Литература        08.03.2020   

Биологической расплатой за прямохождение у человека. А1.Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать. Клеточное строение организма

19 декабря этого года Генеральная Ассамблея ООН приняла очередную декларацию по Крыму. Украинская сторона отмечает победу. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Вначале несколько слов о самой резолюции. Это была очередная резолюция, касающаяся аннексии Крыма и нарушения прав человека на полуострове. Документ поддержали 70 стран-членов ООН, воздержались 76, еще 26 стран выступили против, так же несколько стран вообще не принимали участие в голосовании.

Президент Украины Порошенко, естественно, приветствовал принятие этой резолюции, отметив, что данная резолюция это «сигнал агрессору как оккупационной власти, что за нами верховенство международного права, правда и справедливость», а министр иностранных дел Украины П. Климкин и вовсе назвал принятый ГА ООН документ «самым сильным по Крыму» и отметил, то международное давление на РФ касаемо крымского вопроса усиливается.

Но, увы, на самом деле, все выдается не таким гладким.

С одной стороны все прошло вроде бы ожидаемо — за украинскую резолюцию выступили ожидаемо подавляющее большинство стран Европы, Северной Америки, Турция, ряд арабских государств, Япония, Южная Корея. Но вот количество стран воздержавшихся от голосования или проголосовавших против, свидетельствует не только о поляризации мира, усиления противоречий между Западом и другими геополитическими центрами, но и о падении имиджа Украины на международной арене, ее провальной внешней политики. Ведь если бы наша дипломатия была на порядок эффективнее, а Украина проводила многовекторную внешнюю политику — возможно, мы бы имели в своей когорте значительно больше сторонников и/или добились бы нейтралитета ключевых государств, нажавших на красную кнопку во время голосования за резолюцию по Крыму. Ведь сложно не согласится, что сторона России выглядит более уверенной, когда в одном ряду с ней стоит не только КНДР, Сирия, пара-тройка банановых республик, но и Китай, Индия, ЮАР, Казахстан.

Контекст

В ООН приняли резолюцию по Крыму

Новое время страны 20.12.2017

Новая резолюция ООН по Крыму: десять изменений, важных для Украины

Українська правда 19.12.2017

Резолюция по Крыму: Украине нужны решительные действия

Корреспондент 02.11.2017

Резолюция о Крыме не имеет ценности

Русская служба BBC 20.05.2016 Главная проблема внешней политики Украины — ее зацикленность на западном векторе. Уже минимум 4-й год Киев жадным взглядом смотрит на Запад и не обращает внимание на альтернативные направления внешней политики. Такими альтернативными направлениями являются в первую очередь — ряд азиатских государств — КНР, Индия, Пакистан, Казахстан, во вторую — страны Латинской Америки, некоторые страны Африки. Практически со всеми этими государствами у Украины либо вообще отсутствует какой-либо плодотворный диалог, либо нынешние отношения вряд ли можно называть партнерскими и стратегическими. Следовательно, принимая то или иное решение по Украине, эти государства не могут руководствоваться мотивацией сохранения нормальных отношений с Киевом, поскольку их нет в принципе.

Таким образом, если бы украинские власти перестали различать только одну сторону света — Запад и устремили бы свой взор на другие страны, вполне возможно, что наш международный авторитет вырос, а резолюции ООН по Украине принимались с гораздо большим количеством голосов.

Несколько примеров

На сегодня между Украиной с одной стороны и такими странами, как Китай, Индия и Пакистан есть интерес в сотрудничестве в таких отраслях как машиностроение, космической, авиационной отраслях, аграрном секторе; потенциально может появится интерес в военно-промышленном сотрудничестве, научной сфере. Но давайте теперь вспомним, какие и, главное, на каком уровне были контакты с этими государствами у Украины за последние даже 5-6 лет, не говоря о периоде после второго майдана. Ответ очевидный — плодотворных контактов и стратегии взаимоотношений с ними нет.

Поэтому, почему нас удивляет нейтралитет по Крыму Пакистана или голосование против Индии и Китая? Безусловно, они голосовали не столько против Украины, сколько против мнения Запада, решив укрепить альтернативную ему сторону — Российскую федерацию. Но, вполне можно предположить, что некоторые из этих стран можно было бы или вывести в нейтралитет (КНР, Индию, страны Центральной Азии) или, даже, принять украинскую сторону.

Это же касается и стран Латинской Америки, некоторых арабских государств, которые не нажали зеленую кнопку. Да, США, Европа, Канада, Япония — это очень важно. Но мы так же должны понимать, что голосовали «За» они не от большой любви к Украине, а из тех же соображений, что и голосовавшие «Против» — в связи с геополитическим противостоянием Запада и России, в котором Украина, увы, субъект.

