БухУчет        29.05.2020   

Правила поведения наблюдателя на егэ. Инструкция для общественных наблюдателей при проведении гиа в форме егэ в ппэ. Что предлагается родителям

размер шрифта

ПИСЬМО Минобразования РФ от 01-04-2003 03-51-63ин13-03 (2019) Актуально в 2018 году

3. Права и обязанности общественного наблюдателя

3.1. Общественный наблюдатель имеет право:

Присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, в том числе присутствовать в аудиториях во время процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами, упаковки и отправки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов в пункты первичной обработки информации (далее - ППОИ) или региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ);

Направить в день проведения экзамена в письменной форме сообщение в ГЭК и уполномоченный орган управления образованием о замеченных нарушениях в организации проведения экзамена в данном ППЭ.

3.2. Общественный наблюдатель обязан:

Ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение эксперимента по ЕГЭ; инструкциями организации, осуществляющей по поручению Минобразования России организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ (Центр тестирования Минобразования России);

Иметь с собой при посещении ППЭ и предъявлять организаторам документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

Получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени всех посещений им ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;

Сделать под роспись отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний;

Соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.

3.3. Общественный наблюдатель не вправе:

Присутствовать в аудитории во время выполнения экзаменационной работы, то есть после окончания процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами;

Вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ (рассадки участников ЕГЭ, вскрытия пакетов с заданиями, упаковки и отправки пакетов с заполненными бланками ЕГЭ и т.п.).

Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1

27 мая, в пятницу, стартует единый государственный экзамен - открывают череду испытаний география и литература. Пока вчерашние школьники готовится к ЕГЭ, судорожно решая тесты и терзая интернет в поисках ответов, мы пообщались с учительницей, которая четыре года подряд работает наблюдателем на пункте проведения экзамена. На условиях анонимности она рассказала, как выглядит ЕГЭ глазами организатора, каким образом учителя могут помочь детям, а также почему стоит провожать школьников в туалет.

Как и зачем становятся наблюдателем на экзамене?

Для учителей школ участие в процедуре ЕГЭ - это обязаловка. Администрация школы просто выдвигает список наблюдателей, самих учителей никто не спрашивает - по разнарядке идешь на все инструктажи, а потом попадаешь в команду организаторов на пункте сдачи экзамена. При этом за такую работу дополнительно не платят, ее мы выполняем в рамках своих школьных обязанностей. Единственный способ этого избежать - капитально заболеть.

Что входит в инструктаж?

Инструктаж проходит в три этапа: первый мы проходим дистанционно, просто заполняем анкету на сайте. Если результаты анкетирования не очень, могут настоятельно попросить еще раз ознакомится с правилами проведения экзамена. На втором этапе председатель пункта проведения собирает всех организаторов, где с нами проводят личный инструктаж, обычно это бывает за две недели до дня сдачи ЕГЭ. Последний раз нас инструктируют в день экзамена.

Человек становится чем-то вроде мебели

Надо пояснить, что в понятие «организатор» входят совершенно разные по функциям должности. Кто-то работает в роли наблюдателя в кабинете, а кто-то провожающим в коридоре и так далее. И тот и другой - организатор. Я за четыре года успела побывать в разных ролях.

Что сложнее всего?

Неважно, сколько у тебя дипломов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет

Все обязанности организатора выполнять тяжело даже физически. В то время, которое проводишь на ГИА или ЕГЭ, нельзя пользоваться ни телефоном, ни чем-либо еще. По сути, функции человека сводятся к монотонному бездействию на протяжении почти четырех часов. Конечно, это напрягает. Особенно сложно быть наблюдателем в кабинете: учитель не имеет права даже пройтись без необходимости. Человек становится чем-то вроде мебели, чтобы не мешать детям сдавать экзамен.

