Литература         04.02.2020   

Нижнекамское телевидение. Научно-техническая революция (НТР). II. Изучение нового материала

Термин «научно-техническая революция» уже довольно много лет. Прошло более полувека с тех пор, как начался процесс, обозначенный этим термином. И до сих пор дискуссии о нем не утихают. Причиной тому тот факт, что он продолжается. Что включается в себя этот процесс, какие его признаки и к чему он может привести как раз поговорим в этой статье.

Понятие НТР

Научно-техническая революция — это процесс скачкообразной трансформации всех сторон жизни социума, которая опирается на достижения науки и техники. Многие уверены, что она началась с 40-50 годов прошлого века. Однако это не так. Очень многие авторы (Д. Белл, Э. Тоффлер и др.) говорили о его начале. очень давно.

Так, например, профессор А.И. Ракитов говорил о том, что начиная с изобретения языка и письменности уже начался процесс научно-технической революции. Письменность в самом деле изменила все стороны жизни людей. Она трансформировала представления людей о времени. Ведь теперь стало возможным читать слова, написанные предками. Письмо сделало возможным общаться с людьми через большие расстояния.

Далее у Ракитова еще одна важная стадия - изобретение книгопечатания, затем — телефона и телеграфа, а после — компьютера и Интернета. Нетрудно заметить, что критерий развития, революций — в трансформации способа передачи информации.

Разумеется, это важный аспект любой научно-технической революции. Но дело не только в нем. Если мы будем понимать эту революцию только как изменение способов передачи информации, то мы неизбежно будем упрощать реальность и представлять ее себе однобоко. К примеру, написал гопник на заборе матерное слово, затролил других людей в Интернете, а потом издал матершинную книгу. Это что — прогресс что ли? Как-то, наверное, нет.

Другие авторы (Д. Белл и Э. Тоффлер) в своих трудах проводят параллели между понятиями «научно-техническая революция» и «модернизация». Одновременно они более широко представляют себе содержание рассматриваемого нами процесса.

Д. Белл (1919 — 2011)

Сразу скажу, что нужно понимать что такое модернизация. Это, грубо говоря, приведение чего-то в соответствие с чем-то, а попросту — заимствование западных форм труда и производства. Можно ли считать, рассматриваемый процесс - сугубо западное явление? Конечно же нет. Тогда мы отказываем всему миру в развитии.

Так вот. Первая стадия НТР по этим авторам, началась с изобретения парового двигателя в 18 веке. В самом деле — это изобретение перевернуло весь быт людей. Раньше несколько сотен человек трудилось на заводе, а теперь достаточно и пары десятков. Безработица — вот первое к чему приводит любая такое.

Дальше, согласно Беллу и Тоффлеру — второй стадией НТР явилось изобретение электричества. В самом деле, электричество перевернуло жизнь с ног наголову. Раньше люди были уверены, невозможно видеть в темноте, невозможно перемещаться по миру быстрее лошади, невозможно слушать других людей на расстоянии или общаться с ними — а теперь все это стало возможно. Дети, выросшие с уже изобретенным телефоном, никак не могли понять родителей, зачем они до сих пор письмами переписываются? Есть же телефон, телеграф и прочие блага цивилизации.

Или раньше ты покупал дорогие билеты на матч, а теперь его можно послушать по радио бесплатно! Вот где настоящая халява. Жить стало веселее.

Однако добило общество не электричество, а компьютеры. На самом деле даже не компьютеры, а два человека Стив Джобс и Билл Гейтс. Во времена их молодости никто не думал, что компьютеры (ЭВМ — электронно-вычислительные машины) могут быть персональными. Я, кстати, в детстве тоже про это не думал, поскольку видел персональные компьютеры и коммуникаторы только на обложках очень дорогих журналов.

