БухУчет        19.01.2020   

Венчурный отбор. Сфера научных интересов

Миролюбова Татьяна Васильевна, д.э.н., профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет








Россия Неорганизованные кластеры – Пермский край: Деревообработка и деревянное домостроение; Мебельный; бумажный; нефтяной; удобрений; промышленной и бытовой химии; аэрокосмический; приборостроения и электротехники; нефтяного машиностроения; строительных материалов и конструкций; первичной обработки черных и цветных металлов; строительный; продовольственный; ИКТ; научно-образовательный. Организованные кластеры – г. Москва, Зеленоград (ЗелАО г. Москвы): Инновационный территориальный кластер «Зеленоград»


Кластер «Зеленоград» Специализация участников кластера: 1.Микро- и наноэлектроника (электронная компонентная база) 2. Электронные приборы и аппаратура 3. Комплексные технические ИТ-системы на базе электронных приборов и аппаратов Количество участников кластера Совокупная выручка участников кластера (2011) - 24,7 млрд. руб. Доля экспорта участников кластера (2011) - 28% Доля малых и средних компаний в экономике кластера - 21% Удельный вес инновационной продукции и услуг - 84% Объем инвестиций на период до 2017 г млрд. руб.


Ключевые участники кластера Бизнес: Ядро кластера – около 20 компаний, в т.ч. ОАО «НИИМЭ и Микрон», группа компаний «Ангстрем», Группа компаний «Зеленоградский ИТЦ», ЗАО «Зеленоградский нанотехнологический центр», Группа компаний «Элвис», ОАО «ЗАВОД «КОМПОНЕНТ» и т.д. Образование: НИУ МИЭТ (Московский институт электронной техники); МГАДА (Московская государственная академия делового администрирования), ИМБО (институт международного бизнес-образования) Наука: Государственный научный центр НПК «Технологический центр», НИИФП, ВНИИФТРИ, НИИТМ, НИИМВ, ИППМ РАН Инфраструктура: ОЭЗ «Зеленоград», Зеленоградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ), Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ), технопарк «Зеленоград», специализированная территория малого предпринимательства, бизнес-инкубатор и Центр развития предпринимательства. Власть: Правительство Москвы (Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства), Префектура ЗелАО г. Москвы СМИ: Городской интернет –портал Zelenograd.ru




Ключевые функции координирующей организации Создание и поддержание сайта кластера; Организация взаимодействия с органами государственной власти различного уровня; Содействие сотрудничеству посредством организации соответствующих мероприятий, встреч, выставок, конференций, визитов в партнерские компании и др.; Организация, техническая поддержка и управление кластерными проектами.


Менеджер Администрация Координатор проектов 1,2,3 Координатор проектов 4,5,6 Координатор проектов 7,8,9 Координирующая организация Группа по проектам НИОКР Группа по проектам инфраструктуры кластера Группа консалтинга и анализа Группа по образовательным проектам Группа по производственным проектам Группа по международным проектам Собрание Совет по проектам Наблюдательный совет Схема кластера


Что дает объединение предприятий и организаций в кластер? Сокращение издержек участников кластера за счет: Снижение затрат в результате устранения дублирующих функций и синергии в сферах «маркетинг», «логистика», «трансакции», «НИОКР», «персонал» и др. Развитие трудовых ресурсов компаний Доступ к инвестиционной поддержке Реализация совместных проектов Преодоление барьеров для входа на новые зарубежные рынки Улучшение информационной поддержки бизнес- процессов

Татьяна Васильевна Миролюбова (15 февраля 1964, Пермь) - учёный-экономист, доктор экономических наук, декан экономического факультета, профессор, заведующий кафедрой мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского университета.

Биография

В 1986 году с отличием окончила экономический факультет Пермского университета, затем аспирантуру по специальности «Экономика, организация управления народным хозяйством и его отраслями».

С 2008 года заведует кафедрой мировой и региональной экономики (до 2009 -кафедра политэкономии).

В 2009 году защитила диссертацию на соискание степени доктора экономических наук.

С января 2013 года - заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории (созданной путём слияния двух кафедр: мировой и региональной экономики и экономической теории и отраслевых рынков); в январе 2014 года переименована в кафедру мировой и региональной экономики, экономической теории.

С 2014 года - декан экономического факультета ПГНИУ.

