А. Гладкий        13.04.2020   

Австро венгрия 1867. Разрушение австро-венгерской империи не принесло центральной европе мира. Идея расчленения Австро-Венгерской империи

Символично, что стартовать на чемпионате Европы наследникам некогда великой Австро-Венгерской империи предстояло в очной встрече. Именно их противостояние открывало борьбу в группе "F", для команд которой главное первенство континента начиналось позже всех. При этом результат противостояния на арене "Матмю Атлантик" в Бордо имел огромное значение, поскольку победа позволяла всерьёз рассчитывать на выход в плей-офф турнира. Таким образом, было весьма любопытно посмотреть на что окажутся способны команды.

В роли фаворита к матчу подходили австрийцы. Команда Марселя Коллера выиграла свою отборочную группу, не проиграв ни одного матча и лишь однажды потеряв очки. "Орлы", собравшие весьма боеспособный состав, опередили россиян, шведов и черногорцев и поехали во Францию не благодаря изменениям в регламенте турнира, а благодаря собственной работе и хорошим результатам. Как следствие, амбиции сборной Австрии и её болельщиков на Евро-2016 не ограничивались только лишь участием. К тому же, далеко не самый тяжёлый жребий в группе позволял подопечным Коллера рассчитывать на выход из квартета. Свои же амбиции австрийцам предстояло продемонстрировать на деле, начиная с матча против Венгрии.

Соперник Австрии, в свою очередь, не рапортовал о больших целях. Венгры, попавшие на чемпионат Европы впервые с 1972 года, были рады уже самим этим фактом. И это же являлось их преимуществом - команда Бернда Шторка абсолютно не испытывала давления, поскольку считалась случайным гостем Евро и откровенным аутсайдером. В случае неудачи, венгров никто не упрекнёт, тогда как любой положительный результат будет оценён по достоинству. Когда команде нечего терять, она может преподнести большой сюрприз - именно поэтому игра в Бордо вызывала дополнительный интерес.

И встреча началась под стать ожиданиям. Уже на тридцатой секунде Австрия едва не распечатала ворота Кирайи, которому не помогли дотянуться до удара Алабы даже фирменные штаны, но Венгрию спасла штанга! За свою команду попытался ответить Кляйнхаслер, однако его попытка вышла гораздо более скромной и Альмер без проблем забрал мяч. Стоит отметить, что дебют встречи прошёл в хорошем темпе и, что самое любопытное, практически без остановок. Первое нарушение в матче было зафиксировано только на десятой минуте.

Алаба, являющийся главной звездой сборной Австрии, вновь оказался в центре внимания, когда ворвался в штрафную, откликнулся на фланговую передачу от Арнаутовича и в касание пробил низом - Кирайи был начеку и сыграл надёжно. Венгры снова попробовали ответить дальним ударом, но и на этот раз для австрийцев не было ничего опасного, ибо игровой снаряд прошёл намного выше ворот. В целом, команда Бернда Штока старалась не садиться глубоко в оборону, а пыталась встречать австрийцев выше и регулярно проводить свои позиционные атаки. При этом у футболистов сборной Венгрии достаточно неплохо держался мяч и по количеству передач они даже превосходили своих оппонентов.

К середине тайма Венгрия уже владела территориальным преимуществом, однако извлечь из него какие-то дивиденды подопечным Шторка не удавалось. Австрия не допускала грубых ошибок в обороне, а венгерские атакующие игроки не отличались креативом, и не ставили перед защитниками "орлов" по-настоящему сложных задач. У команды Коллера очень активным был Алаба, который поспевал везде, однако партнёры Давида были гораздо инертнее и не оказывали ему достойной помощи в организации атакующих действий.

На 35-й минуте Австрии удалось наконец-то создать момент без стараний Алабы. Это Янко поборолся и головой скинул мяч на Юнузовича, который не стал ничего выдумывать и хлёстко пробил, но Кирайи продемонстрировал хорошую реакцию и перевёл мяч на угловой! Ответ Венгрии не заставил себя ждать: австрийцы обрезались в середине поля, пошла быстрая контратака, которую ударом с правого края завершал Джуджак - мяч прошёл рядом со штангой! В итоге, первый тайм завершился вничью, что выглядело закономерно на фоне абсолютно равной игры.

В перерыве оба наставника обошлись без замен, а их команд с новыми силами и эмоциями начали вторую половину на весьма приличных скоростях. Соперники обменялись фланговыми выпадами, после одного из которых Янко мог нанести удар из хорошей позиции, но немного замешкался и возможность упустил. Австрия пыталась обозначить своё желание завладеть инициативой, но Венгрия не желал отдавать нити игры в руки противника. Об этом напомнил Джуджак, который из-за пределов штрафной мощным ударом проверил бдительность Альмера - голкипер потащил удара Балажа!

По сравнению с первым таймом, Австрия чуть больше владела мячом, но от этого не было никакого толку, ибо Кирайи не вступал в игру. А по истечении часа игры Венгрия взяла и открыла счёт, шокировав болельщиков "орлов" и ввергнув своих фанатов в экстаз. Кляйнхаслер протащил мяч и вскрыл оборону передачей на Сцалаи, тот избежал положения вне игры и в падении протолкнул мяч мимо голкипера - 0:1!

Но вовсе не факт пропущенного гола был самым страшным для Австрии, ибо через пару минут команда Коллера осталась в меньшинстве. По ходу атаки "орлов" Драгович так рьяно боролся за мяч, что врезал по ногам защитнику венгров и увидел перед собой вторую жёлтую карточку. Положение австрийцев стало сверхсложным, ибо им необходимо было отыгрываться, имея на одного игрока меньше. Пока же они обдумывали, как им выбираться из критического положения, Венгрия чуть не забила второй - Немет классно пробил в дальний, но Альмер дотянулся!

