Эзотерика        24.11.2021   

“Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!”. Михаил андреевич алексеев - народный учитель ссср. презентация к уроку по физике (8 класс) на тему Алексеев м а 100 лет

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

(памяти народного учителя СССР Михаила Алексеева) Учитель славен учениками Михаил Андреевич Алексеев является основоположником физико-математического движения в Якутии

2 слайд

Описание слайда:

Алексеев Михаил Андреевич (05 мая 1917 – 18.09 1995) Советский педагог, методист, Народный учитель СССР, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР. Есть на земле профессия, призванье, Точка отсчета всех профессий на земле. Учителем зовем мы человека, Который свет познанья нам открыл

3 слайд

Описание слайда:

Выдающийся педагог народа саха Михаил Андреевич Алексеев родился 5 мая 1917 г. в с. Баппагай Вилюйского района в семье бедняков. Он пережил трудное детство, батрачил, рано остался сиротой. Советская власть дала ему возможность выучиться на учителя. Отлично закончив в 1936 г. Якутский педагогический техникум, с энтузиазмом взялся учить детей в далеком Колымском крае, в школе, в местности Родчево. Два года, проведенные там, навсегда определили его жизненное призвание – быть учителем. До призыва в армию учился в Рязанском учительском институте на физико-математическом факультете и в Калининском государственном педагогическом институте 1938 – 1940г. Учитель тот, кто озарил наш разум: К решению немыслимых задач. Учитель тот, кто одарил уменьем Нас отличать добро от зла, творить, писать. Учитель тот, кто научил бороться: За жизнь, за право и за благо всем. Учитель тот, кто научил стараться Не отступать ни перед чем. Учитель тот, кто обучил науке: Чтобы о космосе мы все могли мечтать. Учитель тот, кто обучил разлуке: Тому, чего пером легко не описать.

4 слайд

Описание слайда:

В суровые предвоенные годы М.А.Алексеев проходил службу политруком на самой западной границе, в одной из лучших дивизий Красной Армии - 99-й стрелковой. В г. Перемышль 22 июня 1941 г. он встретил внезапное нападение немецко-фашистских войск. В боях под Перемышлем (июнь-август 1941 года, события описаны в газете «Правда» от 19 июня 1966 г. в статье «Первый контрудар»: о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии, отбивших у гитлеровцев и в течение недели удерживавших в своих руках город Перемышль). После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом дивизия была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Борьба за жизнь, чувство патриотизма помогли ему выжить в фашистском лагере, совершить несколько побегов, затем мучительно перенести необоснованные обвинения своих же в измене. В 1942 году после побега из плена и возвращения был осужден и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере (в 1956 году был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа) Михаил Алексеев освободился из лагерей ГУЛАГа в 1951 г. с твердым решением посвятить свою жизнь труду на благо своей страны. Пройденная им полностью жизненная школа мучений, "философия страданий", сделала его неутомимым тружеником, принципиальным борцом за справедливость, отдавшим все свои силы самому благородному делу - воспитанию детей. Этому своему делу он не изменил никогда.

5 слайд

Описание слайда:

В 1951-1955 годы студент Якутского педагогического института. После окончания и до 1958 года работал в Далырской средней школе Верхневилюйского района ЯАССР. До 1960 года работал в Бердигестяхской средней школе Горного района ЯАССР. В 1960 году переехал в Верхневилюйск, стал работать в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Барахова, и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс. Во время хрущевской "оттепели" его новаторские цели углубленного изучения точных наук и широкого привлечения сельской молодежи к инженерно-техническим специальностям попали в благодатную почву. Результаты не замедлили появиться. С 1963 по 1974 годы его ученики в республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали I и II места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в ВУЗы. О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом". Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он и работал до 1985 года. Всего же первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2 и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили более двух тысяч учащихся.

