Здоровье        25.04.2022   

Сочинение. Что такое Чичиковщина? в поэме Н. Гоголя «Мертвые души. "Кто же он? Стало быть, подлец?" (образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя) В его губернию въезжаешь как в рай

Вместе с художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он когда-то читал, но забыл, про что там написано. Сейчас объясним про «Мертвые души» – не так про них нам в школе рассказывали.

Изучили мы первый том «Мертвых душ» вдоль и поперек. И поняли: а ведь хороший человек Чичиков. Непонятно, почему его все жуликом считают.

Вкратце сюжет. Павел Иванович Чичиков, чиновник в отставке, приезжает в город NN. Тут же знакомится с губернатором (вот времена были – с губернатором первый встречный мог познакомиться).

Потом Чичиков едет по окрестным помещикам и предлагает купить у них мертвые души – то есть тех крестьян, которые умерли, но по документам еще числятся живыми. Покупает штук четыреста, возвращается в город NN , оформляет документы по покупке. Тут в NN приезжает помещик Ноздрев, рассказывает, как у него Чичиков пытался мертвые души купить, но он не продал. Ноздреву не верят. Но следом помещица Коробочка приезжает чтобы узнать, почем нынче мертвые души, не прогадала ли она.

Тут все: ах! какой кошмар! какая афера! Чичиков, наверное, вообще разбойник.

А Чичиков спокойно себе живет в гостинице, ничего не знает. Потом идет в гости к губернатору – а его уже не пускают. Чичиков уезжает из города.

Том заканчивается знаменитым гоголевским отступлением «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Что было дальше – неясно. Потому что второй том Гоголь написал, но то ли сжег его по ошибке, то ли сжег сознательно. То ли его украл граф Толстой (не Лев Николаевич, а Александр Петрович), в доме которого Гоголь умер.

Должен был быть еще и третий том – но Гоголь его просто не написал.

Поэтому что нам хотел сказать Гоголь про Чичикова, можно только домысливать.

Из того, что нам доступно, не очень понятно, что ж такого плохого Чичиков сделал. У него, у Чичикова, был план – купить 1000 мертвых душ по дешевке, под них взять ссуду в банке по 200 рублей за душу. На эти 200 тысяч купить имение и сделать его рентабельным хозяйством.

Фактически это рассказ про трудности российских стартапов в сельском хозяйстве. Банк не дает юному фермеру ссуду без залога. Фермер придумывает схему – покупает в залог мертвые души, освобождая тем самым от налогов помещиков (они должны их платить за крестьян, еще числящихся живыми) и даже доплачивает им (у Коробочки он купил 18 душ за 15 рублей, у Плюшкина – 198 душ по 32 копейки за штуку. Манилов 100 душ подарил. Собакевич продал порядка сотни по 2,5 рубля за душу).

Понятно, что и сам Чичиков ничего криминального в своей деятельности не видел (небольшой обман банка – к тому же несвершившийся еще – не в счет) – иначе не стал бы спокойно сидеть в городе NN , ожидая разоблачения.

Некоторые считают, что Чичикова подвела агрессивная маркетинговая политика – не надо было так напористо требовать мертвых душ у помещиков.

А мы подозреваем, что во всем виноват граф Александр Петрович Толстой, который утащил второй том «Мертвых душ» (и что там про Чичикова Гоголь написал – никто не знает). Доказательств вины графа Толстого, конечно, никаких. Но не зря же он был обер-прокурором Синода. Не доверяем мы ни Синодам, ни обер-прокурорам.

А художник Виктор Богорад считает, что вся книжка Гоголем вообще написана ради строчек про птицу-тройку и куда несешься ты. А Чичиков – так, для объема.

Очень вопрос про «куда несешься ты? дай ответ» Богорада занимает.

