Детские книги        15.01.2020   

Теория черт и факторов. Факторные теории личности. Структурные принципы: категории черт личности

В отличие от перечисленных выше теорий личности, заключающих в себе как определенные допущения о природе человека и принципах его функционирования, так и четкие представления о ядерных и периферических структурах личности, факторные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного подхода заключается в том, что на первом этапе производятся наблюдения над многими людьми. Потом данные наблюдений выражаются количественно. Например, рост кодируется в сантиметрах, вес – в килограммах, способности – баллами, набранными по соответствующим тестам, и т.д. Затем вычисляется коэффициент корреляции между переменными. Высокий коэффициент корреляции показывает, что переменные проявляются совместно, низкий коэффициент свидетельствует о том, что присутствие одной переменной исключает проявление другой, нулевой коэффициент означает, что зависимости не выявлено. Например, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно – с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин (рассчитывается также и вклад каждой переменной в тот или иной фактор). Например, мы обнаружили высокую позитивную корреляцию между оценками по русскому языку, литературе, беглостью речи и скоростью запоминания иностранных слов. Образовавшийся фактор можно назвать фактором В (вербальных способностей). Аналогично с помощью факторного анализа некоторые авторы пытались выделить основные свойства личности, к которым можно редуцировать все многообразие проявлений человека.

Модель личности по Р. Б. Кэттелу

Лучший способ охватить личность в целом, считал Рэймонд Бернард Кэттел (1905–1998), – это изучить лексический состав языка. Он предположил, что каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности. Оказалось, что в английском языке с описанием личности связано 18 тыс. слов. Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, ученый составил список из 171 слова. Черту личности Кэттел определяет, как "то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации". Важно заметить, что начинал Кэттел свою работу, не имея никакой определенной "модели" личности, т.е. он не делал предположений относительно сути личности (ядра) и движущих сил ее развития. На деле он использовал обратную стратегию: описывая периферию личности, он надеялся совершить восхождение к ядру. В связи с этим ученый провел разделение на поверхностные (те, что можно наблюдать) и основные (глубинные) черты личности. Факторизуя поверхностные черты, он надеялся обнаружить основные. Логика Кэттела была такова: если несколько поверхностных черт проявляются в виде группы, значит, существует какая-то общая черта, которая стоит за ними. Для своих разработок ученый использовал три типа данных:

  • 1) данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе;
  • 2) данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос "Часто ли вас посещают мрачные мысли?" – это типичные Q-данные;
  • 3) данные, полученные посредством объективных тестов (например, количество решенных задач). Эта информация составляет корпус Т-данных.

В результате факторного анализа Кэттел выделил 35 первичных черт, из которых 23 являются характеристиками нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Исключив из 23 нормальных первичных черт семь (их так и называют "семь недостающих факторов"), Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов измерения свойств личности, получивший название 16-факторного личностного опросника Кэттела (16 PF). Первичные черты, измеряемые опросником 16 PF, представлены в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Нормальные первичные основные черты личности, измеряемые опросником 16 PF

Отрицательный полюс

Положительный полюс

Сизотомия

Скрытный, держится обособленно, не интересуется делами других

Аффектотимия Добросердечный, открытый, беспечный, принимает участие в заботах других людей

Низкий интеллект

Высокий интеллект

Слабое "Я"

Эмоциональный, легко расстраивается, изменчивое поведение

Сильное"Я"

Эмоционально стабильный, реалистичный, спокойный

Конформность

Послушный, робкий, позволяет другим руководить собой, покорен обстоятельствам, легко приспосабливается

Доминантность Настойчивый, агрессивный, упрямый, склонный к соперничеству

Здравомыслящий, молчаливый, серьезный

Энтузиаст, невнимательный, беззаботный

Слабость "Сверх-Я" Пренебрегает правилами и моральными стандартами общества, потворствует своим желаниям

Сила "Сверх-Я"

Совестливый, упорный, высокоморальны й

Застенчивый, робкий, сдержанный, чувствительный к угрозам

Искатель приключений, нечуткий, смелый в общении с людьми

Реалист, не поддается иллюзиям

Мечтательный, чувствительный, зависимый, осторожный

Доверчивый, принимает мир таким, каков он есть

Подозрительный, ревнивый, догматичный

практичный

Мечтательный, рассеянный

Natural Forthrightness Прямой, открытый, простые вкусы

Проницательный, изысканный, вежливый, умеет вести себя в обществе

Гипертимия

Самоуверенный, безмятежный, довольный собой

Гипотимия

Боязливый, неуверенный, озабоченный, склонный обвинять себя

Ригидность

Не любит перемен, уважает традиции

Гибкость

Любит экспериментировать, мыслит свободно, ничего не принимает на веру

Зависимый от группы

Самодостаточный

Импульсивность Низкий самоконтроль, руководствуется своими сиюминутными желаниями

Самоконтроль Контролирует свое поведение,

обладает силой воли, дисциплинированный

Расслабленность Спокойный, не напряжен

Фрустрированность Напряжен, раздражительный, не удовлетворен

* Кэттел придумал оригинальные (непереводимые) названия полученным факторам, так как хотел, чтобы они рассматривались вне связи с привычным значением слон.

