А. Гладкий        14.05.2020   

Князь константин романов биография. Великий князь и поэт константин константинович романов (к.р.)

Его Императорское Высочество Великий князь, генерал адъютант, генерал от инфантерии, генерал инспектор в. учебн. зав ний, 2 й сын Его Императ. Высочесьтва Великого Князя Константина Николаевича и Ее Императ. Высочества Княгиги Александры… … Большая биографическая энциклопедия

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ, см. РОКОССОВСКИЙ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Его Императорское Высочество вел. кн., второй сын вел. кн. Константина Николаевича, род. 10 августа 1858 г. Шеф 15 го гренадерского тифлисского полка, президент акд. наук (с 1889 г.), командир л. гв. преображенского полка (с 1891 г.), а до этого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Константин Константинович - (1858 1915) Великий князь, внук Николая I, генерал, президент Петербургской академии наук. Поэт (писал под псевдонимом К.Р.), автор нескольких сборников стихов и стихотворной трагедии Царь Иудейский … Православный энциклопедический словарь

Константин Константинович - (1858 1915) вел. кн., 2 й сын вел. кн. Константина Николаевича. Ген. адъютант, ген. от инфантерии. Воен. службу начал на флоте. Участник рус. тур. войны 1877 78, награжден орд. св. Георгия. В 1878 зачислен в лейб гвардии Измайловский полк в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Константин Константинович - КОНСТАНТИ́Н КОНСТАНТИ́НОВИЧ, см. К. Р … Биографический словарь

Константин Константинович - (Романов, 1858 1915) великий князь, поэт, псевдоним. В 1889 1915 гг. президент Академии наук. Печатался в Русском вестнике, Вестнике Европы. Сочинения: сборн. Стихотворения К. Р. , Новые стихотворения К. Р. 1886 1888 (в т. ч. поэма Севастиан… … Словарь литературных типов

Константин Константинович младший Константин Константинович (20 декабря 1890 (1 января 1891), Петербург 18 июля 1918, около Алапаевска) русский князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы … Википедия

Книги

  • Гарпагониада , Константин Константинович Вагинов. Константин Константинович Вагинов был один из самых умных, добрых и благородных людей, которых я встречал в своей жизни. И возможно, один из самых даровитых`, - вспоминал Николай Чуковский.…
  • Гарпагониада , Константин Константинович Вагинов. Константин Константинович Вагинов был один из самых умных, добрых и благородныхлюдей, которых я встречал в своей жизни. И возможно, один из самых даровитых ", -вспоминал Николай Чуковский.…

Константин Романов "Дневники 1903-1905 гг."

Великий князь Константин Константинович Романов был известен как талантливый поэт, подписывавшийся псевдонимом КР. На его стихи Чайковский создал немало романсов. Один из них, "Растворил я окно, стало душно невмочь", обожал убийца его сыновей, Владимир Ульянов (Ленин).

Все великие князья обязаны были служить. Константин Константинович был командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Под его началом проходил службу будущий император Николай II. У нас в архиве хранятся дневники Николая II. В них есть замечательная запись, как он первый раз, на учении, должен был командовать батареей в составе Преображенского полка. Как он переживал - все его чувства отражены в дневнике: "Только бы все прошло благополучно!". Как был счастлив, когда его дядя, великий князь Константин, похвалил его. Позже великий князь командовал военно-учебными заведениями. Он глубоко увлекался искусством, был тонким ценителем изящного, перевел "Гамлета" на русский язык.

Великий князь всю свою жизнь вел дневники, которые также хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Это своеобразная энциклопедия российской культуры этого периода. Сумев много сделать для развития русской культуры и науки, великий князь умер рано - в 1915 году. Его дневники весьма откровенны. Наиболее открыто он писал о себе, о своих переживаниях. Умирая (перед смертью он долго болел, и у него было время, чтобы обдумать свое завещание), оставил завещание - его дневники переходят в ведение Российской академии наук. В завещании было одно условие: дневники не должны были быть обнародованы в течение 90 лет со дня его смерти.

Константин Константинович с необыкновенной откровенностью описывал в дневниках свою гомосексуальность. Это удивительный документ, который показывает, как великий князь пытался бороться с ней, считая ее греховной. И для общества, в котором он жил, его наклонности были порочны. Он был семейным человеком, имел 9 детей. Признаться на бумаге перед судом собственной совести в своих похождениях и оставить свидетельства для потомства - для этого нужно было большое мужество.

Изучая его дневники, я часто задумывался - почему он не уничтожил их, почему сохранил для потомства? Позже я понял - это поступок человека высокого духа. Мне кажется, ему важно было показать нам, потомкам, насколько тяжела внутренняя борьба со страстью. Он был прав, показывая жизнь такой, какова она есть на самом деле.