В 2015 году присвоено учёное звание профессора.

Муж - экономист Юрий Юрьевич Миролюбов (1947-2013).

Научная деятельность

Т. В. Миролюбова принимала участие в качестве эксперта, руководителя и ответственного исполнителя в более чем 15 научных темах. Среди научных тем, выполненных при её непосредственном участии, выделяются: "Региональные особенности формирования сценариев экономического развития" (2007); "Формирование модели социально-экономического развития региона" (2008); "Региональные экономические кластеры в системе стратегического планирования" (2010); "Идентификация региональных кластеров" (2011); "Инновационная экономика и культурная политика" (2011); "Стратегическое планирование в регионе - механизм реализации" (2012); "Формирование методики интегральной оценки инновационного развития национального исследовательского университета" (2012 г.); "Проблемы создания организованных региональных кластеров" (2013 г.); "Пространственная дифференциация и рыночный потенциал регионов" (2014 г.); "Разработка методического обеспечения поиска, оценки и прогнозирования изменений потребностей в информационных ресурсах в отраслях экономики" (2015 г.).

В Пермском университете Т. В. Миролюбова является руководителем научных направлений "Теория, методология и практика развития региональной экономики", "Принципы и механизмы государственного управления экономикой на региональном уровне с учетом кластерного подхода".

Руководит работой конференций, проводимых совместно с краевыми министерствами: Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, Министерством информационного развития и связи Пермского края. Руководит работой ежемесячного научного семинара "Теория и практика развития региональной экономики", ежегодной вузовской студенческой конференцией "Экологическая политика: проблемы и перспективы"

Участвует в законопроектной,экспертно-аналитической работе в интересах органов государственной власти Пермского края.

Является научным руководителем в аспирантуре. Под руководством Миролюбовой Т.В. выполнены и защищены 4 кандидатских диссертации.

По результатам научных исследований издан ряд монографий: "Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте федерации" (2008), "Управление региональной экономикой: теоретический и прикладной подход" (2011), "Экономическое содержание и механизм управления развитием кластеров в региональной экономике" (2012), "Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров" (2013).

Под руководством Т. В. Миролюбовой успешно реализуются многолетние проекты (с 2000 года) сотрудничества с одним из ведущих вузов Великобритании - Manchester Metropolitan University.

В 2011 году Т. В. Миролюбовой присвоено звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Членство в государственных и общественных ассоциациях

  • Заместитель председателя общественного Совета при Министерстве экономического развития Пермского края.
  • Член общественного Совета при Управлении Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю.
  • Заместитель председателя объединенного диссертационного совета по научной специальности 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством".

Избранные работы

Т. В. Миролюбова имеет 125 публикаций, из них 15 учебных изданий и 110 научных трудов, используемых в образовательном процессе. Среди них:

Учебные издания

  • Миролюбова Т. В. Региональная экономика // Учебное пособие для бакалавров направлений «Менеджмент», «Экономика» и специальности «Экономическая безопасность», Изд-во ПГНИУ, 2014 // 9,3 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Государственное управление региональной экономикой: практикум. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014 // 1,05 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Региональная экономика: практикум. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. // 1,05 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Региональная экономика: учебная программа / сост. Т. В. Миролюбова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2014 // 0,93 п.л.

Научные публикации

  • Миролюбова Т. В. Фискальные инструменты государственного управления экономикой //Экономическое возрождение России. № 2. 2011 // 0,5 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Стратегическое планирование в регионе: механизм реализации // Проблемы теории и практики управления. Москва. 2012. №3 // 0,6 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Исследование региональных кластеров: вопросы методологии и практики // Экономическое возрождение России. № 2 (36). 2013 // 0,5 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Практические аспекты научного исследования региональных кластеров // Экономическое возрождение России. № 3 (37). 2013 // 0,25 п.л.
  • Миролюбова Т. В. Региональные инновационные кластеры, теоретические подходы и зарубежный опыт // Экономическое возрождение России. № 4. 2013 (38) // 0,25 п.л.
  • Карлина Т. В., Ковалева Т. Ю., Миролюбова Т. В. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров // Пермь, Изд-во Пермский государственный университет, 2013 // 16,28 п.л./6,5 п.л.

Вице-спикеры и председатели комитетов разработали и внесли проект постановления, где предлагалось выделить дополнительную ставку с соответствующей оплатой труда. Никто не скрывал, что эта ставка — под Татьяну Миролюбову, председателя комитета по промышленности, экономической политике и налогам, которая ранее работала в парламенте на общественных началах. Однако проект постановления неожиданно был отозван, вычищен из всех электронных баз и забыт.

По гендерной квоте
Документ отозвали, но осадок остался. Ведь накануне Татьяна Миролюбова успела побыть ньюсмейкером, покинув пост декана экономического факультета Пермского национального исследовательского университета и заявив журналистам, что решила сосредоточиться на законотворческой деятельности. И хотя Татьяна Васильевна оставила за собой университетскую кафедру, но, похоже, теперь сфера её карьерных интересов — политическая деятельность.

Скажем прямо, что к этому всё и шло. Ведь когда два года назад губернатор Виктор Басаргин формировал пул кандидатов в депутаты краевого Законодательного собрания от партии «Единая Россия», то в первую тройку в рамках «гендерной квоты» искали фигуру уровня Ирины Ивенских, которая в прошлом созыве перешла на работу в краевое правительство. Поскольку большинство женщин-парламентариев ранее представляли сферу образования, то экспериментировать не стали и пошли по учебным заведениям. Там, в госуниверситете, и нашли Татьяну Миролюбову. Амбициозная, стильная, профессор, экономист, декан.

После выборов Татьяну Васильевну легко сделали председателем парламентского комитета по промышленности, экономической политике и налогам, задвинув претендентов из числа нефтяников и газовиков. И странно, что она ещё тогда не покинула должность декана экономического факультета ПГНИУ и не трудоустроилась на профессиональную основу в парламент. Ведь мало кто знает, что в вузе у неё отнюдь не всё гладко. Пост декана ей как бы перешёл в наследство от мужа, Юрия Миролюбова, который был на семнадцать лет её старше и умер пять лет назад. И часть преподавателей до сих пор считает, что она заняла не своё место.

Война амбиций
Желание расти и пестовать амбиции, чтобы воспользоваться площадкой Законодательного собрания как социальным лифтом и претендовать на министерские портфели, должности руководителей госструктур или ректорские места, — это нормально. Парламент всегда был кадровой скамейкой для статусных вакансий. Поэтому спикер Валерий Сухих попросил своих заместителей и председателей комитетов подписать инициативу об изменении количества депутатов, работающих на постоянной основе. Ведь свободных ставок сегодня нет, а Татьяне Миролюбовой нужно официальное трудоустройство и зарплата.

Но спикер Валерий Сухих и секретарь регионального отделения «Единой России» Николай Дёмкин начали забывать, как два года назад сразу после выборов наказали оппозицию за критику в свой адрес: сократили количество мест для работы на постоянной основе с 50 процентов от численности депутатского корпуса до 35, то есть с 30 до 21 человека. Понятно, что все желающие депутаты из фракции «Единая Россия» получили свои зарплаты и кабинеты. А остальным установили лимиты, в результате чего две ставки получила ЛДПР, две — КПРФ, и одну — «Справедливая Россия». И сколько бы оппозиционные фракции ни пытались поднять эту тему, а желающих сесть на зарплату там наберётся от силы 7-8 человек, спикер и главный единоросс оставались непреклонны.

Сейчас, когда руководству Законодательного собрания самому потребовалось открыть дополнительную ставку, то оказалось, что сделать это непросто. В соответствии с нынешней методикой лимитирования мест, открывшуюся вакансию займёт депутат от «Справедливой России». А если единороссам хочется трудоустроить члена своей фракции Татьяну Миролюбову, то нужно договариваться с оппозицией. Дать по ставке всем фракциям, в результате чего на профессиональную основу перейдут депутаты Дарья Эйсфельд («СР»), Владимир Чулошников (КПРФ) и Игорь Орлов (ЛДПР). Все те, кого Сухих и Дёмкин, мягко говоря, недолюбливают.

Одни амбиции наткнулись на другие. Ценность наказания оппозиции оказалась выше интересов коллеги. Проект постановления был отозван. Трудоустройство Татьяны Миролюбовой не состоялось. Пусть место декана она и покинула, но хорошо, что не ушла с должности заведующей кафедрой. Иначе вместо перспективного политического деятеля она бы превратилась в банального безработного.

