Литература        15.01.2020   

Селф процесс описывают через три функции. Понятие « Self. Это принцип был назван парадоксальная теория изменений

Различные нарушения "self"

Функция "Личность"

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции "Личность". Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; "Ах, да! Так какие же произведения вы написали?" - "О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману". Это - нарушение функции "Личность", так как в данный момент я не романист.

Я провел свое детство в уверенности, что я - ноль в математике (функция "Личность") до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в моей игре; не заняться ли мне все же математикой и посмотреть, что это может дать, так как я регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и что в течение 15-16 лет я жил с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение "быть нулем в математике" и объявлять себя "склонным к гуманитарным наукам". Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции "Личность". Каждое нарушение функции "Личность" будет вторгаться в выбор, кот орый мы будем осуществлять посредством функции "Эго".

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции "Личность" через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции "Личность" представление о самом себе, согласно которому, "Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает". Он будет делать выбор, который выявит это нару -шение функции "Личность": он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции "Личность", которые будут мешать полному функционированию в модусе "Эго".

Функция "Оно"

Эта функция будет характерным образом нарушена при психозе. При неврозе мы можем потерять осознание нашего актуального "оно": нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, "оно" данной ситуации.

Эти обе функции, функция "Оно" и функция "Личность", могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним миром через функцию "Эго"? Как может действовать функция "Эго", если ее "источники информации* нарушены? Функция "Эго" будет потеряна." "Потеряна" означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является "ромахом, в собственном смысле этого слова, т е. он неправильно адресован.

Работа психотерапевта в этом случае будет состоять в том,"чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как именно при помощи этой способности он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

Итак, рассмотрим немного подробнее функцию "Эго", одну из форм функционирования "seif". Эта функция, которая позволяет "self одновременно и выражать то, что к ней идет от функции "Оно" и от функции "Личность" и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения геш-тальтов и о той фазе, которая заключается в переходе к идентификации и отчуждению (фаза контактирования, в частности); функция "Эго" является в ней активной формой "self".

Потери функции "Эго" и их последствия

Когда происходит потеря функционирования модуса "Эго", на это пустое место стремятся разные явления, которые по-своему являются феноменами границы и контакта. Задача функции "Эго" - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса "Эго" должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования "Эго", перед нами явления "нездоровые", дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

Слияние

При слиянии существует ситуация "неконтакта", "неграницы" и "неосознания": если говорить схематично, ничто не возникает, не существует различия между "Я" и "не-Я", нет различий между фигурой и фоном и нет возникающей фигуры. Например, я нахожусь в состоянии слияния с французским языком, я его не отделяю от себя, когда говорю; когда я выражаю себя, то делаю это именно на французском языке. Это слияние можно рассматривать как здоровое, так как я могу войти в контакт с французским языком как с некоторым объектом и сказать себе: "Послушай! Я употребил такое-то слово, это то самое слово, которое нужно?" В этот самый момент язык становится отличным от меня объектом. У матери большое слияние с грудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между "Я" и "не-Я" не очень различима.

Слияние - это базовый феномен, который может обозначать "модус контакта" со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент. Когда слияние прерывает построение гештальта , не давая возникнуть фигуре в пред-контакте, так что все остается в фоне (чтобы что-то возникло надо, чтобы возникла граница, надо, чтобы объект и ощущение отделились, стали заметными), слияние препятствует выделению фигуры и сопровождающему ее возбуждению.

Интроекция

Затем, когда начинает возникать фигура, появляется возбуждение и увеличивается энергия, чтобы дать организму возможность войти в контакт с окружающей средой. Феномен границы, который может прервать это движение при потере функции "Эго", - интроекция. Поскольку эта модальность является феноменом границы, ее суть состоит в том, чтобы взять что-то из внешнего мира и ввести это внутрь. Прототипом интроекции на уровне витальных функций является способ питания: я беру что-то, что является "не-Я* из внешнего мира, какой-то отличный от меня объект, я ввожу его в организм, сначала он становится "мой", а потом постепенно при помощи жевания, пищеварения, усвоения он станет "Я-сам". "Удавшаяся" интроекция - это та, которая завершается ассимиляцией; при "неудавшейся" интроекции поглощенный объект останется чужеродным телом внутри организма (если я ем какой-то продукт, не прожевывая его, я найду его идентичным в испражнениях, он не был мне полезен, а только засорил желудок).

Говорят о "неудавшейся", патологической интроекции, когда просто что-то заглатывается: идеи, мнения, "надо" и "нельзя", которые вызовут у меня как бы тяжесть в желудке, которые будут определять мое существование в мире на "своем месте". Интроекции может быть средством для того, чтобы прервать контакт с внешним миром, когда субъект теряет свою способность к идентификации и отвержению, замещая свое собственное желание желанием другого человека. Именно замена желанием другого своего желания, при котором возбуждение становится слишком тревожащим, является одним из главных признаков феномена интроекции, сопровождающего потерю функции "Это".

