Юриспруденция        16.06.2020   

Вопросы по экологии к егэ. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему: презентация "Задания ЕГЭ по экологии"

Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ

Часть A . Выберите один правильный ответ.

A 1. Какой уровень организации жизни изучает экология?

клеточный

молекулярный

видовой

биогеоценотический

A 2. Какова причина ярусного размещения растений в экосистеме смешанного леса?

недостаток минеральных веществ в почве

обилие света

неравномерное увлажнение почвы

конкуренция между видами

A 3. Какой из объектов можно назвать экосистемой?

пень с населяющими его организмами

семью грачей, гнездящихся на березе

популяцию береговых ласточек

совокупность особей ели в лесу

A 4. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?

обильные дожди летом

увеличение численности водных растений

пересыхание водоема

интенсивный отстрел животных

A 5. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

рубка деревьев

отстрел волков и лисиц

вытаптывание растений

разведение костров

A 6. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?

понижение температуры воздуха

изменение продолжительности светового дня

увеличение облачности

изменение атмосферного давления

A 7. Отношения между синицами и гусеницами называют хищничеством, так как

синицы и гусеницы обитают в одном лесу

синицы и гусеницы питаются сходной пищей

синицы поедают гусениц

A 8. Отношения между белками и дятлами называют конкуренцией, так как

белки поедают дятлов

дятлы нападают на белок

у них сходные болезни

они питаются сходной пищей

A 9. Как называют тип взаимоотношений между белым

грибом и дубом?

симбиоз

хищничество

конкуренция

A 10. Как называют тип взаимоотношений между собакой и пастбищным клещом?

конкуренция

симбиоз

хищничество

A11 . Почему консументы не могут существовать без продуцентов?

не способны без них размножаться

консументы - более молодая в эволюционном плане группа

продуценты - основной источник минеральных веществ

не способны синтезировать органические вещества из неорганических

A 12. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии?

энергия не передается от растений к животным

энергия освобождается в процессе фотосинтеза

основная часть остается в телах растений

энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и

рассеивается в окружающей среде

A 13. Почему Черное море считают устойчивой экосистемой?

расположено в теплом климате

обитает большое число видов

преобладает несколько видов с высокой численностью

характерно небольшое число пищевых цепей

A 14. О проявлении саморегуляции в экосистеме свидетельствует

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Экология в заданиях ЕГЭ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по биологии «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

3 слайд

Описание слайда:

Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии Содержательныеразделы Количество заданий Всяработа Часть 1 Часть 2 1. Биология как наука. Методы научного познания 2 1 1 2. Клетка как биологическая система 5-4 4-3 1 3. Организм как биологическая система 4-5 3-4 1 4. Система и многообразие органического мира 4 3 1 5. Организм человека и его здоровье 5 4 1 6. Эволюция живой природы 4 3 1 7. Экосистемы и присущие им закономерности 4 3 1

4 слайд

Описание слайда:

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года по БИОЛОГИИ Максимальный первичный балл за работу - 59. Номер задания Тема балл 17 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.Множественный выбор (без рисунка) 2 балла 18 Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.Установление соответствия 2 балла 21 Биологические системы и их закономерности.Анализ данных, в табличной или графической форме 2 балла 26 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. 3 балла Итого Первичный балл – 9 Вторичный балл - 22

5 слайд

Описание слайда:

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» Содержит задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере, умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

6 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 1. большим разнообразием видов; 2. разнообразными цепями питания; 3. незамкнутым круговоротом веществ; 4. преобладанием одного – двух видов; 5. влиянием антропогенного фактора; 6. замкнутым круговоротом веществ. Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

7 слайд

Описание слайда:

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется: 3, 4, 5 - характеризует агроценоз, 1, 2, 6 - естественный биогеоценоз. Ответ: 345

8 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) Алгоритм выполнения заданий на умение проводить множественный выбор: читаем вопрос; не глядя на предложенные варианты, даем максимум возможных ответов; выбираем 3 правильных ответа из предложенных; возможно, среди предложенных будут ответы, которые вы не рассматривали, - оцените их правильность; запишите 3 цифры по порядку возрастания.