Статистика сдувшихся карьер
Политические проекты — это всегда венчур. А для женщин это венчур в квад-рате, ибо крайне мало положительных примеров. Иногда такой выбор предопределён. Как это происходило, к примеру, с Еленой Гилязовой и Еленой Зыряновой, которых привёл в политику из своего бизнеса Олег Чиркунов. Обе сначала работали в исполнительной власти, а затем были делегированы в парламент через списки «Единой России» на должности руководителей комитетов. И было ясно, что со сменой руководства краем их заменят. Однако Елена Зырянова всё же смогла переизбраться и продолжает руководить бюджетным комитетом. А Елена Гилязова после десяти лет службы в органах власти работает вице-президентом в Пермской торгово-промышленной палате.

Но не все остаются востребованными. Особенно те, кто избрался в парламент по гендерным квотам, попав на проходные места партийных списков. К примеру, в прошлом созыве по спискам партии «Справедливая Россия» в парламент была избрана бывший вице-мэр Перми Лилия Ширяева. Она стала вице-спикером, наработала себе авторитет как один из лучших законотворцев, но в новый созыв избраться не смогла. Так же в прошлом созыве депутатом-списочником от ЛДПР стала заместитель главврача краевой психиатрической больницы Ольга Рогожникова, которая «звездила» в социальном комитете. По окончании созыва её пригласили на должность заместителя министра здравоохранения. Но там она проработала совсем недолго. Смена краевого руководства вынудила её вернуться в реальную медицину.

В прошлом созыве от КПРФ была избрана березниковский логопед Ксения Айтакова. В новый созыв она избраться не смогла, но и возвращаться в Верхнекамье не захотела. Поэтому устроилась помощником к краевому депутату от КПРФ, отставному адмиралу Владимиру Комоедову. И даже оказалась в нужное время в нужном месте во время корпоративного конфликта, когда секретарь крайкома Владимир Корсун подал в отставку. Сейчас Ксения Айтакова руководит прикамскими коммунистами, но шансов вернуться в политику у неё немного.

Но на аутсайдеров никто не равняется. Статистику сдувшихся карьер никто не ведёт. Хотя этот показатель идёт с явным перевесом по отношению к успешности. Ведь из тех немногочисленных депутатов-женщин, которые воспользовались парламентским социальным лифтом, всё удачно складывается только у Ирины Ивенских. Поменяв депутатское кресло на должность вице-премьера краевого правительства, она благополучно пережила ротацию краевого руководства. Но она служит всего три года. И в любой момент может всё потерять.

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Управление экономикой региона региональными органами государственной власти происходит на основе разделения полномочий между федеральным центром и регионами. При этом в основе управленческих решений региональных органов государственной власти лежит нацеленность на создание дееспособного, эффективного регионального социоэкономического пространства. Представляется, что главным результатом деятельности исполнительных органов государственной власти региона необходимо считать достижение определенных социоэкономических результатов.
  2. В работе выполнен анализ понятия «регион», существующего в различных науках, с учетом официально принятого в России подхода к регионам как субъектам Федерации. Это позволило автору сформировать новый подход к государственному делению в РФ, который подразумевает необходимость и возможность эффективного управления развитием экономики на основе кластеризации. В основу нового подхода к региональному делению в России должен быть положен принцип укрупнения субъектов Федерации, позволяющий как более эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы экономическим субъектам региона, так и более эффективно управлять экономическим развитием региональным органам государственной власти.

    Изучение процессов становления и развития кластеров в зарубежных странах дало автору возможность определить границы применимости и возможности адаптации лучшего зарубежного опыта по государственному управлению процессом развития и формирования экономических кластеров.

    Результаты выполненного в работе анализа развития экономики региона будут выступать отправной точкой для принятия управленческих решений в экономической сфере исполнительными органами государственной власти региона. Они позволяют диагностировать проблемы и «провалы», существующие в рыночной региональной экономике и требующие их корректировки региональным правительством.

    Кластерной структуре экономики должна соответствовать адекватная ей модель системы государственного управления. Чтобы установить необходимые направления преобразований в экономике региона, необходимо проведение макроэкономического анализа региона. Это означает, что требуется изучение совокупности макропоказателей, характеризующих все составляющие экономики региона как социально-экономической подсистемы национальной экономики.

