Литература        28.06.2020   

Изобретения карла шильдера. Шильдер карл андреевич - белорусские имена в истории. Шильдер Николай Карлович

Карл Андреевич Шильдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) - 11 (23) июня 1854) - военный инженер, инженер-генерал (1852).

Биография

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

«…невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой ещё не излечился, и, двигаясь на костылях, находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском валу, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами…»

Генерал-фельдмаршал граф Паскевич

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, сиистемы контрминной борьбы; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванических электродетонаторов; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г., сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей - парусных шаланд на якорях.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Родился 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги.

Детство Шильдер провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам.

Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион.

По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай.

В состав экспедиции Шильдер однако, не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования.

Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию.

В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала , входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона. Когда корпус этот вступил в Силезию, Шильдер был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направленно к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден 4-й степени с надписью "за храбрость». По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный .

С этого времени началась его служба в инженерных войсках.

В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость для производства работ по её расширению.

Отечественная война застала Шильдера в Бобруйске, крепость эта была почти закончена постройкою к тому времени, что имело большое значение в виду предстоявшей ей блокады. Во время осады Шильдеру поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних.

Крепость не была взята, польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить.

13 августа 1812 г. Шильдер получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный , который был назначен в корпус генерал-лейтенанта Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припяти. Шильдер прибыл туда в сентябре, и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии. Выполнив это поручение, Шильдер со своею полуротою присоединился к Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши.

В 1813 г. Шильдер получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон.

В компаниях 1813 и 1814 г.г. Шильдер участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.

В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его.

В феврале 1818 г. произведен в , а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло, однако года, как Шильдер снова стал думать о возвращении на военную службу. Узнав об этом, генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Шильдера Великому кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Шильдеру поступить в инженерные войска.

27 января 1820 г. Шильдер был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники.

Командуя батальоном, Шильдер занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции.

За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Шильдер был награжден переводом в , которым командовал 10 лет.

Шильдер принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя , Шильдер выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим .

Дело осады Варны шло крайне медленно, наступавшая осень обещала бури на Черном море, который заставил бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию.

Эти обстоятельства побудили Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом.

Прибыв к крепости, Шильдер быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время.

По утверждении этого плана минных работ Государем, Шильдер смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость. После нескольких последовательных взрывов бастионов крепости, она сдалась 29 сентября.

Главную заслугу Шильдер в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурмование её, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства.

За взятие Варны Шильдер был награжден 4-й степени, чином и назначением командиром .

По повелению Императора Николая Павловича художник Заурвейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны.

Другим подвигом Шильдера в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады .

Плашкоуты для моста были заготовлены близь м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилии. Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Шильдер пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако благополучно отбиты.

Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против занят.

К.А. Шильдеру принадлежит честь изобретения и создания первой русской подводной лодки . Впервые в России было создано судно с цельнометаллическим корпусом. Для наблюдения из погруженной лодки впервые была применена «оптическая труба» - прототип перископа. Вооружение лодки состояло из подводной мины и шести ракет. Лодка передвигалась при помощи ручного привода, что очень ограничивало её возможности. Испытания в присутствии императора были проведены 29 августа 1834 г. на р. Неве в 40 верстах от города. К сожалению, лодка требовала дальнейшего усовершенствования, и, несмотря на то, что мысль изобретателя значительно опередила его время, практического применения она не получила.

В 1836 г. он был назначен инженеров отдельного Гвардейского корпуса.

В 1838 г. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество ; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водою; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретение первой подводной лодки и притом бронированной.

Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на неё надежды; но заслуга Шильдера в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.

В это же время, Шильдер работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом.

Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия.

Из этого краткого перечня главнейших изобретений Шильдера легко представить себе, насколько неутомим был их автор.

Шильдер пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями.

В 1849 г. Шильдеру было поручено произвести расследование действий генерал-лейтенанта Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм.

Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано, возможно, скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Не смотря на спешное окончание дела и быстроту приезда, Шильдер прибыл в армии уже после подавление восстания. В этом же году он был назначен инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Ново-Георгиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер».

Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настоянием.

В 1853 г. возгорелась Восточная война.

Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь М. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Шильдера, что и было исполнено. Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Шильдеру, поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно.

Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близь Рущука.

Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден с алмазными украшениями.

Русским войскам удалось перейти на правый берег Дуная, после чего началась осада , над которой К.А. Шильдер одержал блестящую победу в 1829 году за 25 лет до этого.

Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи. Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Шильдером минные работы, шли успешно.

Несмотря на преклонные годы, генерал Шильдер лично наблюдал за ходом осадных работ , часто проводя ночи в траншеях. 1 июля 1854 г., при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть.

Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги, где с 1831 г. уже находилась польская пуля, полученная в сражении под . Тогда пуля раздробила ему правую ступню, но такое тяжелое ранение не помешало Шильдеру возглавить свой батальон во время наступления на Варшаву.

Его отнесли в палатку, к сожалению, при повторном ранении ногу пришлось ампутировать и перевезли для дальнейшего лечение в Кальрат, а спустя десять дней, 11 июня 1854 г. Карл Андреевич скончался и был похоронен в г. Калараше (Молдавское княжество), на кладбище церкви святого Николая. Перед смертью он выразил желание быть погребённым в России, но вследствие скорого отступления русских войск от Калараша, сделать этого не удалось.

Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками. Состояние здоровья однако осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался. Погребен он на Кальратском кладбище церкви Св. Николая Чудотворца.

Современники высоко ценили Шильдера, сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкою в наше время нравственною храбростию, которая не отступает ни перед какою ответственностью».

Перевезение праха К.А. Шильдера в Россию состоялось только 1911 г., а 31 октября он был с почестями захоронен в батальонной церкви свв. Космы и Дамиана в Петербурге.

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г., сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей - парусных шаланд на якорях.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

Командировка 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853-1854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в городе Калараш в Румынии (ныне Молдова).

Император Николай I в письме к князю Горчакову почтил память своего любимца словами:

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса».

Прохождение службы

  • Офицер (17.05.1806)
  • Штабс-капитан (13.08.1812)
  • Капитан (17.02.1813)
  • Подполковник (19.02.1818)
  • Полковник (20.09.1821)
  • Генерал-майор (29.09.1828)
  • Генерал-адъютант (11.10.1833)
  • Генерал-лейтенант (18.04.1837)
  • Генерал (26.11.1852)

Награды

Российской империи:

  • Орден Святой Анны 4-й степени (1811)
  • Орден Святого Георгия 3-й степени (1829)
  • Орден Святой Анны 1-й степени (1830)
  • Императорская корона к ордену Святой Анны 1-й степени (1831)
  • Золотая шпага за храбрость с алмазами (1831)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени (1831)
  • Знак отличия за Военное достоинство 2-й степени (1831)
  • Табакерка с вензелем Его Имп. Величества (1833)
  • Знак отличия за XXX лет службы (1839)
  • Орден Белого Орла (1844)
  • Знак отличия за XXXL лет службы (1848)
  • Орден Святого Александра Невского (117.10.1851) с алмазными знаками (25.3.1854)

Иностранные:

  • Прусский Орден Красного орла 2-й степени со звездой и алмазами (1842)
  • Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1851)

Разработки

  • К. А. Шильдер разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др.
  • Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836).
  • Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832-1836), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (1838-1848).
  • По проектам Шильдера были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834), с которой под его командованием был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения, и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца.

Карл Андреевич Шильдер был человеком военным, который не понаслышке знал о тяготах и лишениях военной службы, участвовал во всех войнах, которые вела в те времена Россия, и был поистине героической личностью. Глубокое знание военного дела вызывало у него желание улучшить приемы защиты и нападения, которые помогали сохранять человеческие жизни. Шильдер разработал особую систему контрминной борьбы, необычную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост»), спроектировал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и др.

Карл Андреевич родился в семье богатого рижского купца 27 декабря 1785 года. Первоначальное образование получил в семье. Мама воспитала в нем религиозные убеждения и любовь к изящным искусствам. После окончания Московского Благородного университетского пансиона Шильдер был назначен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон (1802), а через год стал колонновожатым. В Петербурге он изучал фортификацию. В 1805 году Шильдер был назначен в штаб генерала Л. Л. Беннигсена, затем в армию М. И. Кутузова, под руководством которого участвовал в боях при Аустерлице и былнагражден орденом Святой Анны 4-й степени за храбрость и отвагу. Впоследствии Шильдер держал оборону крепости в Бобруйске.

