Литература        14.01.2022   

Птолемей второй. Птолемей II Филадельф - Династия Птолемеев - Династии Древнего Египта - Каталог статей - Древний Восток. Боевые действия в Малой Азии

Иудея под властью Птолемеев

Птолемей I Лаг

Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н. э. полководцы Александра стали воевать друг с другом за обладание покоренными землями. Эти войны вошли в историю под названием "войны диадохов" (диадох - в переводе с греческого - наследник).

Птолемей был одним из ближайших друзей Александра. Не раз он выполнял самые трудные поручения великого полководца. После смерти Александра он считал, что держава должна перейти в крепкие руки. Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, был правителем Египта в 324-283 гг. до н. э. Около 20 лет потребовалось ему на то, чтобы отвоевать Иудею у Селевкидов. Боевые действия велись на территории Эрец Исраэль. Иерусалим несколько раз переходил то к одному правителю, то к другому. По рассказу летописцев, Птолемей I легко овладел городом, напав на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках. В 301 г. до н. э. Иудея окончательно перешла под власть Птолемея I.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем I, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия Египетская, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго удерживали Иудею под своей властью.

Историки утверждают, что с покоренными народами Птолемей I Лаг обращался справедливо. Уведенных из Иудеи пленных поселил в Александрии и предоставил им все гражданские права. Способных еврейских воинов он назначил начальниками армии и доверил им охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, пришедшим в их страну вместе с завоевателями греками.

В самой Иудее Птолемей I оставил за жителями ту же свободу управления, что и при персах. Внутренними делами заведовал первосвященник при помощи Санѓедрина. Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он отвечал за своевременную выплату налогов и поддержание мира в Эрец Исраэль.


Птолемей II Филадельф. Септуагинта - перевод семидесяти

После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф (царствовал в 283-247 гг. до н. э.), при котором положение евреев стало еще лучше. Новый правитель окружил себя греческими учеными и поэтами, заботился о развитии в своей стране наук и искусств. При его дворе в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов.

Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских мудрецов, Птолемей II обратился к первосвященнику Иерусалима Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 70 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинники Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд. По одному из существующих преданий, каждый получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. По окончании работы выяснилось, что все 70 переводов совершенно одинаковы.
Другое предание повествует, что переводчики постоянно советовались друг с другом, подолгу обсуждая детали перевода Священного текста.

Перевод был вручен Птолемею II в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи в основном говорили по-гречески. Многие из них уже не могли читать Тору на родном языке. Позднее были сделаны переводы и остальных книг Танаха. Через эти переводы эллинистический мир открыл для себя совершенно иную религию, культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название "Септуагинта" - "перевод семидесяти".

До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают, что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире и оказал на него большое влияние. К тому же перевод Торы на греческий язык дал возможность евреям, утратившим знание своего языка, оставаться верными религии предков.

Другие считают перевод Торы катастрофическим событием в жизни еврейского народа. По их мнению, миру была открыта книга, которую Бог даровал только еврейскому народу. Добавим, что тексты, подобные Священному писанию, невозможно точно перевести на любой другой язык.


Птолемей III Эвергет

При Птолемее III Эвергете, правившем в 246-221 гг. до н. э., Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари хотели вернуть себе Иудею. Они склонили на свою сторону первосвященника и знать и уговорили их отказаться от платежей египетскому царю. Птолемей III отправил в Иудею посла со строгим требованием немедленной уплаты 20 талантов серебра (1 талант 21,5 кг), грозя наказать непокорных.

В Иерусалиме вновь разгорелись споры. Сторонники египетского владычества отправили молодого племянника первосвященника Йосефа, сына Товии, в Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея III. Льстивыми речами и богатыми подарками Йосеф сумел расположить к себе царя и убедить его в верности иудейского народа.
Птолемей III назначил Йосефа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение был отдан отряд из 2000 солдат. Двадцать два года Йосеф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее и способствовал установлению в ней греческих порядков. Евреи из богатых слоев общества стали все больше подражать жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более отдалялись от еврейских обычаев.


Птолемей IV Филопатор

Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе, который правил в 221-205 гг. до н. э. Сирийский царь Антиох III Великий угрожал Иудее. Он уже завладел Галилеей и землями к востоку от Иордана. Птолемей IV сумел разбить сирийцев и вернуть завоеванные земли. Современники полагали, что после этого удачного сражения Птолемей IV мог начать успешное наступление и отобрать все земли у Антиоха III. Но царь больше любил веселье и праздники, чем военные походы.

Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерусалим и принести жертву в Храме.

Вскоре Птолемей IV прибыл в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору. Войдя в передние помещения Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей, ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Иосиф Флавий рассказывает, что как только царь ступил на порог священного покоя, ноги его подкосились, и он упал в изнеможении, так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию, он возненавидел евреев и их веру.

Сведения об этих событиях сохранила для нас Третья Книга Маккавеев, которая была написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея IV Филопатора. Главной целью автора книги было возвеличивание Храма, рассказ о проявлениях Божественной силы, а не изложение строгих исторических фактов. Вот почему книга больше похожа на литературное произведение и не все изложенные в ней события можно считать научно подтвержденными.


Изменения в хозяйственной жизни Иудеи

Военные действия между Египтом и Сирией приносили с собой гибель и разорение для жителей Эрец Исраэль. Даже когда военные действия не велись на ее территории, экономические потери были огромны. Армии воинов в сопровождении бесконечных обозов, купцов, женщин, детей и собственных рабов солдат захватывали города, присваивали запасы, грабили деревни. При обычной численности армий в 80 000 пеших солдат и 8000 всадников Эрец Исраэль вынуждена была кормить около 300 000 человек и огромное количество скота - лошадей, ослов, мулов и верблюдов.

Все население было обязано платить налоги на землю и урожай, которые доходили до 1/3 от урожая зерновых и 1/2 от урожая фруктов. При греческом владычестве изменилось и положение рабов. Если раньше человек за долги поступал в зависимость к местному хозяину и оставался жить в своем поселении, то теперь продажа рабов за пределы Эрец Исраэль стала массовым явлением.

Но вместе с завоевателями в Иудею пришли и технические усовершенствования. Примитивная ручная мельница, в которой зерно мололи с помощью каменного жернова, была вытеснена греческой мельницей, в которой ручной труд был необходим только в начале работы.

В это же время появляются масличные давильные машины и прессы для производства вина. Появляется и вертикальный ткацкий станок. Воду поднимали с помощью ворота и "бесконечной" веревки. Возможно, к этому времени относятся и некоторые усовершенствования плуга.

В гончарном деле произошли серьезные изменения - гончары стали работать на круге, который приводился в движение ногами. Руки освободились для создания изысканных форм. Для небогатых покупателей гончары стали покрывать изделия из глины глазурью - и их с трудом можно было отличить от серебряной и золотой посуды, которая была в моде у аристократов.

Даже в освещении произошли перемены. Традиционно в Палестине использовали открытое блюдце, край которого слегка загибался, чтобы поддерживать фитиль, - в блюдце наливалось масло, и светильник был готов. Теперь же стали появляться "греческие лампы" - маленькие, черно-глазированные, с насадкой для фитиля, они дольше горели, экономили масло и фитили, были более безопасными.

Вопросы к главе
1. Попытайся выделить в рассказе о создании перевода Торы на греческий язык исторические и мифические элементы.
2. Узнай у учителя традиции, какие еще существуют мнения по поводу перевода книг Танаха на греческий язык.
3. Составь общее описание жизни еврейского народа под властью династии Птолемеев.
4. Кто был главным противником Птолемеев в борьбе за обладание Иудеей?
5. Расскажи об основных занятиях евреев Эрец-Исраэль.
6. Найди на карте столицу царства Птолемеев Селевкидского царства.


Исторические источники

Греческий историк Агафархид о причинах падения Иерусалима

При чтении отрывка обрати внимание на отношение историка Агафархида к соблюдению евреями предписаний Торы.

[…] Существует народ, называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерусалимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота. […]
Иосиф Флавий

1. Каково отношение Агафархида к Птолемею Лагу? Объясни свое предположение.


Описание захвата Иерусалима у Иосифа Флавия

Сравни этот отрывок с описанием Агафархида.

[…] Птолемей овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Чем отличается это описание от предыдущего?
2. Как оно характеризиует Птолемея I?


Описание заселения евреями Александрии Египетской

При чтении отрывка обрати внимание на положение пленников в Александрии.

[…] Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерусалима, […] повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что жители Иерусалима отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного ими слова […] он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Какие качества жителей Иерусалима отмечены в отрывке?