Австрия выглядела растерянно, постоянно пропускала контратаки и будь венгры чуть помастеровитее, исход противостояния был бы решён заранее. А так пришлось ждать до 87-й минуты, когда вышедший на замену Штибер убежал на свидание с Альмером практически с центра поля и точно пробил в дальний угол - 0:2! Арбитр компенсировал пять минут, но Австрия уже была повержена.

Венгрия шокировала Австрию, добыв абсолютно заслуженную победу.

Не пропустите! Турнирная таблица, статистика и новости .

Игорь Павелко

Союзница Германии - Австро-Венгрия - была одним из крупнейших государств довоенной Европы: на площади в 625 тыс. км проживало 52,7 млн жителей. Ее политическое устройство отличалось своеобразием. Австро-Венгрия являлась дуалистической монархией, верховная власть в которой реально принадлежала дому Габсбургов, т.е. австрийскому монарху .

Относительная отсталость экономики Австро-Венгрии - в сравнении с ведущими европейскими странами - консервировалась крайней неравномерностью уровней хозяйственного развития, пестротой укладов народов, входивших в это, во многом искусственное и рыхлое, государственное образование. Острые национальные противоречия в Австро-Венгрии, составленной как лоскутное одеяло из клочков земель, частично завоеванных, частично унаследованных, подпитывались системой национального гнета, неравноправного положения венгров по отношению к австрийцам, чехов - по отношению к словакам, поляков - по отношению к австрийцам и т.д., сдерживали социально-экономическое развитие.

Но все же в империи складывался монополистический капитализм. Так, шесть крупных монополистических объединений сконцентрировали в своих руках добычу почти всей железной руды и 92% производства стали. В 1907 г. число акционерных обществ достигло 648 (в 1896 г. - 449). Австрийский капитал был зависим прежде всего от германского монополистического капитала. Монополии Германии осуществляли контроль над наиболее прогрессирующими, новыми отраслями экономики - электротехнической, химической, машиностроительной и другими, захватили ключевые позиции в металлургии. Одновременно немецкий капитал успешно конкурировал и в зонах, традиционно контролировавшихся австро-венгерским капиталом на Балканах (Болгария, Сербия), в Румынии и Греции.

Начало XX в. ознаменовалось в Австро-Венгрии подъемом национально-освободительного движения, ростом влияния профессиональных союзов, рабочих партий, в том числе и социал- демократической, усилением рабочего движения.

Подъем оппозиционной правящему режиму борьбы привел к реформе избирательного права. В 1907 г. рейхсрат утвердил новый закон, вводивший всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 24-летнего возраста). Несмотря на ряд ограничений (избирательного права были лишены женщины, предусматривался ценз оседлости, неравномерно распределялись выборные округа и т.д.) закон был шагом к демократизации устаревшей системы социально-политических отношений в стране. Социал-демократическая партия , которая являлась наиболее последовательным проводником избирательной реформы, стала влиятельной силой политического спектра империи.

На фоне роста левых, оппозиционных одряхлевшему монархическому режиму движений усиливается борьба за восстановление национальной независимости практически во всех частях Австро- Венгрии. Так, 1905-1906 гг. отмечены вспышкой национальных противоречий внутри господствующих элит Австрии и Венгрии. Партия независимости и 1848 г. выступила за фактическое отделение от Австрии, требуя создания национальных институтов государственной власти (венгерской армии, национального банка, установления четких границ государства, в том числе и таможенной). Эти требования поддержал венгерский сейм, угрожая властям империи в случае их невыполнения отказом венгров от рекрутской повинности и прекращением уплаты имперских налогов.

Франц Иосиф I

Режиму Габсбургов удавалось в каждом случае подавлять многочисленные националистические движения, умело используя проверенную со времен Римской империи тактику кнута и пряника в сочетании с методом «разделяй и властвуй».

Сравнительно отсталая в экономическом отношении, раздираемая внутренними противоречиями, Австро-Венгрия тем не менее активно готовилась к войне. Не имея многочисленных колоний за пределами государства, она, подобно Российской империи, пыталась удержать по сути полуколониальные народы в составе своих государственных границ. Внешняя политика Австро-Венгрии была экспансионистской, направленной прежде всего на близлежащие государства - Сербию, Болгарию, Грецию и др.

Обострение Балканского вопроса в начале XX в. ускорило процесс милитаризации страны, рост захватнических настроений в ее руководстве.

В начале XX в. Италия, формально заключившая союз с Австро-Венгрией и Германией (Тройственный союз, 1882), все больше сближалась с державами Антанты. У Италии были претензии и к Франции и к Австро- Венгрии, так что итальянское правительство не знало, к какому военному блоку присоединиться. На рубеже XIX-XX вв. Италия выделялась достаточно устойчивыми темпами экономического роста. Экономический кризис начала XX в. не оказал на ее хозяйство заметного негативного влияния. Так же как и в прочих странах, в Италии в этот период утверждается несовершенный режим рынка. Монополии возникали и развивались в банковской сфере, отраслях тяжелой промышленности, на транспорте. Относительная слабость отечественного капитала, несмотря на весьма последовательную протекционистскую политику государства, способствовала активному проникновению в экономику иностранных монополий. Тяжелый экономический кризис 1908 г. резко ускорил процесс монополизации наиболее передовых отраслей, таких, как машиностроение и особенно автомобилестроение, а также старых - металлургической и текстильной.

В 1866 году, после поражения в войне с Пруссией, власти страны во главе с императором Францем Иосифом I пришли к осознанию необходимости внутренней реорганизации государства. Вена отказалась от участия в Германском государстве. В результате австрийцы стали формироваться в общность, отдельную от немцев, хотя это самосознание возобладало только после Второй мировой войны.