9 слайд

Описание слайда:

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2) А) прибрежная растительность; Б) карп; В) личинки земноводных; Г) фитопланктон; Д) растения дна; Е) большой прудовик. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму) A Б В Г Д Е

10 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2) Продуценты - растения, консументы - животные. Ответ:122112 A Б В Г Д Е 1 2 2 1 1 2

11 слайд

Описание слайда:

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия Алгоритм решения заданий на умение устанавливать соответствие: читаете вопрос, устанавливаете область необходимых знаний; строго по порядку к А подбираете 1) или 2); записываете в таблицу цифру; переходите к Б, В, Г, Д, Е и повторяете алгоритм решения; записываете получившуюся последовательность цифр в бланк без пропусков и запятых; будьте внимательны!

12 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений. Численность белок зависит от урожая семян ели. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база. Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели. Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

13 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Изучите график зависимости численности белок от урожая семян ели. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений. Численность белок зависит от урожая семян ели. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база. Снижение численности белок влечет снижение урожая семян ели.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме Алгоритм решения заданий на анализ данных, в табличной или графической форме: читаем вопрос; переходим к графику, характеризуем оси; если оси имеют обозначение только x, y, подписываем карандашом размерность из задания; вычисляем и подписываем карандашом масштаб рядом с графиком; методом восстановления перпендикуляров находим искомую величину, даем ответ; в некоторых заданиях исследуются интервалы по тому же алгоритму

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26. Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации. Инструкция по решения заданий на обобщение и применение знаний в новой ситуации экологических закономерностях: Читаем вопрос Выписываем максимальное количество вариантов ответа на вопрос Выбираем два-три наиболее подходящие варианта ответа

16 слайд

Описание слайда:

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств Выполните задание и объясните метод его выполнения (по какому алгоритму)

17 слайд

Описание слайда:

Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств 1) самовоспроизведение, в основе которого лежит способность организмов к размножению; 2) устойчивость, способность выдерживать изменения, вызванные различными факторами; 3) саморазвитие, т. е. восстановление, смена сообществ.

18 слайд

Описание слайда:

Задание из сборника под ред. Г.С. Калиновой Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра. Пояснение. Для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра. В клетках багрянок содержится красный пигмент (фикоэритрин), который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

19 слайд

Описание слайда:

Ячмень, выращенный при разной длине дня: 1 – 16-ти часовой день; 2 – 10-ти часовой день; 3 – 8-ми часовой день Задание. К какой группе по необходимой длительности светового периода относится ячмень? Ответ поясните. Пояснение. Ячмень относится к длиннодневным растениям, так как для цветения и плодоношения ему необходимо более 12-ти часов светового дня.

20 слайд

Главная > Документ

Вопросы по экологии к ЕГЭ.

Из предложенных ответов выберите один правильный

    Наибольшая биомасса в биоценозе луга у: а- зелёных растений; б- бактерий; в- травоядных животных; г- плотоядных животных.

    Продуктивностью экосистемы называется: а- её суммарная биомасса; б- прирост этой биомассы за единицу времени; в- суммарная биомасса продуцентов; г- суммарная биомасса консументов.

    В середине лета рост многолетних растений, обитающих в средних широтах, замедляется или полностью прекращается. Какой фактор и какое изменение его служит причиной таких явлений: а- снижение температуры; б- уменьшение количества осадков; в- уменьшение длины дня; г- уменьшение интенсивности солнечного излучения.

    Назовите число звеньев, из которых состоит большинство пищевых цепей: а- 2-3; б- 3-5; в- 5-7; г- 7-9.

    У каждого вида животных и растений состояние зимнего покоя наступает лишь на определённой стадии развития. Назовите стадию развития, на которой наступает зимний покой у малярийного комара и бабочки-крапивницы: а- яйцо; б- личинка; в- куколка; г- взрослая особь(имаго).

    Назовите ученого-основоположника учения о биогеоценозах: а- В.В. Докучаев; б- В.Н. Сукачев; в- В.И. Вернадский; г- Н.И. Вавилов.

    Устойчивость численности популяций зависит, в частности, от таких показателей, как плодовитость и продолжительность жизни особей популяции. Укажите сочетание количественных значений этих показателей, при котором численность популяции будет наиболее устойчивой: а- малая плодовитость и малая продолжительность жизни; б- малая плодовитость и большая продолжительность жизни; в- большая плодовитость и малая продолжительность жизни; г- большая плодовитость и большая продолжительность жизни.

    У каждого вида растений и животных, обитающих в средних широтах, в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Как называется такое явление: а- модификационная изменчивость; б- чередование поколений; в- биологический ритм; г- жизненный цикл.

    Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3-5) число звеньев: а- ограниченное число видов организмов, входящих в состав биогеоценозов; б- большие потери энергии в цепях питания; в- небольшая продолжительность жизни представителей отдельных звеньев пищевых цепей г- формирование пищевой сети из нескольких пищевых цепей.

