Классика        26.04.2020   

Усадебный дом александрино. Александрино — усадьба на Петергофской дороге. Как добраться на автомобиле

(Россия, Смоленская область, Новодугинский район, Александрино)

Как добраться? На автомобиле от Москвы по Минскому шоссе не доезжая г. Вязьмы правый поворот сразу после эстакады. Есть указатель — «На Сычевку и Зубцов». Далее все время прямо (как до усадьбы Высокое). В Торбеево левый поворот и все время прямо, — на Александрино вскоре будет указатель.

Сохранились: главный дом, два флигеля, служебный корпус, служебный корпус «Дом черкесов», обширный парк с прудами и дубовой аллеей

Имение Лобановых-Ростовских представлялось мне вполне благополучным, ведь где-то я слышала, что здесь функционировал дом отдыха… функционировал, лет 10 тому назад…
Выйдя из авто я поняла, что предстоит еще одна встреча с поруганным советско-усадебным прошлым. Впрочем имение Александрино еще достаточно молодо — оно было отстроено во вт. пол. XIX столетия. Из построек сохранились кирпичные и оштукатуренные господский дом, два флигеля и два служебных корпуса, один из которых носит странное название «Дом черкесов».
Все постройки группируются вокруг прямоугольного курдонера, с цветочной клумбой в центре. Как символ минувшей эпохи — на сером постаменте высится в «облупленной» покраске Максим Горький (вероятно, здравница носила его имя). Мощные дубы и липы осеняют брошенные постройки густой листвой, дорожки поросли травой — местные здесь ходят редко… ведь взять-то уже нечего из разграбленного дома отдыха…

Чем еще может гордиться Александрино, так это парком — самым обширным из сохранившихся на Смоленщине. В его составе около 20 пород деревьев, из экзотов — лиственницы. Благоговение вызывает аллея, имеющая в своих шеренгах около 150 вековых дубов.
Некоторые элементы парка и в частности характер посадок, позволяют предположить, что начало его формирования относится к первой половине XVIII столетия. Особенностью парка является обилие воды, по одну сторону дороги в пейзажном массиве живописный лабиринт из трех террасных прудов, соединенных между собой перешейками. Продольная композиционная ось, пронизывающая ансамбль, за домом продолжена широкой просекой, упирающейся в большой овальный водоем.




Этот прием, позволяющий от дома обозревать зеркало пруда, а из-за пруда в просвете рукотворной аллеи — видеть дом — весьма трогателен, не смотря на свою распространенность.
В Александрино вообще все трогательно и печально… Интерьеры дома безжалостно переделаны в конце XX в. с применением в конструкциях железобетона... Полы с мозаичной крошкой, обшивка стен вестибюля деревянной обрешеткой — сама когда-то так проектировала отделку до Перестройки… В доме не осталось ничего кроме стен, да, — еще где-то на верху сохранилась эстрада, а под ней я нашла несколько билетиков для отдыхающих, билетиков из давно перечеркнутого светлого коммунистического прошлого…
P.S. Усадьба перешла к казанской фирме ASG для реставрации, с последующей адаптацией объекта культурного наследия к современной жизни.

Из научных источников: парк пос. Александрино

Расположен в 15 км на юго-запад от районного центра, в пос. Александрино в живописном уголке Смоленщины у небольшой речки Теплянки, притоке Салика, впадающего в Вазузу. Границы парка точно не определены. Площадь его находится в пределах 60-100 га. По площади это один из крупнейших старых парков области.
Регулярный парк и примыкающий к нему пейзажный вместе с системой запрудных озёр являются частью усадьбы князей Лобановых-Ростовских. Один из них - Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1842- 1896 гг.) - русский дипломат, министр иностранных дел 1895-96 гг.

