А. Гладкий        24.01.2022   

Почему в России нет больших поэтов? Зачем миру нужны поэты Зачем нужны поэты

Большинство людей знакомы с поэзией. Однако не всем нравится этот род литературы творчество. Действительно ли человеку нужно увлекаться поэзией? Именно об этом вопросе говорит автор в своём тексте, ставя перед читателем проблему необходимости воспитания любви к чтению стихов.

Рассуждая над этим Е.A.Евтушенко говорит о том, что обаяние поэзии заключается в переливах интонаций, в метафорах и эпитетах стиха. Наслаждение словом и умение “чувствовать его кожей” являются для автора настоящим прочтением художественного слова. Автор вспоминает о том, как он читал свои стихи Стравинскому. В этом моменте он обращает внимание на реплику композитора: “Какая вкусная строчка”. Евтушенко уверен, что существует поэтический слух, который можно и нужно воспитывать.

Трудно не согласиться с Е.А.Евтушенко.

Я разделяю его позицию и считаю, что любовь к поэзии делает жизнь человека более интересной и наполненной.

Несколькими строчками стихотворения можно передать мысль, которая в прозе представлена на нескольких страницах. В этом, на мой взгляд, заключается красота поэзии. Обратимся к строфам стихотворения А.С.Пушкина “Анчар”.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Поэт в этом четверостишии точно и очень лаконично показывает, что раб не только жертва, но и зло.

Поэзия прививает человеку любовь к природе и таким образом позволяет людям гармонично существовать с окружающей миром. Отрывок стихотворение Тютчева - яркий тому пример.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

В заключении стоит отметить, что выбор - любить или не любить поэзию-остаётся только за самим человеком. Однако чтение стихов приносит людям наслаждение и счастье.

Почему поэзия в последние годы теряет былое значение в обществе и приобретёт ли она его когда-нибудь ещё, размышляет известный российский поэт

Перед очередной годовщиной открытия Царскосельского лицея, 19 октября, «НВ» беседует с поэтом, главным редактором альманаха «День поэзии – ХХI век», лауреатом премии правительства РФ Андреем Шацковым.

– Андрей Владиславович, для чего вообще нужна поэзия?

– Обывателю – для развлечения. «Проницательному читателю» – как «пища» для ума и «вдохновитель» для сердца. Обществу, государству – для независимого развития и утверждения себя среди других государств.

– Поэту?

– Для выражения Истины.

– Если поэзия всем нужна, почему ей так трудно пробиваться к «этим всем»?

– Наверное, потому, что «эти все» увлечены чем-то более модным, практическим, лёгким для восприятия в наш отнюдь не обременённый романтическим интеллектом век. Потому что против поэзии работают очень мощные силы, которые стремятся отодвинуть её на дальний, почти невидимый план, затушевать. Свести к нулю её влияние на жизнь людей. Представить никчёмной безделицей...

– И здесь борьба?

– Да, «покой нам только снится». Я не случайно сказал о мощи противоборствующих сил. Почему? Потому что поэзия обладает невероятной силой. Борьба с ней требует колоссального напряжения. Потому что поэзия, как и молитва, обращена к душе и к духу, отсюда её беспомощная наивность на фоне плотского мира и вместе с тем «бессмертная неуязвимость!».

– Как действует эта сила поэзии? В чём проявляется?

– Во всём, во всех сферах. В личной, частной жизни человека. В общественной жизни, в сфере государственного строительства. Даже в геополитике. Вам, ленинградцу-петербуржцу, известно, что стихами спасались от голода и холода во время блокады. Вольнолюбивые пушкинские и декабристские стихи взбудоражили общественное сознание и привели к выступлению 1825 года. Громоподобный Маяковский разбивал стихами противников советской власти... Поэты-шестидесятники собирали стадионы – толпы шли на поэзию в «Лужники», как сейчас идут на рок-концерты или на футбольные матчи. Не обладай поэтическое слово такой великой силой – ничего подобного не происходило бы...

– Почему тогда сейчас поэты не собирают стадионы?

– Потому что после перестройки временную победу одержали не «инженеры человеческих душ», а их антиподы, которые любое явление оценивают деньгами. И которые навязывают всем именно этот критерий. Менеджеры во власти, в бизнесе, культуре борются с поэзией хитрыми способами, не замечая, не признавая, объявляя о её ненужности. Но поэты всё равно пишут стихи, а люди их читают. И благодарят авторов за их стойкость. Я с «Днём поэзии» много езжу по России и знаю, о чём говорю.

