Юриспруденция        15.01.2020   

Природными качествами человека порождены его. Природные качества. Вариант один – это древесина

До определенного уровня антропогенного воздействия необходимое состояние природных условий обеспечивается самой природой путем саморегуляции и самоочищения. Возрастающее воздействие деятельности человека на природную среду требует регулирования ее качества. Для этого нужны нормативы предельно допустимых воздействий человека на природу.

Качество природной среды — это степень соответствия природных условий потребностям живых организмов, включая человека.

Экологическое нормирование — это научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной или иной деятельности человека на чистоту и ресурсы биосферы, которое сохраняет требуемое качество природной среды и обеспечивает социальноэкономические потребности человеческого общества.

Нормы и нормативы качества природной среды подразделяют на санитарно-гигиенические, экологические, производственнохозяйственные. Для контроля и управления качеством природной среды разрабатывают, определяют и законодательно устанавливают следующие санитарно-гигиенические нормативы: а) предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания; б) предельно допустимый уровень (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, электромагнитных полей.

Нормативы загрязнений природной среды. Для оценки качества воздушной среды используют следующие виды ПДК:

    ПДК Р3 . — концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, которая не вызывает заболевания работающего при ежедневном 8-часовом вдыхании этого воздуха в течение всего рабочего стажа;

    ПДК МР. (максимальная разовая ПДК) — концентрация вещества в воздухе населенного пункта, которая за 30 мин его вдыхания не вызывает рефлекторные реакции в организме человека;

    ПДКc.c. (среднесуточная ПДК — концентрация вещества в воздухе населенного пункта, которая при неопределенно долгом его вдыхании не оказывает на человека вредного воздействия.

При оценке качества водной среды различают два вида ПДК:

    ПДКв (ПДК водоема) — максимальная концентрация вредного вещества в водоеме, не влияющая на здоровье человека и его потомков и не ухудшающая условия водопользования;

    ПДК в. р (рыбохозяйственная ПДК) — концентрация вредного вещества в водоеме, не влияющая на жизнедеятельность водных организмов (рыба, водоросли, бактерии).

Для почв в качестве ПДК принимают максимальное количество вредного вещества (мг/кг) в пахотном слое сухой почвы, которое гарантирует отсутствие отрицательного воздействия его на здоровье человека, его потомства и санитарные условия жизни населения.

В России установлены ПДК для 2000 веществ в воздухе, 1400 — в воде и 200 — в почве. Весь массив нормируемых загрязнителей можно разбить на три группы.

    группа — вещества с большой нормируемой концентрацией и большим распространением. Это оксиды серы и азота, оксид углерода СО, аммиак, галогены, низкомолекулярные углеводороды, металлы гальванических производств и их водорастворимые соединения.

    группа — самая многочисленная группа нормируемых веществ (от 60 до 80%), с диапазоном нормируемых концентраций меньших, чем для веществ 1 группы. Это многие органические загрязнители, тяжелые металлы и их водорастворимые соединения.

    группа — явно токсичные вещества с самыми низкими нормируемыми концентрациями. Это фосфорорганические соединения, диоксины, 3,4 — бензпирен и др.

Нормативы на источники загрязнения охраны природы. Предприятия должны иметь установленные нормы на выбросы, сбросы и отходы.

ПДВ — предельно допустимый выброс вредного веществ в атмосферу, данным источником в единицу времени, кг/сут. ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения с учетом, что его выбросы вместе с выбросами других источников данного предприятия или других предприятий населенного пункта не создают приземную концентрацию вредного веществ С м, превышающую среднесуточную ПДКcc населенного пункта (см. расчеты в п. 4.2.1).

ПДС — предельно допустимый сброс вредных веществ в водоемы. ПДС — это масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая к сбросу в водные потоки в единицу времени, которая в контрольном пункте (створе) водного потока не загрязняет воду выше ПДК. Для водных объектов (потоков) хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового назначения контрольный пункт (створ) устанавливают в 1 км выше первого по течению пункта водопользования. Для водных объектов рыбохозяйственного назначения створ устанавливают на расстоянии не более 500 м ниже места сброса сточных вод.

Значения предельно-допустимого сброса ПДС (г/час) определяются по формуле: ПДС = Qcт С ст, где Qст — максимальный расход сточных вод, м 3 /ч; С ст — концентрация загрязняющих веществ, г/м 3 (см. также расчеты в п. 4.3.1).

Отходы. ПРО — предельное размещение отходов. Лимит ПРО — это объем или масса отходов, которую допускается размещать в установленный период времени. Обычно он определяется на стадии разработки проекта и технологического регламента предприятия. И проект, и регламент, проходят целый ряд согласований, экспертиз, в том числе экологических, которые и определяют нормативы ПРО.

В отдельных случаях устанавливают временные нормативы: ВДК рз — временно допустимая концентрация вредного вещества в рабочей зоне; аналогично: ВДК в, ВДК п и др. Нормативы физического загрязнения природной среды приведены в п. 2.3.6 и п. 2.3.7.

Бенедикт Спиноза

Что такое человек? Кто такой человек? Для чего создан человек? Какова истинная природа человека, определяющая его сущность? Отчасти психология человека, а также другие науки о человеке дают нам ответы на эти и многие другие вопросы о нас самих. Но этих ответов нам явно недостаточно для полного понимания себя и других людей, поэтому мы все еще находимся в поисках ответа на вопрос: “кто мы и зачем мы здесь?”. Природа человека, о которой пойдет речь в этой статье, до конца еще не изучена, однако того, что мы уже о ней знаем, вполне достаточно для понимания нами многих, наиболее важных моментов в поведении человека. И это понимание причин поведения людей позволит нам найти “ключик” к каждому без исключения человеку, включая нас самих. Давайте разберемся, кто же мы, люди, все-таки такие и для чего мы были созданы.

Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. Поэтому давайте остановимся именно на этом определении и более подробно его обсудим. В конце концов, философские споры о природе человека имеют многовековую историю, и мнений о том, что это такое – природа человека, может быть много. Нам же нужно понять очевидное в этом вопросе, что мы можем при необходимости проверить, путем элементарных наблюдений за собой и за другими людьми. А более очевидным для нас на мой взгляд является не определение того, что такое природа человека, а то, в чем ее смысл и для чего она предназначена. Ведь если мы, люди, не можем или не хотим определиться со структурой природы человека, тогда нам необходимо изучить ее функции, чтобы затем привязать их к различным элементам структуры и таким образом понять ее. Это и проще, и интереснее. В конце концов, что для нас важнее – знать то, кем мы являемся, или то, на что мы способны? На мой взгляд, изучать природу человека лучше всего с позиции наших потребностей, желаний, целей и возможностей. Так что давайте именно так и поступим.

Так вот, чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.

Чтобы понять, на что по своей природе способны люди, давайте взглянем на природу человека через призму библейских заповедей, которые показывают нам, какими негативными качествами обладает человек и как они в нем проявляются. Я с вашего позволения приведу только некоторые из них, а именно – шестую, седьмую, восьмую, девятую и десятую заповеди. Их мне быстрее и проще объяснить, поэтому я покажу вам на их примере, что свойственно людям от природы. Итак, эти заповеди гласят: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй и не желай того, что есть у ближнего твоего. То есть, не делай того, что, внимание – ты хочешь, можешь и в некоторых ситуациях вынужден и склонен делать. Вы понимаете, о чем эти заповеди говорят нам? Они говорят нам о том, что человеку свойственны все эти действия и желания – ему свойственно убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать, желать того, что есть у других, но чего нет у него, и это, как вы понимаете, только малая часть тех действий и желаний, к которым мы склонны с рождения, которые заложены в нас самой природой, или, если хотите, даны нам Богом. Вот тоже, вопрос закономерный возникает – если Богу не нравятся те или иные качества человека, тогда зачем он ими его наделил? Чтобы потом карать человека за естественное для него поведение? А зачем? Ладно, эти вопросы мы обсудим как-нибудь в другой раз, сейчас нас интересует не религия, у нее свое предназначение, нас интересует природа человека, которую нам нужно хорошо понимать, чтобы понимать себя и других людей и жить в соответствии с этим пониманием, то есть, в гармонии со своей природой.

Так вот, как мы с вами видим, человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.

Так что как видите, друзья, наше поведение может рассказать нам о том, кто мы такие, показывая нам, почему мы такие. Наши поступки говорят нам о наших возможностях, а наши возможности указывают на наши потребности, для удовлетворения которых мы эти поступки совершаем. А наши потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Поэтому человек чаще всего делает что-то не по тому, что он хочет это сделать, а потому что он должен и, главное, может это сделать. В одних ситуациях мы, в силу наших личностных качеств, можем быть злыми и жестокими, в других, добрыми и отзывчивыми, готовыми помочь ближнему. Мы реагируем на внешние раздражители и поступаем согласно своей природе и своим возможностям. И в зависимости от того, кем мы стали в процессе своей жизни, наши возможности и способности могут сильно различаться, и как правило различаются. А значит и вести мы себя в одних и тех же ситуациях можем по-разному. Мы разные, друзья, несмотря на нашу природу, которая у нас у всех одинаковая, и всегда были и будем разными. Человек формируется как личность под воздействием природных и социальных факторов, поэтому мы относительно легко адаптируемся и приспосабливаемся к практически любым условиям. Но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Нам также свойственно приспосабливать мир под себя, создавая человеческую ситуацию, то есть подходящую нам среду, в которой нам комфортно и безопасно жить. У нас для этого есть, а вернее могут быть, и желание, и возможности. И опять-таки, в зависимости от уровня развития, определяющего возможности человека, в нем либо просыпается желание все вокруг себя поменять, либо нет. Чем примитивнее существо, тем оно слабее, а чем оно слабее, тем чаще оно вынуждено приспосабливаться к внешнем условиям, нежели менять их. Следовательно, человек приспосабливается ко всему тому, что не в силах изменить. То есть, дело не в желании, дело в возможностях. Умение приспосабливаться делает нас более живучими, а умение приспосабливать говорит о большой силе и высоком уровне развития человека. Вот так по-разному себя может проявлять природа человека, основа которой неизменна, но те или иные личностные качества человек в себе развивает сам в процессе жизни, либо жизнь развивает в нем их, с помощью различных жизненных сценариев. Также, в процессе жизни, человек, в том случае, если он постоянно занимается саморазвитием и самосовершенствованием, открывает в себе все новые и новые возможности, свойственные его природе. Вот почему так сложно сказать, какая она – природа человека в своей целостной форме, ведь предела совершенству человека нет, а значит, мы всегда будем узнавать о себе и своих возможностях что-то новое.

Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода. Далее следуют более возвышенные, вторичные потребности, которые человек начинает испытывать по мере удовлетворения им основных своих потребностей [физиологических потребностей и потребности в безопасности, то есть в гарантии удовлетворения физиологических потребностей]. Ознакомьтесь с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, на мой взгляд она прекрасно демонстрирует не только то, какими потребностями может быть обусловлено конкретное поведение конкретного человека, но и то, на каком уровне развития находится тот или иной человек или группа людей в зависимости от их стремления и возможностей удовлетворить те или иные свои потребности. Иерархия потребностей показывает нам, какой является природа человека в целом [известная нам], и как она проявляется у разных людей, в зависимости от их развития, образа жизни, окружения, возможностей. Более развитому человеку проще удовлетворить свои потребности, особенно низшие, поэтому он более спокоен и менее агрессивен. Также следует сказать, что чем выше интеллект человека, тем более завуалированным и продуманным будет его стремление удовлетворить свои потребности, а следовательно, и более успешным.

Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей. Так что пока еще неизвестно, как сильно мы можем изменить мир, но то, что мы к этому будем стремиться, не подлежит сомнению. Ведь помимо потребностей, у человека имеются еще и желания, которые ушли далеко вперед от его возможностей, и они тянут человека вверх, к той ступени развития, находясь на которой он сможет эти желания осуществить. В этом смысле человеческая природа уникальна – мы можем хотеть того, чего нет, но о чем мы догадываемся, о чем мечтаем. Так что мечты, как более высшая форма потребностей, также мотивируют нас к действиям. Любопытство и желание изменить мир, а заодно и самого себя – это неотъемлемая черта природы человека. И это неудивительно. Ведь энергетический потенциал человека очень высок, поэтому для него естественно стремление к максимальному действию, после которого, в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, мир может сильно измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону.

В целом, друзья, природа и сущность человека познаваема посредством внимательного наблюдения за разными людьми, изучения их культуры и истории, традиций и законов, а также с помощью самонаблюдения, ведь какая-то часть природы человека проявляется в каждом из нас. Те качества, которые человек имеет и которые проявляются в нем в тех или иных ситуациях, являются неотъемлемой частью его природы, и чем человек примитивнее, тем легче понять его врожденную, неизменную сущность, которая тем сильнее изменяется, чем активнее человек себя развивает, совершенствует, а следовательно, усложняет свое поведение и повадки. Сама эта склонность человека к изменениям в своей жизни и усложнению своего поведения – это тоже его природное качество. Поэтому то, что мы называем разумом человека, в нем, несомненно присутствует, но требует развития, так как тем выше разумность человека, чем адекватнее существующей реальности он себя ведет. А как мы с вами знаем, человек не всегда адекватен в своем поведении, что в свою очередь означает, что природа человека неразумна, но в наших силах сделать себя достаточно разумными существами, воспользовавшись заложенным в нас потенциалом.

Самое интересное и, пожалуй, важное в природе человека это то, что ее, эту природу, можно приспособить под, практически любой образ жизни. Человек – существо внушаемое, ему можно внушить что угодно, тем самым создав в нем так называемую “вторую природу”. Вторая природа – это измененная, или лучше сказать, дополненная человеком первая природа. То есть, вторая природа – это совокупность чувственных, когнитивных, а также операционных черт, приобретенных в дополнение к базовой личности. Можно сказать еще проще – постоянные качества личности, которые являются приобретенными – это вторая природа человека. Человек, как правило, считает приобретенные им качества такой же естественной частью своей личности, как и все то, что задано ему генетически. Таким образом, человек, благодаря внушению и самовнушению, может считать частью своей природы такие моменты в своем поведении, и такие свои желания и потребности, которые ему не свойственны по природе, по его “первой природе”, но которые он приобрел и развил в течение жизни. Например, “второй природой” человека является его культурное образование, а также его профессиональные навыки и манера поведения, которые он в себе развил. Вторая природа человека выражается в таких, например, ситуациях, когда человек начинает ассоциировать себя со своей деятельностью, со своими культурными и умственными достоинствами, а также со своими увлечениями и достижениями. Что же касается внушений, то человеку можно, к примеру, внушить мысль о том, что секс – это грех и заниматься им грешно, а значит и не нужно. И человек, поверивший в это не будет заниматься сексом, идя таким образом против своей собственной природы, то есть, против первой своей природы. Также можно внушить человеку мысль о том, что он является определенной личностью, которой свойственны определенные качества, например, можно ему внушить, что он раб, рожденный для служения своему господину. И эта принятая человеком роль – станет его второй природой, и он будет вести себя соответственно этой роли. Так что от того, что нам внушают другие люди и что мы сами себе внушаем, в нашей жизни, друзья, зависит многое, возможно даже все. Каждый из нас будет в этой жизни тем, кем нас сделают другие люди или мы сами. Природа человека достаточно гибкая и даже в какой-то степени непредсказуемая, поскольку мы ведь еще многое не знаем о том, каким может быть человек, если создать для него определенные условия или подвергнуть его определенным испытаниям, или, если внушить ему что-то такое, что полностью изменит его личность и поведение. Поэтому очень важно уделять серьезное внимание всему тому, что входит в нашу голову, чтобы не позволять ненормальным для нас мыслям, эмоциям, мнениям, поступкам, ценностям и целям, становиться нормальными.

Пока мы с вами знаем о природе человека только то, что люди смогли о ней узнать за всю свою историю и что мы сами можем видеть, наблюдая за поведением человека. Но нам еще многое неизвестно о самих себе, так как человек до конца не познан, и неизвестно, будет ли он вообще когда-нибудь полностью познан, тем более самим собой. Однако мы можем сделать вывод, что человеческая природа в своей основе неизменна, наши базовые потребности и примитивные способы их удовлетворения за всю нашу историю не изменились. Это в свою очередь означает, что каждый вновь родившийся человек подобен чистому листу, на котором можно рисовать что угодно, независимо от того, кем были его предки. От природы все люди практически одинаковые, они все имеют одинаковые инстинкты, которые ими управляют и определяют их потребности. Любые качества, присущие одному человеку, при определенных обстоятельствах могут быть присуще и другому человеку. Все, что смог один человек, смогут и другие люди, если предпримут для этого необходимые усилия. Из этого можно сделать очень простой, но весьма полезный для нас вывод – по себе мы можем частично познать других людей, ровно настолько, насколько хорошо мы знаем себя, а по другим людям мы можем понять – каким вообще может быть человек, какие качества ему присущи от природы, какими возможностями он обладает и следовательно, мы можем понять, каким человеком мы способны стать. То есть, все что есть в других людях, есть в каждом из нас, в активном или пассивном состоянии. А все что есть в нас, есть и в других людях. Отсюда следует и вполне логичное умозаключение – не судите, да не судимы будете, ибо что присуще другим, присуще и вам, и при определённых обстоятельствах вы можете себя вести так, как ведут себя те, кого вы осуждаете.

И вот что я еще хочу сказать вам напоследок, дорогие друзья. Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.