В 1867 году был оформлен Компромисс, означавший создание дуалистической Австро-Венгерской монархии. Австро-Венгрия подразделялась на Цислейтанию и Транслейтанию (Королевство венгров). В состав Цислейтании, помимо исторической Австрии, вошли Силезия, Богемия, Моравия, Горица, Галиция, Буковина, Далмация, Крайна, Истрия и порт Триест. У обеих составных частей империи имелись собственные правительства, общими оставались внешняя и оборонная политика и их финансирование. Вторая половина XIX — начало XX веков стали временем существенного экономического и культурного развития страны.

Несмотря на стабилизирующий эффект провозглашения дуалистической монархии, принцип паритетного правления таил в себе угрозы стабильности в будущем. Повышение статуса венгров в делах управления империей вызвало рост ожиданий относительно аналогичного увеличения прав у других народов, в первую очередь — чехов.

Стали возникать концепции федерализации империи или, по меньшей мере, придания славянскому населению влияния, сопоставимого с австрийским и венгерским (триализм). Все они были крайне негативно встречены неславянским населением, причём представители венгерской политической элиты традиционно были в числе наиболее последовательных и непримиримых противников триализма, который мог лишить их занимаемого привилегированного положения.

Усиление в империи славянского компонента создавало угрозу роста влияния на населённые славянами территории со стороны Сербии и России. Сербия претендовала на объединение южных славян в рамках одного государства (а после оккупации в 1878 году и аннексии в 1908 году Боснии и Герцеговины Австро-Венгрия оказалась страной с самым большим южнославянским населением). Российская империя же традиционно воспринималась как главная защитница интересов славянства в целом и обвинялась австро-венгерской пропагандой во вмешательстве во внутренние дела Австро-Венгрии.

Идея «славянской угрозы» становилась весьма популярной в консервативных и националистических кругах, и ликвидация этой потенциальной опасности в итоге превратилась в одну из важнейших задач внешней политики империи, а затем — и в главную цель Австро-Венгрии в большой европейской войне. Военный разгром Сербии стал казаться единственным шансом вновь обеспечить долговременную внутриполитическую стабильность, причём, осознавая, что новые территориальные приобретения в случае победы приведут только к дополнительным проблемам этно-политического характера в стране с и без того сложной обстановкой, власти Австро-Венгрии изначально не планировали значительных захватов.

Австрия и Австро-Венгрия (1814-1914 pp.)

Территории, находившиеся под управлением императора Франца I после завершения наполеоновских войн, можно условно разделить на пять основных частей, населенных разными народами, с отличными формами управления для каждой части.

1. Наследственные земли Габсбургского дома во главе с австрийским эрцгерцогство, разделены на 10 отдельных провинций (немецкоязычные).

2. Ломбардо-Венецианское королевство, населенное итальянцами.

3. Земли Богемского (Чешского) королевства в составе трех провинций - Чехии, Моравии и Австрийской Силезии.

4. Галичина (включая т. Н. Западную Галицию с центром в Кракове) и Буковина.

5. Земли "короны св. Стефана» - Венгерское королевство, княжество Трансильвания, королевства Хорватии и Словении и сербская провинция Воеводина.

Управление этой лоскутной империей Франц И совершал, по собственным словам, так: "Я ставлю венгров в Италию, итальянцев в Венгрию. Каждый хранит своего соседа. Они не понимают и ненавидят друг друга. С их неприязни рождается порядок, их вражды - общий мир ".

Долгое время эта система была эффективной. Революционные потрясения 1820-1821 pp. и 1830 почти не затронули Австрию.

Свержения Луи Филиппа во Франции в нач. 1848 имело огромное влияние на пробуждение оппозиционных настроений в Европе в целом и Австрии в частности. 13 марта прошла массовая демонстрация в Вене, в результате правительство Меггерниха был вынужден уйти в отставку. 14 марта была создана Национальная гвардия. 1S марта император опубликовал указ, в котором давал согласие на введение Конституции.

Конституция, произведенная имперским правительством, была опубликована 25 апреля 1848 Ею провозглашалась "единство и неделимость" Австрии. Император получил всю исполнительную власть и управления армией. Австрийский рейхстаг должен был состоять из двух палат. Часть депутатов верхней палаты предназначалась бы непосредственно императором. Выборы в нижнюю палату должны быть двухступенчатыми, вводился высокий имущественный ценз. Рабочие, прислуга, инвалиды войны и труда избирательных прав были лишены.

Конституция вызвала бурю протестов. Правительство начало взимать в столицу войска, объявил о роспуске Центрального политического комитета Национальной гвардии.

Попытка республиканского переворота 18 мая в Вене была подавлена, вечером этого же дня правительство запретило созыва собрания и печать листовок. Через неделю был закрыт университет и др. учебные заведения. Это привело к уличным боям 26-27 мая, после чего правительство вынуждено пошел на уступки. Войска были выведены из столицы, ее охрана поручена Национальной гвардии. 10 июня был издан новый избирательный закон, который допускал к выборам в рейхстаг рабочих.

Заседание новоизбранного рейхстага начались 22 июля. В состав депутатов вошли представители различных национальностей (немцы, чехи, поляки, Украинцы и т. Д.) И социальных групп (в частности, 97 крестьян).

27 августа 1848 рейхстаг вынес постановление об отмене феодальных повинностей крестьян. Оброк, барщина и различные сервитуты отменялись за выкуп. Закон от 7 сентября определил порядок уплаты выкупных сумм помещикам. Две трети определенных сумм вносили крестьяне, еще треть - государство. Размеры выкупных платежей устанавливались в сумме 20-ти летних крестьянских обязательств.

