Экономика        06.06.2020   

В РосНОУ прошёл международный семинар «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса. Куда улетучиваются миллионы долларов


Основное общее образование Среднее общее образование ВПО – подготовка научных кадров ВПО - магистратура ВПО - бакалавриат Среднее профессиональ ное образование Начальное общее образование Дошкольное образование Государственная итоговая аттестация и государственный мониторинг Государственная аккредитация Государственный контроль качества Лицензионный контроль Государственная оценкаЛицензирование Формы оценивания Государственны е процедуры Независимая оценка качества образования Общественная оценка качества образования Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Сертификация профессиональных квалификаций Участие в международных исследованиях, использование международного опыта КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Общественнно-профессиональ- ная аккредитация качества профессионального образования Сертификация профессиональных квалификаций Общественный рейтинг качества реализации ОПП Аккредитация ОПП международными агентствами НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрение результатов независимой оценки в государственных процедурах


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность Признание уровня деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, критериям и требованиям ФОРМЫ:ЦЕЛЬ: Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Признание качества и уровня подготовки выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающими профессиональным требованиям Оценка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность Формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность


Независимая оценка качества профессионального образования Внешняя оценка Внутренняя оценка 1.Общественная оценка профессионального образования 2.Профессиональная оценка качества профессионального образования 3.Общественная аккредитация качества профессионального образования 4.Общественно-профессиональная аккредитация качества профессионального образования 5.Рейтингование ОУ, программ профессионального образования 1.Внутренний мониторинг и оценка качества профессионального образования 2.Рейтингование программ профессионального образования НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


НОРМАТИВНАЯ БАЗА 6 Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г. «П. 3. Объединения работодателей:…формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования». Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования:




8 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций в рамках ФЦПРО (цель – государственная поддержка старта системы, отработка методик и процедур по приоритетным направлениям) Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели Разработка методологичес-ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) В атомной отрасли В отрасли железнодорожного транспорта В отрасли металлургии В медико-биологической и фармацевтической отрасли В отрасли наноиндустрии В отрасли машиностроения В области туризма и сервиса В области юриспруденция В педагогическая область В отрасли авиастроение В области информатики и вычислительной техники В нефтегазоперерабатывающей отрасли В ракетно-космической отрасли В отрасли энергетики В отрасли автомобилестроения MBA, MPA В области управления персоналом документы, инфраструктура, обученный персонал, (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом Измерительные средства в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для процедур оценки и сертификации квалификаций Мониторинг и прогноз потребности профессионального сообщества в сертификации профессиональных квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений Система признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и Федеральный сегмент информационной базы данных о деятельности экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации Мониторинг и экспертно- методологическое сопровождение формирования системы сертификации профессиональных квалификаций, разработка и апробация системы аккредитации центров сертификации профессиональных квалификаций


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕН -НИКОВ И ПРЕДПРИНИ- МАТЕЛЕЙ Общественно- государствен- ный совет Работодатели, их организации и ассоциации Росатом ОАК Союзмаш Автопром ….. …. ОАО РЖД Субъекты Российской Федерации Субъект 1 Субъект 2 Субъект 3 Субъект 4 ….. …. Субъект 5 Сеть центров сертификации квалификаций и экспертно- методических центров Реализуют процесс сертификации квалификаций Сеть центров сертификации квалификаций и экспертно- методических центров Реализуют процесс сертификации квалификаций Рассмотрение в государственных процедурах РОСОБРНАДЗОР Осуществляет мониторинг профессиональных квалификаций специалистов и выпускников на принципах объективности, достоверности …., формирование и ведение базы данных РОСОБРНАДЗОР Осуществляет мониторинг профессиональных квалификаций специалистов и выпускников на принципах объективности, достоверности …., формирование и ведение базы данных Проф. стандарты Проф. стандарты Рекомендации по ФГОС СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Соискатели


