Эзотерика        06.04.2020   

Читательский дневник паустовский заячьи лапы главная мысль. «Заячьи лапы», Паустовский: анализ, главные герои. Что же произошло тогда в лесу

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. В своих произведениях он воспевал красоту природы, говорил о необходимости бережного отношения к ней. Для писателя было интересно наблюдать за состоянием души человека, находящегося в тесном взаимодействии с природой. Паустовский был уверен, что общение с ней меняет человека, пробуждает в нем искренние чувства, делает милосердным. Примером тому могут стать многие сочинения автора, в том числе и произведение «Заячьи лапы», краткое содержание которого будет изложено в статье. Чаще всего в своих творениях автор описывал реально происходившие события.

Факты из биографии писателя

Константин Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Отец был железнодорожным служащим. В душе он был большим романтиком и мечтателем, именно эти качества характера передались от отца сыну. Семья много раз меняла место жительства. Киев – один из городов, где довелось жить будущему писателю. Здесь он поступил в гимназию и успешно закончил ее. В годы учебы был написан и опубликован его первый рассказ.

После окончания гимназии учеба была продолжена сначала в Киевском, а затем в Московском университете. Однако с началом Первой мировой войны обучение пришлось прервать. Молодой человек работал в составе полевой санитарной бригады, которой вместе с русской армией пришлось отступать по территории Польши и Белоруссии. События Октябрьской революции и Великой Отечественной войны тоже не обошли стороной жизнь писателя. Константин Георгиевич Паустовский прожил 76 лет, его не стало 14 июля 1968 года.

Что вдохновляло на творчество

Жажда странствий никогда не покидала писателя. А после поездок и путешествий всегда рождались новые произведения. Паустовскому удалось посетить многие уголки страны, бывал он и за рубежом. Екатеринослав, Таганрог, Москва, Киев, Одесса, Сухуми, Батуми, Тифлис – это лишь небольшой перечень городов, где побывал писатель. А в некоторых из них он жил и работал.


Константин Георгиевич был разносторонним человеком. Он попробовал себя в разных сферах деятельности, что не могло не сказаться на обогащении его жизненного опыта. Это же помогало в литературной деятельности.

Немаловажным является и тот факт, что на жизненном пути Паустовского встретились такие талантливые люди, как Илья Ильф, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Михаил Булгаков. Общение, совместная работа с ними оказали влияние на развитие писательского таланта молодого автора.

Литературное наследие писателя

Перу Константина Георгиевича Паустовского принадлежит большое количество рассказов, которые печатались как отдельно, так и в составе многочисленных сборников. Произведение «Заячьи лапы» имеет именно такую историю. Рассказ переиздавался много раз еще при жизни писателя, популярен он и сейчас. Кроме того, читателям интересны очерки, повести и романы Паустовского.

«Повесть о жизни» - главный литературный труд писателя, над которым он работал с 1945 по 1963 год. Автобиографическое произведение состоит из шести книг. Каждая из них описывает определенный этап жизни автора, которая была неразрывно связана с историей страны.

Все произведения Паустовского отличаются увлекательным сюжетом, особой манерой изложения автора. При этом не имеет значения ни возраст, ни литературные предпочтения читателя. Например, Рассказ «Заячьи лапы» не может оставить равнодушным ни взрослого, повидавшего в своей жизни многое, ни ребенка, только начинающего познавать мир.

Мещерский край

Константин Паустовский объездил все уголки страны. Многие места поражали его своей уникальностью, красотой природы. Но особенное отношение у писателя было к Мещерскому краю. Скромная среднерусская природа вдохновляла на творчество больше всего.

На протяжении многих лет писатель жил в Москве, но время от времени уезжал на Оку, в Тарусу. Именно после посещения этих мест самые вдохновенные произведения мог писать Константин Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» тоже родился в Мещерской стороне.

Востребованы ли произведения современным читателем

Произведения Константина Георгиевича Паустовского включены в программу начальной и средней школы. И это совсем неслучайно. Читая рассказы писателя, дети учатся понимать природу, менять отношение к ней. Кроме того, они учатся сочувствовать, сопереживать, что особенно важно в жизни людей.

