Сказки        27.05.2020   

Правила личной безопасности в школе. Меры безопасности в школах. Справка. Информационная безопасность детей в школе

Предполагает формирование условий сохранения здоровья и жизни всех участников образовательного процесса, а также материальных ценностей, принадлежащих ОУ от пожаров, несчастных случаев, аварий и прочих нестандартных ситуаций с учетом техногенной и криминальной обстановки, технического и фактического состояния школы, природной территории и условий организации учебно-воспитательного процесса.

"Безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства"

Согласно ст. 1 Закона РФ «О безопасности»

В школе под безопасностью подразумеваются все ее виды:

  • пожарная;
  • электротехническая;
  • антитеррористическая;
  • экологическая;
  • радиационная;
  • информационная;
  • безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Руководитель и его заместители несут юридическую и административную ответственность за безопасность детей, находящихся в ее стенах, а потому должна проводить систематическую работу по предотвращению несчастных случаев и обеспечение безопасности учащихся в школе .

Безопасность в школе: направления работы

Обеспечением безопасности детей в школе занимаются представители администрации и ответственные за это сотрудники, реализуя целостную систему мер и направлений работы с использованием современных технических средств. Совокупность мероприятий по созданию безопасной среды возможна при сотрудничестве с частными охранными структурами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также при условии готовности школьников и педработников к оперативным и рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Главная задача организации безопасности в школе заключается в реализации государственной политики и предписаний нормативных актов по защите учащихся и сотрудников во время реализации учебно-воспитательного процесса.

Принципы обеспечения безопасности образовательной среды

Обеспечение безопасности в школах опирается на ряд принципов, следовать которым должны и взрослые, и дети:

  1. Любое насилие, направленное против педагога или ученика, строго порицается. Если кому-либо в школе причиняют психологический или физический ущерб, свидетель насилия должен принять меры. При этом важно помнить, что бездействие, как и физическое вмешательство, тоже является насилием.
  2. Каждый имеет право на защиту себя и других для предотвращения опасности. Вмешиваясь с целью защиты, следует оценивать риски, делая участие пропорциональным опасности. Законным считается минимально необходимое для устранения опасной ситуации вмешательство.
  3. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен знать свои права:
  • Руководитель ОУ отвечает за обеспечение безопасности для сотрудников школы и учащихся, формирование в учреждении безопасной и комфортной учебной среды.
  • Педагоги ответственны за поддержание безопасности учебной среды и профессиональное проведение учебного процесса, предотвращение насилия и содействие в случае опасности.
  • Родители несут ответственность за воспитание детей, открытое сотрудничество со школой.

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Комплексная безопасность школы обеспечивается согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», регулирующим необходимость защиты жизни и здоровья учеников во время пребывания в образовательном учреждении.

Технические и организационные меры используются для обеспечения безопасности от террористических и криминальных угроз, для чего к образовательным учреждениям выдвигается ряд требований:

  • лицензированные частные охранные предприятия, вневедомственная охрана или служба безопасности, привлеченные на платной договорной основе, должны обеспечивать охрану территории и помещений;
  • по периметру здания должно быть ограждение, а на территории - достаточное освещение;
  • в школе должны быть системы контроля и видеонаблюдения, тревожная сигнализация и прочие инженерно-технические средства;
  • входные двери должны защищать здание и находящихся в нем от несанкционированного доступа;
  • должна быть разработана служебная документация, регламентирующая внутриобъектовый и пропускной режимы, действия учеников и педагогов в чрезвычайных ситуациях, должностные инструкции для персонала;
  • название лица, ответственного за меры по защите образовательного учреждения от криминальных или террористических угроз;
  • все дороги на пути к школе должны быть оснащены пешеходными переходами, светофорами и лежачими полицейскими;
  • на первых этажах здания устанавливаются металлические решетки.
В зависимости от специфики деятельности и криминогенной обстановки в районе, образовательные учреждения вправе дополнять перечень мер другими мероприятиями, обеспечивающими безопасность. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за обеспечение безопасности в школе . В отдельных учреждениях на должность заместителя директора по обеспечению безопасности могут привлекаться специалисты с опытом работы в силовых структурах. Местные органы управления перед началом учебного года проводят проверку готовности школы, учитывая и состояние безопасности объекта.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Стандартом безопасности в образовательном учреждении является пропускной режим, который регулирует вход и выход из школы посетителей и школьников:

  • Учащиеся проходят в здание после визуального контроля, а выходят только после окончания учебных занятий, что контролируют учителя, руководители секций и кружков. Без разрешения заместителя директора ученики не вправе покидать стены школы до окончания учебных занятий.
  • Родители учеников и другие посетители допускаются в помещения школы по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по согласованию времени после занятий или на переменах при условии, что их сопровождает педагог или представитель администрации, к которому пришли посетители (информация о них вносится в журнал регистрации). Если посетитель отказывается или не может предъявить документы, ему отказывают во входе в школу.
На школьной вахте у сотрудника должен быть список обслуживающего персонала и педагогов школы, администрации и лиц, допущенных к охране ОУ. Школьный охранник отвечает за постороннего, который присутствует на территории учреждения, в его обязанности также входит пресечение драк, контроль за соблюдением школьного устава, требований безопасности учащимися и педагогами.