– Поэт – это кто?

– Поэт – это существо иной в каком-то смысле сверх- или надчеловеческой природы. Он из другого теста. Он по-рубцовски: «слышит печальные звуки, которых не слышит никто». Наши поэтические гении до такой степени утончали свой ум и очищали свою душу, что оказывались способными проникать в высшие небесные сферы. И там находить новые образы, слова. Создавать новый язык. И даже пророчествовать. Настоящий поэт – явление штучное, непрогнозируемое. Внутренние противоречия, которые непременно сопровождают его всю жизнь, вероятно, предопределяются судьбой ещё до рождения…

Моя бабушка по маме – урождённая Руднева, успела поучиться в Институте благородных девиц, а дед – участник белого движения, чья фамилия упоминается в произведениях Булгакова. Зато дед по отцу, передавший мне не только фамилию, но и имя, рубился в Первой конной, был соратником Георгия Жукова, одновременно с ним угодив в опалу. Похоронен, кстати, на Богословском кладбище Петербурга. Я сам отчасти питерец. Так что есть откуда «высекать» поэтическую искру.

Но не особо нужна сейчас эта «искра». Хорошо известно, что СЛОВО звучит лишь в отзывчивой среде, а среда сейчас, сами знаете какая. Не слышат поэтов многие менеджеры нынешней власти и бизнеса. А до перестройки, между прочим, власть поэтов ласкала, обеспечивала необходимым...

– Атеистическая власть...

– Да! В этом была главная проблема советской поэзии. Потому что великие поэты, под прямым водительством Бога, получают прямые откровения. Но как говорить о Боге атеистам?.. Опека советской власти, конечно, разрушила многие таланты, но в то же время умудрилась сохранить ростки Серебряного века, ибо высок был образовательный ценз народа, сумевшего сохранить внутреннюю веру, в том числе веру в поэзию...

– Странно... Нынешняя власть дружит с Церковью, а с поэзией, получается, не очень. Как, по-вашему, она должна вести себя с поэтами?

– Беречь, стоять на их стороне. Взять поэзию на полное государственное обеспечение. Спонсоры от власти и бизнеса должны финансировать не футбольные клубы и приезжих легионеров, а своих, родных, доморощенных поэтов. А самых талантливых – просто носить на руках. И даже вводить во все сферы управления.

Но проблема не только в отношении власти к поэзии... Самые высокие требования у меня к самим поэтам. Есть множество примеров, когда человек свой поэтический дар не развивает. Не рвётся в неведомое. Довольствуется какими-то примитивными текстами. Или впадает в другую крайность, строит на стихах свою карьеру – носится со своими виршами, требует признания, уважения, повышенного к своей персоне внимания, оваций, букетов. Ищет славы, денег. Начинает возноситься над другими. Это что такое? Это что за передёргивание смыслов?

Поэзия – удел самоотречённых. Развить дар можно только отказавшись от удовольствий, пресекая искушения. Сосредоточенность на слове, а не на успехе в либеральной интерпретации этого понятия – вот отличительная особенность истинного поэта.

– Наряду со свидетельствами об Истине, пророчествами и с собственной эволюцией, что, по-вашему, ещё должны делать поэты?

– Развивать язык. Вы можете представить себе Россию без русского языка, созданного Пушкиным? Нет. И я не могу. Что бы мы сейчас косноязычно или высокопарно, или по-простецки лепетали без пушкинского гения? Значит, каждый поэтический потомок Пушкина должен взять на себя труд творить язык. Находить новые слова, обороты, фигуры речи. А ещё, мне кажется, очень важно выполнить совет профессора Владимира Журавлёва, написавшего, что «сознательное усвоение современного русского языка невозможно без церковнославянского». Со всеми его сорока символами, добавлю я. От похожей на диковинные ворота с вереёй буквы аз до летящей галкой смешной буквы ижица.

Эту работу способен выполнить только поэт. И, если он её не выполнит, с языком будут экспериментировать в подворотнях, в тусовках молодёжных субкультур, в местах не столь отдалённых. Собственно, там «работа» уже идёт и результаты её нам известны.

