Юриспруденция        14.01.2022   

В каком году основался казанский университет. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институты и факультеты КФУ

ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА

«КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

10 «Г» класс. Школа 132

Выполнил: Шигабутдинов Адель

Блаженной памяти Августейшая Прабабка Наша Государыня Императрица Елизавета Петровна, шествуя по стезям великого Преобразователя России, между прочими славными подвигами благоволила основать в Казани 1758 года Гимназию и даровать ей некоторые права, незадолго пред тем Московскому Университету пожалованные. Предположив, сообразно просвещения настоящих времен, в сем самом месте учредить Университет, дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного назначения образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нем нужных познаний.

Александр I

КАЗАНЬ 2002

Казанский университет.

В первые годы XIX века в жизни Казани произошло событие огромного значения: 5 ноября 1804 года было принято решение об открытии в городе университета – третьего в стране.

Среди многочисленных экспонатов музея КГУ есть документ, представляющий особую ценность - Утвердительная грамота Императорского Казанского университета, подписанная Александром I 5 ноября 1804г. стала поистине университетской реликвией.

В зеленом бархатном футляре, расшитом золотой нитью, с подвесной Государственной печатью, с полным императорским титулом, она открывает экспозицию музея. В ней 9 страниц, каждая из которых - подлинное произведение оформительского искусства; неизвестным художником с большим вкусом и мастерством выполнены и сам текст, украшенный красивейшим орнаментом, и изображения двуглавого орла и гербов российских городов. Но значимость этого документа не только и не столько в его внешней форме, а в его содержании. Грамота включает в себя 21 статью, в которых изложены задачи, права и основы университета. Открывается она указанием цели основания в Казани университета:

"Блаженной памяти Августейшая Прабабка Наша Государыня Императрица Елизавета Петровна, шествуя по стезям великого Преобразователя России, между прочими славными подвигами благоволила основать в Казани 1758 года Гимназию и даровать ей некоторые права, незадолго пред тем Московскому Университету пожалованные. Предположив, сообразно просвещения настоящих времен, в сем самом месте учредить Университет, дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного назначения образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нем нужных познаний".

"Императорский Казанский Университет пребудет сословием ученых мужей, которое под непосредственным Нашим покровительством управляемо будет на основании Устава, в сей день Нами утвержденного".
"В нем, - говорится в следующем пункте, - преподаваемы будут науки во всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служащие к образованию гражданина для разных родов государственной службы".

И в заключение:

"Тако утверждая Императорскою Нашею Грамотою и ограждая благосостояние Императорского Казанского университета, надеемся, что Начальство и члены оного, ревнуя о совершении Наших намерений, ничего не упустят из виду, дабы доставить Сословию сему полное и непрерывное действие на пользу Округа, которому оно дано средоточием, и крупно на пользу прочих любезнейших Наших верноподданных всех званий. В сем уповании благоволили Мы настоящую Грамоту, как свидетельство непреложной воли Нашей, собственноручно подписать и повелели утвердив оную Государственной печатью, отдать для хранения на вечные времена Университету".

Документ скреплен подписью министра народного просвещения графа П.Завадовского. 11 февраля 1805г. Грамота была доставлена в Казань попечителем казанского учебного округа, известным ученым астрономом, вице-президентом Императорской АН С.Я. Румовским.

Через три дня 14 февраля в зале гимназии состоялось первое собрание Совета, на котором присутствовали учителя гимназии, назначенные попечителем профессорами и адъюнктами в открывающемся университете. С.Я. Румовский выступил с краткой речью, поздравив присутствующих с величайшим событием - открытием университета, а затем, лично прочитав Утвердительную грамоту, вручил ее Совету.

Ежегодно, 4 ноября, во время публичных собраний по поводу Дня рождения Казанского университета, Утвердительная Грамота вместе в Уставом выносилась в актовый зал, устанавливалась на столе перед портретом Александра I, выполненного по заказу С.Я. Румовского художником Рацету в 1806г. Основатель университета был изображен во весь рост в момент подписания Утвердительной Грамоты и Устава. Более века портрет императора украшал актовый зал. Если само открытие университета в феврале 1805г. прошло в очень скромной обстановке, то через 10 лет - 5 июля 1814г. - акт полного открытия университета отмечался широко и торжественно.

Уставом предусматривалось создание в университете четырех отделений (факультетов): нравственных и политических наук, физических и математических, врачебных или медицинских, словесных наук с кафедрой восточных языков; 28 профессоров, 12 адъюнктов, 3 лектора и 3 учителя "приятных искусств". Но фактически никаких факультетов и кафедр вначале не существовало. И первым 33 студентам приходилось слушать лекции по российской словесности и тригонометрии, римскому праву и ботанике, медицине и философии. Они учились с огромным воодушевлением, одухотворенные верой в то, что русская земля может рождать собственных «Платонов и быстрых разумом Ньютонов».

И это стало реальностью. Уже первыми студентами университета являлись будущие крупные представители науки и культуры России: писатель С. Т. Аксаков, братья академики Д. М. и В. М. Перевощиковы, профессора П. С. Кондырев (политэконом), А. В. Кайсаров (физик), В. И. Тимьянский (естественник). В последующие годы среди выпускников университета были великий русский математик Н. И. Лобачевский, известный астроном и путешественник И. М. Симонов и многие другие ученые, завоевавшие славу отечественной науке, принесшие мировую известность университету.

Трудные времена наступили для университета, когда в 1819 году сначала ревизором, а затем попечителем Казанского учебного округа был назначен крайний реакционер и мракобес М. Л. Магницкий. В результате ревизии он предложил вообще «публично разрушить» университет. «Зачем разрушать, можно исправить»,-начертал на докладе мракобеса свою «милостивую» резолюцию Александр I.

И наступает эпоха «исправления». Девять профессоров по причине «неблагонадежности» были уволены, все предметы (даже математика) стали преподаваться по основам «благочестия», с разоблачением «лжеименного разума». Официальные инструкции требовали, «чтобы дух вольности ни открыто, ни скрыто не ослаблял учения церкви в преподавании наук философских и исторических». В вузе начинает царить атмосфера всеобщей слежки – и за профессорами, и за студентами, из библиотеки изымаются сочинения Вольтера и Дидро.

Начиная с 1826 года после отстранения Магницкого, университет начинает оправляться от недугов страшной поры. Это было связано, прежде всего, с деятельностью профессора Н. И. Лобачевского, избранного в 1827 году ректором. На этом посту он находился до 1846 года. Но и впоследствии он имел отношение к университетской жизни, являясь в 1846-1855 годах помощником попечителя Казанского учебного округа. Ему суждено было стать подлинным строителем университета, его талантливым руководителем.

