Юриспруденция        22.04.2020   

Какие блоки образуют научный комплекс. Конспект урока на тему «Научный комплекс России. Тема урока «Научный комплекс России»

Цель урока Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие Сформировать понятие технополис. технополис.


План урока Цели и задачи комплекса Цели и задачи комплекса Российская академия наук Российская академия наук География научного комплекса География научного комплекса Технополисы и технопарки Технополисы и технопарки Проблемы научного комплекса Проблемы научного комплекса








Задание 1. 1 ряд2 ряд3 ряд По таблице 22 в учебнике определить как изменилось число организаций, выполняющих исследования и разработки По таблице 23 в учебнике определить как изменяется персонал, занятый исследования ми и разработками По рисунку 31 и тексту в учебнике проанализиру йте структуру научного комплекса России


КРУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ НАУКИ Москва Москва Санкт-Петербург Санкт-Петербург Российская академия наук; Академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и т.д. 80 академических институтов; 30% докторов наук. Отделение РАН; Научные общество; 360 научных учреждений; 30 академических институтов 100 отраслевых институтов; 15% научных кадров.


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.




ОТДЕЛЕНИЯ РАН ПО ОБЛАСТЯМ НАУКИ ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК


РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ РАН ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ РАН КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР








Ядро технополиса Научно- исследовательски й центр Опытные производства НИИ, лаборатории Финансовый банк Финансовый банк Университет (ВУЗ) АЭРОПОРТ Банк информационных данных Банк информационных данных Информационная связь с другими технополисами Предприятия (фирмы) производящие массовую продукцию


ТЕХНОПАРК специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.


Чтобы знания были впрок, нужно повторить урок! Назовите сектора научного комплекса. Какие сектора включают наибольшее число учёных? Как изменилось число учёных в период перестройки экономики России? Почему центрами науки являются Москва и Санкт-Петербург? Что такое технополис? Какие учреждения НК имеются а Забайкальском крае?



>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география

Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).

Таблица 14

Межотраслевые комплексы России

Хозяйственные функции
Научный
Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Военно-промышленный
Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства - высокими технологиями
Машиностроительный Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами
Топливно-энергетический
Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
Металлургический, химико-лесной
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ
Агропромышленный Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Инфраструктурный Оказание разнообразных услуг производству и населению

§ 13. Научный комплекс

Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий . С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику . Вторая группа - научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.

Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки

Таблица 16

Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.

Наконец, третья группа - научные учреждения высших учебных заведений (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.

Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.

Во-первых, исторической - учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок - предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса .

В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России - Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).

Второй по значимости научный центр России - Санкт-Петербург - сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.

Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).

Следовательно, технополисы - это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.

Вопросы и задания


1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Рефераты, домашняя работа по географии скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Тема урока: Научный комплекс России

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.

Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс.

Ход урока

1.организационный момент

2.целевая установка

3.проверка домашнего задания

Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функцию

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57

Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный

Перечисляют хозяйственные функции.

4. Изучение нового материала.

Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.

Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году?

В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира.

Назовите проблемы научного комплекса

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Перечислите состав научного комплекса

1.академческий сектор

2.сектор вузовского образования

3.предпринимательский сектор

4.отраслевой сектор

5.заводской сектор

По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год.

Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций

По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год

Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников.

Какова география российской науки?

Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях?

Перечислите крупнейшие центры науки и образования России.

Это объясняется множество причин.

1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах

2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок

3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются

Москва, Санкт-Петербург

Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

Технополисы

Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис?

Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения)

Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

5.Закрепление

1.Назовите секторы научного комплекса?

2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской)

3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная)

5.Что такое технополис?

6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93.

Чтобы ответить, какова география научного комплекса России, стоит сначала уяснить, в каких условиях она формировалась. Так как современный научный комплекс страны был создан еще в Советском Союзе, то размещение его предприятий на территории России не было подвержено рыночной логике, но согласовывалось исключительно с интересами государственной безопасности и представлениями советской власти о городах будущего, так как многие города с крупными научными предприятиями строились с нуля.

Наука после Октябрьской революции

Несмотря на то что высококлассная наука существовала еще в Российской империи, в Советской России ей стало придаваться особое значение, так как, согласно новой идеологии, преображение и переустройство мира должно было происходить при непосредственном участии ученых разных областей. В новой стране была принята программа ликвидации неграмотности, открыты школы и введено всеобщее начальное образование.

С 1918 года в России были открыты тридцать три научно-исследовательских института, самыми крупными из которых были такие, как Центральный аэрогидродинамический институт, Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. В последующие пять лет численность НИИ достигла пятидесяти пяти, а в 1927 году их насчитывалось уже девяносто. Исходя из такой численности институтов, можно предположить, что уже в то время география научного комплекса России была очень разнообразна.

Крупные научные центры

На советский период приходится безусловный расцвет науки в стране. Поэтому, рассказывая о том, какая география научного комплекса России, стоит указывать на то, что основные центры были созданы еще в СССР.