Природные качества

Все мы рождаемся в лоне нашего прекрасного мира и проживаем в нём свою жизнь. Соответственно, всеобщая имматериальность природы непосредственным образом проникает в наши души и откладывается в них. В силу этого душа человека обладает:

  • а) природными качествами как таковыми ;
  • б) естественными состояниями ;
  • в) способностью к ощущению .

Природные качества как таковые

Всеобщие природные качества . Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. У людей непосредственная связь с природой также присутствует, но в меньшей степени. Чем более люди образованны и отделены от неё благами цивилизации, тем менее они зависимы от происходящих в ней процессов.

Смена времён года . У людей смена времён года проявляется в форме перемены предрасположенностей души. Условия зимы располагают к самоуглублению, к обучению, к сосредоточению наших сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство природного единства индивида с родом, что, с одной стороны, выражается в повышении влечения к противоположному полу, а с другой - в обостряющемся чувстве одиночества. Лето - время суетливое, когда человек чувствует себя вырвавшимся (или вытолкнутым) из привычного ритма трудовых будней на свободу. Оно располагает к активному отдыху, к сближению с природой, к путешествиям. Осенью нарастает предрасположенность к восстановлению трудового и жизненного ритма, к упрочению достигнутых результатов, к переключению внимания человека на творчество, на созидание.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн...

А.С. Пушкин

Чередование времени суток обусловливает перемену настроенности души. Утром душа ещё находится в состоянии погруженности в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром в нас господствует настроение сосредоточенности и серьёзности в отношении предстоящих дел. Днём душа предаётся работе, в процессе которой она интенсивно воспринимает разнообразный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассредоточенности. Она настроена на отвлечённые размышления и развлечения. Ночью душа человека переходит в состояние сосредоточенности в себе самой. Во время сна вся разномастность дневных впечатлений погружается в глубины души и чувственно переживается ею.

Перемена погоды . Растения и животные задолго предчувствуют перемену погоды, что наглядно отражается на их поведении. Перемена погоды влияет и на самочувствие людей. Если температура за сутки изменяется на 15-20 градусов и, соответственно, меняется атмосферное давление, то это сказывается на состоянии всех людей. Менее резкие перемены погоды ощущают на себе метеочувствительные люди. Но в отличие от смены времён года и чередования частей суток, которые подвержены определённой закономерности, изменения погоды менее предсказуемы.

Особенные природные качества определяются следующими факторами:

  • - религиозным;
  • - национальным;
  • - семейным (родовым);
  • - зодиакальным.

Религии . Являясь базовым элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на душевный склад людей, её исповедующих. Первое различие проходит между представителями мировых религий: буддизм, иудаизм, христианство, мусульманство. Далее различия наблюдаются уже внутри самих религий. Христианский мир делится на католиков, протестантов, православных и другие конфессии. Исламский мир - на суннитов и шиитов. В буддизме - махаяна, ламаизм, тантризм.

Все содержащиеся в религиях различия отражаются на душевных качествах людей. Но с разной степенью интенсивности, что зависит от условий воспитания, уровня образования, идеологии общества в отношении церкви. У одних людей они могут проявляться больше, у других - меньше, но если брать в целом весь народ, исповедующий ту или иную религию, то эти различия проступают весьма отчётливо: христианская Европа, мусульманский Ближний и Средний Восток, буддистский Китай и Юго-восточная Азия.

Нации. При формировании национальных качеств того или иного народа сказывалось влияние географических особенностей территории его проживания: море, степь, тундра, горы... Мы выделяем характер горских, степных , северных народов. Территория проживания великих народов включает в себя, как правило, разнообразный рельеф: леса, степи, горы, море, что также отражается на их национальном характере.

Помимо внешних факторов, в ходе формирования национального духа народов существенную роль играет их рефлексия в отношении друг друга. Каждый народ, стремясь реализовать свою самобытность, развивает в себе те особенные качества, которые менее развиты у других. Иначе говоря, черты национального характера развивались по принципу "что одному любо, то другому не годится". В результате сегодня при упоминании таких слов, как англичанин , француз , итальянец , немец , русский , китаец и т.д., в нашем представлении возникает вполне определённый образ человека, отличающийся от всех остальных набором своих национальных душевных качеств.

Семейные (родовые) качества . Они также имеют место быть и передаваться по наследству. Говорят, например: "У нас в роду все хорошо поют". Или: "У них вся семья помешана на кошках".

Зодиакальные типы . Помимо религиозных, национальных и семейных качеств, люди различаются также по зодиакальным особенностям своего душевного склада. Кто-то учитывает эти различия, кто-то нет, но почти никто не отрицает их наличие.

Религиозные , национальные, родовые и зодиакальные различия образуют особенные природные качества людских душ. Они проявляются через внешний облик, образ жизни, их предрасположенность к определённым видам деятельности, к профессиям и т.д. Однако, выделяя эти качества, важно помнить, что все они относятся лишь к ступени природных определений души . Сознание людей свободно от этих качеств и не зависит от них. А это значит, что теоретикам сегрегации всех мастей - расистам, националистам и религиозным фундаменталистам - следует уяснить себе, что все рассуждения о духовном превосходстве одной расы, нации или религии над другими не содержат в себе никакой истины! Главным в человеке является разум, для которого не существует никаких ограничений, связанных с природными качествами души.

К единичным природным качествам относятся:

  • а) природные задатки: талант и гениальность ;
  • б) темперамент;
  • в) характер.

К природным задаткам принадлежат талант и гениальность . Оба слова выражают определённую предрасположенность, которую человек получает от природы, но гениальность шире таланта. Гениальность порождает нечто новое в сфере всеобщего , тогда как талант порождает новое только в сфере особенного . Иначе говоря, гений создаёт (разрабатывает) новый принцип, тогда как талант действует в пределах уже открытого.