Под руководством Н. И. Лобачевского было завершено сооружение всего комплекса университетских зданий, оснащение их необходимым оборудованием для научной и учебной работы. Он наладил деятельность университетской типографии, организовал первое научное периодическое издание – «Ученые записки Казанского университета», которые начали выходить в 1834 году и вскоре превратились в один из лучших научных журналов России.

Философ-материалист Н. И. Лобачевский придерживался передовых педагогических взглядов. Он изложил их в знаменитой актовой речи «О важнейших предметах воспитания», произнесенной на торжественном собрании 5 июля 1828 года. В ней явно чувствуются идеи передовых философов-материалистов. «Мы живем уже в такие времена, когда едва тень древней схоластики бродит по университетам, - провозглашал ученый. - Здесь, в это заведение вступивши, юношество не услышит пустых слов без всякой мысли, одних звуков без всякого значения. Здесь учат тому, что на самом деле существует, а не тому, что известно одним праздным умам».

В эпоху Николая «Палкина», в эпоху, когда грибоедовский Скалозуб грозил каждому университету «фельдфебеля в Вольтеры дать», Н. И. Лобачевский пророчески, гордо и смело говорил о торжестве человеческого разума. «Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, - утверждал он. – Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего престола, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Не знатность, не царская служба, не слепое повиновение, не деньги – главное в жизни. Главное – в учении, в понимании и подчинении законов природы.

Педагогические мысли о воспитании граждан, полезных отечеству, ученых, преобразующих науку, активно применялись в учебной работе. Скольким пытливым умам Н. И. Лобачевский стал «крестным отцом» на пути в науку! Он ободрил А. М. Бутлерова и Н. И. Зинина во время их первых научных шагов, предсказав им великое будущее. В приказчике книжной лавки Н. А. Больцани, не окончившем даже и гимназии, он увидел будущего профессора физики университета. И таких примеров очень много.

Н. И. Лобачевский глубоко понимал необходимость всемерного развития науки, стремился создавать для этого необходимые условия. В университете начинают формироваться научные школы, в нем совершаются открытия, которые навсегда вписались золотыми буквами в летопись мировой науки. Великий математик первым подал пример того, как нужно отказываться от устаревших воззрений и действительно по-революционному решать сложнейшие научные проблемы.

11 февраля 1826 года в университете Н. И. Лобачевским была публично прочитана его записка «Сжатое изложение начал геометрии о параллельных линиях», ознаменовавшая рождение новой, неэвклидовой геометрии. Более двух тысячелетий безраздельно царившая мысль о единственно правильной геометрии – геометрии Эвклида – оказалась опровергнутой.

В дальнейшем Н. И. Лобачевский подробно развил свою геометрию в ряде печатных работ. Первая из них – «О началах геометрии» была опубликована в 1829 – 1830 годах а «Казанском вестнике». Позднее он продолжал разрабатывать различные стороны своей теории, результатом чего явились его фундаментальные монографии «Воображаемая геометрия», «Новые начала геометрии с полною теорией параллельных», «Пангеометрия».

Идеи великого математика, намного опередившие науку того времени, не были поняты его современниками. Только профессор университета П. И. Котельников в 1842 году отметил в своей актовой речи, что «изумительный труд» новатора-математика рано или поздно найдет своих ценителей. Всеобщее признание пришло к Н. И. Лобачевскому после его смерти. Его открытие привело к важнейшим результатам не только в развитии математики, но и ряда других наук, поставило его имя в один ряд с такими гениями, как Архимед, Ньютон, Коперник, Ломоносов.

Большую известность университету принес астроном И. М. Симонов. Он был единственным ученым среди участников кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819-1821 годах, открывшей Антарктиду. По его работам «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света», «О разности температур в южном и северном полушариях» и другим ученый мир ознакомился с результатами важных наблюдений, сделанных в экспедиции. Научные исследования принесли И. М. Симонову всемирную известность. Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений.

Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграла казанская школа химиков. Первый ее успех связан с именем Н. Н. Зинина, который в 1842 году получил анилин из нитробензола. Это открытие скоро стало известно всей Европе, оно имело большое значение для развития анилинокрасочной и фармацевтической промышленности. «Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь, - писал А. М. Бутлеров. -…Его труды впервые заставили ученых отвести русской химии почетное место».

Через два года ученые-химики многих стран снова произносили слово «Казань»: профессор К. К. Клаус открыл здесь новый химический элемент – рутений. «Рутений» в переводе с латинского означает «российский». К. К. Клаус говорил, что новый элемент он назвал в честь своего отечества.

Открытия ученика Н. Н. Зинина – А. М. Бутлерова подтвердили, что химическая лаборатория университета стала центром химической мысли страны. А. М. Бутлерову принадлежит честь создания теории химического строения органических веществ. Этой теории суждено было сыграть в органической химии такую же роль, которую сыграла периодическая система Д. И. Менделеева в неорганической химии. Исследования А. М. Бутлерова открывали дорогу синтезу новых органических веществ, закладывали фундамент современной органической химии.

С успехом продолжали славные традиции казанских химиков В. В. Марковников, А. М. Зайцев, Ф. М. Флавицкий. Плодотворно трудились астроном М. А. Ковальский, математики В. Г. Имшенецкий, А. П. Котельников, Ф. М. Суворов, П. С. Порецкий, механик И. С. Громека и другие.

Блестящими успехами прославилась казанская школа медиков. Еще в 50-е годы Е. Ф. Аристов провел ряд оригинальных исследований, пытаясь разгадать строение мозга. Сама школа формируется трудами терапевта – клинициста Н. А. Виноградова, гистолога К. А. Арнштейна, физиолога Н. О. Ковалевского. В 80-е годы имя профессора Е. В. Адамюка сделалось даже нарицательным: всех врачей окулистов в городе народ ласково называл «адамюки». Казань,- писала газета «Волжский курьер»,-сделалась местом поломничества для тысяч больных и не было, кажется, более известного имени из врачей среди населения востока России, как имя Адамюка». Фундаментальные работы профессора Е. В. Адамюка по-существу создали русскую офтальмологию.

Основоположником эксперементальной психологии в России стал В. М. Бехтерев, организовавший в университете психофизиологическую лабораторию. Его наблюдения обобщены в фундаментальном труде «Основы учения о функциях мозга». Выдающиеся исследования в области физиологии были деланы профессором Н. А. Миславским, в области электрофизиологии – профессором А. Ф. Самойловым, который широко применял при исследовании сердца и центральной нервной системы электрофизиологический метод.