Если родитель говорит ребенку: "Сделай то или не делай этого", ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого как замену своей собственной воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: "в жизни надо делать то и не надо делать этого". В этом процессе важно не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного жела-ния. Поскольку интроекция существует во всех видах человеческих отношений, то задача состоит в том, чтобы не потерять своей функции "Эго" в этих отношениях, своей способности осуществлять идентификацию и отвержение, чтобы продолжать осознавать эту способность.

Проекция

В процессе дальнейшего развертывания цикла творческого приспособления, когда форма уже возникла и появилось возбуждение, не прерванное интроецированием желаний другого, тогда может появиться другой вид потери способности совершать идентификацию и отвержение, проекция. Этот другой феномен границы по своему направлению противоположен интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. При интроекции что-то принадлежало окружающей среде и субъект заставил это что-то перейти внутрь организма; при проекции он заставляет что-то, ему принадлежащее, перейти в направлении окружающей среды. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности за свои эмоции и аффекты. Например, такой человек может считать кого-то другого очень встревоженным, очень беспокойным или очень агрессивным, потому что он не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.

В терапевтическом процессе первую очередь мы имеем дело с проекцией аффектов, эмоций, или в более широком смысле опыта, и трудность заключается в необходимости для пациента восстановить этот аффект или эту эмоцию, которую он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому.

Содержание проекции часто является чем-то до этого интроецированным. Проекции, с которыми мы будем иметь дело в терапии, выявят, в частности, незавершенные ситуации пациента. Каким образом в настоящей ситуации субъект будет проецировать прежние ситуации, будет атрибутировать данной ситуации или присутствующим людям характеристики и эмоции, которые позволяют ему продолжать свои незавершенные ситуации, свои зафиксированные гештальты , свои поиски удовлетворения?

Ретрофлексия

Следующее явление, которое может прервать построение-разрушение гештальта , - это ретрофлексия. Ретрофлексия - термин, возникший в гештальт-терапии , тогда как проекция и интроекция - термины общие с другими научными дисциплинами.

Ретрофлексия обозначает опыт, который начинается как контакт с окружающей средой, но который возвращается к самому организму, т.е. субъект делает себе то, что предназначено или было бы предназначено окружающей среде: вместо того чтобы нападать, например, он будет бить себя по руке; вместо того, чтобы укусить, он будет грызть ногти и т.д. То, что называют психосоматическими болезнями, является обычно результатом ретрофлексии. Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать. Мыслить - это тоже форма ретрофлексии: когда я думаю, я говорю с самим собой, но являюсь ли я истинным адресатом своих слов? Это может быть здоровая ретрофлексия в той мере, когда она мне позволяет подготовиться к действию или к общению, но если я только думаю и не говорю, то ретрофлексия парализует действие.

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что называется эготизмом. При эготизме субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Само собой разумеется, что граница никогда не является абсолютной. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, "педантичный" характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

Все эти модальности могут быть как "здоровыми", так и "нездоровыми" модальностями контакта, в зависимости от того, способствуют ли они контакту с окружающей средой или нет, гибки или нет, являются они осознанными или нет, ригидны они или нет, но главным образом, позволяют ли они осуществляться функции "Эго" или, напротив, они появляются, чтобы заместить функцию "Эго". Если происходит потеря функции "Эго", то на ее месте появляется один из этих феноменов границы, чтобы "занять место", одновременно чтобы обозначить эту потерю функции "Эго" и также, чтобы ее создать или поддержать. Если "место занято", тогда функция "Эго" в процессе данного опыта почти не может полноценно осуществляться.

Благодаря совокупности понятий, только что нами изложенных, можно гораздо яснее представить цели психотерапии. Гештальт-терапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые в его контакте с окружающей средой. Это значит, что функция "Эго" должна быть здоровой, восстановленной, очищенной в какой-то степени от того, что ей мешает действовать (то есть: от проекции, ретрофлексии, интроекции, слияния и т.д.) и гармонично связанной с другими функциями в едином "self", что позволяет человеку быть спонтанным и вовлеченным в ситуацию.

Психоанализ ставил перед собой цель проводить анализ психики, гештальт-терапия предлагает проводить терапию Гештальта , иначе говоря, терапию способности субъекта формировать гештальты и разрушать их, когда они устаревают. Речь идет о том, чтобы обнаружить способность осуществить весь цикл опыта полностью и, чтобы это сделать, человек должен восстановить свои способности выбирать и отвергать, которые и позволят ему осуществить творческое приспособление.

Функции Self в гештальт терапии.

Владимир Кулишов Елена Кулишова (Коссе)

В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как "id”, как "ego” и как "personality”...