Если талант и гениальность проявляются через тот или иной вид деятельности, то темперамент не имеет никакой непосредственной связи с различием видов деятельности людей. Нельзя сказать, что все музыканты - сангвиники, а библиотекари - флегматики. Главное отличие общепринятых типов темперамента - сангвинического , флегматического , холерического и меланхолического - заключается в том, каким образом субъективный мир человека интегрируется в объективные процессы . Один человек легко настраивается на работу и сразу же приступает к её исполнению. Другому, наоборот, требуется время, чтобы внутренне подготовиться к ней. Одни футболисты перед игрой усиленно разминаются, разогревают себя. Другие, наоборот, сидят в расслабленном состоянии. Одному человеку необходим размеренный образ жизни, где у него всё идёт "по графику", и при этом ни о чём не забывает и всё успевает. Другой человек легче перестраивается с одной работы на другую, но именно поэтому он менее предсказуем и надёжен. природный ощущение чувство

Контраст различных типов темперамента в древности и в средние века проступал в поведении людей более резко и непосредственно, чем в настоящее время. В современном урбанизированном и технологичном мире параметры поведения человека задаются уже преимущественно со стороны общества - воспитанием и действующими в нём нравственными нормами.

В отличие от темперамента характер человека представляет собой то, что отличает его от всех других людей. Только через характер человек приобретает свою устойчивую определённость, свою индивидуальность. Характер - это процессуальная сторона деятельности человека, в ходе которой он, не давая сбить себя с выбранного пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех действиях согласие с самим собой. Человек с характером импонирует другим людям, поскольку они знают, с кем в его лице имеют дело. От каждого человека следует требовать, чтобы он проявлял характер.

Если задатки и темперамент человека имеют природное происхождение, то характер , как говорят, дело наживное. И тем не менее нельзя отрицать, что и характер имеет под собой природную основу, что одни люди уже от рождения предрасположены к обладанию более сильным характером, чем другие.

К более уникальным качествам душ людей относятся идиосинкразии : боязнь высоты, склонность к воровству, умение двигать ушами, способность легко садиться на шпагат, перемножать в уме большие числа, испытывать симпатии к одним словам и именам и неприязнь к другим и т.п. Данные свойства имеют единичную, случайную природу и потому не могут обладать всеобщим значением.

Все мы рождаемся в лоне нашего мира и проживаем в нём свою жизнь. Соответственно, всеобщая имматериальность природы во всех её конкретных проявлениях непосредственным образом проникает в наши души и откладывается в них. В силу такой природной предопределённости душа каждого человека обладает:

Природными качествами как таковыми;

Естественными состояниями;

Способностью к ощущению.

Природные качества как таковые

Первую группу составляют всеобщие природные качества. Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. У людей непосредственная связь с природой также присутствует, но в меньшей степени. Чем более люди образованны и отделены от неё благами цивилизации, тем менее они зависимы от происходящих в ней процессов.

Смена времён года . У людей смена времён года проявляется в форме перемены предрасположенностей души. Условия зимы располагают к самоуглублению, к обучению, к сосредоточению наших сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство природного единства индивида с родом, что, с одной стороны, выражается в повышении влечения к противоположному полу, а с другой – в обостряющемся чувстве одиночества. Именно на весну приходится как массовый расцвет любовных чувств, так и наибольшее число суицидов. Лето – время суетливое, когда человек чувствует себя вырвавшимся (или вытолкнутым) из привычного ритма трудовых будней на свободу. Оно располагает к активному отдыху, к сближению с природой, к путешествиям. Осенью нарастает предрасположенность к восстановлению трудового и жизненного ритма, к упрочению достигнутых результатов, к переключению внимания человека на творчество, на созидание.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн...

Чередование времени суток обусловливает перемену настроенности души. Утром душа ещё находится в состоянии погруженности в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром в нас господствует настроение сосредоточенности и серьёзности в отношении предстоящих дел. Днём душа предаётся работе, в процессе которой она интенсивно воспринимает разнообразный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассредоточенности. Она настроена на отвлечённые размышления и развлечения. Ночью душа человека переходит из утомляющего состояния дневной суеты к состоянию уединённости в самой себе. Во сне вся разномастность дневных впечатлений погружается в глубины души и чувственно переживается ею.

Перемена погоды . Растения и животные задолго предчувствуют перемену погоды, что наглядно отражается на их поведении. Перемена погоды влияет и на самочувствие людей. Если температура за сутки изменяется на 15-20 градусов и, соответственно, меняется атмосферное давление, то это сказывается на состоянии всех людей. Менее резкие перемены погоды ощущают на себе метеочувствительные люди. Но в отличие от смены времён года и чередования частей суток, которые подвержены определённой закономерности, изменения погоды менее предсказуемы.

Вторую группу составляютособенные природные качества , которыеопределяются следующими факторами:

Религиозным;

Национальным;

Семейным (родовым);

Зодиакальным.

Религии . Являясь базовым элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на душевный склад людей, её исповедующих. Первое различие проходит между представителями мировых религий: буддизм, иудаизм, христианство, мусульманство. Далее различия наблюдаются уже внутри самих религий. Христианский мир делится на католиков, протестантов, православных и другие конфессии. Исламский мир – на суннитов и шиитов. В буддизме – махаяна, ламаизм, тантризм.

Все содержащиеся в них различия отражаются на качествах, присущих людским душам, но с разной степенью интенсивности, что зависит от условий воспитания, уровня образования, идеологии общества в отношении церкви. У одних людей они могут проявляться больше, у других – меньше, но если брать в целом весь народ, исповедующий ту или иную религию, то эти различия проступают весьма отчётливо: христианская Европа, мусульманские Ближний Восток и Средняя Азия, буддистские Китай и Юго-восточная Азия.

Нации . Особенные качества души получают дальнейшую спецификацию через национальный дух , или национальный характер того народа, которому принадлежит человек. При формировании национальных качеств сказывалось влияние географических особенностей территории проживания народа: море, степь, лесостепь, тундра, горы. Мы выделяем характер горских народов, характер степных народов, характер северных народов. Территория проживания великих народов включает в себя, как правило, разнообразный рельеф: леса, степи, горы, море, что также отражается на их национальном характере.