Профессор-геолог Н. А. Головкинский первым начал интенсивно изучать геологию Волжско-Камского края; он явился основоположником учения о фациях, разработав проблем соотношения слоев различных геологических горизонтов. В 70-е годы формируется казанская школа геологов, представленная такими крупными учеными, как А. А. Штукенберг, П. И. Кротов, М. Э. Ноинский, М. Э. Янешевский. Основателями геоботанической школы стали С. И. Коржинский и А. Я. Гордягин.

Мировое признание получили так же труды ученых-востоковедов: арабиста Х. Д. Френа, тюркологов и иранистов А. К. Казембека, И. И. Хальфин, И. Н. Березина, Н. Ф. Катанова, синолога В. П. Васильева, монголистов О. М. Ковалевского и А. В. Попова. Славу казанским лингвистам принесли исследования И. А. Бодуэна де Куртене, а так же В. А. Богородицкого – основателя экспериментальной фонетики.

Казанский университет играл огромную роль в культурном развитии края и многих других районов страны. Здесь следует сказать, что состав Казанского учебного округа вначале входили все Поволжье, Урал, Сибирь, Кавказ, Пензенская и Тамбовская губернии. Только после 1825 года Территория его несколько сократилась.

Важную роль в развитии культуры и просвещения играла университетская библиотека. Уже в 20-е годы она стала публичной, доступной для всех. Вскоре в ней была организована специальная «комната для чтения» периодических изданий. Университет выписывал около 50 русских, французских, немецких, английских газет и журналов.

В 1806 году в Казани было организовано общество любителей отечественной словесности. Вначале в него входили только преподаватели и студенты университета, но вскоре его членами стали любители литературы из Нижнего Новгорода, Перми, Астрахани и других городов Поволжья и Урала. Общество успешно развивало свою деятельность. В 1817 году вышел первый том его трудов – альманах, в котором были опубликованы произведения около двадцати авторов.

В 1811 году издательский комитет университета стал выпускать «Казанские известия» - первую провинциальную газету России. Она выходила один раз в неделю, публикуя сообщения о международной и внутренней жизни, научные статьи, исторические и этнографические материалы, литературные произведения. Первый в Поволжье литературный журнал «Заволжский муравей» так же издавался в 1832-1834 годах сотрудниками университета.

С 1821 года вместо «Казанских известий» университет стал выпускать журнал «Казанский вестник» и в виде приложения к нему – еженедельную газету «Прибавления к «Казанскому вестнику». Благодаря хорошо оснащенной университетской типографии Казань стала одним из крупных книгоиздательских центров страны.

Университет подготовил много талантливых педагогов. Среди них был отец В. И. Ленина – И. Н. Ульянов, блестяще окончивший университет в 1854 году и посвятивший всю свою жизнь просвещению трудового народа.

Царское правительство, открывая в Казани университет, ставило своей целью превратить его в оплот русификации и христианизации, в центр подготовки преданных ему кадров. Иной видели свою задачу передовые ученые-гуманисты. Они считали, что университет должен быть центром развития науки, образования и просвещения народов различных национальностей, изучения их истории, языка и литературы. Большую роль в становлении его таким центром сыграл Восточный разряд, где были созданы кафедры арабского и персидского, монгольского, армянского, санскритского, маньчжурского языков, а так же турецко-татарская кафедра.

Хотя царское правительство всячески ограничивало прием в университет лиц других национальностей, презрительно третируя их как «инородцев», в него все же попадали татары, башкиры, казахи, калмыки, буряты, монголы. Конечно, это были единицы, но они были первыми представителями своих народов, получившими высшее образование. Одним из замечательных воспитанников Восточного разряда был Дорджи Банзаров – первый бурятский ученый, известный просветитель-демократ.

Профессора университета К. Ф. Фукса называли одним из первых людей, соединивших «русский и татарский народ тесными узами содружества». И в этом нет преувеличения: К. Ф. Фукс был первым исследователем быта казанских татар, он познакомил русского читателя с татарской народной поэзией.

Университет многое сделал для укрепления дружбы двух братских народов. В нем плодотворно работал видный татарский ученый и прсветитель И. Хальфин, который первым из татар был удостоен звания адъютанта. Он являлся автором многих работ и публикаций, представлявших большую научную ценность. С помощью Н. И. Лобачевского преподавателям университета стал и татарский крестьянин М. Г. Махмудов.

Бескорыстную щедрую помощь и поддержку выдающемуся татарскому просветителю-демократу К. Насыри. Он был другом многих из них, активно участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии. То же самое можно сказать и о таких выдающихся представителях татарского народа, как Г. Ильяси, Ш. Марджани, Х. Фаезханов. В типографии университета были изданы десятки исторических и литературных памятников, учебников для татарских школ, философских и других научных сочинений. Первыми книгами, отпечатанными в ней, были брошюра Ф. Волкова «О прививании коровьей оспы», изданная на татарском языке, и «Азбука и грамматика татарского языка».

Казанский университет сыграл важную роль в развитии революционно-освободительного движения в России. Революционный дух среди его студентов был особенно силен. Уже в сороковых годах здесь действовал тайный политический кружок. Известный революционер В. В. Берви-Флеровский, вспоминая о своих студенческих годах в Казани, рассказывал о приезде в город трех посланцев из петербургского кружка М. В. Буташевича-Петрашевского и об их влиянии на студентов. С этими воспоминаниями перекликаются доносы инспектора о «тайных сборищах» студентов.

На формирование революционной идеологии в студенческой среде большое влияние оказывали передовые ученые. В их числе был выдающийся педагог-демократ Д. И. Мейер, работавший на кафедре гражданского права. В своих лекциях он гневно обличал крепостное право, неравенство сословий. Один из студентов писал о его лекциях: «Врезались в моей памяти воспоминания Мейера об Остзейском крае и раздражение, с которым он говорил о жалком положении крестьян… Такой искренний, правдивый, впервые встреченный протест открывал глаза на многое, что не замечалось до того времени».

В апреле 1849 года в своей заключительной лекции Д. И. Мейер выступил с пламенным призывом к своим ученикам: «Предчувствие не обманывает меня – я верю в близость переворота во внутренней жизни нашего отечества. Каждый, в ком есть человеческое сердце, невольно сознает всю нелепость крепостного права… Я не допускаю даже мысли, чтобы вы, питомцы университета, когда-нибудь оказались сообщниками постыдной торговли правосудием… Мало одного пассивного в отношении к злу, вы обязаны бороться с ним на каждом шагу, в каждый момент своей жизни, не останавливаясь ни перед какими затруднениями или жертвами».

Слова Д. И. Мейера мало кого оставляли равнодушным. Именно под его влиянием у студента университета Льва Толстого выраьоталось резко отрицательное отношение к крепостному праву. Под руководством профессора-демократа будущий великий писатель писал курсовую работу.

