Детские книги        27.05.2020   

Сказки для детей на любой возраст. Меньше всего, как выяснилось, подростки доверяют мнению библиотекарей

Ваш ? Вы не одиноки. Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит. Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно. Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери. А остальное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет получаться. Ведь тут несколько значимых факторов:

  1. возраст : ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
  2. темперамент ребенка : один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
  3. дефицит времени : надо постараться все дела подогнать так, чтобы оставалось нерушимой традицией;
  4. могут нагрянуть гости : или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
  5. трудности с выбором книг : это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!

Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух

Известно, что во многих семьях есть такая традиция. Где-то ее даже праздником считают. Представьте картинку… Детская. Детвора в постели. В этой теплой домашней обстановке рядом – вы. И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
  • Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
  • Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением. Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
  • Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
  • Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
  • Такой (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

С детьми постарше сложнее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св. Писания, книг духовного содержании. И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.

Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка. Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то. Значит, зацепило. Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!

Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность. Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.

Важно и другое — пол ребенка. Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.

  1. Классика (художественная литература) . Важно читать, т.к. в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д. И вообще, в своих лучших образцах — это всегда полезно…
  2. Сказки . Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
  3. Познавательная литература . Здесь возможности просто огромны. Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы. Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр. Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
  4. Духовная литература . Тут тоже все замечательно. Есть , есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др. Главное – учесть возраст и не читать из-под палки. Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Как надо

  • Первое, неторопливо и внятно.
  • Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
  • Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
  • Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
  • Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
  • Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.

Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…

Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.

Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное. Если ему было интересно, он сам спросит или скажет. Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.

Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной. Выделяйте приоритеты.

Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.

Не читайте до конца то, что наметили. Насильно мил не будешь. Лучше подумайте, как заинтересовать. Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.

Не навязывайте чтение, найдите другой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зависит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее. Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.

Резюме

Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух. Мол, столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!

Давайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.
Но для начала пара слов о том, зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить. Чтение детских книг - это целый комплекс действий. Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки. Чтение с ребенком - это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле. Читая ребенку раннего возраста мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь. Кроме того, чтение - это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.

От рождения до 6 месяцев
Собственно, процесс чтения с детьми начинается задолго до самого чтения. Для того, чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел двумя навыками - умением слушать и умением разглядывать картинки.
Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери и ещё до рождения малыш способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. И это тот ценный сенсорный багаж, который вы можете подарить вашему малышу еще до его появления на свет. Во время беременности старайтесь окружать себя и малыша только приятными звуками, почаще устраивайте сеансы релаксации, прослушивая хорошую музыку, разговаривайте с малышом и рассказывайте ему сказки. И смысл сказок здесь совершенно не важен, гораздо важнее ваша интонация, ритм и темп художественного произведения. Когда ребеночек появится на свет, те стихи и сказки в вашем исполнении, которые он слышал еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе, а родители всегда найдут, что рассказать крохе, чтобы утешить его или развлечь.
По мере того как малыш будет подрастать, родительский репертуар будет постепенно расширяться - к уже привычным ребенку сказкам или стихам прибавятся потешки, прибаутки, колыбельные и песенки. Книга как она есть здесь еще не нужна, но вот выученные наизусть стихи Барто, Чуковского и Маршака придутся весьма кстати, а также весёлые стишки про мишку косолапого и другие, которые нам рассказывали ещё наши мамы и бабушки.
Ваш новорождённый малыш подрастает и развивается, а вместе с тем развивается и его зрение. Такой важный орган в познании мира. Когда, примерно, к трём-четырём неделям кроха научится концентрировать взгляд на несколько секунд и досконально изучит лица папы и мамы - а это самые важные объекты для разглядывания в этом возрасте, вы можете предложить ему другие предметы, на которые малыш будет с удовольствием смотреть. Это могут быть чёрно-белые картинки с изображением линий, узоров или геометрических форм, а также довольно крупные игрушки, раскрашенные одним ярким цветом. Такие предметы способны надолго удерживать внимание новорожденных малышей, а умение концентрировать взгляд развивает зрение и усиливает мозговую активность.
Уже позже, месяцам к трем-четырем, вы будете предлагать ребеночку более сложные по цвету и форме картинки - это могут быть рисунки или фотографии, изображающие людей, животных, транспорт. Плюс ко всему вы будете показывать ребенку мир вокруг - квартиру, улицу. Очень важно при этом проговаривать названия предметов, которые малыш видит.
Итак, в возрасте от рождения до шести месяцев «чтение» представляет собой синтез двух действий - разглядывание картинок и предметов, а также фоновое прослушивание художественных произведений.

