Детские книги        31.03.2020   

Экологические проблемы острова сахалин. Ролевая игра "экологические проблемы сахалинской области" с презентацией. Предприятия и работа в Южно-Сахалинске

Почвы и почвенный покров ДВ характеризуются большим разнообразием, что определяется биоклиматической неоднородностью условий их формирования от зоны арктических пустынь на севере до зоны лесостепи на юге и от влажного океанического побережья на востоке до континентальных пространств на западе.

История изучения почв ДВ насчитывает более ста лет, но современное представление о почвах, почвообразующих процессах, о своеобразии регионального почвообразования разрабатывалось последние 50 лет. Оно отражено в отдельных публикациях и монографиях ряда авторов. Изученность почв, почвенного покрова различных субрегионов ДВ далеко неоднозначна. Наиболее изученными являются почвы юга ДВ, что связано с его более активным хотя и не более ранним освоением.

Своеобразие природы южной половины ДВ, ее почв описаны в работе Ю.А. Ливеровского, Б.П. Колесникова (1949). В специальных монографических работах Г.И. Иванова (1964, 1966, 1976) наиболее полно освещены вопросы генезиса, классификации почв Приморья. Определенный вклад в изучение почв хвойно-широколиственных и широколиственных лесов низкогорий Приморья сделан Н.А. Крейдой (1970), а почв горных темнохвойных лесов - Н.Ф. Пшеничниковой (1989). В последнее десятилетие появились работы, расширяющие представление о специфике почвообразования в пределах горных (Пшеничников, Пшеничникова, 2002) и низменных территорий (Шляхов, Костенков, 2000) континентально-приокеанических экосистем, а также пойменных почв юго-востока Приморья (Шелест, 2001).

Характеристика почв Хабаровского края и Амурской области наиболее полно отражена в работе А. Т. Терентьева (1969), и позднее в монографиях сотрудников ХабКНИИ Ю.С. Прозорова (1974), Ю.И. Ершова (1984), А.Ф. Махиновой (1989).

Почвы островных экосистем Сахалина и Курил всесторонне представлены в двух монографиях А.М. Ивлева (1965, 1977).

Почвы полуострова Камчатка изучены в значительно меньшей степени. Работа И. А. Соколова (1973) и по настоящее время является единственным наиболее полным источником о взаимосвязи вулканизма и почвообразования на ДВ.

Территория Магаданской области характеризуется наименьшей освоенностью и как следствие - ее почвы наименее изучены. Е.М. Наумов, Б.П. Градусов (1974) одни из первых обобщили материал по особенностям таежного почвообразования на Крайнем Северо-Востоке Евразии. Несколько позднее сотрудниками института Биологических Проблем Севера ДВНЦ АН СССР издается работа "География и генезис почв Магаданской области" под редакцией В. И. Игнатенко (1980).

К настоящему времени вопросы генезиса, классификации почв отдельных частей ДВ разработаны с разной степенью детальности. Целесобразным является обобщение и генерализация имеющегося материала по почвам всего ДВ. Такая попытка сделана Б.Ф. Пшеничниковым (1986) в рамках учебного пособия "Почвы Дальнего Востока".

В настоящем учебном пособии рассматриваются условия формирования, морфологическое строение почв, процессы почвообразования, классификация и районирование почв Дальневосточного региона, что, надеемся, поможет сформировать у начинающих исследователей представление о почвах ДВ.

Сначала кратко остановимся на теоретических вопросах классификации почв и почвенно-географического районирования.

В. В. Докучаев впервые дал научное определение почвы как самостоятельного естественно-исторического тела природы (такого же, как растения, животные и т. п.), образующегося в результате одновременного взаимодействия факторов почвообразования: климата, горной породы, растительности и животного мира, рельефа и возраста. Определенное сочетание факторов почвообразования приводит к образованию генетического типа почв, принятого В. В. Докучаевым за основную классификационную единицу.

Согласно классификации почв, действующей в России (Классификация и диагностика почв СССР, 1977), в основную таксономическую единицу - генетический тип почв - объединяются почвы с единым строением профиля, сформировавшимся в результате развития однотипного процесса почвообразования в условиях со сходным характером водно-теплового режима, на материнских породах сходного состава и под однородной растительностью.

На территории России выделены несколько десятков типов почв. Некоторые из них широко распространены, например, черноземы, подзолистые, бурые лесные. Последние являются зональными почвами юга ДВ.

Каждый генетический тип почв последовательно подразделяется на подтипы, роды, виды, разновидности и разряды.

Подтипом почв является переходная группа почв между типами, различающимися по проявлению основного и сопутствующего процессов почвообразования. Например, при развитии в почве наряду с буроземообразованием процесса оподзоливания формируется подтип бурые лесные оподзоленные почвы; развитие дернового процесса наряду с подзолистым приводит к образованию подтипа дерново-подзолистой почвы. Появление подтипа может быть обусловлено также существенной динамикой основного признака типа (например: светло-серые, серые, темно-серые лесные почвы) или фациальными особенностями природных условий в пределах почвенной зоны (например, южный чернозем).

Род почв выделяется в пределах подтипов и представлен группой почв, качественные генетические особенности которых определяются особенностями состава почвенного поглощающего комплекса и химизма засоления, обусловленными рядом местных условий: составом почвообразующих пород, химизмом грунтовых вод, реликтовыми признаками почвообразующего субстрата.