Экологическая безопасность в школе

Среди всех аспектов безопасности образования в школе особое место занимает экологическая, которая подразумевает соответствие ОУ экологическим требованиям и принципам здоровьесбережения. Нормы СанПина являются стандартами безопасности окружающей детей среды, предотвращая негативное воздействие на детские организмы условий и вредных факторов.

Экологическая безопасность подразумевает:

  • корректную утилизацию пищевых, химических и древесных отходов при условии их разделения;
  • своевременный вывоз мусора;
  • благоустройство хозяйственных зон и озеленение пришкольной территории.

Экологическая безопасность школьников в школе опирается на международное и государственное экологическое право. Для достижения экологической безопасности в образовательных учреждениях учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности приобщают к экологической культуре, поскольку предупреждая разрушение окружающей среды и экологические риски можно предотвратить опасные последствия для здоровья учащихся.

Для предотвращения негативных последствий для окружающей среды важно своевременно влиять на подростков, учить их любить и защищать природу, достигать гармонии с окружающим миром и самим собой. Педагогам важно не просто передать учащимся информацию, но и помочь сформировать определенные алгоритмы поведения, взгляды, чувства и убеждения.

Помимо непосредственно учебно-воспитательной деятельности в школьный план работы включают мероприятия, касающиеся защиты окружающей среды:

  • на встречи, беседы, школьные конференции или круглые столы приглашают работников Роспотребнадзора и представителей экологической полиции;
  • проводятся экологические субботники, уборка территории школы и вырубка засохших и старых зеленых насаждений с последующей высадкой новых;
  • сооружение скворечников и мероприятия в рамках акции «Помоги пернатому другу»;
  • организуются День экологической культуры и тематические экологические классные часы;
  • чтят память погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся круглые столы на тему рационной безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

«Правила противопожарного режима в РФ» и ФЗ «О пожарной безопасности» регулируют вопросы безопасности в школе в случае пожара, определяя меры профилактики, основные понятия и алгоритм действий при возгорании. Чаще всего возгорания происходят по причине халатного обращения с оборудованием и техническими средствами, потому пожарная безопасность в ОУ должна включать:

  • строгое соблюдение нормативных и законодательных актов, включая предписания пожарных служб;
  • обеспечение учреждения первичными средствами устранения возгорания и своевременная их замена в случае выхода из строя (пожарные водоемы, огнетушители и пожарные щиты);
  • оснащение помещений сигналами тревоги и автоматической пожарной сигнализацией;
  • оборудование эвакуационных выходов, доступов пожарным бригадам и размещение табличек на кабинетах с номерами пожарной охраны;
  • оперативное устранение обнаруженных недостатков.

Помимо этого пожарная безопасность в общеобразовательной школе опирается на комплекс профилактических мер, проведение эвакуационных мероприятий (тренировка обучающихся по реагированию в чрезвычайных ситуациях, разработка инструкций). Ответственные за пожарную безопасность лица контролируют проведение массовых мероприятий и регулярно проверяют состояние отопительных приборов.

Наряду с внутренними особого внимания заслуживает обеспечение безопасности на внешнем периметре и территории школы, для чего размещают соответствующие информационные щиты и таблички, проверяют состояние оконных проемов, наружных пожарных лестниц и источников противопожарного водоснабжения.

Важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности обучающихся является пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, овладение навыками безопасного поведения при пожаре. Поскольку эффективность обучения опирается на материально-техническую базу и кадровое оснащение, в повседневной работе по обучению и воспитанию у учащихся принципов пожарной безопасности школе следует тесно сотрудничать с соответствующими органами власти в сфере пожарной охраны, социальной защиты и здравоохранения.

К сожалению, до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания к обучению пожарной безопасности детей в семье, а потому взрослые в рамках системы «Техника безопасности» на предприятиях должны освоить пожаробезопасный образ жизни, чтобы впоследствии привить его своим детям. Потребность в непрерывной подготовке школьников к пожаробезопасной жизни продиктована невысоким общим уровнем пожарной безопасности населения в быту и возникновением новых и развитием существующих социо-технических и социо-энергетических систем. Следовательно, согласно требованиям к безопасности в школе , модель беспрерывного обучения школьников принципам пожарной безопасности способствует решению таких задач:

  • подготовка учащихся к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения, оказания помощи и действий при пожаре;
  • формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей среды и предотвращения пожароопасных ситуаций, а в случае возникновения их - умения выйти из них с наименьшими последствиями для их жизни и здоровья;
  • воспитание дисциплинированности и осознанного выполнения «Правил пожарной безопасности».

В школе организация обучения пожарной безопасности должна включать:

  1. педагогов, владеющих знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения детей данному предмету;
  2. учебно-методическую базу - специальную литературу, учебные пособия, программы, иллюстративные и другие материалы;
  3. учебно-техническую базу - технические средства обучения (макеты, модели, компьютеры, видеотехнику и проекционной оборудование;
  4. специально оборудованные классы и тренировочные площадки.

Антитеррористическая безопасность в школах

В последнее время в связи с повышением террористической угрозы одним из критериев безопасности образовательных школ является антитеррористическая безопасность. Педагогам и администрации следует принять соответствующие меры, а также ознакомить детей с памяткой поведения в случае террористического акта.

