Юриспруденция        19.01.2020   

Платные услуги в средней школе. Устанавливаем цены на платные услуги в школах. Платные услуги. Как оформить по закону

Законодатели планируют отменить плату за группу продленного дня в школе. Кроме того, будет существенно изменен подход к дополнительному образованию детей, в том числе на платной основе. Поэтому поговорим об актуальном для школ расчете цены на платные услуги.

Объединение учебных учреждений

В настоящий момент в некоторых городах, например в Москве, для оптимизации работы системы образовательных учреждений региональные власти проводят их преобразование.

В частности, учреждения дополнительного образования детей становятся структурными подразделениями общеобразовательных школ.

После прохождения процедуры присоединения школьной администрации необходимо учитывать, что не все услуги дополнительного образования детей могут быть платными.

Так, например, востребованные (массовые) занятия могут финансироваться за счет средств соответствующего бюджета.

Однако не все услуги можно включить в муниципальное (государственное) задание.

В таком случае кружки могут работать на платной основе.

Расчет цены услуги

По общему правилу, прописанному в статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением сторон.

В силу статьи 709 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса РФ), в цену договора подряда входит:

  • компенсация издержек подрядчика;
  • причитающееся ему вознаграждение.

Таким образом, в договоре оказания платных услуг цена определяется его сторонами и включает в себя вознаграждение учреждения и его издержки. Как правило, издержки рассчитываются на основании калькуляции, покрывающей расходы:

  • на заработную плату педагогам (согласно штатному расписанию);
  • на коммунальные услуги;
  • на содержание имущества.

Нюансы платы за образовательные услуги

В настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, регламентирующих порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам. При этом часть 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ вообще ограничивает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Исключение - повышение стоимости услуг с учетом уровня инфляции.

А вот возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся предусмотрена частью 5 статьи 54 Закона № 273-ФЗ.

Снизить ее можно за счет собственных средств организации, в том числе полученных:

  • от приносящей доход деятельности;
  • от добровольных пожертвований;
  • от целевых взносов физических или юридических лиц.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. На уровне учреждения, оказывающего платные услуги, должны быть разработаны и другие локальные акты, в частности:

  • положение об оказании платных образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и расчетов за оказание платных образовательных услуг.

При разработке указанных актов необходимо учитывать принадлежность и тип учреждения.

Муниципальные и государственные учреждения

При оказании платных услуг муниципальными учреждениями независимо от их типа, согласностатье 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то:

  • государственными органами;
  • органами местного самоуправления.

Аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Таким учреждениям вопросы установления цены необходимо решать исходя из своего типа.

Казенные и автономные учреждения

У федеральных казенных и автономных учреждений нет централизации в определении стоимости платных услуг. При этом их учредители и так имеют много способов влияния на цену: от полного регулирования цены каждой услуги до предоставления полной самостоятельности.

Однако нормативно-правовые акты, ограничивающие самостоятельность казенных учреждений при назначении цены на платные услуги, принимаются на региональном уровне. Например, порядок определения цен (тарифов) на услуги, оказываемые государственными учреждениями Краснодарского края, утверждается соответствующим органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 7 августа 2000 г. № 305-КЗ). Соответственно Порядок установления цен (тарифов) на услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Краснодарского края, за плату утвержден приказом Минобрнауки Краснодарского края от 2 июля 2014 г. № 2950.

Бюджетные учреждения

Порядок определения платы на услуги бюджетного учреждения устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 введен в действие Порядокопределения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими:

  • сверх установленного государственного задания;
  • в пределах установленного государственного задания (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Как показывает практика, региональные учредители, установившие порядок определения платы за образовательные услуги, обычно не идут по пути воспроизведения норм порядка, утвержденногоприказом № 1898. Чаще всего основой служит Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, для граждан и юридических лиц (утвержденприказом Минфина России от 30 августа 2010 г. № 423).

Обратите внимание: если в группе продленного дня оказываются образовательные услуги, не входящие в основную образовательную программу, то их следует оформить как дополнительное образование. При этом оплату за дополнительное образование необходимо отделять от тех сумм, что вносят родители за пребывание детей в группе продленного дня.Такой вывод следует из Методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня. Они направлены письмом Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346.