Вид почв - это группа почв в пределах рода, различающаяся по степени развития основного почвообразовательного процесса. Например, по степени оподзоленности (слабо, средне, сильно оподзоленные), гумусированности (средне, сильно гумусированные).

Разновидность почв - группа почв в пределах рода, отличающаяся по гранулометрическому составу верхних горизонтов (например - глинистая, суглинистая и т. д.).

Почвенные разряды - это группа почв одного вида и одного механического состава, но развитые на материнских породах разного происхождения и разного петрографического состава (например - на гранитах, на известняках, на аллювии).

Для того, чтобы определить типовую принадлежность почвы надо прежде всего определить тип почвенного профиля на основании изучения его морфологического строения. Как это делать, - подробно описано в нашем методическом пособии для первой экологической практики (Урусов и др., 2002). Затем необходимо сравнить морфологические показатели со схемой морфологического строения различных почв. Определив тип почвенного профиля, надо определить тип географического ландшафта, географический ареал данной почвы, основные и сопутствующие элементарные почвообразовательные процессы, тип миграции и аккумуляции веществ в данной почве.

При диагностике почв в первую очередь используются данные морфологического строения профиля, условий формирования почв, данные по содержанию и характеру внутрипрофильной дифференциации гумуса, составу поглощенных оснований, а также внутрипрофильная дифференциация физической глины и песка, ила и валового химического состава.

Почвенно-географическое районирование - это выделение территорий, однородных по структуре почвенного покрова, сходных по условиям почвообразования и по возможному использованию их в сельскохозяйственном производстве.

В 1962 году в МГУ (Почвенно-географическое районирование СССР, 1962), была разработана схема почвенно-географического районирования, которая представлена ниже.

Таксономическая система почвенно-географического районирования:

Почвенный биоклиматический пояс - это совокупность почвенных зон и вертикальных почвенных структур, сходных по радиационным, термическим условиям и характеру их влияния на развитие растительности, выветривание и почвообразование. Определяющим показателем при выделении пояса являются термические условия.

Почвенно-биоклиматическая область Это ареал почвенных зон и вертикальных почвенных структур в пределах почвенно-биоклиматического пояса, выделяющийся своеобразием увлажнения и континентальности, и как следствие этого, - специфическими особенностями развития растительности, выветривания и почвообразования. Диагностическими показателями при выделении области являются условия увлажнения и континентальности.

Вертикальная почвенная структура - это ареал определенного ряда вертикальных почвенных зон, обусловленных положением горной страны в системе почвенно-биоклиматических областей и главными особенностями общей орографии. По своему таксономическому положению в системе районирования вертикальная почвенная структура идентична почвенной зоне на равнине. Ведущими показателями при выделении вертикальных почвенных структур являются термические условия, увлажнение и тип почвообразования нижней зоны. Почвенная провинция - часть почвенной зоны, выделяющаяся своеобразием ее увлажнения и континентальности, температурными различиями, которые обусловливают специфику почв, условий почвообразования. Вертикальная почвенная зона - ареал определенного зонального горного типа почв.

Почвенный округ - часть провинции или вертикальной почвенной зоны с определенным генетическим типом рельефа, в пределах которого прослеживается определенное сочетание почв и почвообразующих пород. Показательные различия округов обусловлены особенностями местного климата и растительного покрова. Почвенный район - это ареал почв в пределах почвенного округа с относительно однородным рельефом, составом почвенного и растительного покрова и определенным микрорельефом.

Специфика географического положения ДВ России (рис. 2) пересекающего с севера на юг три почвенно-биоклиматических пояса: полярного (холодного), бореального (умеренно холодного), суббореального (умеренного), обусловливает широкое разнообразие условий почвообразования и выделение в их пределах нижеследующих почвенных областей, зон и провинций.


1http://www.priroda.ru/regions/info/detail.php?SECTION_ID=&FO_ID=440&ID=6452

2http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=12709

3http://www.kmslib.ru/kraevedenie/geografiya

4http://ecology-of.ru/priroda/klimat-goroda-khabarovsk

5 https://abc.vvsu.ru/books/u_ekologija/page0002.asp

6 http://samanka.ru/osobennosti-landshaftnogo-dizajna.html

Интенсивная деятельность человека в пределах крупных городов приводит к существенному и часто необратимому изменению окружающей природной среды: претерпевает изменения рельеф и гидрографическая сеть, естественная растительность сменяется созданными человеком фитоценозами, формируется специфический тип городского микроклимата, за счет увеличения площадей застройки и искусственных покрытий уничтожается или сильно изменяется почвенный покров. Все это приводит к образованию специфических почв и почвоподобных тел.

Природно-городская система и почвы

Одной из проблем современности является урбанизация территории стран, имеющих высокую долю городского населения.

Возрастающий рост городов-гигантов приводит к интенсивному воздействию человека на окружающую среду как самого мегаполиса, так и обширных пространств вокруг него. Как правило, площадь воздействия города превышает его территорию в 20-50 раз, пригородные зоны оказываются загрязненными жидкими, газообразными и твердыми отходами, образовавшимися в жилой застройке и промышленных центрах. Возникает проблема необеспеченности городов природно-ресурсным потенциалом, что выражается в недостаточных площадях зеленых насаждений, развитии опасных геодинамических процессов (карстово-суффози- онные, оползневые, подтопление и т.д.), загрязнении водной и воздушной сред. Это приводит к потере устойчивости территорий, увеличению абиотичности системы, повышению степени экологического риска для всех компонентов окружающей среды: воздуха, растительности, почвы, воды и грунтов" (рис. 10.1). 1

Рис. 10.1.