    Как называется совокупность обитающих в пресных водоёмах организмов, которая включает в себя следующие живые существа: сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли. простейшие, коловратки, мелкие ракообразные (дафнии. циклопы): а- бентос; б- планктон; в- биогеоценоз; г- продуценты.

    Какую интенсивность экологического фактора называют оптимальной для организма: а- наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма; б- наименьшую среди тех, при которых возможно существование организма; в- наибольшую среди тех, при которых возможно существование организма; г- изменение которой не сказывается на интенсивности жизнедеятельности организма.

    Как называются крайние значения интенсивности экологического фактора, при которых еще возможно функционирование организма:а- норма реакции; б- ограничивающие факторы; в- пределы выносливости; г- оптимальные значения.

    Как называется совокупность организмов, обитающих в пресных водоёмах, которая включает в себя следующие живые существа: гнилостные бактерии, губки, круглые и малощетинковые черви, пиявки, моллюски (перловицы, беззубки), крупные ракообразные, личинки многих насекомых, а также различные цветковые растения: кувшинки, рогоз, тростник: а- бентос; б- планктон; в- биогеоценоз; г- продуценты.

    В цепях питания происходит большая потеря энергии. Укажите ту часть энергии, которая переходит от одного звена пищевой цепи к другому: а- 0,1-0,5%; б- 1-2%; в- 5-20%; г- 25-50%.

    Представьте, что ниже перечисленные живые существа входят в состав одной пищевой цепи биогеоценоза. Кто из них является последним звеном этой пищевой цепи: а- кузнечики; б- змеи; в- растения; г- орел; д- лягушки.

    Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма: а- абиотический; б- ограничивающий; в- биотический; г- оптимальный.

    Укажите наиболее сложный наземный биогеоценоз: а- берёзовая роща; б- сосновый бор; в- дубрава; г- пойма рек.

    Назовите продуценты, которые в дубраве создают основную массу биологической продукции: а- однолетние и двулетние травянистые растения; б- многолетние травянистые растения; в- кустарники; г- деревья.

    Назовите ту последовательность групп организмов, входящих в состав биогеоценоза, которая обеспечивает преобразование энергии, поступающей в биогеоценоз, и передачу ее в цепях питания: а- консументы, продуценты, редуценты; б- редуценты, продуценты, консументы; в- продуценты, консументы, редуценты; г- консументы, редуценты, продуценты.

    Что является источником энергии для большинства естественных биогеоценозов: а- видимые лучи солнечного излучения; б- тепловая энергия; в- химическая энергия органических соединений; в- химическая энергия неорганических соединений; г- химическая энергия органических соединений.

    Назовите экологический фактор, ограничивающий распространение многих животных и растений к северу: а- нарушение характерного для средних широт чередования дня и ночи; б- недостаток пищи; в- недостаток тепла; г- избыток влаги.

    Что является первичным источником энергии в таком биогеоценозе, как озеро или пруд: а- тепловая энергия солнечного излучения; б- видимые лучи солнечного излучения; в- химическая энергия солнечного излучения; г- химическая энергия неорганических соединений.

    Укажите основное направление действия отбора в агроценозах: а- увеличение многообразия сортов и видов; б- создание организмов с максимальной продуктивностью; в- создание организмов, устойчивых к действию неблагоприятных факторов среды; г- создание устойчивой экологической системы

    Назовите экологический фактор, который для ручьевой форели является ограничивающим: а- скорость течения; б- температура; в- концентрация кислорода; г- освещённость.

    Укажите биотический фактор: а- свет; б- температура; в- скорость ветра; г- запах организма.

    Что в биогеоценозе является источником энергии и строительного материала для редуцентов: а- живые растения и животные; б- трупы и экскременты (выделения) растений и животных; в- энергия окисления неорганических веществ; г- световая энергия.

    Летом и зимой у насекомых может развиваться несколько поколений, а осенью развитие останавливается на зимующей стадии. Назовите фактор, который обусловливает такую особенность развития: а- температура; б- влажность; в- длина дня; г- доступность корма.

    Назовите вид борьбы за существование, результатом которой явилось формирование характерной для дубравы ярусности: а- межвидовая; б- внутривидовая; в- с неблагоприятными факторами среды.