Другой пример — Сербия. Сербия — одно из немногих европейских государств, голосовавших против резолюции. Наверное, всем известны стратегические отношения Белграда и Москвы, но даже тут Украина могла бы договорится с Сербией по крымскому вопросу и так же вывести ее в нейтралитет. Несложно догадаться, что в этом бы ей помог вопрос Косова. Как известно, Украина до сих пор не признала независимость Косово и считает его частью Сербии, в то время, как практически все европейские страны независимость Косово признали. Таким образом, можно было бы дать сигнал Белграду о том, что либо отношения между двумя странами будут развиваться по принципу «Косово — это Сербия, Крым — это Украина», либо Украина оставляет за собой право признать независимость Косово в случае, если Сербия и дальше будет голосовать против резолюций, касающихся территориальной целостности Украины.

Это всего пара примеров того, как можно реально расширить круг друзей и партнеров Украины проводя разновекторуную политику и расширяя сотрудничество с азиатскими, южноамериканскими и, даже, африканскими странами.

Таким образом, именно на это и должна быть ориентирована внешняя политика Украины. Но вместо этого мы, к сожалению, наблюдаем то, что украинские власти смотрят на мировые процессы сквозь розовые очки наивно считая (или делая вид), что весь мир с нами. На самом же деле — Украина это мячик на поле большой геополитической игры.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


«КАКИМ БЫ ТАЛАНТЛИВЫМ НИ БЫЛ ВАШ ДОКТОР, ГЕМОРРОЙ ОН ВСЕ РАВНО БУДЕТ ЛЕЧИТЬ ЧЕРЕЗ…ФОЛЬКЛОР»

А. Шамрин, хирург

Переход от передвижения на четырех конечностях к хождению на двух ногах считается важней вехой в эволюции человека. Это освободило передние конечности, способствовало развитию тактильных ощущений, усложнению моторики, обусловило быстрое развитие головного мозга, что способствовало формированию группового адаптивного поведения. Т.е, можно сказать, что прямая походка сделала человека человеком. Но при этом нам хорошо известно, что передвигающиеся на четырех лапах животные не страдают от остеохондроза или сколиоза. Гравитация действует на тело животных равномерно, поэтому кровь не застаивается в задних лапах и конечных отделах кишечника. А вот у прямоходящего человека под воздействием гравитации кровь «стекает» в нижние конечности и увеличивает нагрузку на сосуды дистальных отделов кишечника.

Факторы, способствующие развитию геморроя

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Несбалансированное питание;
  • Малоподвижный образ жизни или работа, связанная с малой двигательной активностью;
  • Деятельность, связанная с чрезмерным напряжением мышц (большие физические нагрузки);
  • Стресс;
  • Нарушение оттока крови в прямой кишке;
  • Беременность;
  • Частые запоры;
  • Воспалительные и опухолевые процессы в кишечнике и печени;
  • Инфекционные процессы.

Во многом риск развития геморроя зависит от образа жизни: болезнь чаще развивается у людей, которым приходится долго сидеть или стоять. Поэтому считают, что геморрой является профессиональным заболеванием офисных работников, водителей, учителей, врачей и пр.

Согласно статистике, в мире 10-15% взрослого населения страдают геморроем. Это заболевание чаще угрожает мужчинам, но больше обращений к врачу по этому поводу зафиксировано среди женщин. Очевидно, женщины более внимательны к своему здоровью.

Частота геморроя в структуре колопроктологических заболеваний колеблется от 34 до 41% случаев. Но только каждый третий из этих пациентов нуждается в хирургическом лечении (Воробьев Г.И. и соавт. Геморрой. //М.:Митра-Пресс, 2002. 192 с.). Большинству же больных показано консервативное лечение.

С современных нозологических позиций к геморрою относят разнообразные клинические проявления патологических изменений геморроидальных узлов. Опасными осложнениями геморроя являются кровотечение, выпадение внутренних геморроидальных узлов и тромбоз узлов. Консервативное лечение включает ряд мер: коррекцию рациона, соблюдение гигиенического режима, регуляцию акта дефекации и медикаментозное лечение (местное и пероральное применение лекарственных препаратов).

Фармакотерапия геморроя

Основными целями фармакотерапии острого и хронического геморроя являются:

  • Купирование симптомов острого геморроя;
  • Предотвращение осложнений;
  • Профилактика обострений при хроническом течении заболевания;
  • При необходимости оперативного лечения:
    • предоперационная подготовка;
    • послеоперационная реабилитация.