Помимо внешних факторов, при формировании национального духа народов существенную роль играет их рефлексия в отношении друг друга. Каждый народ, стремясь осуществить себя в своей национальной самобытности, развивает в себе те особенные качества, которые менее развиты у других. Иначе говоря, черты национального характера развивались по принципу "что одному любо, то другому не годится". В результате сегодня при упоминании таких слов, как англичанин , француз , итальянец , немец , русский , китаец и т.д., в нашем представлении возникает вполне определённый образ человека, отличающийся от всех остальных набором своих национальных душевных качеств.

Семейные (родовые) качества . Они также имеют место быть и передаваться по наследству. Говорят, например: "У нас в роду все хорошо поют". Или: "У них вся семья помешана на кошках".

Зодиакальные типы . Помимо религиозных, национальных и семейных качеств, люди различаются также по зодиакальным особенностям своего душевного склада. Данные качества описываются по двум схемам: по европейской, где год разделён на 12 периодов, и по восточной, где разделение проводится по годам 12-летнего цикла.

Религиозные, национальные, родовые и зодиакальные различия составляют особенные природные качества людей. Они проявляются через внешний облик, образ жизни, их предрасположенность к определённым видам деятельности, к профессиям и т.д. Однако, выделяя эти качества, важно помнить, что все они относятся лишь к ступени природных определений души и не затрагивают самой сути человеческого духа. Сознание людей свободно по отношению к природным качествам душ и не зависит от них. А это значит, что теоретикам сегрегации всех мастей – расистам, националистам и религиозным фундаменталистам – следует уяснить себе, что все рассуждения о духовном превосходстве одной расы, нации или религии над другими не содержат в себе никакой истины! Главным в человеке является разум, для которого не существует никаких ограничений, связанных с природными качествами души.

Третью группу образуютединичные природные качества , к каковым относятся:

а) природные задатки: талант и гениальность ;

б) темперамент;

в) характер.

Под природными задатками следует понимать совокупность тех качеств человека, которые даны ему от рождения, в отличие от всех тех знаний и умений, которые он приобретает по ходу своей жизни. К природным задаткам принадлежат талант и гениальность . Оба слова выражают определённую предрасположенность, которую человек получает от природы, но гениальность шире таланта .

Гениальность порождает нечто новое в сфере всеобщего , тогда как талант порождает новое только в сфере особенного . Иначе говоря, гений создаёт (разрабатывает) новый принцип, тогда как талант действует в пределах уже открытого принципа.

Если талант и гениальность проявляются через тот или иной вид деятельности человека, то темперамент , напротив, не имеет никакой непосредственной связи с различными видами деятельности людей. Нельзя сказать, что все музыканты – сангвиники, а библиотекари – флегматики. Главное различие общепринятых типов темперамента – сангвинического , флегматического , холерического и меланхолического – заключается в том, каким образом субъективный мир человека интегрируется в объективные процессы .

Один человек легко настраивается на работу и сразу же приступает к её исполнению. Другому, наоборот, требуется некоторое время на то, чтобы внутренне подготовиться к ней, сосредоточиться на её исполнении. Одни футболисты перед игрой усиленно разминаются, разогревают себя. Другие, наоборот, сидят на траве в расслабленном состоянии. Одному человеку необходим размеренный образ жизни, где у него всё идёт "по графику", согласно которому он методично переходит от одного дела к другому и при этом ни о чём не забывает и всё успевает. Другой человек более импульсивен. Он легче перестраивается с одной работы на другую, но именно по этой причине он менее предсказуем и надёжен.

Контраст различных типов темперамента в древности и в средние века проступал в поведении людей более резко и непосредственно, чем в настоящее время. В современном урбанизированном и технологичном обществе это различие теряет своё былое значение. Параметры поведения человека задаются уже преимущественно со стороны общества – воспитанием и действующими в нём нравственными нормами.

В отличие от темперамента характер человека представляет собой то, что отличает его от всех других людей. Только через характер человек приобретает свою устойчивую определённость, свою индивидуальность. Характер – это процессуальная сторона деятельности человека, в ходе которой он, не давая сбить себя с выбранного пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех действиях согласие с самим собой. Человек с характером импонирует другим людям, поскольку они знают, с кем в его лице имеют дело. От каждого человека следует требовать, чтобы он проявлял характер.

Если задатки и темперамент человека имеют природное происхождение, то характер , как говорят, дело наживное. И тем не менее нельзя отрицать, что и характер имеет под собой некоторую природную основу, что одни люди уже от рождения предрасположены к обладанию более сильным характером, чем другие. Поэтому мы рассматриваем характер именно здесь, в учении о природных качествах души.

К более уникальным качествам душ людей относятся идиосинкразии : боязнь высоты, склонность к воровству, умение двигать ушами, способность легко садиться на шпагат, перемножать в уме большие числа, испытывать симпатии к одним словам и именам и неприязнь к другим и т.п. Данные свойства имеют единичную, случайную природу и потому не могут обладать всеобщим значением.

Все мы рождаемся в лоне нашего мира и проживаем в нём всю свою жизнь. Соответственно, всеобщая имматериальность природы во всех её конкретных проявлениях непосредственным образом проникает в души людей и откладывается в них.

В силу такой природной предопределённости душа каждого человека обладает:

а) природными качествами как таковыми,

б) переменой естественных состояний,

в) способностью к ощущению.

Природные качества как таковые

§541. Природные качества предшествуют всему тому богатому содержанию, которое душа каждого человека наживает самостоятельно в процессе всей его жизни.

Первую группу составляют те природные качества, которые откладываются в душе под воздействием космического и метеорологического процесса планеты и потому имеют всеобщий характер:

Смена времён года,

Чередование частей суток,

Изменения погоды.

Вторую группу составляют те природные качества, которые обусловлены разделением всей массы человечества на особенные части:

Религиозные,

Национальные,

Зодиакальные.

Третья группа природных качеств имеет единичный характер:

Врождённые задатки человека,

Темперамент,

Характер.