Определение стратегии развития системы; использование результатов деятельности системы при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм; участие в отборе и аудите деятельности центров - определение стратегии развития системы; - формирование общих требований к функционированию центров; - организация конкурсного отбора ЭМЦ, отбора ЦОСК; - определение стратегии развития региональных сегментов системы; - использование результатов деятельности системы при разработке нормативно- правовых документов, формировании региональных программ; - участие в отборе и аудите ЦОСК для региональных и межрегиональных отраслевых кластеров - определение стратегии развития системы; - участие в отборе и аудите центров по направлениям (отраслям); - разработка проф. стандартов - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - обратная связь о процедурах сертификации - реализация процедур оценки и сертификации квалификаций; - выдача сертификатов - консультационно-методическая поддержка ЦОСК; - разработка процедур, методов и оценочных средств; - обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций; -экспертное участие в отборе и аудите ЦОСК Государственные органы исполнительной власти РФ РОСОБРНАДЗОР Объединения работодателей: -.общероссийские (общероссийские, межотраслевые, отраслевые); - межрегиональные (межотраслевые и отраслевые); - региональные (региональные, межотраслевые и отраслевые) Профессиональные сообщества Общественно-государственный совет (ОГС) Центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) - Экспертно-методические центры (ЭМЦ) по отраслям, областям деятельности Соискатели Учреждения профессионального образования Региональные органы государственной власти Организационно-функциональная схема сети центров ЭМЦ и ЦОСК Ведущие компании отрасли (Работодатели) - предоставление ресурсов и услуг для оценки; - заказчики и потребители услуг по оценке и сертификации; - участие в работе комиссий ЦОСК; - обратная связь о процедурах сертификации - аудит центров; - организация обеспечения едиными формами документов; - ведение регистра Системы (реестров выданных сертификатов и баз данных) базовая организация - использование результатов деятельности системы при оценке качества проф. образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам; в государственных процедурах, при разработке нормативно-правовых документов, формировании госпрограмм Компании отрасли (Работодатели)



МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРИЕМУ, ПЕРЕДАЧЕ, ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ,
РЕАЛИЗАЦИИ (ВЫКУПУ) ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ,
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

В связи с кадровыми изменениями штатного состава Россотрудничества приказываю:

1. Внести в Состав комиссии по приему, передаче, оценке стоимости, реализации (выкупу) подарков, полученных федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Комиссия), утвержденный приказом Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству от 20 мая 2016 г. N 0068-пр "Об утверждении положения о сообщении федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации", следующие изменения:

1.1. Исключить из состава Комиссии:

Гуськову Марину Владимировну - начальника Управления социальной политики и кадров;

Маковлева Андрея Юрьевича - заместителя начальника Управления - начальника отдела правового обеспечения Управления обеспечения деятельности;

1.2. Включить в состав Комиссии:

Чеху Вадима Витальевича - начальника Управления правового и кадрового обеспечения;

Шурочкову Марию Михайловну - советника отдела правового обеспечения Управления правового и кадрового обеспечения;

1.3. Возложить обязанности заместителя председателя Комиссии на Чеху Вадима Витальевича - начальника Управления правового и кадрового обеспечения;

1.4. Указать новую должность секретаря Комиссии:

Еремина Екатерина Владимировна - консультант отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления правового и кадрового обеспечения;

1.5. Указать новую должность члена Комиссии:

Гришина Елена Викторовна - заместитель начальника Финансового управления - главный бухгалтер;

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.В. Фролова.

Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА

25 сентября 2015 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошёл международный научно-практический семинар «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса». Организаторы мероприятия - Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) и Региональный открытый социальный институт (РОСИ).

Участники обсудили оптимальные стратегии управления высшим образованием в период экономического кризиса, эффективное взаимодействие вузов и бизнеса, формирование квалификационных требований к управленческому персоналу вузов и многие другие темы.

Инновационные процессы в образовании являются неизбежной реальностью, но, помимо позитивного воздействия, они приводят к обострению конкуренции между образовательными системами, неотвратимому изменению существующих моделей обучения, - отметила в своём выступлении советник руководителя Россотрудничества Марина Гуськова. - Вопрос в том, чего в этих изменениях будет больше: политики, экономики, гуманизма или социального дарвинизма? Стандартизация, сопровождающая болонский процесс, может и дальше успешно развиваться, если будет решена задача сбалансированного развития всей территории единого европейского образовательного пространства.