Советская наука характеризовалась чрезвычайной централизованностью как в географическом смысле, так и в управленческом. Главные научные центры формировались вокруг крупнейших вузов страны, расположенных в старых образовательных центрах вроде Москвы, Ленинграда, Казани и Киева.

Во время Великой Отечественной войны многие научные институты были эвакуированы на восток страны - на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Так появились крупные инженерно-научные коллаборации в Свердловске (Екатеринбурге), Челябинске и Новосибирске. Стоит отметить, что городов были ориентированы на такие крупные производственные предприятия, как Уралвагонзавод, Челябинский тракторостроительный завод и многие авиастроительные предприятия Новосибирска и Комсомольска-на-Амуре.

Наследие СССР

Следуя традиции централизации, сложившейся еще в советский период, российская наука также организована главным образом вокруг Академии Наук, в составе которой имеются многочисленные научно-исследовательские институты, лаборатории и учебные заведения.

Помимо центрального управления АН в Москве, в составе Академии находятся также три региональных отделения на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Кроме того, имеется разветвленная сеть научных центров, расположенных в Санкт-Петербурге, Северной Осетии, на Кольском полуострове, в Кабардино-Балкарии, Самарской области и Ростове-на-Дону.

Крупный научный центр находится также в Саратове, где занимаются фундаментальными исследованиями ядерной энергии, создают природоохранные проекты и проекты, ориентированные на производство возобновляемой энергии.

Наука на Северном Кавказе

Разговор о том, какова география научного комплекса России, не может быть содержательным без упоминания Северо-Кавказского филиала Академии Наук. В составе этого филиала находятся институты Северной Осетии, занимающиеся геофизическими исследованиями, социальной наукой, биомедициной и фундаментальной математикой. Однако особой сферой интересов Владикавказского отделения АН является центр исследования скифско-аланской цивилизации.

Важным центром научных исследований на северном Кавказе является также Дагестанский отдел Российской Академии Наук. В составе дагестанского отделения работает институт физики имени Амирханова, созданный в 1955 году на базе физической лаборатории, которую открыл Хабибула Ибрагимович Амирханов. Существует также отдел математических исследований и прикладного программирования, отдел геофизики и геометрии, но наиболее важной специализацией является исследование биологических ресурсов Каспийского моря и прилегающих областей, которое проводится на базе Прикаспийского института биологических ресурсов. Для гостей из других регионов большой интерес представляет Горный ботанический сад, в котором собраны растения, произрастающие в регионе.

Санкт-Петербургский научный центр

Петербург является неотъемлемой частью истории развития научного комплекса России. Именно в Петербурге впервые была организована Академия Наук, из-за чего в дореволюционный период ее часто называли Петербургской Академией, то есть по месту ее фактического пребывания.

Несмотря на то что после революции основные управляющие структуры были переведены в Москву, в Ленинграде, тем не менее, остались очень важные научные институты.

На сегодняшний день наиболее значимыми институтами в Петербурге считаются Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, Институт прикладной астрономии, Санкт-Петербургский филиал Специальной астрофизической обсерватории, Институт проблем электрофизики и энергетики и многие другие институты и лаборатории.

Отдельного упоминания заслуживает научная деятельность в сфере гуманитарных наук, таких как литература, филология и лингвистика, работающая, впрочем, на границе с математикой. Петербургская филологическая школа имеет славу далеко за пределами России.

Уральский филиал Академии Наук

Какова география Ответ на этот вопрос может быть очень обширным, ведь крупные научные и исследовательские центры находятся по всей стране. Практически в каждом регионе имеется значимая лаборатория, важный НИИ или отделение Академии Наук. Кроме того, в региональных центрах работают многочисленные члены-корреспонденты Академии Наук, вокруг которых формируются сообщества, специализирующиеся на той или иной области знания.

Уральское отделение Академии включает в себя представительства, лаборатории научные станции в таких регионах, как Свердловская область и Екатеринбург, Республика Коми, Пермский край и Удмуртская Республика. Также важное место в структуре научного комплекса России занимает Южно-Уральский научный центр.

Сегодня Правительство России вкладывает значительные средства и ресурсы в развитие новых как на базе уже имеющихся научных организаций, так и на основе новых институтов и исследовательских центров. Создаются Федеральные университеты, в рамках которых интегрируются различные ВУЗы, что дает значительные преимущества в исследованиях междисциплинарной направленности.

Кроме того, в Подмосковье создан научный центр Сколково, в котором создаются необходимые условия для развития таких отраслей знания, как нанотехнологии и программирование. В центре также действует университет, где ведут обучение по программам МБА.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный комплекс России и ускорение свободного падения

Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.

Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями

Город Географическая широта Ускорение св. падения, м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш. 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш. 9,7808

Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4

Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии

Полюх Наталья Александровна, учитель физики

Место работы

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина»

Класс

Тема урока

Научный комплекс России и ускорение свободного падения.