Сергей Балуев

Что такое Чичиковщина? в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” принадлежит к тем не-устаревающим произведениям искусства, которые являются масштабными художественными обобщениями, направленными на решение коренных проблем человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников. Чичикова) Гоголь усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Истоки духовной пустоты человека кроются, по мысли писателя, не только в социальных условиях, но и в особенностях психического склада личности (в равной степени относятся к “мертвым душам” и помещики-крепостники, и делец-приобретатель Павел Иванович Чичиков).
Приемы реалистической типизации Гоголя прекрасно уловил Пушкин. “Он мне говорил всегда,- вспоминает автор “Мертвых душ”,- что ни у одного писателя не было этого дара - выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. Именно поэтому персонажи гоголевской поэмы - это, говоря словами В. Г. Белинского, “знакомые незнакомцы”.
Образ дельца-приобретателя Павла Ивановича Чичикова типичен. Беда, однако, не в том, что Павел Иванович - делец (сейчас, например, в нашу жизнь все шире входит слово “предприниматель”), а в его духовной ущербности, замаскированной пошлости. Мертвенность Чичикова подчеркивается полным отсутствием перемен в его духовной жизни, погруженностью в суету. Бричка Павла Ивановича долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Судьба героя, как показывает Гоголь, вечно возвращается “на круги своя” (каждая новая афера кончается разоблачением, которое, в свою очередь, не мешает “непотопляемому” Чичикову вновь и вновь начинать все с нуля). Биография Павла Ивановича - предмет глубочайшего психологического исследования. Гоголь пишет о своем герое: “Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек… и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека”.
Жизнь Чичикова подчинена одной цели -- обогащению ради достижения комфорта, “всех довольств”, “всяких достатков”: экипажей, отличного дома, вкусных обедов… Эта примитивная мечта и питает неутомимую энергию “подлеца”, который отлично помнит отцовский наказ “больше всего беречь и копить копейку”. Сочувствие к людям полностью вытравливается из сердца героя (бросает на произвол судьбы спившегося учителя, предает начальника по службе, радуется высокой смертности среди крестьян и т. п.), уступая место виртуозному умению угождать нужным лицам. В городском училище Чичиков выбивается в любимые ученики своими “прилежанием и опрятностью”, полностью постигает “дух начальника”, ценившего в своих подчиненных покорность. На службе в казенной палате Павел Иванович доби вается расположения “неприступного” повытчика. “Наконец он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь… Переехал к нему в дом, сделался нужным и необходимым человеком, закупал и муку, и сахар, с дочерью обращался, как с невестой, повытчика звал папенько
й и целовал его в руку…” Словом, в Чичикове оказывается все, “что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах. С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом”. Приехав же в губернский город NN, Павел Иванович умело льстит местным чиновникам. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные… Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…” Удивительную способность приспосабливаться к новому собеседнику демонстрирует Чичиков в разговорах с помещиками. Достаточно сравнить беседы с Маниловым и Собакевичем о городских чиновниках.
Беспринципное подстраивание Павла Ивановича под очередного собеседника отражает предельную расчетливость героя: из общения с тем или иным человеком он старается извлечь конкретную выгоду (купить мертвые души, добиться продвижения по службе и т. п.). Свою роль играют, конечно, знание реальной жизни и определенные актерские способности. Рисуя в первой’ главе портрет Павла Ивановича, Гоголь специально подчеркивает “неопределенность”, “аморфность” Чичикова: “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. Такая внешность позволяет герою быстро менять психологические маски (в разговоре С Маниловым Чичиков напоминает восторженного юношу, в беседе с Плюшкиным - умудренного жизнью и благонамеренного господина). Следует еще раз подчеркнуть, что все “таланты” Павла Ивановича служат лишь одной цели - обогащению (умелые спекуляции в городском училище, новый способ получения взяток на “хлебном мест
ечке”, строительство казенного дома и обворовывание казны, сговор с контрабандистами во время службы на таможне, афера с мертвыми душами).
Искренние человеческие чувства чужды Чичикову. Радость доставляет ему только одно - выгодная сделка. Вспомним, что он даже поет после того, как удалось выгодно приобрести мертвые души у Плюшкина. Пошлость Чичикова проявляется в размышлениях о красивой блондинке, встреченной после посещения Ноздрева. В голову героя приходит мысль не о красоте, а о возможном богатстве незнакомки: “Ведь если, положим, этой девушке да придать тысчонок двести приданого, из нее бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек”.
Образ пошляка Чичикова универсален, не привязан к какому-то определенному историческому времени. Чичиковщина отнюдь не исчерпывается буржуазным стяжательством. Она представляет собой силу суетной пошлости, внутренней пустоты, мелочности, фальши. И она, к сожалению, проявляется в любую эпоху…
В финале поэмы Гоголь намечал некоторые перспективы духовного возрождения героя (об этом подробно говорится во втором томе “Мертвых душ”), размышлял над возможностью преодоления пошлой “омертвелости”, “нетронутости” мира. Преодоление зла заключается, по мысли писателя, не в социальном переустройстзе общества, а в раскрытии неисчерпаемого духовного потенциала русского народа.
Возникает образ бесконечной дороги.и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность Гоголя в великом предназначении России, в духовном воскресении человечества.

Какие черты личности приезжего раскрываются в приведённом фрагменте?

Жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору 13 намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских буточников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза ваше превосходительство, что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам. - Вот всё, что узнали в городе об этом новом лице, которое очень скоро не преминуло показать себя на губернаторской вечеринке. Приготовление к этой вечеринке заняло с лишком два часа времени, и здесь в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано. После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенцо, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. Таким образом одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон. Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляски с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали - словом, всё как нужно.

