Эзотерика        20.04.2020   

Урок - игра "Заседание художественного совета" план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Урок - игра "Заседание художественного совета" план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему Презентация на тему пьеса клоп

Урок-игра в 11 классе «Заседание художественного совета»

Тема: Сатира В.В. Маяковского в пьесах «Клоп», «Баня»

Цель:

1) показать, как поэт решал в своём творчестве тему разоблачения мещанства и бюрократии на примере двух драматических произведений «Клоп» и «Баня», раскрыть направленность сатиры В.В. Маяковского;

  1. развивать чувство юмора, логическое мышление, способствовать повышению мыслительной активности учащихся, реализовать творческие возможности учащихся
  2. воспитывать в учащихся чувство неприятия таких явлений, как мещанство, бюрократия.

Оборудование: аудиозапись, рисунки учеников, иллюстрации к пьесам, портрет поэта.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы

Эпиграф к уроку

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади и газетам,

Революции трубный бас,

Я. Смеляков «Маяковский»

  1. Вступительное слово председателя художественного совета

Нам предстоит непростая работа: две « молодёжные студии» выносят пьесы на наш суд пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», которые они предлагают для постановке в ТЮЗе. Прослушав режиссёрские трактовки и познакомившись с фрагментами будущих спектаклей, мы должны решить, можно ли их рекомендовать к постановке в ТЮЗе. Чтобы не ошибиться, мы обязаны помнить о том, кто будет смотреть эти спектакли, будут ли они созвучны сегодняшним требованиям.

  1. Словарная работа.

Бюрократ - лицо, воплощающее свои обязанности формально, в ущерб делу, волокитчик.

Мещанин - человек с мелкими интересами, ограниченным кругозором.

Обыватели - люди, живущие мелкими, личными интересами.

Демагог - лицо, извращающие факты, льстивый человек.

  1. Выступление первой молодёжной группы

(Все садятся за стол и защищают свою работу)

а) Слово режиссёра о замысле, трактовке комедии «Клоп»

В.В.Маяковский поставил в этой пьесе проблемы, злободневные для своего времени. Замысел - учить зрителя подмечать всё новые и новые формы носителей это зла, научить распознавать зло выдающее себя за добродетель. Ведь бывший рабочий Присыпкин, став мещанином, не считает, что позорит рабочий класс. Более того, Пьер Скрипкин убеждён, что возвеличивает. Замысел возник у Маяковского давно. Он определил тему пьесы как тему борьбы с мещанством.

Б) Слово художника - демонстрация эскизов, декораций и костюмов, обосновывая их.

В) Слово заведующего музыкальной частью

Чтобы подчеркнуть бездуховность, механичность общества будущего, мы использовали музыку Шостаковича.

Г) Инсценирование пьесы «Клоп» (отдельные фрагменты)

  1. Выступление второй молодёжной студии

А) Сообщение режиссёра о замысле, трактовке комедии «Баня»

Главный замысел - борьба с бюрократизмом, обратим внимание на фамилию и титул главного героя «Бани». Товарищ Победоносиков - главный начальник по управлению согласованием, главначпупс - название главка нелепо. Нелепое учреждение возглавляет человек с говорящей фамилией. Итак, Победоносиков, надутый от спеси чиновник, который между телефонными звонками и перелистыванием казённых бумаг диктует «общую руководящую статью», такую же бессмысленную, как название учреждения, которым он руководит. Определяя политическую идею пьесы, Маяковский говорил, что это борьба с узостью, делячеством, с бюрократизмом. Маяковский бьёт наотмашь по бюрократии.

Б) Сообщение художника

В) Слово заведующему музыкальной частью.

Чтобы подчеркнуть бюрократизм, равнодушие к судьбам людей этого аппарата, использовали песню Леонтьева «Зелёный свет»

Г) Инсценирование отрывков из пьесы «Баня»

  1. Слово художественному совету

Члены совета задают вопросы молодёжным студиям, а те защищают свои работы.

