Психология        05.06.2020   

Образ лирического героя в произведениях цветаевой.  Готовимся к ЕГЭ. Лирика М.И.Цветаевой. Лирическая героиня Марины Цветаевой

Сочинение

Марина Цветаева - поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы, которая ни разу «добру и красоте не изменила». Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки о любви:
Нас разлучили не люди, а тени.
Мальчик мой, сердце мое!
Не было, нет и не будет замены,
Мальчик мой, сердце мое!

О ее первой книге «Вечерний альбом» признанный мэтр русской поэзии М. Волошин писал: «Вечерний альбом» - это прекрасная и непосредственная книга...» Лирика Цветаевой обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и, в конце концов, на самой жизни во всей ее полноте:

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя
Марина,
Я - бренная пена морская.

В стихах Цветаевой, как цветные тени в волшебном фонаре, возникают: Дон-Жуан в московской вьюге, юные генералы 1812 года, «продолговатый и твердый овал» бабушки-польки, «бешеный атаман» Степан Разин, страстная Кармен. Больше всего, наверное, меня привлекает в поэзии Цветаевой ее раскрепощенность, искренность. Она как будто протягивает нам сердце на ладони, признаваясь:

Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю...

Иногда кажется, вся лирика Цветаевой - это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент - вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути.
Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда.
Результат - сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.

До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой голос среди пестрого многоголосия литературных школ и течений «серебряного века». Ее перу принадлежат оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которых стоят рядом с вершинами русской поэзии.

Я знаю правду! Все прежние правды - прочь.
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем - поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется. Уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застанет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу...

Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Ее стихи и поэмы нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Сама она так определила «сотворчество»№ писателя и читателя: «Что есть чтение, - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов... Чтение - прежде всего - сотворчество... Устал от моей вещи, - значит, хорошо читал и - хорошее читал. Усталость читателя - усталость не опустошенная, а творческая».

Цветаева видела Блока лишь издали, не перемолвилась с ним ни единым словом. Цветаевский цикл «Стихи к Блоку» - это монолог влюбленности, нежный и трепетный. И хотя поэтесса обращается к нему на «ты», но эпитеты, которые присваиваются поэту («нежный призрак», «рыцарь без укоризны», «снежный лебедь», «праведник», «свете тихий») говорят, что Блок для нее - это не реально существующий человек, а символический образ самой Поэзии:

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.

Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна:

Но моя река - да с твоей рекой,
Но моя рука - да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря - зари.

С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: «Равенство дара души и глагола - вот поэт». В ней самой счастливо сочетались эти два качества - дар души («Душа родилась крылатой») и дар слова.
Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой - как всякая Божия тварь.
Знать: Дух - мой сподвижник, и Дух - мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато,
Как Бог повелел и друзья не велят.

Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает:

Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! - как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим - как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.

Никогда, - ни в страшные послереволюционные годы, ни потом в эмиграции; - Цветаева не предала себя, не изменила себе, человеку и поэту. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана - Россия. Не забыть, не выбросить из сердца. («Точно жизнь мою убили... истекает жизнь».)
В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала - еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть.

В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года - петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия.

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой.
Миска - плоской.
Через край - и мимо -
В землю черную, питать тростник.
Невозвратимо, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь:

Ятаган? Огонь?
Поскромнее, - куда так громко!
Боль, знакомая, как глазам - ладонь,
Как губам -
Имя собственного ребенка.

В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию.

Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!

Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.


Двадцатые годы XX века подарили русской литературе множество самобытных, талантливых поэтов, среди которых была и М. Цветаева. Она, как настоящий поэт, затрагивала в своей поэзии, вечные вопросы: и тему Родины, и тему поэта и поэзии, и тему любви. Но несмотря на это ее поэзию невозможно спутать с творчеством других художников. Думаю, что все дело в страсти, в откровенности, которая присутствует почти в каждом стихотворении поэтессы. Наверное, поэзия для нее была своего рода любовью, и Цветаева, как истинная женщина, полностью отдавалась этой любви: для нее не писать значило не дышать.