Лично я сильно волнуюсь за детей: вдруг из-за переживаний ребенку станет плохо или он начнет себя неадекватно вести. К таким внештатным ситуациям надо быть постоянно готовой, и это очень сильно напрягает.

Наименее почетно быть дежурным по коридору: неважно, какая у тебя категория, сколько дипломов, призов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет и забирать их оттуда.

Если откинуть все предрассудки, здесь есть хотя бы какое-то движение. По крайней мере, можно хотя бы пройтись по коридору, тихонечко поговорить о чем-то с коллегами. Это немного расслабляет.

Как меняются правила поведения на экзамене

В первую очередь, появились камеры, но я не могу сказать, что это сильно повлияло на процесс сдачи ЕГЭ. На нашем пункте проведения всегда соблюдались все инструкции, поэтому я не заметила разницы. На организаторах лежит материальная ответственность: если на камерах видно, что ребенок в аудитории списывал, и учителя в кабинете на это никак не отреагировали, он может понести административное наказание в виде штрафа до 30 000 рублей. Понятно, что никому такие проблемы не нужны.

Во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя

Для детей сейчас ужесточился момент прохода на пункт сдачи экзамена. Если раньше можно было пройти даже с листочком, на котором ребенок отмечал, на какие экзамены он идет, то теперь с собой можно брать только паспорт без обложки, ручку, шоколадку и воду без этикетки. Если ребенок приходит в пиджаке, а в помещении жарко, ты предлагаешь ему оставить пиджак в гардеробе, так как во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя.

На входе металлоискателем проверяют, чтобы у детей не было с собой телефонов и даже наручных часов, так как появилось очень много моделей «умных» часов. Ребенка очень доброжелательно просят сдать все запрещенные на экзамене вещи. Все организаторы понимают, что человек и так в непростой ситуации и нагнетать стресс не стоит.

Как организаторы могут помочь ребенку на экзамене

Мы можем помочь на экзамене, но строго в рамках правил. Если ребенок начинает себя некорректно вести, мы подходим, интересуемся, не тревожит ли его что-то, тем самым давая понять, что его поведение вызывает подозрения. Обычно умным детям этого достаточно. Конечно, если ребенок повел себя совершенно неадекватно и после предупреждения полез списывать, организатор в кабинете обращается к главному по пункту и тот уже решает дальнейшую судьбу ребенка: останется он на экзамене или нет. У нас была ситуация, когда я увидела, что у девочки все руки исписаны формулами, а рукава были недостаточно длинные. Я подошла к ней и предложила пройти в туалет, вымыть руки. На что выпускница меня буквально послала, мол, как хочу так и сижу. Пришлось принять меры.

Лишь однажды я немного отступила от инструкции. Когда дежурила в коридоре, ко мне вышел ребенок и попросил пройтись с ним по лицею, не до туалета и обратно, а по этажам. Я увидела, что он сильно нервничает и ему нужно подвигаться, чтобы привести себя в чувства. Я согласилась. Он просто шел со мной молча, а после поблагодарил и вернулся обратно в аудиторию. Хочется верить, что мне удалось ему помочь успокоиться и настроиться.

Как организаторы могут повлиять на успех сдачи экзамена

И организаторы, и дети, по сути, настроены на одно и тоже. Все участники процесса прекрасно знают, выходить за рамки правил нельзя. Ребенок, кстати, имеет право написать на учителя жалобу, но это ни к чему хорошему не приведет.

Чтобы экзамены проходили честно, в этом году во всех белгородских пунктах проведения и в региональном центре обработки информации видеонаблюдение работает только в онлайн-режиме (раньше записи из некоторых пунктов не транслировали в реальном времени). В каждом пункте подавляют мобильную связь . За этими и другими тонкостями и должны следить общественные наблюдатели.

