Медицина        12.05.2021   

Предмет методология и методы статистики. Понятие статистики. Предмет и метод статистики. Предмет статистики и ее теоретические основы

ВВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ

1. Предмет статистики

2. Задачи статистики

3. Методы статистики

4. Основы организации статистики

1. Предмет статистики

Слово «статистика» широко употребляется на практике. Но в это слово вкладывается разный смысл.

    Статистикой называют отрасль знаний, т.е. научную дисциплину (статистическую науку) и соответственно учебную дисциплину в учебных заведениях;

    Статистикой называют отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

    Статистикой называют также совокупность цифровых сведений, характеризующих какое-либо явление общественной жизни или совокупность их. Например, статистика браков, статистика посевных площадей и т.п.;

    Статистикой в математической статистике – это термин применяемый для функций результатов наблюдений.

Слово «статистика» происходит от слова «статус» (status), которое означает состояние, положение вещей. Употреблялось в значении «политическое состояние», отсюда итальянское слово «stato» – государство и «statista» – знаток государства. В научную литературу слово «статистика» вошло в употребление в 18 веке и вначале понималось в смысле «государствоведение».

Статистика – это наука, изучающая с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.

В приведенном определении указаны 3 основные черты предмета статистики:

1) статистика изучает общественные явления;

2) изучает их с количественной стороны;

3) она изучает массовые общественные явления.

Статистика изучает общественные явления, это означает, что она – наука общественная. Это объясняется особенностями общественных явлений, законов их развития и методов познания. Для того, чтобы изучить законы общественного развития, необходимо собрать и обобщить многочисленные факты жизни общества.

Явления общественной жизни наряду с качественной стороной могут быть охарактеризованы с количественной стороны: величиной, степенью распространения, соотношениями отдельных частей, изменениями этих характеристик во времени.

В определении предмета статистики указывается, что статистика дает характеристику массовых явлений, т.е. таких, которые не единичны, а состоят из совокупности фактов, событий, единиц. Статистика обнаруживает закономерности изменения этих характеристик, которые проявляются в массовом обобщении фактов. Поэтому статистика имеет дело с такими понятиями, как статистическая совокупность , вариация , варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел . Рассмотрим содержание этих категорий.

Статистическая совокупность – это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Например, совокупностью будет население какой-либо страны, которые состоят из отдельных людей, различающихся по полу, возрасту и многим другим признакам. В то же время эта совокупность едина в том отношении, что состоит из жителей данной страны.

Признак – отличительная черта, свойство, качество, присущее единице совокупности.

Признак качественный (атрибутивный) – значение выражается в виде понятий, наименований. Например, национальность, пол, профессия.

Признак количественный – значения имеют количественное выражение. Количественные признаки бывают:

а) дискретные – принимают определенные, фиксированные значения, например, количество единиц оборудования;

б) непрерывные – принимают сколь угодно мало отличающиеся друг от друга значения, например, вес, стоимость продукции.

Факторные признаки – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.

Результативные признаки – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков.

Вариация – это различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае

Варьирующими признаками называются такие, которые принимают разные значения (качественные или количественные) у отдельных единиц совокупности.

Значение этого признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой .

Получая обобщающие характеристики массовых общественных явлений, статистика стремится выявить с их помощью определенные закономерности . Это могут быть:

    Закономерности развития (динамики) явлений . Так, статистика показывает, что из года в год растет численность населения Земли.

    Закономерности изменения структуры явлений . Так, из статистических материалов мы видим, что в России растет удельный вес городского населения в общей их численности.

    Закономерности распределения единиц внутри совокупности . Такие закономерности можно обнаружить в распределении населения по возрасту.

    Закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности . Так, распределяя рабочих определенной профессии и квалификации по стажу работы, можно заметить закономерное изменение производительности труда.

В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются следствия, порожденные индивидуальными, случайными для всей массы единиц причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всех единиц совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.

