидетельствует о противоречии его характера. При описании героя Шолохов очень часто использует прием – антитезу . Мирное сознание противопоставлено сознанию войны. Герой хочет мира и тишины, а вокруг война и насилие. И в этом трагедия человека, трагедия поколения, трагедия народа, который был втянут в братоубийственную гражданскую войну, где нет места соблюдению закона, нет места милосердию, где не бывает пленных. Не герой раздвоен в своем сознании, а мир разорван. Ребята! Вспомните произведения о гражданской войне, которые мы изучали.

Ответ учащихся. И.Бабель «Письмо», «Переход через Збруч», М.А.Шолохов «Родинка».

Эпизод № 5. Разговор Григория и Михаила Кошевого в доме Мелиховых. Просмотр кадров из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Михаил – друг Мелихова, вместе росли и служили. Михаил женат на сестре Григория.

Вопрос. Чего не может простить Михаил другу юности?

Ответ. Михаил не может простить Григорию службу у белых.

Вопрос. Какая мысль звучит в словах Григория: «Ежели все помнить – волками надо жить».

Ответ обучащихся . Звучит очень важная мысль – необходимо примирение, единение.

Вывод. Чтобы жить дальше, необходимо простить друг друга. Но и в том-то состоит трагедия Григория Мелехова и сотен тысяч русских людей, которые не смогли найти этого примирения. У каждой из противостоящих сторон была своя правда. Поэтому и трагичен финал: разметало семью Григория, погибает любимая женщина, разорен дом, после долгих мытарств герой возвращается домой. Весь ужас гражданской войны состоит в том, что с обеих сторон выступали честные, достойные люди, горячо любящие Россию, но никто не хотел услышать другую сторону, найти общие точки для единения и понимания. Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения.

Эпизод № 6. Гибель Аксиньи (книга 4, часть 8, глава 17)

Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась на бок. Григорий успел поддержать ее, иначе она бы упала.
– Тебя поранили?! Куда попало?! Говори же!.. – хрипло просил Григорий.
Она молчала и все тяжелее наваливалась на его руку. На скаку, прижимая ее к себе, Григорий задыхался, шептал:
– Ради Господа Бога! Хоть слово! Да что же это ты?!
Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил на траву, встал, Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Земля была влажная и податливая. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку.
Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвые побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза, Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…

Вопрос. Как Григорий переживает гибель любимой женщины?

Ответ. Личная жизнь главного героя трагична. Со смертью Аксиньи приходит осознание того, что случилась самая страшная трагедия в его жизни.

Вопрос. Что же остается Григорию? Найдите ответ в тексте романа.

Ответ обучающихся (книга 4, часть 8, глава 17).

Григорий окончательно возвращается домой, в отчий дом, к родной земле, берет сына на руки. Жизнь продолжается.

Заключительное слово учителя. Авторская позиция заключается в том, что достичь идеала невозможно, но, это не означает, что к нему не надо стремиться, т.к. мы должны нести ответственность перед будущими поколениями. А когда мы уйдем, этот нелегкий груз ляжет на ваши плечи.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». (Темы для подготовки к сочинению объявлены).

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав-ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри-нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю-бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж-ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо-рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во-енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби-мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до-мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз-вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред-ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло-вил случай выказать беззаветную храбрость, риско-вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст-рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге-рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело...». Меняется и первоначальный портрет Григория: «... ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест-венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны-ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика-ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка-зачества и выступает за самостоятельную, автоном-ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо-рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег-ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи-тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа-том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель-но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По-сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста-рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот-ном и политически неподкованном, несмотря на раз-ные внушения, все же активно пульсирует стремле-ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла-гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста-новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру-ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра-вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи-тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас-правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка-ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово-рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не-легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль-ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно-стью всегда остается для героя родное гнездо. В са-мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос-поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос-стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по-ходах; казачество — лишь надежное средство в дости-жении их целей. Возмутительно для Григория хам-ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена-вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас-суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси-нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно-венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо-ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы-зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо-родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас-ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус-петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете-лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо-да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис-кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка-кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от-вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не-сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под-линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само-осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че-рез многие тернии герое можно с уверенностью ска-зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож-давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле-ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче-ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто-рии. Этот сложный путь был пройден русским наро-дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу-ры Григория Мелехова... расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед-шего своего пути в годы революции».