  3. Всесторонне обоснованная проведенными исследованиями и предложенная автором модель результативного государственного управления развитием экономики регионасостоит из совокупности элементов
  4. В работе на примере Пермского края представлены возможные варианты экономического развития региона, исходя из выявленных автором возможностей государственного управления экономикой региона.

    Автором работы предложена методология планирования деятельности исполнительных органов государственной власти региона (ОГВ), основанная на индикативном стратегическом плане социально-экономического развития региона.

    Исходным пунктом в методологии выделения кластеров является определение «ядра» кластера. В работе обосновано, что для выявления ядра кластера возможно использовать региональный индекс выявленных сравнительных преимуществ (ВСП). Обоснованный автором способ определения регионального индекса ВСП дает возможность выделить кластеры как на уровне высокой агрегации в соответствии с товарными группами, так и на уровне низкой агрегации в соответствии товарами.

Монографии

1. Миролюбова Т.В. Перспективы включения России в мировую экономику // Вопросы теории и практики развития современной экономики / Под ред. д.э.н., проф. Ю.К.Перского. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1998. С. 299-314 (1 п.л.).

2. Миролюбова Т.В. Стимулирование экспорта на региональном уровне как направление повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики // Конкурентоспособность регионов: теоретико – прикладные аспекты / Под. ред. Перского Ю.К., доц., к.э.н. Н.Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003. С. 357-369 (0,9 п.л.).

3. Миролюбова Т.В. Особенности регионального экономического роста и макроэкономический анализ. Особенности привлечения иностранных инвестиций в регион. Сравнение Пермского края по основным экономическим индикаторам // Региональный экономический рост: тенденции и проблемы / Под ред. Т.В.Миролюбовой. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2006. С. 5-34, 54-60, 295-327 (4,7 п.л.).

4. Миролюбова Т.В., Корабельник О.В. Формирование оценки корпоративной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. (13,96 п.л., авт. – 6 п.л.).

5. Миролюбова Т.В. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте федерации. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. (25 п.л.).

6. Миролюбова Т.В., Сапиро Е.С. Региональные особенности формирования сценариев экономического развития // Экономика региона. № 4(12)/2007. С. 59-67 (0,6 п.л., авт. – 0,5 п.л.).

7. Миролюбова Т.В., Сапиро Е.С. Источники риска регионального экономического роста // Экономика региона. № 1(13)/2008. С. 39-48 (0,6 п.л., авт. – 0,5 п.л.).

8. Миролюбова Т.В. Кластеры в региональной экономике // Экономика и управление собственностью. №4/2007. С. 29-35 (0,5 п.л.).

9. Миролюбова Т.В. Возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономика. Челябинск, №19(120)/2008. Выпуск 15. С. 89-97 (0,6 п.л.).

10. Миролюбова Т.В. Теоретико-методологические аспекты индикативного планирования социально-экономического развития на уровне субъекта федерации // Проблемы теории и практики управления. №8/2008. С. 30-40 (0,6 п.л.).

11. Миролюбова Т.В. Формирование новой модели управления субъектом федерации на региональном уровне: теоретико-методологический подход // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И.Вернадского. №3(13)/2008. С. 207-213 (0,4 п.л.).

12. Миролюбова Т.В. Методологические особенности разработки инвестиционной стратегии региона // Экономика и управление собственностью. №3/2008. С. 36-46 (0,6 п.л.).

13. Миролюбова Т.В. Идентификация границ кластера как исходный пункт реализации системы государственного регулирования экономики на региональном уровне // Вестник Томского государственного университета. № 314/2008. С. 141-147 (0,4 п.л.).

14. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН Серия «Экономика». №3/2008. С. 73-78 (0,4 п.л.).

Статьи в научных журналах, сборниках научных работ:

15. Миролюбова Т.В. Экспортоориентированное развитие как фактор роста экономики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1999. С. 283-285 (0,2 п.л.).

16. Миролюбова Т.В. О стимулировании экспортной продукции в России (региональный аспект): сб. Пермь, 2000. С. 140-142 (0,2 п.л.).

17. Миролюбова Т.В. Об изменениях в правовом поле российского экспорта. Экономический анализ права: сб. Пермь, 2003. С. 177-183 (0,8 п.л.).