Таблица 10.1

В процессе урбанизации формируется урбоэкосистема, понимаемая как природно-городская система, состоящая из фрагментов природных экосистем, окруженных домами, промзонами, автодорогами и т.д. Урбоэкосистема характеризуется искусственным созданием новых типов систем в результате деградации, уничтожения и (или) замещения природных систем. Антропогенные нарушения функционального круговорота в городской системе зависят от источника и вида вмешательства человека, от факторов нагрузки, от качества среды, что приводит к определенным последствиям, в том числе и негативным (табл. 10.1).

Эти экосистемы обладают меньшей рекреационной ценностью по сравнению с ненарушенными природными экосистемами (например, лесами), нарушенностью биокруговорота, сокращением биоразнообразия как по составу, так и по структурно-функциональным характеристикам, увеличением количества патогенных микроорганизмов.

Нарушения и изменения круговорота в экосистеме вызывают:

  • 1. Ухудшение условий проживания человека, высокий уровень заболеваемости, рост генетических заболеваний, появление новых болезней.
  • 2. Необеспеченность чистой питьевой водой и чистым воздухом.
  • 3. Накопление поллютантов в организме человека, миграция в трофических цепях.

В почвоведении назрела необходимость понимания важности изучения того поверхностного плаща городской территории, который до сих пор назывался почво-грунт, городская земля или просто земля.

В последние годы к рыхлым субстратам в городах определились два концептуальных подхода:

  • 1. Городская почва - это не почва с точки зрения классического докуча- евского почвоведения, это грунт, предмет изучения инженер-геологов. В лучшем случае в городе почвы распространены только в лесопарках и городских лесах - и только там место приложения труда почвоведов.
  • 2. Городская почва - это почва, но которую не"всегда можно определить с традиционных почвенно-генетических позиций, так как ведущим фактором почвообразования в населенных пунктах, и прежде всего в городах, является антропогенный фактор.

Городская почва является биокосной многофазной системой, состоящей из твердой, жидкой и газовой фаз, с непременным участием живой фазы; она выполняет определенные экологические функции. Почвы в городе живут и развиваются под воздействием тех же факторов почвообразования, что и естественные почвы, но антропогенный фактор здесь становится определяющим.

В широком понимании городская почва - это любая почва, функционирующая в окружающей среде города.

В узком понимании - этот термин подразумевает специфические почвы, сформированные деятельностью человека в городе. Эта деятельность одновременно является и пусковым механизмом, и постоянным регулятором городского почвообразования.

Впервые термин «городские почвы» был введен Бокгеймом (Bockheim, 1974) , который определил его как «почвенный материал, содержащий антропогенный слой несельскохозяйственного происхождения толщиной более 50 см, образованный путем перемешивания, заполнения или загрязнения поверхности земли в городских и пригородных территориях».

В настоящее время принято следующее определение:

Городские почвы - это антропогенно-измененные почвы, имеющие созданный в результате человеческой деятельности поверхностный слой мощностью более 50 см, полученный перемешиванием, насыпанном, погребением или загрязнением материала урбаногенного происхождения, в том числе строительно-бытовым мусором.

Общие черты городских почв:

  • материнская порода - насыпные, намывные или перемешанные грунты или культурный слой;
  • включения строительного и бытового мусора в верхних горизонтах;
  • нейтральная или щелочная реакция (даже в лесной зоне);
  • высокая загрязненность тяжелыми металлами (ТМ) и нефтепродуктами;
  • особые физико-механические свойства почв (пониженная влагоем- кость, повышенная объемная масса, уплотненность, каменистость);
  • рост профиля вверх за счет постоянного привнесения различных материалов и интенсивного эолового напыления.

Все вышеперечисленные свойства в отдельности мы находим и во внегородских почвах, например, в вулканических, аллювиальных. Специфика городских почв состоит в сочетании перечисленных свойств.

Для городских почв характерен диагностический горизонт «урбик» (от слова urbanus - город) - специфический горизонт городских почв.

{Л Горизонт «урбик» - поверхностный органо-минеральный насыпной, перемешанный горизонт, с урбоантропогенными включениями (бо- JJy лее 5% строительно-бытового мусора, промышленных отходов), г мощностью более 5 см.

Характеристика горизонта урбик:

  • Расположение и возраст - формируется в городах и населенных пунктах в течение столетий, но может быть сконструирован при образовании газонов, скверов и т.д.
  • Почвообразующим материалом служит культурный слой, насыпные или перемешанные грунты и фрагменты (осколки) естественных почв.
  • Цвет - различные оттенки темно-бурых тонов.
  • Сложение- рыхлый, слоистый; верхняя часть бывает переуплотнена из-за повышенной рекреационной нагрузки.
  • Гранулометрический состав - преобладает легкий или облегчен за счет включений.
  • Структура выражена слабо.
  • Каменистость - за счет строительно-бытовых включений.
  • Характерно нарастание горизонта вверх за счет пылевых выпадений из атмосферы и антропогенного привноса материала.
  • Наблюдается высокая вариабельность свойств в горизонте по текстуре, плотности сложения, по обилию включений, по химическим свойствам.