Будапеште (т. Н. Пештская революция). Власть перешла в руки Комитета общественной безопасности. В течение двух дней дворянский сейм утвердил основные законы буржуазного преобразования Венгрии. Уничтожалось крепостное и крепостные повинности, отменялась церковная десятина. Вопрос о выкупные платежи были отложены на будущее. 17 марта сформировался первый самостоятельный правительство Венгрии во главе с Лайошем Беттьяни. В него вошли представители либерального дворянства, сторонники умеренных реформ и соглашения с Габсбургами. Левые были представлены министром финансов Кошутом.

Фердинанд И еще 27 марта сделал попытку лишить венгерское правительство права распоряжаться военными и финансовыми делами. Отказался император также утверждать законы об отмене барщины и церковной десятины. Но митинги протеста в венгерской столице вынудили его отменить свой указ уже в конце марта. За первые десять дней апреля все законы венгерского сейма были утверждены напуганным Фердинандом И.

После начала работы общеимперского сейма, когда ситуация в государстве, казалось бы, несколько стабилизировалась, Фердинанд и попытался вернуться к венгерской проблемы. 22 сентября 1848 он выступил с официальным заявлением, в котором осуждал стремление Венгрии к независимости и политику ее правительства.

В ответ венгерские Национальное собрание в тот же день вынесли решение создать Комитет защиты родины. Фердинанд I объявил Национальное собрание Венгрии распущенными. С октября австрийское правительство официально объявил войну революционной Венгрии. Но уже первая попытка выслать на подавление венгерской революции Венский гренадерский батальон вызвала восстание в самой Вене.

Император был вынужден бежать из собственной столицы. 28 октября венгерские революционные части предприняли попытку пробиться в Вену на помощь восставшим. Однако именно в этот день австрийские контрреволюционеры начали решающий штурм столицы. Императорские войска 1 ноября овладели Веной.

2 декабря 1848 на австрийский престол вступил Франц-Иосиф I. Он призвал к "восстановлению единства Австрийской империи".

В ночь на 7 марта 1849 австрийский рейхстаг был разогнан военной силой. Правительство объявило о введении новой конституции. Согласно ей, императору передавалась вся исполнительная власть. Законодательная власть оказывалась общеимперском двухпалатном рейхстага.

14 апреля венгерские Национальное собрание по инициативе Кошута провозгласили государственную независимость Венгрии и свержения "вероломной габсбургской-Лотарингская династии". 2 мая 1849 Комитет защиты родины был заменен Советом министров. Кошут стал правителем Венгрии.

Франц-Иосиф I начал переговоры с российским царем Мико

лой И об интервенции. Около 100 тыс. Царских войск вторглись в Венгрию, еще 40 тыс - в Трансильванию. С севера наступала русская армия под командованием Паскевича, с юго-запада - австрийские войска под командованием Гайнау. Венгерское правительство и Национальное собрание перебрались в Дебрецен. 13 августа венгерская армия капитулировала у городка Вилагош, сложив оружие и знамена. Кошут еще 10 августа эмигрировал в Турцию.

Среди достижений венгерского революционного правительства следует отметить закон от 28 июля 1849 о равноправии всех национальностей, населяющих Венгрию. К сожалению, принятый он был слишком поздно и не успел осуществить должного влияния на ход венгерской революции и борьбу с интервентами.

Абсолютистской монархии в Австрии была спасена с помощью русских штыков.

31 декабря 1851 был издан указ об отмене конституции 1849, права провинциальных сеймов были сведены к минимуму. Угнетенные народы империи (78% населения) почувствовали еще тяжелее национальный гнет. Территория Венгрии была разделена на 5 наместничеств, что управлялись австрийскими чиновниками. Венгерский парламент был распущен. От Венгрии отделили Трансильванию и славянские земли на юге.

Резко вырос военный бюджет. В 1851 г.. Он составлял 126 млн гульденов - вдвое больше, чем в 1847 Расходы на полицию выросли в четыре раза. Затраты на чиновничий аппарат вынуждали правительство вводить новые налоги, как прямые, так и акцизы - на сахар, спиртные напитки и т.

20 октября 1860 был опубликован т. Н. Октябрьский диплом - правительственный указ о введении федералистской конституции. Согласно этому указу, император должен был осуществлять законодательную власть совместно с ландтагами (сеймами) отдельных земель и с общеимперским рейхсратом.

В феврале 1861 была опубликована новая австрийская конституция, которая основывалась на усилении австрийского централизма. Протесты против этой конституции привели к тому, что от выборов в рейхсрата отказались представительные собрания Хорватии, Трансильвании и Венеции. В Венгрии было введено чрезвычайное положение и выборы не состоялись вообще. Вышли из корпуса имперского рейхсрата чешские, а дальше и польские делегаты, после чего вместо предусмотренных 343 членов остались 120.

В июне 1866 разразилась австро-прусская война. В июле австрийские войска были разбиты при Садовой. 26 июля было подписано перемирие с Пруссией. Военное поражение ослабила Габсбургов и обострила политический кризис в Австрии.

В мае 1867 австрийский рейхсрат обсудил и одобрил условия австро-венгерского соглашения, в июне того же года к ней присоединился и венгерский парламент. На основе этого пакта Австрийская империя пре-

рювалася на дуалистическую монархию - Австро-Венгрию. Она в дальнейшем была разделена на две части, разделенные рекой Лейте - Транслейтания и Цислейтании. К Цислейтании входили Австрия, Чехия, Моравия, Силезия, Далмация, Галичина, Буковина, Краина, Герц, Истрия и Триест. К Транслейтании - соответственно Венгрия, Словакия, Закарпатская Украина, Хорватия, Словения и Трансильвания.