Первый советский супер ЭВМ

Так вот эти два человека воистину совершили научно-техническую революцию — дали компьютер каждому, кто умеет говорить, подобно Прометею, который дал людям огонь. И что же люди сделали с этим даром? Хотите верьте, хотите нет, но подлинная НТР происходит только сейчас, когда компьютерная техника действительна стала доступна всем и каждому. И получается, что подлинное наступает только сейчас.

Однако на мой взгляд — все эти доводы неубедительны. Я понимаю, что не являюсь великим мыслителем. Но появление компьютеров тоже нельзя считать полноценной НТР. Почему? Потому что люди используют компьютеры по-разному. Только 1 % пользователей используют их для той работы, для которой они предназначены: компьютерное моделирование, действительно серьезные рассчеты. Но ведь остальные 99 % людей используют компьютер как пишущую машинку, да для серфинга в сети Интернет. А в этой сети люди не создают свои сайты..., нет — они потребляют информацию: смотрят фильмы, играют в игры, читают что-то.

Лично я считаю, что критерий НТР — это количество внедренных научных открытий в производство. Чем выше этот показатель — тем и больше коэффициент постиндустриального общества для данного общества. Сколько в России сделано научных открытий в год, и сколько внедрено в производство? Сколько этого же сделано в США, Японии, Китае? Когда будет ответ на этот вопрос, тогда мы и получим полную картину.

Признаки НТР

Универсальность. Достижения научно-технической революции охватывают все сферы общества: политическую, экономическую, духовную, социальную. Наука изменила все: теперь есть какая-никакая стабильность и безопасность от голода, разумеется, если существующие климатические условия будут более-менее благоприятными.

Ускорение изменений. Чем дальше развивается этот процесс, тем меньше времени остается между научным открытием и его внедрением. В самом деле, когда мне было 8 лет, я мечтал о том, что у меня будет свой персональный компьютер и что я буду на нем работать. Сейчас можно работать на планшете или даже телефоне: набирать текст, рисовать, читать, серфить в Интернете. А прошло всего-лишь 20 лет. А что будет еще через 20?

Необходимость в постоянном повышении квалификации. К примеру, получил ты образование 10 лет назад: какие там есть напольные покрытия и как их ложить. А теперь все по-другому: и технология укладки, да и сами покрытия изменились: стало больше разновидностей. Вот и получается, что требования к работникам повышаются.

Прогресс коммуникациях . Об этом мы говорили выше: раньше можно было написать матерное слово на заборе и быть довольным своей находчивости, а теперь можно послать всех на неопределенное количество букв в Youtube. То есть вообще ВСЕХ!

Надеюсь стало понятнее про научно-техническую революцию. Ставь лайки, делись с друзьями в социальных сетях, подписывайся на наши новости, и вообще чувствуй себя как дома, но не забывай, что в гостях! 🙂

С уважением, Андрей Пучков















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
  2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
  3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
    • Геоинформатика;
    • Геоинформационные системы.
  4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
  5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

План лекции: (Слайд 4)

  • Научно-техническая революция
  • Характерные черты НТР.
  • Составные части НТР.
  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
  • Что объединяет все эти определения?
  • Какое бы определение вы дали НТР?
  • В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ:

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
  • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР. (Слайд 14)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 18)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь
  2. Революционный путь

(Слайд 19)

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

(Слайд 20)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 43)

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

III . Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта.

2) Закрепление:

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и всеохватность.
  10. Электронизация.

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV . Домашнее задание

  • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
  • Подготовить презентации по темам:
  • «Использование достижений НТР в географии»,
  • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .

оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:
  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  • эволюционным;
  • революционным.

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Процесс автоматизации производства

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:
  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически , которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: , . При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в . Доля железнодорожного в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ - руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор .

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал - первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое .

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе .

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто , а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор .

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и отдельных государств.

Здравствуйте дорогие читатели! В данной статье хотелось бы поговорить о том, как происходило развитие науки и техники на Земле. Какие бывают пути развития для этого...