Директор Государственного архива Российской Федерации
Сергей Мироненко.

19 ноября 1903 г. - С.-Петербург.
[Меня называют] "лучшим человеком в России". Но я знаю, каков на самом деле этот "лучший человек". Как поражены были бы все те люди, которые любят и уважают меня, если бы знали о моей развращенности! Я глубоко недоволен собой.

24 ноября
Снова чувствую прилив сил и готов бороться с моими страстями. После падения всегда так; но на этот раз я чувствую больше решимости, чем, например, 10 лет назад, точно в этот же день, т. е. 22 ноября.

15 декабря 1903 г. - С.-Петербург.
Перечитывал свои дневники за прошедшие 10 и 20 лет. Я недоволен собой. Десять лет назад я стал на правильный путь, начал серьезно бороться с моим главным грехом и не грешил в течение семи лет или, вернее, грешил только мысленно. В 1900 году, сразу после моего назначения главой военно-учебных заведений, летом в Стрельне я сбился с пути.

Потом два года было лучше, но в 1902 году, после моей болезни, я много грешил во время поездки по Волге. Наконец, в этом, 1903 году я совсем сбился с пути и жил в постоянной борьбе со своей совестью.

Поездка в Москву и Тверь, казалось, отвлекла меня от нечистых мыслей и желаний, но теперь они меня опять захватили. Я продолжаю бороться, говоря себе, что Бог дал мне сердце, разум и силу, чтобы успешно бороться, а все же часто бываю побежден. Беда в том, что мог бы, но не могу бороться, ослабеваю, забываю страх Божий и падаю. А годы бегут, мне уже 5-й десяток идет; знаю, что чем позднее, тем глубже укореняется привычка, тем тяжелее и труднее борьба. Опять чуть было не упал, но на этот раз удержался. Но надолго ли? Помоги, Господи! Господь-то помогает, но я сам отвергаю его помощь.

21 декабря
В голову продолжают приходить дурные мысли; они особенно донимают меня в церкви. Стыдно признаться, но это правда. Никогда не было так плохо, как в последние шесть месяцев.

28 декабря 1903 г. - С.-Петербург.
Жизнь моя течет счастливо, я поистине "баловень судьбы", меня любят, уважают и ценят, мне во всем везет и все удается, но... нет главного: душевного мира.

Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го. Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, все ниже и ниже.

А между тем мне, стоящему во главе воспитания множества детей и юношей, должны быть известны правила нравственности.

Наконец, я уже немолод, женат, у меня 7 человек детей, старшие почти взрослые, и старость уже не за горами. Но я точно флюгер: бывает, принимаю твердое намерение, усердно молюсь, простаиваю целую обедню в жаркой молитве и тотчас же затем, при появлении грешной мысли, все сразу забывается, и я опять подпадаю под власть греха.

Неужели же невозможна перемена к лучшему? Неужели же я так и погрязну в грехе?


19 апреля 1904г.
На душе у меня опять нехорошо, снова преследуют меня грешные помыслы, воспоминания и желания. Мечтаю сходить в бани на Мойке или велеть затопить баню дома, представляю себе знакомых банщиков - Алексея Фролова и особенно Сергея Сыроежкина. Вожделения мои всегда относились к простым мужикам, вне их круга я не искал и не находил участников греха. Когда заговорит страсть, умолкают доводы совести, добродетели, благоразумия.


23 апреля
Завтрак семейный в Александровском дворце. Императрица - именинница, несомненно, беременна; теперь оно очень заметно. Прибавления семейства надо ждать, вероятно, в июле или августе.


15 мая
Опять, по воспоминаниям прошлых годов, подпал под влияние дурных мыслей и соблазнительных мечтаний и представлений. Путь лежал мимо бань. Думал, что, если увижу у наружных дверей номеров банщика, не выдержу и зайду. Сильнейшим образом волновался, все доброе почти было подавлено, почти лишился способности здраво рассуждать, готовый почти без борьбы поддаться искушению. Дверь в номера оказалась приотворенной, но банщиков не было видно. Каким-то чудом удержался и проехал мимо.

Надо бы думать, что эта победа над собой должна радовать, но нет; напротив того, я долго потом досадовал на себя за то, что не воспользовался удобным случаем, не зашел.


18 мая
В заседании грешные мысли меня одолели. На Морской, не доезжая до угла Невского, отпустил кучера и отправился пешком к Полицейскому мосту и, перейдя его, свернул налево по Мойке. Два раза прошел мимо дверей в номерные бани взад и вперед; на третий вошел. И вот я опять грешен в том же. Нравственное мое состояние прескверно...