Рис. 10.2.

  • Величина pH преимущественно более 7.
  • Содержание гумуса варьирует, но чаще высокое (5-10%), состав гумуса чаще гуматный, преобладает 2-я фракция гуминовых кислот.

Присутствие горизонта «урбик» является основным отличием собственно городских почв от естественноисторических. Материал, из которого сформирован горизонт урбик, можно представить следующей схемой (рис. 10.2).

  • «Москва - Париж. Природа и градостроительство». Под ред. Красношековой и Иванова. М.:Инкомбук, 1997.
  • Bockheim J.G. Nature and properties of highly disturbed urban soils. Philadelphia, Pennsylvania. 1974.

Особое место среди проявлений антропогенного воздействия на почвы мегаполисов принадлежит загрязнению городской территории тяжелыми металлами, поскольку быстрое самоочищение почв от металлического загрязнения до требуемого, по соображениям гигиенической и экологической безопасности уровня, затруднено, а во многих случаях практически невозможно.



Основными источниками тяжелых металлов в условиях города являются: транспортно-дорожный комплекс, промышленные предприятия, неутилизированные промышленные и коммунально-бытовые отходы.

Суммарное загрязнение почв химическими элементами

Широко распространены и активно накапливаются в почвах цинк, свинец, медь, ртуть. В основном на уровне фоновых концентраций содержатся молибден, никель, олово, барий, хром, кадмий, бериллий, кобальт и бор.

Изучение почвенного покрова показало, что около 43% площади города относится к категории слабого (допустимого) загрязнения (Zc менее 16). Почвы со средним (умеренно опасным) уровнем загрязнения (Zc 16-32) занимают 28% всей территории. На 27% площади выявлено сильное (опасное) загрязнение почв (Zc 32-128), а на 2% зафиксирован максимальный (чрезвычайно опасный) уровень (Zc более 128).

Почвы с допустимым уровнем загрязнения распространены в основном на периферии Москвы, преимущественно на западе и юго-западе, и приурочены к крупным городским лесопаркам. Фрагментарно такие почвы встречаются на севере, юге и востоке города ().

Сильно загрязненные почвы широкой полосой простираются с северо-запада на юго-восток, охватывая центральную часть города.

Очаги максимального загрязнения почв выявлены, в основном, в районе промышленных зон или находятся в зоне их влияния. Большинство таких очагов зафиксировано в Центральном, Юго-Восточном, Южном и Восточном округах.

Наиболее низка концентрация химических элементов в почвах Западного административного округа.

В зависимости от функционального назначения территорий, уровень содержания химических элементов в почвах убывает в ряду: промзоны (Zc 45) — скверы, бульвары, жилые кварталы (Zc 31) — парки культуры и отдыха (Zc 28) — пустыри (Zc 21) — природные и национальные парки (Zc 12-13).

Почвы промышленных зон подвергаются наиболее мощному техногенному прессу, здесь даже среднее значение показателя загрязнения (Zc) отвечает опасному уровню загрязнения. Приближаются к опасному уровню загрязнения и почвы скверов, бульваров и селитебных территорий. Скверы и бульвары обычно расположены вблизи автомагистралей и подвергаются воздействию выбросов автотранспорта. Основными источниками загрязнения почв жилых кварталов являются коммунально-бытовые отходы и автотранспорт.

Загрязнение почв отдельными химическими элементами

Основными загрязнителями почв города являются цинк, свинец, медь, кадмий, олово, молибден и хром.

Ниже приводится краткая характеристика распределения в почвах на территории города широко распространенных и наиболее токсичных химических элементов.

Ртуть

Установленные концентрации ртути в почвах на территории г. Москвы составляют от 0,02 до 2,1 мг/кг, при среднем содержании 0,2 мг/кг. Повышенные концентрации металла характерны для Центрального и Юго-Восточного округов столицы.

В целом ртутное загрязнение почв города является незначительным и не представляет экологической опасности.

Кадмий

Концентрации данного элемента в почвах города Москвы варьируют в широких пределах при среднем значении 0,3 мг/кг, что значительно ниже установленных ПДК (2 мг/кг).

Наиболее высокие концентрации элемента характерны для Юго-Восточного, Южного и Центрального округов.

Загрязнение почв города Москвы кадмием проявлено в большей мере, чем ртутное загрязнение, однако в целом оценивается как невысокое.

Свинец

Широко распространен в почвенном покрове города, среднее его содержание составляет 96,5 мг/кг. Распределение свинца на территории города показано на рис. 6.5.2.

Приблизительно на 20% площади города уровень концентрации свинца в почве превышает значение ОДК (130 мг/кг), а на 5% территории концентрации элемента превышают ОДК более чем в 2 раза. Почвы с концентрациями свинца меньше ОДК распространены в основном на периферии города. В наибольшей степени загрязнены почвы Центрального административного округа, в наименьшей мере — Западного и Юго-Западного округов.

В сравнении с результатами мониторинга 2006 г., произошло увеличение содержания свинца в почвах Москвы, что, несомненно, связано с постоянно возрастающим количеством автотранспорта в городе и продолжающимся использованием бензина с добавками свинца.

Цинк

В наибольшей степени загрязнена почва округов ЦАО, СВАО, ЮАО, ЮВАО и ВАО, где загрязненная почва с содержаниями, приближенными к ОДК, занимает порядка 70-80% площади. Меньше всего загрязнена почва западного сектора города — округов СЗАО, ЗАО, ЮЗАО ().