Я начала вспоминать, что знаю об итоговой аттестации школьников. Оказалось, что немного. Сама я сдавала ЕГЭ только по русскому языку и математике. Было это в тот год, когда новый формат только вводили в качестве эксперимента. А наблюдатель без специальных знаний, по сути, бесполезен. Выход нашёлся: восполнить пробелы помогло дистанционное обучение на сайте egebook.ru . Курс стартовал в конце марта и длился до конца мая.

Программа предложила мне пройти предварительное тестирование, что я не преминула сделать, понадеявшись, что, возможно, учиться и не придётся. Но я была слишком самонадеянна. Компьютер выдавал вопросы типа: «Какая форма используется при подаче апелляций?» – с вариантами ответов «ППЭ-02», «2-АП», «1-АП», «ППЭ 18-МАШ» и «ППЭ-03» . Или предложил выбрать из федеральных законов, приказов Минобрнауки и постановлений правительства документ, который регулирует работу информационной системы для ГИА.

Сдать тест с нужным количеством баллов мне не удалось, так что пришлось изучить материалы, рассчитанные на пять академических часов. После этого итоговый тест я сдала с первого раза и мне прислали по электронной почте сертификат о том, что я успешно прошла обучение.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой родни

С чувством выполненного долга я отправилась в Белгородский региональный центр оценки качества образования на Кутузова, 19 , который аккредитует общественных наблюдателей. Встретили меня очень вежливо и первым делом поинтересовались, к какой организации я отношусь и не студентка ли? Я ответила, что сама по себе изъявила желание. На лицах работников центра выразилось небольшое удивление. Судя по всему, таких добровольцев к ним приходит немного.

«Наблюдателями на ЕГЭ нередко становятся члены общественных организаций и представители политических партий, которые стремятся вести активную деятельность, особенно в период предвыборных кампаний. Также регионы часто привлекают к этому студентов, – объяснил «БелПрессе» ответственный секретарь комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Юрий Съедин . – В целом же какой‑либо статистики по сферам основной деятельности общественных наблюдателей не ведётся».

В заявлении на аккредитацию меня всё‑таки попросили помимо Ф. И. О., паспортных данных и номера телефона указать организацию, представителем которой я являюсь. Я написала «домохозяйка », чтобы ко мне как к представителю СМИ не стали относиться как‑то особенно. Предупредили и об ограничении: мама или другие родственники школьника, проходящего итоговую аттестацию, не могут присутствовать на экзамене, так как у них имеется личная заинтересованность. Когда человек подаёт заявление, впоследствии родственные связи проверяют. Родственников-одиннадцатиклассников у меня не имеется, так что с этим проблем не возникло.

Принимавшая заявление сотрудница предложила также вписать туда адрес моей электронной почты, чтобы мне не пришлось во второй раз ехать в центр и забирать удостоверение общественного наблюдателя лично.

Сертификат о прохождении обучения у меня никто так и не спросил. Правда, дистанционный курс и не обязателен. На обучающем сайте в этом году зарегистрировался 101 человек из Белгородской области, в то время как всего в регионе аккредитовали более 600 наблюдателей , что почти вдвое больше, чем в 2015-м.

Через три рабочих дня мне перезвонили и сообщили, что удостоверение готово. Вот только пересылать по электронной почте его всё‑таки не захотели. Пришлось ехать на Кутузова – забирать документ.

Фото Вадима Заблоцкого

Студенты-наблюдатели

Я выбрала первый в этом году обязательный предметрусский язык . Его в 43 пунктах проведения экзамена региона сдавали более 7 тыс. человек . Ещё 4,5 тыс. человек обеспечивали проведение ЕГЭ. В их число входят и общественные наблюдатели.

Вооружившись блокнотом, ручкой, удостоверением и паспортом, 30 мая я отправилась в школу в Майском, где за парты должны были сесть дети из нескольких населённых пунктов Белгородского района. На входе мои данные записали в журнал, после чего с другими наблюдателями нас проводили в кабинет, где мы оставили вещи. Затем я прошла в аудиторию, уже заполненную контролёрами. Их было не менее 20 человек, среди которых выделялись несколько молодых людей в синих футболках с надписью «Корпус общественных наблюдателей».