«Вначале было слово». Оно было, есть и будет. Не деньги, как думают менеджеры, а слова стоят вначале любого дела. Приказы в армии, распоряжения во власти отдаются словами. Какого качества, какой точности будут эти слова – такого качества окажется и результат действий.

Я однажды поймал себя на такой мысли: если бы академик Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Данило Велланский не ввёл в русский обиход слово «культура», то Министерства культуры – моего последнего места государевой службы – просто не существовало бы.

– Административный язык, на котором вы говорили и писали, будучи чиновником, не навредил вашему языку поэта?

– Нет. Штабной стиль работы в министерствах, где я провёл добрую половину своей трудовой жизни – а я ведь имею архитектурно-строительное образование, – помог мне искоренить расхлябанность, которой отличаются некоторые литераторы. Научил грамотно, по-русски излагать свои мысли.

Между прочим, многие прекрасные русские поэты ходили в чинах и порою даже в генеральских. Например, генерал-прокурор Российской империи, действительный тайный советник Гавриил Державин. Или товарищ министра иностранных дел, тайный советник Фёдор Тютчев. Или статский советник Александр Грибоедов. Даже Пушкин имел придворное звание камер-юнкера.

«Навредить» поэтическому и вообще литературному языку может – и уже вредит – то обстоятельство, что Россия после перестройки пошла по западному пути. Не по своему…

Вся современная проза – это банальная игра в слова, в сюжеты, в ситуации. Нет характера! Нет героев! Неспособность создать характер меня просто удручает. Почему? Потому, что дара нет? Может быть... Всё есть: пиар, раскрутки, технологии, большие деньги, фестивали, книжные салоны, упрощение русского языка, граничащее с унижением, а героев нет!

В поэзии ситуация более обнадёживающая. Здесь ещё герои бьются за героев. Свидетельством тому – невероятная востребованность и популярность «Дня поэзии», который мне довелось возрождать.

– Расскажите, пожалуйста, вкратце, как началось это возрождение.

– Лучше рассказать с самого начала. Альманах «День поэзии» появился в Москве в 1956 году. Его выход стал особым, знаковым событием для любителей поэтического слова. Ведь альманах вмещал в себя практически всех звёзд отечественной поэзии. Тираж его в отдельные годы достигал ста тысяч экземпляров, а главными редакторами альманаха становились в разные годы Сергей Наровчатов, Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Юрий Кузнецов, Лариса Васильева, Николай Старшинов и другие прекрасные поэты. Последний регулярный «День поэзии» вышел в 1991 году, после чего было несколько попыток его возрождения, но выпускать альманах постоянно не получалось.

В 2006 году на мартовском круглом столе ведущих поэтов России, проведённом в рамках «Всемирного дня поэзии» ЮНЕСКО в стенах Министерства культуры России, где мне тогда посчастливилось работать, прозвучала единодушная просьба о возрождении альманаха. В кратчайший срок она была реализована.

Не могу не отметить роли в возрождении «Дня поэзии» тогдашнего министра культуры Александра Соколова. Если бы во власти таких понимающих людей было побольше, возродился бы не только альманах – Россия.

С тех пор альманах выходит ежегодно. Его тираж невысок, но на помощь пришёл интернет. Посмотрите, альманах вышел за границы России и уверенно шагает по миру. В этом году мы отметим десятилетие возрождённого «зеркала отечественной поэзии», служащего не разобщению, а объединению всех здравых поэтических сил страны.

Сказано: «Нас в России несколько тысяч, а имя у всех одно – поэты. И только единицы из нас имеют право на имя собственное». О приумножении и сохранении этих имён постоянно думаю я во время работы над альманахом...

Плач по российским поэтам

В небеса пошлёт прощальный глас

Колокол людского покаянья...

Скольких нас не стало? Сколько нас

За чертой призванья и признанья?

Скольких нас не стало! Сколько нас

Приняла Российская равнина.

Ждал на Чёрной речке алый наст,

Эшафот – в утробе равелина!..

Скольких целовала вьюга в лоб!

Скольким вслед струился шип змеиный!

Положи, Елабуга, на гроб

Асфодель Кавказа для Марины.

А душа – зегзицей со стены,

Мысью с древа – грянется на травы...

Мы ещё вернёмся с той войны,

Где стихи – горящий край державы!