Цель каждой науки – познание некоторых общих закономерностей, позволяющих предвидеть течение явлений и выбирать рациональные пути поведения в реальных типичных ситуациях. Это относится и к статистике – одной из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшей для тех, кто избрал статистику своей профессией.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством и развитием отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечивать оптимальные пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привело к появлению специальных статистических служб – учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли организуется сбор, обработка и анализ статистической информации, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и т.д.

Статистик нужен и для предприятия и для страны. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, изменения эффективности производства и т.д.

Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. В этом курсе рассматриваются общие правила сбора, обработки и анализа статистических данных.

Слово «статистика» используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные». Например, можно сказать: «Статистика рождаемости в Украине» или «Данные о рождаемости в Украине», что одно и то же.

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, или отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию числовых данных, характеризующих массовые явления.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status – состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда произошло итальянское слово stato – государство и statista – знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».

Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период развития человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, проводился учет земель и т.д.

Первые работы такого рода отмечены даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет родившихся: молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет – в списки полноправных граждан. Составлялись земельные кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Он составил описание 157 городов и государств своего времени.

Решение о проведении переписи было принято на заседании Большого королевского совета на рождество 1085 г. Немедленно во все английские графства были высланы представители короля, ответственные за проведение переписи. В каждом графстве были созваны специальные собрания, представляющие собой расширенный вариант судебных коллегий графств. В их состав входили: шериф, бароны и их рыцари, имеющие земельные владения в данном графстве, члены судебных коллегий каждой сотни, а также священник, староста и шесть вилланов от каждой деревни. Эти собрания были призваны подтверждать клятвой те сведения, которые входили в сферу переписи, а также, возможно, решать возникающие земельные споры. Кроме того, данные по земельным владениям в каждой сотне фиксировались комиссиями, формируемыми из землевладельцев данной сотни. Так, в Кембриджшире в состав комиссии сотни входили в равных долях англосаксы и нормандцы, держащие земли на территории сотни.

Перепись была завершена к концу 1086 г. и её результаты в виде огромного массива списков и отчётов были предоставлены королю. В дальнейшем они хранились в казначействе Английского королевства в Винчестере. Помимо этого уже к 1088 г. на основании этой документации были составлены два тома «Книги страшного суда», в которые в компактной форме вошли важнейшие сведения, полученные в результате переписи, отсортированные по графствам.

Имена владельцев поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Имена иных держателей поместья, если владелец передавал его в условное держание;

Площадь пахотной земли;

Количество пахотных бригад (измеряемых упряжками из восьми быков) на домениальных землях владельца и на землях крестьян;

Количество крестьян различных категорий (вилланов, коттариев, сервов, свободных и сокменов), проживающих на территории поместья;

Размеры пастбищ, лугов и лесов, относящихся к поместью;

Количество мельниц и мест для рыболовства;

Денежная оценка хозяйства поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Размеры наделов свободных крестьян и сокменов в границах поместья по состоянию на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Потенциальная возможность повышения продуктивности поместья.

Перечень вопросов, вынесенных на перепись, демонстрирует стремление короля зафиксировать и оценить возможные источники доходов в казну. В частности, замки и другие строения, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, в сферу переписи включены не были. Также «Книга страшного суда» не содержит данных по размеру феодальных обязательств держателей поместий перед королём.



Рис. 3. Деталь гобелена XII в. "Смерть короля Гарольда II", 1066.

Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас. Впервые преподавание статистики начато в университетах Германии во второй половине XVIII века. В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

Сегодня трудно найти сферу, где бы не применялась статистика. Статистика нужна для расчета страховых тарифов, оценки финансовых и предпринимательских рисков; она используется в работе аудитора, при постановке управленческого учета в фирме, в контроле и анализе качества продукции, в медицине, спорте, маркетинге.

При изучении разных объектов, конечно же, используются различные методы. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы и методы статистической работы. Английские статисты Дж.Э. Юл и М.Дж. Кендэл отмечают: «Независимо от того, в какой отрасли знаний получены числовые данные, они обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический метод или, короче, статистика».

Каждая наука обладает существенными специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знаний. Главная особенность любой науки заключается в предмете познания, в принципах и методах его изучения, которые в совокупности образуют ее методологию.