Книга Маккавеев III о посещении Храма Птолемеем IV

При чтении отрывка обрати внимание на то, как изменялось отношение Птолемея к святости Храма.

[…] 9. Прибыв же в Иерусалим, Птолемей принес жертву великому Богу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. И когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием и, удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему, когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал, раз это уже сделано, то не должно ли ему войти, хотят ли они того, или не хотят. […]
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Всевышнего, чтоб Он помог в настоящей нужде и не допустил такого беззаконного надменного поступка. […]
25. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания стонали, как бы умирая уже за осквернение священного места. […]
Книга Маккавеев III, 1:9-25

1. Найди в тексте слова, которые показывают отношение автора к происходящим событиям.
2. Почему Птолемей IV так стремился попасть в святилище еврейского Храма?

Птолемей I Сотер и основание династии Лагидов

Египетское царство, основною частью которого была защищенная пустынями долина Нила и к которому на западе от Нила принадлежали греческий Пентаполь (Киренаика) и соседние части Африки, на востоке временами Палестина, Финикия, изобиловавший кедровыми лесами Ливан, Келесирия, Антиливан и часть остальной Сирии до Дамаска и дальше, нередко и владычествующий над морем остров Кипр, достигло при первых Птолемеях (или Лагидах) очень высокого материального благосостояния. Уже первый Лагид, Птолемей Сотер («Спаситель») [ум. 283 г.] положил основание всему тому, на чем опиралось величие Египта: сформировал большое войско и сильный флот, устроил строго определенный порядок в администрации, финансах и судопроизводстве под неограниченной властью царя, оказывал покровительство ученой деятельности, имевшей впоследствии своим центром знаменитый Музей, соединенное с царским дворцом громадное здание, в котором помещалась огромная библиотека и жили ученые и поэты.

Птолемей II Филадельф

Сын и наследник Птолемея Сотера, Птолемей Филадельф развил и упрочил начатое отцом. Он расширил государство: ходил далеко в Эфиопию (в 264 – 258 годах), содействовал уничтожению владычества жрецов в Мероэ (I, 186), ввел это государство в связь с миром греческой культуры, покорил троглодитский (абиссинский) берег, покорил сабеев и гомеритов южной Аравии. Он открыл для египетских купцов путь к торговле с северо-западом, заключив по удалении Пирра из Италии союз с Римом; это дало восточным товарам свободный доступ в италийские гавани (стран. 168). Он окружил себя великолепным двором, неслыханно роскошным, украсил свою столицу, сделал ее центром всех тех умственных и материальных наслаждений, какие могут быть доставляемы богатством и образованностью.

При Птолемее Филадельфе сумма денег, лежавшая в царской казне, простиралась до 740,000.000 египетских талантов (более 825 миллионов руб.); доходы возросли до 14.800 талантов (более 16.500,000 рублей); богатство Египта было так велико, что даже Карфаген делал займы в Александрии. Войско и флот были огромны. Птолемей Филадельф имел 200.000 человек пехоты, 40.000 конницы, 300 слонов, 2.000 боевых колесниц, 1.500 военных кораблей, 800 яхт, роскошно украшенных золотом и серебром, 2.000 мелких судов, и запас оружия на 300.000 воинов. По всему государству стояли гарнизоны, державшие все в покорности царю. Феокрит, восхваляя Птолемея Филадельфа. говорил: «Прекрасный царь Птолемей владычествует над богатым Египтом, в котором иного городов; служат ему части Аравии и Финикии; повелевает он Сириею, Линиею и эфиопскою землею; его велениям повинуются памфилийцы, копьеносные киликияне, ликийцы, воинственные карийцы, Кикладские острова, – потому что могуществен его флот, и покорны его власти все берега и моря и шумные реки. Много у него конных и пеших воинов, одетых в блестящие латы. Но мирно, в спокойной безопасности трудится народ, потому что не приходят к Нилу неприятельские воины с диким криком грабить селения, не выпрыгивают из кораблей враги на берег Египта тревожить стада. Птолемей, искусный воин, охраняет обширные поля; храбрый царь, он заботливо оберегает владения, наследованные от отца, и увеличивает их своими приобретениями».