С точки зрения председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета Владимира Зернова, ключевое звено, «за которое можно вытянуть всю цепь инновационного развития - это эффективность системы образования».

При сопоставимых результатах затраты СССР на покорение космоса оказались на порядок ниже, чем затраты США, - напомнил ректор РосНОУ. - Произошло это благодаря развитой системе образования, мотивированности научных и инженерных коллективов на получение результатов мирового уровня. Сейчас примером эффективности являются ведущие негосударственные вузы, у которых расходы на один патент на 3-4 порядка ниже, чем у государственных вузов, это разница в сотни миллионов. Но при оценке эффективности вузов статья в Nature приравнивается к статье в вестнике маленького провинциального вуза, который как-то ухитрился попасть в список ВАК. Привести в порядок критерии и усилить проверку эффективности использования выделяемых государственных ресурсов - это первый шаг к созданию конкурентоспособной системы образования.

Бывают кризисы роста, очищения, бывают кризисы загнивания, бывают кризисы разрушения, деструкции, - отметил первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин, - Какой характер примет нынешний кризис, во многом зависит от образовательной политики. В период экономического кризиса разные страны в отношении образования, в частности высшего, вели себя по-разному. Первым из политиков, который понял, что при рыночной экономике в период кризиса образование не следует сокращать, а скорее наоборот, был президент Рузвельт. Он исходил из достаточно простых соображений: кризис рано или поздно сменяется экономическим ростом, происходит обновление технической базы, требуются более подготовленные работники. А ещё Рузвельт понимал, что лишённая в период кризиса возможности получать образование молодёжь - это горючий политический материал.

С докладами во второй части заседания выступили европейские и российские эксперты:

  • «Высшее профессиональное образование как ответ на экономический кризис», докладчик - генеральный секретарь Европейской Ассоциации высших учебных заведений (Бельгия) Йохан Клет;
  • «Взаимодействие высшего образования и бизнеса как фактор развития» - советник по вопросам образования и занятости Конфедерации работодателей Латвии, внештатный сотрудник министра образования и науки Латвии Анита Лице;
  • «Культура качества и менеджмент качества в высшем образовании» - член совета директоров Голландско-фламандской аккредитационной организации (Нидерланды) Люсьен Болларт;
  • «Высшее образование и бизнес в России: особенности взаимодействия» - начальник департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии» Александр Каширин;
  • «Менеджмент качества в российском высшем образовании: состояние и перспективы развития» - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
    Сергей Кравцов.

Таблица 1

Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)

Показатель Годы

1996 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

В том числе: с/х предприятия (организации) 95,1 108,8 97,8 98,8 101,1 103,6 105,2 100,3 104,1

Хозяйства населения 95,6 100,3 91,9 90,5 97,1 100,4 95,0 97,2 100,0

КФХ и индивидуальные предприниматели 108,2 98,6 110,4 84,5 107,3 112,5 125,7 100,8 106,0

возрос с 0,8% в 2000 г. до 1,1% в 2009 г. В целом, по темпам роста сельхозпродукции за все последние восемь лет, когда агропромышленное производство вышло на положительную динамику роста, фермеры существенно обогнали как крупные сельскохозяйственные организации, так и хозяйства населения, что свидетельствует о высоком предпринимательском потенциале и больших неиспользованных резервах развития фермерства. Данные, подтверждающие факт, представлены в таблице 1.

Доля фермеров в производстве зерна, шерсти составила в 2009 г. 1,8% и 5,9% соответственно, а объём производства данных видов продукции в той же последовательности увеличился по сравнению с уровнем 2000 г. в 1,8 и 4,9 раза.

Таким образом, несмотря на тяжелые экономические условия, объем производства фермерской сельскохозяйственной продукции растет, что положительно характеризует развитие института фермерских хозяйств в современных экономических отношениях.

Библиографический список

1. Костромская область. Статистический ежегодник: стат. сборн. / Костромастат. - Кострома, 2010. - 450 с.