§542. Всеобщие качества. Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. Можно поэтому сказать, что они стоят ближе к ней, но это выражение лишено смысла, поскольку растения и животные сами являются частью природы. У людей непосредственная связь с космической и метеорологической жизнью планеты также присутствует, но в меньшей степени. Чем более люди образованны и отделены от природы благами цивилизации, тем менее они зависимы от происходящих в ней процессов.

Смена времён года. Растения всецело зависят от смены времён года. Весной они оживают и расцветают, летом идут в рост и формируют плоды, осенью плодоносят, а зимой у них происходит приостановка развития. Поведение животных также напрямую зависит от смены времён года, в соответствии с которыми у них существуют периоды спаривания, сезоны миграций, время спячки и т.п.

У людей смена времён года проявляется в форме перемены предрасположенностей души. Условия зимы располагают нас к самоуглублению, к обучению, к сосредоточению своих сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство природного единства индивида с родом, что, с одной стороны, выражается в повышении влечения к противоположному полу, а с другой – в обостряющемся чувстве одиночества. Именно на весну приходится как массовый расцвет любовных чувств, так и наибольшее число суицидов. Лето – время суетливое, когда человек чувствует себя вырвавшимся (или вытолкнутым) из привычного ритма трудовых будней на свободу. Оно располагает к активному отдыху, к сближению с природой, к путешествиям. Осенью нарастает предрасположенность к восстановлению трудового и жизненного ритма, к упрочению достигнутых результатов, к переключению внимания человека на творчество, на созидание.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн...

Смена времён года не вызывает у человека никаких неподконтрольных его сознанию проявлений. И если, к примеру, многие религиозные праздники привязаны к тому или иному периоду года, то сделано это не по природному инстинкту, а по вполне сознательному расчёту.

Чередование времени суток обусловливает перемену настроенности души. Утром душа ещё находится в состоянии погруженности в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром в нас господствует настроение сосредоточенности и серьёзности в отношении предстоящих дел. Днём душа предаётся работе, в процессе которой она интенсивно воспринимает разнообразный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассредоточенности. Она настроена на отвлечённые размышления и развлечения. Ночью душа человека переходит из утомляющего состояния дневной суеты к состоянию уединённости в самой себе. Во сне вся разномастность дневных впечатлений погружается в её глубины и чувственно переживается ею.

Перемена погоды. Растения и животные задолго предчувствуют перемену погоды, что наглядно отражается на их поведении. Перемена погоды влияет и на самочувствие людей. Если температура за сутки изменяется на 15-20 градусов и, соответственно, меняется атмосферное давление, то это сказывается на состоянии всех людей. Менее резкие перемены погоды ощущают на себе метеочувствительные люди. Но в отличие от смены времён года и чередования частей суток, которые подвержены определённой закономерности, изменения погоды менее предсказуемы. Но, опять-таки, влияние погоды на состояние души имеет только процессуальный характер и не затрагивает самой сути человеческой деятельности.

§543. Особенные природные качества. Антропологические различия человеческих рас (негроидной, европеоидной, монголоидной) связаны с географическими особенностями тех территорий планеты, где они формировались. Но сами по себе они не влияют на природные качества человеческих душ. Неважно, к какой расе принадлежит человек, важно, в какой среде он вырос, какое воспитание и образование получил. Особенные природные качества наших душ определяются следующими факторами:

Религиозным,

Национальным,

Зодиакальным.

§544. Религии. Являясь базовым элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на душевный склад людей, её исповедующих. Первое различие здесь имеет место между представителями мировых религий: буддизм, иудаизм, христианство, мусульманство. Далее различия наблюдаются уже внутри самих религий. Христианский мир делится на католиков, протестантов, православных и другие конфессии. Исламский мир – на суннитов и шиитов. В буддизме – махаяна, ламаизм, тантризм.

Все содержащиеся в них различия отражаются на качествах, присущих людским душам, но с разной степенью интенсивности, что зависит от условий воспитания, уровня образования, идеологии общества в отношении церкви. У одних людей они могут проявляться больше, у других – меньше, но если брать в целом весь народ, то эти различия проступают весьма отчётливо: христианская Европа, мусульманский Ближний Восток и Средняя Азия, буддистский Китай и Юго-восточная Азия.

§545. Нации. Особенные качества души получают дальнейшую спецификацию через национальный дух, или национальный характер того народа, которому принадлежит человек. При формировании национальных качеств сказывалось влияние географических особенностей территории проживания народа: море, степь, лесостепь, тундра, горы. Мы выделяем характер горских народов, характер степных народов, характер северных народов. Территория проживания великих народов включает в себя, как правило, разнообразный рельеф: и леса, и степи, и горы, и море, что также отражается на их национальном характере.

Помимо внешних факторов, при формировании национального духа народов существенную роль играет их рефлексия в отношении друг друга. Каждый народ, стремясь осуществить себя в своей национальной самобытности, развивает в себе те особенные качества, которые менее развиты у других. Иначе говоря, черты национального характера развивались по принципу "что одному любо, то другому не годится". В результате сегодня при упоминании таких слов, как англичанин, француз, итальянец, немец, русский, китаец и т.д., в нашем представлении возникает вполне определённый образ человека, отличающийся от всех остальных набором своих национальных качеств.

§546. Знаки Зодиака. Помимо религиозных и национальных качеств, люди различаются также по зодиакальным особенностям своего душевного склада. Данные различия описываются по двум схемам: по европейской, где год разделён на 12 периодов, и по восточной, где разделение проводится по годам 12-летнего цикла.

Различия психологических типов людей, рождённых под разными знаками Зодиака, столь очевидны и, более того, столь обстоятельно исследованы, что не учитывать их невозможно. Другой вопрос: чем они определяются? Здесь можно указать на три фактора.

1. Влиянием периодически изменяющихся комбинаций звёзд, на чём настаивают сами астрологи.

2. Различием времён года, в течение которых шёл период внутриутробного развития человека. Уж если яровые посевы отличаются от озимых, то надо полагать, что и души людей, рождённых в разные периоды года, тоже могут чем-то отличаться друг от друга.

