Экономика        05.06.2020   

Мцыри анализ. Мцыри – анализ произведения. История создания поэмы

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!


Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.
  • Проблематика

    Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

    Идея произведения

    Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

    Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

    Чему учит?

    Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

    Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

    Критика

    Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

    Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания произведения Лермонтова «Мцыри»

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 г. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.
Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник — на грузинском языке — «мцыри».
Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».
«Мцыри» — любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 г. Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» — бой с барсом — на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, — передавал писатель СТ. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по ИЛ. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод произведения

Анализ показывает, что поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.
Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это в первую очередь противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.
Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.
Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.
Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения (А.В. Попов).
«Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени» (ИЛ. Андроников).
В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную» (Б. Эйхенбаум).
Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Анализ произведения говорит, что революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал».
В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.
Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».
Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» — «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.
Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри — ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.
Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.
Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри — это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».
Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция произведения

В ходе анализа произведения мы узнаём, что в основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.
В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю.Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, не способного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.
Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя — это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза — это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».
Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня — свобода, вся жизнь — неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь — тюрьма, Кавказ — свобода.
В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).
В этих сравнениях — сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.
Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).
Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; учесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).
Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придает поэтической речи взволнованность и страстность {дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).
Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слёзы, слёзы потекли... Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких бешеных коней... Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!..
Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.
Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).
Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, ФД Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, КД Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку МЛ. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Это интересно

Поэма Лермонтова породила множество легенд. Так, в 1958 году, писателями Чечни было высказано предположение, что прототипом главного героя поэмы «Мцыри» М. Лермонтова является художник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности.
Петр Захаров-Чеченец был найден в младенчестве русскими солдатами во время кавказской войны в ауле Дады-Юрт. По распоряжению генерала А.П. Ермолова мальчик был поручен казаку Захару Недоносову, имя этого человека и послужило основой для фамилии мальчика-чеченца — его нарекли Петром Захаровым. До 1823 г. Петр воспитывался у Недоносова, затем его взял на воспитание сам Ермолов. Уйдя в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов отдал своего приемного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. П.Н. Ермолов ищет возможности зачислить воспитанника в Академию художеств. Наконец, в 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Согласно уставу академии представители национальных меньшинств не могли быть ее студентами. Одаренных детей из этих категорий зачисляли «внеклассными» учениками. Но талант Петра Захарова был замечен. Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Еще в период учебы в академии «художник из чеченцев» начал писать портреты своих современников — историка Т.Н. Грановского, хирурга Ф.И. Иноземцева, писателя АЛ. Муравьева. Мастерство портретиста Захарова росло с каждой новой работой — он стал известным портретистом в Москве и Петербурге.
В 1843 году портрет А.П. Ермолова приносит ему звание академика. Вот тогда-то академик Петр Захаров — «чеченец», или «из Да-ды Юрта», так станет подписывать он свои произведения — напишет «Автопортрет в бурке с ружьем», ставший по духу воплощением Мцыри (картина до января 1995 г. находилась в Грозненском музее изобразительных искусств). Художник изобразил себя в мохнатой пастушьей горской шапке и бурке — этим он показал свою внутреннюю связь с родиной. Именно после автопортрета Карл Брюллов назовет Петра Захарова лучшим, после себя, портретистом. Умер Захаров от чахотки в 1846 году, ему едва исполнилось тридцать лет. Многие его работы хранятся в ведущих музеях нашей страны. «Портрет писателя А.Н. Муравьева» хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а портреты поэта М.Ю.Лермонтова и генерала А.П. Ермолова входят в экспозицию Государственного Русского музея. Несколько полотен Захарова-Чеченца были представлены в Грозненском художественном музее. В их числе два его лучших полотна — «Автопортрет в бурке с ружьем» и «Портрет И.Ф.Ладыженского». В декабре 1994 года музей в Грозном был разрушен. Как и другие экспонаты, полотна Захарова-Чеченца сильно пострадали. Однако их, в числе других картин, удалось эвакуировать в Москву. В реставрационном центре имени академика Грабаря в течение уже нескольких лет идет работа по их восстановлению.
(По книге «Москва — столица». — М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.)

Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Лотман ЮМ. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
МаннЮ.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
Мануйлов ВА. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М.; Л., 1964.
М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972.
Любович Н. «Мцыри» в идейной борьбе 30-40-х годов // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. — М.: Наука, 1964.

Привлекала многих русских писателей 19 века, но наибольшее впечатление она произвела на Лермонтова. Еще будучи ребенком, он попал на юг России, где проходил лечение. Он увидел могучие реки, познакомился с жизнью горцев. С тех пор тема Кавказа стала одной из любимых для поэта. Пейзажи Кавказа завораживают: величественные горы, стремящиеся к небесам, глубокие пропасти, нисходящий к недрам земли. Все это Михаил Юрьевич отразил и в своей живописи. Однако многочисленные поездки на юг России принесли плоды не только в виде картин, но и в виде произведений. Самая известная поэма Лермонтова о жизни Кавказа - "Мцыри".

Основа сюжета поэмы

Анализ "Мцыри" как романтической поэмы нельзя провести не узнав историю создания произведения. В 1837 Лермонтов совершал путешествие по Грузии, он изучал местные легенды и предания. В одном из монастырей он встретил старого монаха, который рассказал историю своей жизни. Когда то он, сын горца, был пленен русским генералом Ермоловым. Болезнь застала путников в дороге, Ермолову пришлось оставить мальчика в монастыре, где тот и вырос. По рассказу старого монаха, он не смог поначалу привыкнуть к жизни в заточении, даже несколько раз пытался убежать в горы, однажды чуть не погиб. Возвратившись, он решил принять сан и остаться в монастыре навсегда.

Эта история произвела большое впечатление на поэта. Лермонтов решил написать поэму, которую первоначально назвал "бэри ", что в переводе с грузинского означает "монах". А потом уже заменил название словом, которое в грузинском языке имеет несколько значений, - "Мцыри".

Формальный анализ. Мцыри как романтический герой

"Мцыри" в переводе с грузинского означает юношу, который пока еще только готовится стать монахом, правда, еще местное население называет так человека, прибывшего из другой страны. Итак, главный герой поэмы "Мцыри" - это мальчик, который попадает в монастырь не по доброй воле. Описание Мцыри полностью соответствует классическому романтическому герою. Он с детства выделяется на фоне своих ровесников, с которыми он не ладит. Он серьезнее, их игры ему неинтересны. Следовательно характер Мцыри также отсылает нас к образу романтического персонажа. В монастыре Мцыри чувствует себя пленником, ему душно в сырых кельях. Мцыри хочет убежать от этой жизни, мир, который находится за пределами монастыря, представляется герою идеальным. Итак, в данной поэме реализуются два основных принципа романтизма: изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах и принцип двоемирия. Романтизм воплощается на все уровнях произведения. Так, изображение природы Кавказа полностью соответствует канонам этого направления. Ведь на страницах поэмы нет обыденных картин, мы находим у Лермонтова величественные Кавказские горы, скалы, бушующие реки и густые заросли. Герой, странствующий в дикой природе, слышит вой шакалов, он внимает шуму ветра, который представляется тоже каким-то сказочным, вода в реках прозрачна настолько, что видно рыб, даже слышно их передвижение.

План «Мцыри» по главам. Краткий пересказ

1 глава. Вступление. Лермонтов начинает с того, что описывает место действия. «...Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры».

3-7 главы. В этих пяти главах Мцыри, израненный,произносит свою исповедь. Он говорит чернецу о том, что всю жизнь чувствовал себя пленником, даже обвиняет его в том, что тот когда-то спас его от смерти. Ведь этот поступок не принес ничего хорошего: ребенок обречен был на одиночество («грозой оторванный листок»).

8 глава. Уже в 8-й главе начинается повествование о том, как герой был на воле. Здесь Мцыри рассказал, как он был свободен, как он почувствовал единение с природой («..руками молнии ловил»)

9-11 главы. Мцыри, никогда раньше не видавший в непосредственной близи все красоты природы, восхищенный, рассказывает старому монаху, что он видел: птиц, плавающих в прозрачной воде горных рек, поющих птиц, буйную растительность.