«Мы работаем со студентами высших учебных заведений, – объяснил координатор областного корпуса Анатолий Зайцев . – С декабря запускается информационная кампания в вузах, после чего любой желающий студент может выразить желание вести общественный контроль на ЕГЭ, заполнив специальную анкету. После этого ребята присутствуют на обучающем семинаре и проходят тестирование. Те, кто в результате набрал необходимое количество баллов, становятся общественными наблюдателями. В этом году их 33. Они контролируют 23 школы области. Также в регионе работает ещё около 50 студентов – общественных наблюдателей из Курской области».

Не к чему придраться

Наблюдателям раздали спецформу, которую они заполняют по ходу экзамена, отмечая нарушения.

«Для проведения экзамена задействовано девять аудиторий на двух этажах, а штаб у нас находится на третьем этаже, там вы можете задать интересующие вас вопросы. Уйти можете в любое время, поставив отметку о времени завершения наблюдения», – рассказала руководитель пункта проведения экзамена Светлана Козлова .

Тут выяснилось, что места в аудиториях достались далеко не всем – к каждой прикрепили по одному наблюдателю.

«Остальным заходить в аудитории нельзя. Вы будете мешать детям сдавать экзамен, и они потом могут подать апелляцию по этому поводу», – объяснила член экзаменационной комиссии Ольга Киреева .

Мне конкретного кабинета не досталось, и я пошла следить за порядком ко входу в экзаменационный пункт, куда как раз стали заходить дети. Большинство из них совсем не выглядели напуганными – ребята шутили и смеялись, а раздражение на некоторых лицах проявлялось, только когда одиннадцатиклассников начинали проверять при помощи ручных металлодетекторов. Только один молодой человек время от времени складывал руки в молитвенном жесте и повторял: «Ой-ой-ой-ой!».

Фото Вадима Заблоцкого

Ничего запрещённого у школьников не нашли . Вопрос вызвал найденный у одного из них баллончик с лекарством, но всё‑таки парню разрешили пройти. Ещё у одного металлодетектор среагировал на жевательную резинку в упаковке из фольги, а у двух юных курильщиков отыскали в карманах пачки сигарет.

Дети разошлись по аудиториям, а я отправилась сверять пункты в выданной мне бумаге с реальностью: например, присутствует ли в штабе телефонная связь и сейф для хранения экзаменационных материалов, есть ли помещение для медработников, закрыты ли стенды со справочной информацией по сдаваемому предмету. Среди прочих был и пункт о том, что незадействованные в проведении экзамена помещения должны быть закрыты и опечатаны. Я зашла на этаж, где экзамен вообще не проходил, но даже там всё оказалось запечатано.

Ни по одному пункту придраться было не к чему. Я ещё тихонько побродила по коридорам, заглядывая в открытые двери аудиторий, в которых дети с сосредоточенным видом решали экзаменационные задания. Не обнаружив нарушений и там, я с чувством удовлетворения удалилась.

У тех, кто ещё хочет попробовать себя в роли общественного наблюдателя в этом году, время пока есть. Последние ЕГЭ по химии и физике дети будут сдавать только 20 июня . После этого с 22-го по 30-е наступят резервные дни, когда экзамены сдают те, кто не смог это сделать раньше по уважительным причинам, например по болезни или из‑за совпадения экзаменов по разным предметам в один день.

Хотя онлайн-обучение окончено, на сайте можно ознакомиться с информационными материалами самостоятельно. А аккредитоваться в качестве общественных наблюдателей можно не позднее чем за три рабочих дня до экзамена.

Анна Бессонова

Судьбоносную роль на ЕГЭ играют общественные наблюдатели. Они могут скрыть нарушение на экзамене или сыграть непоправимую роль в вашей судьбе — заметить и удалить из класса со шпаргалкой. Мама екатеринбургского десятиклассника и наблюдатель со стажем на условиях анонимности рассказала о том, в чём состояли главные противоречия её работы.