Поскольку опросник предназначен для быстрой диагностики черт личности, в него включены Q-данные, прошедшие проверку на устойчивость с помощью данных других типов.

Иерархическая модель личности Г. Айзенка. Воспользовавшись факторным анализом, Ганс Юрген Айзенк (1916–1997) создал свою четырехуровневую иерархическую модель личности. Ученый предположил, что нижний уровень – это уровень специфических действий или мыслей, он может быть достаточно случаен и не свидетельствует о свойствах личности. Второй уровень – это уровень привычных действий или мыслей, он более диагностичен относительно личности в целом. Третий уровень – это черты личности. Айзенк определяет черту как "важное, относительно постоянное личное свойство". Черта представляет собой пучок взаимосвязанных привычных реакций. Данный уровень примерно совпадает с 35 первичными чертами в концепции Кэттела. Четвертый, высший уровень, – это уровень типов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. По сути, типы в концепции Айзенка – это результаты факторизации первичных черт.

Все три фактора, выделенных Айзенком, являются ортогональными (т.е. результаты замеров практически не коррелируют между собой). Это значит, что каждый из типов отражает независимую характеристику личности или одно из ее измерений. Взятые вместе, они образуют трехмерное пространство. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии – интроверсии, нейротизма – стабильности и психотизма – "Сверх-Я" (рис. 10.4).

Рис. 10.4.

Фактор Экстраверсия/Интроверсия (Е) на положительном полюсе включает в себя общительность, живость, импульсивность, оптимизм, активность, доминантность, уверенность в себе, беззаботность, смелость на положительном полюсе. Негативный полюс данного фактора включает замкнутость, пессимизм, пассивность, неуверенность в себе, задумчивость, хороший контроль над поведением. Айзенк считая, что главная причина различия между экстравертами и интровертами – разный уровень возбудимости ретикулярной формации головного мозга (подробнее об индивидуальных различиях в функционировании нервной системы см. разд. 10.6.2). Поскольку у экстравертов этот уровень ниже, они менее чувствительны к сенсорной стимуляции. Экстраверты ищут острых впечатлений, чтобы повысить возбуждение, а интроверты, наоборот, стараются избегать ситуаций, которые могут вызывать слишком сильное возбуждение. Можно предсказать, что экстраверты будут получать удовольствие от таких занятий, как быстрая езда на автомобиле, прыжки с парашютом, путешествия, употребление стимулирующих веществ. Интроверты же предпочтут спокойные занятия, такие как чтение, прогулки и т.д.

Фактор Нейротизм/Стабильность (N) на позитивном полюсе включает в себя высокую тревожность, подавленность, низкую самооценку, склонность к сильным реакциям на стресс, частые боли психогенного характера. На отрицательном полюсе данного фактора находится низкая тревожность, высокая самооценка, устойчивость к стрессу.

Фактор Психотизм/"Сверх-Я" (Р) включает в себя на положительном полюсе эгоцентризм, эмоциональную холодность, агрессивность, враждебность к окружающим, подозрительность и часто склонность к асоциальному поведению. Отрицательный полюс данного фактора описывает склонность к сотрудничеству с другими людьми, просоциальные моральные нормы, стремление заботиться.

Поскольку факторы Айзенка независимы, личность в целом можно описать, только учитывая вклад всех трех факторов. Так, личность человека, схематически представленного на рис. 10.2, характеризуется высокими уровнями экстраверсии, эмоциональной стабильности и сильным "Сверх-Я". Другими словами, это активный, общительный человек, не склонный тревожиться по пустякам, с высокой самооценкой и твердыми моральными принципами.

В отличие от Кеттела Айзенк рассуждал не только индуктивно (обобщая эмпирические наблюдения), но и дедуктивно (конкретные наблюдения направлялись теоретическими построениями). Он установил четыре критерия, необходимых для того, чтобы фактор был принят:

  • 1) психометрическое подтверждение существования фактора;
  • 2) фактор должен наследоваться;
  • 3) фактор должен иметь смысл с точки зрения теории;
  • 4) фактор должен быть социально уместен, т.е. иметь отношение к социальным явлениям, например достижениям на профессиональном поприще, стабильностью брака и т.д.