В своих стихах она предстает перед нами в роли пропащей души грешницы. Например, в стихотворении «Я ли красному как жар киоту…» героиня ждет встречи с «субботним гостем», и ради этой встречи она готова на все.

Все потеряло для нее значение, даже душа:

Нету для души моей спасения,

Нету за субботой воскресенья!

Она отдала свою душу гостю, а добровольный отказ от нее – грех. А для грешников не даровано воскрешение, вторая жизнь.

Также Цветаева выступает в роли Психеи – души, которая принимает образ молодой девушки. Она, как ангел, спускается к своему возлюбленному с небес и является воплощением счастья:

Я - страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

И эта метафора используется на протяжении всего стихотворения («Только осталось, что два крыла»).

Мне кажется, поэтесса хотела показать всю силу любви, ведь ради нее душа даже готова казаться от бессмертия и терпеть лишения и унижения:

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

А в стихотворении «Времени у нас часок» лирическая героиня-блудница, которая не хочет терять свою красоту и молодость:

Просто страх, что роза щек-

Отцветет.

Для нее вся жизнь-«часок», и она хочет провести его, не теряя ни минуты; потратив все свое время на любовь. Только настоящее для нее имеет значение, и ей не важно, что будет потом, после жизни:

Мой – весь грех, моя – вся кара

И обоих нас – укроет –

И, конечно же, главная роль любой женщины – это роль матери. В стихотворении «На завитки ресниц» героиня делится с читателями тайной, которую она сама недавно познала. В нем слышится и восторг, и страх за сына, и умиление, и растерянность («-Ах! Схватишь его, крикнуть:/-Идем! Ты мой!; «И шептать над ним, / унося его на руках по лесу, / По большому свету…»; «На завитки ресниц, / Невинных и наглых»; «…Все шептать над ним это странное слово:/ - Сын!»).

Думаю, без Цветаевой, без ее живых и резких стихов невозможно представить русскую поэзию. Одно из основных ее достоинств – это то, что она раскрывает вечные вопросы, опираясь на свой женский взгляд.

Обновлено: 2012-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

25. Лирика М.Цветаевой. «Лики» лирической героини. Особенности поэтики

2 первые книги: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1911). В этих книгах она не выходит за пределы камерной лирики. Дом,гостиная,детство,куклы,сестра,родители.все это есть в ее стихах(«Детская», «Наша зала»). В альбоме появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два. Некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – «Молитва», написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе («Маме, «Мама в саду», «Мама на лугу»).

Одна из главных черт лирики Цветаевой – самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм, они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире быта. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка – поэта, знающего свою правду, от мира взрослых: Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! Ранее осознание противостояния поэта и «всего остального мира» сказалось в творчестве молодой Цветаевой в использовании контраста. Это контраст вечного и сиюминутного, бытия и быта. «Вечерний альбом» завершается стихотворением «Еще молитва». Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью. В «Волшебном фонаре» мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзаж Москвы и Тарусы. Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет «детскость» – условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка.

С середины 1910-х появляется уже сформировавшийся Цветаевский голос. Наиболее крупные стихотворные циклы - «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой».

Цикл «Стихи о Москве» мощно вводит в ц.творчество одну из важнейших тем - русскую.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

…Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы -

Неоспоримо первенство Москвы.

Героиня «московских стихов» Ц. как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: богомолка, посадская жительница, «боярыня», прозревающая свою смерть, всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце.

«Стихи к Блоку» открывают едва ли не главную тему Цветаевой - поэт, творчество и их роль в жизни. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского; он - весь воплощенное божественное искусство. «Блоковский цикл» - явление уникальное в поэзии, он создавался не на едином дыхании, а на протяжении ряда лет. Это - объяснение в любви, не славословие, а выплеск глубочайшего интимного чувства, как бы изумление самим фактом существования такого поэта и преклонение перед ним в прямом смысле этого слова. Мало в лирике обращений к своему собрату по поэзии, где бы с такой силой прозвучали возвышенно - трепетная любовь и преклонение перед гением художника, как те, что запечатлены в «Стихах к Блоку».