Оплата труда педагогов

В настоящее время ставка педагога в сфере дополнительного образования детей выражается в часах педагогической нагрузки. При этом нагрузка определяется продолжительностью занятий в группах (индивидуально), которая установлена образовательной программой в соответствии с нормами СанПиН. В частности, рекомендуемая наполняемость групп приведена в приложении 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03 и составляет в среднем 10-15 человек.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075. При этом, согласно пункту 2 примечаний к части 1 приложения к приказу № 2075, для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов, занятых в сфере допобразования детей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений регулируются статьей 144 Трудового кодекса РФ. Во всех учреждениях системы оплаты труда регламентируются:

  • коллективными договорами и соглашениями;
  • локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.

Региональные и муниципальные учреждения дополнительно руководствуются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Кроме того, муниципальные учреждения принимают во внимание и акты органов местного самоуправления.

При этом работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже введенных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В так называемых майских указах, в том числе в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, никаких специальных мер относительно педагогов дополнительного образования заявлено не было. Их средняя заработная плата должна быть доведена до уровня не ниже среднего для учителей конкретного региона в соответствии:

  • с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
  • с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эти документы позволяют соответствующим органам утверждать порядки и условия выплат педагогам дополнительного образования детей в целях доведения их средней заработной платы до средней заработной платы учителей.

Важно запомнить

Стоимость образовательных услуг, прописанная в договоре, не может увеличиваться. Исключение - индексация цен в связи с инфляцией.

Фото: Виктор Погонцев / Фотобанк Лори

Платные услуги в средней школе стали массовым явлением. По федеральному закону об образовании сейчас нельзя брать с родителей школьников деньги лишь за те услуги, что включены в образовательный стандарт, - за все остальное можно. DISLIFE изучил, как теперь приходится оптимизировать свои расходы семьям столичных школьников.

Шах и мат

Введение в школе платных занятий совпало с резким сокращением их числа - и не только потому, что многие родители отказались платить за кружки. В 2013 году началась негласная кампания по сокращению педагогов-совместителей. Нужно было довести зарплату учителя до средней по региону - такую задачу поставил перед учебными заведениями президент Владимир Путин. В результате во многих школах закрылись шахматные, театральные и танцевальные кружки.

Спецкурсы, индивидуальные занятия, углубленное изучение предметов, олимпиада подготовка и продленка стали платными. Гендиректор компании «Дистанционный репетитор», предлагающей свои услуги по дополнительному образованию детей вне школы, Светлана Павлова говорит:

«К платным услугам школа шла давно. Где могут, сохраняют бесплатные кружки для общекультурного развития. Там, где кружки перевели в раздел платных услуг, уже все резервы исчерпаны»

По ее словам, родители, заинтересованные во всестороннем развитии детей, должны будут найти или деньги на кружки, или свободное время, чтобы занимать ребенка дома.

Спорт – бесплатно, английский – за деньги, хочешь в школу – плати

Согласно статистике московского сайта госуслуг бесплатными являются 70% школьных кружков в столице, большинство из них - спортивные, много туристических и краеведческих. Английский и хореография возглавляют рейтинг платных занятий в школе.

В среднем московские родители платят за один кружок от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Дороже всего (до 6 тысяч рублей) обходятся лингвистика, языкознание, физика и музыка. Немного уступают им по цене услуги из раздела «социальная педагогика»: «умники и умницы», логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом, «развивайка», «знайка», ритмика, «грамотейка», развитие речи, «дошколенок», «абвгдейка», «говорим правильно», а также занятия с дефектологом.

Дополнительное изучение французского, немецкого и английского стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей в месяц. Спортивные занятия и кружки ИЗО представлены в широком «ассортименте» - от 1,5 до 4, 5 тысяч рублей.


→ открыть в новом окне Инфографика: Анна Классен

Появились и более замысловатые услуги, например, занятия по программам тьюторского сопровождения индивидуально и в малых группах. Стоимость занятия - от 800 рублей за астрономический час (группа из трех человек) до 1000 рублей (индивидуальное обучение). Не надо путать с тьюторским сопровождением для детей с ограниченными возможностями - оно должно быть бесплатным.