Вопросы:

  1. Обыватель: Мне кажется, что сатира Маяковского бьёт по мелкой цели. Недостатки Победоносикова не самые страшные. Есть гораздо более опасные вещи, чем бюрократия. А пережитки прошлого?
  2. Демагог: Товарищи, у нас демократия. Зачем нам «Баня»? Надо идти вперёд. Будущее светло и прекрасно.
  3. Так ли опасен Присыпкин? Стоит ли говорить о нём сегодня7 А почему вы делаете из Присыпкина такую омерзительную личность? По-моему, он обыкновенный человек, который хочет жить хорошо, иметь приличную жилплощадь, положение в обществе, солидный заработок. Разве большинство из вас не хочет того же?
  1. Заключительное слово председателя художественного совета

Пьесы, которые нам сегодня представляли молодёжные студии, очень актуальны, в чём нас убедили молодые «режиссёры» и «актёры». Они содержат в себе большой воспитательный потенциал не только для подрастающего поколения, но и для всех нас. Ведь если каждый честно посмотрит на себя и окружающих после просмотра спектаклей, то наверняка найдёт крупицы при сыпкинщины. В борьбе с бюрократией, мещанством Маяковский - наш союзник. Две пьесы близки по проблематике, обе они, говоря об опасности воинствующего хамства, невежества, предупреждает нас, есть сила, способная сокрушить культуру. Комедии Маяковского призывают быть беспощадными к социальному злу, побуждают к активным действиям, смех поэта уничтожающий. Поэтому юным читателям и зрителям стоит познакомиться с обоими произведениями, они помогут увидеть трагизм в утрате духовности. Именно здесь уместно высказывание Смелякова, которое взято эпиграфом к уроку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15 г. Балашова Саратовской области» Полянская Н. Е., учитель. русского языка и литературы Родился в селе Багдади губернии. Кутаисской Отец - дворянин, служил лесничим, предки - из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.). В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления. В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. . В 1915-1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационносатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта - "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". Футуризм – одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность. Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922- 1928). В 1922-1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях Первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914-1915) и "Флейтапозвоночник" (1915), вторым актом-поэмы "Война и мир" (1915- 1916) и "Человек" (1916- 1917), третьим актом - пьеса "Мистериябуфф" (первый вариант-1918, второй-1920- 1921) и поэма "150 000 000" (1919- 1920), четвертым актом-поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом-поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928- 1929) и "Баня" (1929-1930), эпилогом-первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928-1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, феерии, подчиненных основному у Маяковского - трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего - этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей. В пьесе "Мистериябуфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" воплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. В поэме "Хорошо!," сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия. После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан - любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет. В поэме "Во весь голос" Маяковский видит реализацию идеала Человека в неопределенно "коммунистичес ком далеко". СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом не смешок. “Сережа, почему ты не можешь говорить нормальным русским языком!” - возмущался Маяковский. – “Выучить русский не сложно. Запомни простые слова – Совнарком, революция, НЭП, индустриализация, кооперация, контрреволюционные элементы... “ Измученный Маяковский становился особенно бдительным и подозревал, что Есенин – никакой не блондин, а перекрасившаяся гидра контрреволюции. Как истинный брюнет, Маяковский судил о людях по себе – верил в человеческий разум и не понимал рамки людской глупости. Есенин на время поселился в Баку и написал целый цикл стихов, полный нерусских слов – Шаганэ, Шираз, Саади и даже Хороссан. Великие поэты рассорились. В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский". В поэтическом даре Маяковского всегда была очень сильна лирическая струя. В самые ранние годы появляются стихи, обращенные к той, что на всю жизнь станет Музой поэта, - Лиле Брик. В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви, В. Маяковский посвящает ей поэму «Люблю». Искусствовед Н. Пунин записал в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками...» В отличие от поэта Лиля головы от любви не теряла. Например, она не поленилась переписать от руки "Флейтупозвоночник", разумеется со словами "Посвящается Лиле Брик", и заставила Маяковского сделать обложку и рисунки. Любовь Маяковского к Лиле Юрьевне Брик безмерна. Она была женщиной его жизни. Он полюбил ее искренно, безоговорочно, хотя и понимал, что ее любовь к нему носила совершенно другой характер. Предсмертное письмо Маяковского (почему-то написанное за два дня до смерти!): «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». Верная себе Лиля тут же позвонила Полонской и попросила не приходить на похороны, чтобы «не отравлять своим присутствием последние минуты прощания с Володей его родным». Актриса не пришла – в это время ее как раз вызвали к следователю... Последняя открытка от Лили Маяковскому была отправлена из Амстердама 14 апреля того же года, в день убийства поэта. Позднее она писала: «Если б я в это время была дома, может быть, и в этот раз смерть отодвинулась бы на какое-то время». Из воспоминаний В.В.Полонской: "... Вл.Вл.бысто заходил по комнате. Почти бегал. Требовал что я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. он говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Больше того, он сам зайдет в театр и скажет, что я никогда не приду. ... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и, поэтому, не могу поступить с ним так. И театр я никогда не смогу бросить... Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, сказу все... и вечером перееду к нему совсем." Но Владимир Владимирович был не соласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо." Полонская ушла. Маяковский отказался ее проводить, только дал двадцать рублей на такси. Но едва она притворила дверь, как раздался вычтрел. Какое-то время (ей показалось, что целую вечность), она боялась войти в квартиру... Она застала его еще живым, он еще пытался поднять голову, но глаза уже были безжизненны. Человек, добровольно уходящий из жизни, уносит с собой тайну ухода. Никакие объяснения (в том числе и его собственные), не в силах проникнуть в эту тайну. Что явилось истинной причиной самоубийства? На этот вопрос на может быть, на мой взгляд, однозначного ответа. Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находивший завершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков... Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: "Последним будет твое имя, запекшиееся на выдранной ядром губе." Имя Вероники Полонской, упомянутое в предсмертном письме, забудется как случайное, а в истории рядом с именем великого поэта останется только она, Лиля Брик, его вечная любовь. ...23 июля 1930 года вышло правительственное постановление о наследниках Маяковского. Ими были признаны Лиля Брик, мать и две его сестры. Каждой из них полагалась пенсия в 300 рублей, по тем временам немалая. Лиля также получила и половину авторских прав, другую половину поделили родные Маяковского. Признав за Лилей Брик все эти права, власти, по сути, признали факт ее двоемужия... http://parnasse.ru/prose/literarycriticism/ criticalarticles/o-majakovskom.html http://ia-aksenov.ouc.ru/omaakovskom.html http://www.vmayakovsky.ru/ http://slova.org.ru/mayakovskiy/about/

