БухУчет        16.03.2020   

Презентация библиотечный час в начальной школе. Презентация - Библиотечный урок «Структура и виды книги. Книги в Древнем Китае














9 Перечень основных способов ознакомления с печатным источником: Углублённое чтение (внимательное прочтение материала) Параллельное чтение (одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме) Выборочное чтение (избирательное знакомство с отдельными разделами текста) Чтение-просмотр (используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй) Сканирование (быстрый просмотр печатного материала)




















19 Библиографическое описание- это визитная карточка издания. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. Из библиографического описания можно узнать: название, жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков, время и место выпуска книги, количество страниц.










24 Правилам грамотного оформления цитат и ссылок Правилам составления библиографического описания документа Правилам грамотного составления списка использованной литературы В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности:


25 Варианты оформление цитат и ссылок: 1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала- в скобках. 2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. 3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой- номер страницы.


26 Схемы описания печатных источников. Схема полного библиографического описания книги Для постраничной сноски: Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.: Лениздат, С Для списка литературы в конце реферата: Высоцкий В.С. Нерв: Стихи.- М.: Современник, с.
29




31 В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности: 1. Информация притягивает информацию. 2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт информацию нового качественного уровня. 3. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее!



«Поиск в интернете» - Синтаксис поискового запроса. Пока Интернет опережает социальный контроль. Существительные в именительном падеже. У поисковых машин разные синтаксисы. Обязательность слов, которых нет в источнике – опознание своей научной традиции. Рассылки. Не надейтесь на интеллект поисковых машин! Groups - группы новостей (сетевые конференции, конференции, телеконференции).

«Профориентация старшеклассников» - Каждая команда составляет характеристику выпускника. Задание 2. Райдер студента. Путеводная нить. Что необходимо, чтобы остаться студентом? Вопрос: как вы оцениваете свой уровень знаний по сравнению с вашими однокурсниками? Крыша: родители, декан. Захотелось стать студентом. Перспектива успеха. Для старшеклассников – приоткрыть дверь в будущее.

«Библиотечные уроки» - Шейкнман Марк, ученик 6»б» класса, провёл игру «Литературные загадки». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 «Возрождение». Ученики 2»б» класса прочитали стихи. Библиотечный урок. Ребята подготовили книжки сделанные своими руками. Ребята внимательно слушали о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

«Поиск талантов» - Социальные бизнес-сети. Испытатель впечатлений. Готовы ответить на любые Ваши вопросы и дать дополнительную информацию. Другие интернет-источники. Moikrug.ru - один из сервисов Яндекса, по своей сути аналог LinkedIn. Технологии поиска талантов. Пожалуй, достаточно. Основной инструмент поиска талантов.

«Библиотечное образование» - Принципы обучения: Элементы системы обучения: Цели обучения: Библиотека как центр дополнительного профессионального образования: итоги и перспективы. Задачи по организации успешного обучения персонала: Формы обучения: Новые задачи: Необходимые ресурсы: Образовательные проекты. Задачи по организации обучения библиотечных работников области.

Свидерская Ольга Станиславовна
заведующая библиотекой
КГУ «Средняя школа» №14 г.Кокшетау
Акмолинская область

Директор КГУ «СШ №14» г.Кокшетау

Байболова Роза Бексултановна

Цель: расширить уровень знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности.

Задачи:

1.Продолжить формирование знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности, повторение правил пользования книгой, библиотекой

2.Воспитание культуры чтения.

3.Развитие интеллекта, творческих способностей учащихся.

Форма проведения: библиотечный урок-игра.

Пояснительная записка: Библиотечный урок-игра «Что вы знаете о книге»проводится для учащихся 5-х классов, которые все являются читателями школьной библиотеки. Начиная с 1-го класса для детей проводим библиотечные уроки:1класс-«Первые шаги в библиотеке», 2класс-«Откуда к нам книжка пришла»,3ласс-«Структура книги», 4класс-«Эти книги обо всем на свете»,5 класс-«История книги и библиотеки».

Оформление: книжная выставка «Хорошая книга- лучший друг»,плакат с пословицей-«Испокон века книга растит человека»,сундук с жетонами, листы с кроссвордами «Библиотека», конверты с пословицами, чистые листы, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

Библиотекарь : Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школьной библиотеки. Сегодня мы проведем необычный библиотечный урок, а урок- игру, на котором продолжим разговор о книгах.

Свежий ветер напевает

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки-

Замечательные книжки-

Замечательную жизнь!