И пройдём по россыпи листов

Пасквилей, доносов и наветов.

И не хватит Родине крестов –

Как наград посмертных для поэтов!

Возвращение к себе

Приспеет октябрь, и клюква пойдёт по лесам.

Вернее, она побежит по прокисшим болотам.

И, может быть, я,

если только успею, - я сам

Об этой поре напишу перед зябким уходом.

Как строились ели вдоль узкой тропы

в караул,

Где мы пробирались под вечер

в деревню с грибами.

И пёс на дворе бесконечную песню тянул,

Чтоб было нескучно в своём одиночестве маме.

Пустые колоды лежат, как повапленный гроб,

И мама, предчувствуя скорую сердцем

Сказала: «Ступай,

на дорогах сейчас чернотроп…»

И тихо к стеклу приложила

прозрачную руку…

Не каждый ушедший до светлой мечты

доскакал.

Не каждый домой из далёка вернулся понуро…

У волчьего времени - волчий, звериный оскал.

И с лисьим окрасом дублёная зимняя шкура.

Но в сполохе гроз и в мерцанье

трясинных огней,

Вдоль шалой воды, уносящей буруны к закату,

Я шёл до конца, оставляя друзей и коней,

Внимая вселенского боя глухому раскату!

И там, где заплотом судьбинный предстал

Его одолев, между кручами и облаками,

Я мёртвые губы бессмертной страны

целовал…

И вспомнился дом… И заплакалось горько

Андрей Шацков

Беседовал Владимир Хохлев

Сочинение: «Нужна ли поэзия в 21 веке?» Вы можете написать используя представленный вариант.

«Нужна ли поэзия современному человеку» сочинение

Поэзия … Такое, казалось бы, простое слово в современном мире. Но это целый двигатель, способный разжечь не одно ледяное сердце. И почему поэзия важна в жизни человека и вообще нужна ли поэзия в современном мире?

Мы перешли границу нового тысячелетия — времени мощных информационных ресурсов и технологического прогресса. Сегодня телевидение и Интернет вошли практически во все сферы жизни. И люди начали забывать о эстетических ценностях и духовном развитии. Уже не нужны книги, не нужны писатели. К сожалению, часто приходится слышать: зачем эти стихи?

Поэзия для меня — это важная часть жизни. Это не просто слово. Это то, что разжигает огонек в моей душе, заставляет смеяться, плакать, наслаждаться прекрасным. Вы только подумайте, сколько эстетических строк нам подарили непревзойденные поэты. Пушкин, Некрасов, Лермонтов — настоящие титаны, которые словом, будто делом, стучали в каждую дверь, в каждую душу. Именно их поэзия еще с детства учит меня любить Родину, свою семью, быть хорошим другом и сильной личностью. Каждое их слово звучит для меня сладкой песней.

Щемит сердце, когда понимаешь, что сейчас поэзия потеряла свою ценность. Что теперь это лишь материал учебников в школе. Учат стихи наизусть, и на утро забывают. И это неправильно. Потому что с ними забывается история, культура народа. Исчезает уверенность в завтрашнем дне.

Недавно состоялась поэтическая дуэль между официальным представителем МИД РФ и оппозиционным «поэтическим обозревателем». Я был приятно удивлён такими взаимоотношениями власти и оппозиции. Потому тоже написал поэтический комментарий к данной полемике.
Я не считаю себя поэтом, хотя мною записано 1145 вирш. Поэт не тот, кто пишет стихи. Поэт – это тот, кто думает стихами! Кто может уловить и поэтически выразить настроения, мысли и чувства рифмованным образом, а иногда верлибром.
Поэтическая дуэль власти и оппозиции вновь заставила задуматься: в чём же отличие поэта от человека, пишущего стихи, и для чего вообще нужны поэты?
С этим вопросом я пришёл на «Чемпионат поэзии», который проводился в библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге – в бывшем доме голландского посланника во времена Пушкина. На мой вопрос «зачем нужны поэты» я получил весьма интересные ответы.

«Поэты нужны, чтобы украшать этот мир. Поэты делятся сокровищем своей души. Словом можно убить, словом можно и воскресить. Поэтому огромное значение имеет то, что мы говорим. Потому что в слово поэзии вкладывается душа и мысль высокая. Пространство, которое нас окружает, ему очень не хватает красивых слов, красивых высоких мыслей. Если человек будет излучать такие мысли, то он будет работать над созиданием нашего пространства, нашей Земли, человечества».