Показать текст целиком

Приезжий, описанный в данном фрагменте, не кто иной как господин Чичиков. С первых минут пребывания в городе герой стремится расположить к себе его жителей, а точнее «отцов» города. Так Чичиков «губернатору намекнул, что в его губернию въезжаешь, как в рай», а «полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников». Всё это свидетельствуют о таких качествах героя, как лицемерие, умение приспосабливаться. То, что Чичиков использует слова «ваше превосходительство» в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, хотя они «ещё только статские советники», говорит о дальновидности героя

К гостинице губернского города NN подкатила рессорная бричка, в которой сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Это был главный герой гоголевских «Мёртвых душ» – Павел Иванович Чичиков. (См. Образ Чичикова – кратко , Чичиков в «Мертвых душах» , Описание Чичикова .)

Господин разместился в обычной для всех губернских городов гостинице – в комнате с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов. Чемодан и другие пожитки Чичикова внесли его крепостные люди: кучер Селифан и лакей Петрушка .

Чичиков отправился в общую залу гостиницы, где бегал половой с подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу. Съев обед, приезжий разговорился с половым и чрезвычайно точно расспросил обо всех городских чиновниках и помещиках, особенно интересуясь тем, сколько кто имеет душ крестьян. Затем Чичиков отправился осмотреть город, а закончил день ужином и крепким сном во всю насосную завертку, как выражаются в иных местах обширного русского государства.

Весь следующий день приезжий делал визиты. Он посетил губернатора и вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера и других городских властителей. Человек весьма ловкий в обхождении, Чичиков искусно умел польстить каждому. Губернатору он намекнул, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников. Приезжий всем понравился. Губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже – кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.

Тщательно умывшись и одевшись в гостинице, Чичиков поехал на губернаторскую вечеринку. В зале, где она проходила, резал глаза блеск от свечей, ламп и дамских платьев. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и сям, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде. Приезжий гость и тут не уронил себя. Он умел поддержать любой разговор. Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. Все свои суждения Чичиков облекал сдержанной степенностью, которая сильно поднимала его в глазах собеседника. (См. Описание Чичикова и лирическое отступление Гоголя о толстых и тонких мужчинах .)

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

На вечеринке Чичиков познакомился с помещиками Маниловым и Собакевичем , которые оба звали его в гости. Чичиков подтвердил, что не только с большою охотою последует их приглашению, но даже почтет за священнейший долг. Познакомился он и с помещиком

Разделы: Литература

Задачи:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.
  • Развивающие :
    • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
    • развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
    • развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;
    • развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
    • подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.

ХОД УРОКА

1 этап урока

Слово учителя (на фоне музыки).

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей рессорной коляске в город Н. Чем же озабочен наш герой, зачем он приезжает в обычный российский городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы постараемся сегодня осмыслить.
– Итак, в путь за автором и его героем.

2 этап урока

Кадры фильма «Мертвые души» М. Швейцера.

Учитель. А вот и наш герой. Посмотрите фрагмент фильма и сравните с гоголевским повествованием. Какие эпизоды первый главы режиссер опустил, а какие углубил и почему?

Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

– Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

– Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

– Существенна для характеристики героя его речь . Как речь раскрывает характер Чичикова? (Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).

– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои?(Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что «потерпел за правду», его слушателей даже слово «правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)

Вывод.

Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Чичиков может быть не менее делекатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступи Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)

– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)

– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)

– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.

3 этап урока

Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.

Рассказ по плану

А) Тяжелая картина раннего детства.

Б) Чичиков в городском училище:

  • отношения с товарищами;
  • приращение к полтине, данной отцом;
  • спекуляция Чичикова;
  • дрессировка мыши;
  • отношение к учителю;
  • «…ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды».

В) Служба в казенной палате:

  • неудачная попытка расположить к себе повытчика;
  • каким путем Чичиков добыл себе место повытчика;
  • порядок брать взятки, заведенные им

Г) Чичиков – член строительной комиссии:

  • несостоявшееся строительство казенного здания;
  • красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова;
  • катастрофа, которую он пережил.

Д) Служба Чичикова в таможне:

  • цель поступления на службу в таможню;
  • Чичиков – гроза контрабандистов;
  • путь, которым он шел к повышению по службе;
  • Чичиков вступает в сговор с сообществом контрабандистов;
  • новая катастрофа.

– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).

«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего…Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».

– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).

4 этап урока

Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.

Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».

5 этап урока

Учитель на фоне музыки читает:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.