Студенты начинают участвовать в открытых политических выступлениях против царских властей. Одним из первых таких выступлений была их петиция с требованием отставки профессора физиологии В. Ф. Берви, который в своих лекциях ратовал против вторжения материализма в «святилище науки». Студенты добились своего: незадачливому профессору пришлось уйти в отставку.

Кумиром студентов был профессор истории, убежденный демократ А. П. Щапов. Он преподавал в университете меньше года, но память о нем надолго осталась в сердцах студентов. Уже первая его лекция, посвященная истории русского народа, вызвылы гром аплодисментов. Она прозвучала апофеозом деятельности декабристов. Г. В. Плеханов справедливо назвал эту лекцию «едва ли не единственным в истории наших университетов» явлением такого рода в ту эпоху.

Лекции А. П. Щапова звали студенчество на служение народу, на борьбу за его права, го слова не расходились с делом. Это ярко доказал 1861 год, когда была учинена кровавая расправа царских властей над безоружными крестьянами в селе Бездна, возмутившая всю передовую Россию. Это событие взволновало и казанских студентов. На многочисленной панихиде в память жертв, павших от рук царских карателей, прозвучали пламенные слова А. П. Щапова. «И вы, други, первые… - говорил он, - пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений… Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобресть в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе».

Слова А. П. Щапова облетели всю Россию. Недаром А. И. Герцен писал в «Колоколе» в 1861 году: «Как только пахнет свежим воздухом, здоровым, обещающим весну, то это, наверное, с Урала или из Казани, из Киева или из Харькова…». Щапова увезли из Казани под надзором жандармов.

О том, насколько были сильны Щаповские традиции в университете, показал «казанский заговор» 1863 года, когда студенты приняли участие в подготовке вооруженного крестьянского восстания против царизма. «Нравственное обаяние личности Щапова, его огненная речь к студентам необходимости изучения русского мужика, его нужд, его умственного просвещения сделали из них истых демократов, борцов за права угнетенных и униженных»,-писал один из участников студенческого освободительного движения И. М. Красноперов.

Прошло около десяти лет – и снова Казанский университет приковал внимание всей России. На сей раз, это было связано с делом Лесгафта.

П. Ф. Лесгафт был избран на кафедру анатомии в 1868 году. С первых же шагов своей деятельности он проявил себя последовательным ученым-демократом, противником реакционной политики царизма в области просвещения.

В январе 1871 года был издан царский указ о «недопущении лиц женского пола к слушанию лекций совместно со студентами». Однако в аудиториях, где преподавал выдающийся ученый, стало появляться все больше девушек, решивших посвятить себя медицине. Среди них была и Вра Фигнер, будущая знаменитая революционерка.

Демократ по убеждению, П. Ф. Лесгафт не мог мириться с политикой царизма, стремившегося превратить университет в учреждение для подготовки верноподданных ему чиновников. Он публично выступал против этого в «Петербургских ведомостях», разоблачая произвол, чинимый в Казанском университете попечителем Шестаковым. Затем он опубликовал еще одну статью с резкой критикой порядков, сложвшихся в университете. Этого власти уже не могли перенести: П. Ф. Лесгафт был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарности с ним профессора Н. А. Головкинский, А. Я. Данилевский, В. Г. Имшенецкий, В.В. Марковников, А. И. Якобий, А. Е. Голубев и П. И. Левитский подали в отставку.

Так год от года за Казанским университетом упрочивалась репутация «неблагонадежного». Особенно усиливается в нем революционный дух в эпоху, когда на арену классовой борьбы выходит пролетариат. Передовое студенчество стремится помочь ему. Наступает пора изучения марксизма.

13 августа 1887 года студентом первого курса юридического факультета университета был зачислен Владимир Ульянов. В этот день открылась новая страница в истории университета. Ведь именно здесь великий вождь пролетариата вступил на путь прямой революционной борьбы, сделал первый шаг в революцию.

4 декабря 1887 года состоялась знаменитая студенческая сходка в Казанском университете, эхо которой прозвучало по всей России и за ее пределами. Среди самых активных участников и руководителей сходки был Владимир Ульянов.

Горделивостью Казани назвал поэт университет. И по праву: уже в дореволюционный период он снискал городу славу научными открытиями и богатыми традициями освободительной борьбы. Эту славу университет значительно приумножил в последующие годы.


Но оба являются зрелыми творческими произведениями, украшающими город. Это бесспорные памятники архитектуры и градостроительства. Храм науки в Саратове: от Мюфке до Бурмистрова Замечательным новогодним подарком для коллектива Саратовского государственного университета - одного из старейших вузов страны, отпраздновавшего в уходящем году свой 90-летний юбилей, стало завершение строительства...

Проездная башня кремлевских стен. Начало ее строительства относится к 1556 г., когда псковские каменщики с мастерами Постником Яковлевым по прозвищу Барма и Иваном Ширяем, начали возводить белока­менный Казанский кремль. Первоначально башня, названная Спасской по на­ходившейся с северной стороны каменной церкви Спаса, имела в основании квадрат (23x23 м) и тол­стые в 2,25 м стены, сложенные из...

12 января (25 по новому стилю) «После рассмотрения проекта Елизавета Петровна подписала 12 января (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) 1755года указ об основании Московского Университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно...

Устав Казанского университета император Александр I подписал 5 ноября 1804 г. В параграфе 1 определялась цель его основания - «Императорский Казанский университет есть высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В нем приуготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы». Или, говоря словами одного из первых историков университета, его открыли с целью «доставить Отечеству образованных людей во всяком роде службы государственной, наипаче же для Сибирских губерний».

Выбор Казани в качестве университетского центра определялся несколькими обстоятельствами. Во-первых, Казань была крупным губернским городом с населением в 30 тыс. жителей. Во-вторых, она являлась тем экономическим центром, через который осуществлялась торговля с Сибирью, Бухарой, Китаем. В-третьих, основанию университета в Казани способствовало и то, что здесь с 1758 г. существовала гимназия, третья в стране после Московской и Петербургской. Таким образом, имелась естественная база для первоначального формирования контингента преподавателей и студентов университета. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор: открытию университета способствовал казанский губернатор Б. А. Мансуров, заботящийся об учреждении в губернии учебных заведений.

1804-1814 гг. явились временем первоначального становления университета. Преподавание осуществлялось без разделения на факультеты, носило неопределенный характер, «с лекции, где разбирались стилистические красоты Ломоносовской оды, студенты шли слушать теорию гальвинизма, от объяснений Овидия переходили к тригонометрическим задачам, с германского права шли на ботанику». До 1814 г. было время, когда лекции читались только одному студенту Н. И. .

