Личностный рост        02.06.2020   

Как оцениваются задания по биологии егэ. ЕГЭ. Биология. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл. Калинова Г.С

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе демоверсии педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по биологии нет.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.

Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.

Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 22-28 ЕГЭ по биологии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

Задание С4 (25) включает вопросы, связанные с содержательными блоками «Система и многообразие органического мира» и «Организм человека и его здоровье».

СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

    Задание С6 (26) включает задачи по цитологии, связанные с процессами реализации наследственной информации и делением клетки. Эти задачи хороши тем, что вопросы в них конкретны и точны. С другой стороны, они достаточно сложны и требуют глубокого понимания тех процессов, о которых идет речь. Важным моментом при решении заданий С5 является объяснение выполняемых действий, особенно если в задаче так и написано: «Ответ поясните». Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере очень важного балла.

    Задание С6 (26) оценивается в три балла, которые начисляются в случае полностью верного решения. Поэтому, приступая к задаче, в первую очередь необходимо выделить все вопросы. Количество ответов должно им соответствовать, иначе можно также лишиться балла.

    При решении ряда задач данного раздела необходимо пользоваться таблицей генетического кода. Правила пользования таблицей обычно указываются в задании, но лучше научиться этому заранее. Для определения аминокислоты, кодируемой тем или иным триплетом, необходимо выполнить следующие действия. Первый нуклеотид триплета находим в левом вертикальном ряду, второй - в верхнем горизонтальном , третий - в правом вертикальном ряду. Искомая аминокислота находится в точке пересечения воображаемых линий , идущих от нуклеотидов.

    ЗАДАЧИ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

    обязательно указывать в пояснениях следующее:

    • каждая аминокислота доставляется к рибосомам одной тРНК, следовательно, количество аминокислот в белке равно количеству молекул тРНК, участвовавших в синтезе белка;

      каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами (одним триплетом, или кодоном), поэтому количество кодирующих нуклеотидов всегда в три раза больше, а количество триплетов (кодонов) равно количеству аминокислот в белке;

      каждая тРНК имеет антикодон, комплементарный кодону иРНК, поэтому количество антикодонов, а значит и в целом молекул тРНК равно количеству кодонов иРНК;

      иРНК комплементарна одной из цепей ДНК, поэтому количество нуклеотидов иРНК равно количеству нуклеотидов ДНК. Количество триплетов, разумеется, также будет одинаковым.

    Задача 1 . В трансляции участвовало 75 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует данный белок.

    Решение .

      Одна молекула тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту. В трансляции участвовало 75 молекул тРНК, следовательно, в состав синтезированного белка входит 75 аминокислот.

      Каждая аминокислота кодируется одним триплетом ДНК, поэтому участок ДНК, кодирующий данный белок, содержит 75 триплетов.

      Каждый триплет - это три нуклеотида, следовательно, указанный участок ДНК содержит 75 х 3 = 225 нуклеотидов.

    Ответ: 75 аминокислот, 75 триплетов ДНК, 225 нуклеотидов ДНК.

    ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ иРНК, АНТИКОДОНОВ тРНК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АМИНОКИСЛОТ В БЕЛКЕ

    При решении задач этого типа необходимо помнить и обязательно указывать в пояснениях следующее:

      нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК;

      вместо тимина во всех видах РНК записывается урацил;

      нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, т. к. имеется в виду одна молекула;

      антикодоны тРНК пишутся через запятую, т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК;

      аминокислоты находим по таблице генетического кода;

      если дана таблица генетического кода для иРНК, значит, используем кодоны иРНК :

      аминокислоты в белке пишутся через дефис, т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка.

    Задача 2. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦГТТГЦЦЦААТ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

    Решение.

    Задача 3.

    Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.
    Ответ:

    1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;
    2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
    3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

    Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ неправильный

    Максимальное количество баллов

    ЗАДАНИЕ №27 (С7)

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

    Условие генетических задач часто бывает объемным, поэтому в первую очередь из условия необходимо:

      выделить признаки, о которых идет речь, и ввести соответствующие обозначения;

      установить тип скрещивания: моногибридное или дигибридное;

      установить характер наследования: полное или неполное доминирование, аутосомное или сцепленное с полом, независимое (в случае дигибридного скрещивания) или сцепленное;

      выявить всех «персонажей», т. е. всех особей, указываемых в условии (при наличии большого числа таких особей можно для удобства составить генеалогическую схему);

      установить генотипы «персонажей» и при необходимости указать их в соответствующей схеме;

      выделить все вопросы, поставленные в условии.

    После этого можно приступать к непосредственному решению задачи. Чтобы избежать ненужных потерь (имеются в виду баллы), лучше все свои действия сопровождать комментариями, особенно если в задаче написано «Решение поясните».

    Задача. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник.

    Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосоме.

    Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

    Пояснение

    1) Генотипы родителей: мать – Х D Х d , отец Х D У;

    2) генотип сына – дальтоника – Х d У;

    3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (Х D Х d ) – 25%.

    Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

    Ответ неправильный

    Максимальный балл

    Список литературы

    1. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

    2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    3.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

    4.Сайт «Решу ЕГЭ»: биология, эксперту.

К ЕГЭ-2017 по биологии готовятся будущие фармацевты, врачи и агрономы. Предмет является довольно популярным, так как необходим для поступления во многие гуманитарные вузы. Поэтому чем ближе приближается март 2017 года, тем больше становится ажиотажа вокруг государственного тестирования по биологии. В обзоре мы разберём основные структуру КИМов, известные на сегодняшний день нововведения и учебные материалы, которые помогут подготовиться к госэкзамену. Всё это поможет ребятам адекватно встретить реалии экзамена по биологии.

Дата проведения

Досрочный раунд традиционно стартует в марте, а основной придётся на июнь.

  • Досрочный этап – 22 марта.
  • Основной период – 15 июня.
  • Резервные окна – 5 апреля, 21 и 30 июня.

Основные изменения в ЕГЭ по биологии 2017

Если по большей части в других предметах никаких нововведений нет и не планируется, то биология подверглась довольно серьёзным изменениям. Вот их список:

  • выросла продолжительность экзамена – 210 минут вместо прежних 180;
  • уменьшено количество вопросов с 40 до 28;
  • практически исчезли задания с одним вариантом ответа;
  • уменьшен максимальный первичный балл – теперь он равняется 59, а не 61;
  • появился новый вид вопросов, требующий работы с иллюстрациями, диаграммами и графиками.

Как выглядит новая структура КИМа по биологии?

Чтобы разобраться в структуре контрольно-измерительного материала, обратимся к демоверсии ЕГЭ по биологии 2017.

Первый блок КИМа включает 21 задание, каждое из которых требует краткого ответа в виде нескольких цифр или одного или нескольких слов. Вопросы довольно простые. Чтобы справиться с ними, необходимо знать азы биологии. Например, задание № 3 потребует назвать количество сперматозоидов рыбы, а два столбца в вопросе № 5 – установить соответствие между процессами и этапами энергетического обмена. Интересно, что вопросы 3, 4, 9, 12, 20, 21 имеют два варианта. Поэтому испытуемый сможет выбрать ту версию задания, которая покажется ему наиболее лёгкой. Для тех, кто стремится получить максимум баллов на ЕГЭ по биологии, ФИПИ подготовил сложный блок заданий, состоящий из 7 вопросов. Они потребуют не только ответа, но и развёрнутого пояснения к ним. Иначе говоря, экзаменуемый должен на бумаге изложить ход своих мыслей и привести подробную аргументацию в пользу своего решения. Справиться с такими вопросами будет под силу только наиболее подготовленным старшеклассникам и абитуриентам.

Критерии оценивания ЕГЭ по биологии 2017

Точных критериев пока нет. Известно только, что максимальный первичный балл не может быть выше 59, а количество минимальных очков, которые испытуемый должен набрать для успешной сдачи тестовой работы, равняется 36.