Во главе двуединой Австро-Венгрии был поставлен император Австрии, который одновременно носил титул венгерского короля. Венгрия получала право иметь свой парламент и отдельное правительство. Австрия и Венгрия имели три совместных министерства - иностранных дел, военное и морское и министерство финансов. Установленные между обеими частями империи торговые и таможенные соглашения должны были обновляться каждые десять лет.

Заключение соглашения 1867 сопровождалось либерализацией общественной жизни. Так, принятая в декабре 1867 австрийская Конституция расширила полномочия рейхсрата, ввела всеобщую воинскую повинность, юридическое признание гражданского брака и т. Однако, по императором сохранилось право издавать чрезвычайные указы в период между сессиями рейхсрата (ст. 14 Конституции). Верхняя палата австрийского рейхсрата состояла из наследственных и пожизненных членов, нижняя - избиралась на основе реакционной куриальной системы и высокого имущественного и возрастного ценза. Венгерский сейм был однопалатным.

Законодательство двух частей Империи отличалось, в отдельных случаях - весьма существенно. Например, минимальный брачный возраст в Венгерском королевстве составлял 16 лет для невесты, 18 лет для жениха, в Австрийской части империи - 14 лет для обоих полов.

На основе австрийской Конституции 1867 избирался и Галицкий сейм (автономия Галичине была предоставлена с 1869 г.). Управлял Галицией наместник, который предназначался Веной. К 1914 г.. Включительно эту должность занимал кто-то из представителей польского аристократического среды - граф Бадене, Голуховский, граф Потоцкий, проф. Бобжинський. Выборы в Галичине происходили по куриям избирателей, искусственное включение в Королевство Галиции и Лодомерии (Волыни) этнических польских земель вокруг Кракова обусловили большую численное преимущество польских послов в Галицком сейме (например, в 1895 г. Из 150 депутатов Украинской было только 14).

Для контроля над деятельностью общеимперских министерств и для решения общеимперских вопросов (главным образом финансовых) ежегодно в Будапеште и Вене созывались объединенные делегации от законодательных органов Венгрии и Австрии - по 60 человек от каждого.

С незначительными изменениями эта дуалистическая монархия просуществовала до конца Первой мировой войны.

Европа всегда привлекала меня своей красотой, известными странами и городами, в которых на мой взгляд, должен побывать каждый за свою жизнь. В начале 2015 года в связи с тяжелой ситуацией в стране, уменьшением выдачи виз для путешествия, я в серьез задумался о поездке в Европу, т.к. заграничный паспорт у меня совсем пустой и до этого я был только в Турции. А для того чтобы поехать в Америку, в лучшие европейские страны, нужен «активный по визам» паспорт путешественника. В связи с этим мною было принято решение совместить приятное с полезным. Вскоре удалось найти оптимальное решение для первой поездки — недорогой автобусный тур по нескольким странам Европы.

Если вам интересно узнать как происходило мое путешествие по Европе, в каких городах мне удалось побывать и сколько было потрачено денег на такое удовольствие нажимайте «Читать полностью».

Первое время приходилось думать какой формат поездки выбрат ь:

  • на машине? — первый раз в другой стране, нет опыта, необходимо самостоятельно делать визу;
  • на самолете? — дорого;
  • на автобусе? — не дорого, документы за тебя делает туристическая компания.

Именно последний вариант меня привлек больше всего. На следующий день, увидев на улице led-вывеску с рекламой автобусных туров от 60$, пообщавшись с менеджером туристической компании «Битско «, я был уверен, что уже через месяц буду кататься по хорошим дорогам настоящей Европы… Мой выбор пал на автобусный тур под названием «Венгерский чардаш!». Эти туры организовывает известный львовский туроператор «Аккордтур «.

Преимуществом автобусных туров является достаточно низкая цена и доступность для большинства людей. Стоимость самых дешевых путешествий на автобусе начинается от 70-80€, они длятся от 2 до 4 дней. За стоимость 140-200€ можно получить путешествие от 3 до 7 дней. А заплатив от 200 до 400€, вы сможете побывать в Европе от 7 до 15 дней. Как правило в стоимость автобусных туров включен переезд на автобусе, ночлег в отелях, завтраки и несколько обзорных экскурсий.

Мой автобусный тур по Европе был из первой категории и стоил он приблизительно 80€. На первый взгляд сумма не большая и позволить ее себе может каждый житель нашей страны, но с учетом девальвации национальной валюты даже самые дешевые туры стали не так доступны как раньше. Кроме того, нужно помнить об оплате консульского сбора и услуг визового центра для получения визы в паспорт. Порой цена такой процедуры может составлять до 60% от стоимости минимального тура. В моем случае стоимость тура — 80€, получение визы — 57€.

После всех бюрократических составляющих любого процесса в нашей стране и получения желанной визы в паспорт, я со своей подругой отправился в путешествие. Поскольку начало тура было во Львове, мы ехали до места назначения на машине с Киева.

Для компенсации стоимости топлива, я за месяц до поездки опубликовал предложения для попутчиков на сайте blablacar.com. и в первые же дни получил уведомление от двух девушек, которым нужно было добраться во Львова.

Кстати отличный стартап, который менее чем за год стал очень популярным как в странах Европы так и в СНГ. Через это приложение водители могут компенсировать львиную часть расходов на топливо и весело доехать, общаясь с приятными попутчиками, а попутчикам данный проект позволяет не переплачивать за билеты на поезд и в любую минуту уехать со своего города в любом направлении. На сегодняшний день о блаблакар знают столько людей, что за день в нужном для вас направлении может быть 10 и более поездок.

День первый. Львов, переезд за границу.

