Экономика        10.04.2020   

Запах хлеба читать краткое содержание. Презентация на тему "Урок- размышление "Прости меня, мама" по рассказу Ю.Казакова " Запах хлеба"". Путь к покаянию

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский - признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок - заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность - одно из самых важных человеческих качеств.


Запах хлеба

Телеграмму получили первого января. Дуся была на кухне, открывать пошел ее муж. С похмелья, в нижней рубахе, он неудержимо зевал, расписываясь и соображая, от кого бы это могло быть еще поздравление. Так, зевая, он и прочел эту короткую скорбную телеграмму о смерти матери Дуси - семидесятилетней старухи в далекой деревне.

«Вот не вовремя!» - с испугом подумал он и позвал жену. Дуся не заплакала, только побледнела слегка, пошла в комнату, поправила скатерть и села. Муж мутно поглядел на недопитые бутылки на столе, налил себе и выпил. Потом подумал, налил Дусе.

Выпей! - сказал он. - Прямо черт ее знает, до чего башка трещит. Ох–хо–хо… Все там будем. Ты как - поедешь?

Дуся молчала, водя рукой по скатерти, потом выпила, пошла к постели, как слепая, и легла.

Не знаю, - сказала она минуту спустя.

Муж подошел к Дусе, поглядел на ее круглое тело.

Ну ладно… Что делать? Что ж будешь делать! - больше он не знал, что сказать, вернулся к столу и опять налил себе. - Царство небесное, все там будем!

Целый день Дуся вяло ходила по квартире. Голова у нее болела, и в гости она не пошла. Она хотела поплакать, но плакать как-то не было охоты, было просто грустно. Мать свою Дуся не видела лет пятнадцать, из деревни уехала и того больше и никогда почти не вспоминала ничего из своей прошлой жизни. А если и вспоминалось, то больше из раннего детства или как провожали ее из клуба домой, когда была девушкой.

Дуся стала перебирать старые карточки и опять не могла заплакать: на всех карточках у матери были чужое напряженное лицо, выпученные глаза и опущенные по швам тяжелые темные руки.

Ночью, лежа в постели, Дуся долго говорила с мужем и сказала под конец:

Не поеду! Куда ехать? Там теперь холодина… Да и барахло, какое есть, родня растащила уж небось. Там у нас родни хватает. Нет, не поеду!

Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж ее работал хорошо, жили они в свое удовольствие, и Дуся стала еще круглее и красивее.

Но в начале мая Дуся получила письмо от двоюродного племянника Миши. Письмо было написано под диктовку на листке в косую линейку. Миша передавал приветы от многочисленной родни и писал, что дом и вещи бабушкины целы и чтобы Дуся обязательно приехала.

Поезжай! - сказал муж. - Валяй! Особо не трясись, продай поскорее чего там есть. А то другие попользуются или колхозу все отойдет.

И Дуся поехала. Давно она не ездила, а ехать было порядочно. И она успела как следует насладиться дорогой, со многими поговорила и познакомилась.

Она послала телеграмму, что выезжает, но ее почему-то никто не встретил. Пришлось идти пешком, но и идти было Дусе в удовольствие. Дорога была плотна, накатана, а по сторонам расстилались родные смоленские поля с голубыми перелесками на горизонте.

В свою деревню Дуся пришла часа через три, остановилась на новом мосту через речку и посмотрела. Деревня сильно пообстроилась, расползлась вширь белыми фермами, так что и не узнать было. И Дусе эти перемены как-то не понравились.

Она шла по улице, остро вглядываясь во всех встречных, стараясь угадать, кто это. Но почти никого не узнавала, зато ее многие признавали, останавливали и удивлялись, как она возмужала.

Сестра обрадовалась Дусе, всплакнула и побежала ставить самовар. Дуся стала доставать из сумки гостинцы. Сестра посмотрела на гостинцы, снова заплакала и обняла Дусю. А Миша сидел на лавке и удивлялся, почему они плачут.

Сестры сели пить чай, и Дуся узнала, что многое из вещей разобрали родные. Скотину - поросенка, трех ярочек, козу и кур - взяла себе сестра. Дуся сперва пожалела втайне, но потом забыла, тем более что многое осталось, а главное, остался дом. Напившись чаю и наговорившись, сестры пошли смотреть дом.

Усадьба была распахана, и Дуся удивилась, но сестра сказала, что распахали соседи, чтобы не пропадала земля. А дом показался Дусе совсем не таким большим, каким она его помнила.

Окна были забиты досками, на дверях висел замок. Сестра долго отмыкала его, потом пробовала Дуся, потом опять сестра, и обе успели замучиться, пока открыли.

В доме было темно, свет еле пробивался сквозь доски. Дом отсырел и имел нежилой вид, но пахло хлебом, родным с детства запахом, и у Дуси забилось сердце. Она ходила по горнице, осматривалась, привыкая к сумеркам: потолок был низок, темно–коричнев. Фотографии еще висели на стенах, но икон, кроме одной, нестоящей, уже не было. Не было и вышивок на печи и на сундуках.

Героиню произведения зовут Дуся. Проживает она в Столице вместе с супругом. Повествование начинается первого января. Пьяный муж отворил дверь и обнаружил телеграмму с посланием о том, что мать его жены скончалась. Рассказав об этом Дусе, они приняли решение выпить. Дуся говорит о том, что она никуда не собирается, потому что ее родственники заберут все вещи матери. Узнав обо всем этом, она не выплакала даже не одну слезу, так как она не общалась с мамой около 15 лет.