4 июня
Со своей стороны, полагаю, что у меня с Сандро никогда не было бы полного согласия: он легко ошибается в людях, подпадает под их влияние, потом разочаровывается в них и ищет других советчиков; у него, кажется, есть какое-то меркантильное направление, и он склонен к личной выгоде.



23 июня
Я опять отказался от борьбы со своей похотью, не то чтобы не мог, но не хотел бороться. Вечером натопили мне нашу баню; банщик Сергей Сыроежкин был занят и привел своего брата, 20-летнего парня Кондратия, служащего в банщиках в Усачевых банях. И этого парня я ввел в грех. Быть может, в первый раз заставил я его согрешить и, только когда уже было поздно, вспомнил страшные слова: горе тому, кто соблазнит единого из малых сих.


24 июля 1904 г.
С 15-го числа с нетерпением ожидают прибавления семейства у Государя.


26 июля 1904 г. - С.-Петербург.
Утром баня. И опять, как белка в колесе, я очутился на том же месте.


30 июля 1904 г. - С.-Петербург.
Газетная вырезка: "Манифестом от 28-го июня 1899 года призвали Мы любезнейшего брата нашего Великого Князя Михаила Александровича к наследованию Нам до рождения у Нас сына. Отныне, в силу основных государственных Законов Империи, сыну Нашему Алексею принадлежит высокое звание и титул Наследника Цесаревича со всеми сопряженными с ним правами".

Их Величествам Бог дал сына. Какое счастье! Десятый год ждала Россия наследника и вот дождалась. Скоро стали с крепости палить из пушек - салют в 301 выстрел. Наследник назван Алексеем. Когда мы подъехали к готической церкви, молебен только что отошел. Царь вышел из церкви и вместе с матерью и тремя старшими дочками Ольгой, Татьяной и Марией обходил присутствовавших и принимал поздравления. Тут была вся семья, самые приближенные из придворных и Главной квартиры и офицеры сводного гвардейского батальона и собственного Его Величества конвоя. Говорили, что роды продолжались только два часа и обошлись вполне благополучно, что младенец ростом 58 сантиметров и весом 11 фунтов.


12 сентября 1904 г. - С.-Петербург.
Послал за Яцко, и он был у меня сегодня утром. Я легко вызвал его на откровенность. Странно было мне услышать хорошо знакомые особенности: он никогда не испытывал влечения к женщине и не раз влюблялся в мужчин. Я не признался ему, что по личному опыту знаю эти чувства. Мы долго проговорили с Яцко.

Перед прощанием он целовал мне лицо и руки; я бы не должен был позволять ему это, но жалел его, за что потом казнился стыдом и смутными угрызениями. Он говорил мне, что с тех пор, как мы впервые увидались в Виленском юнкерском училище, в душе его пробудились ко мне восторженные чувства, все усиливающиеся. Как это напоминает мне собственные мои молодые годы.


15 сентября - Стрельна.
Я слышал от Ксении и Сандро, которые ехали к нам и встретились мне по дороге, что императрица Мария Федоровна умоляла Государя не назначать Николашу * , на что последовали удивление и ответ, что будто оно и не предполагается. Московский предводитель дворянства кн. Трубецкой писал графу Ил. Ив. Воронцову-Дашкову, что слухи о назначении Николаши производят самое тягостное впечатление на московское общество, которое, как и вся Россия, верит в Куропаткина. Это письмо будет доложено Государю.

Я пошел по дороге, по которой должен был приехать в посланной за ним коляске подпоручик Яцко. Посылал за ним, чтобы исполнить его желание еще раз побывать у меня и проститься перед его отъездом в Вильну. Признаюсь, я ему радовался и вместе с тем побаивался новой встречи.

Теперь, что мне известны его наклонности, сходные с моими, было чего опасаться. В прошлый раз я удержался, но кто может ручаться за будущее. Он с еще большей откровенностью признавался мне в своих грехах: у него упадок духа, отвращение к самому себе, угрызения совести. Я его приободрил, конечно, не оттолкнул его и, кажется, облегчил ему душу, указав, что надо старое забыть и начать жить как бы снова. А он боялся, что я стану его презирать.

Услышал от него имена людей, которых смутно подозревал в противоестественных наклонностях; с некоторыми из них Яцко согрешил, но теперь, кажется, твердо решился бросить все это. Помоги ему Бог.


4 декабря 1904 г.
У нас точно плотину прорвало: в какие-нибудь два-три месяца Россию охватила жажда преобразований; о них говорят громко. Калуга, Москва, а теперь и петербургская Дума единогласно постановила адрес, в котором всеподданнейше требует всякой свободы. Революция как бы громко стучится в дверь. О конституции говорят почти открыто. Стыдно и страшно.