Птолемей II Филадельф (предположительно)

Птолемей Филадельф любил заботы о внутренних делах царства больше, чем войну, но не пропускал удобных случаев увеличивать свои владения. Он отнял у второго царя династии Селевкидов Финикию и Палестину, из-за которых было много войн между египетскими и сирийскими царями, овладел землями южного прибрежья Малой Азии: Киликиею, Памфилиею, Ликиею и Кариею, и для упрочения своего господства над ними основал новые города (Беренику, Филадельфию и Арсиною в Ликии), старался обеспечить свои завоевания от нападений договорами и брачными связями.

В залог мира с сирийским царем Антиохом II он отдал за него свою дочь, красавицу Беренику. Она была отправлена в Антиохию с блестящею свитою. Но любви к Беренике, Антиох прогнал от себя прежнюю жену, Лаодику и её детей. Но когда он в следующем году поехал в Малую Азию, Лаодика сумела снова сблизиться с ним; она хотела мстить, отравила в Эфесе царя, доставила престол своему сыну Селевку II, названному Каллиником («победоносным»), и потом бесчеловечно умертвила ненавистную Беренику и всех её приверженцев. Подкупленный Лаодикою телохранитель убил малютку, сына Береника; мать, в ярости отчаяния, бросила в убийцу камень и убила его, и сама была убита, по приказание Лаодики, в Дафнийском святилище. Известие об ужасной смерти дочери ускорило смерть Филадельфа.

Птолемей III Эвергет

Преемник Филадельфа, Птолемей III [Эвергет, 247–221 г.], во всем державшийся политики отца, пошел в Сирию отмстить за сестру. Незадолго перед тем он женился на Беренике, царице Киренской, убившей изменившего ей первого мужа, Деметрия Прекрасного, сына Деметрия Полиоркета . При начале войны, она обещала принести свои прекрасные волоса в дар богам, если её муж возвратится с победою. Муж возвратился; она отрезала свои волоса и принесла их, в храм. Они исчезли; астроном Конон объявил, что они перенесены богами на небо, и дал одному из созвездий название «волос Вероники».

Мы очень мало знаем и о войне Птолемея III с Сириею, – третьей сирийской войне, как о первых двух. Она длилась три года и поколебала слабое сирийское царство. Птолемей раздвинул границы своих владений далеко на север и восток, проложил новые пути египетской торговле. Адульская надпись, в которой он, по примеру фараонов, хвастливо перечисляет свои подвиги, говорит: «Великий Птолемей пошел в Азию с пешим и конным войском, с флотом, с троглодитскими и эфиопскими слонами, которых отец его и он поймали в этих странах и обучили в Египте военной службе. Покорив своими войсками и слонами все земли до Евфрата, Киликию, Памфилию, Ионию, Геллеспонт и Фракию и царей их, он перешел Евфрат, завоевал Месопотамию, Вавилонию, Сузиану, Персиду, Мидию и остальную землю до Бактрианы, и, повелев разыскать все святыни, увезенные из Египта персами, и вместе с другими сокровищами отвезти в Египет, он послал свои войска по каналам...» (по каналам низовья Евфрата и Тигра). Это поход, о котором у пророка Даниила говорится: «Восстанет отрасль от корня её» – убитой дочери южного царя, т. е., Береннки – «придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится; даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет» (Дан. XI, 7, 8). Добыча, взятая Птолемеем, была действительно громадна: 40,000 талантов серебра, 2.500 драгоценных изваяний и сосудов. В благодарность за то, что он возвратил в египетские храмы священные вещи, взятые из них Камбизом и Охом, египтяне дали ему название «благодетеля» (в греческом переводе, «Эвергета»), бывшее эпитетом бога Осириса. – Сирийский царь, силы которого были ослаблены раздорами в государстве, заключил перемирие на десять лет, согласившись оставить во власти победителя Финикию, Палестину и южный берег Малой Азии. Египет при Эвергете был, по выражению Полибия, «подобен крепкому телу с широко раскинутыми руками».

Птолемей IV Филопатор (Трифон) и Птолемей V Эпифан

При Птолемее Филопаторе или Трифоне («Гуляке») , жестоком и развратном, начинается упадок египетского царства. Продолжительная война с Антиохом III, царем сирийским, разорила государство и. хотя египтяне одержали победу при Рафии (смотри ниже), кончилась тем, что Филопатор утратил свои владения по Ливану и в Малой Азии. Кроме того, римляне приобрели повод вмешаться во внутренние дела Египта. По смерти Филопатора влияние римлян усилилось: они взяли на себя опеку над его малолетним преемником, Птолемеем Эпифаном , и следующие египетские цари находились в полной зависимости от римлян. Плодородный Египет был важен для них тем, что они получали оттуда много хлеба.