Чуть позже, в мае, Дуся получила оповещение от своего племянника, в котором говорится о том, что все имущество матери в сохранности и они ее зовут к себе. Все-таки она решается на поездку.

Когда она приехала, то поняла, что ее не встретили. Увидев деревню, она удивляется тому, как она изменилась и стала значительно больше. В сестрином хозяйстве ее хорошо приняли, она всем принесла подарки, а сестра сообщила, что некоторые вещи они забрали.

Окошки материного дома были закрыты досками, так же как и двери. Когда она вошла в дом, то ощутила узнаваемый запах хлеба. Она как будто оказалась во сне о ее детстве. Когда она продала вещи и дом матери, она решила прийти на могилу своей матери, сопровождать ее пошел Михаил.

Когда она узнала могилу, то начала неистово плакать, она бросилась на захоронение матери. Михаил побежал за людьми, когда они вновь пришли, то видят, как Дуся лежит на захоронение и плачет.

На последующий день она проснулась с хорошим настроением и уехала жить обратно домой. Буквально через пару недель в ее дом заселились другие жители.

Картинка или рисунок Запах хлеба

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Бедные люди

    Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим, как перед огнем сидит жена одного из рыбаков и подшивает старенький парус.

  • Краткое содержание Синичкин календарь Бианки

    В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место

  • Краткое содержание Гессе Степной волк

    Вся книга представляет собой собрание дневников человека по имени Гарри Галлер. Эти бумаги находит в пустующей комнате племянник женщины, у которой Галлер некоторое время жил.

  • Краткое содержание Пеппи длинный чулок Астрид Линдгрен

    Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

Исмаилова У.М.,учитель литературы Маджалисской СОШ

Слайд 2

Угадай!

Вот он –Тёплый, золотистый.В каждый дом,На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем –Здоровье, наша сила,В нем –Чудесное тепло.Сколько рукЕго растило,Охраняло, берегло!

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни?

Слайд 6

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека… Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку и получает специальность по классу контрабаса.Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел,а увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького..

Слайд 7

Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.А стрелком он был неважным. Главная “охота" Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни

Слайд 8

Слайд 9

  • Проблема утраты связи с отчим домом забвения матери
  • одиночества,распавшихся человеческих связей.
  • Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    • Какое известие получила Дуся?
    • Как отнеслась она к известию о смерти матери?
    • Какие чувства испытала она в связи с такой утратой?
    • Почему она не сразу решила поехать в деревню?
    • Как ее встретили в деревне?
  • Слайд 13

    Слайд 14

    • Чем занималась она в деревне?
    • Что произошло на кладбище?
    • Что напугало Мишку, ее племянника?
    • Почему рассказ так называется?
    • Что символизирует запах хлеба?
  • Слайд 15

    • Тепло
    • детство
    • Семья
    • сытость
  • Слайд 16

    Запах хлеба насущный С давних пор, с дальних вех Будит память живущих,Устремляя взгляд вверх.Ароматом надеждыДышит хлеба душа,Насыщая, как преждеГолод тел не спеша.Пахнет жизнью и детством,Чуть кислинкой родной,Уваженьем, наследством,Потом, кровью, слезой…

    Л. называются различные виды двух родов растений из семейства Chenopodeae, а именно Chenopodium (Гордягин, Баталин и др.) и Atriplex (Кауфман). Как суррогат хлеба в центральной и восточной России, по видимому, употребляется почти исключительно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I Иллюзии (лат. illusio обман, заблуждение) ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений. Главным отличием И. от галлюцинаций (Галлюцинации) является наличие при И. ложно воспринимаемого реального… … Медицинская энциклопедия

    Род. 8 августа 1927 г., в Москве, ум. 29 ноября 1982 г., там же. Писатель, продолжатель традиций русской классической прозы, переводчик советских национальных авторов. Выпускник Литературного института им. М. Горького (1958). В литературе… …

    - (30. 11. 1945 31. 07. 1992) Род. в г. Донской Тульской обл. в семье служащих. Окончил Тульский пед. институт (1971), ВПШ при ЦК КПСС (1978). Был членом КПСС. Работал в район, газетах (1964 85), был гл. редактором газ. "Молодой коммунар" … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 8.8.1927, Москва), русский советский писатель. Начал печататься в 1952. Автор сборников рассказов: «Манька» (1958), «На полустанке» (1959), «По дороге» (1961), «Голубое и зелёное» (1963), «Запах хлеба» (1965),«Арктур ‒ гончий пёс» (1958),… …

    I Казаков Александр Васильевич , советский литолог и геохимик, доктор геолого минералогических наук (1938). В 1919 один из руководителей первого научного центра по изучению агрономических… … Большая советская энциклопедия

    Ползусь, ползёшься; прош. расползся, лась, лось; сов. (несов. расползаться). 1. Уползти в разные стороны (о многих, нескольких животных, насекомых). Раки расползлись. || Разрастись (о вьющихся и ползучих растениях). Выпрямилась кукуруза, тыквы… … Малый академический словарь

    Влюсь, вишься; сов. (несов. справляться). 1. обычно с чем. Суметь, оказаться в силах сделать, выполнить какую л. работу, обязанность и т. п. Справиться с работой. Справиться с задачей. Справиться с платежами. □ Ворошить сено нетрудно, Агафья с… … Малый академический словарь

    Наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и… … Энциклопедия Кольера

    Юрий Павлович (1927, Москва – 1982, там же), русский писатель. Ю. П. Казаков Родился в семье рабочего. Рос на Арбате, отметившем своей особой культурной атмосферой детство и юность будущего писателя. Учился в строительном техникуме им.… … Литературная энциклопедия