    Как изменяется степень видового разнообразия живых существ по вертикали от верхних слоёв до дна океана: а- постоянно снижается; б- постоянно возрастает; в- сначала снижается, затем возрастает; г- сначала возрастает, затем снижается.

    Укажите абиотический фактор: а- вид особи противоположного пола; б- кормление; в- предостерегающая окраска; г- механический состав почвы.

    Укажите наиболее светолюбивые растения дубравы: а- клён, яблоня, груша; б- дуб, ясень, липа; в- травянистые растения; г- лещина, бересклет, крушина, калина.

    Назовите основную особенность, по которой одну из групп живых существ называют автотрофными: а- синтезируют органические вещества из неорганических; б- способны обеспечивать себя энергией; в- способны синтезировать любые вещества; г- способны преобразовывать химические соединения.

    Укажите наиболее теневыносливые растения дубравы: а- клён, яблоня, груша; б- дуб, ясень, липа; в- травянистые растения; г- лещина, бересклет, крушина, калина.

    Существуют факторы, которые делают один биогеоценоз более устойчивым, чем другие. Найдите эти факторы среди ответов и укажите то явление, которое НЕ относится к таким факторам: а- большее число пищевых цепей; б- большее видовое разнообразие; в- большая плодовитость представителей видов, входящих в состав биогеоцноза; г- большая продолжительность жизни представителей видов, входящих в состав биогеоцноза.

    Назовите группу животных, представители которой имеют в биогеоценозе дубравы большее значение, чем животные других групп: а- крупные растительноядные копытные; б- растительноядные насекомые; в- хищные птицы; г- хищные насекомые.

    Укажите ответ, в котором перечислены все наземные позвоночные животные, которых относят к группе гомойотермных, способных поддерживать температуру своего тела на высоком и постоянном уровне: а- только птицы; б- только млекопитающие; в- пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие; в- только птицы и млекопитающие.

    Какое явление условно называется «биологическими часами»: а- фотопериодизм – реакция организмов на изменение продолжительности дня; б- способность живых существ ориентироваться во времени; в- возрастные изменения организмов; г- сезонные изменения, заключающиеся в структурно – функциональных и поведенческих изменениях живых существ.

    В чём заключается закономерность, называемая правилом экологической пирамиды: а- представители каждого следующего звена пищевой цепи имеют более крупные размеры, чем представители предыдущего звена; б- масса вещества, служащего пищей для следующего звена пищевой цепи, всегда больше массы вещества этого звена; в- число особей, входящих в состав каждого следующего звена пищевой цепи, всегда меньше числа особей предыдущего звена; г- в каждое последующее звено пищевой цепи поступает меньше энергии, чем поступило её в предыдущее звено.

    Существует несколько основных причин, ведущих к изменению биогеоценозов. Какая из этих причин ведёт к самой быстрой смене биогеоценозов: а- изменение климатических условий; б- изменение среды обитания самими живыми организмами; в- воздействие антропогенных факторов; г- эволюционные изменения органического мира.

    Назовите среду обитания живых организмов, которая по сравнению с другими является наиболее сложной и непостоянной, требует более высокого уровня организации живых существ, способных существовать в ней и использовать её ресурсы: а- водная; б- наземно – воздушная; в- почвенная; г- тела других организмов.

    Назовите основное условие, при котором между двумя разными видами возникает конкуренция: а- общность ареала; б- сходные потребности; в- одинаковая интенсивность размножения; г- входят в состав одной пищевой цепи.

    Назовите группу организмов, представителям которой принадлежит ведущее значение в процессе смены наземных биогеоценозов: а- травоядные животные; б- хищные животные; в- расте6ния; г- бактерии и грибы.

    Назовите фактор, значения которого в большинстве случаев имеет наименьшую значимость для живых существ, обитающих в почве: а- механические свойства; б- химический состав; в- влажность; г- температура.

    Какова в биосфере доля биомассы: а- 0,001 %; б- 0,01%; в- 0,1%; г- 1%.

    Какова в биомассе биосферы доля массы зелёных растений суши: а- 13%; б- 38%, в- 52%, г- 97%.

    Назовите расстояние на котором формируется озоновый слой, отражающий губительные для живых организмов космические излучения и ультрафиолетовые лучи: а- 5-7 км; б- 7-15км; в- 15-35 км; г-35-75 км.

    Назовите химическое соединение из которого в нижних слоях стратосферы под действием солнечного излучения образуется озон: а- СO2; б- О2; в- Н2О; г- Н2О2.

    В какое время года «дыры» в озоновом слое наиболее крупные: а- летом; б- весной; в- зимой; г- осенью.