Песнопения «златоустой Анне» («Ахматовой») - отражение еще одной грани этой темы. Верящая в свою поэтическую силу («Знаю, что плохих стихов не дам»), она, для которой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, ни одним словом, ни одной интонацией не показала зависти или недружелюбия; напротив, только восхищение и готовность признать превосходство своей современницы.

Можно считать, что к 1917 г. становление Ц.- поэта состоялось. Как истинно большой поэт с самого начала она обрела важнейшие свои темы и своеобразие поэтического стиля. Уважая западноевропейскую культуру, прежде всего лучшие образцы немецкой и французской литератур, с детства зная европейские языки, она сразу обозначила свою зависимость от классической традиции, и реминисценции, аллюзии в ее произведениях - дело обычное. Отсюда и романтическая декоративность некоторых образов; с годами она будет блекнуть под воздействием суровых условий жизни, выпавшей на долю поэта, но в начале 20–х романтический пафос ее лирики и особенно драматургии перебивает приземленности быта. В ней проснулся интерес к фольклорной традиции русской поэзии, одна за другой будут создаваться так ценившиеся ею самой «фольклорные поэмы» - развитие двух огромных тем цветаевского творчества - России и любви. Исключительно значима в характеристике ее творческого облика тема поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней.

Годы Гражданской войны оказались для Ц. очень тяжелыми. Сергей Эфрон (муж) служил в рядах Белой армии. ТОгда появился цикл стихов «Лебединый стан»,явившийся откликом на события гражданской войны, проникнутый сочувствием к белому движению. Октябрьскую революцию Ц. не приняла. Тоска по прежней России сказывается в таких лиpических стихах, как "Рассвет на рельсах", "Лучина" и др., сплетается с думой о новой Родине, котоpую поэт еще не видел и не знает. Россия как национальная стихия раскрывается в лирике Ц. в различных ракурсах и аспектах – исторических и бытовых, но над всеми образными ее воплощениями стоит как бы единый знак: Россия – выражение духа бунтарства, непокорности, своевольства. («Ох, Родина-Русь,Неподкованный конь»),

В центре поэтического мира стоит резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини – женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», носительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем». Образ этот служит как бы стержнем, вокруг которого формируются и развертываются драматизированные лирические сюжеты Цветаевой. Широк охват лирических тем Цветаевой, но все, как к единому центру, сходятся к любви в различных оттенках этого своенравного чувства. Любовь строптивая, безудержная, звонкая, нежная - такой ее воспевает Ц.. Ее героиня не тихая и робкая, скрывающая свои чувства женщина, а сильная и смелая, не боящаяся своих чувств; ее душа, как оголенный нерв: кричит, когда больно и тоскливо, и радуется, когда любимый отвечает взаимностью. Любовь – «поединок роковой», где героиня - “воительница”, бунтарка, вступающая в открытое противостояние, она одна против всех и вся, вплоть до Бога, мятежница, не ведомая, а ведущая. Она – против всех (“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”)

Лирика Цветаевой 1917-1920 гг. была объединена ею в сб."Версты", вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922). Наступивший нэп Цветаева восприняла резко отрицательно. Последние годы, проведенные на родине, и первые годы эмиграции отмечены новыми чертами в осмыслении Цветаевой соотношения поэзии и действительности, претерпевает изменения и поэтика ее стихотворных произведений. Действительность и историю она воспринимает теперь как противоположность поэзии, которая является единственным убежищем для автора и для цветаевских героев. Расширяется жанровый диапазон цветаевского творчества: она пишет драматические произведения, обращается к жанру поэмы. - "Царь-девица", "М?лодец", "Поэма Горы", «Поэма конца».

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

«Стихи о Москве» - цикл, который закрепляет русскую тему в творчестве Цветаевой. Героиня примеряет самые разные одежды женщин-горожанок (хозяйка, богомолка, болярыня).

«Стихи к Блоку». Открывает главную тему: поэзия, творчество, их роль в жизни. ко всем поэтам одинаковое отношение. Цикл написан с перерывом (первые 8 стихотворений (май 1916 – «Имя твое – птица в руке», «У меня в Москве купола горят» и др.), 1920 – Блок приезжает в Москву с выступлением; 1 стихотворение; после смерти Блока – вторая половина (7 стихотворений).