6 слайд

Описание слайда:

Но не только победителей олимпиад воспитал Михаил Андреевич. Дети, учившиеся у него, на всю жизнь сохранили уважение к науке, научились учиться, стали достойными гражданами, не сосчитать, сколько учителей, врачей, кандидатов и докторов наук, политиков, инженеров вырастила школа, основанная Михаилом Алексеевым. Все они видели перед собой живой пример настоящего гражданина и Учителя с большой буквы.

7 слайд

Описание слайда:

В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич проработал всего десять лет. Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников. В 1990 году была открыта Верхневилюйская республиканская гимназия, которой впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. В настоящее время эта единственная в Якутии республиканская гимназия достойно носит высокое звание духовной преемницы раннего и развитого этапов физико-математического образования. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.

8 слайд

Описание слайда:

Школу знают в Якутии как "школу Алексеева", хотя Михаил Андреевич - рядовой учитель. Просто стиль жизни этой школы им задан и укоренен, а учителями - поддержан. Еще когда физматклассы рождались и Алексеев метался по Якутску в поисках приборов, слал пачками мольбы в московские издательства, отдавал он себе ясный отчет в том, что главное - не знаменитые фейнмановские курсы лекций по физике, не осциллографы, а "правильное устремление жизни". Алексеев считает: задавшись личными целями, интеллигентом стать нельзя. Сам он - интеллигент в этом высоком, гражданском, значении понятия. Но никогда миру домашнему, камерному, не отдавал он так много душевных сил, как школе. Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть - будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта, если можно так сказать, социальна, ибо служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчивым на добро воспитан человек. Не случайно почти все верхневилюйцы возвращаются после вузов домой, в Якутию.

9 слайд

Описание слайда:

Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были.

10 слайд

Описание слайда:

Ты судеб людских чародей и властитель, Ты кладезь познаний и мудрости свет, Ты просто волшебник! Ты просто… учитель, Но это так сложно – простой дать совет. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют.

11 слайд

Описание слайда:

Знаменитый педагог делил учителей на три категории. Тех, что смотрят на школу как на источник существования, именовал мучителями. Настоящими же учителями считал "педагогов от радости", которых жизнь свела в детстве с хорошими учителями. И "педагогов от боли" - их в детстве плохо учили, и они захотели найти лучшие способы воспитания. Сейчас почти треть учителей-предметников верхневилюйской школы - ученики Алексеева. Воистину "лучший дар страны детям - хороший учитель", Это - из протокола педсовета, из выступления Алексеева. Передовой опыт Михаила Андреевича широко пропагандировался на страницах газет «Известия», «Советская Россия», в журналах «Культура и жизнь», «Физика в школе». Им опубликована серия статей: «Все дети хороши». «Воспитание сложнее, чем обучение», «Учитель всегда учитель», «Счастье в твоих руках» и др. Был создан и несколько раз показан по Центральному телевидению документальный фильм «Наш теплый дом». Выпущены брошюры «М.А. Алексеев», Из опыта внеклассной работы по физике и технике, изданы книги о нем «Неугасимое пламя», «Учитель от бога», «Народный учитель М.А.Алексеев».

7 февраля состоялось пленарное заседание республиканского совещания работников образования РС (Я) под руководством министра образования и науки республики Владимира Егорова . В работе пленарного заседания приняли участие Государственный советник РС (Я), первый президент Якутии Михаил Николаев , председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков , федеральные эксперты и др.

В своем выступлении Владимир Анатольевич привел слова немецкого педагога Фридриха Дистервега «... самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» и вспомнил выдающегося якутского педагога, народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева: «Михаил Андреевич - истинный педагог, взрастивший не одно поколение талантливых учителей. Ветеран Великой Отечественной войны. И народный учитель СССР. Кавалер ордена Ленина и Ордена трудового Красного Знамени, орденов Великой Отечественной войны. Лауреат государственной премии имени А.Е. Кулаковского. Заслуженный учитель школ ЯАССР и РСФСР. Отличник народного образования СССР. Он является первым в республике основателем школы с углубленным изучением основ физики и математики. Инициатором и вдохновителем физико-математического движения в республике. Интеллектуальный, гражданский и нравственный подвиг Михаила Андреевича в его идеях и делах по созданию новой школы новой педагогической науки, мы видим теперь находясь в XXI информационном веке. 5 мая исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Андреевича. 100 летие народного учителя СССР - это событие культурной значимости, знаменательное для всей общественности республики. 2017 год в сфере образования республики министерством образования и науки объявляется Годом Михаила Андреевича Алексеева”, - сказал министр.