Для достижения вышеуказанных целей в настоящее время применяется комплексная терапия, включающая как медикаментозные средства местного действия, направленные на ликвидацию воспалительного процесса, и, следовательно, болевого синдрома, а также геморроидальных кровотечений, так и препараты системного действия, направленные прежде всего на лечение сосудистых нарушений в геморроидальных узлах.

В настоящее время лидирующие позиции в консервативном лечении геморроя занимают флеботропные препараты. Особый интерес среди препаратов системного действия представляют флеботропные препараты нового поколения для перорального применения. Наибольшее внимание в этой группе привлекает диосмин, получаемый в результате сложного, энергоемкого технологического процесса из гесперидина. В эксперименте диосмин более чем в 2 раза повышает тонус венозной стенки, значительно ускоряет транспорт лимфы, а также подавляет активность лейкоцитов и синтез медиаторов воспаления (Современная фармакотерапия хронической венозной недостаточности нижних конечностей. Богачев В. РГМУ).

Диосмин оказывает влияние практически на все патогенетические звенья геморроидальной болезни. В результате повышения тонуса вен происходит сужение прямокишечных венозных сплетений. Кроме того, что данный препарат обладает флеботоническим эффектом (благодаря воздействию на микроциркуляторное русло), он способствует уменьшению проницаемости эндотелия капилляров, и, как следствие, уменьшению отека и снижению болевого синдрома. В то же время, при всех позитивных свойствах диосмина, он обладает одним существенным недостатком - плохая абсорбция в желудочно-кишечном тракте и, как следствие, низкая биодоступность, медленно наступающий клинический эффект, находящийся в прямой зависимости от длительности приема и величины суточной дозы диосмина (Nicolaides А. N. Chronic Venous Disease and the Leukocyte Endothelium Interaction: From symptoms to Ulceration. Angioiogy. 2005; 56 (suppl.l): 11-19.)

Для повышения биодоступности диосмина и оптимизации его суточной дозировки используют разнообразные технологические приемы, такие, как ультразвуковая микронизация, изготовление порошкообразных водорастворимых форм и др.

Действие диосмина:

  • Оказывает венотонизирующее действие: уменьшает растяжимость вен, повышает тонус вен, уменьшает венозный застой.
  • Улучшает лимфатический дренаж: повышает тонус и частоту сокращения лимфатических капилляров, увеличивает их функциональную плотность, снижает лимфатическое давление.
  • Стимулирует микроциркуляцию: повышает резистентность капилляров, снижая возможность их повреждения, уменьшает их проницаемость.
  • Оказывает противовоспалительное действие: уменьшает адгезию лейкоцитов к венозной стенке и их миграцию в паравенозные ткани, уменьшает количество свободных супероксидных анионов, блокирует выработку свободных радикалов, синтез простагландинов и тромбоксана.
  • Обладает противоотечным, обез боливающим действием.
  • Усиливает сосудосуживающее дейст вие адреналина, норадреналина, угнетает активность катехол-метилтрансферазы, умеренно снижает активность ФДЭ, улучшает диффузию кислорода и перфузию в кожной ткани.

Флебодиа 600 - эффективно и удобно!

Французской компании «Лаборатория Иннотек Интернасиональ» удалось получить полусинтетический диосмин с улучшенными путем коагрегации фармакокинетическими параметрами по сравнению с природным аналогом, что позволило существенно повысить его биодоступность, а, значит, - эффективность. Препарат на основе полусинтетического диосмина «Флебодия 600 » про- демонстрировал высокую эффективность в лечении острого геморроя, осложненного кровотечением, и острого тромбоза геморроидальных узлов. Орлова Л. П., Зарезаев О.А. Ультразвуковой метод исследования в оценке эффективности лечения больных острым геморроем, осложненным кровотечением, препаратом «Флебодиа-600» // Consilium-Medicum. Т. 7. 2005. №6. С. 511-513).

У 70-90% больных, получавших новый препарат, выявлен выраженный регресс основных симптомов. При этом, по сравнению с традиционно применявшимися лекарственными средствами, требовалась относительно меньшая доза препарата (Chauvenet M, Libeskind M. Revuefrancaise de gastroenterologie. 1994. P 303).

Опыт применения нового ангиопротектора показал быстрое облегчение клинических симптомов геморроя, хорошую переносимость препарата, что в сочетании с удобством приема сделало «Флебодиа 600» препаратом выбора при геморрое, осложненном кровотечением и острым тромбозом.