1916 – «Песнопения о златоустой Анне» («Ахматовой»). Отражение темы поэта. Ахматова ей интересна, потому что она была единственной женщиной-поэтом того же масштаба. Цикл написан после того, как Ахматова издала «Вечер» и «Четки». Обожание, преклонение («О муза плача, прекраснейшая из муз»). Видно, что Цветаева настолько любит поэзию и всех, кто ей служит, что не может быть никакой ревности/зависти.

Московский, пореволюционный период – 2 книги: «Версты. Стихи. Выпуск 1» (1922) и «Версты» (1921). Вторая часть вышла раньше первой в другом издательстве.

Цикл «Лебединый стан» - отклик на события Гражданской войны. Отразил главную трагедию переломной эпохи; задает трагическую интонацию всему дальнейшему творчеству. Отразилась общая катастрофичность бытия.

Центральная тема сборника «Дон» - белая гвардия. Главная тема «Лебединого стана» - трагедия белого движения: страдания, муки, скорбь героини.

Проявление религиозного чувства, личной веры, отношения к богу. Тема, важная для Цветаевой. Библейская образность в творчестве, но проблема личной веры не решается безоговорочно в пользу Бога.

«Коли красной тряпкой закрыли лик»

Русская тема – в фольклорных сюжетах. «Царь-девица», «Молодец» и др. Интересны в жанровом отношении (взаимодействие литературы и устного народного творчества).

Тема поэта и поэзии: самое главное в образе поэта – сравнение поэта с рабочим. «Психея».

1921 г. – известие от мужа, что он жив. Цветаева в 1922 г. вместе с дочерью уезжает из СССР сначала в Берлин, а затем в Прагу. Чешский период эмиграции Цветаевой – немного более 3 лет.

1923 – «Ремесло»; «Психея. Романтика». Поворот к более широким темам. Центральное место занимают поэмы. «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Эти поэмы скорее лиричны, продолжение любовной лирики, но другое измерение темы.

«Поэма Горы» - символично уже название. Гора в то время была на окраине, считалась местом встреч влюбленных. Резкое членение мира по вертикали: от земли к небу, от быта к бытию. «Выброс вверх», огромность чувства любви и боли. «Высота бреда над уровнем жизни». Он – немного недотягивает до уровня лирической героини, объект ее страсти.

«Поэма конца». Проход героев вокруг горы. Гаснущая надежда на возврат любви; запечатлен самый момент разрыва.

Лирический конфликт не сводится к элементарному противопоставлению.

С 1925 г. – переезд в Париж. Парижский период. Ищет новую форму. Мемуары, воспоминания, «поэт о поэте»: «Живое о живом», «Пленный дух», «Слово о Бальмонте». Много литературно-критических статей. «Эпос и лирика современной России» (о Маяковском и Пастернаке). Переписка с Пастернаком, Рильке. Среди любимых имен поэтов, друзей-поэтов – имя Пушкина («Пушкиниана»: 1 часть – цикл стихов «К Пушкину», 2 – «Мой Пушкин», эссе-дилогия).

Личная встреча Ахматовой и Цветаевой.

1939 г. – Цветаева возвращается на родину. Радостного возвращения не получилось. Вскоре арестованы муж и дочь. С большим трудом готовит сборник, но готовым он был отвергнут. Началась война, сложности с сыном.

31.08.1941 года покончила с собой.

Тема смерти – одна из ведущих (как и темы жизни, любви). Отношение к смерти было непростым: с одной стороны, боялась, с другой – смерть привлекала, побуждала любопытство. Тесно в рамках земного бытия. Стремится за пределы.

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­скои ге­ро­и­ни сти­хо­тво­ре­ния М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. И. Цветаева, 1920

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (плоти - в полете; плиты - раз­би­та и т. п.)?

Пояснение.