За антитеррористическую безопасность в школе отвечает директор, который координирует и организует совместный с правоохранительными органами контроль за обеспечением безопасности. Приказом директора формируется школьная антитеррористическая комиссия, в которую входят механики, электрики, начальными штаба ГО и заместитель директора школы, а также другие сотрудники, назначенные директором. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров, проводят инструктаж по антитеррористической безопасности.

Согласно нормативным документам, безопасность в школах обеспечивается благодаря комплексу организационных и технических мер.

Мера Описание
Охрана школы

Благодаря привлечению лицензированных частных охранных предприятий или вневедомственной охраны обеспечивается:

  • охрана школы, подразумевающая контроль территории участка и школы, предотвращение чрезвычайных ситуаций;
  • организация пропускного режима, предотвращение попадания посторонних лиц на территорию образовательного учреждения;
  • осуществляются ежедневные дежурства, как администрацией, так и самими учащимися - дежурным классом;
  • защита сотрудников и учеников от любых насильственных действий
Укрепление инженерно-технической сферы Для соблюдения требований по безопасности в школах все двери в учреждении должны быть заменены на металлические, оснащенные запорами, а окна - оснащены решетками.
Техническая защита
  • устанавливается сигнал и телефон тревоги на случай террористического акта;
  • система оснащается охранной сигнализацией и камерами видеонаблюдения
Паспорт антитеррористической защищенности Школы как объекты массового посещения должны разработать Паспорт антитеррористической защищенности - документ, который отражает характер антитеррористической безопасности учреждения, содержит возможные сценарии кризисных ситуаций, слабые и сильные стороны защищенности объекта.
Противопожарная и электробезопасность

Разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва или пожара, с которым ознакамливают учащихся и сотрудников, проводятся обучающие мероприятия по гражданской обороне, систематически улучшается материально-техническая база учреждения.

Согласовывая концепцию о мерах безопасности в школе , администрация образовательного учреждения должна:

  1. Сформировать и реализовать план антитеррористической деятельности.
  2. Ознакомить всех участников образовательного процесса с алгоритмом действий в случае возникновении угрозы терроризма.
  3. Вести систематическую работу по предупреждению, выявлению и предотвращению террористических угроз.
  4. Выявлять и ликвидировать условия осуществления террористической деятельности.

Обязательной является работа со школьниками, которых учат действовать в экстремальных ситуациях, оперативно эвакуироваться из здания школы, освоить сознательное отношение к собственной безопасности. Учащиеся должны понимать, что главная цель террористов - захватить или убить как можно больше людей, потому в случае террористического акта нужно быть настороже, но не бояться, поскольку милицию и армию, которые встанут на защиту детей, террористы победить не смогут. Дети должны:

  • точно знать, где находятся аварийные выходы из здания, ближайшие больницы или травмпункты;
  • серьезно относиться к требованиям покинуть помещение;
  • никогда не принимать подарки, коробки, сумки и пакеты от посторонних людей;
  • не приближаться и не трогать подозрительные вещи и объекты, оставленные в транспорте или общественных местах.

Информационная безопасность детей в школе

Необходимые меры безопасности в школе затрагивают не только защиту от проникновения или возгорания, но также понятия информационной защиты, для реализации которой педагогам и родителям важно сформировать у школьников привычку использовать интернет-пространство исключительно в образовательных целях, привить представления об интернет-культуре. Понятие информационной безопасности подразумевает защиту детей от причинения вреда их нравственному развитию, психическому, физическому или духовному здоровью информацией, которая распространяется в сети интернет.

Педагогам важно научить детей распознавать ложную информацию, защищая себя от сетевого негатива и мошенничества, чтобы пресечь участившиеся попытки злоумышленников несанкционированно получать информацию. Тот, кто обеспечивает информационную безопасность в школе , устанавливается контент-фильтры, исключая доступ учеников к сайтам, содержащим порнографию, информацию о наркотиках и суициде, следуя требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо этого школьным информационным сетям могут угрожать:

  • хищение и вандализм;
  • хакерские атаки и компьютерные вирусы;
  • компьютерное и интернет-мошенничество;
  • разглашение конфиденциальной информации.

Согласно ФГОС, по результатам обучения информационной безопасности у детей должно сформироваться умение использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения когнитивных, организационных и коммуникативных задач. В ходе углубленного изучения курса информатики целью обучения является формирование знаний принципов обеспечения информационной безопасности детей в школе , способов и средств обеспечения надежного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий.

С развитием ИКТ увеличивается количество угроз, расширяется и усложняется спектр средств обеспечения информационной безопасности, соответственно, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области информационной безопасности, поэтому целью обучения, помимо социализации, является профильное обучение школьников в области информационной безопасности. Так, осваивая принципы безопасности, дети получают необходимый багаж знаний и навыков:

  • на второй ступени (основная школа) - формирование умений и навыков целесообразного и безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, соблюдение норм информационного права и этики, формирование компетенции в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая освоение основ информационной безопасности учеников ;
  • на третьей ступени (старшая школа) - принятие этических аспектов информационных технологий, принятие ответственности людей, вовлеченных в распространение информации и использование информационных систем, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.

В ходе профильного изучения информатики в старшей школе дети получают навыки принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения безопасного и надежного функционирования средств ИКТ.

Электробезопасность в школах

В вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

  • входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
  • ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
  • по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
  • ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
  • на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
  • в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

Безопасность труда в школах

Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя - принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.

Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.

В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:

  • безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
  • разработка и функционирование системы управления охраной труда;
  • разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций;
  • режим труда и отдыха работников
  • медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников;
  • непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
  • обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
  • обучение навыкам оказания первой помощи;
  • снабжение средствами индивидуальной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • расследование несчастных случаев.

Электробезопасность в школах

Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

    входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;

    ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;

    по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;

    ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;

    на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихс я, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;

    в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

Безопасность ребенка в школе зависит от работников школы, от внимательного участия родителей в школьной жизни и, самое главное, от дисциплинированности и внимательности ученика.

В песне, звучащей во всех школах на торжественной линейке первого сентября, поется про «школьные годы чудесные». Как всем знакома и дорога эта удивительная мелодия. Родители действительно мечтают о благополучных, счастливых школьных годах для своего подросшего малыша.

К сожалению, не всегда это время столь безмятежно и родители не могут постоянно находиться рядом со ребенком, но научив детей основным правилам поведения в опасной или нестандартной ситуации, можно уберечь их от ошибок.

Основные правила поведения школьника

  • Незнакомец!

Самое главное правило безопасности поведения детей, которое должен соблюдать абсолютно каждый ребенок по пути в школу, это не разговаривать и никуда не ходить с незнакомыми людьми . Нельзя садиться в машину к незнакомцу, который предлагает подвести до дома, даже если он говорит, что дружен с родителями и это они попросили подвести ребенка домой.

Чтобы не предлагал незнакомец - конфету, котенка или прогулку в парк, малыш не должен вступать в разговор, а если человек настойчиво навязывает свое общество, то тут нужно научить ребенка действовать, например, громко кричать, привлекая внимание прохожих. Объяснить ребенку, что в этой опасной для жизни ситуации нельзя бояться и стесняться, здесь безопасность жизни гораздо важнее правил приличия.

  • Вместе с другом

Лучше всего в школу ходить компанией одноклассников , по тем улицам, где ребята будут на виду у прохожих.

«Скажи мне кто твой друг…» Дружба - это важная часть школьной жизни, и следует внимательно относиться к тем, кто находится рядом с ребенком.

Школьник должен осознавать, что одноклассник, который носит опасные вещи (острые колющие предметы, оружие, взрывчатые, наркотические вещества), не может быть хорошим человеком и верным другом.

Отдельной темой следует обсудить с ребенком тему наркотиков, кто и как их может предлагать попробовать или продать.

Задача родителей- научить школьника рассказывать обо всех опасных ситуациях, происходящих с ним в школе или по дороге, а им научиться его слушать и понимать.

  • Местные хулиганы

В каждой школе присутствуют охранники, контролирующие пропускной режим, но они не могут оградить детей от школьников, которым не свойственна воспитанность и дисциплинированность. К сожалению, такие ученики в школе есть. Расскажите доходчиво своему ребенку, что он должен находиться рядом с учителем и учениками из класса, нельзя одному оставаться в безлюдных школьных местах, категорически запрещено забираться в подвальные и чердачные помещения.

После урока, проведенного на улице, следует со всем классом идти в школу, нельзя задерживаться на спортплощадке.

Школьные драки могут возникнуть из-за любой мелочи. Если же драка обращена в сторону самого ребенка, то нужно уметь постоять за себя, руководствуясь элементарными приемами самообороны. Но если есть возможность убежать от драки, то лучше убежать. Физическая безопасность крайне важна для каждого человека.


Ответственность школы

Прилегающие к школе дороги должны быть оборудованы светофорами, пешеходными переходами, лежачими полицейскими и, конечно, все дороги должны хорошо освещаться. На первых этажах здания должны быть установлены металлические решетки. Следует напомнить родителям, что на верхней одежде ребенка и его портфеле обязательно наличие светоотражающих элементов , которые могут сыграть решающую роль в предотвращении ДТП.

В школе должны проводиться спецуроки, направленные на безопасность учащихся, правил дорожного движения, а также о правилах безопасности во время ЧС. Только постоянное повторение правил поведения при ЧС способно помочь школьнику сориентироваться в момент наступления такой ситуации.

С момента, как ребенок вступил на территорию образовательного учреждения, школьная администрация несет за него полную административную и юридическую ответственность.

Администрация школы должна уделять особое внимание пожарной безопасности и вовремя проводить все мероприятия, направленные на предотвращение несчастных случаев.

Обязанности школьного охранника

В каждой школе существует пропускной режим. Если внутри здания оказался посторонний, то охранник должен отвечать за его присутствие на территории школы со всей ответственностью. Помимо этого охранник обязан пресекать начинающиеся драки, следить за тем, чтобы школьники не нарушали устава школы, не проносили опасные предметы, соблюдали правила и требования безопасности.

Охрана детского здоровья в школе

Меру ответственности администрации школы в ситуациях, где был нанесен вред здоровью ребенка, определяет компетентный следственный орган.

Администрация учебного заведения обязана следить за прививочными листами каждого из своих учеников, вовремя делать вакцинацию и ревакцинацию.

При возникновении резкого всплеска какого-либо заболевания школьная администрация должна немедленно ввести карантин.

Если школьнику причинен вред на уроке, то ответственен за это педагог, который проводил урок. При возникновении инцидента на перемене вся ответственность возлагается на дежурного учителя. Ответственность за все нарушения, произошедшие на территории школы, несет директор.