Общественным наблюдателем на ЕГЭ я была два раза: в прошлом году и в нынешнем. К этому меня подтолкнули истории, случившиеся с детьми моих знакомых. Дочь подруги, всю жизнь учившаяся на четыре и пять, буквально провалила ЕГЭ по русскому, а сын коллеги по работе — девятиклассник — так переволновался на ГИА по математике, что ушёл с экзамена через 20 минут после начала, не приступив к решению даже половины заданий. Моему сыну предстоит сдавать ЕГЭ на следующий год, и мне важно прочувствовать этот процесс изнутри.

Насколько я понимаю, желающих пойти наблюдателями не очень много. Потому к этой роли привлекают родителей старшеклассников. В нашей школе классные руководители настоятельно попросили записаться наблюдателями по три человека от класса. Благо, активисты из родительского комитета (и я в их числе) согласились. При этом нельзя идти наблюдателем на экзамен к своему ребёнку — только в чужой класс и чужую школу.

Наблюдатель на экзамене встаёт перед выбором: выдать тех, кто списывает, или прикрыть? Тут всё зависит от того, какой ты человек. Знаю, что некоторые наблюдатели, специально стараются выловить учеников со шпаргалками. Я, напротив, сделаю вид, что не заметила. В прошлом году я видела, как девочка списывала с бумажной шпаргалки, но не стала её выдавать. Я подумала, что на её месте мог бы оказаться мой сын, и я не хочу доставлять никому лишних проблем.

Пронести телефон на ЕГЭ невозможно. Ученики, учителя, общественные наблюдатели сдают их на входе в школу. А наблюдателей за месяц до ЕГЭ просили назвать модели своих мобильников, а перед экзаменом проверяли, что ты сдал именно свой телефон, той модели, которую указал ранее. Понятно, что на экзамен ты можешь прийти и с чужим. Но такая проверка — дополнительный способ подстраховаться.

На ЕГЭ невольно испытываешь жалость к ребятам. Всё окутано атмосферой всеобщей тревоги и секретности. Кабинеты, предназначенные для проведения экзаменов, с вечера опечатаны, конверты с экзаменационными листами хранятся в сейфе у директора.

Атмосферу тревожности нагнетают и сами учителя, которые тоже волнуются и без конца суетятся. Они все бледные от волнения, а к ним относятся как к преступникам: сумку нужно оставить в углу у входа, со своей ручкой за парту нельзя, чуть ли не карманы осматривают.

Мне перед экзаменом выдали список телефонов и домашних адресов сдающих. В случае, если бы кто-то не пришёл на экзамен, я обязана дозвониться до этого ученика или забрать его из дома и привезти в школу.

Был случай, что ученик, придя на ЕГЭ, забыл паспорт. Его вместе с одним из наблюдателей отправили домой за документом. Послать школьника за паспортом в одиночку нельзя, вдруг он от волнения решит сбежать, чтобы прогулять экзамен.

Наблюдатель записывает, когда каждый из учеников выходит с экзамена. А последние три сдающих остаются с ним в классе и обязаны проследить за тем, что он запаковал и сдал все конверты с экзаменационными листами.

Своему сыну я строго-настрого запрещу брать с собой на ЕГЭ шпаргалки и мобильный телефон. Если спокойно следовать всем правилам и молча решать свой тест, ничего страшного на ЕГЭ не случится. А вот если их нарушать, можно испортить себе жизнь. Ведь неизвестно, какой наблюдатель будет в твоём классе.

Кстати

В этом году ЕГЭ вновь опутан скандалами, связанными с утечкой информации. Рособрнадзор зафиксировал 30 случаев публикации заполненных бланков ЕГЭ по русскому языку в Интернете. А накануне экзамена по физике в Интернете было размещено четыре архива в формате rar. Каждый архив включал в себя по шесть pdf-файлов с заданиями частей «А», «B» и «С» ЕГЭ по физике за 2013 год.