Дом, флигели и служебные постройки размещены в центральной части усадьбы, в верхней части пологого склона, у основания которого находится пруд - наиболее крупный в системе прудов регулярного и пейзажного парков. Главный дом был построен в стиле позднего классицизма. С 1950 г. и до середины 90-х годов прошедшего столетия в усадебных постройках размещался дом отдыха.
Регулярный парк располагался к югу и к востоку от основного комплекса усадебных зданий. Он практически не сохранился. Трудно угадываются его размеры и планировка. По остаткам аллей с близким расположением деревьев в рядах, их высоте и состоянию, можно предположить, что его начали создавать в первой половине XVIII века в регулярном стиле. Планировочную его основу составляют две аллеи: одна ориентирована на центр главного усадебного дома, другая проходит в южной часта парка и служит его границей. Их соединяли три поперечные аллеи. Строгая регулярность парка существенно нарушена посадками более позднего времени, а также деревьями семенного и порослевого происхождения. Восточной границей парка служит запрудное озеро, единственное из водоёмов, используемое до недавнего времени для отдыха (на озере существовала лодочная станция). Первоначально на месте этого озера было открытое пространство, обсаженное липами.
Из старых деревьев в парке преобладают липа, дуб, лиственница. Возраст их от 100 до 200 лет. Для многих из них характерны суховершинность, дупла, трещины. Среди молодых насаждений преобладают липа, берёза, вяз, ясень. Встречается ель, сосна, ива, тополь. Богатый подлесок представлен неравномерно. В подлеске встречаются: калина, черёмуха, рябина, жимолость, бузина красная, клён татарский, сирень, жёлтая акация, шиповник.

Западнее комплекса усадебных зданий простирался довольно большой массив пейзажного парка с оригинальными аллеями и сложной системой прудов. Создавался он, вероятно, во второй половине XVIII века без учёта классических приёмов паркостроения того времени. По сравнению с регулярным, этот парк сохранился относительно неплохо. Здесь больше старых деревьев, лучше их состояние. Видовое разнообразие древесных пород, так же как и в регулярном парке, невелико. Всего в парках насчитывается более 20 видов древесных растений, в основном это растения местной флоры. Из экзотов здесь выделяется лиственница сибирская с обхватом стволов до 260-280 см. Но более могучими выглядят отдельные дубы с обхватом стволов 310-330 см.
Планировка этого парка хорошо просматривается. Главная ось в нём проходит от усадебной территории на юго-запад. Её образует четырёхрядная аллея, внутренние ряды которой выполнены дубом, наружные - липой. Ширина аллеи - 8 м. Деревья в рядах находятся на расстоянии 3-5 м друг от друга. Обхват их стволов - 190-240 см. Примерно в 100 м от усадебной территории центральная аллея пересекается с липовой аллеей, идущей почти в перпендикулярном направлении. Вдоль этой аллеи проходит мелиоративная канава, являющаяся частью мелиоративной сети, устроенной в западной части парка. Система мелиоративных каналов в основном сохранилась, но эффективность её действия низка из-за сильного заиления. В этой части парка сохранились также три каскадных пруда, соединённых между собой неширокими каналами. Больший из прудов имеет треугольное очертание, меньший - круглое, с небольшим островком в центре.
Отдельные каналы продолжаются к востоку от прудов вдоль основных аллей. Интересны в пейзажном парке рядовые посадки (4-5 рядов) липы, лиственницы, дуба. Их можно рассматривать как своеобразные многорядовые аллеи.

Парк сильно зарастает. В настоящее время он напоминает лесной массив, особенно в западной части, где в связи с этим трудно определить его границу. Воспроизводство насаждений, в том числе и малоценных пород (ольхи, осины, ивы и др.), осуществляется стихийно. Насаждения молодого возраста заметно преобладают и существенно меняют облик парка.
В целом оба парка можно рассматривать как единый, с определёнными закономерностями в построении. Отличается он и своеобразием аллей. Здесь встречаются двурядные и многорядные аллеи, внешние и внутренние ряды которых представлены разными породами (внутренние - дубом, внешние - липой). В некоторых аллеях хорошо просматривается чередование древесных пород (дуба, сосны, липы) в одном ряду. Из однопородных аллей заметно выделяется дубовая, идущая от общего массива парка к югу. В ней около 130 дубов. Обхват стволов некоторых деревьев этой аллеи превышает 2 метра. Ширина аллеи - 10 метров, деревья в рядах расположены на расстоянии 7-8 м друг от друга.
Из-за интенсивного зарастания парк всё более заметно утрачивает свой первоначальный облик и превращается в заурядный лесной массив.

Красивое желтое здание с приземистым куполом - главный дом усадьбы «Александрино» . Возвышающееся на уступе - это, пожалуй, самое заметное из сохранившихся звеньев ансамбля Петергофской дороги. Сейчас в нем находится художественная школа.