Травматизм, несчастные случаи, насилие, воровство, к сожалению, хотя бы один пункт из этого списка присутствует в каждой школе. Тесная работа родителей и педагогов, учеников и преподавателей может, если и не исключить полностью эти опасные ситуации, то свести к минимуму их последствия.


Безопасность детского питания

Не менее важным для безопасности школьников является питание в школьной столовой. Последнее время этому уделяется особое значение. Важно, чтобы повара, которые готовят питание детям, были здоровы. Для этого им необходимо контролировать следующии анализы:

1) Посев из зева
2) Кал на яйцеглист
3) Анализ на фермент печени - гамма глютамилтранспептидаза (гамма-ГТ)

Вмешиваться ли в школьную жизнь ребенка

Если нет прямой угрозы жизни ребенка, то позвольте все конфликты решать ему самому. Поговорите с ребенком, как он видит эту ситуацию, что он может предпринять для благоприятного разрешения конфликта. Почему это произошло и как себя вести, чтобы впредь такой ситуации не возникло. Разумное невмешательство укрепит уверенность ребенка в собственных силах, научит правильному общению и положительной социализации.

Помните, что даже незначительный случай, для взрослых кажущийся пустяком, для школьника имеет масштаб трагедии. Выслушайте ребенка, поговорите с ним. Каждый день спрашивайте как дела, не обижают ли его другие школьники, не «цепляются» ли к нему учителя, не происходит ли за стенами школы чего-то противозаконного.


Конфликт с учителем

Конфликт может возникнуть не только со сверстниками, но и с учителем. Чтобы ни произошло, вы всегда должны оставаться на стороне своего ребенка, но направить его поведение в созидательное русло . Если ребенок не согласен с учителем, то свое недовольство он может высказать родителям или директору.

Для выяснения деталей конфликта отлично подходит беседа в составе учитель – ученик – родитель . В таком диалоге вам станет ясна суть проблемы.

Если у вас возникли серьезные подозрения в компетенции преподавательского состава, обратитесь в управленческий совет школы. Контроль родителей в этом деле никогда не бывает лишним.

Каждая школа должна быть оборудована системой видеонаблюдения . Если в вашей школе еще не установлены камеры контроля, этот вопрос следует обсудить на совете школы.


Подведем итоги.

  • Научить детей поведению, безопасному для их жизни.
  • Опасаться посторонних, не вступать в диалог.
  • Личная недисциплинированность может быть опасна.
  • Дети во всем берут пример с поведения взрослых.

Выступление на августовской конференции учителей ОБЖ 29августа 2017 года.

Доклад «Безопасность в школе»

В наше время безопасность в школах является острой проблемой. Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

В Среднетерешанской СОШ обеспечиваются здоровые и безопасные условия труда педагогического персонала и обучения учащихся. Мы ведем работу по обеспечению пожарной безопасности, электробезопасности, по недопущению чрезвычайных ситуаций в школе.

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются:

Охрана труда

Правила техники безопасности

Гражданская оборона

Меры по предупреждению террористических актов

Контроль соблюдения требований охраны труда.

Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе:

Пожарную

Электрическую

Взрывоопасность

Опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Реализация вышеперечисленных задач осуществляется в нашей школе в следующих направлениях:

Защита здоровья и сохранение жизни;

Соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы;

Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Ежегодно учебно-воспитательный процесс начинается после подписания акта о готовности школы представителями органов Роспотребнадзора, Госпожнадзора. К актам прилагаются протоколы замеров сопротивления изоляции, функциональности тревожной кнопки, системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей о ЧС, и др.

В целях обеспечения электробезопасности составлена и утверждена инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ». Ответственным за электрохозяйство школы назначен зам.директора по АХЧ Абдряхимов РВ. (Электрощитовая школы, электрощиты освещения на этажах, электрическое оборудование в помещениях школы проверяется на соответствие требованиям электробезопасности еженедельно. В школе по мере поступления заменяются электросветильники. Согласно графику проводится проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, содержатся в исправном состоянии электророзетки, электровыключатели. По договору (прилагается) и согласно приказа № в школе создана комиссия по проверке знаний электротехнического и электротехнологического оборудования персоналом и по энергосбережению в состав которой входят: Абдряхимов Р.В(заместитель директора по АХЧ председатель комиссии), Шарюкова Г.Р, заместитель директора по УВР, Буделеев И.Р, учитель ОБЖ, Ахметов К.Г, учитель технологии. Обеспечивается соблюдение правил пожарной безопасности при проведении общешкольных мероприятий, вечеров, Новогодних праздников. В школе установлена система автоматической противопожарной сигнализации, сигнализация срабатывает при задымлении помещения, и сигнал сразу же проходит на пульт "01". Подписан договор обслуживания пожарной сигнализации с ЧП Павловым. Школа также оборудована системой охранной сигнализации в случае ЧС ("тревожная кнопка"). Ключи от запасных выходов размещены на вахте. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности осуществляются школой как самостоятельно, так и в рамках соответствующей муниципальной программы. В рамках реализации этой программы школа проводит мероприятия, формирующие у учащихся и персонала способности и навыки по действиям в ЧС (учебная эвакуация детей из здания школы); обеспечивает наличие и выполнение нормативно-правовой документации по обеспечению пожарной безопасности (средства пожаротушения, состояние эвакуационных выходов в рабочем состоянии и др.), агитационно-просветительских материалов (стенды «Пожарная безопасность» и др.).