И так, с тремя приятными девушками мы отправились в поездку по красивым дорогам и городам нашей страны, которые пролегали по пути к Львову. В Украине есть всего три направления дорог, славящихся своим качеством и отсутствием ям: Киев-Одесса, Киев-Львов, Киев-Полтава. Через 6 часов пути и солнечной дороги мы были в самом любимом большинства украинцев городе. Машину оставили на охраняемой стоянке и отправились на встречу с группой.

Дорога с Киева до Львова отличная. Ям нет вовсе.

В процессе общения с местными жителями несколько раз слышали отличные отзывы о компании Аккордтур, о которой к нашему удивлению здесь знал почти каждый третий человек. Как оказалось этот туроператор существует очень давно, а модель безнеса его интересна и прибыльна.

По сути у них нет своих автобусов, лишних затрат на водителей, топливо и поддержание транспорта. Все на аутсорсе. Есть только центральный офис, колл-центр и сопровождающий человек в автобусе. Даже экскурсоводы на аутсорсе — они живут в городах, в которых проходят экскурсии. Поскольку именно этот туроператор придумывает огромное количество туров, то со сбытом нет проблем, тур. компании и турагенты предлагают своим клиентам и продают продукты Аккордтура. Такая модель бизнеса способна приносить хорошую прибыль.

Последняя моя мысль подтвердилась после того как перед выездом за границу, всю группу привезли в специальный «Терминал А» в котором можно сделать все: от принятия душа, до вкусного обеда и покупок вещей первой необходимости. Как рассказал наш сопровождающий Юрий, с городостью в голосе: — «Этот комплекс был построен несколько лет назад нашей компанией для удобства туристов»

После всех необходимых процедур мы отправились за самым желанным — впечатлениями, путешествиями, фотографиями никогда не известных до этого мест. Дорога до границы проходила мимо высоких гор и густых лесов. Автобус был в меру удобным, новым, чистым, но вот для полноценного сна условий не было, собственно как и в случае с перелетом на самолете обычного класса. (расстояние между сиденьями не большое). За первую ночь пришлось признать первый минус автобусных туров — отсутствие возможности полноценно выспаться. Но вместе с тем были и свои плюсы, новая обстановка, новые люди. Наш гид включил интересный фильм, который транслировался на центральном телевизоре в начале и середине автобуса.

День второй. Венгрия. Прогулка по Будапешту.

Примерно в 2 часа ночи наш автобус подьехал к границе, нас ожидал таможенный контроль. Этот процесс длился примерно минут 40. В случае с переездом на машине такая процедура может затянуться на несколько часов из-за очереди. Туристические автобусы всегда имеют приоритет и их пускают в специальные ворота без очереди.

Поскольку данный процесс я проходил впервые, мне было очень интересно и думаю данная информация будет полезна читателям.


Так выглядит украинская таможня

Существуют некоторые правила, которых стоит придерживаться находясь на территории таможни.

Как рассказал нам гид, однажды группу задержали на 5 часов на границе из-за того, что на вопрос от таможенников: -«Перевозите ли вы что-то запрещенное?» турист ответил в шутку: — «Да наркотики и автомат Калашникова». Люди с серьзными лицами и с оружием принялись тщательно обыскивать весь автобус, чтобы проучить шутника:). Дошло до того, что весь автобус подымали на подьемнике для проверки нижней части и ходовой на предмет спрятанных вещей. В общем, не знаю, действительно это или придуманная история, но тому человеку пришлось не весело от остальных людей с группы.

После 4-х часового сна случилось самое приятное, по крайней мере для меня. Я проснулся уже в другой стране. Эти окрыленные чувства просто невозможно передать… Это счастье, это радость. По сути я осуществил еще одну свою мечту. Я стоял совсем на другой земле, на которую ранее моя нога не ступала. Вокруг были другие люди, говорили на другому языке, по дорогам ехали простые машины с венгерскими номерами, встречались новые бренды европейских заправок. Это так здорово увидеть другую страну, которая ощутимо отличается от твоей почти всем.

Возможно вы поймете меня, вспомнив свою первую поездку за границу.

Наша первая санитарная остановка была на заправке «MOL».

Как оказалось позднее это самая крупная нефтегазовая компания Венгрии с более чем 400 заправок в разных странах. Красивый дизайн, современные заправки, вежливый персонал — сразу мне напомнило лидера нашего бензинового бизнеса — компанию «WOG». Позже, гуляя по Будапешту, мне пришлось сильно удивиться, когда на пунктах проката велосипеда был логотип нефтегазовой компании «МОЛ». Казалось бы, основную прибыль компания генерирует за счет водителей автомобилей, но в месте с тем руководство поддерживает и пропагандирует свободное передвижение на велосипеде. Это заслуживает внимания и уважения!

Через пару часов у всей группы уже была возможность гулять по центральной площади героев на левом берегу Будапешта. Чаще всего именно с этого места у всех начинаются ознакомительные экскурсии. Создание данной площади с монументами было приурочено к 1000-ти летию обретения родины венграми.

Прямо за этим комплексом исторических монументов по левой стороне находится огромнейший и известный на весь мир банный комплекс с термальной, лечебной водой. О «купальнях Сеченьи» ходят легенды и множество рассказов. Вода которая бьет из под земли помогает выздороветь многим людям.

Программа тура была достаточно насыщенной, расписано множество экскурсий, но большинство из них как и посещение купален были платными. Стоимость не включенных в тур по Европе экскурсий составляла от 10€ до 50€. Лично я не хотел сильно зацикливаться на информации от экскурсоводов, которую все равно всю не запомнить. Мы с подругой и несколькими ребятами отправились на прогулку по парку, который находился за площадью героев с правой стороны.