Почвы с концентрациями цинка меньше 0,5 ОДК в поверхностных горизонтах распространены в основном на периферии города, но сравнительно небольшие участки почв относительно не загрязненных цинком встречаются по всей его территории.

Медь

На 91,5% площади города содержание меди ниже значения ОДК (меньше 132 мг/кг). При этом на территории ЗАО и СЗАО, а в остальных округах в полосе от окружной железной дороги до границ города, содержание меди обычно не достигает 0,5 ОДК. В центральной части города преобладают концентрации, составляющие от 0,5 до 1 значения ОДК. На 7,5% территории города содержание меди находится на уровне 1-2 ОДК, только на 1,4% территории оно составляет 2-4 ОДК и на 0,6% площади — выше 4 значений ОДК.

Хром

Среднее содержание хрома в почвах города составляет порядка 58 мг/кг. Средние концентрации элемента в почвах административных округов различаются незначительно и не превышают предельно допустимых содержаний (ПДК 90 мг/кг). Наиболее высокие концентрации хрома выявлены в почвах южного сектора города, в наименьшей мере загрязнена почва Западного и Северо-Западного округов.

На 7,5% территории города содержания хрома превышают предельно допустимые концентрации в почвах (ПДК) до 2 раз и только на 1,2% обследованной площади они превышают 2 ПДК.

Никель

Результаты проведенного исследования позволяют оценить загрязнение городских почв никелем, как незначительное и не представляющее существенной экологической опасности.

Марганец

Повышенные содержания указанного элемента выявлены на территориях национального парка Лосиный остров и природного парка Битца. Содержания близкие к фоновому аналогу зафиксированы в парках Царицыно, Тропаревском, Филевском, в Серебряноборском лесничестве. На остальной территории города содержание марганца в почвах, в основном, ниже фонового значения.

Таким образом, анализ содержания тяжелых металлов в почвах города показал, что по суммарному показателю загрязнения (величине Zc) существующее техногенное загрязнение почвенного покрова города на 43% территории характеризуется низким уровнем и удовлетворительной экологической обстановкой. На 28% площади зафиксирован средний уровень загрязнения и на 29% — высокий и максимальный уровни загрязнения, что позволяет отнести их к территориям с повышенным риском для здоровья проживающего здесь населения.

Главная > Документ

Публикации СМИ; видеоматериалы; иллюстрации.

Термины и понятия

Экологическая катастрофа, экологический кризис.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся, дискуссия «Проблема ждет твоего решения».

Экологические проблемы Сахалина

1). Проблемы, связанные с воздействием на редкие виды животных, прежде всего серых китов западно-тихоокеанской (охотско-корейской) популяции, занесенных в Красную книгу Р Ф. Уже сейчас ученые отметили смещение китов, в том числе и самок, выкармливающих детенышей, на север их нагульного участка. В южной части района нагула, киты испытывают беспокойство от постоянных полетов вертолетов и движения судов – неподалеку работает нефтяная платформа Моликпак. По проекту Сахалин –2 в пределах участка нагула кормящих самок китов предполагается возвести еще одну платформу. Работы по сооружению подводного трубопровода проводятся вблизи кормящихся китов и непосредственно через южную часть пастбища. По оценкам специалистов, шумовое воздействие, связанное со строительством, является беспрецедентным по силе и влиянию на китов.

2). Проблемы, связанные со строительством наземного трубопровода. Важнейшим элементом проекта Сахалин-2 является строительство трубопровода. Трубопровод длинной около 850 км строится по сейсмоактивной зоне и пересечет 1103 рек и ручьев, большинство из которых являются нерестилищами лососей. В 1995 году город Нефтегорск, расположенный в 40 км от планируемой трассы трубопровода, был до основания разрушен землетрясением

3). Проблемы, связанные со строительством завода сжиженного природного газа и отгрузочного терминала в п. Пригородное. В процессе строительства предполагается сброс одного миллиона тонн грунта, изъятого в ходе дноуглубительных работ в залив Анива. Компания «Сахалинская Энергия» фактически отказалась рассмотреть вариант сброса отходов дноуглубительных работ за пределами залива и уже приступила к сбросу. Сброс грунта в залив Анива, который является важнейшим рыбохозяйственным водоемом приведет к непредсказуемым последствиям для его экосистемы (увеличение мутности воды, дефицит кислорода в воде, который будет вызван окислением органического вещества грунта), а строительство и эксплуатация отгрузочного терминала неизбежно нарушит миграционные пути лососей, промысел которых составляет основу экономики острова.

4). Проблемы аварий и разливов нефти при добыче и транспортировке.

Оценки независимых экспертов показывают, что быстро ликвидировать последствия большого разлива нефти в районе нефтедобывающих платформ не удастся. Разлив погубит уникальный кормовой биотоп серых китов и биоценозы лагун, которые рассматриваются как водно-болотные угодья мирового значения. Значительную проблему представляет обеспечение безопасности круглогодичной танкерной транспортировки нефти от терминала в п. Пригородное. Авария крупного танкера будет катастрофой, сопоставимой с гибелью танкера «Престиж» у берегов Испании в 2003 г. Никакие страховки не покроют ущерба, нанесенного природе и жителям острова и вся тяжесть последствий ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

5). Проблема захоронения боевых снарядов.

Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. О том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил знали все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. Что делать? На этот вопрос ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы. К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов. Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.

6). Проблема радиоактивного загрязнения.

В 1987 и в 1997 годах вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, выполняя сложное техническое задание министерства обороны, доставляли на маяки радиоизотопные энергетические установки, а по сути две настоящие атомные электростанции, хотя и очень компактные, работающие на стронции-90. Во время полета из-за аварийных ситуаций вертолетчики вынуждены были сбросить опасный груз в Охотское море.

Как известно, морская вода является агрессивной средой, и специалисты полагают, что защитные корпуса генераторов, 18 и 8 лет пролежавших на морском дне, вот-вот могут разрушиться, и тогда произойдет сильнейшее радиоактивное заражение. Активность генераторов, лежащих на морском дне, составляет около 700 тысяч кюри! Попадание одной кюри стронция в организм человека может привести к летальному исходу. А уж 700 тысяч кюри хватит с лихвой, чтобы все жители Сахалина получили смертельную долю радиации, которая, между прочим, не знает границ. Она уничтожит уникальные рыбные и биоресурсы, вызовет необратимые экологические последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более, что поиск генераторов результата пока не дал.

6) Проблема лесных пожаров. Ежегодно на Сахалине возникают локализованные очаги возгораний лесов. Леса горят в Ногликском, Смирныховском, Поронайском и Александровск-Сахалинском районах области. Главной причиной возгорания чаще всего служит небрежное обращение с огнем. Только в 2002 году на Сахалине возникло 38 лесных пожаров, которыми в общей сложности пройдено более 4220 га. Столь крупные потери во многом объясняется слабой материально-техническим обеспечением подразделений ГО и ЧС Сахалинской области.

7) Проблемы общего промышленного загрязнения среды обитания. Объясняются нехваткой средств у промышленных предприятий на природоохранные мероприятия.

Выброс судна «Христофор Колумб»

на Холмский берег

Экологической проблемой являются лесные

пожары, показанные на космическом снимке.

По словам начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Николая Смирнова, первый в России план, утвержденный губернатором области, уже проходит экспертизу в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Создание системы реагирования на нефтеразливы будет согласовано с федеральными и дальневосточными властями, в частности, стороны намерены взаимодействовать с МЧС РФ, Министерствами транспорта и связи и природных ресурсов РФ, а также с Правительствами Хабаровского и Приморского краев. Сахалинские власти готовы представить этим органам власти свои результаты по разработке операций ЛАРН (по ликвидации аварийных разливов нефти). На ближайшие три года на Сахалине также будет принята областная целевая программа «Создание и развитие территориальной системы реагирования на нефтеразливы в Сахалинской области», которая будет разработана также на основе совместного финансирования. Представители МЧС высоко оценивают подписание этого договора. По их словам, он поможет лучше и быстрее скоординировать работу чрезвычайных служб. Проблема ждет твоего решения

Групповые экологические проекты по изучению проблем, социально значимых для Сахалинской области.

Проводится в три этапа. Iэтап – подготовительный. Формируются цель, задачи и метод исследования, определяется участок исследования, определяется участок исследования. Формируются группы учащихся, каждая из которых будет решать конкретные задачи. С помощью учителя составляются вопросники для анкетирования и интервьюирования населения. IIэтап – исследование проблемы. Учащиеся проводят наблюдения, или интервьюирования населения, знакомятся с документами, данными по изученной проблеме, готовят фото материалы. IIIэтап – завершающий. Собранный материал систематизируется и обобщается. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе, составляет социальные карты, таблицы, диаграммы и т. д. Оформление результатов исследований. Ознакомление с ними всех учеников могут проходить в форме: выступления на конференции, диспуте, экспертизе и др., в виде защиты проектов, сюжетно - ролевых игр, организации выставки, лучших работ и т. д. Темы творческих работ определяются по выбору учащихся и учителя.

VI раздел

Уроки 30-32

Экономика родного города

Холмска

Цели и задачи урока Познакомить ребят с экономикой своего родного города; его ролью в хозяйстве области; сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах - экономических, социальных, экологических, и причинах их возникновения; продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации и составлять географический прогноз. Учебно-наглядный комплекс

Видеоматериалы; публикации СМИ; фотографии; иллюстрации.

Термины и понятия

Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся.

Материалы к урокам

Крупнейшие предприятия города.

Холмск – главные морские ворота Сахалина.

СЗМП переживает период усовершенствования. Модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске

осуществляется совместно компаниями: «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), оператор проекта «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи», оператором проекта «Сахалин-2». Принимая во внимание важность бесперебойного и безопасного материально-технического обеспечения морских операций на шельфе Сахалина, в июле 2004 года компаниями был создан объединенный комитет, который разработал проект соглашения и техническое задание на модернизацию существующего порта.

В итоговом соглашении обозначены пути модернизации уже существующего оборудования (32-тонный кран «Сокол») и приобретение нового оснащения (козловые краны, автопогрузчики, трубовозы, мощный 60-тонный портальный кран «Кондор»). В кратчайшие сроки на территории порта планируется построить также современные складские помещения для складирования труб и снабжения плавучих буровых платформ, оснащенные модернизированной системой штабелирования, а также благоустроенное здание офиса администрации порта со столовой, медицинским пунктом, душевыми. В целом намеченная модернизация расширяет возможности порта по обслуживанию всего морского транспортного потока Сахалина, в дополнение к судам, необходимым для поддержки морских операций на промысле нефти и газа (таких, например, как ледокол FESCO Sakhalin, предназначенный для обеспечения круглогодичной доставки материалов и оборудования в район добычи).