21 декабря
Ужасная весть! Только что прочел в "Новом времени" сообщение, правда, полученное из иностранных источников, о падении Порт-Артура. Газета говорит, что он сдался, что Стессель согласился на поставленные, японцами почетные условия ** . Но слово сдался меня мучает; пусть "пал", но "сдался"! Разве русские сдаются?


23 декабря
Как громом ошеломила меня весть о сдаче Порт-Артура. У его защитников не оставалось снарядов, все больны цингой и тифом, раненых бездна, японские снаряды попадали в госпитали и ранили уже раненых. Мы взорвали форты и суда в порту. Это второй Севастополь и ровно через 50 лет.


28 декабря 1904
Дурные мысли преследовали меня весь день. Хотелось вечером пойти в баню, с Мойки, но почему-то не пошел. Теперь скоро 11 часов. Отчего я не пошел?

Боюсь греха, боюсь разлада с совестью, и тем не менее хочу грешить. Мучительна эта борьба.


30 декабря
Еще день, испорченный дурными мыслями. Это что-то физиологическое, а не одна распущенность и недостаток воли. Бывают дни, когда, если мысли набегают, легко их отгоняешь; а то нахлынут они - и никак с ними не слажу. Надо не поддаваться, перетерпеть, а там опять станет легче.

Вот, еще день удержался; но молиться не хочется.


31 декабря
Дурные мысли тревожили меня сегодня гораздо меньше. Совесть и рассудок подсказывают мне, что должен раз навсегда отрезать себе путь отступления, то есть не ходить в баню, ни у себя, ни в номерные.

А воля и чувство восстают. Хочется повидать Сергея Сыроежкина, которого и не приходится вводить в искушение, так как он первый готов на это. И вот борьба. Господи, помоги.

Отделаюсь ли от порока, поборю ли себя, или он меня осилит?

Что-то даст нам новый год?

Благословенно Имя Господне отныне и до века.


28 февраля 1905 г. - С.-Петербург.
И вот 6 месяцев я не грешил, как прежде, т.е. вдвоем; правда, грешил сам с собой три раза.


12 марта
Днем повез Татьяну на историческую выставку портретов от времен Петра I до наших дней. Ее задумал Николай Михайлович, и она удалась превосходно. Нас водил Дягилев *** . Мне неприятно с ним встречаться, хотя он этого не подозревает, а неприятно, потому что я знаю кое-что об нем от Яцко.


28 марта 1905 г. - С.-Петербург.
Парада в высочайшем присутствии не назначалось. О возможности выезда Их Величеств из Царского до сих пор не может быть и речи.

Хотя на днях сыскной полиции удалось изловить 12 революционеров с документами и складом взрывчатых веществ, опасность нападения на высокостоящих не устранена. Владимиру тоже нельзя показываться в местах, где его заранее ждут.


22 декабря 1905 г.
Меня сильно смутило письмо капитана Сосницкого, растратившего до 3 тысяч денег юнкерской чайной и как не пополнившего растраты уволенного со службы.

Оправдываясь, он пишет, что с кем не случается греха; "хотя бы с вами", продолжает он и упоминает, что однажды летом 1903 года я под вечер приехал на его дежурство в лагерь Павловского училища и оттуда отправился в Красносельские бани. "Что там было, вы, верно, помните", - пишет Сосницкий. На другой день, сменившись с дежурства, он побывал в бане и слышал от пользовавшего меня банщика, что у меня с ним было и что я за это дал ему 20 рублей. Сосницкий продолжает, что держит это обстоятельство пока в секрете, но если бы оно было опубликовано в печати, едва ли было бы мне удобно оставаться на занимаемом мною посту.

Упоминаемое Сосницким в данном случае неверно: я хорошо помню тот вечер - действительно был в бане, но 20 р. банщику вовсе не давал, и не за что было. Но упоминаемое неверно только относительно приведенного случая. Страшно то, что бывали и другие случаи и что они получают огласку.

Сосницкого я не принял вчера и не приму, никаких мер принимать не буду. Будь что будет. Разве не стою я наказания?


* Великий Князь Николай Николаевич сменил Куропаткина в качестве главнокомандующего армией в Маньчжурии.

** А.М. Стессель - генерал-лейтенант, командир Квантунского укрепленного района; 20 декабря 1904 г. сдал Порт-Артур японцам. Был отдан под суд, приговорен к 10 годам заключения в Петропавловской крепости, освобожден в 1909 г.

*** Видный деятель русской культуры, организатор заграничных "Русских сезонов". Был известен своими гомосексуальными наклонностями.