При трех первых Птолемеях Египет был могущественным государством, и новая столица его, Александрия, стала центром искусств, богатым городом, превзошла своим великолепием столицы фараонов, Мемфис и Фивы. Торговля и промышленность процветали в Египте. Много содействовало этому выгодное положение страны. Египет вел торговлю с Аравиею, с Индиею; был исправлен, сделан снова судоходным канал Нехо (1,195); египетские караваны ходили через пустыню к народам юга и запада, египетский флот очистил Средиземное море от разбойников, и много египетских торговых кораблей плавало по нем; на берегу Чермного [Красного] моря были основаны города и фактории; важная в торговом отношении Финикия, Палестина, южный берег Малой Азии, многие острова, в том числе Самос и Киклады, были присоединены к царству Птолемеев; даже во Фракии были завоеваны портовые города (Энос, Маронея, Лисимахия). Главными деятелями культуры и промышленности в Египте были греки, расселившиеся по всей стране, особенно в городах; под их влиянием, туземцы покинули прежнюю свою упорную неподвижность быта, приняли участие в новых видах деятельности. Но первые Птолемеи проводили преобразования очень осторожно, чтобы не возбудить неудовольствия в народе, исполненном предрассудков, привязанном к старине. Они не делали крутых реформ, оказывали уважение к египетским жрецам, храмам, законам, оставляли неприкосновенными иерархическое устройство, деление на касты, туземное богослужение, сохранили разделение Египта на области (номы), введенное, по преданию, Сезострисом и находившееся в тесной связи с аграрным устройством густонаселенной страны. Религия при Птолемеях была слиянием греческих элементов с туземными. Основанием её было служение Серапису и Исиде, получившее великолепные формы; в это служение был перенесен греческий культ подземных божеств (I, 149). – Александрия стала центром космополитской литературы, принимавшей в себя элементы цивилизации всех культурных народов, распространявшей их по всему цивилизованному миру и, таким образом, вырабатывавшей из всех прежних национальных культур одну, общую всем цивилизованным народам. – Греческий язык стал в Египте языком двора, администрации и судопроизводства.

Зайцев сын

Эордея - это местность в Верхней (то есть, в горной) Македонии, которую, по сведениям некоторых античных авторов, заселяло иллирийское племя эордов . Впрочем, ко времени правления царя Филиппа II тамошние аборигены считались такими же македонцами, как и все остальные. Именно из Эордеи происходил Лаг[ос] (по одной из версий имя сие означает Заяц , вот только почто злобные родители так могли назвать мальчика - великое ХЗ, хотя это могло быть и прозвище, но тоже, гм, не самое героическое), человек на самом деле достаточно неизвестный, ибо, как это часто бывает, попал он в поле зрения историков лишь после смерти, стараниями своего сына. Ну а поскольку в те стародревние времена великим царям было как-то некомильфо происходить от невеликих людей, то личности их прародителей быстрее обрастали легендами, нежели достоверными сведениями. В общем, жил-был Лаг из Эордеи, то ли просто человек, то ли "аристократ", а то ли вообще племенной князь эордов - достоверно этого уже так и не установить.

Филипп[ос] II - недостоверный отец Птолемея

И была у Лага жена Арсиноя . По одной из версий, сильно похожей на неправду, которую придумали, чтобы обеспечить будущему фараону царское происхождение, она была наложницей Филиппа II, которую он, едва девушка от него забеременЕла, отдал за Лага. И по этой версии получалось, что родившийся в семье сын Птолемей[ос] (воин - от полемос , война) - бастард царя и брат царевичей Александр[ос]а и Арриде[йос]я (будущие цари Александр III и Филипп III ). Однако многие историки в достоверности оной "легенды египетских народностей" сильно сомневаются. По другой версии, Арсиноя просто была принцесса из рода Аргеадов , к которому принадлежали и цари Македонии, так что легитимность своих посягательств на монаршество сын унаследовал от нее. Впрочем, велика вероятность и того, что, как и Лаг, Арсиноя была "просто женщина", сыну которой повезло.