Изначально это была западная часть владений Натальи Алексеевны, жены Петра I. В 1718 году она досталась крупному дипломату, посланнику в Константинополе Петру Андреевичу Толстому за успешное «дело» царевича Алексея. Однако в 1727 году он не поладил со всесильным в ту пору Меншиковым и оказался сослан в Соловецкий монастырь. Конфискованный приморский двор был пожалован Степану Лопухину, возвращенному из ссылки, куда его отправили по делу царевичу Алексея проводившегося Толстым, в 1719 году. Но в 1743 году по обвинению в заговоре Лопухин был снова отправлен в ссылку.

В 1762 году владельцем дачи становится президент Адмиралтейств-коллегии, граф Иван Григорьевич Чернышев, которому мы и обязаны современным видом усадьбы. Чернышев сразу приступает к возведению на своем участке нового каменного дома. Граф много лет провел за границей, где проникся любовью к роскоши и европейскому искусству. Поэтому неудивительно, что возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж. Б. Валлен-Деламоту, представителю нового для России классицизма.

Дошедшее до нас здание усадьбы «Александрино» построено в классических формах архитектуры. Его центральный в два этажа корпус, украшенный колонными портиками с балконом, увенчанный бельведером, соединялся одноэтажными застекленными галереями с симметричными двухэтажными боковыми флигелями.

В 1780-х - начале 1790-х годов господский дом претерпел перестройку: бельведер был перекрыт сферическим куполом, круглые окна его барабана превращены в большие полуциркульные. Вместо балкона портик увенчал треугольный фронтон. Теперь здание приобрело современный, истинно классический вид. Он стал похож на Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов). Тогда же были заново отделаны сохранявшиеся до войны интерьеры овальной гостиной и парадной лестницы. Возможно, автором проекта перестройки был Джакомо Кваренги.

В середине главного корпуса был устроен необычный восьмигранный зал. Освещался он сверху через широкие полуциркульные окна восьмигранного барабана, завершавшего этот оригинальный интерьер. В 1820-х годах появилась великолепная роспись в центральном зале и в вестибюле, авторство которой приписывалось лучшему живописцу-декоратору 1-й трети XIX века Д. Скотти. Фрагменты ее сохранялись до 1941 года.

При Чернышове на территории имения был устроен пейзажный сад с прудами, описанный еще в 1776 и 1777 годах в мемуарах французского дипломата де Корберона и английского астронома Бернулли. Как и сейчас значительная часть парка представляла собой открытые пространства, луга. Лесопарк начинался уже за южной системой прудов на основе того самого безымянного ручья, часть русла которого сохранилась в районе проспекта Стачек между усадьбой и церковью Петра Митрополита. В 1898 году дачу купил владелец Ульянки Александр Дмитриевич Шереметев, и именно тогда она стала называться по имени владельца «Александрино». Дом был отремонтирован, но его ценные интерьеры сохранены.

После революции он стал обыкновенным жилым домом. Большие комнаты были разделены перегородками, а в центральном зале держали свиней. В годы Великой Отечественной войны усадьба, оказавшаяся у самого переднего края обороны, почти полностью была превращена в руины: от нее остался искалеченный снарядами остов, галереи и восточный флигель оказались полностью разрушенными. В 1960-х годах по проекту архитектора М. М. Плотникова было восстановлено главное здание усадьбы, ему вернули первоначальный облик, но без воссоздания интерьеров.

Усадьба, расположенная на возвышении, очень живописно смотрится в окружении серебристых ив, нависших над рукотворными прудами и каналами. В советское время лесопарк, где любят отдыхать местные жители, официально поставлен под охрану государства, но вновь возводимые дома наступают на территорию усадьбы.

Усадьба Александрино классицизм

пр. Стачек, 226

Одна из сохранившихся старинных усадеб.

Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге - один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х-нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола - квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором - лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.

(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple)

С 1714 г. здесь располагалась дача младшей сестры Петра I - Натальи Алексеевны.

В 1746 г. дача была пожалована заведующему шляхетским кадетским корпусом В. Н. Репнину. В 1762 г. его сын продал имение И. Г. Чернышеву - президенту Адмиралтейств-коллегии. По его заказу арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот строит новое каменное здание в стиле классицизма.

В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться "Александрино". При новом владельце были сохранены интерьеры.

Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.

В 1960-х гг. главное здание было восстановлено - арх. М.М. Плотников, без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Сейчас здесь детская художественная школа.