Константин Романов "Дневники 1903-1905 гг." // Московский комсомолец, 6 декабря 1998

Романов Константин Константинович - поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна — 2 (15) июня 1915, Павловск) — великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.

С 1877 по 1898 годы Константин Константинович служил в различных морских и сухопутных частях, участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. С 1898 назначен в Свиту Его Величества. В 1887 году великому князю Константину Константиновичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). Это был первый и единственный в истории России случай, когда Академию наук возглавлял член царствующего дома.

С 1900 - Главный начальник Военно-учебных заведений. Под руководством великого князя Константина Константиновича была произведена большая работа по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведениях. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии и мн. др.

Константин Константинович Романов был также известным русским поэтом, переводчиком и драматургом, печатавший свои стихотворения под инициалами К. Р. Подписывать свои произведения полным именем ему было нельзя выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».

Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первая книга «Стихотворения К. Р.» (1886) в продажу не поступала, была разослана тем, кого поэт считал близким себе по духу (в том числе Фету, Ап. Майкову, Полонскому). Она вызвала стихотворные посвящения и отклики в письмах - восторженные и не вполне объективные. Поверив в свой талант, великий князь стал печатать все, что выходило из-под пера: любовную, пейзажную лирику, салонные стихи, переводы и вскоре занял прочное место в литературе. В 1888 К. Р. издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).

Мелодичные строфы поэзии Константина Константиновича легко превращались в романсы (самый известный — романс «Растворил я окно...» с музыкой П. И. Чайковского). Они удержались в вокальном репертуаре, так как музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной песней стало стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Самое значительное произведение К. Р. - мистерия «Царь Иудейский» (1913) была запрещена к постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории Страстей Господних на театральные подмостки. По разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.

С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи. К. Р. также много переводил на русский язык: трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». К. Р. - автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года. Был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

К. Р. - литературный псевдоним великого князя Констан­тина Константиновича Романова . Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени­ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево­ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо­зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император­ской академии наук. Под его председательством было орга­низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра­женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично­сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Великий князь Константин Константинович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, родился 10 августа 1858 г. в Стрельне под Петербургом. Отцом его был младший брат Александра II Константин Николаевич - генерал-адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах ми­нистра, много сделавший для реформы русского флота, дип­ломат, широко образованный и покровительствовавший ис­кусствам деятель. Мать - Александра Иосифовна (урожден­ная принцесса Саксен-Кобургская). Будущий поэт жил в атмо­сфере родительской любви, безмятежности и комфорта. Дет­ство и вся последующая жизнь Константина Константинови­ча были связаны с Мраморным дворцом, принадлежавшим его отцу. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев , К. И. Бестужев-Рюмин , музыкальный критик Г. А. Ларош , виолончелист И. И. Зейферт , пианист Рудольф Кюндингер , писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский . С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой , состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища . В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана .

Глубокая душевная симпатия связывала Константина Кон­стантиновича с его старшей сестрой - «королевой эллинов» Ольгой Константиновной, женой греческого короля Георга I. Именно к ней он обращается за поддержкой в своих первых поэтических опытах. Ей посвящено немало проникновенных лирических стихотворений. В одном из стихотворений 1888 г. отражается характер их взаимоотношений:

Завтра вот эти стихи тебе показать принесу я.

Сядем мы рядом; опять разовью заветный я свиток;

Голову нежно ко мне на плечо ты снова приклонишь,

Почерк затейливый мой на свитке с трудом разбирая..,-

Дружеские связи устанавливаются у живо интересую­щегося искусством великого князя с Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, П. И. Чайковским. Тургенев становится для него непререкаемым авторитетом в области искусства.

В 1882 г. появляются в печати первые произведения по­эта К. Р.; к этому времени Константин Романов уже осозна­ет себя поэтом. В одном из стихотворений 1882 г. он пишет:

Я всю любовь, все лучшие стремленья,

Все, что волнует грудь в ночной тиши,

И все порывы пламенной души

Излил в стихотворенья…

Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов . 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4 степени:

« В воздаяние за храбрость и распорядительность в деле с Турками на Дунае у Силистрии, 2 октября 1877 года, где лично был спущен Его Высочеством брандер против турецкого парохода.»

В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом . В январе-сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю.

В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. До конца 1883 года находился в заграничном отпуске, во время которого познакомился со своей будущей женой.

В 1884 г. он женится на Елизавете Саксен-Альтенбург-ской, герцогине Саксонской, с которой был помолвлен в мае 1883 г. От этого брака родились девять детей - шесть сыновей и три дочери. Супруге великого князя-поэта по­святил стихотворение А. А. Фет:

Две незабудки, два сапфира

Ее очей приветный взгляд,

И тайны горнего эфира

В живой лазури их скользят.