«Поэты – это необходимость! Это те люди, которые не могут не сочинять стихи. Они нужны для того, чтобы это было. Поэтическая форма она изначальна в человеке».

«Поэты не нужны. С экономической точки зрения это люди, которые ничего материального не производят. С точки зрения идеалистической они если что-то и производят, то далеко не масс-продукт, что-то для очень узкой аудитории».

«Поэты нужны для себя самих. Поэзия это очень яркий способ коммуникации. Существует представление, что нельзя вложить свой мозг и свою душу в другого человека. Вот поэты это умеют!»

«Поэт сегодня это слово, это умение говорить. Поэзия – это локомотив. Поэты – это люди, которые ищут для нас новые возможности высказаться. Они ищут за пределами наших классических языковых конструкций. Они ищут новые чувства, они ищут новые ощущения, совершенно невероятные непонятные явления. Они для нас чётко формулируют, структурируют, объясняют. Мы даже не всегда понимаем, что это за чувства. Это всегда локомотив, ледокол всего непонятного, что для нас необъяснимо. Куда наука со своим методом никогда не доберётся. Поэзия тем и ценна.
Если поэзия умирает, это значит, что мы остановились в своём развитии, выключили всякие чувства и сидим и пожираем сами себя. Это значит, что мы близки к тому, чтобы разложиться и сравняться с землёй, а позже превратиться в нефть, чтобы позже быть использованными кем-то ещё.
Поэтому поэзия – это умение говорить, самовыражаться. А самовыражение это одно из базовых для человека потребностей. И она лучше всего реализуется именно в поэзии. Поэзия – это умение сказать самые простые фразы, когда сумма слов больше чем слагаемые».

«Поэты – это чувствующие люди, которые хотят говорить о своих чувствах, хотят привлекать внимание к некоторым актуальным проблемам других людей. Не хотят оставаться равнодушными. Им не всё равно!»

«Поэты констатируют то, что сейчас происходит в обществе. Они являются эмоциональным срезом истории, которая сейчас в данный момент происходит».

Что в наше время непростое,
Коль есть на шее голова,
Сквозь призму мысли сеять стоит
Такой феномен как слова.

Как выход рвать себя на части,
Под маской жить, залезть в петлю,
Ругать режим, ласкаться к власти,
Нет, я всё это не люблю...

«Не все вещи можно выразить прозой. Некоторые вещи можно выразить только поэзией».

«Мне поэзия нужна для того, чтобы выражать свои мысли. Я просто так думаю стихами. Не все думают прозой. Поэт – тот, кто выражает свои мысли через стихи».

«Поэзия, как и другие виды искусства, помогает устанавливать связи, лучше понимать друг друга».

«Поэзия нужна мне для души, чтобы лучше себя понять».

«Поэзия – она ни для чего. Это некий феномен, который присутствует в культуре с начала возникновения языка».

«Поэзия – это гораздо более понятие, чем можно его понять. Это не просто сложение слов в рифму или поэтический образ жизни. Для меня поэзия это один из видов выражения своих идей и мыслей».

«Как пелось. Давайте не громко.
Я к громким словам не привык.
Я душу вдеваю в иголку
И штопаю русло Невы...»

Есть хороший фильм «Общество мёртвых поэтов». Он о том, что смерть для поэта может быть милее, чем жить не в соответствии со своим предназначением.

Чем привлекает поэзия? Ведь не только приятными рифмами и созвучием слов. На мой взгляд, поэзия это не столько рифмы, сколько концентрированно и образно выраженная МЫСЛЬ!

Первичные религиозные тексты существовали в форме поэтических гимнов. Древнейшие литературные произведения это поэзия (Гомер «Илиада» и «Одиссея»). Проза литературой не считалась. Да по большому счёту не считается и сейчас.

Есть мнение, что после отмены ритуального жертвоприношения, контакт с потусторонним миром был утрачен. За отсутствием сверхъестественного возникла необходимость производства сверхъискусственного. Этим сверхъискусственным, на мой взгляд, стала поэзия – наша «остаточная духовность».

Поэзия была формой откровения и общения с богами. Все первичные священные тексты это поэтические гимны. В древности поэт и жрец были в одном лице. Считалось, что поэзия это и дар и проклятие, а устами поэта пророчествуют боги.