Л.А.Крутько

Библиотекарь: Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз, нарисовать эмблему. Но не забывайте, что игра у нас –« библиотечная».На подготовку дается 5 минут.

1конкурс «История книги ».

Каждая команда последовательно достает из сундука жетон с номером вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.

1.Из каких материалов изготавливали книги в древности?(глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)

2.В какой стране и кто изобрел бумагу?(в Китае, Цай Лунь)

3.Какие инструменты для письма вы знаете?(стиль, калам, писало)

4.Как называли библиотеки в Древней Руси(Книжная палата, книгохранилище, книжная казна)

5.Что такое «скрипторий»?(средневековая мастерская, в которой переписывались книги)

6.Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса 2?(«Аптека для души»)

2конкурс «Структура книги».

Конкурс проходит в виде блицтурнира, каждая команда отвечает на вопрос по порядку. Вопрос, ответ которого не знает одна команда, переходит к другой команде. За каждый правильный ответ- 1 балл.

2.Обложка из твердого картона(переплет)

3.Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой(форзац)

4.Полоска картона, вкладываемая в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу(закладка)

5.Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие).

6.Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнения(обложка)

7Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании(титульный лист)

8.Обложка,одеваемая поверх переплета книги(суперобложка)

9.Перечесление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены(содержание)

10.Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст?(схема, чертеж)

3 конкурс-«Библиотека»

Каждой команде предлагается листы с кроссвордом: указаны вопросы, даются комментарии.

На этот конкурс дается по 10 минут. За каждый правильный ответ кроссворда №1по 1 баллу, за правильный ответ кроссворда №2 по 2 балла.

Кроссворд №1 .По вертикали должно получиться слово-ключ: Как называется работник библиотеки? (Библиотекарь).

Вопросы по горизонтали:

1.Как по другому называют «книгохранилище»? (библиотека).

2.Книги, которые знают «все и обо всем» (энциклопедии)

3.Отдел библиотеки, в котором производится выдача книг на дом (абонемент)

4.Отдел библиотеки, в котором читатели могут работать со словарями и энциклопедиями (читальный зал)

5.Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Потому что все мальчишки

И девчонки любят…(книжки)

6 Как называется размер книги по высоте и ширине (формат)

7.Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале (тишина)

8.Периодическое издание, которое выходит ежедневно или несколько раз в неделю(газета)

9.Загадка:

В книжку ленту- невеличку

Мы положим на страничку.

Пусть лежит там для порядка

Разноцветная…(закладка)

10.Иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги(заставка)

11.Карточка читателя, куда записываются выданные на временное пользование книги (формуляр)

12.Как называется человек, записанный в библиотеку и читающий книги для себя? (читатель).

1.Материал, на котором писали в Древнем Егип­те. (Папирус)

2.На этом материале писали в Древнем Китае. (Шелк)

3.«Буква» (знак) в некоторых странах. (Иероглиф)

4.Покрытие деревянных дощечек, используемых для письма. (Воск)

5.То, что в далекие времена писцам служило вместо промокашки. (Песок) 6.Им обычно писали наши далекие предки. (Перо)

7.Материал, который использовали на Руси для письма. (Береста)

8.В них макали перо во время письма. (Чернила)

9.Самый лучший писчий материал. (Бумага)

10.Деревянная или глиняная «страничка». (Таб­личка)

11.Издание, состоящее из листов и обложки. (Книга)

12.Один из видов древней «книги». (Свиток)

13.Его использовали для написания текстов в Ки­тае и некоторых других странах. (Бамбук)

(В вертикальном столбце получается слово «Пер­вопечатник»)

4 конкурс «Собери пословицу»

Командам предлагается по 2 конверта, в которых собраны пословицы и поговорки о книге, знаниях. В1-ом конверте- начало пословиц, во 2-м –конец. Задача: как можно быстрее собрать пословицы. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Пословицы и поговорки:

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

5конкурс «Книгочей».

С каждой команды выходит по 1-му участнику, которым необходимо в течение 5 минут подготовиться и сделать обзор книжной выставки.

Пока участники 5-го конкурса готовятся отвечать, учащимся предлагается рассказать стихотворения о книге, о школе, о знаниях. За каждое стихотворение команде добавляется по 1 баллу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

(Библиотечный урок был напечатан в Республиканском методическом журнале «Ашық сабақ .Факультативті сабақтар.Открытый урок.Факультативные работы», №1,2014 год, стр.77-78)

Использованная литература:

1.Книговедение:Энц.словарь.-М.:Сов.энциклопед.,1982.