Есть еще курсы подготовки к самой школе. Такая работа ведется бесплатно во всех детских садах, но родителей интересует не качество предоставляемых детям знаний, а гарантия попадания в первый класс престижной школы. Ради этого они отправляют ребенка на платную подготовку.

Разброс цен впечатляющий. В ГБОУ “Школа № 1223 Лингвистический центр” курсы подготовки (два раза в неделю по три часа) стоят 9 тыс. руб. в месяц. В эту цену не входят методические материалы и тетради. В ГБОУ СОШ №717 - 5 тыс. руб. В ГБОУ СОШ №601 подготовка к школе бесплатная, но, как сказали DISLIFE, это последний год.

Предприимчивые родители пытаются экономить. «Мы ходили на подготовку до марта, оплата была по месяцам. Когда стало ясно, что в эту школу мы попадаем, бросили», - рассказывает Татьяна Кузнецова, мама ученика школы №717.

Платная продленка: за и против

С сентября 2014 года в большинстве столичных школ была введена платная продленка, что вызвало особое недовольство родителей. Сыграло роль и такое обстоятельство: за дополнительные платные курсы родитель может получить налоговый вычет, а за продленку - нет.

Расценки на группы продленного дня утверждены московским департаментом образования. Они колеблются от 1700 до 4000 рублей в месяц. Там, где плата ниже, часто не действуют никакие льготы. Решение о наличии льгот по закону (ст. 66 закона “Об образовании в РФ”) решает совет школы, и, как рассказывают источники DISLIFE, он учитывает мнение родителей, не желающих платить за льготников, на которых государство в данном случае денег не выделяет.


Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Чаще всего платный характер продленки вызывает нарекания и недовольство многодетных. В школе №717 плату за продленку даже не пересчитывают в случае болезни ребенка, что противоречит общей практике - к примеру, детские сады всегда оплачиваются по факту, за посещаемые дни.

Ольга Топорикова, мама троих детей, сама забирает сыновей 8 и 11 лет из школы №1959 в Марьино: «С сентября 2015 года продленка платная, стоит около 1200 рублей, льгот нет. Я сейчас не работаю, так что в качестве альтернативы группе продленного дня сама плотно занимаюсь с детьми. За кружки мы тоже не платим».

У Надежды Алешкиной тоже трое детей - 16, 12 и 10 лет. Они ходят в школу №2099 (САО). Когда продленка была бесплатной, младшая дочь оставалась в группе. «Дети там много гуляли, и, если оставалось время, делали домашнее задание. Ничем особенным они не занимались» - вспоминает Надежда.

Если дети 3-4 класса могут сами уходить домой после занятий, то у работающих родителей первоклашек нет выбора - до третьего класса ребенку уходить домой одному не позволят, даже если папа с мамой напишут согласие. Придется платить за продленку, даже если ничем особенным дети на ней не занимаются.

Однако кто-то нашел и плюсы во введении платной продленки.

«Изменились часы работы - раньше до 18.20 было, сейчас до 19.20, – рассказывает Ирина Мамонова, мама 8-летней Иры, второклассницы школы №1250 с углубленным изучением английского (САО). - Дочь ходит на продленку 1-2 дня в неделю, платим за это 500-600 рублей. Уроки с детьми делают качественно, в индивидуальном режиме».

Чем это аукнется

В 2015 году средняя зарплата в Москве составила 64 тысячи рублей. Даже при двух работающих родителях затраты на школьные кружки смогут «съедать» 5-10% семейного бюджета, особенно если детей больше одного.

При этом платность кружка вовсе не гарантирует качество обучения - здесь все зависит от преподавателей и нет никаких стандартов.

«Появление платных услуг - это нормальное, закономерное следствие построения капиталистической экономики в России» - говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. Он уточняет:

«Конечно, первое время качество услуг будет низким, а цена - завышенной. Но через несколько лет родители научатся требовать качественное преподавание, и мы получим прозрачный, понятный рынок школьных услуг. К тому же, деньги на разные нужды собираются в школах уже много лет, негласно и без какой-либо отчетности, это был «серый» рынок, а теперь он становится белым».