Центральный парк Варошлигет

Забегая наперед, хочу сказать, что поездка в Венгрию мне больше всего запомнилась природой Будапешта. Более того, я просто влюбился в этот город, он по истине богат на красивую природу, множество парков и скверов. Здесь просторные улицы, красивая архитектура, очень мало современных зданий. Большинство домов — историческое достояние, которое и привлекает всех туристов. Кроме того, этот город многим похож на Киев.

К примеру множество парков насыщают каштаны. Раньше считалось, что каштан — символ Киева, но как оказалось в Будапеште таких деревьев не меньше.

А вот еще одна фотография, которая подтверждает, что Будапешт похож на Киев. Ни чего не напоминает? Почтовая площадь! Именно так она выглядела лет 15-20 назад на подоле в Киеве.

В Будапеште как и в Киеве берега соединены 8-ю мостами. Правый берег находится выше левого из-за рельефных гор и склонов. Люди в этом городе живут очень скромно судя по автомобилям, которые мы замечали по городу. Чаще всего это Skoda, BMW, Mercedes, Audi, Seat и Pegeot 2000-2008 годов выпуска. Машины стоимостью от 1000 до 5000€. Все это в меня и влюбило столицу Венгрии. Нет пафоса, есть равенство, все люди очень спокойные и добрые. Первых коренных жителей наша группа заметила еще в 8 утра, когда те колесили на своих велосипедах по центру города. Позже стали появляться первые автомобили.

Такие машины стоят в 100 метрах от правительственного квартала в центре города

Вы не поверите! Но за весь день мне удалось увидеть только несколько авто премиум класса! Один раз это был Porsche Cayenne и пару раз новые Range Rover. В это сложно поверить, но вы меня поймете когда побываете в Будапеште.

Позже нас привезли на автобусе в рамках экскурсии к церкви Матьяша. Судя по всему это то место, где обязан побывать каждый турист, т.к. людей здесь было много.

Данную церковь построили еще в 13 столетии. Она пережила множество эпох и нападений, здесь проводили коронацию Карла IV в 20 веке, до этого в 16 веке храм был захвачен турками, а Буда превратил ее в свою мечеть.

Забравшись на одну из башень возле церкви мне удалось сделать хорошее фото, на котором видно здание венгерского парламента, построенного в неоготическом стиле.

За рекой виднеется огромное здание парламента в Будапеште

Экскурсия по Будапешту была достаточно насыщенна, наш гид рассказывал много полезной и интересной информации. Так, за 2 часа мы прошли от церкви до правительственного квартала где располагалось здание президента Венгрии — дворец Шандора. За время экскурсии наша группа столько прошла, что дальше хотелось просто сесть в автобус и ехать, ехать, ехать.

К сожалению, в рамках нашего автобусного тура «Венгерский чардаш» не нашлось времени заехать и посмотреть вблизи парламент Будапешта, но у каждого, кто выбрал свободное время вместо дополнительной, платной экскурсии была возможность в течении 4 часов побывать в любом уголке столицы. Лично я со своими ребятами решил пообедать в Burger King и затеряться в продолжительной прогулке по улицам загадочного Будапешта…

Дальнейшие несколько часов были самими лучшими за последнее время. Я решил побыть наедине с собой со своими мыслями. В тот день была просто чудесная солнечная погода, наступал вечер, люди куда-то шли, общались, занимались своими делами, а я просто сидел на лавочке, на одной из центральных улиц и наблюдал за всем происходящим. Мимо проносились восторженные слова с уст разных людей на разных языках, а особенно здорово было, когда в череде иностранных слов узнавались знакомый русский говор туристов. Так незаметно прошел еще один час моего путешествия в Европу и прогулки по Будапешту.

Такие точки с велосипедами под брендом нефтегазовой компании «MOL» находятся почти на каждой улице.

Перед выездом в отель, мы с подругой подкрепились запасами снеков в супермаркете SPAR, которых в Венгрии много. Вечером нашу группу повезли в долгожданный отель. Там нас ждал полноценный отдых, теплый душ и крепкий сон. После двух суток переездов такой отдых был бесценным.

День третий. Переезд в Австрию. Прогулка по Вене.

На следующее утро погода была ничем не хуже. Наш ночлег проходил в отеле «Панда» на правом берегу Будапешта. Не 5 звезд, но условия для полноценного сна были отличны. А тут внимание, важный момент

Чаще всего автобусный тур «Венгерский чардаш» предусматривает завтрак в формате шведского стола рано утром. Если вы любите подольше поспать, то рискуете остаться без завтрака. Мне пришлось оказаться в подобной ситуации, голодные отдыхающие размели почти все на столах, а я пришел уже под конец трапезы.

Вид на горы из номера в отеле Панда. Справа наш комфортабельный автобус.

Наш автобусный тур в Европу имел два сценария развития на этот день: можно было остаться в Будапеште до вечера и до конца познакомиться с этим городом, либо поехать за дополнительную плату 43€ в столицу Австрии — Вену и там насладиться 6-ти часовой прогулкой по центру города. Большинство группы выбрало второй вариант и уже через час мы ехали по просторным магистралям, наслаждаясь природой за окном.

Дорога с Будапешта в Вену пролегала через рапсовые поля, на которых стояли высокие ветряные мельницы, еще их называют ветрогенераторы. Эти приспособления достаточно популярны в Европе и Америке. Они способны преображать большое количество кинетической энергии воздушных масс в электрическую и другие формы энергии.

Вид из автобуса. На горизонте виднеются ярко-желтые рапсовые поля.