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

1. Права и обязанности общественных наблюдателей

Права и обязанности общественных наблюдателей регламентируются Положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации учащихся IX и XI (XII) классов.

Общественный наблюдатель имеет право:

Получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения ЕГЭ или ОГЭ;

Присутствовать в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен;

Присутствовать при рассмотрении апелляций;

Осуществлять наблюдение за проведением ЕГЭ или ОГЭ и/или рассмотрением апелляций;

Незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК, руководителя ППЭ или председателя экзаменационной комиссии о нарушениях установленного порядка проведения экзамена и/или рассмотрения апелляции;

Сообщать, направлять в департамент образования и науки Костромской области информацию о выявленных им нарушениях установленного порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций;

Получать информацию о принятых мерах по выявленным им фактам нарушения порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций.

Общественный наблюдатель не вправе:

Нарушать ход проведения ЕГЭ, ОГЭ, рассмотрения апелляций;

Оказывать содействие или отвлекать участников экзамена при выполнении ими экзаменационных работ (при рассмотрении апелляции);

В местах проведения ЕГЭ и ОГЭ использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы).

Общественный наблюдатель обязан:

При осуществлении общественного наблюдения иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

Соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и ОГЭ.

При нарушениях вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть лишен своего статуса.

Общественный наблюдатель несёт ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Организация работы на ППЭ во время проведения экзамена

Работу общественного наблюдателя в пункте проведения экзаменов организует руководитель ППЭ. Лица, с которыми общественный наблюдатель взаимодействует при решении вопросов, связанных с проведением ЕГЭ в ППЭ: члены ГЭК, руководитель ППЭ.

В день проведения ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти в ППЭ не позднее чем за один час до начала экзамена для получения инструктажа от руководителя ППЭ.

До начала проведения экзамена общественный наблюдатель должен обратить внимание на соответствие всех помещений ППЭ требованиям Порядка.

Свою деятельность в ППЭ общественный наблюдатель осуществляет, учитывая вопросы, обозначенные в Акте о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ. Общественному наблюдателю следует обратить внимание на соблюдение основных правил организации и проведения экзаменов в ППЭ на каждом из этапов.

Организатор вне аудитории должен обеспечить организацию входа участников в ППЭ, при этом осуществить проверку документов, удостоверяющих личность, наличие участника в списках распределения в данный ППЭ, наличие у участников средств связи и иных запрещенных средств и материалов;

В день проведения экзамена в ППЭ должны присутствовать помимо участников ЕГЭ руководитель ППЭ, организаторы ППЭ, члены ГЭК, технический специалист по работе с программным обеспечением, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники и ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ОВЗ и сопровождающие;

В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые могут присутствовать в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ бланков; общественные наблюдатели, должностные лица департамента образования, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения экзамена при наличии у них документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их полномочия;

В одной аудитории может находиться только один общественный наблюдатель;

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается;

В ППЭ должно быть выделено специальное помещение для лиц, сопровождающих участников, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день экзамена;

Помещения, не использующиеся для проведения экзамена, на время проведения экзамена запираются и опечатываются;

На время проведения экзаменов в аудитории должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам;

В аудитории должны находиться только участники ЕГЭ (экзаменующиеся) и 2 организатора в аудитории;

Каждый участник должен сидеть за отдельным рабочим местом;

Для личных вещей участников должно быть выделено специальное место ДО ВХОДА В ППЭ (до расположения металлоискателя);

Аудитории проведения ГИА-11 должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения;

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

Участники с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами;

До начала экзамена организатор в аудитории должен:

Предупредить участников ЕГЭ о ведении видеонаблюдения в аудитории и коридорах ППЭ;

Продемонстрировать участникам ЕГЭ целостность упаковки доставочного спецпакета с ИК;

Вскрыть доставочные спецпакеты с ИК;

Зафиксировать время и дату вскрытия в форме ППЭ-12-01 «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории ППЭ»;

Провести инструктаж участников ЕГЭ, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА, а так же о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ.