Университет разместился в помещении гимназии (ныне - восточное крыло главного здания КГУ), ее преподаватели стали первыми профессорами и адъюнктами университета, а директор гимназии И. Ф. Яковкин был назначен на должность директора университета. Первых студентов в количестве 33 человек отобрали из гимназистов старших классов. Возглавлял список С. Т. Аксаков - будущий выдающийся русский писатель, автор сказки «Аленький цветочек». Он вошел в историю Казанского университета как первый его студент. В 1822 г. число студентов увеличилось до 91, в 1826 г. - до 115.

Постепенно формировался в эти годы и преподавательский состав. Из-за нехватки отечественных научных кадров правительство приглашало для преподавания в университеты иностранных ученых, чаще всего немцев. В этом отношении особенно «повезло» медицинскому факультету Казанского университета: ко времени открытия «врачебного отделения» все его кафедры заняли профессора-иностранцы. В целом по университету в 1809 г. на русском языке читались 8 предметов, на латинском - 5, на французском - 3, на немецком - 1.

Полное открытие университета с подразделением на факультеты состоялось в июне 1814 г.

Первым выборным ректором стал медик, профессор кафедры анатомии, физиологии и судебной врачебной науки Иван Осипович Браун.

В 20-х гг. Казанский университет пережил тяжелое потрясение - эпоху Магницкого (1819-1826 гг.), обусловленную усилившейся после окончания Отечественной войны политической реакцией. Либеральные реформы, с которых начал свое царствование Александр I, исчезли, говоря словами А. С. Пушкина, «как сон, как утренний туман». Правительство перешло к реакции во всех сферах государственной жизни, в том числе и в области просвещения.

В марте 1819 г. Александр I распорядился провести ревизию Казанского университета. Царский ревизор М. Л. Магницкий пришел в ужас от «погибельного материализма», пронизывающего, по его мнению, все университетское преподавание. В своем докладе царю он предложил «публично разрушить» университет. Однако Александр надписал на докладе: «Зачем разрушать, можно исправить» и назначил Магницкого попечителем Казанского учебного округа.

В университете вводятся аракчеевские порядки. К примеру, даже вступить в брак преподаватели могли лишь с разрешения попечителя. В еще большие казарменные условия было поставлено студенчество. Один из профессоров Казанского университета писал о жизни студентов: «...даже в свою комнату они ни ногой, как разве только после ужина на ночь, а то весь день или в классах, или в комнатах, так называемых занимательных, или в саду... Все разочтено по времени, даже и со двора идти не иначе, как по билету. Все обязаны ходить по форме».

Свою деятельность мракобес-попечитель начал с увольнения профессоров, признанных неблагонадежными. Это поставило университет на грань закрытия. Так, в 1819/20 учебном году преподавание на всех кафедрах медицинского факультета вел единственный профессор - К. Ф. Фукс.

Магницкий издает многочисленные инструкции, которыми добивается, чтобы в университетском преподавании «дух вольности ни открыто, ни скрыто не ослаблял учения церкви».

Даже в математике должны подтверждаться «высочайшие истины веры: без единицы не может быть числа, так и мир не может быть без единого творца; гипотенуза в прямоугольном треугольнике есть не что иное, как символическое соединение земного с божеством».

Не избежал благочестивых указаний Магницкого и медицинский факультет. «...Профессоры сего факультета должны принять всевозможные меры, дабы отвратить то ослепление, которому многие из знатнейших медиков подвергались от удивления превосходству органов и законов животного тела нашего, впадая в гибельный материализм от того, что наиболее премудрость творца открывает. Студенты должны быть предостережены на счет сего ужасного заблуждения»2. В 1826 г. Магницкого увольняют от должности попечителя, но дух, насажденный им, продолжает оставаться в жизни университета еще долгие годы.

В конце 20-х - начале 30-х гг. открывается новая страница в истории Казанского университета. Дальнейшее его развитие по существу определили два события: избрание в 1828 г. ректором Н. И. Лобачевского и введение в 1835 г. университетского устава.

Казанский Университет – один из старейших университетов России. Здесь были основаны многие научные школы, получившие мировое признание. Казанский университет занесен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, его ансамбль является историко-культурным и архитектурным памятником России.

Казанский университет - из истории

Был основан в 1804 году и первоначально в нем было четыре факультета - историко-филологический и физико-математический, медицинский и юридический. Здесь учились великие русские ученые, среди них - создатель неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский, который с 1827 по 1846 год был ректором университета, астрономы И. М. Симонов и М. А. Ковальский, химики А. М. Бутлеров, К. К. Клаус и Н. Н. Зинин, В. В. Марковников и А. М. Зайцев, биологи и медики В. М. Бехтерев и П. Ф. Лесгафт и многие другие. Среди воспитанников учебного заведения - известные историки и революционеры, художники и композиторы.

Казанский университет был центром передовых идей и революционной борьбы. В 1887 году на юридический факультет поступил Владимир Ульянов. Он принял активное участие в организации студенческой сходки 4 декабря 1917 года, за что был исключен из учебного заведения. Однако вопреки, а может быть и благодаря этому факту, Университет много лет носил приставку "имени Ульянова-Ленина".

На базе учебного заведения были образованы такие вузы Казани как медицинский и педагогический, авиационный и химико-технологический, сельскохозяйственный и финансово-экономический.

В 1925 году Казанский Университет был удостоен звания В.И. Ульянова-Ленина. В 1955 году он награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1979 году – орденом Ленина.

В соответствии с Указом Президента России Дмитрия Медведева от 21 октября 2009 года на базе КГУ должен был быть создан Приволжский Федеральный Университет. Вместе с тем, студенты и преподаватели КГУ выступили за сохранение исторического названия университета и было принято решение реорганизуемому вузу присвоить название «Казанский (Приволжский) федеральный университет» - КФУ.

В 2011 году в процессе реорганизации к учебному заведению были присоединены Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казанский государственный финансово-экономический факультет и Елабужский государственный педагогический университет.

Казанский университет – архитектура

Ансамбль Казанского университета является градостроительным и архитектурным памятником России. Комплекс зданий, построенных в классическом стиле, занимает квартал по улице Кремлевской (ранее Воскресенская).

В 1796 году в доме для военного губернатора в начале Воскресенской улицы была открыта Казанская императорская гимназия. Приказом Александра I от 5 ноября 1804 года были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского университета, который первоначально размещался в одном здании с гимназией.

Строительство новых зданий началось в 1822 году по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. Большое участие в разработке проекта принял член строительного комитета, а в дальнейшем ректор университета Н.И. Лобачевский. Значительный вклад в создание университетского комплекса внесли архитекторы М.П. Коринфский и И.П. Безсонов, М.Н. Литвинов и В. Бернгард.