Кроме этого уточнены схемы эвакуации детей и персонала на этажах, ежедневно проверяются эвакуационные выходы, соответственно графику проверяется система АПС (автоматическая пожарная сигнализация), постоянно проводится проверка наличия и исправность средств пожаротушения. В период проведения новогодних мероприятий в школе назначаются ответственные за противопожарную защиту объектов школы.

Инспектором по пожарной безопасности в школе назначен учитель ОБЖ Буделеев И.Р. Ею ежегодно разрабатывается план пожарной безопасности. В школе разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на 2012-2013г. В мае 2012г. Был разработан план, согласно которому в школе были проведены следующие мероприятия:

    осуществлена проверка исправности электрических розеток, выключателей, техническое обслуживание электросетей.

    обновлен уголок по пожарной безопасности.

    разработаны планы эвакуации коллектива в случае пожара.

    зелеными стрелками указаны пути эвакуации в школе,

    вывешены номера телефонов в случае ЧС,

    проверена работоспособность пожарной сигнализации и огнетушителей,

    проведен инструктаж работников школы по локальным планам эвакуации,

    во 2-6 классах проведен конкурс детского рисунка "Я и пожарная безопасность"

    в1-4 классах были проведены письменные работы (диктанты) по данной теме:

    В 7 классах были проведены тесты по пожарной безопасности.

    Во всех классах проведены классные часы по пожарной безопасности.

В школе на основании указания Министерства образования создана дружина юных пожарных (приказ № Это учащиеся 5-10 классов)

В связи с террористической опасностью осуществлены мероприятия по недопущению на территорию и в здание школы посторонних лиц. Охрана вахтер, дежурный администратор и дежурный учитель не допускают в здание посторонних лиц. Родители учащихся пропускаются в школу в указанное время на переменах или после занятий. Вахтер заносит данные о посетителе в журнал регистрации. Разработан механизм действий персонала школы и учащихся в случае возникновения террористической угрозы. Обеспечение этих мероприятий осуществляется лицами, чьи должности введены в штатное расписание школы. Для предупреждения и предотвращения террористических актов в здании школы и на прилегающей территории разработана «Инструкция по противодействию терроризму», требования которой должны строго соблюдать постоянный состав (руководители, педагоги, рабочие) и обучающиеся образовательного учреждения. Практические мероприятия по предотвращению актов терроризма в образовательном учреждении и на его территории:

Подсобные помещения содержатся в порядке;

Контролируется выдача ключей от учебных помещений педагогам и сдача ключей после окончания занятий;

Постоянный состав школы прибывают на свои рабочие места за 10-15 минут до начала занятий с целью проверки их на предмет отсутствия посторонних и подозрительных предметов;

Проезд технических средств и транспорта для уборки территории и эвакуации мусора, завоз материальных средств и продуктов осуществляется под строгим контролем.

В школе разработан паспорт по антитеррарестическому акту, план эвакуации на случай поступления угрозы взрыва, возникновения ЧС. К плану эвакуации разработаны инструкции персоналу, администрации и учителям на случай угрозы взрыва. У директора школы есть инструкция по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости сотрудников и детей в условия повседневной деятельности и памятка директору по мерам защиты детей и работников. 1 раз в четверть в школе проходят практические занятия с учащимися и педагогическим составом по отработке эвакуации в случае пожара и других ЧС.

Организация питания в школе осуществляется только после соответствующих согласований с органами Роспотребнадзора и при регулярном их контроле, что обеспечивает отсутствие случаев отравления детей продукцией, приготовленной в школьном пищеблоке. Обеспечение продуктами осуществляется через поставщиков, прошедших котировочные комиссии, постоянно осуществляется контроль за исправностью оборудования в пищевом блоке, столовой, а так же контроль за организацией питания, ассортиментом продуктов, созданием условий для качественного приготовления пищи в столовой.

В школе созданы необходимые условия для предотвращения детского травматизма (соблюдение техники безопасности, выполнение инструкций по охране труда и т.д.). На основании приказа создана комиссия по предупреждению травматизма в составе:

В школе разработан и утвержден план мероприятий по предупреждению (профилактике) детского травматизма на 2015-2017 гг. В учебный план 5-11-х классов включен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Для обучающихся начальной школы оборудован «Уголок безопасности дорожного движения». В школе регулярно проводятся занятия по безопасности дорожного движения, по основам безопасности жизнедеятельности, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Ежегодно проводится практические общешкольные мероприятия («День защиты детей», «День безопасности» и др.). Ежегодно в школе проводиться конкурс «Безопасное колесо»

Ежегодно проводится углубленный осмотр всех учащихся и анализ результатов заболеваемости учащихся 1-4 классов, 5-11-х классов по группам здоровья в течение всего года.

В случае детского травматизма проводятся расследования школьных травм во время учебно-воспитательного процесса, выявляются причины и принимаются меры по их устранению.

Регулярно на уроках в начальных классах проводятся мероприятия по охране зрения.

Инструктажи о правилах безопасности в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики проводятся своевременно.