Очки зарабатываются путём успешного решения тестовых заданий. Вот как выглядит максимальное «вознаграждение» за вопросы:

  • 1 балл: 1, 3, 6;
  • 2 балла: 2, 4, 5, 7 – 22;
  • 3 балла: 23 – 28.

За ошибки или неполные ответы в вопросах 2, 4, 5, 7 – 28 баллы могут снижаться.

Послесловие

Вот так выглядит краткий экскурс по реалиям единого экзамена по биологии. Количество заданий существенно уменьшилось, тестирование стало гораздо интересней, а время на работу увеличилось на полчаса. Обладание этой информацией поможет будущим выпускникам средней школы и абитуриентам достойно подготовиться к Единому госэкзамену!

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23-28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
К заданиям 29-32 следует дать развёрнутый ответ.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом: 22 задания базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий повышенного уровня сложности, из которых 2 с выбором и записью трех верных ответов из шести, 3 на установление соот- ветствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение мор-фологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму), 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом приводится в таблице 1.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий 1-22 выставляется 1 балл.
В другом случае - 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий 23-27 выставляется 2 балла.
За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.
За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне отве- та, и 0 баллов во всех других случаях.
За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Задания 29-32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 46.

Изменения в ОГЭ 2016 по биологии - изменений НЕТ.​
Тестирование в Независимом Диагностическом Центре образовательного сайта "Курсотека".

Проверка и оценивание тестов пробного варианта проводится автоматически. Проверка и оценивание развернутых ответов проводится опытными преподавателями в соответствии с критериями и рекомендациями "Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации". Наши преподаватели исправят допущенные Вами ошибки, дадут полный и квалифицированный анализ ошибок и неточностей, при Вашем желании проведут с Вами онлайн консультацию по выполненной работе и дадут специальные рекомендации по устранению ошибок и недочетов. Задания с развернутыми ответами, которые проверяются преподавателями в ручном режиме, являются платными - 198 рублей. Срок проверки от 1 до 3 дней.

Описание экзамена взято с официального сайта ФИПИ http://www.ctege.info/demoversii-oge-2016/demoversiya-oge-2016-po-biologii.html

ЕГЭ по биологии 2018 – экзамен по выбору, он совершенно необязателен. В то же время данный предмет занимает 5 место после обязательных русского языка и математики, затем идут обществознание и физика. 5 место – за биологией (её выбирают примерно 18% выпускников).

Где пригодится биология?

Биологию сдают во многих вузах:

  1. медицинском;
  2. вузах биологического профиля;
  3. в педагогическом на специальность «Учитель биологии»;
  4. в сельскохозяйственном;
  5. ветеринарном;
  6. на физкультурном факультете;
  7. психологическом;
  8. экологическом;
  9. на факультете садового дизайна;
  10. на биологическом факультете в технических вузах, где биология изучается на стыке с физикой.

Профессий, связанных с биологией очень много:

  • инженер, который моделирует проблемы, связанные с жизнью человека;
  • врач, который займётся лечением болезней, возможных в будущем;
  • эколог, заботящийся о здоровье всей страны. Задача эколога – создать условия, в которых человечество будет пить чистую воду, дышать чистым воздухом;
  • психолог;
  • спортсмен.

Это те люди, которые делают жизнь человека более полноценной и значимой и, более того, продлевают эту жизнь.

Необходимые документы

На сайте ФИПИ размещены следующие документы, нужные для подготовки к ЕГЭ по истории:

  1. Спецификация (описание работы, перечислены необходимые документы, отражена структура ЕГЭ по биологии, дан план варианта КИМа).
  2. Кодификатор (перечень умений и тем, которые проверяются на ЕГЭ по биологии).
  3. Демоверсия ЕГЭ по биологии (один вариант ЕГЭ по биологии), с которой и нужно начинать подготовку к государственному экзамену по истории.

Особенности структуры ЕГЭ по биологии

Всего 28 заданий
1 часть 2 часть
21 задание с кратким ответом 7 заданий с развёрнутым ответом

Время на выполнение всей работы – 3 часа 30 минут (210 минут).
Максимальный первичный балл – 59.
Установленный минимальный тестовый балл на ЕГЭ по биологии составляет 36 баллов.