От 6 месяцев до года
Возможно, ваш малыш уже сидит, но даже если нет, то наверняка он уже подолгу лежит на животике или полусидит на ваших руках. И уж совершенно точно он проявляет всё больше и больше интереса ко всему, что его окружает.
Самое время приобрести первую детскую книгу. Речь идет о картонных книжках- малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц. На самом деле, в страницах всё и дело. Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички - это, плюс ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики. Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе. Не стоит покупать много малышовых книг, двух-трёх будет вполне достаточно. Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения. Выбор первой книги - дело ответственное.

Вот несколько правил, которые помогут вам:

  • Книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным. Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела.
  • Простота иллюстраций. Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей. Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком - соответственно, и интерес к книге будет выше.
  • Умеренные цвета. Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого). Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка.
  • Реалистичные картинки. Крокодил должен быть зелёным, а помидор - красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке, например. В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету). На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка - четыре лапы, усы, уши и хвост.
Итак, идеальная книга для малышей от шести месяцев - это небольшого формата картонка, в которой на каждой странице изображено по картинке, слова в такой книге необязательны. Вы просто будете рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено - это и будет первая сказка.
Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено. Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.

От года до двух

Среди детей и родителей-книголюбов уже даже сформировался список книг, которые идеально подходят для детишек этого возраста. Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:
  1. В. Бианки «Лис и мышонок» - прекрасное издание в иллюстрациях Ю. Васнецова;
  2. Э. Карл «Очень голодная гусеница» - мировой бестселлер;
  3. Э. Карл «От головы до ног» - тоже любимая книга малышей во всем мире;
  4. Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю.Васнецова;
  5. Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.
Обычно эти книги моментально становятся любимыми у малышей и зачитываются до дыр. Они ценны, прежде всего, своими иллюстрациями, их небольшие тексты просты и незамысловаты. Такие книги просто идеальны для того, чтобы научиться соотносить картинки с текстом - важное умение, которое пригодится ребенку в будущем.
Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти - в какой-то момент вы поймете, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, а также сказки В. Сутеева.
Поощряйте любой интерес ребенка к книгам. Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова. Только ваш искренний интерес, ваша заинтересованность и терпение (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.
Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым еще долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребенка. Для одно-двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и четкими, подобранными по тематикам - транспорт, животные, овощи, фрукты. Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких.

Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать, задерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета. Когда малыш начнет разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.
Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты. Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы.
Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов - эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.

Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами. Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.

Чтение для деток в возрасте от года до двух - это мир иллюстрации. Все, о чём написано, должно быть нарисовано - это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал.

От двух до трёх
Если вы начали «читать» ребенку буквально с рождения, то скорее всего в этом возрасте вы уже будете хорошо ориентироваться в детской литературе, а список для чтения детям двух-трёх лет настолько широк и разнообразен, что его сложно охватить в одной статье. Но если вы только начинаете читать с вашим малышом и вам кажется, что он не проявляет особого интереса к книгам, то вы можете прибегнуть к маленьким хитростям.