В: Понятно, что все эти функции self присутствуют в любом контакте, все три: Ид, Эго, Персонелити.
И простой вопрос,- как будут функции Ид (id) проявляться в реальном терапевтическом контакте, какие идеи?
Да, это конечно могут быть желания, о которых говорится, но это будет уже говорение о …

Каким еще образом мы можем говорить о влиянии Ид? Импульсивность, телесные проявления, слезы, какие-то проявления аффектов в виде мимики, слез, интонации …, и в этом смысле Ид мы можем диагностировать через какие-либо повышения энергии сильные (феноменология), и через понижение энергии (когда клиент замирает (проявление страха), или когда клиент раздражается…). Т.е. это какие-то более явные проявления в виде выплеска энергии, либо падения энергии. В общие моменты работы вы могли замечать, что в какие-то моменты работы и группа оживает и терапевт с клиентом активны, что-то насыщенно происходит (аффектом либо еще чем-то), а в какой-то момент группа замирает и энергии нет в контакте, т.е. при проявлении или падении энергии мы можем говорить о функции Ид в большей степени. А если мы говорим о функции Персонелити (personality), тогда это, как правило, более вербальная часть описания каких-то норм поведения, долженствований… Если она представлена массированно- мы будем замечать, что энергии меньше, а морализаторства, занормированности, интеллектуализации больше в контакте, т.е. слов много, а энергии в контакте практически нет по каким-то причинам.

Функция Эго (ego) представлена нам в виде каких-то конкретных выборов, ну когда терапевт что-то говорит, а клиент реагирует: «…о! Так это про вот это…». Функция Эго, как правило, представлена в виде каких-то «дорожек» в сессии. Дорожка, как будто, раз - и развернулась куда-то, когда какая-то тема становится понятной, ясной в этом контакте. Происходит осознавание.
А наша задача в терапевтической сессии - присматривать, следить за тем, насколько эти функции могут находиться в балансе.
Функция Эго является, как правило, той функцией, которая базируется на двух предыдущих (id, personality). Для того чтобы мне произвести какой-то выбор, мне необходимо учитывать нормы поведения, которые мне присущи (personality). Ну, что-то, что мне соответствует. Что-то равное мне, а что-то ко мне не лепится и не вяжется. Т.е., если имеется доступ и к Ид, и к Персонелити, и я могу замечать, что происходит в окружающем пространстве, то на основании этих вещей функция Эго может быть наполнена. Вот зачем я приглядываю в сессии – это за динамикой этих двух вещей. Если, например, в сессии очень много аффектов, и эти аффекты никак в опыт не превращаются, в способность понять, что со мной происходит, тогда я отмечаю (для себя), что функция Ид представлена массировано, а функция Персонелити, по поводу какого-то понимания, осознавания своего опыта – представлена в меньшей степени. Вот при импульсивности например для меня важной задачей является (по функциям self) стараться сохранять баланс между Персонелити и Ид.

Л: Бывает же, что клиент садится и сразу же начинает горько плакать, или садится и говорит, что ему плохо, его скручивает, тошнота… Видно, что здесь больше представлено ИД (чувствительная часть). Вот, поэтому, так как эта часть уже представлена – зачем это поддерживать. Мы пытаемся поддерживать диалог прописывая: «про что это у тебя?», про понимание, про осознавание, для того, что бы аффект был как-то упакован, и было понятно в связи с чем он возник, о чем он говорит, про что…

В: О функциях self в работах…
Интересная часть, различные унции могут быть по-разному представлены в разных частях работы. Так, например, в одной работе с клиентом первый этап был посвящен возможности простроить контакт, как бы встретится. У клиента сильные чувства, вот, сказал что-то: «…ты мне нравишься…» и был встречен мощным вариантом – «…я тебя не вижу…». Вот, здесь представлена больше функция Ид, хотя, в принципе были периоды касательно заговаривания – как сопротивления через Ид: слов много, а это интересная часть, когда слов много – значит аффекта изрядно, но при этом в этом объеме слов можно потеряться, и тогда Ид мы чувствуем больше через свои ощущения. Вы можете замечать, если клиент тревожится очень сильно, ему страшно, то и у вас могут быть некоторые ощущения тревоги в сессии. Его Ид и ваше Ид в сессии представлены, и тогда, задача терапевта (если Ид очень сильно представлена в контакте, то может смывать способность что- то понять, осознать, и могут быть разные способы поддержать Персонелити)… ну, вот, что я старался сделать, когда встречался с сильной тревогой, мне важно стараться самому не уйти далеко в свои ответные тревоги, иначе мы потеряем ориентиры. Поэтому, моя задача описывать описывать реальные рамки, из какой-то большой темы брать отдельные фрагменты: «…ты знаешь, у нас только тридцать минут?..» - этот текст в общем то от Персонелити, но в принципе говорит о рамках: «…вот в этих рамках можем с тобой встречаться…»
Можно каким-то образом стараться поддержать некоторое уменьшение тревоги при помощи ответных чувств, которые возникают. Ну, вот, вы можете наблюдать человека в тревоге и замечать у себя чувство нежности. Из этого ощущения нежности (в этой работе) у меня был позыв руки погреть клиентке и этого правда хотелось мне – вот, это была ответная реакция. Дальше мне было интересно, что эти действия мне нравятся – и это была возможность для меня как-то отреагировать, но в виде контейнированного аффекта, чувства мои ведь были менее интенсивны, и за счет этого, в контакте клиентка замедлялась, замедлялась и по мере того, как удавалось безопасность простроить, у клиентки появлялись различные размышления. Причем терапевт, казалось бы, ничего такого не делал: не инициировал, не обсуждал, а у клиентки появлялись свои умозаключения на фоне безопасности и спокойствия.