- Михаил Ефимович Николаев, Государственный советник Республики Саха (Якутия), первый Президент Республики Саха (Якутия).

- Александр Николаевич Жирков, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

- Александр Николаевич Ким-Кимэн, Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

- Юрий Михайлович Григорьев, доктор физико-математических наук, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), профессор Северо-Восточного федерального университета имени Максима Кировича Аммосова, председатель методической комиссии Международной олимпиады школьников «Туймаада» по физике.

- Павел Аркадьевич Сергоманов, директор Центра лидерства в образовании управления школой Института образования Высшей школы экономики, кандидат психологических наук.

- Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования и системы квалификации Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор.

- Елена Леонидовна Инденбаум, доктор психологических наук, заведующая кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института Иркутского государственного университета.

- Наталья Георгиевна Амелина , главный специалист Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.

- Иван Иванович Алексеев , директор Вилюйского техникума Вилюйского улуса.

- Алексей Николаевич Павлов , учитель математики Республиканского лицея-интерната с углубленным изучением отдельных предметов, лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени Михаила Андреевича Алексеева в области педагогики.

- Раиса Владимировна Бережнова, директор Абыйской средней общеобразовательной школы имени доктора технических наук Аркадия Егоровича Слепцова Абыйского улуса.

Пресс-служба МОиН РС(Я)

Доклад Председателя организационного

комитета по подготовке и проведению

100-летия М.А. Алексеева,

первого заместителя министра

образования и науки РС (Я)

Ф.В. Габышевой, д.п.н, профессор.

Лучший дар страны детям — хороший учитель…

(М.А. Алексеев)

Глубокоуважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые участники торжественного заседания!

По воспитанию молодых исследователей нашей республики большую работу проводят научно-социальная программа «Шаг в будущее », которая вот уже более четверти века содействует подготовке и воспитанию исследователей нового поколения, формированию кадрового резерва отечественной науки и производства, Физико-математический форум «Ленский край », в 2015 году преобразованный в государственное автономное учреждение дополнительного образования «Малая академия наук РС (Я) » с филиалами во всех муниципальных районах. Основная миссия МАН - воспитание интеллектуального поколения якутян, способного привести Республику Саха (Якутия) к достижению мирового уровня в социально-экономической, политической жизни, экономике, науке, образовании и культуре.

16 ноября 2016 года Генеральная ассамблея МИЛСЕТ-Восток, которое является международным движением в поддержку научной культуры среди молодежи, научно-технологических программ, объединяющим 150 организаций более чем в 80 странах мира, единогласно проголосовала за принятие Малой академии наук Республики Саха (Якутия) в ряды своих членов. Также одобрено проведение Х Международной исследовательской школы в Якутии на базе МАН летом 2017 года, поддержана идея проведения Международных интеллектуальных игр в 2018 году.

Следующее направление , которое становится трендом российской образовательной политики - индивидуализация!

XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в своем стратегическом документе - Образовательной инициативе - 2030 «Образование, открытое в будущее » объявил курс на индивидуализацию. Эта цель удивительным образом оказалась сопоставимой с парадигмой деятельности народного учителя М. А. Алексеева, которого, выражаясь языком «Образовательной инициативы-2030 «Образование, открытое в будущее », с полным правом можно назвать «системным интегратором» индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В методическом пособии “Из опыта внеклассной работы по физике и технике”, изданном Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей в 1968 году, Михаил Андреевич писал: “... в школах, где нет индивидуального подхода, ... уровень развития способных учащихся бывает далеко ниже их возможностей... В результате они постепенно теряют интерес к своему любимому предмету и приравниваются к середнякам.