Такое со­зву­чие на­зы­ва­ет­ся рифмой. Рифма — со­зву­чие в окон­ча­нии двух или не­сколь­ких слов. Наи­бо­лее упо­тре­би­тель­на в сти­хо­твор­ной речи и в не­ко­то­рые эпохи в не­ко­то­рых куль­ту­рах вы­сту­па­ет как её обя­за­тель­ное или почти обя­за­тель­ное свойство. В от­ли­чие от ал­ли­те­ра­ции и ас­со­нан­са (которые могут воз­ни­кать в любом месте текста), рифма опре­де­ля­ет­ся по­зи­ци­он­но (положением в конце стиха, за­хва­ты­ва­ю­щим клаузулу). Зву­ко­вой со­став рифмы - или, вер­нее сказать, ха­рак­тер созвучия, не­об­хо­ди­мый для того, чтобы пара слов или сло­во­со­че­та­ний про­чи­ты­ва­лась как рифма, - раз­ли­чен в раз­ных язы­ках и в раз­ное время.

Ответ: рифма.

Ответ: Рифма

Как на­зы­ва­ет­ся яркое определение, при­да­ю­щее вы­ра­же­нию об­раз­ность и эмо­ци­о­наль­ность («веселая пена», «высокая пена», «бренная пена»)?

Пояснение.

Такое опре­де­ле­ние на­зы­ва­ет­ся эпитетом. Эпитет — это опре­де­ле­ние при слове, вли­я­ю­щее на его выразительность. Вы­ра­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но име­нем прилагательным, но также наречием, име­нем су­ще­стви­тель­ным, числительным.

Ответ: эпитет.

Ответ: эпитет

Какой ху­до­же­ствен­ный прием ис­поль­зо­ван в сле­ду­ю­щих строках: «Кто со­здан из камня, кто со­здан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каж­дые сети»?

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся повтором. Дадим определение.

Повтор — сти­ли­сти­че­ская фигура, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в на­ме­рен­ном по­вто­ре­нии в обо­зри­мом участ­ке тек­ста од­но­го и того же слова либо ре­че­вой конструкции. Лек­си­че­ские по­вто­ры раз­лич­но­го вида ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся для при­да­ния экс­прес­сив­но­сти ху­до­же­ствен­но­му тексту.

Ответ: повтор.

Ответ: Повтор

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии одинако¬вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («А я се­реб­рюсь и сверкаю!»).

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация - по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже в прозе) оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков с целью уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти ху­до­же­ствен­ной речи; один из видов звукописи.

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой «Кто со­здан из камня, кто со­здан из глины...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Амфибрахий - трех­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, при ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог - удар­ный среди без­удар­ных - в стопе.

Кто СО­Здан / из КАМня, / кто СО­Здан / из ГЛИны.

Ответ: амфибрахий.

Ответ: Амфибрахий

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема внут­рен­ней сво­бо­ды и в чем они со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. И. Цветаевой?

Пояснение.

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов. Лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Узник», несмотря на заточение, душой находится рядом с вольным орлом. Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».

О внутренней свободе писал и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус». В образе паруса воплощены мечты поэта о вольной жизни, полной тревог. Лирический герой Лермонтова не боится бури, потому что его мятущаяся душа требует действия:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

В стихотворении Марины Цветаевой появляется образ морской стихии, неподвластной воле человека. Героиня сравнивает себя с морской пеной, потому что хочет быть естественной, независимой, внутренне свободной.

Лирические герои стихотворений А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и М.И. Цветаевой - сильные, свободолюбивые личности, их внутренний мир богат, они способны возвыситься над повседневностью.

Пояснение.