В состоянии вдохновенного экстаза и одержимости поэты обладали свойством иновидимости и прорицания, они чувствовали себя во власти потусторонних сил. Поэт становился проницаем для узкого входа в праисточник знания, где перед ним открывалась сфера постижимости сущего.

Но чтобы проникнуть в умопостигаемость мира необходимо полное отцепление от своего естества. Поэты должны жить в состоянии отрешённости и непривязанности к миру. Чтобы войти в контакт с потусторонним, требуется изменённое состояние сознания. Для этого нужно обратиться своей частичкой потустороннего, которая есть в каждом человеке.

Превращение человека разумного (Homo Sapiens) в человека духовного (Homo Spiritus) произошло вследствие какой-то антропологической катастрофы (возможно, грехопадения, изгнания из Рая). Вследствие чего человек обрёл душу и совесть, необходимые для контакта с потусторонним.

Недавно я был на лекции известного философа Александра Куприяновича Секацкого о мыслителе современности Вольфганге Гигериче. Мне показалось, что описываемая метафизика Гигерича, его характеристики «реактора по производству души» соответствуют такому феномену как поэзия.

Мне кажется, что «реактор по производству души» это способность человека к искусству, а вход в умопостигаемость мира даёт только поэзия. Именно поэзия как часть искусства синтезирует в человеке его экзистенцию.

«Золотой фонд поэзии» – это золотой запас экзистенции человечества!

Поэзия – это одновременно и абсолютно нереальное, и абсолютно реальное, что можно обсудить с другими.
Поэзия – это приобщение к праисточнику знания, где порядок безумия предшествует порядку разума.

Настоящая Поэзия – это духовное жертвоприношение, своеобразная форма бытия для другого.
Поэтому именно поэзия создаёт «комплектацию души».

Пример – «Монолог мятежной души русского поэта» Анатолия Чертенкова

Я задыхалась, в мир попав жестокий,
А он слезинки собирал мои.
И превращал их в буковки и строки,
И строил храм на собственной крови.

А коль, случалось, слов недоставало,
И стены воздвигались кое-как,
Он всё ломал, всё начинал сначала:
И снова боль и пена на губах!

Он рвался ввысь, срывался, падал в бездну,
Но всё прощала, понимала я:

А нет надежды, нет и бытия!

Мысль о Бытии и мысль о Боге – два главных события человеческой истории. Так считает известный философ Александр Николаевич Исаков. Недавно я прослушал курс его лекций под общим названием «Мысль как событие».
А.Н.Исаков полагает, что мысль как событие есть Откровение. Сознание опознаёт Откровение как откровение себя самого.

На мой взгляд, сама МЫСЛЬ есть событие и Откровение!
Потому как совершенно непонятно, откуда приходят неожиданные мысли, как и почему нас посещает вдохновение.
Мысль – это как открытие. Она не всегда есть результат логических умозаключений и рассуждений; не всегда плод деятельности рацио.
Иногда вначале мы испытываем непонятное томление или волнение, а уже потом нас озаряет ИНСАЙТ, и мы вдруг понимаем то, о чём напряжённо думали или не думали никогда.
Почти всегда Откровение приходит как ответ. Если, конечно, правильно сформулирован вопрос. Причём ответ всегда сформулирован в законченной совершенной форме.

Отличительная особенность Откровения в том, что в нём нет сомнения. Это совершенная в своей завершённости и лаконичности мысль, когда лучше сказать просто невозможно. При этом отчётливо осознаешь, что это не твоё достижение, это пришло извне, свыше.

На мой взгляд, поэзия – это один из способов связи с трансцендентным. Ещё древние полагали, что поэты разговаривают с богами, а поэзия есть глас богов.

Настоящая поэзия – это и субъективное откровение, и Откровение объективно.

Наше «Я» – лишь осознаваемая часть нашей личности, лишь надводная часть айсберга нашего существа.

Поэзия – это открытие и постижение себя как субъекта.
Субъект и объект – умозрительное разделение. Надо преодолеть это логическое разделение, чтобы понять, что объект тоже субъект, а субъект в свою очередь объект, – и мы всеединство!

Мир - это Я, планеты - клетки крови,
Галактики - часть тела моего,
И сердце бьётся - кто-то жаждет боли,
Я счастлив - я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья -
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я - Бог, Его я мысль!