2. Кудряшов В.И. «Тормоза» и «ускорители» фермерского производства // Вопросы статистики. -2008. - №8. - С. 67-69.

Гуськова Марина Владимировна

Управление лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов (г. Москва)

Звонников Виктор Иванович

Государственный университет управления (г. Москва)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВУЗОВ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В статье рассматриваются проблемы развития сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Анализируются возможности применения профессиональных стандартов и системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций для установления сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Предлагаются основные направления работ по созданию информационной базы данных о качестве подготовки выпускников высшей школы.

Ключевые слова: компетенции, рынок труда, качество образования, сотрудничество, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, оценка и сертификация квалификаций, модель измерителя.

В период до начала 1990-х годов взаимоотношения между работодателями и высшей школой сводились, в основном, к плановому распределению выпускников вузов, которое имело директивный и формальный характер, поскольку отражало лишь численные потребности отраслей экономики, но никак не связывало востребованность выпускников различных вузов с их качеством подготовки. К середине 90-х годов ХХ века высшее образование соискателя, поступающего на работу после окончания вуза, стало рас-

сматриваться на рынке труда как необязательный или даже нередко негативный фактор. Ставка делалась на личностные качества соискателя, его общую культуру и на подготовку в процессе работы в рамках корпоративных образовательных структур. Влияние этой тенденции значительно снизилось к середине первого десятилетия XXI века, когда работодатели в подавляющем большинстве случаев начали расценивать наличие диплома о высшем образовании в качестве обязательного требования к соискателю, иногда даже для занятия тех

должностей, которые такого уровня образования не предполагали.

Рост востребованности дипломов о высшем образовании на рынке труда продолжается и в наши дни, но параллельно с ним продолжает нарастать недовольство работодателей качеством подготовки выпускников системы высшего профессионального образования, которое проявляется в форме устойчивого недоверия работодателей к качеству дипломов. Результаты анализа сайтов кадровых агентств, крупнейших предприятий и фирм показывает, что в списках требований работодателей к соискателям по-прежнему доминируют перечни личностных характеристик и общекультурных, а не профессиональных компетенций. Нередко работодатели и в наши дни полагаются на корпоративные университеты при формировании профессиональных компетенций. К сожалению, вузы, со своей стороны, не занимаются серьезным анализом результатов трудоустройства и конкурентных преимуществ своих выпускников, а, наоборот, в попытках расширить прием на договорной платной основе создают новые программы обучения, на первый взгляд престижные, но зачастую не востребованные на рынке труда.

В начале второго десятилетия XXI века со стороны вузов и работодателей наметились обоюдные, скорее потенциальные, нежели реализованные попытки к сближению, поскольку с обеих сторон есть разные барьеры и ограничения. В частности, в среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости участия в финансировании (совместно с государством) заказов на выполнение вузами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расширяется практика участия работодателей и профессиональных сообществ в контроле качества вузовского образования, накапливается позитивный опыт целевой подготовки специалистов по заказу работодателей на основании трехсторонних договоров, появляются попытки проведения государственных экзаменов для выпускников на независимых внешних площадках, развивается система учебно-методических центров по разработке образовательных программ с участием бизнеса и профессиональных сообществ и т.д.

Со своей стороны, система высшего образования постепенно преодолевает закрытость того периода, когда она сама себе ставила задачи, потом сама себя проверяла и сама оценивала качество результатов образования, не используя внешние критерии и независимые инструменты общественно-профессиональной оценки, что усиливало оторванность деятельности российских вузов от реальных требований экономики. Этот разрыв не удалось преодолеть в полной мере и в наши дни, хотя наметился ряд направлений работ, который способствует налаживанию сотрудничества системы профессионального образования с рынком труда. К та-

ким направлениям работ, выполняемых в вузах, относится:

Выполнение поисковых работ в сфере сопряжения профессиональных и образовательных стандартов;

Изменение содержания и методов обучения в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов;

Структурная перестройка системы образовательных учреждений путем введения новых структур по взаимодействию с работодателями (бизнес-инкубаторы, центры занятости и карьеры и т.д.);

Кардинальное обновление материально-технической базы вузов для создания условий имитации профессиональной деятельности;

Разработка и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия вузов с заинтересованными организациями и предприятиями, развитие системы социального партнерства;

Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям и специальностям;

Создание общественно-профессиональной системы оценки качества профессионального образования;

Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования со стороны работодателей.