3. Между всеобщими качествами людей, которые у отдельных народов проступают в форме национальных черт их характера, и единичными качествами каждого конкретного человека должна находиться связующая их особенность. Так вот, такой природной особенностью могут являться как раз зодиакальные различия психических типов людей. Иначе говоря, разделение всей массы людей на несколько зодиакальных типов необходимо для гармонизации жизнедеятельности самого общества. Благодаря им обеспечивается необходимое богатство особенных душевных качеств составляющих ткань общества индивидуумов.

Таковы три фактора, которые можно рассматривать как причины существования зодиакальных различий. Что же касается более подробной характеристики данных различий, то по этому вопросу следует обращаться к соответствующей литературе.

§547. Религиозные, национальные и зодиакальные различия составляют особенные природные качества людей. Они проявляются через внешний облик людей, образ их жизни, их предрасположенность к определённым видам деятельности, к профессиям и т.д. Однако, выделяя эти качества, нам необходимо помнить о том, что все они относятся лишь к ступени природных определений души и не затрагивают самой сути человеческого духа. Сознание людей свободно по отношению к природным качествам их душ и не зависит от них. А это значит, что теоретикам сегрегации всех мастей – расистам, националистам и религиозным фундаменталистам – следует уяснить себе, что все рассуждения о духовном превосходстве представителей одной расы, нации или религии над другими не содержат в себе никакой истины. Главным в человеке является его разум, для которого не существует никаких ограничений, связанных с природными качествами души.

§548. Единичные природные качества. Всеобщие и особенные качества получают своё действительное проявление только через души конкретных людей. Душа каждого человека содержит в себе определённую меру всех рассмотренных выше качеств. К ним присоединяются его индивидуальные природные качества, каковыми являются:

а) природные задатки,

б) темперамент,

в) характер.

§549. Под природными задатками следует понимать совокупность тех качеств человека, которые даны ему от рождения, в отличие от всех тех знаний и умений, которые он приобретает по ходу своей жизни. К природным задаткам принадлежат талант и гениальность. Оба слова выражают определённую предрасположенность, которую душа человек получает от природы, но гениальность шире таланта.

Гениальность порождает нечто новое в сфере всеобщего, тогда как талант порождает новое только в сфере особенного. Иначе говоря, гениальность порождает новый принцип, тогда как талант действует в пределах уже открытого принципа. Например, гениальностью обладал сам Вильгельм Гегель, поскольку он впервые развил в своей энциклопедии принцип логической систематизации всего арсенала определений нашего разума. Все последующие комментаторы его учения являются в лучшем случае только талантами.

Но природные задатки сами по себе, без претворяющей их в жизнь воли человека, мало чего стоят. Для того чтобы талант и гениальность получили своё развитие и воплотились в реальные дела, соответствующие их мере, человек должен много трудиться. Как говорил прирождённый изобретатель Томас Эдисон: "Во мне 1% гения и 99% потения". В религии же эта мысль выражена иначе: "Кому много дано, с того много и спросится".

Помимо большого труда, талант и гениальность предполагают также необходимость овладения человеком всеми теми достижениями, которые уже накоплены человечеством в соответствующей сфере деятельности. Без этого природные задатки человека обречены либо погибнуть, либо выродиться в пустую оригинальность.

§550. Если талант и гениальность проявляются через тот или иной вид деятельности человека, то темперамент, напротив, не имеет никакой непосредственной связи с различными видами деятельности людей. Нельзя, например, сказать, что все музыканты – сангвиники, а все библиотекари – флегматики.

Трудно определить, что именно следует понимать под темпераментом. Он не относится ни к содержанию поступков, ни к способностям человека, ни к страстности его отношения к делу. Главное различие общепринятых типов темперамента – сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического, заключается, видимо, в том, каким образом субъективный мир человека интегрируется в объективные процессы.

Один человек легко настраивается на работу и сразу же приступает к её исполнению. Другому, наоборот, требуется некоторое время на то, чтобы внутренне подготовиться к ней, сосредоточиться на её исполнении. Одни футболисты перед игрой усиленно разминаются, разогревают себя. Другие, наоборот, сидят на траве в расслабленном состоянии. Одному человеку необходим размеренный образ жизни, где у него всё идёт "по графику", согласно которому он методично переходит от одного дела к другому и при этом ни о чём не забывает и всё успевает. Другой человек более импульсивен. Он легче перестраивается с одной работы на другую, но именно по этой причине он менее предсказуем и надёжен.

Можно предполагать, что сангвиники и холерики легче вовлекаются в работу, тогда как меланхолики и флегматики более зависят от своей субъективности, им требуется больше времени для того, чтобы настроиться на неё. С другой стороны, сангвиники и холерики более подвижны и легче переходят от одного дела к другому, тогда как флегматики и меланхолики, наоборот, более углубляются в суть работы и труднее выходят из неё.

Темперамент – это неустойчивое качество, которое меняется в зависимости как от возраста человека, так и от перемены внешних обстоятельств его жизни. Чем более цивилизованной делается наша жизнь, тем менее проявляются те манеры поведения людей, которые диктуются их естественной (животной) природой. Контраст различных типов темперамента в древности и в средние века проступал в поведении людей более резко и непосредственно, чем в настоящее время. В современном урбанизированном и технологичном обществе это различие теряет своё былое значение. Параметры поведения человека задаются уже преимущественно со стороны общества – воспитанием и действующими в нём нормами.

§551. В отличие от темперамента характер человека представляет собой то, что отличает его от всех других людей. Только через характер человек приобретает свою устойчивую определённость, свою индивидуальность. Характер – это процессуальная сторона деятельности человека, в ходе которой он, не давая сбить себя с выбранного пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех действиях согласие с самим собой. Человек с характером импонирует другим людям, поскольку они знают, с кем в его лице имеют дело. От каждого человека следует требовать, чтобы он проявлял характер.