Недавно я участвовал в философской дискуссии «Зачем философ в скудное время», организованной Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Открытым философским факультетом. В качестве «домашнего задания» было предложено прочитать эссе Мартина Хайдеггера «Для чего поэты?»
Поскольку мало кто прочитал работу М.Хайдеггера, она практически не обсуждалась. Но я работу Хайдеггера прочитал и сформулировал свой ответ, зачем поэты в «скудное время».

В эссе «Для чего поэты» Мартин Хайдеггер писал:
«Поэты - те из смертных, что, торжественно воспевая Винобога, чуют след ушедших богов, идут по их следу и так прокладывают остальным смертным путь к обращению».

«Сущности поэта, истинного поэта в такое время мира, свойственно то, что из всей скудости времени творческим вопросом для него становится прежде всего поэтическое творчество и призвание поэта».

Мартин Хайдеггер

«Поэзия есть учреждение бытия в слове», - пишет Хайдеггер. Он называет поэзию «чистым говором». Поэзия не говорит о том, что было, не описывает происходящее, своим словом она создаёт бытие.

Хайдеггер говорит о том, что поэты так же, как и философы, являются хранителями дома бытия, т. е. языка.
Художник почти никогда не говорит в своих работах о себе в первом лице, через него говорит мысль.

Сколь глубоко поэзия спускается в бездну? Куда доходит поэт, если, разумеется, он идёт туда, куда в силах дойти? - риторически спрашивает Хайдеггер, анализируя творчество Рильке.
Рильке по-своему, на поэтический лад, познал и пережил сложившуюся таким образом несокрытость сущего.

«Чем выше уровень сознания, тем более исключённым из мира оказывается сознающее существо». Потому-то человек противостоит миру.

«Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, настолько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя её в языке».

«Речь и молчание могут быть уподоблены сущему и бытию. Бытие и есть сущее и не есть. Так же молчание: и вызывает к наличию речь, и снимает её во всеобъемлющей торжественности истины».

По моему мнению, само название работы М.Хайдеггера «Для чего поэты?» говорит о признании им первенства поэтического творчества над философским. Философ лишь рефлексирует над тем, что создано вдохновением поэта, находит и расшифровывает смыслы в интуитивном поэтическом образе.

Вряд ли какой-либо философ сможет так убедительно изобразить Ад, как это сделал Данте в «Божественной комедии».

Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа.

8 апреля 2016 года я участвовал во Всероссийской научно-практической конференции «HOMO LOQUENS: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». Она проходила в Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Меня интересовал вопрос: кто и как может спасти русский язык от экспансии английского языка в эпоху глобализации?

На мой взгляд, поэты – это дух нации! Поэтому прежде всего поэты могут сохранить русский язык (этот наш «дом бытия» по выражению Хайдеггера). Без языка не может существовать культура, без культуры нет нации, а без нации нет страны. Спасти русский язык – значит спасти Россию!

Хайдеггер явно поторопился, заявив, что наступил Конец философии и близится другое Начало.

Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Сейчас мы переживаем не конец философии, а очередной кризис как переход от старого мировосприятия к новому.
Мы не знаем, в каком времени живём. Но отчётливо ощущаем наступающие сумерки.
Вот только это сумерки рассвета или сумерки заката?

Поэты адекватнее могут описать сумерки, нежели философы. Только поэты могут уличить время в его онтологической иллюзорности – неповторимое повторение в смене времён года.

«Философия – это истина в режиме откровения». Это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Платон считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.

Можно предположить, что платоновский Мир Идей это информационное поле (по аналогии с Интернетом), в которое включена и Земля – своего рода «вселенский интернет». Древние индусы называли его «Хроники Акаши», а христиане – «Святой Дух». Там хранится вся информация о прошлом, настоящем и, возможно, будущем не только нашей цивилизации, но и всех предшествующих.

Несколько лет назад на факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета я принимал участие в обсуждении проблем современной поэзии. По мнению участников, только поэзия по большому счёту может называться литературой.

Я задал присутствовавшим вопрос: что такое поэт?
Оказалось, точного определения не существует. Однако у каждого есть своё мнение.

Поэт не рационален, он интуитивен. Поэт силён не своим сознанием, а своим подсознанием.
Поэт говорит так, как слышит сердцем!

