Детские книги        05.08.2021   

Проблемы новой системы дошкольного образования. Проблемы дошкольного образования. Диспут «Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения»

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.


«Современные проблемы дошкольного образования,
тенденции его развития и направления реформирования»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»

Иванова Наталья Николаевна,
преподаватель С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

Общепрофессиональная дисциплина ОП.05.«Теоретические основы дошкольного образования» (Профессиональный цикл учебных дисциплин).

Раздел 1. Отечественный опыт дошкольного образования

Тема 1.3. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

Количество часов: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации обучения: комбинированный урок

Технология «Развитие критического мышления» (см. Приложение 1)

Цель урока: Понимать современные проблемы дошкольного образования, ориентироваться в тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Задачи:

Дидактические:

· Познакомить с проблемами дошкольного образования в современной России;

· Показать тенденции его развития в свете Закона об образовании РФ и ФГОС дошкольного образования.

Воспитательные:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1).

· Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

· Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм (ОК 11).

Развивающие:

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).

· Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. (ОК 8).

Средства обучения:

· Комплект документов, в том числе на электронных носителях.Закон РФ “Об образовании”2012 г.; ФГОС дошкольного образования 2013 г.(проект). Формы для рефлексии «ПМИ».

Технические средства обучения:

· Компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

· Мультимедийная установка.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта занятия

структура

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

обучения

контроля

обучения

Средства

Развиваемые

Организационный этап

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

I фаза «Вызов»

Актуализация опорных знаний

Препод. обращает внимание обучающихся на название темы урока (на экране) и просит ответить на несколько вопросов.

. Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальн.

Целеполагание

Препод.предлагает студентам самим поставить цели урока.

Нацелить на рефлексию по методу «ПМИ»- обращает внимание на таблички, предлагает самостоятельно делать заметки по ходу занятия.

Определяют цель урока.Вместе с препод. формулирую т задачи урока.

Фронтальн.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Изучение нового материала:

Сообщение нового материала - рассказ преподавателя: проблемы и разработка ФГОС

Препод. с помощью проектора демонстрирует слайды «Совр. Проблемы ДО», дает пояснение.

Обучающиеся делают записи в тетрадь. «Подсказывают» проблемы, с которыми сталкивались на практике или в жизни.

Поддержка активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Лекция с визуализацией

Фронтальн.

Организует просмотр из Интернет фрагмента презентации

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости

Фронтальн.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документов.

Предлагает познакомиться с учебным материалом, по вопросам, размещенным в виде таблице на экране

Студенты читают материал, по мере понимания и осмысления новой информации заполняют графы таблицы.

индивидуальная

III фаза «Рефлексия»

Рефлексия.

ПМИ (Плюс -Минус -Интересно)

Сообщение необходимых заданий. Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Работа в паре. Озвучивание результатов.

парная работа

ОК 6 таблицы

Домашнее задание

Визуализаци ФГОС ДО: выполнение презентации или в схематических рисунках -кластерах.(на экране-схемы)

индивидуальная

Информационное обеспечение:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" опубликовано:1 декабря 2012 г. (в "РГ" - Федеральный выпуск №5976)

2. Российское образование Федеральный порталМинистерство образования и науки РФ http://www.edu.ru/

3. Комитет по образованию Санкт-Петербурга http://www.educom.spb.ru

Конспект занятия

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос:
. Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа?
. Почему?

Повторение материала:

Фронтальная беседа

1.Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ста вшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2.Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3.Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В .

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

· Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе).

· Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи).

· Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада).

· Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями).

- Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО).

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

5. Задачи.

6. Стандарт - основа для разработки…

7. Требования, устанавливаемые стандартом.

8. Образовательные области.

9. Виды деятельности детей дошкольного возраста.

10. Аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста.

11. Формы организации образовательного процесса.

12. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.

13. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

14. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Знакомство обучающихся с текстом ФГОС дошкольного образования 2013 г. Анализ документа.- 45 минут

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблички.