Л: …Вот еще пример из работы: - у клиентки присутствует тревога по поводу некоторых моментов в ее работе, она описывает некоторые кусочки своей работы и как будто спрашивает у терапевта: «…это нормально, что со мной такое происходит?», «… а еще у меня бывает вот это и вот это…», «…Это нормально, что такое со мной происходит?..». Т.е. если говорить об этом, то в этом случае перекос происходит в сторону Ид, потому, как клиентка со своей тревогой справиться не могла. По идеи, получается терапевту важно в этом случае поддерживать Персону(Personality).

Бывает клиенты очень хорошо рассуждают, очень хорошо что-то описывают, но вы не понимаете, что они чувствуют. Таким образом, представлена Персона, следовательно задача терапевта поддерживать Ид. Вы можете обращаться к Ид через тело: «Что происходит с твоим телом?», или обращаясь к своим чувствам в ответ на рассказ, ведь что-то вас заставляет останавливать клиента в его рассказе… Таким образом в одних случаях терапевту нужно быть очень чувствительным к малейшим проявлениям, оттенкам, к телу клиента, к своим чувствам, а в других случаях терапевт больше обращается к Персонелити.

Вот этим эта теория хороша, в том смысле, что бы избегать каких-то грубых ошибок. Как по мне, так эта теория дает мало информации о клиенте… Ну вот, смотрю на клиента сидящего и очень серьезно смотрящего, и понимаю – надо бы к его живым чувствам обратиться – к Ид. Или напротив: смотрю, что представлены сплошные чувства, эмоции и понимаю – хорошо бы мне в этом случае быть такой стабильной, описательной… Вот собственно и все, на мой взгляд, чем эта теория может быть мне полезной.

В: Мы здесь расходимся во взглядах. Потому что если ввести два измерения:

Одно дело, если есть какие-то базовые, элементарные вещи, которые хороши именно в своей элементарности, и в этом смысле – эти функции, они элементарны, но они хороши, как база…;

А если их «расцветить»… Вот, у клиента может проявляться Ид самыми разными переживаниями, и тогда важно понимать, что стоит за этими переживаниями. Допустим, за много говорением, а за ним может стоять аффект страха – пока говорю, так и не так страшно, или за эти может стоять попытка сбежать от переживаний, а может это способ одержать власть в контакте – я заполняю все пространство и я могу контролировать все пространство, пока не дам терапевту что-либо сказать. Впрочем, масса всего может этим стоять. И мы наблюдаем элементарное проявление Ид, но учитываем, что за этим каждым проявлением, а могут проясниться более какие-то сложные вещи. Допустим, аффективный случай – исследуем, и что-то проясниться.

Следующий случай: я могу наблюдать какое либо проявление, и ввести понятие «перенос», и тогда происходит интересный момент – потому что мои способы контейнировать аффект клиента, в рамках того или иного переноса, могут быть совершенно различны. Например: если это испуганный «ребенок», тогда может в этом моменте терапии, очень важно, чтоб оказался такой вменяемый «родитель», который стабилен, спокоен, не обвиняющий при этом. Кстати, вот это характерно для терапевтических ситуаций, потому что очень важно не ретравматизировать ребенка, как это бывает когда ребенок в панике, а родитель ощущает страх, что не справиться, не сможет контейнировать эту панику, и начинает вместо успокаивать – обвинять. В этих терапевтических отношениях я понимаю, что если я вижу перед собой испуганного «ребенка», моя задача – быть осторожным, но «родительским», и моя задача – этот аффект упаковать. Возможно для этого потребуется несколько сессий, но если я представляю это себе ясной картинкой, то я занимаюсь спокойно, не торопясь, я не пытаюсь сделать это мгновенно, я говорю спокойнее, и за счет своей размеренности, мы же находимся в контакте, - уровень аффекта клиента постепенно снижается. Несколько сессий на это надо – да и слава тебе господи. Т.е. моя задача в таком случае – быть уверенным, спокойным, контейнирующим свои аффекты. И тогда клиент это принимает, ну, вот как ребенок, которого мама к груди прижимает и он успокаивается.

А если динамика переноса другая: допустим, клиент много говорит, но это уже не про страх, а например про то, кто из нас круче, то это будут уже довольно другие действия. Я могу вполне позволить себе сказать: «- слушай, ну ты.., даже слово не даешь вставить. Ты замечаешь это или нет?..» И, клиент «взрослее» в этом случае и может это услышать. Я могу позволить фрустрацию. Если в первом случае фрустрация совершенно неестественна, то здесь я могу сказать что-то вроде - «молчать и строится!». Но это, если я отношусь к клиенту с уважением, я ценю его – я могу на фоне наших стабильных отношений проявить свою властность.