«Часть семей может позволить себе услуги более высокого качества, и позволяет, -говорит директор центра «Институт образования» НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. - Мы видим, что граждане с высокими доходами чаще покупают услуги, связанные с иностранным языком, образовательным туризмом, элитными видами спорта, требующими расходов не только на тренера, но и на экипировку. Малоимущим зачастую достается низкокачественный продукт на рынке платного образования. Если все так и продолжится, мы будем иметь серьезные последствия в усилении социального неравенства. Бороться с этим можно было бы при помощи мер адресной поддержки - к примеру, сертификатами на услуги допобразования на определенную сумму для детей из малообеспеченных семей». Пока подобных сертификатов нет.

Вопрос качества услуг в этой сфере остается не самым принципиальным.

«Концепция образовательных учреждений такова, что детей нужно занимать досугом. Не для развития даже, а чтобы отсутствовало время на опасные развлечения, - говорит психолог Мария Кац, работающий с подростками. - Грубо говоря: занятой ребенок - хороший ребенок. А уставший ребенок и вовсе удобен для всех взрослых. Мне лично эта концепция не близка, но в крупных масштабах у школ нет других способов защитить ребенка от улицы. В этом смысле сокращение бесплатных кружков бьет прежде всего по незащищенным слоям населения».

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”» .

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона “О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося , может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ . По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ , в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Исполнитель обязан до заключения договора платных образовательных услуг предоставить заказчику достоверную информацию о себе и оказываемых образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах. Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до заказчика: объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по требованию заказчика).

Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую следующие сведения:

  • наименование (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя) исполнителя, которое должно содержать указание на организационно — правовую форму и характер деятельности (ст. 54 ГК РФ), а для высших профессиональных учебных заведений, согласно пунктам 5, 6 статьи 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», еще и статус, то есть вид образовательного учреждения (университет, академия или институт);
  • место нахождения (юридический адрес) исполнителя. Согласно статье 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах;
  • сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельство о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, даты регистрации, срока действия и органа, выдавшего свидетельство;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия заказчика, порядок их предоставления;
  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательного учреждения предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.
Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием регистрационного номера, даты регистрации и наименования зарегистрировавшего органа.
Данную информацию исполнитель обязан предоставить заказчику, о чем делается соответствующая запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика.

По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить:

  • устав исполнителя, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении исполнителя;
  • образцы договоров, в том числе договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг ;
  • основные и дополнительные образовательные программы;
  • перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных основных и дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«школа ______________» г. Москва