2.Павлов И.Про твою книгу.-Л.:Дет.лит.,1991

3.Ельчибаева О.Т., Антропова З.Л.Библиотека, книга,читатель.-Алматы:Казахстан,1984.

4.Библиотечно-библиографические знания школьникам.-М.:Книга,1982.

5.Краткий справочник книголюба/Под ред. Мильчин А.Э.-М.:Книга,1986.


Ты уже школьник. И на многие вопросы уже знаешь ответ – откуда берётся молоко, как растёт хлеб, какая речка протекает там, где ты живёшь, и как называется дерево, что растёт под твоим окном. Поверь Родина одарила тебя щедро, одарила, чтобы ты вырос настоящим человеком, стал хозяином Земли, на которой ты живёшь, бережно относился ко всему живому, приумножал богатства страны. Все дороги для тебя открыты. Какую же выбрать? Есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для тебя путеводитель по жизни. Дом этот большой или скромный, но всегда удивительный, называется «БИБЛИОТЕКА».


Самое удивительное, что ты сможешь открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеешь разгадать сложные загадки природы, если будешь много читать. Тех книг что у тебя дома, наверняка не хватит. Где же взять их столько, самых разных и интересных? Ну конечно же в библиотеке! Как летать с Земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар. Вот такой замечательный доктор живёт в сказке Юрия Олеши «Три толстяка»


И вот ты в библиотеке. Вокруг много книг и журналов, надписей на книжных полках. Кто поможет тебе во всём этом разобраться? БИБЛИОТЕКАРЬ. Он прекрасно знает литературу, он посоветует тебе что почитать, научит выбирать книги и находить их на книжной полке. А ещё он расскажет какие новые издания появились и закажет их для библиотеки. В детской библиотеке обычно два отделения: абонемент и читальный зал.


У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все – загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга – твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Уезжая на каникулы, не забудь вернуть книги в библиотеку. Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через …300 лет! Лучше поздно чем никогда


Книги из читального зала не выдаются на дом, они постоянно должны находиться в библиотеке. Ты спросишь почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день, например Энциклопедии или справочники. С этими книгами они работают в читальном зале В читальном зале должно быть тихо. В читальном зале тишина нам особенно нужна. Уходите, разговоры, - В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать,- Фантазировать. Мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса!


Ни один человек не может прочитать всех книг, которые издаются в нашей стране и тем более в – мире. Значит нужно уметь выбрать самое необходимое и интересное. Это умение придет, если ты узнаешь секрет «золотого ключика». В каждой библиотеке есть такой ключ к книгам. Библиотека открывает читателю свои богатства с помощью каталогов, картотек и книжных выставок. Главное здесь каталог. Это слово в переводе с древнегреческого языка означает перечень. В нём Найдёшь ты книги о морях, О снеговых вершинах, О звёздах птицах и зверях, растеньях и машинах. С.Я.Маршак


Для младших школьников составлен специальный каталог – перечень книг, которые будет полезно и занимательно прочесть. Он так и называется: «Что нам читать». Каталог состоит из карточек. На каждой фамилия автора книги, её название, фамилия художника, город, где она издана. Год выпуска. На некоторых карточках есть и картинка из книги и краткий рассказ о ней – аннотация. Есть в каталоге и разделители – карточки повыше. На них например написано «Рассказы о природе» или «Библиотека отечественной классики». Это для того, чтобы легко было найти нужную тебе книгу. Ещё один каталог размещен в маленьких ящичках. Карточки в нём тоже маленькие, шрифт мелкий и картинок нет совсем. Зато они стоят в том же самом порядке, что и книги на полках.


Тысячу лет назад тоже собирали книги. Библиотека багдадского халифа Везир-ас-Сахида насчитывла около ста тысяч книг. Большую часть жизни он провёл в военных походах, и за ним всегда следовал караван с книгами. Причём верблюды шли по порядку букв в алфавите, и караванщики-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был своего рода каталог.


В разные времена библиотеки назывались по разному и всегда очень красиво: «Приют мудрости», «Аптека души», «Дом жизни», но в древности пользоваться ими могли только богатые, знатные люди. Для простого народа вход в библиотеки был закрыт. Но прошли годы и все изменилось. Посмотри сколько книг на полках библиотеки. Может, там есть и твоя, которая поведёт тебя по жизни. Дерзай!