Л: Да, но это уже потом. Мы говорим в этой лекции про исследование. Клиент много говорит – вы тогда спрашиваете: «- какое чувство заставляет тебя много говорить?», «- Что это в наших отношениях?», «- что ты чувствуешь, когда смотришь на меня?» и пр. Мы апеллируем к Ид. Как мы с эти дальше обращаемся это второй шаг, это нужно уже чуть дальше. Если представлена какая-то Персонистая(Personality) часть, тогда важно выяснить, что за этим…

Бывает, что у клиента есть нарушения связанные с Эго(субличность, которая отвечает за принятие решений): «- что мне делать? Мне хочется и денег много потратить и отложить деньги?». А вы ему говорите: «- ну, хорошо, давай будем говорить про то, как отложить…». А он вам: «- Нет! Мне хочется много чего купить…». Ну вот, помните эти игры – «ДА/НО», когда человек разрывается между двумя охапками сена и не может ни одну из них выбрать? Вот этот буриданов осел, который не мог выбрать, какая из двух охапок сена лучше – это тот осел, у которого нарушена функция Эго. Т.е. в таких случаях задача – поддерживать Эго. Например: увольняться с работы или оставаться? Эго не справляется с тем, что бы эту задачу решить. С начала можно побыть в позиции, когда клиент стается на работе, затем, когда он увольняется. Затем скажет в какой позиции ему легче. Учите клиента принимать решения. Что бы клиент понимал, каое решение он принимает. Или, что бы клиент понимал, что он пока не принимает никакого решения – и это тоже решение, решение – не принимать решений.

Принятие решений это тема осознанности, ответственности за последствия, в связи с принятыми решениями. Важно обращать внимание клиента на то, как ему с тем, что он делает сейчас.

В: И, в этом смысле, интересно, что ответственность базируется на функции Эго, а его клиент очень часто путает с базирующейся на функции Персонелити – вины. Очень часто бывает так, когда человек не отличает вину и ответственность – выбор не происходит.

Л: Ну, вот так клиент презентовал себя: «- Я живу аврально и поэтому разгребаю дела, когда они уже навалились, и я сними, всеми сразу мучаюсь. Два дня в месяц в аврале, а все остальное время – расслабляюсь». Принимается ответственность. Если я про это так говорю – я принимаю ответственность жить таким образом. Т.е. данная речь исходит из ответственности.

Или вот: «- Я такая бестолковая, что же я никак не могу жить планомерно…». Это уже речь, исходящая из чувства вины, связанная с какими-то прописями про то, как нужно жить приличной девушке.

В: И вот здесь мы говорим о парадоксальной теории изменений (изменения происходят не тогда, когда я пытаюсь быть кем-то, кем я не являюсь, но тогда, когда я понимаю кем я являюсь на самом деле(кто я есть, где я есть). И если мой стиль жизни – сначала отдыхать и жить некоторым образом в кредит, а потом возвращать этот кредит, то я могу принять ответственность за такой стиль жизни. Если я никого не разрушаю этим, ни себя, ни семью, то я могу принимать ответственность за свой стиль жизни, уважать его, как имеющего свои плюсы и минусы. И тогда, если я понимаю это, мне легче с этим обращаться. Если же я говорю о вине, то каждый раз пытаясь быть не тем, кто я есть – я буду срываться, потом клясть себя, потом опять срываться и т.д. У меня в этом случае – нет просто доступа к пониманию своего собственного стиля жизни.

Л: Когда мы воспринимаем окружающее, то в нашем восприятии играют роль и Ид, и наше Песонелити, и наше Эго. И поэтому, если у меня есть иллюзия, что я не оцениваю… Ну, вот Персонелити – это то, что оценивает, смотрит и оценивает, правильно/не правильно, хорошо/плохо, соответствует/не соответствует и т.д. Вот если я кажусь себе человеком не оценивающим – то это не правда. Мы здесь собрались и договорились не оценивать работы, но на самом деле смотрим и оцениваем все происходящее, т.е. в любой нашей реакции есть реакция на Ид и Персонелити. Поэтому не бывает когнитивных решений, чисто когнитивных решений. Бывает иллюзия о когнитивных решениях. На самом деле в основе лежат и наши чувства, и желания, и когнитивная часть.

В: Единственное, что, в этом смысле, мы можем отдавать предпочтение какой либо части, но при этом мы себя точно обманываем, т.е. я могу жить в иллюзии, что я совершенно рационален и разумен. Но мне бы хорошо отдавать себе отчет, что я может быть прусь от своей рациональности сильно, и тогда это тот аффект, который поддерживает мою рациональность, но я его не замечаю и остаюсь в своем представлении рациональным.

Или другой вопрос, например: я весь рациональный, а аффект не замечаю, не отдаю себе отчет, что аффекта не замечаю из-за стыда, например. Потому что папа, когда то говорил: «- что ты, как баба – то смеешься, то – плачешь?!», и тогда в моем стиле стыд уже просто прописан, как постоянное, и этот стыд обеспечивает мою неспособность осознавать какие либо текущие чувства. В этом смысле, любая наша реакция является все равно системной, разница только в том, что мы можем иметь доступ к каждому фактору (аффективному пласту, рациональному, к выбору и т.д.) И вот, эта идея, что я принимаю выбор не выбирать – она из того же. Я выбираю в каждый момент жизни, всегда, и все наши клиенты так же выбирают.