  1. Общие положения .
    1.1. Настоящее Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановлением правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом учреждения и иными нормативными актами Российской Федерации.
    1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва.
    1.3. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении.
    1.4 Школа «_______________» г. Москва вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.
    1.5. Платные дополнительные образовательные услуги — это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной Федеральным государственным образовательным стандартом.
    1.6. Оказание платных дополнительных образовательных услуг не может наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые учреждение обязано оказывать бесплатно.
    1.7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
    1.8. Платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться потребителям исключительно на добровольной основе. Отказ потребителя от предлагаемых платных дополнительных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
  2. Цели и задачи .
    2.1. Школа «_______________» г. Москва предоставляет платные дополнительные образовательные услуги с целью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
    2.2. Основными задачами, решаемыми учреждением при реализации платных дополнительных образовательных услуг, являются:
    — насыщение рынка образовательными услугами;
    — более полное обеспечение права обучающихся (воспитанников) и других граждан на образование;
    — реализация дополнительных образовательных программ;
    — адаптация и социализация обучающихся;
    — развитие творческих способностей, оздоровление обучающихся (воспитанников);
    — привлечение учреждением дополнительных источников финансирования.
  3. Перечень платных дополнительных образовательных услуг .
    3.1. Школа «_______________» г. Москва оказывает на договорной основе следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:
    — «Карамель» (обучение танцам);
    — «Йога – по черному»;
    -спортивные игры: «Баскетбол»;
    -спортивные игры: «Футбол»;
    -спортивные игры: «Волейбол»;
    Подготовка детей к школе:
    -«Английский язык малышам»;
    -«Волшебные ладошки»;
    -«Раз ступенька, два ступенька»;
    -«Пети па» (танец);
    -«По дороге к азбуке»;
    -«Занимательная математика»
    — «Робототехника»;
    -«Английский язык Кембриджа: начинающий»;
    -«Английский язык Кембриджа: продолжающий»;
    -«Английский язык Кембриджа: продолжающий 1-11»;
    -«Иностранный язык второй, немецкий»;
    Школьный репетитор:
    -«Русский язык»;
    -«Математика»;
    -«Алгебра»;
    -«Геометрия»;
    -«История;
    -«Юным умникам и умницам».
  4. Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг .
    4.1. Для организации платных дополнительных образовательных услуг Школа «_______________» г. Москва:
    4.1.1. Изучает спрос на дополнительные образовательные услуги и определяет предполагаемый контингент обучающихся (воспитанников);
    4.1.2. Создает условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся (воспитанников);
    4.1.3 На каждую услугу в учреждении разрабатывается и утверждается программа обучения;
    4.2. Руководитель Школа «_______________» г. Москва: издает приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг (с указанием должностных лиц, ответственных за организацию услуг с обозначением обязанностей, определением кадрового состава, занятого предоставлением услуг, списка лиц, получающих платную дополнительную образовательную услугу, времени работы групп и закрепленных помещений).
    4.3. Для выполнения работ по оказанию платных дополнительных образовательных услуг могут привлекаться как основные сотрудники учреждения, так и специалисты со стороны.
    4.4. С работниками, принимающими участие в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг, учреждение заключает дополнительные соглашения к трудовому договору или договоры. Утверждается график работы, расписание занятий.
    4.5. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются на условиях, определенных в договоре с заказчиком услуг. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика услуг. В договоре указывается характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
    4.6 Стоимость оказываемых платных дополнительных образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и заказчиком услуг в соответствии с утвержденными руководителем учреждения калькуляциями на каждый вид оказываемых услуг.
    4.7. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в свободное от основного образовательного процесса время.
    4.8. При оказании платных дополнительных образовательных услуг учреждение осуществляет:
    — ведение отдельного учета рабочего времени и составление отдельных графиков работы персонала;
    — ведение отдельного учета посещения занятий обучающимися по каждому виду услуг;
    4.9. Школа «_______________» г. Москва регулярно обеспечивает доступность (в том числе путем размещения на информационных стендах) для всех участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, воспитанников, педагогов) следующей информации:
    — наименование и место нахождения (адрес) учреждения;
    — сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
    — свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
    — сведения об учредителе учреждения (наименование, местонахождение, телефон, адрес электронной почты);
    — уровень и направленность реализуемых образовательных программ, формы и сроки их освоения;
    — перечень оказываемых платных дополнительных образовательных услуг;
    — условия оказания платных дополнительных образовательных услуг;
    — размер оплаты за оказываемые услуги;
    — образцы договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
    — перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    — расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг;
    преподавательский состав, участвующий в оказании платных дополнительных образовательных услуг;
    — ответственных за организацию платных дополнительных образовательных услуг;
    — нормативные акты, регламентирующие порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг
    4.10. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги производится через кредитные учреждения в размере и в сроки, определяемые договором.
    4.11. Сотрудникам, задействованным в организации и оказании платных дополнительных образовательных услуг в учреждении, выплата за организацию и оказание данных услуг производится в зависимости от объёма доходов, полученных от оказания услуг.
    4.12. Ответственный за организацию платных дополнительных образовательных услуг в учреждении несет ответственность за данную деятельность, своевременный поступление денежных средств за оказанные услуги, предоставление табелей учета посещения услуг, табелей учета рабочего времени по работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, оформления договоров с заказчиками услуг, договоров с работниками, задействованными в оказании данных услуг.