Библиотечный урок

Малышева Наталья Андреевна

Библиотекарь С(К)ОШИ VIII вида

город Лысьва, Пермский край

Тема. «История создания книги»

Цели:

Познакомить детей с историей создания книги;

Способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;

Средства. Компьютер + проектор. Электронная презентация. Книги школьной библиотеки. Глиняные дощечки. Шёлковая ткань. Береста. Кисточки + гуашь. Металлические спицы.

Место проведения. Компьютерный класс.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II . Вводная беседа.

Ребята, в нашей библиотеке хранится большое количество различных книг - более 18 тысяч экземпляров. Сегодня я оформила выставку книг. Ваша задача подготовить рассказ об одной из книг по плану. Слайд №2.

План

    Как называется книга?

    Кто её написал?

    Где и когда была издана книга?

    Работа в парах (дети готовят устный рассказ о книге по плану).

    Рассказы детей.

Ребята, расставьте книги по порядку, с учётом года издания, «возраста» книг. Слайд 3.

Давыдычев Л.И. Лёлишна из третьего подъезда. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1965.

Давыдычев Л.И. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова Пермь: Пермское книжное издательство, 1973.

Гайдар А.П. Повести. – Москва: Московский рабочий, 1986.

Ершов П.П. Конёк-горбунок. – Москва: «Детская литература», 1990.

Давыдычев Л.И. Руки вверх или враг №1. – Пермь: «Мастер-ключ», 2006.

Воробьёв В.И. Сказки. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2010.

Сколько лет самой «пожилой» книге нашей школьной библиотеки? А самой новой? (ответы детей)

Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)

III Постановка темы, целей.

Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле. Слайд 4.

Расшифруйте название корабля, используя шифр. Слайд 5.

Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными. Слайд 6, 7.

IV . Основная часть

1. Книги в Древнем Египте.

Библиотекарь. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. Слайд 8.

В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Слайд 9.

Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Слайд 10.

Практическая работа.

Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.

Библиотекарь. Позднее египтяне изобрели папирус.Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Слайд 11.

Вопросы:

Из чего делали книги древние египтяне?

2. Книги в Древней Греции.

Библиотекарь. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию. Слайд 12.

Библиотекарь. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. Слайд 13.

Вопросы

Какой материал для письма был придуман?

Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

3. Книги в Древнем Китае.

Библиотекарь. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Слайд 14.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Слайд 15.

Практическая работа.

Ребята, представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани иероглиф, обозначающий слово «книга».

    П исьмо иероглифа, обозначающего слово «книга».

Библиотекарь. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. Слайд 16.

Вопросы

Кто изобрёл бумагу?

Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?

4. Создание первой печатной книги в Германии.

Библиотекарь. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию. Слайд 17.

Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Слайд 18, 19.

Вопросы

Кто изобрёл первый печатный станок?

5. История создания книги в России.

Библиотекарь. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга. Слайд 20.

Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?

Рассказ ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Слайд 21.

Практическое упражнение. С помощью железного стержня напишите на бересте слово «грамота».

Рассказ ученика. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. Слайд 22, 23.

З адание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний. Слайд 24.

(Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).

Библиотекарь. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 26, 27.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 28.

Вопросы

В каком городе появилось книгопечатанье?

Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

Как называлась первая печатная книга?

Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

Библиотекарь. В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. На следующем библиотечном уроке вы узнаете о том, как, где и кем создаются современные книги.

V . Разгадывание кроссворда.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд. Слайд 30.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса?

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?

    Из чего делали книги древние египтяне?

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?

    На чём ещё писали в Древнем Египте?

VI . Повторение

1. Составление рассказа по плану.

    Дети по желанию рассказывают.

2. Обзор литературы

Библиотекарь. Много интересного об истории создания книги вы можете узнать из следующих источников:

    Книга Осетрова Е.И. «Аз – свет миру» рассказывает об истории русской письменности и древнерусских писателях.

    В хрестоматии «Твоя Россия» вы сможете найти интересную информацию о создании берестяных грамот, о летописцах, о библиотеке князя Ярослава Мудрого.

VIII . Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? Дополните фразы.

Слайд 32.

    Сегодня на уроке я узнал (а)…

    Мне было интересно …

    Я желаю ребятам…

Библиотекарь. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

Список литературы

    Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).

    Осетров Е.И. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной, печатной/ Худ. Г.Ордынский. – М.: Дет.лит., 1989. – 303 с.: ил.

    Пузанов Б.П. История России: учеб. Для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [ Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).

    Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. №1.