Главный корпус был возведен в 1825 году. Его длина составила 160 метров. Здание украшено тремя портиками с колоннами, в вестибюле -статуи известных личностей. Парадная лестница вела в актовый зал, оформленный в классической манере и церковь, украшенную в дорическом стиле.

Центром застройки в университетском дворе стало полукруглое здание анатомического театра, представляющее собой четырехугольник с восемью ионическими колоннами. На флигеле здания можно видеть надпись на латыни «Здесь место, где смерть рада помочь жизни». По сторонам от здания анатомического театра расположены физико-химический корпус и библиотека. Раньше эти здания были соединены с анатомическим театром решетчатой колоннадой, которая к настоящему времени не сохранилась. В это же время были построены клиника и астрономическая обсерватория.

В XX веке корпуса университета выходят за пределы исторического квартала. Геологический факультет разместился в здании бывшей духовной семинарии по улице Вознесенской, был возведен корпус химического факультета по улице Лобачевского, а в конце 60-х построили два учебно-лабораторных высотных здания к северу и западу от главного корпуса учебного заведения.

Казанский университет сегодня

В настоящее время в КГУ учится около 50 тысяч студентов, площадь учебных и лабораторных помещений составляет 52 тысячи квадратных метра. Имеются общежития на 12 тысяч мест. Филиалы КГУ находятся в Набережных Челнах и Зеленодольске, Елабуге и Чистополе.

Попечительский совет возглавляет Президент республики Татарстан Рустам Минниханов.

Образовательный комплекс университета состоит из пяти направлений:

  • Физико-математическое
  • Естественно-научное
  • Инженерно-техническое
  • Экономическое
  • Социально-гуманитарное.

Осуществлено большое число научных проектов с участием ученых Великобритании и США, Франция и Венгрии, Турции и стран СНГ, а также Балканского полуострова.

Институты и факультеты КФУ

Казанский федеральный университет – многопрофильный вуз, готовящий специалистов по самым разным направлениям в институтах и факультетах, возглавляемых директорами. В состав КФУ входят:

  • Институт фундаментальной медицины и биологии
  • Институт экологии и географии
  • Институт геологии и нефтегазовых технологий
  • Институт международных отношений
  • Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского
  • Институт физики
  • Химический институт им. А.М. Бутлерова
  • Юридический факультет
  • Институт вычислительной математики и информационных технологий
  • Институт филологии и искусств
  • Институт массовых коммуникаций и социальных наук
  • Философский факультет
  • Институт педагогики и психологии
  • Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины
  • Высшая школа информационных технологий и информационных систем
  • Институт экономики и финансов
  • Институт управления и территориального развития
  • Высшая школа государственного и муниципального управления
  • Институт языка
  • Общеуниверситетская кафедра физического воспитания и спорта
  • Высшая школа управления и бизнеса
  • Программа МВА
  • Институт непрерывного образования
  • Факультет повышения квалификации
  • Подготовительный факультет для иностранных учащихся
  • Институт сравнительных исследований модернизации обществ
  • Инженерный институт

Казанский университет имеет десять разно профильных музеев, являющихся настоящим его достоянием. Экспонаты и фонды музеев используются в научных, культурных и просветительных целях.

Казанский императорский университет 1804 1917 история и значение

Наталья-Рождество

Казанский императорский университет (1804-1917):

история и значение.

Библиографический обзор

на основе фондов ГПИБ России.

Российская империя обладала потрясающей системой образования, - просвещенная Россия несла свет знаний и на окраины империи. Первые университеты были идеей Петра Великого, но его начинания поддерживали все, сколько-нибудь значительные правители России.

Этот очерк посвящен старейшему русскому университету - Казанскому императорскому университету. Почему русскому? Потому что основной состав профессуры был русским, потому что преподавание велось на русском языке, потому что гениальные открытия делались в этом университете русскоязычными учеными, а сами эти ученые некогда были студентами этого университета. Так, мало кто знает, что неевклидова геометрия Н.И.Лобачевского была открыта в стенах именно Казанского императорского университета. Это последующие поколения только и могли знать о том, что здесь сдавал экстернат В.И.Ульянов-Ленин, чьим именем потом был назван университет. Но Ленин не имеет никакого отношения к славе этого университета, хотя и был подающим надежды студентом.

Казанский императорский университет был открыт стараниями Императора Александра I, достойного внука Екатерины II Великой. В фонде ГПИБ сохранилось издание торжественной речи на открытие этого университета вскоре после Отечественной войны 1812г.

Городчанинов, Григорий Николаевич (1772-1852). Ода на всеобщий мир в Европе, произнесенная, при Торжественном открытии Императорского Казанского университета июля 5-го дня 1814 года, надворным советником красноречия, стихотворства и языка Российского п. ординарным профессором Григорием Городчаниновым. - Казань: Университетская типография, 1814. - 12 с. ; 23 см.

В 1902 г. в Имп. Казанском университете был опубликован капитальный труд по истории Казанского царства, в котором были оговорены, как заслуги русских князей, так и родословие татарских и монгольских ханов, завоевавших обширнейшие территории со своим многочисленным войском, но, после присоединения к Московскому Царству, порой верой и правдой служивших российскому отечеству против других иноземных захватчиков.

Сказание о зачатии Царства Казанского и о победах великих князей Московских… Славянский текст, изданный, по рукописи, принадлежащей Ф.Т.Васильеву, с Предметным указателем и кратким родословием монгольских и татарских ханов, Н.Ф.Катановым. Изд. Ф.Т.Васильева. - Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1902. - XV , 142 л., 3 л. табл. ; 25 см.

В ГПИБ России сохранилось множество изданий, дающих представление о Имп. Казанском университете. Сохранились списки студентов (в том числе, находящихся на казенном содержании) и вольных слушателей, списки преподавателей, правила для студентов, обозрение преподавания в четырех отделениях университета, расписание лекций некоторых факультетов, каталог библиотеки университета, описание торжеств по случаю знаменательных государственных дат и юбилеев знаменитых соотечественников. Видимо, при содействии Казанского университета, в столице Казанского Царства действовал Казанский семейно-педагогический кружок, Отчеты которого также сохранились в «Историчке». Вот некоторые такие издания.

Извлечение из Положения о стипендиях и премиях , существующих при Императорском Казанском университете (по 1-е сентября 1899 г.). - Казань, 1899.

Исторические записки о четырех отделениях Императорского Казанского университета за 1814 - 1827 гг. - Казань, 1899. Многотомное издание, изд. по годам.

Загоскин, Николай Павлович. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. Т.1-4.- Казань, 1902-1904.