После непродолжительной отставки Карл Андреевич возвратился на службу по приглашению великого князя Николая Павловича и стал командиром 2-го Пионерского батальона, а позднее был произведен в полковники (1821). Столкнувшись с трудностями, Карл Андреевич задумался о совершенствовании способов переправ армии через реки. Именно в это время он сделал свое первое изобретение. Это был канатный мост абсолютно новой конструкции. В результате в 1826 году Шильдер был награжден переводом в лейб-гвардии Саперный батальон, а затем стал его командующим и выступил в турецкий поход в 1828 году.

Во время военных действий он проявил себя как опытный командир и талантливый изобретатель. В сентябре 1828 года русские войска осаждали Варну и никак не могли одержать победу. Опасаясь наступления холодов и следовавших за ними бурь на Черном море, граф А. Р. Воронцов принял решение о штурме Варны, который, однако, обещал быть очень сложным и кровопролитным.

Приступив после болезни к командованию своим батальоном, Карл Андреевич изучил сложившуюся военную обстановку и разработал план взятия Варны в короткий срок, избегая кровопролития.

План минных работ Шильдера был одобрен государем. Талантливый изобретатель с присущей ему храбростью осуществил свой план, и после нескольких последовательных взрывов бастионов крепость сдалась. Благодаря тактике Шильдера и его инженерным усовершенствованиям, русским войскам удалось избежать кровопролитного штурма. Применив технологию взрывных работ, Карл Андреевич выполнил поставленную военную задачу и спас сотни человеческих жизней.

За взятие Варны император Николай Павлович наградил Шильдера орденом Святого Георгия 4-й степени и чином генерал-майора.

Еще один подвиг Шильдер совершил, осуществив подготовку переправы через реку Дунай для осады Силистрии. Для моста были заготовлены несамоходные грузовые судна — плашкоуты, которые необходимо было сплавить по Дунаю и доставить к Кальрату. Вооружив плашкоуты, Шильдер пустился вниз по Дунаю. Во время переправы Карл Андреевич столкнулся с большими трудностями. В первые дни бушевала сильная буря, потом русских несколько раз атаковали турки, но Шильдер благополучно достиг назначенного пункта и при осаде крепости применил тактику минных работ, проверенную в Варне. После последовательных подкопов и взрывов крепость сдалась. Шильдер был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.

Впоследствии Карл Андреевич принял участие еще в нескольких сражениях. В одном из них Шильдер был тяжело ранен в ногу. После лечения он с незажившей раной вернулся в действующую армию и продолжал с огромной самоотверженностью сражаться с врагами, находясь везде впереди с гвардейскими саперами. Прочувствовав все тонкости военного дела, Шильдер продолжал задумываться об усовершенствовании технологий ведения войны, улучшении средств обороны и наступления.

В должности генерал-адъютанта и начальника инженеров действующей армии с 1831 по 1854 год Карл Андреевич активно работал над изобретениями в области инженерной атаки и обороны и проводил их испытания.

В 1832 году он впервые применил гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Впоследствии Шильдер разработал новую контрминную систему. В ее основе лежал принцип закладки трубы в просверленных в грунте скважинах. Для скважин Карл Андреевич изобрел специальное сверло. В 1833 году за удачные изобретения Шильдер был удостоен звания генерал-адъютанта.

Также изобретателя не оставляла мысль о покорении морских глубин — строительстве подводной лодки. До сих пор ученые затрудняются установить, кто был первым изобретателем подводной лодки. Известно, что многие ученые, философы и даже художники интересовались созданием различных устройств для подводного плавания. Первым российским изобретателем подводной лодки считается Ефим Никонов, который сконструировал свою опытную модель в 1721 году и представил ее Петру I. Однако испытать в деле подводную лодку не удалось, так как при спуске на воду был поврежден ее корпус, образовалась течь, и модель была заброшена. А первую в мире металлическую подводную лодку сконструировал именно Карл Андреевич Шильдер в 1834 году.