Время проведения инструктажа не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа ответственный организатор в аудитории должен зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

Организаторы в аудитории не должны помогать участникам ЕГЭ заполнять бланки ответов №1 и №2.

Во время экзамена участники не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена участники ЕГЭ могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.


  • участникам ЕГЭ/ОГЭ во время экзамена разрешается пользоваться дополнительными устройствами и/или справочными материалами только по отдельным предметам:
На ЕГЭ:

Математика – линейка.

Физика – линейка и непрограммируемый калькулятор.

Химия – непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

На ОГЭ:

Математика – линейка, справочные материалы.

Русский язык – орфографический словарь.

Физика – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование.

Химия – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование, справочные материалы

Биология – линейка, карандаш и непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8, 9 классов

Литература – полные тексты художественных произведений, сборники лирики

Информатика и иностранные языки (устная часть) – компьютеры

Продолжительность экзамена должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

На ЕГЭ:

Математика (профильный уровень), физика, обществознание, литература, информатика и ИКТ – 3 ч 55 мин (235 мин).

Русский язык, история – 3 ч 30 мин (210 мин).

Математика (базовый уровень), химия, биология, география, иностранный язык (кроме говорения) – 3 ч (180 мин).

Иностранные языки (раздел «Говорение») – 15 минут

На ОГЭ:

Русский язык, математика, литература – 3 ч 55 мин (235 мин).

Физика, обществознание, история, биология – 3 ч (180 мин).

Информатика и ИКТ – 2 ч 30 мин (150 мин).

Химия, география – 2 ч (120 мин).

Иностранный язык – 2 ч 10 мин (130 мин.)

Во время экзамена на рабочем столе участника помимо ЭМ находятся: ручка, документ, удостоверяющий личность, уведомление участника ЕГЭ о регистрации на экзамен, лекарства и питание (при необходимости).

У участников ЕГЭ, организаторов не должно быть средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, не разрешённых справочных материалов, письменных заметок и т.д.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена ответственный организатор уведомляет об этом участников экзамена;

По завершении экзамена в аудитории ответственный организатор в центре видимости камеры видеонаблюдения объявляет окончание экзамена. После проведения сбора экзаменационных материалов и подписания протокола о проведении экзамена в аудитории (Форма ППЭ-12-01) ответственный организатор громко объявляет все данные протокола, в том числе наименование предмета, количество участников ЕГЭ в данной аудитории и количество экзаменационных материалов (использованных и неиспользованных), а также время подписания протокола. Демонстрируют запечатанные возвратные доставочные пакеты с ЭМ участников ЕГЭ.

Внимание!!! После проведения ЕГЭ/ОГЭ общественные наблюдатели заполняет Акт о результатах общественного контроля установленного образца.

Общественный наблюдатель может присутствовать и осуществлять наблюдение в течение всех этапов работы пункта проведения экзамена, а также покинуть ППЭ после начала экзамена. Если общественный наблюдатель покинул ППЭ, то вернуться назад он уже не имеет права.

3. Организация работы на заседании конфликтной комиссии

В день работы конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти не позднее, чем за 20 минут до начала рассмотрения апелляций.

Во время работы комиссии общественному наблюдателю необходимо обращать внимание на следующее:

Апеллянт приходит на заседание комиссии самостоятельно, либо с родителями (лицами, их заменяющими);

Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно;

Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;

Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты – члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений;

Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения его экзаменационной работы;

Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями;

Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.

После проведения заседания конфликтной комиссии общественный наблюдатель заполняет соответствующий Акт.