Обучение правилам дорожного движения, поведению на улице, на воде, пожарной безопасности идет в нашей школе в течение всего года. Организуются и проводятся конкурсы рисунков, викторин по данным вопросам.

На родительских собраниях обсуждаются вопросы о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Одним из важнейших направлений деятельности администрации школы по реализации безопасности школы является обеспечение охраны труда и техника безопасности. Приказом по школе №107-П от 2.09.11г. создана комиссия по охране труда. Разработан и утвержден план по охране труда, обеспечению безопасности и предупреждению травматизма на 2012-2013гг. Мероприятия по организации работы по охране труда:

1. Подготовка школы к новому учебному году. Проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда.

2. Утверждение должностных обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и служащих образовательного учреждения (приказ по школе №116-П от 2.09.2011).

3. Назначение приказом ответственных лиц за соблюдением требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях.

4. Проведение родительского и педагогического советов по рассмотрению перспективных вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников; принятие программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

5. Обеспечение выполнения директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда.

6. Обучение обслуживающего персонала охране труда по тех. минимуму.

7. Проверка наличия (обновление) инструкций по охране труда и наглядной агитации в кабинетах обслуживающего труда, химии, физики, информатики.

8. Контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

9. Паспортизация учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.

10. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений, а также столовой в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

11. Разработка и периодический пересмотр инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению лабораторных и практических занятий.

12. Обеспечение безопасности учащихся при организации экскурсий и других внешкольных мероприятий.

13. Включение в коллективный договор (соглашение) вопросов по охране труда.

14. Проведение водного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами. Оформление проведения инструктажа в журнале.

15. Инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформление проведения инструктажа в журнале.

16. Инструктажи на рабочем месте (первичные и периодические) технического и обслуживающего персонала.

Обеспечение социально-психологической безопасности. Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школы, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса. Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу.

В школе работают психолог Забирова Ф.К, 0оказывающая, при необходимости, психологическую поддержку учащимся школы, а также проводящие большую работу по мониторингу морально-психологического климата в каждом классе в целом и эмоционального состояния отдельных учащихся.

Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Весь наш педагогический коллектив, конкретно каждый учитель на уроках и вне их является гарантом безопасности ребенка во время учебного процесса.

Тема: Безопасность ребенка в школе.

Образовательное учреждение несет ответственность за создание в школе безопасных условий для ребенка, его жизни и здоровья. Для этого в школе выделяется ряд направлений деятельности, направленных на обеспечение безопасности учащихся.

Это, во-первых, осуществление деятельности школы в строгом соответствии с нормами САНПиНа, касающихся различных сторон школьной среды:
- режиму образовательного процесса;

Организации медицинского обслуживания обучающихся;

Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

Организации питания учащихся.

Работа классного руководителя в данном направлении должна складываться из изучения индивидуальных особенностей здоровья ребенка с целью осуществления дифференцированного подхода

При определении места ребенка за учебным столом в кабинете,

По организации горячего питания,

По соблюдению ребенком режимных моментов в школе,

За нормированностью объема домашнего задания,

За состоянием здоровья ребенка.

Во-вторых, школа должна быть пространством, защищающим ребенка от любых проявлений жестокости и насилия. Родителям и педагогам, безусловно, хочется, чтобы каждый день пребывания в школе запомнился ребенку только радостными событиями. К сожалению, это далеко не так. Часто присутствие ребенка в образовательном учреждении омрачается не только плохими оценками и замечаниями педагогов по поводу плохо выученных уроков, но и теми взаимоотношениями, тем микроклиматом, в котором ребенок находится в течение дня на протяжении всего учебного года. Насилие в школе - проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И вся психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и агрессии, которые, увы, имеют место и в наших учебных заведениях. К сожалению, тема насилия в последнее время приобретает все большую актуальность в нашей жизни. В 2009 г. зафиксировано свыше 600 нарушений прав несовершеннолетних, от насилия родителей пострадало 4 тысячи детей. За год в России совершено 100 тысяч преступлений против детей. Насилие становится фактом нашего бытия. И, как следствие этого, насилие среди детей и подростков, тема, которая не может не волновать.

Школа должна быть местом, где детям комфортно и безопасно. В реальной жизни мы все чаще становимся свидетелями обратной ситуации.

Остро стоит такая проблема, как школьная травля, - сложного процесса, в котором есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. К сожалению, опыт и статистика свидетельствуют, что в школе ребенок не застрахован от проявлений агрессии и насилия. Тем более прискорбно признавать тот факт, что ребенок в силу обстоятельств вынужден иногда длительно находиться в роли жертвы и испытывать травмирующую для него ситуацию. Не всегда взрослые способны оградить ребенка от сложных жизненных обстоятельств и тогда ребенок вынужден находиться в кризисной для него ситуации один. Какой будет исход, сможет ли ребенок справиться со своими насильниками в одиночку, какой ущерб будет нанесен его физическому и психическому здоровью - непредсказуемо.

Невозможно решить данную проблему за счет каких -то одномоментных воздействий (ужесточение дисциплины, отстранение обидчика или насильника от учебы, организация психологической поддержки или сопровождения жертвы). Любая стратегия вмешательства при возникшей проблеме должна быть направлена на процесс и ситуацию насилия в целом.