    а- сведения лесов

    В1: вместо точек подберите соответствующие слова:

    1.Реакция организмов на продолжительность дня -------……………………

    2.Различают три группы экологических факторов: …………………………

    3Рельеф, почва, климат, воздух - это ……………………факторы.

    4.Сообщество организмов, населяющих одну территорию, взаимосвязанных цепями питания и влияющих друг на друга, …………………

    5. Количество живого вещества, выраженного в единицах массы или энергии, приходящееся на единицу площади или объёма, ……………………….

    6Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни, -………………..

    7.Хемо-и-фотосинтезирующие бактерии, зелёные растения - это…………..

    8.Разрушители органических остатков – это…………………………………..

    9.К редуцентам относятся ………………….

    10.Длина пищевой цепи лимитируется ……………………………………….

    11.Биологическая продуктивность биоценозов определяется ………………

    12.Число видов растений и животных, образующий данный биогеоценоз …………………………

    13.Количество особей данного вида на единицу площади или объема …………

    14.Смена одних видов сообществ другими за определённый период времени …………………….

    15. Геологическая оболочка Земли, населённая живыми организмами - ………….……………….

    16. Универсальными биогенными элементами являются …………………………………………

    17. Живое вещество в биосфере выполняет 3 основные функции………………………………..

    18. На процесс фотосинтеза особенно сильно влияет колебание содержания в атмосфере………….

    19. Наиболее безвредно и целесообразно в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур использовать …………….. методы борьбы.

    20. Наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации и функции живых организмов - ……………………

    21. Охрана и упорядочение промысла ряда животных проводится с целью …………. численности особей.

    22. Существование вида в форме …………. служит причиной его широкого расселения и жизни в разных условиях в приделах вида.

    23. Искусственное сообщество, созданное в результате хозяйственной деятельности человека, называют ……………..

    24. Характер взаимоотношений между лосями и зайцами, которые питаются сходной пищей, называют ……………….

    25. Хищники выполняют функцию ……………… численности в экосистеме, ограничивая численность растительноядных животных до определённого предела, не уничтожая их полностью.

    В2: из предложенных ответов выберите 3 правильных:

    1. К автотрофным организмам относятся:

    а- фотосинтетики; б- млекопитающие; в- хемосинтетики; г- продуценты; д- консументы; е- редуценты.

      К гетеротрофным организмам относятся:

    а- фотосинтетики; б- травоядные животные; в- консументы; г- плотоядные животные; д- редуценты; е- продуценты.

      Каково значение круговорота веществ в биосфере:

    а- обеспечивает приток энергии из вне; б- способствует образованию приспособленности организмов к среде; в- поддерживает биологические ритмы; г- обеспечивает многократное использование веществ; д- в его основе лежат пищевые связи между организмами; е- в его основе лежат территориальные связи между организмами. В3: 1.Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий:

    а- выветривание горных пород

    Б- появление травянистых растений, кустарников в- образование тончайшего слоя почвы г- появление бактерий, водорослей, накипных лишайников д- заселение мхов и кустистых лишайников е- появление лесных сообществ 3. Какие из приведённых ниже положений относятся к агроценозам (А), а какие – к биогеоценозам (Б):

      состоят из большого числа видов

      способны к саморегуляции

      не способны к саморегуляции

      состоят из небольшого числа видов

      все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву

      значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.

      Единственным источником энергии является солнечный свет

      основной движущей силой эволюции является искусственный отбор

      основной движущей силой эволюции является естественный отбор

      процветание, сохранение и высокая продуктивность организмов связаны с деятельностью человека

    1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

    2 Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

      Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.2

      Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей – к консументам первого порядка?