Предметом статистики является исследование количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

В статистике таких основных понятий пять.

1. Статистическая совокупность – это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоторой качественной основой, общей связью, но отличающимися друг от друга отдельными признаками. Таковыми, например, являются совокупность семей, совокупность предприятий, организаций, фирм и т.п.

Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

2. Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак - это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности, признаки делятся на две основные группы:

Признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например, возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными ;

Признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием. Например, профессии различаются характером труда: учитель, столяр, швея и т.д. такие признаки обычно называют атрибутивными .

Особенностью статистических исследований является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки , т.е. признаки, принимающие различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация – это изменение («колеблемость») величины либо значение признака при переходе от одной единицы совокупности к другой.

4. Статистический показатель – это понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средний возраст). Они могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.

5. Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: макроуровень (страна, регион) и микроуровень (предприятие, семья).

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

Они носят исторический характер, – меняются условия жизни населения, меняются и системы статистических показателей;

Методология расчета статистических показателей непрерывно совершенствуется.

Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода.

Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов, метод массовых наблюдений, метод группировок и метод обобщающих показателей.

- статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования;

- метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования,

- метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, делаются прогнозные оценки

Познавательное значение статистики заключается в нижеследующем.

1. Статистика дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надежным способом оценки действительности;

2. Статистика дает доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверить различные утверждения, отдельные теоретические положения;

3. Статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную форму и силу;

4. Статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Термин " статистика " имеет латинское происхождение - слова stato (государство) и status (политическое состояние) в 1746 г. дали название новой науке. Известный немецкий ученый Готфрид Ахенваль, преподавший в Геттингемском университете курс "Государствоведение", решил изменить его название на "Статистику". Это определило дальнейшую судьбу новой науки, которой первоначально отводилась роль сбора сведений о государстве и описания его достопримечательностей.

В настоящее время термин " статистика " употребляется в нескольких значениях. Обычно под статистикой подразумевается совокупность количественных сведений о тех или иных сторонах социально-экономической жизни общества.

Сошлемся на знаменитую книгу двух гениальных писателей И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев": " Статистика знает все. Точно учтено количество пахотной земли… Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги… Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики. Известно, сколько этот средний гражданин выпивает в среднем водки, с примерным указанием потребляемой закуски. Известно, сколько в стране охотников, балерин, револьверных станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок…"

В приведенной цитате как нельзя более верно охарактеризована самая распространенная область применения термина " статистика " - это цифровые данные, некая информационная база , состоящая из количественных показателей.

Статистикой называют также статистический учет, который представляет собой практическую деятельность по сбору, сводке, обработке, анализу и публикации информации о явлениях общественной жизни.

И наконец, статистика - это особая наука, которая имеет свой предмет и метод исследования. Она занимается выявлением закономерностей в развитии массовых явлений. Главный критерий, которому должно соответствовать явление, чтобы к нему можно было применить статистические методы , - массовость.

1.2.1. Предмет статистики

Предметом изучения статистики как общественной науки является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной. Всегда необходимо помнить, что статистика изучает не просто количество, а количество определенного качества в конкретных условиях места и времени.

Почему статистика изучает лишь массовые явления? Потому, что только рассматривая совокупность единичных фактов, можно выявить закономерности, взаимосвязи, структуру явления. Огромное значение при этом имеет закон больших чисел. Под этим названием выступают несколько предельных теорем, общая идея которых сводится к следующему: закономерность в развитии явления проявляется лишь при большом числе наблюдений. Отделить закономерность от случайности очень трудно, если рассматривать лишь единичный факт или малое их количество. При рассмотрении множества единичных фактов случайные отклонения взаимопогашаются, так как они в каждом индивидуальном случае могут происходить как в одну, так и в другую сторону, и тогда становится видна закономерность развития явления, которую можно описать некой математической функцией.

