Классика        07.05.2020   

Урок к семинару по биологии. Выступление на семинаре учителей биологии. Как выглядит родословное древо человека

А ) Биология - это, прежде всего, основа медицины. «Медицина, взятая в план е теории, - это прежде всего общая биологи.»(И.В. Давыдовский). Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач должен быть всегда осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы доказать насколько важна роль биологии в медицине.

Исследования Луи Пастера, опубликованные в 1862г. И доказавшие невозможность самозарождения жизни в современных условиях, открытие микробного происхождения процессов гниения и брожения обеспечило развитие хирургии (антисептики, асептики).

Изучение физиологических и биохимических закономерностей, открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволило глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали внедрению в практику новых медов лечения и диагностики (нов. Исследования в области деления клеток имеют большое значение для проблемы регенерации органов, и для борьбы с онкологическими заболеваниями).

Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных привело к открытию фагоцитоза и способствовало объяснению явлений иммунитета (раскрытие механизмов иммунитета необходимо для восстановительной хирургии, трансплантации органов).

Исследования И.И. Мечникова по межвидовой борьбе у микроорганизмов привело к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.

Структуры и функции человеческого организма – результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. Поэтому в основе патологических процессов так же лежат общебиологические закономерности.

Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требует знание генетики. Многие врожденные аномалии возникают из-за воздействия неблагоприятных условий внешней среды. Это все упирается опять же в биологию развития организмов.

Здоровье людей в большей мере зависит от состояния окружающей среды. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе и с целью лечения и профилактики заболеваний.

Б ) Методы исследования в биологии:

Научный метод (от греч. Methodos – путь исследования) – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

1) Описательный метод .

В основе его лежит наблюдение. Самый древний метод исследования. Он не потерял своего значения и сейчас. Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования.

2)Сравнительный метод .

Заключается в сравнении многообразия живых форм, их анализе, систематике, синтезе и обобщении. В наше время этот метод так же широко применяется в различных отраслях биологии.

3)Исторический метод.

Изучение филогенеза, исторического развития организмов, их жизнедеятельности, эволюции. Этот метод позволяет осмыслить полученные данные, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод позволил превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют живые системы.

4)Экспериментальный метод .

Постановка опытов, моделирование процессов в живых системах. Важно соблюдение точных условий эксперимента – его воспроизводимость другими учеными. В ХХ веке экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможно благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф, и др.). Этот метод расширил познавательные возможности биологии и открыл новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.

Методы познания:

1)Индуктивный.

От частного к общему. Метод используется в естествознании и естестествоиспытании. Так создаются гипотезы, концепции, теории и законы.

2)Дедуктивный.

От общего к частному. Широко используется в профессиональной деятельности, в том числе врачами и провизорами.

В )Биологическое мышление – разновидность предметно-специфического мышления в ходе которого формируется биологическая картина мира на основе установления закономерностей биосистем при рассмотрении конкретного фактического материала (взаимосвязи строения органов и функций, обмена веществ, эволюции органического мира)

Г )Уровни организации живого:

1)Молекулярно-генетический .

Представлен молекулами органических веществ – белков, нуклеиновых кислот, углеводов липидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На молекулярном уровне исследуется роль важнейших биологических соединений в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.

2)Клеточный .

Представлен клетками. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей всех живых организмов. На этом уровне наука изучает вопросы морфологической организации клетки, специализации клеток в ходе развития, функции клеточной мембраны, механизмы деления клеток.

3)Тканевый.

Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань. Совместно функционирующие клетки, относящиеся к разным тканям, составляют органы. В состав организма входят 5 основных тканей, в состав растения – 6. На этом уровне изучают строение и функции тканей организма.

4)Органный.

Представлен органами и системами органов. На этом уровне изучается строение и функционирование систем органов и органов в отдельности.

5)Организменный (онтогенетический).

Представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм как целое, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования его органов в процессе жизнедеятельности.

6)Популяционно-видовой.

Представлен популяциями видов. На этом уровне изучают факторы, влияющие на динамику численности особей и возрастного состава популяций, проблемы сохранения исчезающих видов, действие факторов микроэволюции.

7)Экосистемный.

Представлен системой популяций разных видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой. На этом уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия определяющие продуктивность экосистем, их устойчивость, а также влияние на них деятельности человека.

8)Биосферный.

Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучается протекание глобальных биохимических циклов, влияние на них деятельности человека.

Д )Эволюционный подход – теоретическое направление ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим предкам выжив и производить потомство.

Системный анализ – методологическое решение крупных проблем основанное на концепции систем. Методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредствам представления их в качестве систем, проведение их структуризации и послед анализа.

Семинарские занятия — Организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – Форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приёмов поведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит

от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени

подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно

организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по

теме и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,

знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

«Как готовиться к семинару»

1.Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.

2.Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.

3.Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.

4.При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.

5.Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.

6.В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.

Материалистические теории происхождения жизни

Опорные точки

1.Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.

2.В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.

3.первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.

Вопросы

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?

3.Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?

4.что собой представляют теории вечности жизни?

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Опорные точки

1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.

2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.

3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.

Вопросы

1.Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.

2.Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?

3.Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?

Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле

Опорные точки

1.Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.

2.Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.

3.В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.

Вопросы

1.Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.

2.Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?

3.Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров

Опорные точки

1.Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.

2.В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.

3. Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются Коацерваты.

Вопросы

1.Что такое коацервация, коацерват?

2.На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?

3.В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?

Эволюция протобионтов

Опорные точки

1.Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.

2.Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3.Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Вопросы

1.Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?

2.Что такое коацерватные капли?

3.Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?

Начальные этапы биологической эволюции

Опорные точки

1.Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.

2.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.

3. Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

4. На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.

Вопросы

1.В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?

2.Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?

3.У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?

4.Опишите сущность гипотезы И. И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.

Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:

Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…

Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,

Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.

Ю. Линник «Краски Земли»

Проблемные области

1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?

2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?

3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?

Проблемные вопросы

1. Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.

Теории возникновения жизни на Земле

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

1. Теории

Абиогенеза

2. Теории

Биогенеза

2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.

В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?

Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие

организмы возникли в результате биогенеза?

3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

современных условиях. Почему все теории возникновения жизни

на Земле носят названия гипотез?

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - семинар в системе групповых технологий, как эффективная форма обучения старшеклассников.

От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.

Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.

В этом плане эффективной формой обучения является семинар.

Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение".

Уроки-семинары имеют специфическое содержание:

  1. их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы;
  2. они отличаются особым характером деятельности учащихся;
  3. им предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера.
  4. при подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», где учитываются интересы и способности учащихся.

Семинары отличаются от уроков:

  1. большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
  2. большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
  3. владением навыков работы с литературой;
  4. изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
  5. изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса состоит:

  1. в своевременности информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
  1. системе подготовки: подбора основной и дополнительной литературы, характера консультаций, работе консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
  2. разработке системы дифференцированных заданий (подготовке докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

Здесь широко применяются:

Фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);

Групповые задания (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями, подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);

Индивидуальные задания (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).

Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся состоит:

  1. в четкости определения темы и цели семинара;
  2. психологической подготовке учащихся к обсуждению вопросов;
  3. форме стимулирования их активности и познавательного интереса;
  4. соотношении деятельности учителя и учащихся: краткости и целенаправленности вводного слова учителя, уместности и продуманности замечаний и коррекции, организации коллективного обсуждения, дискуссии.

В форме семинаров можно организовывать уроки:

После проведения вводных, установочных и текущих лекций;

При обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;

При изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной

Проработки учащимися;

При проведении уроков, посвященных реализации модельного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач т.д.

При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.

В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.

Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов.

Она заранее знакомятся с основными положениями выступлений учащихся, готовят вопросы, рецензируют выступления.

На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.

С этим связаны и цели семинаров:

Определение собственной позиции ученика, его личного мнения;

Выявление способностей учащихся

Где главная цель семинарского занятия - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.

Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:

Самостоятельным изучением учащимися программного материала;

Обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.

Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

На семинарах отрабатываются умения:

  1. выступать с самостоятельными сообщениями
  2. дискуссировать
  3. отстаивать свои суждения

Семинары желательно проводить, начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных уроков. Существуют разнообразные виды семинаров, отличающиеся по организации их проведения. Приводим один из примеров классификации семинаров по В.В.Гузееву.

1.Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.

2. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.

3. Контрольно – обобщающий, проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.

Пример. Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий.

Время

2 мин.

Вводный инструктаж. Учитель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков.

10 мин.

Практическая работа . Конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы.

7 мин.