Налаживанию взаимодействия между вузами и работодателями в значительной степени способствует введение ФГОС, по крайней мере в том виде, как это было задумано их создателями. Предполагалось, что в основе формулировок требований образовательных стандартов будут лежать задачи будущей деятельности выпускников вузов и требования профессиональных стандартов, а сами работодатели будут участвовать в разработке ФГОС. Этот замысел получил лишь частичную реализацию по совокупности причин, среди которых в первую очередь следует назвать отсутствие профессиональных стандартов в подавляющем большинстве отраслей экономики России. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что профессиональные компетенции, заложенные в утвержденных ФГОС, в абсолютном большинстве оправдают надежды своих разработчиков в статусе целевых индикаторов качества результатов профессионального образования. Хотя аттестация выпускников вузов по новым ФГОС еще не проводилась, но уже сейчас ясно, что компетенции в стандартах по многим направлениям подготовки имеют типичные недостатки: они излишне раздробленные, избыточно многочисленные и слабо коррелированные с реальными потребностями рынка труда.

Тем не менее введение ФГОС позволяет вузам сделать дальнейшие шаги по установлению деловых отношений партнерства вузов с рынком труда. К таким шагам можно отнести:

Отработку механизма взаимодействия с работодателями на принципах социального партнерства, создание совместных профессиональных команд и выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей в работе над общими проблемами:

Приведение в соответствие профессиональных стандартов отрасли и ФГОС по соответствующему направлению подготовки;

Проведение мониторинга потребностей отраслей, доминирующих в регионе, в специалистах на ближайшую и долгосрочную перспективу;

Разработка и апробация совместных образовательных программ и профессиональных модулей;

Выполнение НИР и НИОКР по заказам работодателей.

Работа по созданию системы сертификации квалификаций специалистов и выпускников, которая в настоящее время идет с нарастающими темпами, создает дополнительные возможности для налаживания сотрудничества вузов и работодателей в сфере требований к качеству профессиональной подготовки выпускников. Начиная с 2010 года, в деятельности органов управления образованием, Национального агентства развития квалификаций (НАРК) при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), региональных агентств по развитию квалификаций (РАРК) и методических центров различных отраслей промышленности значительное внимание уделяется развитию программ по созданию независимой системы оценки и сертификации квалификаций.

С одной стороны, этот процесс стимулирует отрасли российской экономики к разработке профессиональных стандартов. С другой стороны, у вузов появляется объективная информация о качестве результатов образования, полученная из внешней среды, выступающей в качестве оценщика. Особую ценность этой информации придает форма ее представления. Вместо субъективных отзывов отдельных работодателей и демонстрации растущего недоверия с их стороны к качеству профессионального образования, в базах данных экспертно-методических центров, функционирующих в рамках системы сертификации квалификаций, будет накапливаться статистика, полученная по результатам сертификации выпускников различных вузов России. Весь вопрос в том, как правильно собрать, проанализировать и интерпретировать эту информацию для повышения качества формирования профессиональных компетенций у выпускников вузов.

В том случае, если требования ФГОС и профессиональных стандартов будут представлены на одном языке в виде набора компетенций, анализ оценок специалистов и выпускников, полученных при сертификации квалификаций, внутри каждой отрасли экономики, позволит:

Выявить те компетенции, которые удалось сформировать в процессе обучения, а также установить явные провалы в работе по каждому направлению подготовки специалистов внутри отраслей;

Получить необходимый внешний критерий для валидизации инструментария, используемого в процессе аттестации выпускников вузов;

Выделить круг компетенций, актуальных для каждой отрасли экономики, оптимизировать их состав и улучшить формулировки в ФГОС, четче связав профессиональные компетенции с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников и на основе внешних для системы образования критериев;

Сделать выводы о ходе процесса внедрения компетентностного подхода в систему профессионального образования.