Он считал, что все содержание обучения и воспитания должно выстраиваться вокруг личности ребенка и быть направлено на выявление и развитие творческих возможностей и способностей, инициативы и самостоятельности каждого ученика. Он создал новый для своего времени тип общения педагога и учащегося, обеспечил индивидуальный подход к формированию личности ребенка.

Учитель стремился раскрыть в своих учениках высокие нравственные качества и без принуждения, личным жизненным примером, помогал им в формировании мировоззрения. Своего учителя школьники уважали, любили за неиссякаемую доброту, титаническую трудоспособность, глубочайшую эрудицию, за справедливую требовательность, ответственность и гражданственность. Он мастерски владел методикой преподавания, был интересным собеседником, знал несколько иностранных языков.

Те, кто учился у Михаила Андреевича Алексеева, хорошо помнят, как он высоко ценил в своих учениках такие качества, как умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект со всех сторон, предлагать нестандартные способы решения. Он учил их не только перенимать и усваивать новое, передовое, но и самим смело творить, создавать новое, более совершенное. Побуждая учеников быть ответственными за свое будущее, будущее республики, своей страны, он воспитывал людей с гражданским чувством достоинства и свободы.

Ученики М.А. Алексеева также пошли по стопам своего великого учителя, став педагогами, среди них д.ф.-м.н., директор республиканского лицея, депутат Госсобрания Ил Тумэн Иван Иванович Шамаев, Виктор Филиппович Потапов, Илья Гаврильевич Кысылбаиков, Олег Егорович Филиппов, Андрей Андреевич Семенов, Николай Иванович Васильев и мн.др. Они создали свои школы, впечатляющими успехами которых сегодня гордится республика, - Республиканский лицей-интернат, Верхневилюйкая республиканская гимназия имени своего учителя (впоследствии лицей-интернат), прообразом которых стала школа их любимого учителя и где культивируются принципы и ценности выдающегося новатора образования.

Сегодня учителя школ, преподаватели вузов одним из высших своих достижений считают получение премии, учрежденной Указом Первого Президента нашей республики М.Е. Николаева от 4 февраля 1996 года № 1292 "Об увековечении памяти народного учителя СССР М. А. Алексеева».

В рамках одного доклада невозможно назвать всех тех, кто считает, что своими делами и успехами они обязаны учителям, называя, прежде всего, святое для них имя - Михаил Андреевич Алексеев. Они, ставшие знаковыми личностями во многих сферах жизнедеятельности республики, имена которых также, как и имя их великого учителя сегодня у всех на слуху, объединились в Ассоциацию «Ученики М.А. Алексеева - народного учителя СССР» и делают многое для увековечения памяти своего УЧИТЕЛЯ. Не это ли подтверждение их слов: «Где бы мы ни жили, кем бы ни работали, мы всегда чувствуем свою сопричастность, нас всех объединяет особый дух нашей школы ». Сегодня слова благодарности активному руководителю данного движения Василию Моисеевичу Ефимову, заместителю директора Института физтех проблем Севера, заслуженному работнику народного хозяйства.

Каждого из нас не покидает мысль: как много один человек, рядовой сельский учитель сделал для нашей республики. Снова сошлюсь на слова Эллы Максимовой из статьи «Лучший дар »: «Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть — будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта... служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчив на добро и воспитан человек».