Родился мальчик где-то между 367 и 360 годами (тут и далее все даты - до н.э.) - историки спорят, данные рознятся. Помимо него, известен как минимум еще один сын Лага и Арсинои - Менелай[ос] . Есть версия, что после смерти Арсинои Лаг женился вторично на Антигоне , племяннице Антипатра , известного полководца царей Филиппа II и Александра III и регента Македонии. И в этом-де браке родилась Береника , единокровная сестра и будущая вторая жена Птолемея, царица Египта. Однако другие источники называют отцом Береники I некоего Маг[ас]а . В общем, всё у них в семье было промискуитет запутано и непросто...


Птолемей I Лагид (гига-тыц)

Итого, Птолемей Лагид имел все основания заявлять, что его прославленные предки начинаются с него. Впрочем, первые 20-25 лет жизни он провел в тени, ничем особо не выделяясь, как верный слуга царевича Александра и один из его ближайших друзей. Они вместе бежали от гнева Филиппа II в Эпир, а когда принц вернулся и стал царем, Птолемей вошел в "ближний круг". В начале Восточного похода он лишь дважды "попадает в анналы" - упомянут во время сражения при Иссе в числе "командиров второго звена", а в сражении при Персидских воротах во главе 3000 воинов отличился несколько двусмысленно - захватил персидский лагерь.

За эти, или же за какие-либо иные, заслуги в 330 году "друг детства" был назначен одним из 7 (или 10) телохранителей царя - соматофилаксов , заменив казненного по обвинению в заговоре и измене Филоту , сына Парменида. Эти люди были не просто стражей монарха, а его ближайшими помощниками, и практически все (кто уцелел в походах и боях) сделали неплохую карьеру. Вот и Птолемей дождался своего шанса - когда в 329 году сатрап бактрии Бесс[ос] убил персидского царя Дария III Кодомана и провозгласил себя царем Артаксерксом V , Александр послал вдогонку (ибо новый царь, аки заяц, кинулся удирать в Согдиану) за ним именно Птолемея. Которому удалось схватить последнего представителя династии Ахеменидов и доставить живым к своему хозяину, который и повелел узурпатора казнить.

Александр III Македонский, верный хозяин Птолемея

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9

толемей стал править страной еше при жизни отца. Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру и по отцу и по матери, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. За любовь к сестре-жене был прозван Филадельфом. Птолемей II получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости.

Он убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевез прах из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта.

Во внешней политике он старался избегать борьбы и действовал путем ловких вмешательств и переговоров.

В 280 г. до н. э., воспользовавшись тяжелым положением Сирийского царства, Птолемей отнял у самые южные области Сирии, овладел даже Дамаском. Брат Птолемея по матери Беренике I, Магас, получивший благодаря ей наместничество в Кирене и обручивший свою дочь с сыном Филадельфа, в 274 г. до н. э. повел войско из Кирены на Египет. Птолемей, укрепив проходы, ожидал наступления киренских войск, но Магас так и не напал на него, так как вынужден был покорять отпавшие от него племена кочевых ливийцев. Птолемей хотел преследовать его, но тоже не смог этого сделать из-за начавшегося восстания наёмников-галатов. Магас не успокоился на этом и втянул в войну азиатского царя . В 265 г. до н. э. Птолемей посылал к берегам Греции свой флот, чтобы действовать против македонского царя . Но флот этот был разбит при Косе.

После второй сирийской войны (266-263) Птолемей удержал за собой Финикию, Ликию, Карию и много прибрежных городов (напр. Кавн, Ефес). Он вмешивался в дела Греции, с целью приобрести Кикладские о-ва и помешать возвышению Македонии (так называемая Хремонидова война, 266 г.).

Дети у Птолемея родились не от сестры Арсинои, а от дочери Лисимаха. Сестра же его умерла бездетной. По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений.

В делах коммерческих он поддерживал сношения и с Римом: оттуда получались сырые товары, перерабатывавшиеся на египетских фабриках. При его дворе мы встречаем множество известных ученых и поэтов того времени (Каллимаха, Феокрита, Манефона, Эратосфена, Зоила и др.). Птолемей II был большим библиофилом; при нем настолько увеличилась публичная библиотека, что при музее была основана новая. Он старался собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия.

Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. Он возвел много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком.

Убийство дочери его Береники, отданной замуж за , вызвало III-ю сирийскую войну (247-239), которую начал и кончил его преемник и сын - .