Л: И потому, когда мне рассказывают про аффективные вспышки…: «- я посидела, посмотрела на семью своего гражданского мужа, послушала…,а потом что-то сорвало крышу, и я послала их на х..и пошла …» Это была импульсивная вспышка. Вы обязательно накопаете там: « как должна вести себя девушка»; «девушка не должна терпеть в свой адрес. ..». Там обязательно будут какие либо прописи Персоны(Personality), которые не осознаются. И обязательно будет выбор, т.е. она выбрала именно так поступить: «настоящие крутые девушки не терпят в свой адрес ничего»; «они должны сказать напрямую своим недругам, что о них думают». Т.е. если даже клиент считает, что он поступает импульсивно, то все равно там есть и долженствования, и его мораль, и выбор. Если клиент говорит: «- Я принял совершенно разумное решение и решил…», то обязательно в этом будет присутствовать нечто связанное с желаниями. Клиент может осознавать какую то одну часть, а вы ему помогите ознакомиться больше и с другой частью, которая у него присутствует в этом целостном акте его жизни.

В: Да, т.е. какие то нормы поведения заставляли его сдерживаться на протяжение двух месяцев, а потом избить свою жену. Хорошо бы понимать – какие? Вопрос не в том, когда сорвался – когда сорвался это сорок пятый вопрос. Вопрос в сдерживании до этого момента, т.е. вполне возможно в течение какого- то времени он не осознавал, что он терпел, закипал, закипал, закипал, и потом закипел и выдал. Вот в этом примере, пропись может гласить о том, что «хороший» человек должен сдерживаться. И он сдерживается, до тех пор, пока не рванет. И про эти прописи хорошо давать себе отчет.

Вопрос из аудитории: - какая здесь пропись? Это интроекты?

В: Да, интроекты. Если мы говорим о Персонелити, то там есть масса всего, но во многом большую роль играют интроекты. Причем, есть интроекты, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Кроме того, в Персоне заложен весь опыт жизни. Как в американском правосудии: « апеллируем к процессу № такому-то, где было принято решение такое-то…». Апеллируем к какому-то кусочку собственного опыта, если мы про этот опыт что-то поймем, то может оказаться, что этот опыт полезен нам, а может – нет. Может, этот опыт хорош для ребенка, а для взрослого уже не подходит.
Даже когда мы стараемся быть сугубо описательными – мы все равно с чем-то сравниваем. Например: «…у нее была энергичная походка…». Да? Описательный текст? Извините! Если мы при этом прислушаемся к себе, то при слове «энергичный», у нас у каждого возникает своя картинка, и при этом мы еще берем рамки, допустим, возраста – эта энергичность для подростка, может совсем оказаться не энергичностью для ребенка, а для сорока летнего мужчины – удивительной энергичностью. Т.е. у нас всегда, даже когда описали что-то, это что-то все равно в системе какой-то координат, и какая-то оценка все равно присутствует в каждый момент времени заложена.

Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] Гингер Серж

Глава 4. Теория Self

Глава 4. Теория Self

Self, …которого не существует!

До сих пор мы говорили о некоторых принципах , лежащих в основе гештальт-терапии, а также о кое-каких фундаментальных установках , логически вытекающих из этих принципов. Но мы не рассмотрели в деталях теорию, метод и методические приемы (техники) этого нового подхода. Впрочем, мы и не будем этого делать в данной книге, потому что она адресована не только профессионалам в психотерапии, но, может быть, еще в большей мере настоящим или будущим клиентам).

Однако следует напомнить, что теория никогда не притязала на то, чтобы быть отражением или объяснением «истины»: она является «интеллектуальной методической и организованной конструкцией , имеющей гипотетический и синтетический характер, разработанной с дидактическими целями» (словарь Робера). Ее основная цель состоит в том, чтобы предложить предварительное прочтение фактов или феноменов – и эта цель придает им видимую согласованность , позволяя их лучше изучать и предсказывать. Ее основная особенность состоит не в том, чтобы быть истинной , а в том, чтобы быть полезной и удобной .

Поэтому не будем заниматься детальным историческим анализом, а также спорами относительно текущего состояния, основных направлений и незначительных различий у разных авторов. Для нас достаточно просто получить представление о том, что называется Теорией Self – это предполагает определение Self и его «функций», представление о креативном приспособлении на границе-контакт, о цикле контакта и его нарушениях («сопротивлениях»). Эта теория, по сути, вытекает из второго тома Gestalt Therapy (1951), написанного Полем Гудманом (на основании письменных заметок Фрица Перлза) и популярного изложения Изадора Фрома (скончавшегося в июне 1994 года).

Итак, речь идет о теоретических рассуждениях относительно понятия Self – столь сложного…, что этого-то Self и не существует! Ни Вы, ни я не обладаем self в гештальтистком смысле этого слова! Self несопоставим ни с фрейдовским Эго, ни с юнгианской Самостью, ни со Взрослым в транзактном анализе; то же самое верно и в отношении Self у Винникотта: речь идет о том, кто я, не о моей персоне, а о моей манере быть именно в данный момент и в данном месте; речь идет о феноменах, происходящих на «границе-контакт» между мной и моим непосредственным окружением. Речь идет о моем актуальном стиле «креативного приспособления» в данной конкретной области . Следовательно, мой self является чем-то в высшей степени изменчивым и тесно связанным с феноменологической точкой зрения на мир, при которой предпочтение отдается временному субъективному процессу, а не изучению объективных и постоянных качеств бытия.