Согласно данным исследований (Эффективность полусинтетического диосмина в терапии геморроя; Фролов С.А., Хмылов Л.М.; Государственный научный драва, Москва), препарат

Флебодия 600 может быть использован в качестве базового средства в режиме монотерапии.

Дозировка диосмина (600 мг в одной таблетке) позволяет сократить прием препарата до 1 таблетки в сутки, что делает его прием более комфортным для пациента.

Предлагаемое пособие составлено для работы с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» и содержит задания, которые учитель сможет использовать при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.
Тестовая часть заданий поможет учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, даст возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.
Тесты охватывают все разделы курса анатомии и физиологии человека, по окончании изучения которого учащимся предлагается выполнить итоговый тест, состоящий из 50 вопросов; учитель может по своему усмотрению разделить его на два варианта по четным и нечетным номерам вопросов или использовать полностью в течение урока.
Для сохранения стиля авторов учебника, экономии времени на уроке и более оперативного контроля в тестовой части заданий предлагается три варианта ответов (вариант 1).
Кроме тестов в пособии представлены задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях, которые можно использовать в форме биологического диктанта или для работы по карточкам (вариант 2), а также вопросы разной степени сложности.
Вопросы, требующие письменного ответа, составлены с использованием текстов альтернативных учебников, научно-популярной литературы и могут быть использованы учителем при работе с любым учебником. Первая часть вопросов позволяет определить степень усвоения базового содержания предмета (вариант 3, требующие краткого ответа). Вторая часть вопросов – это задания наиболее сложного уровня (вариант 4, требующие развернутого ответа). При ответе на них предполагается использование дополнительной литературы. Вопросы вариантов 3 и 4 носят характер биологических задач, то есть развивают у учащихся умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.
Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.
Многие вопросы направлены на развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни.
В конце пособия имеются ответы на все предложенные вопросы, даже если они выходят за рамки материала данного учебника, например вопросы гигиены всех систем органов. Ответы могут рассматриваться как дополнительный материал, который учитель может использовать для проведения урока.
Наличие развернутых ответов позволяет использовать данное пособие не только учителем, но и учащимися, абитуриентами для подготовки к зачетам, экзаменам, самоконтроля и систематизации знаний, а также родителями для определения уровня знаний своих детей.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Вариант 1
Задание.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:
A. Под нервной трубкой
Б. Под кишечником
B. На брюшной стороне тела

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:
A. Брюшина
Б. Барабанная перепонка
B. Диафрагма

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:
А.10
Б. 7
В. 12

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:
А. Дельфинов
Б. Обезьян
В. Копытных

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:
A. Дифференцированные зубы
Б. Четырехкамерное сердце
B. Выкармливание детенышей молоком

6. К рудиментам человека относятся:
A. Хвостовые позвонки
Б. Наружное ухо
B. Диафрагма

7. Многососковость у человека – это пример:
A. Рудимента
Б. Атавизма
B. Врожденной генетической патологии

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:
A. Мышление, сознание и речь
Б. Точная координация движений
B. Цветовое зрение

9. Преимуществом прямохождения является:
A. Разнообразие способов передвижения
Б. Прямая осанка
B. Освобождение руки для орудийной деятельности

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:
A. Аппендицит
Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей
B. Гипертонию

Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – ..., а под ней – ...

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки – ...,... сердца, семи... позвонков,... желез.

3. С приматами человека роднит сходство в строении... органов,... мускулатура, биохимический состав...

4... – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:... позвонки,... ребра,... покров на теле.

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется...

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый..., членораздельная..., способность изготавливать...

Вариант 3
Задание.

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

Вариант 4
Задание.

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:
А. Рамапитеки
Б. Дриопитеки
В. Австралопитеки

2. Первым представителем семейства Гоминид, обитавшем на территории современной Индии и Восточной Европы 14 млн лет назад, был:
А. Австралопитек
Б. Питекантроп
В. Рамапитек

3. Потомком рамапитека, найденным в Южной Африке, считают:
A. Австралопитека
Б. Человека умелого
B. Человека разумного

4. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:
A. Человек умелый
Б. Человек прямоходящий
B. Человек разумный

5. Древнейших людей, ведущих активный образ жизни, охотников, умеющих пользоваться огнем, объединяют в вид:
A. Человек умелый
Б. Человек прямоходящий
B. Человек разумный

6. Древних людей ростом 1 м 70 см и объемом мозга до 1600 см3, обитавших в ледниковый период, называют:
А. Кроманьонцы
Б. Питекантропы
В. Неандертальцы

7. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются:
А. Кроманьонцы
Б. Неандертальцы
В. Синантропы

8. Впервые четко выделил признаки четырех рас:
A. Франсуа Бернье
Б. Чарлз Дарвин
B. Жан Батист Ламарк

9. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки:
A. Европеоидной расы
Б. Азиатско-американской расы
B. Экваториальной расы

10. Хорошим теплоизолятором на солнцепеке служат:
A. Курчавые волосы
Б. Прямые волосы
B. Слегка волнистые волосы

Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Ископаемая группа высших обезьян – ... дала начало двум эволюционным линиям: семейству..., к которому принадлежат современные гориллы и шимпанзе, и семейству..., представителем которого является Человек...