Татьяне Яковлевой".

13 февраля состоялась премьера пьесы "Клоп". С 14 февраля по 12 мая - поездка за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло).

В середине сентября закончена "Баня" - "драма в шести действиях с цирком и фейерверком".

В течении всего этого года были написаны стихи: "Парижанка",

"Монте-Карло", "Красавицы", "Американцы удивляются", "Стихи о советском паспрте".

1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую напечатал отдельно под названием "Во

1 февраля в Клубе писателей открылась выставка "20 лет работы", посвященная юбилею его творческой голос". 6 февраля - выступление на конференции Московского отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию

14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством

Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное "Всем":

15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек .

В.В. Маяковский утверждал, что «настоящая поэзия всегда, хоть на час, должна опередить жизнь». Вероятно поэтому он, создавший литературное объединение ЛЕФ (левый фронт), причислял себя к лагерю футуристов, поэтов будущего.

Это направление отличалось скандальностью, самым непримиримым нигилизмом. Вершиной футуризма явился манифест футуристов 1912 года «Пощечина общественному вкусу», который был подписан

Бурлюком, Маяковским, Хлебниковым и Крученых. Среди этого «табора дикарей, шайки хулиганов», как назвал это поэтическое объединение Д. Мережковский , выделялся своим несомненным и необычным талантом Владимир Маяковский . При этом он всегда старался быть нарочито груб, скандален, антиэстетичен; так он стремился писать и свои стихи.