Каталог библиотеки Императорского Казанского университета. А-Б. - Казань, 1851-1857. А. Каталог студенческой библиотеки. 1851. Б.Каталог Главной библиотеки. 1857. (том Б. отс. в ГПИБ).

Обозрение преподавания в Императорском Казанском университете. - Казань, 1826-. Многотомное издание.

Описание Торжества бывшего в Императорском Казанском университете 15-го сентября 1825 г. - Казань: тип. Ун-та, .

Залеский, Владислав Францевич. Сводная таблица расположения лекций на Юридическом факультете Императорского Казанского университета за время с 14 февраля 1805 по 1 мая 1903 года. - Казань: типолит. Имп. Ун-та, 1903. - 156 с. ; 25 см. - [Приложение к Ученым Запискам Императорского Казанского университета за 1903 г. Сенат].

Правила для студентов и посторонних слушателей Императорского Казанского университета. - Казань: Тип. Имп. Казан. ун-та, 1882. - 188, III с. ; 23 см.

Михайловский, Алексей Иванович. Преподаватели учившиеся, служившие в Императорском Казанском университете (1804-1904 гг.). Ч.1. - Казань, 1901-1908.

Пятидесятилетний юбилей Н.И.Пирогова. Речи … - Казань, 1881.

(Советское издание о методической работе Императорского Казанского университета)

Шуртакова, Т.В. Руководство [Императорского] Казанского университета развитием начального и среднего образования в учебном округе в 1805-1836 гг .- Казань: Каз. ун-т, 1959. - 69 с. ; 70 см.

Сведения о состоянии Императорского Казанского университета за 1893-1898 гг. [В 5-ти Т.] - [ Казань ] , 1894-1899 ; 23 см. - [ Извлечение из Отчета… ]

Список кандидатам и действительным студентам, состоящим в ведомстве Императорского Казанского университета на казенном содержании … на… год. - Казань, 1855- ; 16 см. …на 1855-1856 академический год. - 1855. - 65 с.

Список почетных членов и личный состав Императорского Казанского университета. - Казань, 1891-1915 ; 24 см. Многотомное издание, по годам.

Список студентов Императорского Казанского университета на… годы. - Казань, 1862- ; 16 см. Многотомное издание.

Список студентов Императорского Казанского университета за… год. - Казань, 1883-1915. [Многотомное издание]. Загл.: 1885 г .: Список студентов, посторонних слушателей и учениц Повивальных курсов 1886 г .: Список студентов, посторонних слушателей и учениц Повивального института .

Березин, Н. Нумизматический кабинет Императорского Казанского университета / Описан. Проф. Н.Березиным. - Казань: Унив. Тип. - 1855. - 18, 29, 8 с. ; 24 см.

Отчет Общества для вспомоществования бедных студентов Императорского Казанского университета… - Казань, 1873-1911. Многотомное издание.

Каталог книг, отпечатанных в типографии Императорского Казанского университета с 1800 по 1896 гг. - 2-е изд. - Казань, 1896. - 416 с.

Алфавитный список студентов Императорского Казанского университета на гг. … - Казань, 1903-1911. Многотомное издание.

---- ---

Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904 гг.) в 2-х ч. / Под ред. Н.П.Загоскина. - Казань: типолит. Имп. Ун-та, 1904. - 25 см. - (за 100 лет).

Выписка из дела Совета о праздновании приближающегося столетнего юбилея Императорского Казанского университета (Дело №63. 1894). - Казань: типолит. Ун-та, 1897. - 22 см.

Годичный акт в Императорском Казанском университете… . - Казань, 1865-1910. - 24 см. - Изд-во 1866 г.: ред. «Известий и Ученых записок Императорского Казанского университета». В изд. включены: речи , произнесенные на актах; Извлечения из Отчета Императорского Казанского университета; Отчет и Состояние Императорского Казанского университета; список его почетных членов и личный состав.

Далее хочу привести книги, изданные в Казани (не только изд. Императорским Казанским университетом). Они дают представление о событиях, происходивших здесь, о тех научных обществах, которые тут существовали. Вообще Казань в то время была кузницей замечательных культурных компонентов Российской империи.

Отчет о занятиях Съезда учителей начальных училищ в Казани с 30 июля до 15 августа 1882 года. - Казань, 1882. - 155, , 193; 1 план; 23 см.

Отчет Семейно-педагогического кружка в г.Казани … - Казань, 1900-1901. - 26 см.

---- ---

Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. Публ. текста. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978.

Сто двадцать пять лет неевклидовой геометрии Лобачевского (1826-1951). Празднование Казанским Государственным университетом им. В.И.Ульянова-Ленина и Казанским физико-математическим обществом 125-летия открытия Н.И.Лобачевского неевклидовой геометрии . - М.;Л., 1952.

Вестник Студенческого научного общества. Вып. 1-4. - Казань, 1959-1969.

Думаю, из всего выше перечисленного, можно сделать вывод об уровне культуры в Казанском уезде Российской империи, где Императорский Казанский университет был самим очагом этой культуры. А теперь представьте, какой была бы вся Россия в своем поступательном развитии… без войн, революций и прочих катастроф и потрясений. Не в нашу пользу и уровень культуры тогда и теперь. И причина - тотальное уничтожение того пласта культуры. Только осознание нами величия нашего прошлого поможет больше никогда не повторять ошибок погибших цивилизаций, - в их ряду стоят: и наша «прабабушка» - Древняя Византия, и Российская империя. Государство - как человек, если человек не уважает сам себя, то это бумерангом возвращается к нему, и от этого можно даже погибнуть.

************************* ***************************

Дата основания Казанского университета - одного из старейших университетов России - 5 (по новому стилю - 17) ноября 1804 года, когда императором Александром I были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского императорского университета.

Университет расположен в центральной части Казани - городе с миллионным населением и тысячелетней историей, на берегу реки Волги, в 800 км от Москвы. В течение многих лет он являлся самым восточным высшим учебным заведением России: в его округ входили Поволжье, Пензенская и Тамбовская губернии, Прикамье и Приуралье, Сибирь, Кавказ.

Университет уже в первые десятилетия своего существования стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н.И.Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К.К.Клаус), создание теории строения органических соединений (А.М.Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е.К.Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С.А.Альтшулер) и многие другие.

Со времени основания в университете подготовлено более 100 тысяч специалистов. В числе студентов университета были выдающиеся ученые, а также представители культуры, общественные деятели: С.Т.Аксаков, М.А.Балакирев, П.И.Мельников-Печерский, Л.Н.Толстой, В.И.Ульянов-Ленин, В.Хлебников: С научными обществами университета сотрудничали известные деятели татарской науки и культуры: К.Насыри, Ш.Марджани и др.