Как устроены ключевые задания 1 части работы?

Задание №1 впервые появилось в 2017 году. Каждый ученик, готовясь к экзамену, читает текст, подчёркивает ключевые слова, затем находит ключевые слова и связи между ними. Эти связи дают возможность выстроить зависимость. Таким образом, текст структурируется, в нем находятся связи между понятиями. В данном задании представлен некий фрагмент из биологии, где и требуется показать эти связи.

Задание №3 интересно тем, что введены обычные простые задачи, где требуется выполнить решение, зная биологию:

  • посчитать число хромосом,
  • указать количество клеток, которые образуются при различных процессах и т. д.

Задание №4 требует подобрать два утверждения, которые соответствуют описанию того объекта, который представлен.
Задание №6 на генетику. Это задачи на моногибридное скрещивание, где требуется написать конкретное число, соотношение цифр.
Задание №8 на соотношение примеров и явлений. Это первый пример задания. Предлагается и альтернативный пример этого задания, где даётся слепой рисунок (без подписей), и нужно найти позиции, где есть цифры 1 и 2. И только после этого, определившись с позицией, подбирать правильные ответы.
В задании №9 следует найти из предложенного текста примеры, которые соответствуют понятию «устойчивость», «микроскопичность» и «патогенность».
Задание №15 на знание видовых свойств. В биологии понятие «вид» – это ключевое понятие, вокруг которого строится вся биология. Дан текст. Надо отобрать только те критерии, которые соответствуют поставленной в тексте задаче.

Задание №20. Новое (с 2017 года), оригинальное задание, дающее возможность на одном примере проверить сразу несколько очень важных, ключевых понятий в биологии.

  • Пример 1 проверяет понимание видообразования.

Пример 2 предполагает заполнение свободных граф в таблице и нахождение неких взаимосвязей между строением, объектом и функцией.

Задание №21.

  • Пример 1. Формирование естественно-научной грамотности и исследовательских умений возможно только тогда, когда человек умеет работать с информацией, представленной в различных видах. В биологии, например, такой информацией является таблица, где учёный, ведя наблюдение, фиксирует данные, записывает их, проводя некий расчёт. Абитуриенту надо прочитать, что здесь отмечено, как это читает биолог, который из частокола цифр выбирает ключевые и на этом основании строит умозаключения. Надо выбрать только 2 утверждения, которые строго соответствуют заданным условиям.
  • Пример 2 требует выбрать утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы. Например, надо найти виды, посмотреть, чем они питаются, зашифровать этот вид (как бы обезличить) и предложить соотношение пищевых пристрастий этого вида. А потом необходимо оценить этот вид, исходя из его пищевых пристрастий или каких-то других качеств.
  • Пример 3 – это графическое представление. Здесь проверяется умение читать график и понимать причины движения кривой вверх или вниз.

Несколько слов о части 2

Это задания в открытой форме, где выпускнику придётся отвечать на вопрос и демонстрировать глубокие знания предмета. Особое внимание надо уделить языку изложения ответа. Ученик 11 класса должен владеть определённым понятийным аппаратом, биологическими терминами, используемыми в ответах к заданиям.

Что поможет эффективно помочь сдать ЕГЭ по биологии?

Конечно же, учебники, которыми пользуются в школах. Это могут быть учебники разных авторов, которые можно комбинировать.

Чёткое планирование своей деятельности по подготовке к ЕГЭ по биологии 2018.

Глубокая заинтересованность ученика в изучении и сдаче предмета на высокий балл.

Надо быть мотивированным, надо хотеть изучить предмет биологию, и тогда результат не заставит себя ждать.

Дата проведения ЕГЭ по биологии будет известна в январе 2018 года.

О результатах ЕГЭ по биологии в 2018 году можно узнать в своей общеобразовательной организации или на официальном сайте ЕГЭ.

Если Министерство образования решит внести какие-то изменения в КИМы ЕГЭ по биологии, то надо быть ко всему готовыми, не терять времени даром и начинать готовиться уже сейчас!