Давайте оставим в стороне эти рассуждения – существенные, но философские и технические – и бросим беглый взгляд на некоторые их следствий, вытекающих из понятия Self, которые намного более конкретны, и с которыми мы непрерывно сталкиваемся в той или иной из четырех взаимодополняющих областей приложения Гештальта:

В терапии, называемой «индивидуальной» (или «дуальной»),

В терапевтических группах или группах личностного роста,

В практике Гештальта в учреждениях,

В его приложениях в сфере производственных и коммерческих предприятий.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Глава 2. Теория расстройств личности В этой главе представлена целостная теория расстройств личности в широком контексте их происхождения и развития, а также функционирования личности. Главный вопрос при этом состоит в том, как формируются и работают личностные

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

Из книги Секреты любви. Даосская практика для женщин и мужчин автора Бинг Л

Глава 10. Теория ритма

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

ГЛАВА 2. Теория человеческой мотивации Эта глава представляет собой попытку сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяет теоретическим требованиям, перечисленным в предыдущей главе, и в то же время согласуется с известными клиническими,

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Глава III - Расовая теория Содержание расовой теории Расовая теория является теоретической осью немецкого фашизма. В фашистской идеологии экономическая программа так называемых 25 пунктов ставит своей целью только «генетическое улучшение германской расы и защиту её от

Из книги Что такое психотерапия автора Хейли Джей

Глава 6 Самая лучшая теория Когда-то мы поверили в то, что для создания теории изменения симптомов нам необходимо знать правду о причинах их возникновения и о том, какую функцию они выполняют. Мы поверили в то, что нам необходимо найти действительную причину симптома и

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Глава 2 Теория консультирования Консультирование, в отличие от психотерапии, которая основывается на определенной системе теоретических представлений о личности, как правило, опирается на интегративную модель психологического вмешательства. Однако все же основной

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

ЧАСТЬ V. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТЕОРИЯ ЭГО XIV. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ

Из книги Введение в психологию йоги автора Таймни Икбал Кишен

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава вторая. Теория принципа Определение принципа Возможность (со свойствами гомогенности и полипотентности), которая в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней новым языком, процессуальна и нефактуальна, в терминах нашего обычного, «старого» языка для

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Глава 3. Теория самоутверждения личности Историко-психологический анализ самоутверждения личности выявил несоответствие между степенью фундаментальности поставленной проблемы и уровнем ее разработанности. По существу, был исследован лишь один, функциональный, аспект

Из книги Теория получаса: как похудеть за 30 минут в день автора Майклз Элизабет

Глава первая. Теория получаса – что это? У многих из вас наверняка возникает вопрос: «А почему именно тридцать минут, и что они могут изменить в моей жизни?» Каждый из нас – это маленький двигатель, и вы даже не представляете себе, каким запасом сил и энергии вы

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Глава 4. Теория Self Self, …которого не существует! До сих пор мы говорили о некоторых принципах, лежащих в основе гештальт-терапии, а также о кое-каких фундаментальных установках, логически вытекающих из этих принципов. Но мы не рассмотрели в деталях теорию, метод и

ТЕОРИЯ SELF Гудман и теория self

По Перлзу, невроз связан с накоплением незакрытых Гештальтов - полностью или частично неудовлетворенных потребностей. Такое накопление происходит в процессе приспособления организма к окружающей его среде и проявляет себя повторяющимися (хроническими) затруднениями этого процесса - расстройствами self.

Пол Гудман (1911-1972), первый теоретик Гештальта, ввел понятие «self», определив его как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней среде и внешнему, окружающему его миру

Так что же такое self?

Итак, self- это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self- это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Чтобы дать образное представление о self, Гудман сравнивает художника за работой и ребенка во время игры; оба они одновременно активны и пассивны в процессе постоянного творческого приспособления, осознавания (awareness) как своих ощущений от окружающей их среды, так и внутренних, исходящих из организма импульсов.

«Self- это особый, присущий только нам способ участия в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в нашем контакте с окружающей средой... Он является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление». (Дж. Латнер)

Граница-контакт

Граница между мной и миром называется «граница-контакт». Термин «граница-контакт» в русскоязычной литературе чаще выглядит как «граница контакта», но при обсуждении с С.Гингером соответстиуюшего гештальтистского термина «frontiere-contact» мы приняли за наиболее адекватный перевод его на русский язык термин «граница-контакт». (Прим. переводчика.)

Как я уже говорил, конкретным примером и одновременно метафорой границы-контакт является кожа; с одной стороны, она меня защищает и отделяет от окружающего мира (то есть кожа - моя граница), с другой стороны, через нервные окончания и поры кожи мой организм осуществляет обмен с окружающим миром (и здесь кожа является органом контакта).

«Патопсихология,- говорит Гудман,- занимается изучением обрывов, замедления и других нарушений процесса творческого приспособления».