Как правило, необходимая помощь от взрослых приходит с большим опозданием. К сожалению, чаще всего, взрослые (педагоги, психологи, администрация, правоохранительные органы и т.д.) которые призваны по долгу своей деятельности защитить ребенка от насилия, предупредить его, сталкиваются с последствиями ситуаций насилия, когда ребенку уже нанесена травма. И тогда очень трудно бывает оказать своевременную помощь, защиту и поддержку, и очень много времени требуется на восстановление, на реабилитацию, на полноценное возвращение к жизни. Можно ли в условиях образовательного учреждения предупредить насилие и избежать его пагубные последствия на развитие личности ребенка? Делать это, безусловно, можно и нужно! Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде должен и может вносить каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Тренинги общения, тренинги личностного роста, тренинги уверенного поведения, тренинги по профилактике зависимого поведения, а также организация досуга детей и вовлечение их в клубы по интересам, тот не полный перечень профилактических мероприятий, которые безусловно должны изменить среду, в которой находятся дети и сформировать модель поведения, где не будет места насилию и агрессии. Особое место в профилактической работе занимают дети, у которых, по тем или иным причинам (воспитание, длительная травмирующая ситуация, хронические заболевания, ситуации домашнего и сексуального насилия и т.д.), уже сформирована модель поведения «жертвы». Именно такой ребенок, как правило, и попадает в ситуацию насилия, которую принимает как знакомую и привычную, а значит терпимую и «нормальную» для него. Нужно ли вмешиваться в таких случаях социальным и правовым институтам (образовательные учреждения, органы опеки, социальные и правовые общественные организации, структуры МВД и т.д.) когда нет запроса ни от родителей, ни от ребенка, ни от окружающих его детей и взрослых, и менять ситуацию? Это не обсуждаемый вопрос!

Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.
Среди всего многообразия действий, нарушающих права человека, можно выделить несколько видов: насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное. Как это ни прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды. Внешними источниками насилия для детей и подростков в школе являются сверстники, старшеклассники, а так же, как это ни парадоксально, педагоги. Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?
На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и вполне гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.

Факторы, провоцирующие насилие и жестокость

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;
предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:
а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
б) «политическую» систему учреждения образования, включающую агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;

В) особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);
д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;
е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Лишь некоторые из этих факторов можно изменить в условиях российского образования. В первую очередь речь должна идти об изменении характеристик школьной среды.
Педагогические действия могут провоцировать или нейтрализовать проявления агрессивности детей и взрослых. Преобладание в отношении взрослого к ребенку или подростку психологического насилия провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.
Чем жестче система контроля и ограничения свободы школьников, тем чаще они проявляют агрессивность к более слабым ребятам, а подчас даже и к педагогам. Если система взаимоотношений «взрослый - подросток» строится на авторитарных принципах жесткого регламентирования поведения детей, то резко возрастает среди учащихся чувство дискомфорта и тревожности. Каждый четвертый подросток в условиях подавления проявляет агрессию как по отношению к учителям, так и к сверстникам или младшим. Жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности, обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, позволяет обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в образовательном учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним. Подросток, временно лишенный родительской «крыши», оказывается без защиты и поддержки со стороны взрослых и вынужден либо защищаться сам всеми доступными ему способами (в основном агрессивными), либо покориться и принять роль «жертвы», что, в свою очередь, провоцирует новый виток агрессии. Так возникает цепная реакция проявления жестокости не только во взаимоотношениях между подростками и взрослыми, но и в общении детей друг с другом.

Изменить ситуацию может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества.
Основным результатом проведения классным руководителем профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Особо выделяются действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды. При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы). Третьим важным блоком в этой системе должна стать деятельность по формированию психоэмоциональной среды в классе, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.
В классе целесообразно возродить систему коллективно-творческой деятельности, ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
Одновременно классному руководителю в практику необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
Особенно эффективны в этом плане ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.
Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных учащихся и классного коллектива в целом.
В результате происходит резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.
Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках нашей школы, - это задача, которая под силу только нам, педагогам.
В-третьих, школа обязана научить ребенка безопасному поведению как в социуме, так и в быту, в повседневной жизни. Поэтому первостепенную важность имеют классные часы, беседы, лекции, различной тематики инструктажи (по безопасности дорожного движения, по технике безопасности во время каникул и др.). Также одной из задач, стоящих перед классным руководителем в плане обеспечения безопасности детей, является задача формирования у школьников установки на ведение здорового образа жизни и профилактика вредных зависимостей.

Безопасность в школе

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы в области безопасности является обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время учебной деятельности с использованием современных достижений.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других возможных опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательной организации.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения:

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди обучающихся.

Антитеррористическая защищенность:

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка обучающихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательной организации.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков обучающихся и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности образовательной организации школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, окружными, муниципальными и локальными нормативно правовыми актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора Соколова Оксана Александровна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет охранное предприятие.

Охрана школы располагает всем необходимым оборудованием для экстренного вызова квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются обучающимися дежурных классов и педагогами. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы обучающихся и посетителей.

Пропускной режим в школе осуществляется на основании «Положения об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей НРМОБУ «ПСОШ №2» утвержденного приказом директора от 13.09.2016г. № 335/1-0. Обучающиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход обучающихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих подопечных в холле 1 этажа школы, сопровождают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители обучающихся пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны вносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Обучающиеся школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения заместителя директора.