Сам Михаил Андреевич был учителем не только своих учеников, но и наставником их родителей. Большое значение Михаил Андреевич придавал семейному воспитанию, считая, что «…в конфликтных семьях дети не вырастают заботливыми и ласковыми, и еще неизвестно, каким будет их будущий жизненный путь… Традиционно счастливыми дети воспитываются в счастливых семьях». Обращаясь к родителям своих учеников, Михаил Андреевич подчеркивал: «Никогда не унижайте своих детей, если хотите вырастить их настоящими людьми, храбрыми и достойными, способными вынести все невзгоды жизни и сохранить свой человеческий облик, великую духовность и бесконечную душевность ». Сам он был счастлив в браке со своей женой Варварой Иннокентьевной, воспитав сына и двух дочерей. В его словах, приведенных сыном Михаилом Михайловичем: «Нигде обо мне так не заботились, моя Варвара лечит лучше любого врача », сквозила и любовь, и безмерная благодарность верной спутнице жизни.

Как вы знаете, с 1 января 2018 года в Российской Федерации начнет действовать Национальная система учительского роста, о формировании которой было объявлено в декабрьском поручении Президента России 2015 года. Именно профессиональный рост определяет развитие педагога и качество образования в целом.

Для перехода к этой масштабной и всеобъемлющей системе необходим определенный задел. Это стало одним из оснований объявления 2017 года Годом народного учителя. Год народного учителя СССР М. А. Алексеева в системе образования и науки Республики Саха (Якутия) - это не только знаменательное событие для каждого якутянина, признание выдающихся заслуг неповторимой и могучей личности настоящего УЧИТЕЛЯ, это также признание его как эталона для подготовки современного поколения учителей; пристального изучения и применения в современной педагогической деятельности актуальных и востребованных методов обучения и воспитания выдающегося педагога. Он был первым в Якутии, единственным и последним народным учителем СССР. И очень знаменательно, что в Год столетия великого учителя по инициативе Главы республики Е.А. Борисова в феврале 2017 года учреждено почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия) ».

Ключевая идея Года М.А. Алексеева - развитие способностей педагога «творить себя», самодвижение и саморазвитие в соответствии с социально-нравственным идеалом народного учителя, с именем которого связана беззаветная преданность своему народу, стремление жить по чести и совести, воспитание достойных, свободных, ответственных людей.

Реформаторская, беззаветная, многогранная деятельность народного учителя, уникальное содержание, технологии, методы его педагогической системы еще не в полной мере изучены и ждут своего осмысления с философских, аксиологических, психолого-педагогических позиций. Как показала жизнь, этот бесценный образовательный и личностный опыт еще долго будет востребован педагогической наукой и практикой. И Год 100-летия должен стать импульсом для комплексного исследования общенационального достояния - педагогического наследия великого учителя.

В рамках подготовки к юбилею Михаила Андреевича Алексеева комиссией по увековечиванию памяти сделано немало: проведены научно-практические конференции, педагогические чтения, олимпиады, методические десанты, выставки, выпущены циклы телепередач, статей в СМИ, издана книга, документальный фильм «Народный учитель Алексеев », проведены Дни народного учителя в Среднеколымском, Горном, Вилюйском, Верхевилюйском улусах, где он работал, Дни знаний в образовательных организациях, его именем назван алмаз, поставлен спектакль «Учуутал » в Саха академическом театре им. Платона Алексеевича Ойунского, проведен капитальный ремонт учебного здания, начато строительство интерната Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А. Алексеева. Учителя города Якутска выступили с предложением о создании в столице школы по методике М.А. Алексеева. В центре нашей столицы вскоре появится бульвар Учителя с памятником Михаилу Андреевичу Алексееву как знак уважения и почитания учительства. Мы благодарим Айсена Сергеевича Николаева, ученика Михаила Андреевича, за то, что бульвар будет находиться в самом центре города и верим, что это место станет любимым местом встречи поколений и местом отдыха горожан и гостей столицы.

По-настоящему вдохновенная самоотверженная деятельность Михаила Андреевича Алексеева подтверждает истинность утверждения, что «Учитель - профессия дальнего действия». В чем заключается феномен личности рядового сельского учителя? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа. Но, вне всякого сомнения, главная составляющая - это бескорыстное служение своему народу.