    4.13. Школа «_______________» г. Москва вправе осуществлять совместную деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг с организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, при условии заключения договора, определяющего порядок и условия совместного оказания услуг.
    4.14. Школа «_______________» г. Москвы предоставляет льготы на оплату платных образовательных услуг следующим категориям:
    — сотрудникам учреждения в размере 50% от стоимости договора;
    — многодетным и малоимущим семьям в размере 20% от стоимости договора (при предоставлении подтверждающих документов).
  5. Порядок получения и расходования средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг .
    5.1. Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг утверждаются планом финансово – хозяйственной деятельности учреждения. При исполнении плана финансово – хозяйственной деятельности Школа «_______________» г. Москва самостоятельно в расходовании средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
    5.2. Бухгалтерия учреждения ведет обособленный статистический и бухгалтерский учет всех операций по доходам и расходам средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг, составляет и представляет в установленном порядке отчетность.
    5.3. Доходы, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, распределяются следующим образом:
    на выплату заработной платы (с учетом страховых взносов) не менее 70%: из них Руководителю образовательного учреждения до 10% (согласно приказу Департамента образования):
    на прочие расходы до 30%:
    — на оплату коммунальных услуг до;
    — на оплату работ, услуг по содержанию имущества;
    — на оплату прочих услуг;
    — на увеличение стоимости основных и материальных запасов;
    — на оплату налога организации, работающей по УСН.
    5.4. Оплата труда сотрудникам, участвующим в организации платных дополнительных образовательных услуг производится на основании приказа руководителя Школа «_______________» г. Москва, табелей учета рабочего времени, сдаваемых в бухгалтерию учреждения. Оплата труда педагогическому персоналу устанавливается исходя из расчета стоимости одного часа образовательной услуги с учетом объема выполняемых работ (нагрузки).
  6. Права и обязанности исполнителя и заказчиков услуг .
    6.1. Школа «_______________» г. Москва имеет право:
    — разрабатывать программы, реализуемые как платные дополнительные образовательные услуги;
    — расходовать полученные средства от оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно утвержденного плана финансово – хозяйственной деятельности;
    — расторгнуть договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг в одностороннем порядке в случае противоправных действий заказчика услуг.
    6.2. Школа «_______________» г. Москва обязано:
    — нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время нахождения в учреждении;
    — реализовывать платные дополнительные образовательные услуги в срок, качественно и в полном объеме;
    — не допускать срыва занятий без уважительных причин;
    6.3. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг имеет право:
    — ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими в учреждении деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
    — вносить предложения по изменению условий договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг до его подписания;
    — выбрать предлагаемые платные дополнительные образовательные услуги;
    — расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
    6.4. Заказчик платных дополнительных образовательных услуг обязан:
    — обеспечить посещение платных дополнительных образовательных занятий потребителем;
    — предупреждать учреждение о пропуске занятий по уважительной причине;
    — заранее предупреждать учреждение о намерении прекратить получение платных дополнительных образовательных услуг;
    — своевременно вносить плату за оказываемые платные дополнительные образовательные услуги;
    — выполнять условия договора по оказанию платных дополнительных образовательных услуг;
    — соблюдать правила поведения, установленные в учреждении.
  7. Ответственность исполнителя и заказчиков услуг .
    7.1. Руководство деятельностью по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва возлагается на руководителя учреждения, который в соответствии с действующим законодательством:
    — осуществляет организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
    — несет ответственность за качество оказываемых учреждением платных дополнительных образовательных услуг.
    7.2. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и действующим законодательством Российской Федерации.
    7.3. В случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору об оказании платных дополнительных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, заказчик вправе по своему выбору потребовать:
    — безвозмездного оказания услуг в полном объеме;
    — соответствующего уменьшения стоимости оказанных платных дополнительных образовательных услуг;
    — возмещения понесенных им расходов.
    7.4. Претензии и споры, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, разрешаются путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны имеют право обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  8. Контроль за оказанием платных дополнительных образовательных услуг .
    8.1. Контроль за соблюдением законности в части оказания платных дополнительных образовательных услуг осуществляется Учредителем учреждения и другими органами и организациями, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции.
    8.2. Запрещается вовлекать обучающихся, воспитанников в финансовые отношения между их родителями (законными представителями) и учреждением.
    8.3. Работникам учреждения запрещается осуществлять незаконный сбор наличных денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников (оплату за оказанные и (или) для проведения платных дополнительных образовательных услуг), а также принуждение к получению платных дополнительных образовательных услуг.
    8.5. Бухгалтерия учреждения осуществляет финансовый контроль за операциями, проводимыми при осуществлении платных дополнительных образовательных услуг, учет поступивших от оказания платных дополнительных образовательных услуг денежных средств, их расходование, начисление оплаты за оказанные платные дополнительные образовательные услуги, начисление заработной платы работникам, задействованным в оказании платных дополнительных образовательных услуг, уплату необходимых налогов, предоставление отчетности о привлечении и расходовании средств, в соответствии с утвержденными формами и сроками.
  9. Заключительные положения .
    9.1. К случаям, не урегулированным настоящим Положением, применяются нормы законодательства Российской Федерации.