Слушание ответов учащихся, корректировка выводов.

Задание для самостоятельной работы. Визуализация ФГОС ДО: выполнение презентации в программах «PowerPoint», «Prezi» или в схематических рисунках в тетради. Сроки сдачи-10 октября 2013 г.

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии - трехфазовая структура урока

Технологические этапы

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

· сбор данных

· анализ текстов

· сопоставление альтернативных точек зрения

· коллективное обсуждение

· разные виды парной и групповой работы

· дискуссии

· направляет усилия учеников в определенное русло

· сталкивает различные суждения

· создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

· дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

· подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono ; род. 19 мая , Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины. Создатель концепции «нестандартного мышления ».

1. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

2. «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

3. «Что в этом интересного?» (?) запись различных интересующих человека фактов и мыслей.

Приложение 3

Уточнение понятий

* Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта.В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.

**Диверсифика́ция Назад

  • Вперёд
  • Обновлено: 29.09.2019 22:03

    You have no rights to post comments

    Выполнила магистрант 1 курса

    заочной формы обучения

    направления подготовки

    44.04.01 «Педагогическое образование»

    профиля подготовки «Управление

    дошкольным образованием»

    группы 17.1-629

    Шпурова Г.Д.

    старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 107

    комбинированного вида» Московского района г. Казани

    СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

    Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте. Однако в настоящее время в дошкольной образовательной системе существует ряд проблем.

    Одна из проблем- наполняемость групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги детского сада уделяют времени каждому ребёнку меньше, чем полагается. Главная особенность детского развития в учреждении- это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций. Этому ребёнок может научиться только во взаимодействии со сверстниками. Детский сад выступает как организация, предупреждающая «педагогическую запущенность ребёнка», ведь дети поступают из разных социальных семей. «Педагогически запущенный ребёнок» фактически имеет мало шансов для получения хорошего школьного образования.

    Следующая проблема- педагогические кадры. Фигура педагога является центральной в вариативном и разнообразном образовании. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. Педагогу необходимо знать не только образовательные методики, а разбираться в разных областях медицины, дефектологии, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике. Также активно участвовать в жизни детского сада, городских мероприятиях при том, что воспитатели работают три человека на две группы. Из-за этого может произойти педагогическое перегорание и стрессовые ситуации, которые негативно сказываются на здоровье педагога. А уровень зарплат дошкольных работников никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка. Многие педагоги не готовы к инновационным методам, работают, используя методику прошлых лет, что недопустимо в отношении современных детей. В ходе инновационного образования происходит слияние разпредметного содержания, что дает возможность образовывать новые формы интегрированного педагогического процесса. Учитывая индивидуальные особенности детей дошкольное образование необходимо строить при помощи партнерского общения ребёнка и взрослого. По ФГОС ДО педагогический работник, реализующий Программу, должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности, инициативы, взаимодействия в разных ситуациях, вовлечение в образовательный процесс. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, общедоступной, полифункциональной, вариативной, содержательно-насыщенной. В данном аспекте учитываются возрастные особенности, удовлетворение ребёнка в сенсорном развитии, учет психо-физиологических особенностях, удовлетворении в потребности ближайшего развития. В группе детского сада ребёнок должен себя чувствовать комфортно. Существует проблема отсутствие надлежащей соответствующей стандартам образовательной среды. Государство не выделяет должного финансирования на данный аспект. Педагоги не всегда правильно могут оформить документы при безвозмездном дарении родителями детскому саду игрушек в группу, где находится их малыш. Так же плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми. Поэтому специалисты должны приобретать за свой счет, и стоимость их не низкая.

    Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

    Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

    Согласно СанПину дети должны каждый день находиться на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, и на этот момент также необходимо финансирование.

    Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

    На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителя нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, методы, развивает коммуникативную сторону, проявляет творчество, инициативу, развиваются различные виды деятельности. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка.

    Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей- -инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

    Развитие инклюзивного образования в России - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности. Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.

    Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

    Литература

      Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 29-30.

      Лашков Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//Концепт-2013-Спецвыпуск № 6.- ART 13556/-0,4п.л- URL : htt ://е- koncept . ru /2013/13556. htm .-Гос.рег.Эл№ФС7749965.- ISS №2304-120Х.

      Марина Лемуткина Заголовок в газете: Отдохнуть от детства. Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26958 от 9 ноября 2015 Тэги: Школа, Дети, Общество, Власть Места: Россия, Москва

      ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е. С. Попова ДОД ЦДТ «Азино», г. Казань, республика Татарстан, Россия

    Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

    За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.

    Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.

    Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно странным образом подменяется стремлением сверх меры "загрузить" ребенка в начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

    Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения, удовлетворяя его, "совершенствуют" систему подготовки педагогов и продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в возрасте 3-10 лет.

    Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы отношения ребенка к школе, учителю и учению.

    Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений, статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как правило, в начальной и средней школе.

    Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы. Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного отношения ребенка к учению.

    Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом внедрять гуманистическую педагогику.

    Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу, старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а также психические и индивидуальные особенности ребенка.

    На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

    Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога, способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической технологии.

    Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней. Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий, обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

    Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае, если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.

    Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира. Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке) различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

    Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования Личности.

    Овладение новой педагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать мир.

    Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста, что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного образования.

    В результате анализа статей из журнала «Дошкольное воспитание» составляется опорная схема, отражающая основные направления гуманизации педагогической работы в ДОУ :

      изменения форм общения с детьми (переход от авторитарных форм взаимодействия к личностно-ориентированному общению);

      отказ от излишней идеологизации учебно-воспитательной работы в ДОУ, изменение форм и организации обучающих занятий, сокращение их числа;

      насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

      изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

    3. Сравнительный анализ образовательных программ.

    При выполнении данного задания студенты готовят презентацию одной из образовательных программ. Сообщение должно включать:

      теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

      принципы построение программы;

      структуру программы, характеристику её основных компонентов.

      методическое обеспечение программы, его характеристика;

      отличительные особенности изучаемой программы;

      субъективную оценку достоинств и спорных позиций программы.

    Анализу подвергаются комплексные и парциальные программы, используемые в практике работы ДОУ.

    4. Сочинение на тему «Проблема подготовки кадров и пути их решения». Список дополнительной литературы

      Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5.

      Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 148-155.

      Примерный устав ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 156-168.

      Примерный договор между ДОУ и родителями / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 168-172.

      Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6.

      Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

      Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -1991. - № 11.

      Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофевой. - М., 1999.

    Тема «Роль семьи в социализации ребенка»

    План:

    1. Типы семей и комфортность ребенка в них

    Субъективная оценка комфортности ребенка в разных типах семей. Определение основных компонентов комфортности:

      уважение к личности ребенка;

      учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

      полноценное общение со взрослыми.

      организация предметно-пространственной среды жизни ребенка;

    2. Функции современной семьи

    На основе литературы и собственного опыта необходимо обозначить проблемы современной семьи, показать взаимосвязь выполняемых ею функций.

    3. Диспут «Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения»

    При подготовке диспута студентам необходимо изучить литературу по проблеме, подготовить краткие сообщения по разным вопросам социально-демографического положения в РФ. Диспут проводится в форме «круглого стола», где каждый участник высказывается по теме, предлагает пути решения той или иной проблемы.

    4. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям . Подготовить тезисы доклада для родителей детей, поступающих в ДОУ:

      организация жизни ребенка в семье в период его привыкания к условиям ДОУ;

      единство требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей и др.

    Заслушивание и обсуждение докладов, помогающих родителям облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ. Доклады оформляются как материал для «Уголка родителей».