Маяковский был публицистом, драматургом, неповторимым художником-плакатистом, талантливым режиссером и актером, прекрасным организатором и поэтом, - поэтом, обладающим удивительной цельностью характера и неукротимым стремлением вперед.

Творчество Маяковского критики условно делят на три этапа.

1. Дореволюционное творчество (1912-1917 ). Лирический герой раннего Маяковского противоречив и достаточно сложен. Ведущей в его творчестве является концепция романтической личности. В стихах постоянно звучат мотивы неприкаянности и одиночества.

(«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте…», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Себе, любимому…»)

2. Послеоктябрьское творчество. (1917-1923). В условиях нового времени происходят изменения в художественной

системе Маяковского. Лирический герой отступает на второй план. В центре - образ революции , образ революционно настроенных народных масс. Революция буквально заразила его высоким духовным подъемом. Маяковский безоговорочно верил в ее справедливость, необходимость. Стихи этого периода оптимистичные, ликующие. («Революция», «Левый марш», «Ода

революции», «Приказ по армии искусства», «Мы идем», «Необычайное приключение…».

3. Заключительный этап зрелого творчества (1924- 1930). Лирический герой становится образом неповторимого характера, индивидуальной судьбы. Создаются поэмы « В. И. Ленин», «Хорошо!», а так же замечательные стихи. (Цикл «Париж», цикл

«Стихи об Америке», «Товарищу Нетте…», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа…», цикл «Стихи детям»). Маяковский показывает новый тип социалистического сознания, которое с другой точки будет рассмотрено его современником, писателем Евгением Замятиным в романе «МЫ».

Предсмертное письмо Маяковского

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят - "инцидент исперчен",

любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский. 12 ((30 г."

сыграть смогли бы

На флейте водосточны х труб?

ТЕМА 6 В. Маяковский. Создание театра

новой эпохи.

Слава, Слава, Слава героям!!!

им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

(В. В. Маяковский, “О дряни”)

Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича

Маяковского - несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения \"Клоп\"

и \"Баня\", \"Мистерия-Буфф\", мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.

Маяковский считал, что \"театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло\", поэтому создает сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм , в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся социалистический строй.

В пьесе \"Клоп\" 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях.

\"Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених\", Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность.

Обитатели \"молодняцкого\" общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общества. К \"расчеловечиванию\" Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода - \"обывателиус вульгарно\" - сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.

Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость

мещанства. Если Присыпкин - перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян -- приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.

Пьеса \"Баня\" (1930 г.) направлена на не менее опасное явление - бюрократизм. Пьеса - сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается использованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей.

Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, \"что не нужны

для коммунизма\".

В поисках форм действенного, агитационного искусства, славящего

коренное обновление действительности, Маяковский обращается к драматургии. Его «Мистерия-буфф» (1918 ) по сути явилась первой революционной пьесой. Используя библейский сюжет о Ноевом ковчеге , Маяковский в броской, плакатной манере, ориентированной на широкие массы зрителей, показал борьбу идей, столкновение классов. Жанровая природа пьесы соединяла в себе мистериальность как способ художественного обобщения, придающий всему происходящему на сцене смысл «вечности », и буффонаду, захватывающую в эксцентричных формах самые низменные (и потому предельно конкретные) стороны повседневного быта. По замыслу автора, «Мистерия-буфф », проникнутая пафосом интернационализма, должна совместить возвышенное с низменным, всемирно-историческое - с будничным, вечное - с сегодняшним, злободневным. Этим объясняется одно характерное свойство пьесы: она не предполагала канонизацию авторского текста, строилась, подобно вахтанговской «Принцессе Турандот », на импровизационной основе, чтобы и в будущем не утратить злободневности, сиюминутности (это ее свойство, правда, не было учтено в последующих сценических вариациях).