На одном из педсоветов М.А. Алексеев сказал: «Лучший дар страны детям — хороший учитель», а я бы хотела добавить: в стретить такого УЧИТЕЛЯ на своем пути - это подарок судьбы. У каждого из нас, посвятивших себя педагогической деятельности, есть такой ориентир и идеал - настоящий патриот, народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. УЧИТЕЛЬ на все времена!

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Республики Саха (Якутии) по теме:
Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева - Якутск

Вся республика и педагогическая общественность отмечают 5 мая 2017 года знаменательную дату – 100 –летие Народного Учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева, основателя первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, внесшего большой вклад в развитие системы образования республики.

Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II, начиная с 2013 года, реализует проект «5 шагов к 100-летию Народного Учителя СССР М.А. Алексеева». Цель проекта — пропаганда идей, передовых основ, традиций, заложенных инициатором и вдохновителем физико-математического движения республики, а также повышение профессионального уровня учителей физики, математики, информатики.

В рамках этого проекта за прошедшие пять лет были проведены курсы повышения квалификации именно в тех улусах, школах, где работал Михаил Андреевич АЛЕКСЕЕВ. Это Среднеколымский, Горный, Вилюйский, Верхневилюйский улусы, также такие курсы были проведены в г.Якутске.

1 шаг — г.Якутск — старт проекта в марте 2013 года: проведены Алексеевские чтения, Презентации методических объединений Республиканского лицея – интерната, Физико-технического лицея им.В.П.Ларионова, Якутского городского лицея, НПСОШ №2, Октемского лицея и др. Состоялись Мастер-классы лучших учителей республики, педагогические мастерские «Учитель-ученик».

2 шаг – Горный улус, Бердигестяхская СОШ: Методический десант с участием лучших учителей республики, преподавателей Института математики и информатики СВФУ, Круглый стол «Проблемы и перспективы развития физико-математического образования ”. Выступления учеников М.А.Алексеева 1958-1960 гг. — почетного гражданина Горного улуса, ветерана труда Ивана Гаврильевича Андреева; ветерана педагогического труда, отличника образования РСФСР, заслуженного учителя РС(Я) Федоры Никитичны Алексеевой; ветерана педагогического труда, отличника образования РСФСР, СССР, Почетного гражданина Горного улуса Виктора Касьяновича Андреева.

3 шаг – Вилюйский улус: Уроки истории памяти Народного Учителя СССР; авторские семинары лауреата Государственной премии имени М.А.Алексеева И.Г.Кысылбаикова, заслуженного работника образования РС(Я) Будищевой Н.Н.; преподавателей кафедр методики преподавания математики, физики ИМИ, ФТИ СВФУ, республиканского лицея; открытые уроки лучших учителей математики, физики Вилюйского улуса.

4 шаг – Среднеколымский улус: Проведены I Родчевские чтения учителей математики и физики в честь местности, где начинал работать Михаил Андреевич. Бенефис лауреата государственной премии имени М.А.Алексеева Н.Г.Винокуровой. Среднеколымская СОШ вошла в Международный проект «Open Environment for Worldwide Mathematical Education» (Открытая образовательная среда).

5 шаг – Якутск, Верхневилюйск: Учителя приняли участие в Алексеевских чтениях. Проведение Республиканского Математического диктанта. Обмен педагогическим опытом, проведение круглых столов, семинаров для учителей «Математика для жизни» с участием известных педагогов России И.Р.Высоцкого (Москва), В.С.Шклярник (Санкт-Петербург), а также профессора Минору Отани (Япония, г.Канадзава). Мастерские лучших учителей физики, математики, информатики, преподавателей ИМИ СВФУ. Методическая олимпиада учителей и студентов по физике, математике, информатике. Заочная олимпиада по программированию.