Как видно из второго критерия, Айзенк делал особый акцент на биологических предпосылках личности, считая, что три выделенных им типа являются генетически обусловленными и прижизненный опыт не оказывает на них большого влияния. Можно считать, что типы Айзенка – это формальные характеристики функционирования личности, поэтому они описывают, скорее, не собственно ядро или периферию личности, а ее индивидные безличные предпосылки. В связи с этим теорию личности Айзенка часто относят к концепциям темперамента (см. ниже).

Таким образом, описания личности как совокупности отдельных (иногда коррелирующих между собой) черт отражают генерализованные, относительно устойчивые, инструментальные способы реагирования на разные классы ситуаций.

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты Г.Айзенком и Р.Кеттелом. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел , воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил 16-факторный личностный опросник.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами.

10.1 Диспозициональная теория личности Г. Олпорта . Структура личности: личные диспозиции и проприум. Общие и индивидуальные черты. Кардинальные, центральные и вторичные диспозиции. Мотивационные и стилистические диспозиции. Проприум (своё). Восемь стадий формирования личности.

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
(Г.У.Оллпорт)

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. "Личн. – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из которого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей , в соответствии с которыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личн., а личн. – это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций . Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личн. оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций , среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д"Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность ). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки .

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей , ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект. опыта, как "мое", о самости . Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни .

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определённого и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление , явл. постановкой перспективных жизненных целей , ощущение того, что жизнь имеет смысл .

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я-объективное". На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации , по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов , в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям ; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.

10.2 Факторная теория личности Х. Айзенка . Биполярные суперфакторы (эктраверсия – интроверсия, нейротизм – стабильность, суперэго – психотизм) как три измерения личности. Концепция иерархической четырёхуровневой модели личности: специфические действия или мысли; привычные действия или мысли; черты личности; высший уровень – уровень типов или суперфакторов.

Теория Г.Ю.Айзенка . Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личн. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение .

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личн. также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты , физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симптомам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личност. психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

10.3 Факторная теория черт Р. Кеттела . Основные и поверхностные черты. Темпераментные черты. Нормальные черты. Аномальные черты. Черты второго порядка. Динамические черты. Эрги. Семы – социально сформированные проводящие структуры эргов. Генетическая основа черт. L-данные, Q-данные, T-данные.

Теория Р.Б. Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, структура которых формирует сущность личн. (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение , его регулярность и согласованность).

Личн. – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации . Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида . Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности , обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые структуры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям .

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента , способностей и др. черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

10.4 «Большая пятёрка факторов» как способ описания личности : открытость по отношению к опыту (О), добросовестность (С), экстраверсия / интроверсия (Е), дружелюбие (А), эмоциональная стабильность (N) (OCEAN).

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия . В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл , Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. языка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении . Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств. Структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1. Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4. Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

5. Открытость (интеллектуальный, независимо мыслящий). На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личн., а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных лонгитюдных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию П. м. л. – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллектуальных качеств личности.

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЛИ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Лекция 1. Основные стратегии определения личности в психологии.

Проблема личности в психологии. Личность в широком и узком смыслах.

Человек представляет собой и биологическое, и социальное существо. Это обусловило возникновение двух трактовок понятия личность широкой и и узкой.

Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру как индивидуальные биологически, обусловленные характеристики, так и социально обусловленные качества. При таком понимании термина «личность» его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека.

Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформулировано в работе А. Н. Леонтьева. Личность -особого рода целостность, представляющая собой совокупность социально обусловленных качеств, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития и порождается специфически человеческими отношениями. По А.Н. Леонтьеву природные индивидуальные свойства: морфологические, физиологические, а также некоторые индивидуально приобретенные психологические особенности человека, к собственно личностным свойствам не относятся. Они характеризуют человека как индивида.

Индивид - человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и др.

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивид - это скорее та реальность, которая заключена в границах тел человека, в то время как личность - образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Дифференциально-психологическая стратегия определения личности

Личность как индивидуальность.

Соотношение понятий индивид, личность индивидуальность.

Индивидуальность - человек, характеризующийся своими социально-значимыми различиями от других людей, неповторимость человека.

Понятие черты личности. Черта как элемент строения личности. Дифференциальная психометрика как операциональная модель личности.