Что же касается «Мистерии-буфф» 1918 г., то по содержанию и художественно-образному строю она соответствовала эстетическим установкам комфутов - здесь было и разделение персонажей по классовым признакам (семь пар чистых и семь пар нечистых символизировали противоборствующие силы ), и маски-гиперболы, и воинствующее безбожие, и упоение пролетарским первородством, и гимн разрушению, воспринимаемому победившим классом как созидание . Ядром авторской концепции стал монолог Человека из будущего , призывающего

пролетариев-«нечистых» отбросить нормы морали, чтобы построить вожделенный земной рай. В монологе этом, пародирующем Нагорную Проповедь, выражалось боевое революционное кредо Маяковского. Поэтически громогласно провозглашенное отречение от Христа оборачивалось верой в большевизм, преданностью коммунистическим идеям как новой религии.

Политическая острота в постановке проблемы,

меткость поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия - отличительные особенности и этой пьесы Маяковского.

Своими пьесами он успешно развивает комедийно-сатирические традиции русской классической литературы, традиции А. С.

Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова- Щедрина. Особенно видны традиции гоголевского \"Ревизора\".

Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.

Драматургия в творчестве Маяковского

  • В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.
Пьесы Маяковского.
  • Клоп
  • Баня
  • Мистерия-Буфф
  • Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.
Пьеса «Баня».
  • «А чтоб смешнее было, а второе, разве мало бюрократов, и разве это не драма нашего Союза? Смешно – да, как в цирке, но то, над чем смеемся, - драма нашей жизни, ее уродство»
  • (В.В. Маяковский)
Основная тема пьесы - борьба против бюрократизма , пошлости , подхалимства и других пороков , унаследованных от старого мира.
  • Основная тема пьесы - борьба против бюрократизма , пошлости , подхалимства и других пороков , унаследованных от старого мира.
  • Маяковский вывел в "Бане" сатирические образы бюрократов, засевших в учреждениях. Победоносиков - главный бюрократ , чванливый и тупой, восхваляющий себя, как "ответственного государственного деятеля". Его понятия лишены реальности; он много говорит, но ничего не делает. Образ Победоносикова дополняется такими же бюрократами, как Оптимистенко, Мезальянсова, Иван Иваныч. У них у всех ограниченное мышление , они становятся на пути тех, кто стремится к новому.
  • Максим Штраух в роли Победоносикова.
  • Велосипедкин - А. Миронов.
  • Другие персонажи пьесы, такие как изобретатель Чудаков, Велосипедкин хотят людям добра. Чудаков говорит о "машине времени":
  • "С моей машиной ты можешь взвихрить растянутые тягучие годы горя, втянуть голову в плечи, и над тобой, не задевая и не роняя, сто раз в минуту будет проноситься снаряд солнца, приканчивая черные дни".
Пьеса «Клоп»
  • В пьесе “Клоп” 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях.
  • Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.
  • Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.
Мистерия-Буфф
  • "Революция расплавила все, - нет никаких законченных рисунков, не может быть и законченной пьесы". Ощущая "неоформленность" времени, его "двуличие", поэт записал: "Мистерия - великое в революции, буфф - смешное в ней"
Поэт верил в идеалы революции и возлагал на нее большие надежды.
  • Поэт верил в идеалы революции и возлагал на нее большие надежды.
  • Эта же вера от лица нового класса прозвучала в пьесе "Мистерия-буфф". Когда семь пар нечистых оказываются перед "дверью" будущего, машинист провозглашает:
  • «Сегодня
  • это лишь бутафорские двери,
  • а завтра
  • былью сменится театральный сор.
  • Мы это знаем.
  • Мы в это верим».
  • "В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие "Мистерию-буфф", меняйте содержание, - делайте содержание ее современным, сегодняшним, сиюминутным«
  • (В.В.Маяковский)
  • Актуальными для современной России представляются строки из этой пьесы:
  • «Обещали и делим поровну:
  • одному - бублик,
  • другому - дырку от бублика.»
  • Это и есть демократическая республика
Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.

Владимир Владимирович Маяковский Презентация учителя ГОУ СОШ №181 Тихомировой И.А.