Цель поэзии – возвращение в сердце. Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность. Познание бытия не цель поэзии.

Почему были востребованы поэты в хрущёвскую оттепель?
Да потому что они могли доступно сказать народу правду!

Помню, как в 1992 году на культурном форуме в Петербурге, который проводился в Таврическом дворце, я повстречался с Беллой Ахмадулиной. Вот она – была Поэт!

А недавно я встречался с поэтом Евгением Евтушенко. Это ему принадлежат известные слова «Поэт в России больше, чем поэт». Евгений Александрович даже ответил на несколько моих вопросов.

Лично я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.

Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые смыслы.

Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна государственная поддержка, они прорастут сами.

Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке. И в этом огромная ответственность поэзии.

Поэзия не самоцель. Хотя она и самодостаточна.
Поэзия – не развлечение. Стишки к юбилею и рифмоплётство это не поэзия. Поэзия – это способ познания, форма постижения Откровения!

Настоящие стихи – это мыслеформы.
Слова - это формы образов, и потому они не подыскиваются, а приходят вместе с образами, являясь лишь средством выражения.
Если удаётся первыми строками сформулировать вопрос, то потом лишь записываю ответ, который рифмуется сам собой.

Истинное творчество - это изложение, потому что не от себя.
Настоящие стихи не сочиняются, а записываются.
Когда сам хочу что-то сочинить, ничего не получается, когда же пытаюсь настроиться и почувствовать, то строфы рождаются сами собой. Причём иногда в такой законченной форме, что я просто поражаюсь. Отчего и почему это происходит, не понимаю. Для меня это такое же откровение, как и для других.

Безусловно - творчество богодухновенно. Это процесс приёма божественного откровения - Спасение, которое посылает Господь вдохновением. Но вдохновение даётся лишь тому, кто его достоин, причём вовсе не для того, чтобы на этом зарабатывали деньги. Вдохновение - это награда за веру и помощь Господа тем, кто в ней нуждается.

Подлинное искусство бескорыстно, потому что от Бога!

Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры!

Стихи - это изложение, а не сочинение. Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое.

Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов.
Слова непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа.

Каждое стихотворение это космогония, - а потому неповторима и непереводима!

Важен процесс творчества, а не его продукт. Дело не в литературных изысках, а в постижении сокровенного. Хуже всего, если скажут: раньше он писал вдохновенно, а теперь красиво, талант превратился в мастерство.

Стихи мои, при всей их возможной ценности, лишь средство огранки души. Но я-то знаю, знаю, что всё это не моё, и стихи я прежде никогда не писал. Они откровение для меня самого. И откуда взялось вдохновение? почему?

Вдохновение, это такое счастье! Оно стоит всего! Если бы мне предложили на выбор: Нобелевскую премию или вдохновение, я бы выбрал вдохновение!

Мне важно быть предельно честным с собой, во сне и наяву, чтоб был себе я интересен и твёрдо знал, что не солгу. Но так уж человек устроен, что жизнь диктует бытиё. Но не хочу я быть спокоен. Мне нужно всё иль ничего! Нет, я не функция условий, и я не обстоятельств раб. Хочу себя я быть достоин, признаться честно, раз не прав. Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же - не в счёт!

Художник мир творит, он - демиург, он - бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума - прочь!
Он должен быть один, его подруга - ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник - Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит - даёт всё, а прочим - ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души -
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт - пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт - талант погубит он! -
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье - Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт - слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды - хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт - всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Некоторые московские знаменитости приезжают в Петербург, чтобы за деньги учить наших поэтов стихосложению. Но питерские поэты не нуждаются в московских «учителях», приезжающих в культурную столицу «на чёс»...
8 апреля 2016 года в бывшем помещении Смольнинского хлебозавода, а теперь лофт проекте ЭТАЖИ, состоялся Большой городской поэтический фестиваль.

Раз есть поэты, значит есть надежда!
А нет надежды, нет и бытия!

А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЭТЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» - причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин - этакая антитеза мужественности.

Так было не всегда. Стихи, как правило, пишут и читают мужчины - так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо - и та лесбиянка. Поэзия была и искусством, и развлечением.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия - это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия - это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика - всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт - повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия - это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия - это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия - это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» - это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.