Развитие цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяют отдельные периоды глубокого и быстрого изменения продуктивных сил. Этот процесс основан на превращении науки в непосредственную продуктивную силу общества. Такие периоды имеют название – научно-техническая революция (НТР) .

К средине XX века относится начало современной НТР, в которой, как правило, выделяют 4 главные черты.

Во-первых – это универсальность. Эта революция касается всех сфер человеческой деятельности и охватывает практически все отрасли народного хозяйства. С современной НТР ассоциируются такие понятия как, телевизор, АЭС, космический корабль, реактивный самолет, компьютер и т. д.

Во-вторых – это бурное развитие техники и науки. Резко сократилась дистанция от фундаментального открытия до применения его на практике. 102 года прошло с момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка, а например, для лазера этот период сократился всего к 5 годам.

В-третьих – это изменение человеческой роли в процессе производства. Требования к уровню квалификации трудовых ресурсов повышается в процессе НТР. Часть умственного труда, конечно же, увеличивается в этих условиях.

В-четвертых – это то, что современная НТР зародилась в годы второй мировой, как военно-техническая, и много в чем продолжала оставаться такой на протяжении всего периода после войны.

Сегодня, современная научно-техническая революция является сложной системой, которая состоит из четырех взаимодействующих частей: 1) наука; 2) технология и техника; 3) производство; 4) управление.

В эпоху НТР, наука является очень сложным компонентом знаний. Это большая сфера человеческой деятельности, в которой занято множество людей по всему миру. Особенно увеличилась связь производства и науки. Производство стало более научным, то есть на научное исследование в производстве продукции повышается уровень затрат.

Затраты на науку в развитых странах становят 2 – 3% ВВП. А в развивающихся странах эти затраты составляют всего лишь доли процента.

Развитие технологии и техники в условиях НТР происходит по двум путям – революционному и эволюционному.

Революционный путь – основной в развитии технологии и техники в эпоху НТР. Суть этого пути в переходе к принципиально новой технологии и технике. Вторую волну НТР, начавшуюся в 70-е годы, не случайно часто называют «микроэлектронной революцией».

Переход к новейшим технологиям также имеет большое значение. На уровне с традиционными путями усовершенствования производства, интенсивно развиваются новейшие направления производства, из которых можно выделить 6 главных направлений.

1. Электронизация. Это насыщение электронно-вычислительной техникой всех сфер деятельности.

2. Комплексная автоматизация или применение робототехники, и создание новых гибких производственных систем, заводов-автоматов.

3. Перестройка энергетического хозяйства. Она основана на сохранении энергии, использовании новых источников энергии, усовершенствовании структуры топливно-энергетического баланса.

4. Производство принципиально новых материалов, например, титан, литий, оптическое волокно, бериллий, композиционные, керамические материалы, полупроводниковые.

5. Ускоренное развитие биотехнологии.

6. Космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых сплавов, машин, приборов.

Эволюционный путь проявляется в увеличении грузоподъемности транспортных средств, в увеличении мощности продуктивности оборудования и машин, а также в постоянном усовершенствовании технологии и техники.

Например, самый большой морской танкер, в начале 50-х, вмещал 50 тыс. тонн нефти, а в 70-е годы, уже начали строить супер танкеры которые вмещали 500 тыс. тонн и более.

Новыми требованиями к управлению характеризуется современный этап НТР. Современное человечество переживает период информационной революции, который начался с перехода от обычной (бумажной) к электронной (компьютерной) информации.

Одной из новейших наукоемких отраслей промышленности стал выпуск различной информационной техники. Информатика, в этой ситуации, имеет большое значение. Информатика – это наука про сбор, обработку и использование информации.

Таким образом, научно-техническая революция не зря носит такое название. Она как любая другая революция несет всякого рода перемены: в производство, науку и технику, очень помогает современному человечеству в развитии, и уже является неотъемлемой частью повседневной жизни.