Благодаря этим данным, оценивания корреляцию между результатами аттестации и оценками при сертификации квалификаций, вузовское сообщество сможет отобрать тот инструментарий, который с высокой прогностической валидностью будет предсказывать успешность профессиональной деятельности выпускников.

К сожалению, анализ существующих профессиональных стандартов по ряду наукоемких отраслей и областей деятельности экономики, проделанный в процессе выполнении проектов ФЦПРО в 2011-2012 годах, говорит о многообразии форм их представления. Практически все они имеют разную структуру и далеки от компетентностного подхода, заложенного в ФГОС высшей школы. Язык формулировок требований профессиональных стандартов разительно отличается от образовательных стандартов в направлении конкретизации результатов профессиональной деятельности.

Анализ профессиональных стандартов сильно затрудняет многообразие форм представления требований профессиональных стандартов и их структуры. Изначально были предприняты определенные усилия по стандартизации профессиональных стандартов и перевод их на язык компетентност-ного подхода. В частности, была разработана Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, являющаяся совместным рекомендательным документом Федерального института развития образования (ФИРО) и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. По замыслу разработчиков документ был адресован разработчикам профессиональных стандартов, ФГОС, отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК):

Является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования;

Представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне и основных путей их достижения на территории России;

Включает представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетентности, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности.

К сожалению, замысел разработчиков НРК в целом не состоялся, поскольку профессиональные стандарты, в большинстве своем, не учитывают рекомендации Национальной рамки квалификаций. Более того, в отдельных регионах появились аналоги профессиональных стандартов - региональные (отраслевые) нормативные документы, определяющие в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Они разрабатываются на основе отраслевых квалификационных характеристик по профессиям/специальностям, составленным теми же группами специалистов, что разрабатывали профессиональные стандарты.

Значительная работа по сопряжению требований образовательных и профессиональных стандартов, а также по налаживанию деловых контактов системы профессионального образования с рынком труда проделана во многих регионах России (Кубань, Волгоградская область, Красноярский край и т.д.). Выстроены региональные модели модернизации профессионального образования, структурными элементами которых являются образовательные и научные учреждения, структуры бизнеса и власти, а функции направлены на взаимодействие всех элементов модели для реализации программы модернизации профессионального образования. Формируется надстройка для взаимодействия между предприятием, образовательным учреждением и региональной властью в виде совместной рабочей группы и/или трехстороннего партнерского совета (предприятие - вуз, колледж -региональное министерство).

Разрабатываются и внедряются профессиональные образовательные программы, ориентированные на требования регионального рынка труда и предназначенные для модернизации содержания профессионального образования и образовательных технологий в соответствии с требованиями регионального рынка труда. Одним из эффективных компонентов этой работы является установле-

ние регионально-значимой вариативной составляющей основных образовательных программ в рамках ФГОС и государственно-общественный контроль за их реализацией. Региональные требования формируются в дополнение к требованиям ФГОС с учетом стратегических задач социально-экономического развития региона.

Обеспечение участия работодателей в формировании и реализации кадровой политики в некоторых регионах осуществляется путем создания специальной структуры - «Базовой организации учреждения профессионального образования». Цель ее состоит в создании условий для обеспечения активной позиции и социальной ответственности бизнес-сообщества в формировании и реализации кадровой политики за счет совместного с вузами решения ряда задач:

Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности организаций, участвующих в подготовке кадров в регионе;

Обеспечение координации деятельности органов власти, работодателей, учебных заведений по подготовке востребованных кадров;

Налаживание системного взаимодействия организаций и учебных заведений в рамках договоров и соглашений;

Обеспечение участия бизнес-сообщества в процедурах аттестации студентов и аккредитации вузов.