Александрино - одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца - А. Д. Шереметева.

В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.

Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.

В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.

После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».

Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Лесопарк Александрино расположен на юго-западе Петербурга в историческом районе Ульянка. Он занимает целых 103 га, и располагается между проспектами Стачек и Народного ополчения, примерно посредине он разделен на две части проспектом Ветеранов. Жители района станции метро "Проспект Ветеранов" издавна называют Александрино "лесом". Когда они рассказывают, где живут, то говорят "прямо перед лесом", или "две остановки за лесом".

Я очень хорошо помню, когда я первый раз бывал в Александрино. Кажется, это был 1987 год, а может быть 88-й. В южной части парка проходили какие-то детские эстафеты по спортивному ориентированию. Несмотря на то, что был конец мая температура воздуха была градуса 4, и поливал дождик.

В южной части парка я много раз бывал в университетские годы, мой хороший друг жил по соседству. А вот в северную часть парка, я посетил впервые совсем недавно. И опять-таки благодаря проекту Бегущий город. В отличии от заболоченной южной части с дорожками-просеками, проложенными в советское время, в северной части, во-первых, просматриваются остатки продуманного пейзажного парка, а во-вторых, сохранилась старинная усадьба "Александрино".

Ссылка на Яндекс.Карты

Усадьба Александрино

В 18 веке было очень престижно быть владельцем усадьбы вдоль императорской Петергофской дороги. Петр Первый раздавал эти земли только самым приближенным людям. Первой владелицей этих мест была его младшая сестра царевна Наталья Алексеевна.

То здание, которое сейчас можно увидеть в парке, было построено французским архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом для графа Ивана Григорьевича Чернышева. Здание усадьбы очень похоже на Таврический дворец в Петербурге, но Таврический дворец был построен позднее и проектировал его ученик француза - И.Е.Старов. Из других известных зданий в нашем городе Валлен-Деламот построил Гостиный двор. В общем, похоже, что он был одним из тех европейских архитекторов, которые завезли в Россию классицизм.В годы Великой Отечественной войны усадьба была на самой линии фронта, до нее было около километра. Сложно представить это, но станция Лигово, больше двух лет была немецкой. Конечно, усадьба Александрино горела и была почти полностью разрушена.

Фото с сайта bestseller.ru


Реставрировали здание в 60-е годы прошлого столетия. Не всем господским домам так повезло. Но внутренние интерьеры восстановлены не были. Сейчас в усадьбе находится детская художественная школа "Александрино".

Я попытался войти в нее, и посмотреть, что там внутри. Зашел я в половину одиннадцатого утра в будний день, и мне не были рады. У входа в пустынное здание сидел пожилой охранник в синей форменной одежде, и жрал булку с изюмом. Пропуска у меня не было, и не было даже паспорта. Поэтому мне несколько минут пришлось убеждать его в том, что не случится ничего страшного, если я на минутку зайду и сделаю пару фотографий.

Под куполом здания находится просторный светлый зал в форме восьмиконечный звезды. Отличное место для выставочного зала, сейчас там выставляются работы выпускников художественной школы. Но стеклянные двери были закрыты на ключ и попасть в зал мне не удалось. Выставка работает с 16 до 19 часов.

Северная часть парка

Северная часть лесопарка Александрино, когда-то была пейзажным парком, но на самом деле, ничего кроме системы прудов от того парка не осталось. Через речку и протоки соединяющие пруды перекинуты мостики.Александрино, как и другие усадьбы вдоль Петергофской дороги стоят наверху глинта, Балтийско-Ладожского уступа, который тянется вдоль всего южного берега Финского залива. Такой склон-глинт идет и вдоль северного берега, его можно видеть в Комарово и Зеленогорске. Вроде бы это берег древнего моря. Петергофский Большой каскад стоит как раз на этом склоне. Здесь в Александрино уступ совсем невысокий, от силы метров 5-7.

Ульянка в конце 1960-х годов была застроена. Дачная окраинная местность превратилась почти, что в центр города. Вокруг Александрино стоят “хрущевки” и точечные “девятиэтажки”. В наше время во все не застроенные в те времена “пятна”, пытаются воткнуть новые жилые дома. А с восточной стороны, кажется, даже немного “залезли” на территорию парка. На самом деле жить в таком новом доме около Александрино с видом на залив из окна, мне кажется, не самой плохой идеей.