Поясним сказанное на примере. Всем известно, что женщины живут дольше мужчин - это установленная статистическая закономерность. Но вы вправе возразить: "Мой дедушка прожил на 20 лет больше бабушки!" Ситуация с вашей семьей - это единичный факт. Для совокупности живущих людей в целом выполняется правило - женщины живут дольше мужчин, и чем большим количеством наблюдений мы будем располагать, тем очевиднее станет этот факт. Или, например, существует статистическая закономерность по поводу пола рождающихся детей - доля мальчиков в общем числе родившихся детей больше. И опять-таки, известны случаи, когда в семье рождались одни девочки и ни одного мальчика. Но для совокупности живущих людей в целом - мальчиков рождается все равно больше, и чем большее число новорожденных мы будем рассматривать, тем четче проявляется эта тенденция. Итак, чтобы установить статистические закономерности, надо исследовать множество единичных фактов.

Теория статистики - это наука о наиболее общих принципах и правилах сбора, обработки и анализа сведений о массовых процессах и явлениях в жизни общества.

Статистика изучает общественные явления, поэтому статистические методы используются практически во всех областях, где явления носят массовый характер. В связи с этим есть статистика культуры и искусства, медицинская статистика, уголовно-правовая статистика, статистика образования, статистика отдыха и туризма, статистика сельского хозяйства, статистика торговли, статистика предприятий и организаций, статистика труда, статистика уровня жизни населения, статистика потребления, статистика социального обеспечения и социальной защиты населения, статистика рынка жилья, статистика науки и инноваций, статистика государственного бюджета, банковская статистика, биржевая статистика, статистика ценных бумаг, статистика цен и инфляции, статистика процентных ставок, статистика валютных курсов, статистика инвестиций, статистика внешнеэкономической деятельности и т.д. Перечисленные сферы социально-экономической жизни общества являются объектами изучения отраслевых статистик, а теория статистики является их методологической основой.

Статистика рассматривает количественные характеристики массовых общественных явлений, такие, как размеры явлений, их соотношения, средние уровни и др. Но количественные характеристики анализируются в неразрывной связи с качественной определенностью явления. Важнейшим требованием к информации, пригодной для статистического анализа, является качественная однородность тех единичных фактов, которые образуют статистическую совокупность. Например, анализируемая количественная информация должна относиться к предприятиям конкретной отрасли, находящимся на определенной территории, сведения должны охватывать один и тот же отрезок времени и т.д.

Однако качественная определенность явления важна не только для формирования однородных статистических совокупностей. При анализе взаимосвязи явлений исследуемые признаки сначала должны рассматриваться с их качественной стороны: возможно ли теоретически существование связи между ними или нет, поскольку числовые данные могут подобраться таким образом, что чисто математически связь подтвердится, а на самом деле она отсутствует. Предположим, собранные количественные данные, характеризующие рост человека и размер окон его квартиры, случайным образом оказались такими, что рассчитанный показатель связи показал ее наличие, хотя на самом деле связи нет и в принципе быть не может. Поэтому всегда при проведении статистического анализа рассматривают качественную сторону явлений.

Итак, статистика анализирует не "бездушные" цифры, а массивы данных, имеющих качественную определенность.

1.2.2. Метод и задачи статистики

Изучая массовые социально-экономические явления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Процесс статистического исследования условно можно разделить на следующие этапы: наблюдение, сводка и группировка результатов статистического наблюдения, получение обобщающих статистических показателей и их анализ.

Статистическое наблюдение является первым этапом любого статистического исследования: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор первичной статистической информации в соответствии с научно обоснованными правилами его организации.

Сводка и группировка результатов наблюдения - второй этап статистического исследования, на котором происходит систематизация собранной первичной информации.

Расчет обобщающих аналитических показателей предполагает получение целого комплекса статистических показателей, позволяющих проанализировать уровень и структуру явлений, закономерности в их развитии, взаимосвязи между явлениями, их соотношения, построить модели для прогнозных целей. Все расчеты на этапе статистического анализа сопровождаются интерпретацией получаемых результатов (иначе нет смысла в проведении исследования).