Биография Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906). В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. В марте 1908 года был исключён из V класса за неуплату за обучение. Первое « полустихотворение » Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, « получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно ».

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП(б). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-9 годах трижды арестовывался, но был освобожден за недостатком улик. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

Маяковский и футуризм В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях. Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum – будущее)- авангардистские художественные движения 10-х - начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея».

Футуризм в живописи Но призыв этот смягчен высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как А.Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Крученых. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своем имении колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Крученых, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро - наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.»

Картины Маяковского «Ковчег», эскиз к пьесе «Мистерия-буфф» Художник В. Маяковский. 1919 г. Акварель В. Маяковский. «Рулетка», 1915.

Раннее творчество «Ночь» «Утро» «Порт» «Уличное» «Из улицы в улицу» «А вы могли бы?» «Вывескам» «Театры» «Кое-что про Петербург» «За женщиной» « Я» Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. поэту водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. Лирический герой бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня ». Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

В 1913 году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915-1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон » (1915). 1917 год - «Революция. Поэтохроника». Маяковский снимался в фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.

Муза Маяковского Стихи о любви: «ЛИЛИЧКА!» «Любит? не любит? Я руки ломаю» «Ты» « Лиличка » (отрывок) Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

О стихотворении « Лиличка » “ Лиличка!” – стихотворение, призванное “вместо письма” явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь “последний крик” отчаянья. В “ Лиличке!” нет светлого пушкинского прощания-прощения. Первые строки вводят нас в напряжённое, даже трагическое настроение. кульминация – самоубийство, которое лирический герой не совершит, потому что над ним “не властно лезвие ни одного ножа”, кроме взгляда героини. Отличительные признаки: “Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени” “Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?” “Сегодня сидишь вот, сердце в железе”

Окна РОСТА 17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

ОКНА РОСТА

ОКНА РОСТА

В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. После поездки в 1925 году вышел цикл «Стихи об Америке» Осенью 1928 года Маяковский опять едет в Париж. Помимо чисто литературных дел, поездка имела и другую цель. 20 октября он поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой, которую он признавал своей. Встреча была неудачной; уже 25 октября он вернулся в Париж. Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, в 1925 г. приехавшей в Париж. Маяковский и Т. Яковлева сразу влюбились друг в друга.

Татьяна Яковлева Маяковский покинул Париж в начале декабря, но вернулся туда уже в феврале 1929 г.; в этот приезд он пробыл там два с лишним месяца. Он предложил Т.Яковлевой стать его женой и уехать с ним в Россию - мысль, которую она "встретила уклончиво". Но Т.Яковлева выходит замуж за французского виконта. Маяковский переживал эту весть очень тяжело. Конец романа с ней стал одновременно началом последнего периода его жизни. Продолжались поиски любви, которая могла бы его "спасти". …Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.

Сатирические и драматические произведения «Клоп» (1928) «Баня» (1929) «Облако в штанах» (1914-1915) «Флейта-позвоночник» (1915) «Мистерия-буфф» (1920-1921) «О дряни » (1920-1921)

«Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 1925 г. Д. Бурлюк. "Ты да я, нас, товарищ, двое!»

Маяковский читает «Послушайте!»

14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта « В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил » , пересудов было много. С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.

Задания по творчеству Основной темой ранней лирики Маяковского являлась: Тема конца света, мира, цивилизации Тема одиночества, непонятности Тема любви Тема современного города

Каким настроением пронизаны послереволюционные произведения В.Маяковского? Их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе жизни Их отличает пафос радостной перестройки мира Их отличает настроение разочарования, обманутых надежд Их отличает трагический пафос

Укажите новаторские признаки поэзии Маяковского Введение неологизмов, акцентный стих Благозвучие Использование пейзажа как средство психологической характеристики героя Напевность стиха

Поздравляем, Ваши ответы верны! Продолжить

К сожалению, вы ошиблись! Повторить

Продолжи строку «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» «Мужчина, у вас на усах …» «В сто сорок солнц …» «Слава вам, идущие…» «Я волком бы…» «Багровый и белый…»