Защита выполненных работ . Группы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп. Результаты данной работы оценивают консультанты совместно с учителем. Выставляются баллы в листки самоконтроля.

8 мин.

Обсуждение предложенных вопросов в группах. Проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем.Результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов.

3 мин.

Общий вывод

8 мин.

Индивидуальная работа «Проверь себя». Тестирование. Предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика.

2 мин.

Подведение итогов . Выставление оценок в лист самоконтроля. Учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами

По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:

  1. семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
  2. семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
  3. семинары-диспуты.

Различают уроки семинары:

По учебным задачам,

По источникам получения знаний,

По формам их проведения

По формам проведения выделяют: семинары – развёрнутые беседы, семинары доклады, заключительный семинар, семинар-диспут, семинар-решение задач, семинар конференция.

Семинар - развёрнутая беседа наиболее распространённая форма семинарских занятий.

Данный семинар предполагает:

  1. подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы;
  2. выступления учащихся и их обсуждение;
  3. выступление и заключение преподавателя.

Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам.

Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.

Семинары – доклады готовятся по заранее предложенной тематике.

Кроме общих целей учебного процесса преследует задачи:

  1. привить навыки научной, творческой работы;
  2. воспитать самостоятельность мышления;

Вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре).

Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты.

Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

Заключительный семинар проводится по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Семинар-диспут имеет ряд достоинств:

  1. кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки навыков полемиста;
  2. диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий;
  3. как самостоятельная форма наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами - другого, о чем договариваются заранее.
  4. вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.
  5. диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.

Выбирая форму урока и методы обучения необходимо помнить,

Что «учащиеся удерживают в памяти:

  1. 10 % того, что читают;
  2. 26 % того, что слышат;
  3. 30 % того, что видят;
  4. 50 % того, что видят и слышат;
  5. 70 % того, что обсуждают с другими;
  6. 80 % того, что основано на личном опыте;
  7. 90 % того, что проговаривают в то время, как делают;
  8. 95 % того, чему они обучаются сами»

(Джонсон Дж.,1996г.)

Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению

Т. В. Афанасьева, Л. Н. Сухорукова

Решению задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы.

Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1.Выбор темы, определение задач.

2.Подбор дополнительной литературы.

3.Подготовка вопросов для обсуждения.

4.Распределение заданий и тем для сообщений.

5.Организация предварительной работы, консультации.

6.Определение критериев оценки выступлений.

7.Выбор методов и приемов проведения.

8.Подбор средств наглядности.

9.Составление плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1.Вводное слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.

Темы обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими: "Клетка - структурная и функциональная единица жизни", "Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.

Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся. Она заключается в следующем. Учащиеся класса разбиваются на группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности учащихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).

Активности старшеклассников в ходе проведения семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием "рецензия рецензии". Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензентом. План рецензии может быть следующим:

1.Соблюдение регламента выступления.

2.Соответствие содержания выступления теме.

3.Логика построения выступления.

4.Использование наглядного материала, культура речи.

5.Эмоциональность.

Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной системе.

Конкретизируем методику обобщающего урока-семинара на примере урока "Клеточный метаболизм". Материал о клеточном метаболизме в теме "Биология клетки" является одним из самых сложных в разделе общей биологии X класса. Тем не менее, усвоение процессов фотосинтеза, аэробного и анаэробного расщепления глюкозы, биосинтеза имеет огромное значение для понимания сущности жизни, позволяет выяснить особенности не только клеточного уровня организации природы, но всесторонне подойти к изучению других уровней жизни, рассмотреть их в эволюционном и экологическом аспектах.

Тема семинара вызывает большой интерес, имеет значительные возможности для развития не только самостоятельности учащихся, но и требует от учителя глубокого понимания затрагиваемых проблем, дает стимул к самообразованию.

Цель семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах обмена веществ в клетке, выяснить биохимические, биофизические, структурные, экологические основы процессов дыхания, фотосинтеза и биосинтеза белков, раскрыть их роль в эволюции живой природы.

Подготовка к семинару

За две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и возможностям.

С целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки "Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару "Клеточный метаболизм". В инструкции говорится о том, где и какой материал необходимо прочитать. С целью закрепления знаний предлагаются дифференцированные задания и задачи, проверяющие усвоение учебной информации на разных уровнях и соответственно оценивающиеся на "3", "4", "5". При затруднении выполнения заданий в карточке подчеркивается необходимость обратиться к консультантам или учителю.