  • Подбирайте книги для ребенка, исходя из его интересов. Например, если ваш малыш интересуется животными, то возможно его заинтересуют стихи С.Маршака или Б.Заходера;
  • Всегда носите книгу в сумке. Если вам придется занимать ребенка в поездке, очереди и т.д., то вы сможете предложить ему почитать;
  • Разыгрывайте домашние спектакли по известным сказкам. Очень просто даже в домашних условиях показать спектакли «Теремок», «Колобок» или «Репка», так вы познакомите ребенка с художественными произведениями. После предложите малышу вместе почитать про полюбившихся ему героев;
  • Оставляйте книги в открытом доступе;
  • Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам.
Возраст двух лет - это еще и тот удивительный период, когда у ребенка начинает развиваться фантазия. Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм - все это погружение в мир сказки. Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.
Малыши до трёх лет - самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного - заразительна. Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии. И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере. Трепетное отношение к книге - это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю.

Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

Книжки-игрушки от 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

Книги от 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

Чтение от 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

Детские книги с 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.


Список литературы для детей от 0 до 2 лет:

  1. Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
  2. Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
  3. Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
  4. Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
  5. Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
  6. Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
  7. "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
  8. "Теремок".
  9. В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
  10. Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Елена Сутырина

Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является чтение художественной литературы. К сожалению, не во всех современных семьях сохранились традиции семейного чтения. Для популяризации традиций семейного чтения, нам, педагогам дошкольников, необходимо активнее привлекать родителей. Именно родители смогут привить детям любовь к книгам, к слушанию, а в перспективе и к чтению. Но в большинстве своём родители не знают, с какими конкретно художественными произведениями лучше всего знакомить детей в том или ином возрасте. Помощниками в таком выборе можем стать мы, воспитатели. Зная особенности возраста и руководствуясь требованиями ФГОС, предлагаю познакомиться родителям со списком рекомендуемой литературы, выставляю отдельные книги в родительский уголок с пометкой «Прочтите детям». Но для начала, хочется напомнить причины важности чтения детям книг.

Причины важности чтения книг детям:

1. Чтение развивает речь ребёнка: обогащает и расширяет его словарь, закладываются основы связной речи.

2. Чтение тренирует память, воображение, мышление, внимание ребёнка.

3. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор ребёнка.

4. Чтение помогает ребенку познать самого себя, усвоить жизненные ценности, понятия добра и зла, «воздействует, убеждает, воспитывает» (О. С. Ушакова).

5. Чтение сближает, создаёт ощущения комфортности и защищённости у ребёнка. .

Примерный список литературы для чтения 4-х летним детям.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички: «

Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи»…», «Жили у бабуси…», «Чики-чи-ки-чикалочки…», «Кисонька-мурысенька…», «Заря-заряница…», «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».

Сказки:

«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки:

«Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова», англ. обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки:

«Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг. обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб. обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия:

К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Зайчик»; А. Кольцов «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев «Осень наступила…», «Весна» (в сокр.); А. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко.», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Чёрный «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий «Кто это?»; В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт «Комарики-макарики»; И. Косяков «Все она»; А. Барто «Девочка чумазая»; С. Михалков «Песенка друзей»; Э. Мошковская «Жадина»; И. Токмакова «Медведь».


Проза:

К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс «Храбрый еж»; Л. Толстой «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. митриев «Синий шалашик»; С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев «Три котенка»; А. Н. Толстой «Еж», «Лиса», «Петушки».


Если во время чтения будет атмосфера любви, защищенности, то впоследствии это приведёт к тому, что он полюбит читать и самостоятельно. Таким образом, читая детям, мы прививаем им любовь к чтению на всю жизнь.

«Прочитайте сказки детям!

Научите их любить

Может быть на этом свете,

Станет легче людям жить!»

Желаю всем удачи и сбыте мечт!

Публикации по теме:

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Конспект чтения художественной литературы «Под грибом» в средней группе Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Задачи: 1. Развивать умение внимательно слушать произведение. 2. Формировать.

Образовательное мероприятие по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду» Задачи: Образовательная задача: Познакомить детей с экологической сказкой «Слово о реке». Формировать у детей свое отношение к сказке.

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Цель: Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения.