Экономика        06.09.2021   

Должны ли в школе. Обязана ли школа обеспечить детей учебными пособиями. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ

1) учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Учащимся школ «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания» (статья 35 Федерального закона об образовании).

«Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (п.2 ст. 35 Федерального закона об образовании).

А вот пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, и (или) получающими платные образовательные услуги, согласно п. 3 этой же статьи, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные организации также могут привлекать на закупку учебников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства.

Однако решение родительского комитета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения, принимается родителем добровольно, сумма взносов является произвольной, в том числе на приобретение комплекта учебников.

Приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена норма обеспеченности учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы.

Ежегодно вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями становится головной болью и для родителей и для органов управления образованием. Дело в том, что обеспечение рабочими тетрадями не имеет однозначной трактовки.

Одни считают, что рабочими тетрадями обучающиеся должны обеспечиваться бесплатно, т.к. в соответствии с «ГОСТ 7.60–2003.Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным пособиям относятся учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Другие полагают, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и, ссылаясь на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относят их к практикумам, утверждают, что для освоения образовательной программы и организации самостоятельной работы использование рабочих тетрадей является желательным, но не обязательным, т.к. в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ.

Таким образом, учитель может предлагать родителям приобрести рабочую тетрадь , так как использование рабочих тетрадей способствует повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, служит хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала.

Вместе с тем педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей. Следовательно, данное предложение не может выдвигаться в качестве обязательного требования.

Подобные позиции отмечаются и в судебной практике. Так в решении Автозаводского районного суд г. Тольятти Самарской области от 6 мая 2015 года, сказано следующее:

«Рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников и не могут быть заказаны образовательным учреждением на субвенции, выделяемые из области».

В соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. относятся к учебным изданиям нового поколения, и их следует относить к практикумам. Согласно ГОСТ 7.60-2003 практикум - это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Следовательно, рабочие тетради на печатной основе - это самостоятельный вид учебных изданий, который не является обязательным элементом учебного процесса. Основным и ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, является учебник. Рабочие тетради на печатной основе предназначены для индивидуального (одноразового) использования, они не могут использоваться в школьных библиотеках многократно на возвратной основе».

Наряду с этим, рабочие тетради на печатной основе могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся на добровольной основе по решению самих родителей. Однако их использование в обязательном порядке образовательной программой школы не предусмотрено.

Решение о приобретении рабочих тетрадей на печатной основе (либо их ксерокопирование) может быть принято на классном родительском собрании.

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее- Закон) определен порядок обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.Согласно ст. 41 Закона для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание . «Длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более.
А как же быть школьникам, которые болели менее 21 дня?
Согласно ст. 44 Закона родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии со ст. 43 Закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
По мнению юристов, в этом случае по умолчанию следует считать, что школьники, пропустившие занятия, в том числе и по болезни продолжительностью менее 21 дня, должны восполнить пробелы в своих знаниях самостоятельно, а школа может проводить только те занятия, которые предусмотрены учебным планом. Также по умолчанию на уровне региона может быть принят нормативный акт, а на уровне образовательного учреждения - локальный акт, обеспечивающие организацию занятий с такими обучающимися.
Локальными актами школы (Устав, Положение об организации обучения больных детей и др.) работа с отстающими обучающимися, с обучающимися, пропустившими занятия по уважительным причинам, как правило, может быть предусмотрена если:
— она включена в муниципальное задание школе и, таким образом, на эту работу заложено финансовое обеспечение;
— школа располагает внебюджетными средствами, которые она может направить на оплату труда учителей, работающих с такой категорией обучающихся.
Если ни локальные акты школы, ни региональное законодательство не предусматривают возможности обучения длительно болеющих детей либо болеющих непродолжительный период, то выдвигать требования к школе родителям будет затруднительно.
В любом случае родителям следует порешать данные вопросы с администрацией школы, поискать совместно приемлемые варианты, например, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану и др.
Примечание . С локальными актами школы родители могут познакомиться на её сайте.