Завершение проекта – Верхневилюйский улус, апрель 2017 года. Прошли курсы повышения квалификации на базе Республиканского Верхневилюйского лицея-интерната, где была открыта первая физико-математическая школа в Якутии. Проведен 1 Открытый чемпионат по математике, абсолютным победителем которого стал учитель Нюрбинского технического лицея Н.Н.Николаев. Конкурс педагогического мастерства с применением инновационных форм обучения «Кубок М.А.Алексеева» (инициатор А.А.Семенов, учитель физики Октемского лицея). Работа творческих мастерских и встречи с лауреатами Государственной премии имени Народного учителя СССР М.А.Алексеева И.И.Шамаевым, А.Н.Павловым, А.А.Семеновым, заслуженным учителем РС(Я) А.А.Николаевой. Консультации и открытые занятия для учащихся школ улуса.

Проект вызвал широкий отклик педагогической общественности, им охвачены все улусы и районы республики. Открыты новые имена творчески работающих учителей, продолжающих идеи и традиции Михаила Андреевича Алексеева.

По результатам проекта приняты предложения об усилении практической направленности обучения, внедрения системы персонифицированного повышения квалификации учителей-предметников, распространения методического опыта лучших учителей республики на российском и международном уровне.
В настоящее время в современные школы востребованы учителя, искренне преданные своему делу, передающие ученикам не только знания и умения, но и общечеловеческие ценности. Таким примером для многих поколений учителей навсегда стал Народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев.

Ассоциацией “Ученики М.А. Алексеева – народного учителя СССР” предпринята попытка собрать в одном издании, состоящем из двух томов, статьи, методические разработки, письма выдающегося педагога, народного учителя СССР М.А. Алексеева, а также воспоминания его коллег и учеников.

На начальной стадии этой работы мы наивно полагали, что в книге будут охвачены все грани жизни нашего Учителя. По мере приближения сроков завершения работы над книгой все яснее стало понимание абсолютной безнадежности осуществления этого действительно благородного плана. Оказалось, что, помимо таких субъективных факторов, как хроническая нехватка времени, бюджетных средств, а также дефицита творческих возможностей, есть и принципиальные факторы, препятствующие осуществлению такого амбициозного замысла.

Первая причина исходит из гигантского масштаба личности Михаила Андреевича. Обладая какими-то сверхъестественными способностями, он сумел непосредственно благотворно повлиять на судьбы десятков тысяч людей. Представьте себе, сколько людей хранило и хранит о нем добрые воспоминания. По мере работы над книгой мы узнали, что сбором материалов о жизни М.А. Алексеева занимались или занимаются десятки людей, и поняли, что собрать всю эту информацию, осмыслить и переплавить в виде страниц этого издания выше наших возможностей.

Вторая причина – это невероятная сложность судьбы Михаила Андреевича. История, которая разыгралась в 1985 году в Верхневилюйске, заставившая Михаила Андреевича покинуть любимую школу, переехать в Вилюйск, – это вечная драма борьбы света и тьмы, нескончаемый конфликт добра со злом. Для многих из нас это до сих пор как незажившая рана. Должны признаться, что, к сожалению, нам не удалось найти такую спасительную точку зрения, с которой можно было бы хотя бы для сколь-нибудь значительной части лиц, причастных тем событиям, безболезненно, но правдиво осветить самую драматическую часть жизни Учителя. Видимо, еще не настало то время, когда можно будет говорить обо всех сторонах жизни Учителя так же открыто и свободно, как сейчас мы спокойно обсуждаем непримиримый конфликт великого Сократа с афинскими согражданами той эпохи или историю бунта неистового Джордано Бруно против средневековой косности.

Завершая работу над изданием двухтомника, мы вполне отдаем себе отчет в указанных выше недостатках нашего труда и все же надеемся, что нами преодолена хотя бы ступенька на пути создания цельного образа Михаила Андреевича. Уверены, что будущие поколения исследователей сумеют более смело и ярко раскрыть тот огромный разлом, который существовал между внутренним миром Михаила Андреевича и окружавшей его суровой действительностью. Только тогда станет очевидной картина, показывающая, какие титанические усилия пришлось приложить великому учителю для того, чтобы выстраданные им жизненные ценности стали всеобщим достоянием, и мир вокруг нас стал таким, каким его знаем.