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Платные образовательные услуги оказываются школой на основании договора, заключенного между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Порядок и условия предоставления платных образовательных услуг определяются на основании Положения об оказании платных образовательных услуг и прейскуранта цен на оказание платных образовательных услуг.

Перечень платных образовательных услуг:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Наименование платной образовательной услуги

Учебные дисциплины

Кол-во часов в месяц

Стоимость оплаты в месяц, руб.

Адрес оказания образовательной услуги

Срок обучения

Группа художественного развития для детей в возрасте 9-10 лет

Станковая композиция

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

Группа художественного развития для детей в возрасте 8-9 лет

Декоративно-прикладное искусство

Станковая композиция

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

Группа художественного развития для детей в возрасте 7-8 лет

Декоративно-прикладное искусство

Станковая композиция

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

Арт-группа для начинающих

для детей

в возрасте

Основы изобразительной грамоты и рисования

Лепка и прикладное творчество

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

Группа музыкального развития

для детей

в возрасте 6 лет

Сольфеджио

Ритмика

Слушание музыки

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Группа раннего музыкального развития для детей в возрасте 5-6 лет (1,2 год обучения)

Сольфеджио

Ритмика

Слушание музыки

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Группа музыкального развития "Хоровое пение"

для детей в возрасте 5-6 лет

Сольфеджио

Ритмика

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

и ИЗО-ОТДЕЛЕНИИ

(1-й год обучения)

Специальность

Сольфеджио

Слушание музыки

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано", со сроком обучения 8 лет сверх установленного государственного задания

(2,3,4-й год обучения)

Специальность

Сольфеджио

Слушание музыки/музыкальная литература

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение" со сроком обучения 8 лет сверх установленного государственного задания

(1-й год обучения)

Хоровое пение

Фортепиано

Сольфеджио

Слушание музыки

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение" со сроком обучения 8 лет сверх установленного государственного задания (2,3,4-й год обучения)

Хоровое пение

Фортепиано

Сольфеджио

Слушание музыки/ музыкальная литература

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" со сроком обучения 5,7 лет сверх установленного государственного задания

(2,3-й год обучения)

Специальность

Сольфеджио

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Хоровое пение" со сроком обучения 3 года сверх установленного государственного задания

(2,3-й год обучения)

Основы музыкального исполнительства

Сольфеджио

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

Комплексная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения 5 лет сверх установленного государственного задания

(1,2,3-й год обучения)

Рисунок

Живопись

Станковая композиция

Прикладная композиция

Беседы об искусстве

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

Комплексная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области изобразительного искусства со сроком обучения 3 года

(1, 2, 3 год обучения) (комплекс)

сверх установленного государственного задания

Рисунок

Живопись

Станковая композиция

Прикладная композиция

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

ПРОЧИЕ ВИДЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

для детей и взрослых

Фортепиано

Аккордеон

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

по выбору

Обучение игре на музыкальном инструменте

(0,5 академического часа)

Фортепиано

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

по выбору

Углубленное изучение предметов и учебных дисциплин

Сольфеджио

Фортепиано

г. Москва,

б-р Адмирала Ушакова, д. 11

по выбору

Арт-курс «Живопись» для детей и взрослых

Живопись

г. Москва,

ул. Адмирала Лазарева, д. 57

После окончания полного курса обучения отделения платных образовательных услуг выдается документ установленного образца.

Порядок поступления на отделение платных образовательных услуг.
1. Пройти прослушивание, художественный просмотр или собеседование.
2. Оформить договор в 2-ух экземплярах.
3. Предоставить в учебную часть пакет документов: ксерокопию свидетельства о рождении обучающегося, фотографию 3х4, справку о состоянии здоровья обучающегося, заполнить согласие на обработку персональных данных.
4. Оформить квитанцию в бухгалтерии школы.