2. 14 миллионов лет назад появились первые представители гоминид – ..., питающиеся... пищей.

3. 3,5–1,0 миллион лет назад на Африканском континенте обитали...: прямоходящие существа ростом... см, использующие природные материалы и ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

4. Человек... впервые научился изготавливать каменные..., свободно ходил на двух ногах и имел более развитые... конечности.

5. 1,0 миллион – 300 тысяч лет назад появились представители... людей, составляющие вид Человек..., основными занятиями которых были: коллективная..., изготовление каменных орудий и сбор... пищи.

6. Древние люди, жившие... лет назад, относятся к виду Человек..., имели мозг объемом... и крепкое телосложение; обитали в ледниковый период и научились добывать...

7. Люди современного типа называются... и относятся к виду Человек..., обладают ростом..., объемом мозга...; а также способностью изготавливать одежду из..., рисовать на..., лепить посуду из...

8. Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общим происхождением, морфологическими и физиологическими особенностями, называется...

9. Для представителей экваториальной расы характерны:... кожа,... волосы,... губы.

10. Европеоиды обладают... кожей, прямыми... волосами,... носом.

11. У представителей азиатско-американской расы жесткие... волосы,... кожа,... лицо, кожистая складка... века.

Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Назовите потомков дриопитеков и объясните, в чем состоит их принципиальное различие между собой.

2. На основании каких признаков рамапитека и австралопитека лишь условно можно отнести к предкам человека?

4. Каковы основные эволюционные достижения человека прямоходящего? Какие примитивные черты сохранились в его облике?

5. Чем характеризуется период обитания древних людей?

6. Каких ископаемых людей относят к виду Человек разумный? Аргументируйте свой ответ.

7. Как вы думаете, какие причины привели к возникновению внутри вида Человек разумный разных человеческих рас? Что доказывает единство происхождения человеческих рас?

8. Назовите главные особенности трех основных рас и объясните биологический смысл их возникновения.

Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите названия различных предковых форм современного человека в хронологическом порядке: питекантроп, человек умелый, человек неандертальский, кроманьонец, дриопитек, синантроп, человек разумный, человек прямоходящий. Какие названия не вошли в этот ряд и почему?

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр.12 с местами предполагаемых областей прародины человека. Объясните, почему именно здесь обнаружено большинство стоянок древних людей?

3. Рассмотрите в учебнике изображение родословного древа человека на стр.10. Какие основные изменения в строении черепа ископаемых предков человека вы заметили? С чем это может быть связано?

4. Рассмотрите в учебнике рисунки в нижней части страниц 12 и 13. Какие важные эволюционные достижения в социальной сфере на них изображены? В чем их значение?

5. Усложнение мозга, прямохождение, совершенствование руки. Как вы думаете, какое из этих морфологических преобразований возникло в первую очередь? Каковы его причины и последствия?

6. Антропологические данные показывают, что за последние десятки тысяч лет физический облик человека практически не изменился. С чем это связано? Означает ли это, что эволюция человека остановилась?

7. Приверженцы расизма утверждают, что существуют «высшие» и «низшие» расы. Какие доказательства можно привести для опровержения этой теории?

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Известный восточный врач, живший на рубежах X–XI веков, описавший в своих трудах анатомию человека и производивший хирургические операции:
A. Клавдий Гален
Б. Ибн Сина Авиценна
B. Аристотель из Стагира

2. Мысль о том, что печень является органом кроветворения, а сердце и сосуды – органами кровообращения, принадлежит:
A. Клавдию Галену
Б. Аристотелю из Стагира
B. Гиппократу

4. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:
A. Леонардо да Винчи
Б. Андреасом Везалием
B. Клавдием Галеном

6. Микроскоп был усовершенствован:
A. Марчелло Мальпиги
Б. Карлом Бэром
B. Антони ван Левенгуком

7. Яйцеклетка человека как основа развития нового организма была открыта:
A. Карлом Бэром
Б. Петром Францевичем Лесгафтом
B. Николаем Ивановичем Пироговым

8. Создателем топографической анатомии является:
A. Иван Петрович Павлов
Б. Николай Иванович Пирогов
B. Петр Францевич Лесгафт

Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Древнегреческий врач... впервые сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента.