Казанский университет, его факультеты стали базой для открытия и становления более десяти вузов Поволжья.

За два столетия сложился университетский городок, гармоничное ядро которого составляет прекрасный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века.

КФУ - это современная модель классического университета, важнейший принцип которого - синтез науки и обучения. В состав университетского учебно- научного комплекса входят научно- исследовательские институты, 27 проблемных лабораторий, ботанический сад, астрономическая обсерватория, центр информационных технологий, издательство и лаборатория оперативной полиграфии. В КФУ работает 228 научных сотрудников, из них 29 докторов и 114 кандидатов наук.

Научная библиотека им. Н.И.Лобачевского - одно из богатейших хранилищ страны. Основой ее послужили собрания книг князя Григория Потемкина и казанского книголюба Василия Полянского, которые были переданы еще в начале XIX века Казанской гимназии. Библиотека располагает бесценными рукописями, древними манускриптами, старопечатными книгами и другими раритетами. Сегодня в ее фонде около 5 миллионов томов. Библиотека имеет 11 читальных залов. В обслуживании читателей применяются современные информационные технологии.

Подвижничество ученых, участие в многочисленных экспедициях способствовали созданию университетских музеев.

Казанский университет имеет договора о сотрудничестве более чем с 40 иностранными университетами, участвует в программах IREX, Fulbright, USIA, DAAD, TEMPUS, INCO- Copernicus, Евразия и др., является членом Международной ассоциации университетов, Евразийской ассоциации университетов, Союза университетов за демократию.

Но университет - это не только учеба. Студенческие коллективы художественной самодеятельности объединяют в своих рядах любителей музыки, пения, танца. Широкую популярность приобрели Народная хоровая капелла и Татарский народный хор. Ежегодный фестиваль "Студенческая весна" демонстрирует большой творческий потенциал молодежи, неиссякаемый юмор и довольно высокий исполнительский уровень.

Среди первых студентов: Петр Кондырев, впоследствии профессор исторических наук и первый профессор политической экономии в Казанском университете; братья Перевощиковы - Дмитрий, в дальнейшем академик, ректор Московского университета и Василий, будущий почетный член Российской АН, профессор российской словесности Казанского, а затем Дерптского университета; Александр Княжевич, ставший в 1858-1862гг. министром финансов России.

Первые студенты живо интересовались литературой, театром, общественными вопросами. В 1806г. в университете организовалось Казанское общество любителей отечественной словесности, в деятельности которого многие из них принимали участие.

Первыми преподавателями университета стали учителя гимназии - учитель математики Г.И.Карташевский был переведен в должность адъюнкта высшей математики, учитель логики и нравоучения Л.С.Левицкий стал адъюнктом умозрительной и практической философии, И.И.Запольский - адъюнктом математики и опытной физики, учитель славяно-российского и арифметического классов Н.М.Ибрагимов был назначен адъюнктом российской словесности, директор гимназии и учитель истории и географии И.Ф.Яковкин получил звание профессора и пост директора университета. Из-за границы были приглашены иностранные ученые.

Одним из первых на должность ординарного профессора естественной истории и ботаники был приглашен Карл Фукс. Тридцать лет жизни Фукс отдал Казанскому университету и сорок лет - посвятил Казани, которую называл своей второй родиной. Ученый-энциклопедист, он стоял у истоков многих научных школ, сформировавшихся в Казанском университете. Фукс - первый профессор минералогии, один из первых университетских медиков, зоологов. Прекрасный врач-практик, он пользовался широкой популярностью. И одновременно он - историк, археолог, этнограф, нумизмат, путешественник, коллекционер.

В 1807г. состоялось назначение Христиана Френа ординарным профессором Казанского университета по кафедре древневосточных языков. Он был первым профессором восточных языков в Казанском университете, преподавал арабский и персидский языки. Френ справедливо считается основателем научной ориенталистики в Казанском университете, первым ученым-нумизматом.

В это же время ординарным профессором на кафедру анатомии, физиологии и судебной медицины был приглашен австрийский ученый, выпускник Венского университета, Иоанн Браун. На его долю выпала честь быть первым выборным ректором Казанского университета (1813-1814гг.)

В 1807г. на кафедру чистой математики был приглашен немецкий ученый Мартин Бартельс. Энциклопедически образованный математик, друг К. Гаусса, он по приезде в 1808г. приступил к чтению лекций. Во время своей двенадцатилетней педагогической деятельности в Казанском университете он читал историю математики, высшую арифметику, дифференциальное и интегральное счисления, аналитическую геометрию и тригонометрию, сферическую тригонометрию, аналитическую механику, астрономию.

В 1808г. ординарным профессором по кафедре прикладной математики был назначен выпускник Геттингенского университета Каспар Реннер. "Реннер был натурой спокойной и ровной, жившей в одних умственных интересах. Ум точный и глубоко образованный, привычный к строгой логике математических формул, полнота содержания его лекций, читанных на изящном французском языке - все это осталось в памяти его первых слушателей, всегда вспоминавших о нем с уважением".

В 1810г. на кафедре утвержден ординарным профессором теоретической и опытной физики естествоиспытатель, поэт и педагог Ксаверий Бронер.

На должность профессора астрономии в том же году в Казанский университет был приглашен Иосиф Литтров, выпускник Пражского университета. Во время пребывания в Казани Литтров старался поставить дело преподавания астрономии на высокий уровень. В 1811г. Литтров с лучшими учениками - Лобачевским и Симоновым - наблюдал большую комету 1811г. Читал лекции по теоретической астрономии, опубликовал целый ряд научных статей. В 1814г. устроил во дворе университета в сторожке ботанического сада первую астрономическую обсерваторию.

История Казанского университета богата именами великих ученых, педагогов, просветителей, государственных деятелей, творцов произведений литературы и искусства, которые работали или учились в нем. Музей рассказывает о многих из них.

За более чем 200-летнюю историю университет дал науке восемьдесят действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук страны.

Университет является центром не только науки и научного образования, но культуры и просвещения, с ним связаны возникновение книжного дела в крае, появление первой провинциальной газеты, развитие театральной жизни и многое другое. В университете в разные годы учились создатель советского государства В.И. Ульянов-Ленин, писатели С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, П.И. Мельников-Печерский, В.В. Хлебников, композитор М.А. Балакирев, художник В.И. Якоби и др.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 30 июля 1996 года Казанский государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Во исполнении Указа Президента России Д.А. Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 21 октября 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года создано федеральное государственное автономное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».

Неделю спустя, 9 апреля 2010 года, распоряжением Правительства Российской Федерации Гафуров Ильшат Рафкатович назначен ректором Казанского федерального университета сроком на 5 лет.