Ее кудрей руно златое

В таком свету, какой один,

Изображая неземное,

Сводил на землю Перу джин.

Военная карьера К. Р. с 1883 г. продолжается в армии. В декабре 1883 года назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года - в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры , с утверждением в должности командира полка. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества . Врожденная доброжелательность, верность долгу снис­кали ему уважение в армии, помогли построить его взаимо­отношения с подчиненными. В полку по его замыслам и ини­циативе устраивались литературно-музыкальные вечера - «Измайловские досуги», в которых принимали участие известные поэты и писатели, в том числе И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков. В стихотворении «На 25-ле­тне Измайловского досуга» он вспоминает:

Лиру и меч мы сплетали цветами

И не гадали о том,

Как наш алтарь разгорится с годами

Светлым и жарким огнем.

Для чтения на этих литературных вечерах К. Р. написал много стихотворений и начал сочинять поэму «Возвращен­ный Манфред». Специальные вечера посвящались творче­ству русских писателей и поэтов. Наряду с литераторами в «досугах» участвовали музыканты, актеры, ученые.

Судьба предоставила Константину Константиновичу воз­можность много путешествовать, видеть мир. Много време­ни он проводил за границей и из-за слабого здоровья. Но его мысли всегда возвращались к России. В 1887 г. из Аль-тенбурга он писал:

Но не могу я дня дождаться,

Когда вернусь отсюда к вам,

К занятьям, к службе и трудам.

Константин Константинович сторонился политики, предпо­читая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состо­янии писать стихи постоянно, беспрерывно», - записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными рус­скими писателями и поэтами. Мраморный дворец был все­гда открыт для писателей, поэтов, художников, композито­ров - деятелей искусства. Среди его посетителей - И. А. Гон­чаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; К. Р. состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений К. Р.; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. К. Р. присвоено звание почетного члена Им­ператорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императо­ра он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов - «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необхо­димо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочислен­ными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

В 1889 г. Константин Константинович начинает перево­дить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский ‘ труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью - любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пи­шет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно

переводами.

В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрыв­ков из «Гамлета» в переводе К. Р. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском

театре.

Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящ­ной словесности при отделении русского языка и словес­ности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литерато­ров, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений К. Р., он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». 4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года - генерал-инспектор Военно-учебных заведений). Под руководством великого князя была произведена большая работа по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведениях. В январе 1901 года произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом . В 1907 году произведён в генералы от инфантерии . 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень - 1883 год, 3-я степень - 1896 год, 2-я степень - 1903 год).

События русско-японской войны и революционные вол­нения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катаст­рофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Ро­мановых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы К. Р. не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и нахо­дит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

В грозно-тревожные последние годы жизни К. Р. един­ственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драма тическим произве­дением - «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии ос­трую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном

театре.

В 1887 году великому князю Константину Константиновичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии наук , а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). По его инициативе при Отделении русского языка и словесности был учреждён Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели - П. Д. Боборыкин ( 1900 ), И. А. Бунин ( 1909 ), В. Г. Короленко ( 1900 ), А. В. Сухово-Кобылин ( 1902 ), А. П. Чехов ( 1900 ) и другие. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина . При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге .

В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества (с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии , Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств , Императорского Русского музыкального общества . Почётный член Русского астрономического общества , Русского исторического общества , Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству. Великий князь, в юности сам бывший военным моряком, оказал покровительство снаряжаемой академией наук , где когда-то тайно

собирались декабристы . Он писал по этому поводу старшему сыну: «Мы с Мама очень тихо и приятно провели в Осташеве. Оно далеко превзошло ожидания Мама, к великой моей радости. И местность, и дом очень ей понравились, да и не ей одной - все в восторге от нового нашего имения». С тех пор великий князь подолгу жил на берегах Рузы и растил здесь детей; однажды вся семья совершила путешествие по « Первой мировой войны ; они были задержаны и выдворены за пределы Германии, откуда срочно выехал и в Россию. Пятеро стар­ших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяже­ло ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессирова­ла, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константинович скончался .

Едва ли не главную роль в поэтической судьбе К. Р. сыг­рал Афанасий Афанасьевич Фет, высоко оценивший его поэтические опыты. Он стал его учителем, которому К. Р. следовал, а порой и откровенно подражал: «Ни один поэт не пленяет меня сильнее Фета; вот истинная поэзия, чис­тая, прекрасная, неуловимая» (17 августа 1888 г., письмо

П. И. Чайковскому).