2. Аристотель дал название главному кровеносному сосуду – ...

3. Функции органов человека впервые изучал древнегреческий врач...

4. Первые анатомически точные рисунки различных органов человеческого тела принадлежат кисти известного художника и ученого эпохи Возрождения...

5... впервые описал анатомию отдельных систем органов человека.

6. Вильям Гарвей достаточно точно описал строение и механизм действия... системы.

7. Микроскопическое исследование тканей стало возможным благодаря работам...

8. Создателем топографической анатомии человека является известный русский врач...

9... – наука о строении человеческого тела.
10. Физиология изучает... органов человеческого тела.

11. Влияние окружающей среды на организм человека с целью сохранения... изучает наука – ...

Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Какой древнегреческий врач впервые обобщил сведения о строении человеческого тела и создал основные положения медицины как науки?

2. В чем состоит значение трудов Клавдия Галена и чем можно объяснить некоторые его заблуждения?

3. Как вы думаете, какие причины долгое время мешали развитию медицины, особенно в средневековье?

4. Каковы достижения медицины в эпоху Возрождения? С именами каких ученых они связаны?

5. Работы какого ученого послужили основой новой науки – физиологии? Что является предметом ее изучения?

6. В чем состоит значение трудов Н. И. Пирогова?

Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Именами каких ученых были названы определенные органы тела человека и животных?

2. Какую клятву дают все профессиональные врачи? В чем ее смысл?

3. Во время Великой Отечественной войны немцы не подвергли бомбардировке имение Н. И. Пирогова близ Винницы. Объясните этот факт.

4. Перечислите некоторые заблуждения известных врачей древности, которые вы могли обнаружить в тексте учебника.

5. Как современные психологи называют 4 типа темперамента, открытые Аристотелем?

6. Какой принцип строения тела человека был открыт Леонардо да Винчи?

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
А. Орган
Б. Ткань
В. Клетка

2. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
А. АТФ
Б. ДНК
В. Белков

3. В ядре соматических клеток человека:
A. 46 хромосом
Б. 23 хромосомы
B. 44 хромосомы

4. Ядрышко участвует в образовании:
А. Рибосом
Б. Митохондрий
В. Пластид

5. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов и жиров

6. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:
А. ЭПС
Б. Комплексе Гольджи
В. Лизосомах

7. Основная функция митохондрий:
А. Синтез ДНК
Б. Синтез АТФ
В. Синтез углеводов

8. Распад отработанных веществ и органоидов происходит в:
А. Гиалоплазме
Б. ЭПС
В. Лизосомах

9. Связь между клетками осуществляется через:
A. Клеточную мембрану
Б. Гиалоплазму
B. Эндоплазматическую сеть

10. Клеточная мембрана:
A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ
Б. Непроницаема
B. Полностью проницаема для любых веществ

Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...

3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...

4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.

5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...

6. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...

7. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.

8. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...

9. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.

10. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...

11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...

Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите основные жизненные функции клеток человеческого организма.

2. Какова структура и функции ядра клетки?

3. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?

4. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?

5. Чем представлена транспортная система клетки?

6. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?

7. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений?

8. В чем состоит функция лизосом?

9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

10. Что такое регенерация клеток?

Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

2. О чем говорит тот факт, что клетки большинства живых существ устроены примерно одинаково?

3. При изучении клеток животных было выяснено, что аппарат Гольджи наиболее развит в клетках поджелудочной железы и слюнных желез, а митохондрии – в клетках сердца. Объясните этот факт.

4. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

5. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

6. Каким образом осуществляется точная передача наследственной информации при делении клеток?

7. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?

8. Какое универсальное свойство жизни обеспечивается работой ядра?

9. Какое еще вещество, кроме ДНК, содержится в ядре?

10. Как вы думаете, почему развитие современной медицины тесно связано с цитологическими исследованиями?

ТКАНИ И ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:
А. 2
Б. 4
В. 8

2. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:
A. Эпителиальной тканью
Б. Мышечной тканью
B. Соединительной тканью

3. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
А. Витамины
Б. Минеральные соли
В. Гормоны

4. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:
A. Мышечной ткани
Б. Нервной ткани
B. Эпителиальной ткани

5. Промежутки между органами заполнены:
A. Мышечной тканью
Б. Рыхлой волокнистой тканью
B. Жировой тканью

6. Транспортную функцию в организме выполняет:
А. Кровь
Б. Жировая ткань
В. Хрящевая ткань

7. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки:
A. Гладкой мышечной ткани

8. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:
A. Гладкой мышечной ткани
Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

9. Нервные импульсы от тела нейрона передаются по:
А. Клеткам нейроглии
Б. Дендритам
В. Аксону

10. Почки являются основным органом:
A. Эндокринной системы
Б. Мочевыделительной системы
B. Половой системы

Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Группа клеток одинакового строения, общего происхождения и выполняющих определенную функцию, называется...