Начиная с первого дня учебы, родителей и школьников информируют об их обязанностях: сдать деньги на ремонт, пошить форму, купить именно этот учебник и т.д. Однако администрация школы обычно не спешит проинформировать родителей об их правах и правах их детей во взаимоотношениях со школой.
  • Право родителей на защиту интересов ребенка

В соответствии с законодательством права и законные интересы детей защищаются их родителями. Для реализации этого права, которое в равной мере является и обязанностью, родители при оформлении ребенка в школу и во время учебы вправе ознакомиться с уставом, на основании которого действует школа и в котором должны быть определены основные моменты взаимоотношений участников образовательного процесса в рамках школы. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка, а администрация школы обязана предоставить все эти документы для ознакомления.

  • Экзамены при поступлении

Все дети, достигшие школьного возраста (6-7 лет), принимаются в 1-й класс государственной школы без экзаменов. Исключение составляют только спортивные и художественные школы. Таким образом, государственные школы, в которых будущих первоклашек экзаменуют и на основании результатов такого экзамена отказываются принять ребенка в школу, нарушают законодательство. Зачисление в гимназию (которая в соответствии с новой структурой представляет собой 5-9 классы) также не может осуществляться по конкурсу, так как в гимназию должны зачисляться все окончившие начальную школу без исключения. И только зачисление в лицей (то есть по новой системе 10 - 12 класс) осуществляется по конкурсу.

При этом следует иметь в виду, что существует различие между экзаменами и тестированием. Тестирование, которое должно проводиться только после зачисления, имеет своей целью понять уровень развития ребенка, ведь в соответствии с законодательством учителя должны подходить дифференцированно к обучению каждого ребенка на основании определения психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей ребенка.

  • Продолжительность учебного года

Учебный год составляет 35 недель, которые должны делиться на приблизительно равные триместры, разделенные каникулами.

  • Дополнительные предметы и альтернативные учебники

Учебные планы и программы, учебники и другие учебные пособия для государственных школ утверждаются Министерством Просвещения на основании конкурса. Школы вправе с согласия родителей использовать альтернативные учебники, которые, однако, должны быть в полном соответствии с государственными образовательными стандартами.

Что касается дополнительных предметов, то их включение в школьную программу осуществляется только с предварительного согласия родителей. При этом родители вправе ознакомиться с методикой преподавания предмета, присутствовать на уроках и знакомиться с результатами успеваемости учащихся.

  • Материальные взносы

Несмотря на то, что государственное образование официально является бесплатным, самой актуальной проблемой является перманентное материальное участие родителей в финансировании нужд школы. Попробуем разобраться с наиболее распространенными просьбами.

Ремонт школы. Оплата ремонта школы, покупка каких-либо материалов в фонд школы (занавески, стройматериалы и т.д.) является исключительно добровольным желанием родителей, то есть в форме добровольного пожертвования. Если Вы не хотите, никто не вправе заставить Вас платить по каким-либо расходам школы.

Покупка школьной формы. Ношение школьной формы определенного фасона и цвета является обязательным, если это предусмотрено Уставом школы, с которым родители имеют право ознакомиться как до поступления, так и во время учебы. И даже в этом случае администрация школы может требовать только ношение формы определенного фасона и цвета (синяя плиссированная юбка или красная в клеточку и т.д.), но не навязывать магазин или портного, у которого Вы должны ее приобрести.

Дополнительные занятия. Согласно законодательству школа вправе предоставлять платные услуги по преподаванию дополнительных предметов, которые отсутствуют в школьной программе (хореография, ритмика и т.д.), а также по проведению дополнительных занятий по обязательным предметам (иностранный язык, математика и т.д.). Но! Дополнительные занятия могут проводиться только по просьбе и с согласия родителей, на основании контракта, подписанного между родителями и администрацией школы. Размер платы за такие занятия должен устанавливаться в начале каждого учебного года и согласовываться с органами местного самоуправления, Районной дирекцией образования, а также с Районной финансовой дирекцией. Взимание платы без соблюдения вышеуказанных условий незаконно.

Дополнительные услуги. Согласно законодательству школа вправе организовывать платные экскурсии для детей и группы продленного дня. Однако предоставление таких услуг должно отвечать тем же требованиям, что и организация платных дополнительных занятий, то есть быть исключительно добровольной, на основании контракта, по согласованным с соответствующими органами расценкам.