Проект модернизации Сахалинского Западного морского порта был профинансирован участниками консорциума «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи» на паритетных началах, причем последняя взяла на себя функции управления всей работой. 5-летний контракт на руководство эксплуатацией порта заключен с сахалинской компанией «Сахалин Шельф Сервис».

По мнению вице-президента ЭНЛ Марка Хакни, модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске является важной составляющей успешного выполнения задач Стадии 1 проекта «Сахалин-1» и даст дополнительные возможности как сахалинцам, так и сахалинской экономике. «Такое принципиальное обновление важного коммерческого грузового узла в то же время увеличит полезность порта для всех, а не только для шельфовых проектов. Это станет еще одним аспектом общего процесса улучшения инфраструктуры, явившегося результатом развития проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и поддерживающего экономику сахалинского региона». В этом году введена в эксплуатацию промплощадка №3 – полноценный контейнерный терминал, оборудованный семью системами. Здесь все готово для концентрации и временного хранения большегрузных контейнеров и других крупногабаритных грузов.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – крупнейшая судоходная компания на Дальнем Востоке. Флот Сахалинского морского пароходства имеет суда ледового класса, может работать практически на всех морских линиях Мирового океана. SASCO – третья в стране судоходная компания по объему перевозки перевалочных грузов и первая по росту внутреннего пассажиропотока. Эта компания играет градообразующую роль и влияет на состояние экономики района.

ООО «Сахмортэк»- дочернее предприятие СМП. Транспортно-экспедиторская компания, осуществляющая услуги и агентскую деятельность пори перевозке грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении паромами и транспортными судами на линии Ванино - Холмск – Ванино. Оказывает сервисные услуги по отправке грузов в страны Юго-Восточной Азии.

Паромная переправа Ванино-Холмск – одно из структурных подразделений SASCO. Она осуществляет доставку до 90 % всех грузов, поступающих на Сахалин. Читая местную прессу, я нашел материал о том, что это предприятие ждут большие изменения. В последние годы стала тормозом для грузоотправителей и грузополучателей. Еще в 2002 году с материка на Сахалин переправлялось в среднем 39 вагонов в сутки, в то же время на Дальневосточной железной дороге скапливалось до 300 вагонов. Об этом заявил заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на встрече с руководством ОАО "Сахалинское морское пароходство". Не только обязательная замена колесных пар вагонов с учетом узкой колеи на Сахалине сдерживает транспортировку грузов. На линии Ванино-Холмск работают всего 4 парома вместо прежних 10. Но и они не загружаются полностью вагонами, поскольку в каждый рейс паром берет еще по 6-8 автофургонов. Руководством МПС принято решение о реконструкции Сахалинской железной дороги и переводе ее на стандартную широкую колею.

Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов от5 до40 тонн, 35 автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены таможенная, карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат.

В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».

ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы» осуществляет регулярные морские перевозки грузов и пассажиров на линии Сахалин – Отару судами «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов».

Рыбопромышленные предприятия.

В общем объеме промышленного производства Холмского района рыбная отрасль занимает от 70 до 80 %. По итогам 1 полугодия 2005 года наибольший удельный вес в общем объёме производства по основным видам экономической деятельности приходится на рыболовство - это 47,4%. Объём производства составил к уровню 2004 года 114,4%.

Предприятиями рыбопромышленного комплекса в 1 полугодии 2005 года перечислено в местный бюджет налоговых платежей в размере 12,5 миллионов рублей, что составляет более 10% в общей сумме налоговых поступлений. Недоимка по налоговым платежам на 1.07.2005 года составила 17,6 миллионов рублей и выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, что объясняет банкротством двух крупных предприятий отрасли (ЗАО "Сахрыбком" и ОАО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28") и сложным финансовым положением ОАО "Сахалинский рыбак".