2... ткани образуют поверхность кожи и слизистые оболочки... органов.

3. Железистые эпителиальные клетки выделяют различные... и образуют... внешней и внутренней секреции

4. Железы... секреции не имеют протоков и выделяют... непосредственно в...

5. Промежутки между органами заполняет... соединительная ткань, костная и хрящевая ткани выполняют... функцию, а кровь осуществляет... веществ и... защиту организма.

6. Основная особенность мышечной ткани – способность...

7... мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов, сокращение ее клеток происходит... от воли человека.

8. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует... мускулатуру, сокращается... и состоит из многоядерных клеток с поперечной...

9. Поперечно-полосатая... мышечная ткань характеризуется переплетениями между клетками и сокращается не отдельными волокнами, а целой...

10. Нервная ткань состоит из основных клеток – ..., способных вырабатывать и передавать нервные... и клеток..., выполняющих вспомогательную функцию.

11. Нейроны состоят из тела, коротких отростков – ... и длинных – ..., места контактов отростков друг с другом называются...

12. Часть тела, занимающая определенное положение, состоящая из клеток разных... и выполняющая определенную функцию, называется...

13. Опорно-двигательную функцию в организме выполняют... и... системы, окислительные процессы и газообмен обеспечиваются работой..., транспорт веществ обеспечивается... системой, приток питательных веществ дает... система, выделение осуществляет... система, а координируют работу всех органов... и... системы.

Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что такое ткань? Какие виды тканей составляют организм человека?

2. Каковы характерные особенности клеток эпителиальных тканей?

3. Чем различаются между собой железы внешней и внутренней секреции?

4. Назовите общее свойство соединительной ткани и функции отдельных ее разновидностей.

5. Охарактеризуйте основные типы мышечной ткани.

6. Назовите структурные и функциональные особенности клеток нервной ткани.

7. Что такое «орган»? Объясните и приведите примеры.

8. Перечислите основные системы органов и их функции.

Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Про какую ткань нельзя сказать, что она состоит из клеток, одинаковых по строению и функциям?

2. Какая ткань является преобладающей в составе костей скелета? Какие еще ткани могут входить в состав костей, каковы их функции?

3. Химический анализ какой ткани используют для определения состояния здоровья человека?

У подавляющего большинства людей (не только пожилых, но и молодых) есть симптомы остеохондроза. Остеохондроз часто называют расплатой человека за прямохождение. У животных этот процесс происходит медленнее. Изнашивание позвоночника - естественный процесс, и избежать его удается немногим. Однако появление проблем можно отодвинуть. Наша спина большую часть дня находится в вертикальном положении. Из-за этого межпозвоночные диски быстрее изнашиваются, возникает дискомфорт и боль. Хотите продлить "срок службы" дисков - решение очевидно: нагрузку на позвоночник нужно сократить.

Начнем с плоскостопия

Одна из важнейших функций свода стопы - рессорная или пружинящая. Если бы ее не было, при ходьбе внутренние органы подвергались бы ощутимой тряске, ведь каждый наш шаг - это удар о землю и пусть очень короткая, но все же потеря равновесия. Нормально сформированная стопа этот удар гасит, и желудок, сердце, печень и т. п. могут стабильно работать. Если же свод стопы становится более плоским, возможность для "отпружинивания" уменьшается и брать на себя часть обязанностей по компенсации удара приходится позвоночнику. Это увеличивает нагрузку на него, и диски раньше изнашиваются.

Какой выход? Покупайте удобную и соответствующую возрасту обувь. А также носите специальные стельки. Для этот придется посетить ортопеда. Сейчас существует и довольно большой выбор ортопедической обуви, которую можно купить или сделать на заказ.

Для профилактики плоскостопия очень полезно ходить по неровной поверхности - песку, траве, гальке. Так что, если такая возможность есть, не следует ее упускать.

Фактор риска: малоподвижная работа

Наименьшую нагрузку позвоночник испытывает, когда мы лежим на спине. Она увеличивается при ходьбе и еще больше возрастает, когда человек садится. Вот почему работа, связанная с многочасовым сидением в офисе, приводит к быстрому изнашиванию межпозвоночных дисков.