В определенной степени творчество К. Р. стоит особня­ком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преоб­ладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственно­го творчеству кумиров читающей публики - Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространен­ные в русском обществе к концу прошлого века, были абсо­лютно чужды миросозерцанию К. Р. - поэта светлого жизне­утверждающего чувства. Для К. Р. поэзия была особым, со­творенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

Первенствующее значение К. Р. придавал совершенству поэтической формы, звучанию слова. «Я стал находить осо­бенное удовольствие б старании жертвовать многими удач­ными стихами для соблюдения формы и положительно предпочитаю слабые по содержанию стихи, но безукоризнен­ные по форме стихам хотя и глубокомысленным, но рас­плывчатым, растянутым, утомительным по длине».

Во многом под влиянием П. И. Чайковского К. Р. стремит­ся постичь синтетический характер русской художествен­ной культуры, особенно соотношение музыки и поэзии, общ­ность и различие их творческих миров.

К. Р. считал себя продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии, таковым его называли и Гончаров, и Фет, и многие другие. Перекличка поэтических мотивов, восхожде­ние художественного восприятия к христианскому приятию мира и ладу с ним - вот то, что объединяет двух поэтов.

Развивавшееся в русле традиционной классической рус­ской поэзии лирическое дарование К. Р. примечательно своей задушевностью, певучестью, музыкальностью. Автор наполненных светлой жизнеутверждающей силой произведе­ний, К. Р. занимает достойное место в ряду таких поэтов-лириков, как Фет, Майков, Полонский, служителей «чистого искусства».

К. Р. (1858—1915)

К. Р. — литературный псевдоним великого князя Констан-тина Константиновича Романова . Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени-ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево-ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо-зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император-ской академии наук. Под его председательством было орга-низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра-женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично-сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Великий князь Константин Константинович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, родился 10 августа 1858 г. в Стрельне под Петербургом. Отцом его был младший брат Александра II Константин Николаевич — генерал-адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах ми-нистра, много сделавший для реформы русского флота, дип-ломат, широко образованный и покровительствовавший ис-кусствам деятель. Мать — Александра Иосифовна (урожден-ная принцесса Саксен-Кобургская). Будущий поэт жил в атмо-сфере родительской любви, безмятежности и комфорта. Дет-ство и вся последующая жизнь Константина Константинови-ча были связаны с Мраморным дворцом, принадлежавшим его отцу. Первоначальное образование К. Р. получил в семье. Он много и регулярно занимался различными науками, му-зыкой, учил языки. В числе его преподавателей были извест-ные историки, музыканты, художники. С одиннадцати лет мальчик принимал участие в учебных плаваниях и дальних морских походах русских военных кораблей.

Глубокая душевная симпатия связывала Константина Кон-стантиновича с его старшей сестрой — «королевой эллинов» Ольгой Константиновной, женой греческого короля Георга I. Именно к ней он обращается за поддержкой в своих первых поэтических опытах. Ей посвящено немало проникновенных лирических стихотворений. В одном из стихотворений 1888 г. отражается характер их взаимоотношений:

Завтра вот эти стихи тебе показать принесу я.

Сядем мы рядом; опять разовью заветный я свиток;

Голову нежно ко мне на плечо ты снова приклонишь,

Почерк затейливый мой на свитке с трудом разбирая..,-

В августе 1876 г. Константин был произведен в мичманы и отправился в дальний поход на фрегате «Светлана». В 1877 г. он участвует в боевых действиях на Дунае, награжден Геор-гиевским крестом 4-й степени. В 1887 г. в связи с совершен-нолетием Константин принимает воинскую присягу.

Дружеские связи устанавливаются у живо интересую-щегося искусством великого князя с Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, П. И. Чайковским. Тургенев становится для него непререкаемым авторитетом в области искусства.

В 1882 г. появляются в печати первые произведения по-эта К. Р.; к этому времени Константин Романов уже осозна-ет себя поэтом. В одном из стихотворений 1882 г. он пишет:

Я всю любовь, все лучшие стремленья,

Все, что волнует грудь в ночной тиши,

И все порывы пламенной души

Излил в стихотворенья...

В 1884 г. он женится на Елизавете Саксен-Альтенбург-ской, герцогине Саксонской, с которой был помолвлен в мае 1883 г. От этого брака родились девять детей — шесть сыновей и три дочери. Супруге великого князя-поэта по-святил стихотворение А. А. Фет:

Две незабудки, два сапфира

Ее очей приветный взгляд,

И тайны горнего эфира

В живой лазури их скользят.

Ее кудрей руно златое

В таком свету, какой один,

Изображая неземное,

Сводил на землю Перу джин.