В лодке были смотровые башни и оптическая труба. Изобретатель сделал лодку бронированной с целью оградить ее от снарядов, скрыть от выстрелов приводивший в движение лодку механизм. Для сокращения площади возможного прицела Шильдер уменьшил размер надводной части. Подводная лодка была вооружена гарпунными минами с электрическим запалом. Лодка прошла удачные испытания, но развивала низкую скорость. Чертежи и сама подводная лодка находились под строжайшим секретом и не дошли до современников. Лодка бесследно пропала. Ее чертежи нашел в заброшенном архиве сын Шильдера, который беседовал с плававшим на ней Н. П. Патриком и узнал, что двигателем лодки были гребки наподобие гусиных лапок. Шильдер планировал применить винт, но не осуществил задуманного.

Идеи Шильдера получили развитие в дальнейших изобретениях российских ученых. Через 30 лет И. Ф. Александровский построил подводную лодку и разработал для нее двигатель (1866). В 1884 году С. К. Джевецкий впервые в мире построил подводную лодку с электродвигателем. Со временем совершенствовались форма, размеры, двигатели и оснащение подводных лодок. Развитие подводного флота имело огромное значения для защиты страны от неприятеля. Подводные лодки считались самым грозным морским оружием, топили корабли, оставаясь незамеченными.

Также Шильдер предложил оснастить подводные лодки шестовыми минами, которые представляли собой заряд взрывчатого вещества, располагающегося на конце длинного шеста, и использовались для активного нападения. Подводная лодка (или минный катер), как правило, в темноте, доставляла это минное оружие до борта вражеских кораблей. С помощью контактного или электрического взрывателя мина приводилась в действие. Впоследствии испытаниями шестовых мин занимался адмирал Г. И. Бутаков. Шестовую мину называли еще «минным тараном», который состоял из порохового заряда (весом приблизительно 20 кг), приделанного к концу бревна-шпирона (длиной от 5 до 18 м), являющегося продолжением форштевня броненосной лодки. В качестве взрывчатого вещества в разное время использовался порох, динамит и пироксилин.

К 70-м годам XIX века в русском флоте насчитывалось более 10 разновидностей шестовых мин, от самых легких до очень тяжелых (корабельная мина В. Ф. Петрушевского весила без шеста 182 кг и имела заряд 57,5 кг пороха). Данное минное оружие активно использовалось во время гражданской войны в Америке, в русско- турецкой войне 1877—1878 годов и в то время являлось мощной разрушительной силой. Перестали применять шестовые мины после изобретения торпед.

1838 год для Шильдера отмечен новыми изобретениями. Он придумал свою конструкцию фугасовых ракет с большим количеством пороха. Также изобретатель использовал электрический ток для взрыва подводных мин, придумал способ прокладки проводов под водой и усовершенствовал способы устройства бурдючного моста. Кроме того, Шильдер трудился над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом, где изобретатель вместе с Б. С. Якоби испытывал свои новые виды оружия. К сожалению, это дело закончилось неудачей. Пароходы оказались плохо сконструированы и медленно ходили.

Неутомимым талантливым изобретателем также были спроектированы пороховые торпеды и подводный торпедоносец, а вместе с академиком Якоби созданы гальванические и гальваноударные подводные мины.

В 1849 году Шильдер был назначен начальником инженеров действующей армии. Он должен был следить за состоянием крепостей в западном крае. Под его руководством была построена крепость «Новогеоргиевск». В честь изобретателя одно из укреплений было названо «Шильдер»

Планомерное развитие подводного минного оружия в России началось с создания в 1839 году «Комитета о подводных опытах», который занимался рассмотрением подводной лодки Шильдера, его фугасных ракет и других проектов по созданию подводных мин.

В 1853 году началась Восточная война, и Карл Андреевич принял в ней активное участие. Он руководил работами по укреплению Дуная с целью истребления турецкой флотилии, в чем достиг успеха. Русские батареи, построенные и искусно замаскированные флеровыми масками и анвелопами (наружными постройками в крепостях для прикрытия сухих рвов и главного вала крепости от артиллерийского огня), уничтожили у Рущука турецкий флот (1854).

Впоследствии Шильдер организовал успешную переправу русской армии через Дунай и был за это награжден орденом Святого Александра Невского с алмазными украшениями.

Работы Шильдера в области организации крепостных маневров были очень удачны и использовались впоследствии инженерами последующих поколений. Специалисты в этой области под руководством Е. И. Тотлебена, используя достижения Шильдера, вошли в историю, обороняя Севастополь.