12-13 глава. Герой встречает молодую грузинку. Его пленяет звук ее пения. Он увидел, как она прошла к своей сакле, и печаль струилась в его душе. Ведь он не знал своей семьи, он не ведал, что значит родной дом.

14-15. Мцыри заблудился. Он и посреди вольной бушующей природы не чувствовал себя как дома. Поэтому герой рыдает, чего никогда не делал в детстве.

16 глава. Является ключевой для понимания идейного замысла автора. Здесь герой встречается с барсом. Битва с животным описана в трех последующих главах.

Последние 8 глав - это чувства героя. Он вновь жалуется монах на свою судьбу, снова вспоминает день, проведенный на воле.

Герои поэмы «Мцыри»: старый монах, грузинка, Мцыри и барс. Все действие сконцентрировано вокруг главного образа. Ведь по сути поэма - это его исповедь.

Как анализировать поэму?

Безусловно, анализ «Мцыри» нужно проводить с опорой на текст. Ведь это произведение поэтическое, а следовательно во внимание нужно принимать слог, рифму. В поэме преобладает парный Написано произведение стихотворным размером ямб.

Чтобы правильно выполнить анализ «Мцыри» нужно брать небольшой отрывок, например, 2-3 главы. Так, чтобы эпизод был завершенным. Уже в этом отрывке искать средства выразительности (эпитеты, метафоры, метонимии, сравнения и др.): ими изобилует текст Лермонтова, это подтверждают и цитаты. «Мцыри» текст очень красивый, он дает плодородную почву для изучения.

Почему Лермонтов избирает форму исповеди?

Вообще, рассказ Мцыри мало похож на исповедь в прямом смысле этого слова. Герой раскрывает свою душу, но он не говорит о темных сторонах ее, не раскаивается в каких-либо совершенных грехах. Наоборот, он то и дело пытается обвинить монаха в том, что тот обрек его на страдания. План «Мцыри» по главам показывает, что примерно в середине поэмы должен был быть помещен некий спор с чернецом, который отказался от земных благ, смирился с бедной жизнью, лишенной радостей, однако этого не получается, ведь читатель слышит только голос Мцыри. Такая форма позволяет автору наиболее полно раскрыть характер Мцыри, показать его особенности.

Смысл финала поэмы

Итак, в самом конце поэмы Мцыри умирает. Однако его не страшит смерть, даже на пороге гибели он продолжает сожалеть о прожитой жизни ("Меня могила не страшит…"). Безусловно, подобное бесстрашие Мцыри вызывает симпатию у его создателя. Ведь оно продиктовано сильнейшим желанием ощутить истинную жизнь, свободу. Находясь на природе, герой чувствовал себя ее частью, он не боялся ни шакалов, ни темноты. В схватке с барсом он показал всю свою неистовую силу, ведь оказался сильнее. Барс как олицетворение сил природы погибает от рук героя. Отчего умирает Мцыри? Только ли от ранений, которые нанес ему зверь? В гибели Мцыри заложена более глубокая мысль. Ведь раненому герою пришлось возвращаться в монастырь, следовательно его мечты о свободе разрушились, он больше не мог надеяться, потеряв веру, он умирает. Описание Мцыри в момент его смерти очень трагично.

Пессимистичный финал пьесы является весьма характерным для творчества Лермонтова. Его романтический герой никогда не находит счастья. Поэтому творчество Михаила Юрьевича можно назвать пессимистичным. Однако этой мысли противоречит то, что у самого Лермонтова была большая жажда жизни, жажда движения и страстей, которую он переносит и на своих персонажей.

Меню статьи:

Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.

Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения (в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей. Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.

Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.

Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Вопрос о названии поэмы

Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри». Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг. Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.

Эпиграф поэмы и его значение

Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество». С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился. Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».

Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.

Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова. Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях. В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.

Тема поэмы

Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.

Идея поэмы

Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.

В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.

Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения. Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека. Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет. В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге. Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.


Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание. Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает. Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.

Особенности поэмы

Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.

Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.



В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.

Проблематика

Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.

Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.

Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.