    1.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. 2.Чем характеризуется биологическое разнообразие? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЕГЭ ПО ТЕМЕ « ЭКОЛОГИЯ И БИОСФЕРА» ЧАСТЬ А: 1-а 2-а 3-б 4-б 5-в 6-б 7-г 8-б 9-б 10-в 11-б 12-б 13-а 14-в 15-а 16-в 17-г 18-б 19-в 20-г 21-в 22-а 23-в 24-б 25-б 26-в 27-г 28-б 29-в 30-а 31-в 32-г 33-б 34-а 35-в 36-в 37-б 38-г 39-б 40-б 41-в 42-б 43-а 44-б 45-б 46-в 47-г 48-г 49-г 50-в 51-б 52-в 53-б 54-а 55-а 56-г 57-г 58-а 59-в 60-в 61-а 62-г 63-а 64-б 65-а 66-в 67-г 68-г 69-г 70-б 71-б 72-г 73-а 74-в 75-а 76-а 77-а 78-в 79-а 80-г 81-а 82-г 83-в 84-г 85-в 86-в 87-б 88-а 89-б 90-а 91-г 92-а 93-в 94-б 95-г 96-в 97-а 98-г 99-а 100-б 101-а 102-б 103-а 104-в 105-б 106-а 107-а 108-г 109-а 110-г 111-в 112-в 113-б 114-г 115-б 116 а 117-б 118-в 119-в 120-а 121-а 122-б 123-г 124-г 125-б 126-г 127-а 128-в 129-в ЧАСТЬ В: В1 1- фотопериодизм 2- абиотические, биотические, антропогенные. 3- абиотические 4- биоценоз 5- плотность жизни 6- анабиоз 7- продуценты 8- редуценты 9- бактерии 10- потерей энергии 11- биомассой 12- видовой состав 13- плотность популяции 14- сукцессия 15- биосферы 16- CNHO 17- окислительно-восстановительную, газовую, концентрационную 18- углекислого газа 19- биологические 20- бионика 21- регуляции 22- популяции 23- агроценозом (агроэкосистемой) 24- конкуренцией 25- регуляции В2 1- а в г 2- б в г 3- а г д В3 1- а г д в б е 3- А 3 4 6 8 1 0

    С1(1) Они образуют органические вещества из неорганических и относятся к продуцентам. С1(2) Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы (нарушению водного и воздушного режима корней) и угнетению растений. С2(1) 1. Перегной – комнатная муха – паук-крестовик – болотная синица – ястреб. 2. Консумент третьего порядка – большая синица. С2(2) 1. Совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка. 2. Мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка. С4(1) 1. Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами – способствующей защите от испарения; 2. Появление слаборазвитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3. Появление механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4. Образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве. С4(2) 1. Генетической неоднородностью особей в популяции;

      Книга
  1. Методические рекомендации по составлению заданий и организационно-методическому обеспечению школьного и муниципального этапов (1)

    Методические рекомендации
  2. Методические рекомендации по составлению заданий и организационно-методическому обеспечению школьного и муниципального этапов (2)

    Методические рекомендации

Итоговое тестирование по экологии в форме ЕГЭ

1. Какой уровень организации жизни изучает экология?

1) клеточный

2) молекулярный

3) видовой

4) биогеоценотический

2. Какова причина ярусного размещения растений в экосистеме смешанного леса?

1) недостаток минеральных веществ в почве

2) обилие света

3) неравномерное увлажнение почвы

4) конкуренция между видами

3. Какой из объектов можно назвать экосистемой?

1) пень с населяющими его организмами

2) семью грачей, гнездящихся на березе

3) популяцию береговых ласточек

4) совокупность особей ели в лесу

4. Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?

1) обильные дожди летом

2) увеличение численности водных растений

3) пересыхание водоема

4) интенсивный отстрел животных

5. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

1) рубка деревьев

2) отстрел волков и лисиц

3) вытаптывание растений

4) разведение костров

6. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?

1) понижение температуры воздуха

2) изменение продолжительности светового дня

3) увеличение облачности

4) изменение атмосферного давления

7. Отношения между синицами и гусеницами называют хищничеством, так как

1) синицы и гусеницы обитают в одном лесу

2) синицы и гусеницы питаются сходной пищей

3) синицы поедают гусениц

8. Отношения между белками и дятлами называют конкуренцией, так как

1) белки поедают дятлов

2) дятлы нападают на белок

3) у них сходные болезни

4) они питаются сходной пищей

9. Как называют тип взаимоотношений между белым

грибом и дубом?

3) хищничество 4) конкуренция

14. Как называют тип взаимоотношений между собакой и пастбищным клещом?

1) конкуренция

2) симбиоз

3) хищничество

15. . Почему консументы не могут существовать без проду¬центов?

1) не способны без них размножаться

2) консументы — более молодая в эволюционном плане группа

3) продуценты — основной источник минеральных веществ

4) не способны синтезировать органические вещества из неорганических

16. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии?

1) энергия не передается от растений к животным

2) энергия освобождается в процессе фотосинтеза

3) основная часть остается в телах растений

4) энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и

рассеивается в окружающей среде

17. Почему Черное море считают устойчивой экосистемой?