В других регионах для обеспечения взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования создается многоуровневая система координационных советов по подготовке кадров. Функционируют областной, отраслевые, муниципальные советы при органах исполнительной государственной власти и местного самоуправления, попечительские и наблюдательные советы учебных заведений, которые обеспечивают совместное решение проблем подготовки кадров и задач развития системы профессионального образования. Например, на Кубани действует система оценки кадровых потребностей региональной экономики. В ее основе лежит региональный Координационный совет по профессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда. Именно он определяет стратегию развития профессионального образования в крае. Его задачи - точно оценить экономические перспективы, учесть запросы работодателей и определить заказ на подготовку профессиональных кадров. Кроме того, подобные советы созданы во всех муниципальных образованиях края. Конечный итог их деятельности заключается в согласованном ежегодном прогнозе кадровых потребностей краевого рынка труда. В этой работе также задействован департамент труда и занятости населения края, который на основе прогноза формируется государственное задание на подготовку кадров.

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, на заседании Президиума Совета УМО по образованию в области менеджмента, состоявшемся 22-23 ноября в г. Костроме, было принято решение о проведении анализа соответствия требований ФГОС и профессиональных стандартов в сфере экономики и управления. В Государственном университете управления, являющемся базовым вузом УМО по образованию в области менеджмента, решено начать работу по анализу сопряжения и построению таблиц смежности требований ФГОС и профессиональных стандартов, а также квалификационных характеристик по группам специальностей, относящихся к трем направлениям подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом». Работа достаточно сложная и объемная. Итогом ее будут таблицы смежности, на основе которых удастся выявить те компетенции ФГОС, которые действительно востребованы рынком тру-

да, определить избыточные компетенции и наметить пути минимизации их перечня для совершенствования ФГОС и построения кластеров компетенций при разработке измерителей для проведения аттестации студентов.

Библиографический список

1. Глебова Л.Н., Гуськова М.В. Подходы к формированию независимой оценки качества профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2012. - №4.

2. Гуськова М.В. Аттестация студентов на основе новых стандартов профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2011. -№8.

3. Звонников В.И., Нефедов В.А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями. - М: ФГБУВПО «Государственный университет управления», 2012.

Делицын Леонид Леонидович

Московский государственный университет культуры и искусств

l. delitsin@yahoo. com

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТА СРЕДИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

На основе количественной модели распространения нововведений построены прогнозы доли пользователей Интернета в городском и сельском населении России на 2012-2018 гг. Для идентификации параметров моделей использованы данные массовых опросов ФОМ и ВЦИОМ. Рассмотрены оптимистический сценарий, предполагающий увеличение доступности Интернета (технической и финансовой) на 12% в год, и консервативный, предполагающий неизменность внешних условий.

Ключевые слова: распространение нововведений, воспроизводство населения, городское и сельское население, Интернет.

Прогнозируемые показатели распространения Интернета как в России, так. и других странах, рассчитанные на основе классических трехпараметрических логистических моделей , зачастую не подтверждаются последующими данными наблюдений. Даже экстраполяция линейного тренда количества пользователей российского Интернета оказалась успешнее, чем логистические модели распространения нововведений .

Известно, что показатели проникновения Сети в российских городах и селах отличаются весьма заметно, но в большинстве работ по прогнозированию Интернета в России городское и сельское население отдельно не рассматривались. Пренебрежение региональными различиями в распространении Сети может оказаться одной из основных причин ошибок прогнозов. В частности, глобальный прогноз распространения Интернета, опубликованный Т. Модисом, был построен на основе логистической модели и предсказывал скорое завершение роста с потенциалом охвата не более 14%

населения Земли . Однако уже по итогам 2011 года Международный союз электросвязи насчитал 2,4 млрд. пользователей Интернета, что составило 34% населения планеты. В недавней работе Н.С. Матвеевой было показано, что на параметры модели Т. Модиса решающее влияние оказала статистика использования Сети в США и Европе, которая скрыла начало роста более многочисленной, азиатской аудитории . Около десяти лет назад Ю.Ю. Перфильев предложил рассматривать процесс распространения Интернета в России как «одну большую «инновационную волну», захватывающую постепенно города различных типов - от городов-миллионеров до малых городов» . В данной работе мы привлекаем для обоснования идеи Ю.Ю. Перфильева разработанную нами количественную модель распространения нововведений. Отметим, что динамические модели распространения нововведений, учитывающие взаимное влияние регионов, упоминаются в монографии , но в них не учтены процессы воспроизводства населения.