Привилегированные классы. В последнее время в некоторых школах родителям предлагают отдать ребенка в платный класс или в класс с меньшим количеством учащихся, где, следовательно, ребенку будет оказываться большее внимание. Такое предложение является законным, только если при этом существует возможность отдать ребенка в обычный, бесплатный класс, то есть решение родителей будет добровольным, а не принудительным, с подписанием контракта и взиманием официальных расценок. При этом хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что в соответствии с законодательством количество учащихся в бесплатных классах должно быть в любом случае не больше 20 человек.

Таким образом, если Вас устраивает что-то из перечня платных услуг - вы платите, если нет - нет. Точно так же родитель всегда вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в каких-либо расходах школы. Если его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными.

  • Участие в трудовых мероприятиях

Довольно часто в школах проводятся мероприятия по уборке территории вокруг школы или в соседнем парке, а также иные трудовые мероприятия, участие детей в которых, якобы, является обязательным. В связи с этим хотелось бы отметить, что в соответствии с нашим законодательством и международными конвенциями обязательный труд запрещен.

Более того, принудительное привлечение ребенка к труду в любой форме влечет за собой ответственность виновных лиц. Поэтому, если Вы или Ваш ребенок не согласны принять участие в уборке, сборе макулатуры или других трудовых мероприятиях, администрация школы не вправе заставить Вас.

Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и должна быть утверждена Министерством Просвещения.

К сожалению, ситуация на сегодняшний момент такова, что школьник не воспринимается многими педагогами как личность и как гражданин, права и законные интересы которого должны соблюдаться. В такой ситуации крайне важной являться роль родителей, которые должны объяснить ребенку его права и научить его их защищать, а также должны быть готовы в любой момент исполнить свою обязанность по защите его прав и законных интересов.

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!

Наступление нового учебного года вновь поднимает вопросы взаимоотношений школы с учениками и родителями. Что должна ребёнку школа, а что - нет? Как она влияет на воспитание ребёнка и должна ли влиять? Эти вопросы мы задали нашим экспертами. Что примечательно - один из них самый настоящий школьник.

Как школа влияет на формирование личности?
Сева Жидков,
школьник, разработчик ботов в Mail.ru Group

Личность подростка действительно формируется в школе, но не учебной программой и уроками семейных ценностей, а окружающими школьника сверстниками. Одноклассники влияют на обычного школьника существенно больше, чем учителя, поэтому от коллектива зависит его будущее. В прогрессивном классе ребёнок не боится рассказывать о своих взглядах и предпочтениях, в том числе это касается сексуальной ориентации. В других же классах его могут зажать в себе, и он просто не сможет самоопределиться на всю жизнь.

Любовь Духанина,

председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты; президент образовательного холдинга «Наследник»

Возрастная психология говорит о том, что в дошкольном периоде безусловным авторитетом являются родители. В начальной школе этот авторитет постепенно переходит к учителю. Всем, у кого есть дети школьного возраста, знакома ситуация, когда родители пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание, а он переживает, поскольку мама или папа решают задачу не тем способом, который советовал учитель. Учитель становится образцом, он задаёт правила и границы. Именно поэтому личность учителя так важна. Он определяет не только цвет ручки, которой нужно отчёркивать поля, или способ умножения в столбик. День за днём, работая с классом, учитель прививает правила общения, способ разрешения конфликтов, преодоления трудностей, метод познания. Ребёнок постепенно входит в полноценную школьную общность, учится получать знания от разных преподавателей с разным стилем работы, учится уважать эти различия и выстраивать взаимодействие со школьным сообществом. И от того, какой уклад сложился в школе, во многом зависит, какой из неё выйдет человек. Именно поэтому мы всегда уделяем обсуждению школьного образования столько внимания.

Есть ли у школы обязанность формировать морально-нравственные ценности у детей?