Во время подготовки осады крепости Силистрия и проведения минных работ разорвалась граната и раздробила изобретателю раненую ногу. После ампутации ноги Шильдер держался стойко и не терял самообладания и чувства юмора. Однако выздороветь ему не удалось. 11 июня 1854 года талантливого изобретателя не стало. Эта утрата была большой трагедией как для простых солдат, которые просто боготворили своего командира, так и для всего русского народа, на благо которого были сделаны все изобретения Шильдера. Современники отзывались о Карле Андреевиче как о неутомимом искателе всего нового и лучшего, человеке высокой нравственности, храбрости и самоотверженности.

Император, присутствующий на испытании практически всех нововведений Шильдера, очень огорчился, узнав о смерти изобретателя, и отметил, что «второго такого не будет и по знанию, и по храбрости».

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Шильдер Карл Андреевич

(1785 - 1854)

Инженер-генерал, генерал-адъютант, изобретатель, конструктор подводных лодок и оружия, создатель первой в миребронированной подводной лодки-ракетоносца.

Карл Андреевич Шильдер родился 27 декабря 1785 г. (по некоторым источникам - 7 января 1786 г.) в имении Симоново Невельского уезда в Витебской губернии (сегодня – Невельский район Псковской области, Россия). Детство провел в деревне, где и получил первоначальное образование, под руководством гувернера и своей матери, которые развили в нем любовь к изящным искусствам. Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его в Благородный университетский пансион. По окончании курса в пансионе, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. К. А. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон.

Во время русско-австро-французской войны К. А. Шильдер участвовал в Аустерлицком сражении 1805 г. В 1806 г. окончил школу колонновожатых.

В 1810 г., в чине поручика, в числе лучших инженерных офицеров, К. А. Шильдер был назначен в крепость Бобруйска для производства работ по ее расширению, где его застала Отечественная война 1812 г. Уже в 1821 г. К. А. Шильдер сделал свое первое изобретение - составил проект канатного моста новой конструкции для усовершенствования способов переправ войск через реки.

В русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. К. А. Шильдер отличился при осаде крепостей Варна, Силистрия и Шумла. В 1831 г. К. А. Шильдер был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и принял участие во многих сражениях, был неоднократно награжден.

В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее им была изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; а для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. За эти изобретения в 1833 г. К. А. Шильдер был награжден званием генерал-адъютанта.

В 1834 г по проекту К. А. Шильдера. была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Корабль подводным водоизмещением 18,1 т. строился на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге. Длина его составляла 6 метров, ширина – 1,5 метра, высота корпуса (без башен-рубок) – 1,8 метра.

Экипаж состоял из десяти человек. Глубина погружения (до 20 метров) обеспечивалась с помощью гирь и цистерн, заполняемых водой. В подводном положении лодка

передвигалась с помощью четырех гребцов, а в надводном – под парусом со складной мачтой. Лодка имела оптическую трубу-перископ и выдвижную вентиляционную систему, а труба воздухозаборника для пополнения запасов воздуха поднималась за 30 секунд. Вооружение подводного корабля состояло из шестовой мины с пороховым зарядом и шести зажигательных и фугасных ракет по бортам, к которым были подведены провода от гальванических батарей. Стрельба ракетами велась в подводном положении с небольшой глубины.

Карл Шильдер первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела. К.А.Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.

В 1838 г. К. А. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; и усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов.

В 1853 г., во время Восточной войны за Придунайские княжества, К. А. Шильдер производил минные работы. В 1854 г. он был тяжело ранен при осаде турецкой крепости Силистрия и умер 23 июня 1854 г. в румынском городе Кэлэраш.

Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью".

Источники

1. Глушко, В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР: [посвящается 30-летию космической эры, 1957-1987] [К. А. Шильдер] / АН СССР. - Москва: Машиностроение, 1987. - 302, с.

2. Кисель, В. П. Изобретатели и конструкторы: популярный биографический справочник [К. А. Шильдер] / В. П. Кисель. – Минск, 2004. - С. 190.

3. Мазюкевич, М. Н. Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера / М. Н. Мазюкевич. - Санкт-Петербург, 1876.