Когда мы заехали в Вену, на моем лице появилось легкое удивление. Этот город кардинально отличался от Будапешта. Вена — современный, модерновый, богатый город, здесь все новое: новые автомобили последних годов выпуска, современный общественный транспорт. Мимо нас пролетали дорогие внедорожники: X5, Каены, Рендж Роверы. Самыми простыми машинами в этом городе люди считали мерседесы 2010х годов выпуска. За первые 15 минут езды по городу у меня сразу же сформировалось четкое представление Вены, как состоятельного, дорого города. Насколько помню, минимальная пенсия и зарплата здесь составляет в районе 500-600 евро. Средняя — 2-3 тысячи евро. Самую простую, подержанную машину можно купить с первой зарплаты

Автобус нас высадил возле палаца Марии Терезы, что в центре Вены возле бульварного кольца, по которому курсирует трамвай. Нас встретила женщина экскурсовод, которая то и дело твердила об исторических фактах, датах и разных эпохах, которые с огромным трудом вкладывались в голову при виде таких красивых зданий, которыми был перенасыщен центр…

Мы долго гуляли по просторным улицам центральной части Вены, мимо проходило сотни, тысячи туристов, в домах на первых этажах располагались лучшие бутики известных брендов, популярные фастфуды и маленькие магазины с сувенирами. Ради интереса зашел в один из Макдональдсов и узнал сколько стоит еда в переводе на наши деньги.

Картинки кликабельны

Мак меню стоит 6,49€. Сэндвич похожий на Биг Тейсти стоит 7.49€. В переводе на наши деньги по курсу 27грн за евро и 71руб за евро получаем стандартное меню за 175 гривен и 460 рублей. За такую цену на родине можно купить 3-4 таких мак меню. Но вы удивитесь если прочитаете дальше и узнаете за сколько я пообедал в другом ресторане. Оказывается макдональдс по меркам Австрии это еще дешевый фастфуд .

Самое большое впечатление сегодняшнего дня ждало всех впереди. Наша группа подошла к собору святого Стефана. Это тот обьект, возле которого должен побывать каждый, кто приехал на экскурсию в Вену. Чтобы описать свое восхищение этим могущественным, огромнейшим зданием, скажу, что в обьектив моего фотоаппарата оно просто не поместилось, настолько оно высокое и массивное. В связи с этим размещу фотографию стороннего автора.

Stephansdom (Wien). Собор святого Стефана в центре Вены.

После продолжительной экскурсии нам предложили пообедать в ресторане, в котором работают украиноговорящие люди. Меню комплексного обеда состояло из супа на первое, венского шницеля с картошкой на второе, и венского пирога — яблочного штруделя на десерт. Такой обед в Вене стоит 15€. И это в рамках нормы как я понял. Переводя на наши деньги с бутылкой воды такой обед мне обошелся в 400 с копейками гривен или 1000 рублей. Должен признать — это самый дорогой обед, который когда либо мне приходилось есть .

После экскурсии большинство людей пошли гулять по городу, а я не изменяя своим традициям, снова провел последние пару часов в одиночестве наедине со своими мыслями. Мне очень нравится в таких отдаленных от родины местах думать о жизни, вспоминать прошлое и строить планы на будущее. В таких местах ты понимаешь что жизнь у человека одна, что нет границ и рамок для развития. Нужно заниматься тем, что любишь, чтобы это доставляло тебе удовольствие, а продукт твоей деятельности давал пользу другим людям. В такие моменты понимаешь насколько прекрасен и большой наш мир, и сколько на планете стран, городов и уголков неизведанных тобой.

Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени

Через всю Вену протекает речка Дунай. Возле ее залива не смог не запечатлеть красивые современные здания.

В европейских странах находится много отделений Райфайзен банк Аваль.

А вот и подтверждение моим словам относительно дорогих, новых автомобилей, которыми насыщенны центральные улицы главного города Австрии.

Таким последним моделям автопроизводителей Tesla и Mercedes Benz местные жители даже не удивляются, что нельзя сказать про путешественников и туристов с русскоязычных стран.

Так прошел наш третий день путешествий автобусным туром Венгерский чардаш. Отзывы о поездки у меня хорошие. Был в меру удобный и новый автобус, вежливые водители, коммуникабельный и всегда готовый прийти на помощь гид Юрий, хорошо владеющий украинским языком.

День четвертый. Возвращение в Украину

После Вены нас ждал продолжительный 12-ти часовой переезд до Будапешта, а с Будапешта на Украину. За эти короткие 2 дня я набрался впечатлений на целый месяц вперед. Однозначно в этих странах стоит погостить подольше. Могу сказать что мне, не смотря на безупречную современность Вены, больше всего понравился Будапешт. Этот город не настолько технологичен, но в нем больше души, больше любви и что самое главное много природы (парки, скверы, склоны). Для меня эти факторы являются определяющими.

Рассвет в карпатских горах…

Если вы еще не были за границей, обязательно постарайтесь сьездить, ваше первое впечатление навсегда останется в памяти и вам снова захочется вернуться на те места, на которые уже ранее ступала ваша нога. Ну а если вы будете свое первое путешествие по Европе организовывать в формате автобусного тура, обязательно почитайте перед этим отзывы о нем. Лично мои отзывы о туре Венгерский чардаш вы прочитали прямо сейчас. Надеюсь вам понравилось.

Затраты на путешествие по Европе

Затраты оказались немного большими чем ожидалось. За счет попутчиков найденных на блаблакар удалось полностью покрыть расходы на топливо от Киева до Львова и обратно.

В процентном соотношении стандартная стоимость тура составляет почти 50% от общей суммы затрат на поездку. Непредвиденным расходом для меня оказался платный переезд в Австрию. (Наверно невнимательно читал программу автобусного тура). Думаю, что если лучше познакомиться с городами в которых мы были и иметь больше времени, то можно найти более бюджетные варианты обедов, да и в целом минимизировать дополнительные расходы.

Напишите в комментариях что интересного стоит еще посмотреть в Будапеште и Вене? Что вам больше всего запомнилось в первой заграничной поездке?