Поэтому старайтесь раз в час вставать на 5-10 минут и делать разминку: прогнитесь вперед и назад, потянитесь. Чаще меняйте позу, в которой сидите, периодическое перераспределение нагрузки благотворно для позвоночника. Очень неплохо, если ваше рабочее кресло позволяет вам время от времени откидываться назад так, чтобы между туловищем и ногами был угол примерно в 135°, - это поможет спине расслабиться. И, наконец, не сидите нога на ногу - это увеличивает нагрузку на одну сторону спины.

В нерабочее время будьте активны. Снять напряжение в спине хорошо помогают йога, пилатес, упражнения на растяжку, плавание. Во время таких тренировок укрепляется мышечный корсет, но позвоночник не перегружается. А вот поднятие штанги или фитнес с большим количеством прыжков, наоборот, увеличивают давление на диски.

Измерьте свой рост утром, встав с постели, и вечером перед сном. Наверняка во втором случае вы окажетесь ниже (разница может доходить до 3 см). Так происходит потому, что днем из-за нагрузки межпозвоночные диски немного приплющиваются. Ночью же, когда давление на них минимально, они постепенно расправляются, улучшается их кровоснабжение. Вот почему для позвоночника крайне важен полноценный отдых. Чтобы его обеспечить, раз и навсегда избавьтесь от мягких перин, они плохо поддерживают спину, - спать нужно на полужестком матрасе.

Поднятие тяжестей - наша любимая работа?

При переносе тяжелых вещей нагрузка на позвоночник, и особенно на его поясничный отдел, существенно возрастает. Во многих случаях поднятия тяжестей можно избежать. Обзаведитесь сумкой на колесах или компактной тележкой и возите тяжелые вещи на них, вместо того чтобы нести их из магазина или тащить с дачи в городскую квартиру. Если нужно поднять что-то тяжелое, делайте это правильно. Главное, не поднимайте груз резко, а когда несете его или ставите, не поворачивайте туловище. И еще - не стоит держать ношу на вытянутых руках, прижмите ее к телу.

Фактор риска: лишний вес

Для позвоночника нет никакой разницы, носите вы на себе мешки с углем или лишний жир - нагрузка все равно увеличивается. В некотором смысле быть полным даже хуже, чем работать грузчиком: последний тягает тяжести время от времени, первый несет их на себе постоянно. Считается, если масса тела превышает 90 кг, это почти гарантия, что у человека быстрее, чем у других, появится остеохондроз. Если вы склонны к полноте, взвешивайтесь примерно раз в неделю - так будет проще не упустить момент и вовремя взять себя в руки.

Все стареет и позвоночник - тоже

Снижение гибкости, сокращение объема межпозвоночных дисков, уменьшение тонуса мышц спины - увы, все это зачастую вовсе не болезнь, а предусмотренный природой процесс старения. Так что после 50 лет риск развития остеохондроза заметно растет. В этом возрасте нужно особенно бережно относиться к спине и не перенапрягаться. Наибольшую нагрузку позвоночник испытывает, когда мы сидим или стоим согнувшись. Избегайте такого положения: ни в коем случае не стирайте, поставив тазик в ванну, замените короткий веник щеткой с длинной ручкой, максимально выдвигайте трубу пылесоса.

Найдите возможность посещать группы ЛФК для людей с проблемной спиной либо делайте упражнения самостоятельно у себя дома. Комплекс должен полностью исключать резкие движения, поначалу не стоит перенапрягаться - привыкание к нагрузке должно быть постепенным.

К тому же, постарайтесь сделать томографию спины. При необходимости врач поможет вам подобрать специальный корсет или лечебное белье для поддержания спины.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

A. Под нервной трубкой

Б. Под кишечником

B. На брюшной стороне тела

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

A. Брюшина

Б. Барабанная перепонка

B. Диафрагма

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

А.10

Б. 7

В. 12

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

А. Дельфинов

Б. Обезьян

В. Копытных

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

6. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

Б. Наружное ухо

B. Диафрагма

7. Многососковость у человека – это пример:

A. Рудимента

Б. Атавизма

B. Врожденной генетической патологии

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

9. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

Б. Прямая осанка

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:

A. Аппендицит

Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей

B. Гипертонию

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – ..., а под ней – ...

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки – ...,... сердца, семи... позвонков,... желез.

3. С приматами человека роднит сходство в строении... органов,... мускулатура, биохимический состав...

4... – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:... позвонки,... ребра,... покров на теле.

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется...

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый..., членораздельная..., способность изготавливать...

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?