А Перлз уточняет: «Изучение функционирования человека в окружающей его среде - это изучение того, что происходит на границе-контакт между индивидуумом и окружающей его средой. Именно на этой границе-контакт происходят все психологические явления. Наши мысли, поступки, поведение, эмоции - наш способ взаимодействия с этими пограничными событиями и их проживания».Perls F. The Gestalt Approach. Palo Alto. Science and Behavior Books, 1973.

Функция «id», функция «ego», функция «personality»

В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как «id», как «ego» и как «personality».

Функция «id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «id»-функция проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «id» как бы руководит мной почти без моего ведома.

Функция «ego», в отличие от «id»,- это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам Гудмана, в различных «видах потери функции ego», которые некоторыми авторами рассматриваются как механизмы защиты ego или механизмы избегания и для обозначения которых многие гештальтисты, вслед за Польстерами, используют двойное название - механизмы «сопротивления-адаптации».

Функция «personality» - это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» моего self определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть.

В этих трех своих функциях self проявляется в разное время с разной интенсивностью или степенью выраженности: так, иногда я сам себя не узнаю, действуя не свойственным мне образом, когда на меня находит плохое настроение. А в другое время мой self растворяется в интенсивной конфлуэнции: во время танца, экстаза, оргазма... или, наоборот, с наступлением состояния внутреннего «недеяния», «творческой пустоты», предшествующего возникновению следующей, новой фигуры, которая в свою очередь мобилизует мое внимание.

Большая часть психологических подходов рассматривает личность как некую структуру , состоящую из тех или иных частей или структур. Например, структура личности по З. Фрейд включает Эго, функцией которого является организация и синтез личности, Суперэго, занимающееся установлением и сохранением моральных норм, желаемых целей и идеалов, и Ид, включающее в себя инстинктивные влечения, побуждающие психику к активному поиску удовлетворения. З. Фрейд предположил, что психика имеет топическое измерение, то есть каждая из описанных им структур имеет определенную локализацию и связи с другими структурами. Иерархически организованные упорядоченные психические структуры, организующие и кодирующие то, как человек сознательно или бессознательно воспринимает самого себя, образуют Self или самость.

В гештальт терапии не принято понятие «личность». Скорее личность, в ее привычном понимании, может рассматриваться здесь как жесткая форма реагирования, в которой нет спонтанности в ее отклике на среду. В каждый момент времени изменяются характеристики поля, проявления организма и отклики среды. Постоянное изменение поля требует от организма большого внимания к возникающей новизне и выбора того, как организовывать контакт со средой в каждый момент времени.

Для гештальт терапи и, в отличие от психоанализа, характерно не топическое, а временное измерение : изучается не то, как структурированы психические процессы между собой, а то, как они организованы сейчас в данной среде, как они возникают и изменяются во времени и в пространстве. Поэтому, понятие Self в гештальт терапии является динамическим, темпоральным.

В гештальт терапии Self – это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его способ реагирования в данный момент и в данном поле. Под ним понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Self представляет собой то, как устроена контактная граница здесь-и-сейчас: где она пролегает и куда может сместиться через некоторое время. Self существует там, где происходит фактическое взаимодействие, Self это опыт, который здесь-и-сейчас переживается организмом. Перефразируя Аристотеля, Перлз пишет: «Когда палец прищемлен, Self находится в больном пальце».

Перлз рассматривает Self как комплексную систему контактов, необходимую для приспособления в сложном поле. «Self – система контактов – интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Self осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а так же эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм».

Self может проявляться и существовать в виде трех аспектов или функций: функция Id, функция Personality и функция Ego , которые вместе представляют собой главные стадии творческого приспособления .

Функция Ego это прогрессивное отождествление с возможностями и отчуждение от них. Функция Ego – это функция воли, выбора, здоровая произвольность, осознанное ограничение определенных интересов, движений, восприятий ради сосредоточения на других.

«Ид (Id) является фоном, раствором возможностей, он включает органическое возбуждение и прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, и смутно ощущаемую среду, и зачаточные чувства, связывающие организм со средой». Id телесно, бессловесно, пассивно и иррационально. Мы говорим, что Self проявляется через функцию Id в том случае, когда человек сосредоточен на своих ощущениях или расслаблен и рассеян.

Функция Personality включает в себя систему представлений о себе и о мире, установки, принятые в межличностных отношениях, правила, роли, позиции. Часть этих представлений может быть ошибочна или усвоена без предварительного осмысления и проверки. Слово и язык так же связаны с функцией Personality. Пока Self проявляется функцией Id, мы бессловесны и ощущаем, но как только мы даем название ощущаемому процессу, обозначаем чувство, Self проявляется функцией Personality. Personality – это та фигура, которая создается из фона и которая может быть в конце цикла возвращена в фон и интегрирована с прошлыми опытами. «Персона проявляет себя до и после каждого цикла, она его обуславливает и им «питается», всякий опыт, будучи ассимилированным, обогащает ее, актуализируя тот образ, который я имею относительно себя».

И. Фромм акцентирует качественное отличие между тремя функциями. Он подчеркивает первичное положение Ego функции по отношению к Id и Personality. Утрата Ego функции означает, что Self теряет свою управляющую способность, и это нарушение приводит к расстройству двух других функций. Именно поэтому в гештальт терапии большое внимание уделяется функционированию Ego.