18. Миролюбова Т.В. Международная торговля в формате новой экономики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005. С. 176-184 (0,6 п.л.)

19. Миролюбова Т.В. Особенности экономического развития Пермского края //В сб. Концепция Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. С. 46-52 (0,4 п.л.).

20. Миролюбова Т.В., Мингалева Ж.А., Модорская Г.Г. Необходимость структурных изменений экономики региона как следствие усиления открытости экономики //В сб. Концепция Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. С. 87 – 106 (2,33 п.л., авт. – 1,5 п.л.).

21. Миролюбова Т.В., Молчанова Т.В. Оценка влияния вхождения России в ВТО на развитие отраслей промышленности региона // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. Пермь, 2006. Выпуск 5(5). С. 35-49 (0,93 п.л., авт. – 0,8).

22. Миролюбова Т.В. Региональные аспекты финансирования инновационной и инвестиционной деятельности: сб. Самара, 2006. С. 79-86 (0,4 п.л.).

23. Миролюбова Т.В. Взаимосвязь экспорта и регионального экономического развития // Фундаментальные исследования. №8/2006. С. 86-89 (0,2 п.л.).

24. Миролюбова Т.В. Определение сильных и слабых сторон экономического развития региона: сб. Тамбов, 2007. С. 35-40 (0,3 п.л.).

25. Миролюбова Т.В. Региональные аспекты инвестиционных процессов: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 190-195 (0,3 п.л.).

26. Миролюбова Т.В. Регион как объект научных исследований // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. Пермь, 2007. Выпуск 9(14). С. 5-11 (0,4 п.л.).

27. Миролюбова Т.В. Развитие частно-государственного партнерства как инструмент реализации региональной экономической политики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 43-51 (0,5 п.л.).

28. Миролюбова Т.В. Методологические особенности разработки Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. С. 55-66 (0,7 п.л.).

29. Миролюбова Т.В. Кластерная политика как современная форма региональной промышленной политики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. С. 203-214 (0,7 п.л.).

30. Миролюбова Т.В. Формирование модели социально-экономического развития региона: сб. Самара: Самарский гос. аэрокосмический ун-т, 2008. С. 55-60 (0,4 п.л.).

31. Миролюбова Т.В. Определение сравнительных преимуществ региона для целей государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Новосибирск: ЦРНС – Изд-во СИБПРИНТ, 2008. С. 155-160 (0,3 п.л.).

32. Миролюбова Т.В. Использование сравнительных и конкурентных преимуществ для государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Магнитогорск: МАГУ, 2008. С. 34-38 (0,3 п.л.).

33. Миролюбова Т.В. Эффективная экономическая политика региональных органов власти как основной элемент регионального развития: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 64-70 (0,5 п.л.).

34. Миролюбова Т.В. Возможности применения методов государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 70-78 (0,6 п.л.).

35. Миролюбова Т.В., Миролюбов Ю.Ю. Особенности формирования системы государственной экономической политики региона: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 78-90 (0,8 п.л., авт. – 0,6 п.л.).

36. Mirolyubova T.V., Mirolyubov Yu.Yu. ECONOMIC GROWTH STATE MANAGEMENT SPECIAL NATURE AT THE REGIONAL LEVEL // INTERNATIONAL JORNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH. № 3/2008. С.43-49 (0,63 п.л., авт. – 0,4 п.л.).

37. Mirolyubova T.V. THEORETIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF MACROECONOMIC ANALYSIS OF REGIONAL ECONOMY // INTERNATIONAL JORNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH. № 3/2008. С.49-57 (0,6 п.л.).

38. Drivdal A., Flynn D., Kichenko L., Mingaleva Zh., Mirolyubova T., Smith G. Constraints on industrial Restructuring in Russia: Six Case Studies. / London Business School – Russian School of Businessman. L.: 1997. iii – 144 p. (14,8 п.л., авт. – 2,8 п.л.).

39. Drivdal A., Flynn D., Kichenko L., Mingaleva Zh., Mirolyubova T., Smith G. In pursuit of industrial reform: Case studies of six Russian firms. / London Business School – Russian School of Businessman. L.: 1996. ii – 89 p. (9,2 п.л., авт. – 1,9 п.л.).