Беря свое начало от Гальтона и Спирмена, направление это вначале ограничивалось исследованием умственных способностей, впоследствии оно охватило изучение личности в целом. Уже Спирмен распространил идею факторов на особенности воли и эффективности, выделив наряду с общим // фактором "g" фактор "s". Дальнейшие шаги были сделаны Кеттелом, предложившим многомерную и иерархическую модель факторов (черт) личности.


В основе этой модели лежит предположение о существовании конечного набора базисных личностных качеств, а различия между людьми определяются степенью выраженности этих качеств. Черты объединяют группы тесно связанных личностных признаков. Число таких характеристик определяет размерность личностного пространства.

В самом общем виде черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Они иерархически организованы, их верхний уровень образуют факторы. Последние отличаются следующим:

♦ имеют множество разнообразных поведенческих проявлений;

♦ относительно стабильны (постоянны во времени при неизменности привычных условий жизни);

♦ воспроизводятся в разных исследованиях (воспроизводимость);

♦ социально значимы.

Иногда факторы называют базисными, или универсальными, чертами.Чтобы получить прогноз поведения человека в широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить базисные, или универсальные, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности.

Первая попытка, направленная на выделение черт и конструирование из них системы личности, была предпринята сотрудниками Иллинойского университета под руководством Р.Б. Кетелла при разработке группы многофакторных личностных опросников .

Чтобы получить исчерпывающие сведения об особенностях поведения, Р. Кеттелл проанализировал все названия черт личности, имевшиеся в словаре, составленном Г. Олпортом и X. Одбертом в 1936 г. Таких слов оказалось 4,5 тыс. Этот перечень Р. Кеттелл свел к 171 синонимичной группе, обозначив каждую одним словом, точнее всего отражающим основное содержание соответствующей черты. Затем выборку из 100 взрослых людей эксперты (близкие знакомые каждого) оценивали по каждой из 171 переменной. Затем список переменных посредством выбора экспертами самых значимых черт был сокращен до 36 названий. Добавив к ним 10 терминов, взятых у других исследователей, Р. Кеттелл по сокращенному списку получил оценки поведения еще 208 человек. Факторный анализ этих оценок привел его к созданию того, что было названо «первоисточником черт личности». На его основе был разработан опросник Шестнадцать личностных факторов (16 PF) (1949), состоящий из большого числа пунктов (187), касающихся жизненных ситуаций.

Таким образом, метод исследования, развиваемый этим направлением, состоит, в изучении статистических связей между отдельными чертами личности, выявляемыми посредством их тестирования. Устанавливаемые корреляционные связи между ними и служат основанием для выделения гипотетических факторов и "суперфакторов", которые обусловливают эти связи.

Сам по себе метод корреляции эмпирического набора индивидуальных свойств является для психологического раскрытия личности еще недостаточным, так как выделение этих свойств нуждается в основаниях, которые не могут быть извлечены из них самих. Никакое эмпирическое дифференциальное исследование не способно дать решения психологической проблемы личности, Само дифференциальное исследование возможно только на основе общепсихологической теории личности. За любым дифференциально-психологическим исследованием личности всегда лежит та или иная, явно или неявно выраженная, общетеоретическая концепция.

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

Он считает, что теория личности должна учитывать:

  1. многочисленные черты личности, составляющие индивидуальность;
  2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;
  3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

По Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кетелла для предсказания поведения

R= f (S, P) - уравнение спецификации

Суть её: то, что человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности (1) + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией) (2).

Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
Структурные принципы: категории черт личности

В результате проведения многократных процедур факторного анализа при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты.

В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:
1. поверхностные черты - исходные черты
Исходные черты - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

2. конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой .

Исходные черты он делит на:

  1. Конституциональные - развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.
  2. Черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.
  3. Способность, темперамент и динамические черты.

Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты личности, которые отражают способности человека - определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно-истерично.

Самым важным вкладом Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети - средой.

Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа .

Фактор А - отзывчивость-отчужденность
Фактор В - интеллект
С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Е - доминантность-подчиненность
F - рассудительность беспечность
G - сознательность-безответственность
H - смелость-робость
I - жесткость-мягкость
L - доверчивость подозрительность
M - мечтательность практичность
N - дипломатичность-прямолинейность
О - склонность к опасениям-спокойствие
Q1 - радикализм-консерватизм
Q2 - самодостаточность-комформизм
Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
Q4 - расслабленность-напряженоость

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость. И так далее по всему списку.

Итак, мы уже указали, что личность по Кеттелу - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации . Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты личности образует реальное единство, понимаемое нами как личность.