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины...» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена - статичные, приземленные образы.

http://lit-helper.com/p_Analiz_stihotvoreniya_Kto_sozdan_iz_kamnya_kto_sozdan_iz_glini____Cvetaevoi_M_I

Мне хотелось бы поговорить о моей любимой поэтессе XX века Марине Цветаевой. Весь ее нелегкий творческий путь окружен легендами и предстает перед нами как необычайная история жизни. Когда я в первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразила та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которыми они проникнуты. Почти в каждом стихотворении Марины присутствует образ лирического героя. Воспринимая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самой поэтессы и уже способен заглянуть в духовный мир Марины как личности и оценить все многообразие ее переживаний и силу эмоционального напряжения с того самого момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем его сознанием, когда он постигает то или иное событие. Само такое напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов лирических произведений Марины является их максимальная лаконичность. Мастерство Цветаевой состоит в том, что ее лирический герой в достаточно узких рамках стихотворения может передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающий понимание данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу.
Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в цветаевских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их смысл и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе ее лирики; выявить их потоки и тем самым проспедить за эволюцией лирического героя, идущей параллельно с эволюцией Цветаевой-художницей от раннего романтизма до глубоко реалистических идей в ее лирике.
Впервые лирический герой (или лучше сказать - героиня) появилась у Цветаевой в ее ранних произведениях. Несуществующая подруга, которая проводит с Мариной все свое время, предстает перед нами как наивная маленькая девочка-шалунья, представпяющая себя доброй феей:
Мы обе - феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес,
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облако в выси небес.
Так как Цветаева чувствует себя полной хозяйкой придуманного ею мира, то она одаривает и свою героиню всеми благами жизни:
Владенья наши царственно богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, скалы...
Способность Марины к наслаждению проявляется и у ее подруги. Она открыто поет: «нам хорошо!», что кроме их двоих им никто больше не нужен, так как люди их не понимают и «двух диких девочек лишь видят в нас». Но Цветаева с присущей ей искренностью прощает взрослых, которые окружают двух маленьких фей, ведь «что ясно нам - для них совсем туманно». Но во всем присутствует рассудительность Цветаевой; как ни печально расставаться со счастливым перевоплощением феи, но ничто не вечно на земле, и Марина произносит:
Но день прошел, снова феи дети,
Которых ждут, и шаг которых тих.
Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент - вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой: то, что помогло сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самой поэтессы. Уже в стихотворениях, которые были написаны позднее, появляется образ лирического героя. После пребывания в Берлине Цветаева посвятила этому времени целый цикл, в котором присутствует образ героя. Она успела написать больше двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-зашифрованно:
Когда же, Господин,
На жизнь мою сойдет
Спокойствие седин,
Спокойствие высот...
В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по жизни», а как осмысленный, вполне созревший для решения серьезных проблем в своей жизни:
Как, в скудном крупинистве дней,
Как, в трудной судорожности к ней,
Забудешь дружественный хорей
Подруги мужественной своей.
Лирический герой особенно близок к лирическому «я» Марины, выражая субъективные переживания поэтессы в интимной лирике: дружеской и любовной. Цветаева пыталась компенсировать отсутствие связей социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах лирического героя создается благодаря ее общению с друзьями, с любимым. Отсюда проверка героя как личности в дружбе и любви, создание своеобразного культа в любви и дружбе, являющегося источником поэтического вдохновения Цветаевой:
Чем окончился этот случай,
Не узнать ни любви, ни дружбе.
С каждым днем отвечаешь глуше,
С каждым днем пропадаешь глубже.
Образ лирического героя у Марины всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности поэтессы. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений (особенно это относится к любовной лирике), находят отклик в сердцах всех людей, цветаевские произведения лирического характера носят общечеловеческий смысл, своей гуманностью и человечностью становятся близкими и понятными каждому.
Водопадами занавес, как пеной -
Хвоей пламени - проснулся.
Нету тайны у занавеса - от сцены.
(Сцена - ты, занавес - я).
Лирический герой доносит до нас всю глубину размышлений и переживаний поэтессы-художницы и тем самым приоткрывает ее собственный духовный мир. Поэтому, какие бы возвышенные чувства ни владели лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум - всегда можно найти их реальную, жизненную человеческую основу:
Пришел: укрепись
В неверье - как негр в тюрьме,
Всю рану - по кисть!
Бог ради таких
Умер.
Следуя за героем в мир стихотворений Цветаевой, мы узнаем поэтессу в стихотворных образах, учимся сравнивать ее и ее героев, познаем жизнь такой личности, какой была яркая и дикая Марина.