1) расположено в теплом климате

2) обитает большое число видов

3) преобладает несколько видов с высокой численностью

4) характерно небольшое число пищевых цепей

18. О проявлении саморегуляции в экосистеме свидетельствует

1) увеличение численности сов при увеличении численности

2) смена экосистем вследствие изменения климата

3) быстрое размножение многих видов

4) исчезновение многих видов в результате деятельности человека

19. Почему в агроэкосистеме пшеничного поля в отличие от экосистемы заливного луга незамкнутый круговорот веществ?

1) в агроэкосистеме отсутствуют редуценты

2) в ней не используется солнечная энергия

3) образуется мало органических веществ

4) нарушается перенос веществ в цепях питания

20. Как изменяется биомасса водорослей в водах Мирового океана с глубиной?

1) сначала увеличивается, потом уменьшается

2) остается неизменной

3) увеличивается

4) уменьшается

21. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет

1) к накоплению в атмосфере кислорода

2) к увеличению прозрачности атмосферы

3) к увеличению плотности атмосферы

4) к накоплению в атмосфере углекислого газа

22. Организмы продуценты, консументы, редуценты - основные структурные компоненты

1) биогеоценоза

3) популяции

4)биосферы

23. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней

1) лисица —» дождевой червь —* еж —+ листовой опад

2) листовой опад —> дождевой червь — еж —> лисица

3) еж —> дождевой червь —» листовой опад —» лисица

4) еж —> лисица —* дождевой червь —> листовой опад

24. Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) ястреб — дрозд —> гусеница —» крапива

2) крапива —» дрозд —> гусеница —> ястреб

3) гусеница —» крапива —» дрозд —» ястреб

4) крапива —> гусеница —* дрозд —> ястреб

Выберите три ответа из шести.

В 1. К консументам относятся

1) зеленые растения;

2) животные;

3) автотрофные бактерии;

4) гетеротрофные растения;

В 2. Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам?

1) совокупность популяций белок в лесу

3) озеро Байкал

4) совокупность всех видов растений в озере

5) морских млекопитающих

6) пруд с обитающими в нем организмами

Установите соответствие.

В 3. Установите соответствие между обитателями пруда и звеньями экосистемы, к которым они относятся:

Обитатели пруда Звенья экосистем

1) прибрежная растительность А) продуценты

2) карп Б) консументы

3) личинки земноводных

4) Фитопланктон

5) Растения дна

6) Большой прудовик

В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ

1) постоянство газового состава атмосферы А) биотические

2) изменение толщины озонового экрана

3) изменение влажности воздуха Б) абиотические

4) изменение численности консументов

5) изменение численности продуцентов

Установите последовательность.

В 5. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи располагаются указанные организмы.

A) лягушка

B) голый слизень

Г) капуста

В 6. Установие в какой последовательности располагаются уровни организации живого:

А) биоценотический

Б) видовой

В) популяционный

Г) биогеоценотический

Д) организменный

Е) биосферный

С 1. Объясните, почему сокращение численности выдр сначала ведет к возрастанию численности рыб, а затем к их сокращению.

С 2. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

С 3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Мутуализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

Прочитайте текст и выполните задания.

Биосфера - это часть биологической оболочки Земли, свойства которой определяются активностью живых организмов. Учение о биосфере создано русским геохимиком В. И. Вернадским. По его словам, биосфера - это оболочка, где существует или существовала жизнь.

Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов - уголь, нефть, газ - биогенные вещества. В глубину твёрдой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторожденияз).

В атмосфере границы распространения жизни ограничиваются озоновым экраном на высоте около 20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи Солнца.

Всю массу организмов всех видов Вернадский назвал живым веществом Земли, которые постоянно в ходе обмена веществ перераспределяют химические элементы в природе, осуществляют круговорот веществ.

Жизнью создан на поверхности суши почвенный слой. В нём так тесно связаны между собой минеральные компоненты, разлагающиеся органические вещества и многочисленные микроорганизмы, что Вернадский отнёс её к особым, биокосным телам природы. Такой же биокосный состав имеют и воды Мирового океана, насыщенные бесчисленными обитателями до дна самых глубоких впадин в 10-11 км.

Косное вещество биосферы образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют. Например, изверженные горные породы.

Часть биосферы, находящуюся под влиянием активной деятельности человека, называют ноосферой - сферой человеческого разум. Чаще всего влияние человечества на биосферу губительно, что в свою очередь губительно и для человечества.