Инструктивная карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после семинарского занятия.

Вопросы предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех групп.

Вопросы к семинару

"Клеточный метаболизм"

1.В чем сущность и значение фотосинтеза? Дайте характеристику световой и темновой фазам. Какие процессы происходят в каждой фазе и каковы их результаты? Как связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием населения Земли?

2.В чем сущность и значение гликолиза? Какие вещества вступают в энергообмен и какие изменения претерпевают? Какова роль "ферментативного конвейера"? Объясните потребность большинства животных организмов в кислороде. Когда и при каких условиях анаэробный гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

3.Каковы условия и механизмы реализации генетической информации в клетке? Что представляет собой генетический код и каковы его свойства? Как отражены в процессе транскрипции принципы комплементарности и матричного синтеза? Где и как происходит процесс трансляции? Какие перспективы открывает перед человечеством овладение механизмами реализации генетической информации?

Дополнительные вопросы (для учащихся, собирающихся поступать в вузы биолого-медицинского профиля)

1.Раскройте эволюционные и экологические аспекты процессов фотосинтеза, аэробного гликолиза (дыхания) и биосинтеза белков.

2.Почему клетки, содержащие в ДНК одинаковую генетическую информацию, производят разные белки? Каков механизм регуляции биосинтеза белков?

Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:

вводное слово учителя - групповая работа - выступление учащихся I группы - рецензия II группы - рецензия рецензии III группы - выступление II группы - рецензия III группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы -рецензия I группы - рецензия рецензии II группы - оценка групповой работы - сообщения учащихся по вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.

Во вводном слове учитель ставит задачи семинара, проводит жеребьевку, в результате которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение по одному из трех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы выступают один-два учащихся, учащиеся других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения учителя, консультантов, рецензентов, оценивается не только групповая работа, но и участие каждого ученика в обсуждении вопросов семинара, выполнение им контрольных вопросов инструктивной карточки.

Если время остается, то заслушиваются сообщения учащихся по дополнительным вопросам. В крайнем случае (по заданиям углубленного изучения) учитель работает с учащимися индивидуально, во внеурочное время.

Другой подход предполагает организацию семинара с целью самостоятельного изучения нового материала. Наш опыт показывает, что эффективности проведения семинара как урока получения новых знаний также способствует большая предварительная работа, включающая групповую работу под руководством консультантов и индивидуальную подготовку по инструктивным карточкам. Вопросы семинара едины для учащихся всех групп. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы.

В процессе проведения семинара групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

Рассмотрим методику семинара, дидактической задачей которого является изучение нового материала, на примере урока "Вирусы - неклеточные формы жизни". Самостоятельное изучение вирусов целесообразно организовать после обобщения знаний о биосинтезе белка и рассмотрения задач и методов генной инженерии, так как для понимания строения и жизненных циклов вирусов учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как "редупликация", "транскрипция", хорошо знать строение и функции белков, нуклеиновых кислот. Благодаря опорным знаниям о строении и значении биополимеров, этапах синтеза белка, материал о функционировании вирусов в клетках живых организмов становится доступным для самостоятельного изучения учащимися. Вопросы для обсуждения на семинаре могут быть следующими:

1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их классификация.

2. Жизненные циклы вирусов.

3. Происхождение вирусов, их роль в эволюции клеточных организмов.

Дополнительные вопросы

1.Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), его жизненный цикл.

2.Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД): объяснение особенностей протекания болезни с позиций знаний о строении ВИЧ, механизме его развития в клетках человека.

Основные вопросы семинара учащиеся готовят самостоятельно по действующим учебникам и пособиям, включая учебник общей биологии (авторы: А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.).

Для освещения дополнительнвх вопросов важно рекомендовать статью Б.М.Медникова "СПИД с позиции биолога" (Биология и современность. М.: Просвещение, 1990).

Семинар проводится по следующей схеме: вводное слово учителя - обсуждение основных вопросов - рецензирование - заслушивание сообщений - подведение итогов - оценка результатов самостоятельной работы учащихся.

Семинар как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении общей биологии, темы таких уроков могут быть самыми разными, например: "Значение белков в клетке", "Немембранные компоненты клетки", "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", "Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость", "Предпосылки и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина" и другие.

Наш опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися биологических понятий, повышают познавательные возможности старшеклассников.