Используемые в процессе статистического наблюдения приемы являются едиными для всех статистических исследований - будь это статистика торговли, банковская статистика или статистика туризма, - меняется лишь объект исследования, но предмет изучения и применяемые методы остаются неизменными.

Из сказанного вытекает, что к задачам статистического исследования относится:

  • получение обобщающих характеристик исследуемой статистической совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации, другие расчетные показатели;
  • выявление связи между признаками;
  • изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;
  • исследование изменений в структуре явлений;
  • моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

1.2.3. Основные термины

К основным терминам статистики, которыми наиболее часто оперируют, относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак и варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность.

Статистическая совокупность - это множество единиц массового социально-экономического явления, однородных с точки зрения их качественной сути и объединенных на основе общих признаков, изучение которых является целью статистического исследования. Например, это может быть совокупность предприятий, совокупность коммерческих банков, бирж, совокупность служащих в страховых компаниях и т.д.

Главное требование к построению статистической совокупности - это однородность по тем признакам, которые заложены в основу ее формирования. Например, если изучается рентабельность малых предприятий промышленности России, то в совокупности не должно быть иных предприятий, а также предприятий с очень низкой или крайне высокой рентабельностью, представляющих собой единичные случаи.

Статистическая совокупность, однородная по одному признаку, может быть разнородной по другим. Например, предприятия могут различаться своей принадлежностью к различным подотраслям промышленности, территориям, размером производственных фондов и т. п. В качестве объемной характеристики статистической совокупности выступает численность ее единиц (обозначается через N или n), например, число банков, число страховых компаний, численность работающих и т.д.

Единица статистической совокупности - это единичный случай проявления массового общественного явления, входящий в качестве отдельного элемента в статистическую совокупность и несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей исследуемой совокупности может быть малое предприятие промышленности России. При этом одно и то же малое предприятие может быть единицей и других совокупностей - совокупности малых предприятий Москвы или совокупности всех промышленных предприятий.

Признак - это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности.

Признаки бывают количественными, атрибутивными и альтернативными. К количественным признакам можно отнести рентабельность, прибыль, объем производственных фондов, число работающих и т.д., иными словами, те признаки, которые имеют количественное выражение. Значения атрибутивных признаков имеют не количественное, а качественное выражение: образование (высшее, незаконченное высшее, среднее, среднее специальное), форма собственности (государственная, муниципальная, частная). К альтернативным относятся признаки, которые могут принимать только два значения: пол (мужской, женский), отношение объекта к факту страхования (застрахован, не застрахован) и т.д. Другой тип альтернативных признаков получается, когда задается некоторое значение количественного признака и совокупность единиц разбивается на две группы: единицы, имеющие значение признака меньше заданного, и единицы, имеющие значение признака больше или равное заданному. Например, при изучении коммерческих банков признак "уставный капитал" можно сделать альтернативным: размер уставного капитала 10 млрд руб. и выше, менее 10 млрд руб. (по принципу "да - нет").

Варианты - значения, которые может принимать признак.

Вариация - изменение значений признака при переходе от одной единицы наблюдения к другой. Если бы не было вариации значений признака, не было бы статистики, именно изучение вариации - одна из основных целей статистического исследования.

Статистический показатель - это количественная характеристика свойства изучаемого явления, относящаяся к конкретным условиям места и времени. Статистические показатели могут быть индивидуальными (например, прибыль предприятия "Сибирь" в 2006 г. составила 120 млн руб.), итоговыми (общая прибыль по исследуемой совокупности предприятий в 2006 г. равна 1430 млн руб.), аналитическими или расчетными (например, средние или относительные величины).

Система статистических показателей - совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования.

Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать явление общественной жизни с разных сторон, дать ему комплексную оценку. Например, система показателей банков региона включает следующие основные показатели: количество банковских учреждений в регионе; среднее количество филиалов, созданных одним банком; абсолютную величину банковских активов; уровень инфляции; величину реальных активов; объем кредитных вложений; доля кредитов в активах и др.