Военная карьера К. Р. с 1884 г. продолжается в армии. Он назначен командиром роты Измайловского полка, командует им более семи лет, затем девять лет — Преображенским пол-ком. Врожденная доброжелательность, верность долгу снис-кали ему уважение в армии, помогли построить его взаимо-отношения с подчиненными. В полку по его замыслам и ини-циативе устраивались литературно-музыкальные вечера — «Измайловские досуги», в которых принимали участие известные поэты и писатели, в том числе И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков. В стихотворении «На 25-ле-тне Измайловского досуга» он вспоминает:

Лиру и меч мы сплетали цветами

И не гадали о том,

Как наш алтарь разгорится с годами

Светлым и жарким огнем.

Для чтения на этих литературных вечерах К. Р. написал много стихотворений и начал сочинять поэму «Возвращен-ный Манфред». Специальные вечера посвящались творче-ству русских писателей и поэтов. Наряду с литераторами в «досугах» участвовали музыканты, актеры, ученые.

Судьба предоставила Константину Константиновичу воз-можность много путешествовать, видеть мир. Много време-ни он проводил за границей и из-за слабого здоровья. Но его мысли всегда возвращались к России. В 1887 г. из Аль-тенбурга он писал:

Но не могу я дня дождаться,

Когда вернусь отсюда к вам,

К занятьям, к службе и трудам.

Константин Константинович сторонился политики, предпо-читая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состо-янии писать стихи постоянно, беспрерывно», — записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными рус-скими писателями и поэтами. Мраморный дворец был все-гда открыт для писателей, поэтов, художников, композито-ров — деятелей искусства. Среди его посетителей — И. А. Гон-чаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; К. Р. состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений К. Р.; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. К. Р. присвоено звание почетного члена Им-ператорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императо-ра он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов — «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необхо-димо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочислен-ными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

В 1889 г. Константин Константинович начинает перево-дить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский " труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью — любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пи-шет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно

переводами.

В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрыв-ков из «Гамлета» в переводе К. Р. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском

театре.

Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящ-ной словесности при отделении русского языка и словес-ности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литерато-ров, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений К. Р., он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». В этом же году он оставляет Преображенский полк в связи с назначением глав-ным начальником военно-учебных заведений. В 1901 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом к императору.

События русско-японской войны и революционные вол-нения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катаст-рофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Ро-мановых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы К. Р. не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и нахо-дит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

В грозно-тревожные последние годы жизни К. Р. един-ственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драма тическим произве-дением — «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии ос-трую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном

театре.

Начало первой мировой войны застало великого князя в Германии, откуда он срочно выехал в Россию. Пятеро стар-ших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяже-ло ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессирова-ла, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константи; нович скончался в Павловске в своем кабинете.

Едва ли не главную роль в поэтической судьбе К. Р. сыг-рал Афанасий Афанасьевич Фет, высоко оценивший его поэтические опыты. Он стал его учителем, которому К. Р. следовал, а порой и откровенно подражал: «Ни один поэт не пленяет меня сильнее Фета; вот истинная поэзия, чис-тая, прекрасная, неуловимая» (17 августа 1888 г., письмо

П. И. Чайковскому).

В определенной степени творчество К. Р. стоит особня-ком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преоб-ладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственно-го творчеству кумиров читающей публики — Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространен-ные в русском обществе к концу прошлого века, были абсо-лютно чужды миросозерцанию К. Р. — поэта светлого жизне-утверждающего чувства. Для К. Р. поэзия была особым, со-творенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

Первенствующее значение К. Р. придавал совершенству поэтической формы, звучанию слова. «Я стал находить осо-бенное удовольствие б старании жертвовать многими удач-ными стихами для соблюдения формы и положительно предпочитаю слабые по содержанию стихи, но безукоризнен-ные по форме стихам хотя и глубокомысленным, но рас-плывчатым, растянутым, утомительным по длине».

Во многом под влиянием П. И. Чайковского К. Р. стремит-ся постичь синтетический характер русской художествен-ной культуры, особенно соотношение музыки и поэзии, общ-ность и различие их творческих миров.

К. Р. считал себя продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии, таковым его называли и Гончаров, и Фет, и многие другие. Перекличка поэтических мотивов, восхожде-ние художественного восприятия к христианскому приятию мира и ладу с ним — вот то, что объединяет двух поэтов.

Развивавшееся в русле традиционной классической рус-ской поэзии лирическое дарование К. Р. примечательно своей задушевностью, певучестью, музыкальностью. Автор наполненных светлой жизнеутверждающей силой произведе-ний, К. Р. занимает достойное место в ряду таких поэтов-лириков, как Фет, Майков, Полонский, служителей «чистого искусства».