С достопримечательностями, кроме усадьбы в лесопарке туго. Разве что - "дрессировочная площадка" для служебных собак.

Южная часть парка

Мокрая и болотистая южная часть лесопарка прорезана многочисленными аллеями.


Народу тут утром буднего дня совсем немного. Кто-то просто гуляет, а кто-то играет в футбол.


В юго-западном углу парка находится ПТУ, наверное, теперь это лицей. У меня большие сомнения на счет того, что даже, если это здание простоит и триста лет, оно будет считаться памятником архитектуры.

К востоку от парка, вдоль проспекта Народного ополчения уцелело садоводство. В конце 50-х годов рабочим и служащим Ленинграда стали давать землю для ведения садоводческих хозяйств. Давали по 4 сотки, и строить на этой земле капитальные строения для проживания запрещалась, можно было только времянки и сараи для инструмента ставить. Садоводства эти давали совсем рядом с городом, например, здесь в Ульянке. Это уже потом в конце 70-х годов садоводства появились во Мшинской, Назии и далее везде, стали давать по 6 соток, и разрешалось строить там дачи.

Участки в садоводстве рядом с Александрино давали от Кировского завода, и называется оно "Кировец-1". Сегодня - это выглядит ужасно. Покосившиеся заборы обмотанные колючей проволокой, полуразрушенные халупы с разбитыми стеклами. Все это занесено снегом глубиной по пояс. В некоторых из этих построек явно живут бездомные.


В глубине садоводческого массива виднеются несколько дач, которые выглядят более пристойно. Одна из них охраняется кавказскими овчарками весьма устрашающего вида.

Несколько десятков садоводств сохранились на территории Петербурга. И, конечно, власти намереваются их снести и застроить эти земли. Хозяева же участков в большинстве своем оформили землю в собственность, и теперь изо всех сил пытаются отстаивать свои права.

Бывший достаточно обширный земельный участок под дачи, некогда принадлежавший младшей сестре Петра I Наталье, был поделен на две части в 1716 году. Сенатор, известный за пределами России дипломат, действительный тайный советник Петр Андреевич Толстой стал хозяином западной его части.

В 60-х годах XVIII века владельцем этой земли стал президент Адмиралтейств-коллегии, также успешный дипломат Иван Григорьевич Чернышев. Французу-архитектору Валлен-Деламоту он поручил разработать проект загородного особняка. Великолепное здание из камня в стиле классицизма(а в то время это было новое направление в России) закончили строить в 1746 году. Главная его часть походит на Таврический дворец - объемная и основательная центральная часть сопряжена с двумя продолговатыми флигелями длинными галереями, расходящимися в противоположные стороны.

В начале XIX века купец Ильин стал следующим хозяином имения, а в середине столетия усадьбу купил граф Шереметев Дмитрий Николаевич, который приходился правнуком фельдмаршалу Шереметеву. В 1835 году ему присвоено звание ротмистра Кавалергардского полка, позже он получает чин флигель-адъютанта, камергера и гофмейстера при Дворе Его Императорского Величества. Будучи в чинах и занимая одно из видных и влиятельных мест в числе придворных, он владел действительно огромным состоянием и несколькими знаменитыми усадьбами и дворцами. Архитекторы Бенуа и Мюллер были разработчиками проекта и создателями пейзажного парка, который впоследствии стал носить имя Александровского в честь своего хозяина. Название Александрино также распространилось и на все имение. Александр Шереметев стал последним владельцем усадьбы в предреволюционные годы.

После того как большевики национализировали Александрино, оно перевоплотилось в жилой дом с коммунальными квартирами. Большие комнаты перегородили, чтобы заселить как можно большее количество людей. А к главному залу отнеслись и вовсе непочтительно, организовав там подсобное хозяйство - приют для свиней.

Вышеперечисленные обстоятельства, а также бомбежки во время блокады Ленинграда и расположение в непосредственной близости к линии фронта подвергли усадьбу разрушению, едва ли ее не уничтожив.

В 1960-е годы благодаря реставрационному проекту архитектора Плотникова главный дом усадьбы и парк были отреставрированы, но флигели и интерьеры восстановлены не были. Сегодня здесь размещается художественная школа для детей. Здание представляет художественную ценность как пример классицизма в архитектуре, а также историческую - в том числе и как место, где делала привал Екатерина во время переезда в Петергоф.