С 4. Прочитайте текст. Внесите недостающие сведения в таблицу

Компонент

Краткая характеристика

Примеры

Живое вещество

Совокупность живых организмов и продуктов их жизнедеятельности

Образуется процессами, в которых живые организмы не участвуют

Изверженные горные породы

Биогенное вещество

Уголь, нефть, газ

Образуется в результате совместной деятельности организмов и тел неживой природы

С 5. На основании текста ответьте на вопрос: что является верхней и нижней границами биосферы?

С6. На основании текста выскажите и обоснуйте предположение: в чём заслуга научных идей В. И. Вернадского?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«БИОСФЕРА»

(теоретическая часть)

тесты в форме ЕГЭ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

9 – 11 КЛАСС


подготовила

учитель биологии

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.


С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.


Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    заповедниках 3) заказниках биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:
    экосистемой 3) биосферой ноосферой 4) видом
А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:
    абиотические факторы 3) живые организмы антропогенные факторы 4) биологические ритмы
А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:
    ослабляет конкуренцию между видами изменяет среду их обитания способствует удлинению цепей питания влияет на сезонные изменения в природе
А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:
    гидросферы 3) литосферы атмосферы 4) жизни на Земле
А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :
    применение удобрений 3) эрозия, засоление создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений
А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:
    более простые позволяют получить экологически чистую продукцию не требует специальных условий не требует квалифицированного труда
А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:
    биогеоценозом 3) биосферой агроценозом 4) опытной станцией
А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
    животные 3) грибы бактерии 4) растения
А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:
    непериодическим 3) абиотическим антропогенным 4) биотическим
А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:
    синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса
А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является
    тип животного 3) царство отдел растения 4) биогеоценоз
А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:
    создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов орошение земель 4) осушение болот
А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?
    газовая 3) концентрационная окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая
А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:
    кислород 3) климат живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:А. растения Г. бактерииБ. биокосное вещество Д. биогенное веществоВ. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:
    создание заповедников расширение площади агроценозов повышение продуктивности агроценозов борьба с вредителями сельскохозяйственных растений
А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:
    саморегуляции 3) изменения экосистемы колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы
А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:
    биогеоценозах 3) биоритмах ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме
А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:
    защитить биосферу от загрязнения повысить продуктивность агроценозов ускорить круговорот веществ в биосфере замедлить круговорот веществ в биосфере
А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:
    биосферой 3) биосферой биогеоценозом 4) заказником
А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)
    абиотические факторы 3) антропогенные факторы ограничивающие факторы 4) живое вещество
А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:
    нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции
А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…
    создании литосферы 3) создании Мирового океана преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков
А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
    изменении атмосферного давления регулировании численности популяции промысловых животных сокращении биоразнообразия создании новых сортов растений и пород животных
А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:
    круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов смены экосистем 4) возникновения новых видов
А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:
    в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом по цепям питания 4) со сточными водами
А12. Впервые название «Биосфера» было дано:
    К Линнеем 3) В.И. Вернадским Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым
А13. Биосфера существует в основном за счет:
    космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии внутрипланетарной тепловой энергии космической энергии энергии Солнца
А14. Верхняя граница биосферы ограничена:
    высотой полета птиц 3) озоновым слоем высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:А. накопительная Г. концентрационнаяБ. окислительно-восстановительная Д. газоваяВ. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:
    биологическим ритмом 3) саморегуляцией круговоротом веществ 4) миграцией атомов
А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:
    обмене веществ 3) круговороте веществ саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов
А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:
    усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания возникновению цепей питания 4) смены экосистемы
А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:
    улучшению минерального питания растений гибели лесов в ряде регионов земного шара улучшению водного обмена у растений усилению фотосинтеза
А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:
    окислительно-восстановительной 3) биогеохимической газовой 4) концентрационной
А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:
    охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы
А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:
    заказником 3) сообществом агроэкосистемой 4) лесопарком
А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:
    агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы
А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:
    газовая 3) запасающая концентрационная 4) окислительно-восстановительная
А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:
    биотических и химических компонентов биотических и мертвых компонентов живых и химических компонентов биотических и абиотических компонентов
А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:
    животных, включая человека 3) растений и человека растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек
А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:
    биохимическим 3) биогеохимическим химическим 4) биологическим
А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:
    заповедниках 3) заказниках
2) биогеоценозах 4) природных парках
А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:
    обмен веществ 3) круговорот веществ смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Назовите компоненты и границы биосферы.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

номер вопроса