Сева Жидков

Ребёнок должен сам вывести для себя морально-нравственные ценности. Школа даёт большой пласт знаний по истории, праву и другим наукам, которые позволяют подростку самому принять решение, сформировать свои взгляды. Насильно пытаться впихнуть что-то неэффективно - учителя сейчас не авторитет для школьников.

Любовь Духанина

Сложно представить, что когда-нибудь школа перестанет оказывать влияние на подрастающее поколение, а останется только транслятором знаний. Об этом говорит и постепенное изменение образовательных стандартов - появляются требования к результатам воспитательной работы, уточняются необходимые законодательные условия. Ценности передаются в общности. А школа - это и есть живая и динамичная общность, в которой ребёнок постепенно взрослеет и пробует свои силы. Поэтому есть и обязанность, и ответственность, и они колоссальны. При этом в части воспитания очень важно сотрудничество школы с родителями, поскольку воспитание - это общий труд.

Должны ли в школе быть правила по поводу внешнего вида учеников?

Сева Жидков

Нет, и для этого есть несколько причин. Во-первых, форма, созданная в том числе для устранения социальных различий между учениками, сейчас используется как способ показать свою крутость: отрицать её считается выступлением против власти, поэтому так утверждаются ученики, которым всё равно на дисциплинарные санкции. Это порождает нездоровую атмосферу в классах: «Почему его родителям всё равно и они разрешают ему не носить форму, а мне так нельзя?» Во-вторых, умение красиво одеваться каждый день - тоже качество, которому хорошо бы научиться ещё в школе. Бывает, выпускник из провинции поступает в столичный ВУЗ и продолжает ходить в костюме, потому что не умеет по-другому. И, в-третьих, удобная одежда позволяет сконцентрироваться на учёбе. У многих учеников есть проблемы с тем, что обувь, которую требует школьная форма, натирает ноги или мешает свободно двигаться. Казалось бы, это пережиток прошлого, но всё это сохраняется и сейчас.

Любовь Духанина

Правила в первую очередь должны быть связаны с опрятным внешним видом, удобной, не отвлекающей внимание одеждой, формирующей чувство единства. Сейчас школы вправе сами вводить требования к одежде учащихся, к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия и правилам ношения. Требования вырабатываются совместно со школьниками и их родителями. Это даёт возможность учесть и выразить уникальность каждой образовательной организации, создаёт практику совместного принятия решений.

Должны ли преподаватели следить за тем, что делают ученики во внеурочное время?

Сева Жидков

Учителя могут ненавязчиво смотреть за тем, чем занимаются их ученики: это позволяет лучше понимать интересы подростков, персонально подходить к успеваемости каждого ребёнка и т.д. Тем не менее, совершенно недопустимо превышение полномочий и осуждение ребёнка напрямую, не через родителей. Применение каких-то санкций за нецензурные выражения в интернете или курение за пределами школы должно быть прерогативой его опекунов.

Любовь Духанина

Так или иначе, учителя всегда имеют представление о том, что делают ученики за пределами классной комнаты. Многие ребята сами с удовольствием делятся эмоциями, впечатлениями и переживаниями. Все международные исследования говорят о том, что для учеников важно общаться с учителем не только по предмету. Чем больше учитель знает о ребёнке, тем лучше он может учесть его особенности, интересы, направить и, в случае необходимости, помочь. Это не означает слежку или нарушение личных границ. Ключевое здесь - доверительное, тёплое общение. При возникновении сложных ситуаций учитель, который знает ученика не только по урокам, с большей вероятностью сможет оказать нужную поддержку.

Сева Жидков

Школе стоит консультировать родителей по поводу текущей ситуации в целом, констатировать проблемы школьников, но не навязывать своё решение. Рекомендации должны быть составлены компетентными людьми, возможно, централизованно, чтобы родители могли узнать об их проблемах.

Любовь Духанина

В вопросах воспитания крайне важна совместная работа школы и семьи. Родные и близкие люди дают ребёнку один опыт, школа - другой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга. Нельзя ничего навязывать. Часто родители сами ищут поддержки педагогов в сложных вопросах воспитания. И наоборот - в ситуациях, когда требуется внимание родителей, школа подаёт соответствующий сигнал. Самое главное здесь - исходить из интересов ребёнка.