Базовый учебник

А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012;

В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные : учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные : выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:

коммуникативные : учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные : испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат

учителя

Учащихся

  1. Организационный момент

15сек

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1. Актуализация знаний

2 мин

Учитель географии Повторение изученного материала.

Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке:

1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия….

Коммуникативные УУД:

умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому?

Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному

3. В чём особенности структуры экономики России.

Преобладание промышленности в экономике

4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня?

На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий

5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию.

Или

Развитие науки.

Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем

  1. Постановка учебной задачи

4 мин.

6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

Т. е. в комплексе?

Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников.

Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное открытие и применили его в производстве.

да

Научный комплекс.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

И тема нашего урока?

Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока.

Уч-ся формулируют одну из частей темы урока.

«Научный комплекс России….»

Учитель физики:

Почему шарик падает?

Т.к на него действует сила тяжести

Назовите величины, входящие в формулу?

F=mg

Масса, ускорение свободного падения

Что вы знаете про ускорение свободного падения?

g=9,8 м/с 2

А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения?

нет

А чему рано ускорение свободного падения на других планетах?

нет

Сформулируйте тему урока.

«Научный комплекс России и ускорение свободного падения»

Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении?

Записывают цели на доску.

  1. «Открытие нового знания»

25 мин

Учитель географии.

- Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой.

Слайд 2

Задание.

1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса.

2. Запишите в тетрадь определение МОК

Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Задание.

«Состав научного комплекса»

Перечислите состав научного комплекса и

Попытайтесь дать определение научному комплексу.

Работа с учебником стр.57 рис. 24

……. запиши нам пож. на доске данное определение.

О-т: Научный комплекс – это научные учреждения, организаций, которые занимаются научными разработками.

Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и

определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь.

О-т:

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности, работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4

Итак: давайте подытожим.

Так что же такое научный комплекс?

Хорошо, запишите это определение в тетрадь.

О-т:

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

Слайд 5

Записали в тетрадь

Учитель физики.

Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания.

- По какой формуле можно рассчитать силу притяжения?

F=mg

да

Запишите ЗВТ.

Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых?

Что можно сделать?

Сократить массу тела и получить:

Учитель физики.

От каких величин зависит ускорение свободного падения?

от массы и радиуса Земли.

- Как зависит ускорение свободного падения от массы?

Чем больше масса, тем больше ускорение.

- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса?

Чем больше радиус, тем меньше ускорение.

А как определить ускорение свободного падения, например, на Луне?

По формуле

Рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника.

g=1,6 м/с 2

- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй?

Слайд 5

  1. Физкультминутка

1 мин

Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего.

Упражнения:

  1. Бросить Лего, наклониться и поднять.

Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения».

- Бросить пёрышко, присесть и поднять.

Бросить Лего, наклониться и поднять.

IV/«Открытие нового знания»

25мин

Учитель географии.

Работа со слайдом и

  1. Определите по карте в учебнике крупнейшие центры науки и образования.

Слайд 6 карта стр 60, рис 26

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

О-т:

Москва и С-П

Личностные УУД : формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей.

Познавательные УУД : овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1. Назвать и покажите (к доске) центры науки

на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии.

Урал - Екатеринбург, Сибирь - Новосибирск, Дальний Восток - Владивосток

Учитель географии.

Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?

Вывод:

или

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки:

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Учитель географии.

Итак городами-центрами, в которых апробируются исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы.

Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь.

Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени.

Прочитайте.

Выписали определение «технополис», стр. 63.

Технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

Учитель географии.

Как вы думаете, в чём п реимущество подобного соединения науки и производства?

В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

Учитель физики.

Какую форму имеет Земля?

Приплюснутую у полюсов

Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное?

разное

А на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему?

Сравнивают, используя табличные данные

Слайд 9

Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых.

Слайд 10

Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел.

Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения.

Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений.

Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Учитель физики.

Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения?

В геологии, в поисках полезных ископаемых

Учитель географии:

Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли?

Уч-ся отвечают.

VI.Закрепление знаний и умений учащихся

(самопроверка)

Самостоятельная работа:

Тест (приложение 1)

Учащиеся решают тест

Личностные УУД : формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

VII.Постановка домашнего задания

1 мин.

физика § 15, Упр.16(3)

география §13,

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин.

Что нового вы сегодня узнали?

– Чему научились?

Какие новые факты вызвали интерес лично у вас?

Где мы можем применять полученные знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения. Познавательные УУД :

умение обобщать, формулировать вывод

Приложение 1

  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. Столичные города.
  1. Научный комплекс – это:
  1. Межотраслевой комплекс.
  2. Все варианты верны.
  3. Не верны все варианты.

Приложение 1 (ответы)

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются.
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Используемая литература:

1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова

2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.

3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.

4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285

5. Интернет ресурсы

Физика:

1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010

2. Интернет ресурсы