Статистическая закономерность - это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности. Так, увеличение прибыли в результате роста затрат на рекламу свойственно большинству предприятий; с ростом чистых активов увеличивается объем кредитных вложений у большинства коммерческих банков и т.д.

Именно для того, чтобы установить закономерность в развитии явления, требуется большое количество наблюдений в соответствии с действием закона больших чисел (массовое наблюдение). На формирование значений показателя у отдельной единицы наблюдения оказывают влияние закономерные и случайные факторы. Однотипные причины, действующие на все единицы наблюдения, создают закономерность, причины, воздействующие не на все единицы наблюдения, образуют случайность.

Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Термин "статистика" происходит от латинского слова Status, - государство, которое вошло в употребление в Германии в середине 18 века. Под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях.

Как наука статистика стала преподаваться в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

Развитие статистики шло по двум направлениям:

1) описательная школа возникло в Германии и было связано с описанием достопримечательностей государства: территории, населения, благосостояния государства и граждан и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Контринг (1606 - 1681).

2) «политическая арифметика» возникло в Англии и было ориентировано на выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязи изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687).

Термин «статистика» употребляется в нескольких значениях: комплекс учебных дисциплин; отрасль практической деятельности («статистический учет»); совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.

Теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика - изучает явления и процессы в области экономики структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и «элементов общественного воспроизводства».

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи их качественной стороной, а так же количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

Предмет статистики - количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.


Задачи статистики - совершенствование статистической информации базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;

Теоретической основой статистики являются положения социально-экономической теории, которые рассматривают законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знания положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категорий, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку адекватных методов их изучения и анализа.

Изучение статистики основано на системе категорий и понятий, отражающих наиболее существенные свойства, признаки, взаимосвязи явлений и процессов.

Метод статистики

Статистические методы:

- метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности;

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных;

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) был преобразован в Федераль-ную службу государственной статистики (Росстат). Область де-ятельности Росстата определяется Положением о Федеральной службе государственной статистики.

Функции Росстата:

Принятие нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;

Обеспечение органов государственного управления официальной статистической информацией о социально-демографи-ческом, экономическом, экологическом состоянии страны;

Осуществление контроля в сфере государственной статис-тической деятельности.

Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организа-циями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 тер-риториальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответству-ющих территориях республик, краев, областей, автономных ок-ругов и автономной области.

Кроме того, в систему Росстата включены:

ГМЦ (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики),

Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информа-ционной системы;

Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (колледжи и техникумы, учебные центры).

Сбор и обработку статистической информации могут также осуществлять министерства и ведомства: Минфин Российской Федерации, МВД и т.д. (так называемая ведомственная статисти-ка).

Все органы государственной статистики обеспечивают пре-доставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

До 2003 г. для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Вза-мен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Об-щероссийский классификатор видов экономической деятель-ности (ОКВЭД).

На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их го-сударственной регистрации и статистического учета.

Изучение статистических показателей позволяет дать обобщающую характеристику объема и состава явления, выявить и изучить статистические закономерности. Такие закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.

Закон больших чисел - объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от каждого случая.

Т.е. закономерности проявляются лишь в массе явлений при обобщении данных по достаточно большому числу единиц.

Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных и социальных и экономических явлений и процессов.

Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от исходной информации.

В процессе развития науки статистики ее методы не оставались неизменными, а обогащались новыми, все более сложными приемами.

Метод статистики (или статистическая методология) представляет собой совокупность приемов, правил и принципов статистического исследования социально-экономических явлений, т.е. сбора сведений, обработки их, вычисления показателей и анализа (оценки) полученных данных.

Статистические методы:

Метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности.

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных.

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно.

В статистике, как и в любой другой науке, средством, инструментом исследования служит математика.

Различие между математикой и статистикой заключается в том, что статистика получает количественные характеристики явлений в их неразрывной связи с качественной стороной. Математика исследует количественную сторону явлений безотносительно к качеству.

В высшей математике выделяют раздел математической статистики, который занимается разработкой математических методов, систематизацией обработки и исследования стоимостных данных для научных и практических выводов.