В 2005 году предприятия РПК Холмского района получили квоты на вылов и добычу водных биоресурсов в промышленных целях в количестве 83,6 тысячи тонн и 14,9 тысячи тонн для прибрежного рыболовства, в том числе 208,8 тонны горбуши. За первое полугодие 2005 года предприятиями уже освоено 40%от выделенных лимитов, хотя промысловая обстановка в районах лова была довольно сложной. Все предприятия (кроме ОАО "Сахалинский рыбак") своевременно оформили разрешительные документы на вылов. Улов рыбы за январь-июнь 2005 года составили 34,5 тысячи тонн, рост к уровню 2004 года составляет 39,1%. Значительно увеличен выпуск пищевой продукции. Производство консервов в отчетном периоде снижено по сравнению с прошлым годом на 40,3%. Снижение допущено в связи с банкротством одного из крупных консервных заводов на Сахалине ООО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28", простоем из-за финансовых проблем и отсутствием сырья ООО "Лаперуз". Сейчас кризисная ситуация ликвидирована и завод РКЗ -28 вновь работает с лета 2005года под новым названием ООО «Холмскэкопродукт» (РКЗ-35). Несмотря на сложности с сырьём, увеличен выпуск ЗАО "Компания "Сакура". Статус портового города поддерживает ОАО «Сахалинремфлот» - единственное в островной области предприятие, которое осуществляет комплексный ремонт судов с гарантийным сроком. Этому предприятию сейчас принадлежит и Байковский судоремзавод. 120 судов в год готовы принять на стапеля Холмские судоремонтники. ООО «Посейдон» - одно из крупнейших предприятий рыбного комплекса Сахалинской области. Создано в 1991 году. Компания имеет промысловый участок на юге Сахалина, несколько единиц маломерного флота, траулер-морозильщик «Мыс Курбатова», суточная производительность которого 50 тонн готовой мороженой продукции. Продукция компании получила признание на российском рынке и за рубежом. Фирма не раз награждалась памятным знаком «Лучший экспортер РФ». Рыболовецкий колхоз «Прибой» (с. Правда) - ведущее предприятие, работающее в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в районе. На предприятии имеются добывающий флот, береговой рыбоперерабатывающий цех, холодильники. Колхоз производит около 60 наименований видов продукции: мороженая, соленая, копченая, вяленая рыба, пресервы (из сельди, трески, морепродуктов); морская капуста мороженая нашинкованная; кулинария; фарш рыбный мороженый; икра лососевая соленая. На предприятии работают 220 человек. Колхоз неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия», благодаря высокому качеству своей продукции. ЗАО «Компания «Сакура» (с. Правда) – занимается изготовлением рыбных консервов и пресервов, рыбной кулинарии, переработкой морепродуктов. На вкус взыскательного потребителя производится 12 видов рыбной кулинарии. Производство оснащено современными консервными линиями. Полностью модернизировано производство и система управления. Используется разнообразная тара: жестяная, алюминиевая, пластмассовая, гофротара. Производственная мощность – 7 200 тонн рыбы и 800 тонн морской капусты в год. Продукция пользуется широким спросом покупателей и имеет призовые места в дегустационных советах передачи «Впрок», журнале «Спрос», выставках ЦСМ и департамента по рыболовству администрации Сахалинской области.

ОАО "Холмская Жестянобаночная Фабрика" является единственным предприятием на Сахалине, выпускающим банкотару для рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности нашей области и других регионов России. Основной вид продукции - банка №6 для консервов - лосось, сайра. Дополнительно выпускает несколько видов банки. Например, №22 – икорная, традиционная банка №25 - для сельди.

В структуру предприятия входят: лакопечатный участок, фотоучасток, цех основного производства по выпуску банкотары №6, №5, №28, №22, №25,цельной банки, крышки СКО, механический, строительный, энергетический, погрузочно-разгрузочный участок и участок КИПиА.

А также лаборатория качества выпускаемой продукции, гараж и ОТК.

Так же производится совершенствование технологий изготовления продукции. Предприятие располагает тремя автоматическими линиями по производству банки со сварным швом. Такая технология изготовления продукции отвечает мировым стандартам и безопасна для хранения консервов. Сейчас был переход к выпуску штампованных банок, предназначенных в основном для хранения икры. Икорую банку усовершенствовали и снабдили ключом. Есть намерения улучшать потребительские свойства и других банок - тоже снабдив их ключом.

Как известно, упаковка - уже половина успеха при продаже товара. Завод применяет литографию при производстве тары уже свыше 30 лет.

Сначала - схематичную, а теперь - яркую, четкую и красочную. В последние годы начали разрабатывать новые способы её изготовления. Для производства лакированной банки используется современное технологическое оборудование фирм "Тойо-Секан" (Янония), "Континенталь" (США), "Маваг АГ ", "Судроник АГ", "Фрай АГ" (Швейцария), "Круп", "Блема", "Каргес-Хаммер АГ" (Германия). Предприятие сотрудничает с крупными отечественными и зарубежными фирмами по поставке лаков, жести и прочих материалов. Среди них - магнитогорский металлургический комбинат, Новосибирский оловянный комбинат, различные японские и немецкие компании. Вся продукция фабрики сертифицирована.

Холмская Жестянобаночная Фабрика - одна из крупнейших производителей металлической консервной тары в России. За достижение высших результатов и вклад в развитие рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности Сахалина области коллектив предприятия неоднократно награждался почетными дипломами. На ежегодных специализированных выставках "Рыбная индустрия" в Сахалинской области продукция фабрики неизменно отмечается высокими наградами. Холмская банка ценится не только в России, но и за рубежом. Так, в 2001 году во Франкфурте на 29-ой церемонии присуждения международных призов качества ОАО "Холмская ЖБФ" была удостоена Приза Европы в номинации "За качество" (награда нового тысячелетия).

Предприятия транспортно-коммуникационной системы.

В Холмском районе создана развитая инфраструктура.

ООО «Холмская автотранспортная компания» располагает парком пассажирских автобусов и большегрузных машин. Работать приходится в условиях сложного рельефа, плохо приспособленных к перевозке грузов грунтовых дорог. Но машины этого предприятия можно встретить на всех дорогах Сахалина и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Холмском районе после 2000 года постоянно растет. ГОРОД Холмск связывается с областным центром и другими городами Сахалина автотрассой федерального значения, которая проходит через Холмский перевал. Коренную реконструкцию этой дороги вели предприятия «Восток – ООО «Перевал», ЗАО «Строй дортранс», ООО «Стройавто» и другие. Автомобильные дороги внутри района содержит государственное унитарное предприятие «Дорожник».