Большой любовью у маленьких читателей пользуются такие рассказы, как «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы». Главные герои этих произведений вызывают уважение, дети искренне сочувствуют, доверяют им. У многих персонажей можно поучиться житейской мудрости.

События, описываемые в произведении, происходят в окрестностях Урженского озера. Именно в тех местах любил бывать Паустовский. После одного из таких посещений у автора родилась идея написать рассказ «Заячьи лапы». Главные герои произведения хорошо знакомы писателю. От них он и услышал историю, которая легла в основу рассказа.


Ваня Малявин и его дед - заядлый охотник - это главные герои повествования.

Однажды во время охоты старика застал лесной пожар. Как известно, огонь в лесу уничтожает все на своем пути, уцелеть в такой ситуации порой бывает невозможно. Однако дед остался жив. А своим спасителем старик считал зайца – животные лучше человека чувствуют, с какой стороны может приближаться опасность.

Заяц, убегая от огня, вел за собой и деда. Когда опасность миновала, охотник обнаружил, что заяц очень сильно пострадал – у него обгорели лапы и живот. Старик считал своим долгом вылечить зверька. Об этом и повествуется в рассказе «Заячьи лапы». Краткое содержание произведения можно выразить мыслью о том, что за добро нужно платить добром, чего бы это ни стоило. Ване и деду Лариону пришлось преодолеть немало преград, прежде чем беспомощный зверек был вылечен.

История излечения зайца началась с посещения ветеринара, который грубо отказал Ване, посмеявшись над ним и дедом Ларионом. Но на пути мальчика повстречалась сердобольная бабка Анисья. Она и посоветовала Ване обратиться за помощью к детскому врачу Карлу Петровичу, который жил в городе.

Доктор был обескуражен, когда к нему пришел старик с необычным пациентом. Решение Карла Петровича, казалось, было непоколебимым - лечением животных он никогда не занимался и делать этого не станет. Но все же настойчивость деда взяла верх - бедный зверек был излечен доктором.

Характеры персонажей произведения глазами детей

В рассказе «Заячьи лапы», краткое содержание которого изложено выше, показаны разные характеры героев. Это особо ценится в произведении, когда его рекомендуют для детского чтения.


После ответа на вопрос, кто из героев вызывает симпатию, обязательно нужно обсудить характерные черты каждого из них. Беседу можно организовать, отталкиваясь от вопросов:

  1. Чем понравился мальчик Ваня Малявин?
  2. Каким человеком была бабка Анисья?
  3. Назовите главные черты характера деда Лариона.
  4. Что можете рассказать о Карле Петровиче?

Обязательно нужно обратить особое внимание читателей на отрицательных персонажах с той целью, чтобы, анализируя их поступки, дети учились отличать негативные черты характера человека, вызывающие неприязнь у окружающих.

Характеристика деда и внука

Рассказ «Заячьи лапы» построен так, что в его содержании описание внешности главных героев, их черт характера Паустовский почти не дает. Внутренний мир этих людей становится понятен из совершаемых ими поступков.

Маленьким читателям становится ясно, что старый охотник - добрый и отзывчивый человек. Его переполняет чувство ответственности и долга. Он готов вытерпеть унижения, насмешки ради спасения бедного зверька.

Стоит отметить, что внук, несмотря на возраст, обладает теми же качествами характера, что и Ларион. Сострадание к больному зайцу, чувство благодарности к нему за спасение деда заставляют мальчика бежать через лес, выслушивать унижения от ветеринара. Все поступки Вани вызывают симпатию у читателей.

Паустовский, «Заячьи лапы». Отзывы читателей

Опыт показывает, что краткое содержание рассказа «Заячьи лапы» не способно передать все особенности сюжета произведения, индивидуальность характеров его героев. Именно поэтому настоящий отклик в душе ребенка получает полная версия рассказа. Отзывы юных читателей о нем чаще всего бывают восторженными.
Дети принимают сторону положительных героев рассказа. Они сочувствуют больному животному и радуются счастливому окончанию истории.

Что дают читателю произведения Паустовского

Познакомившись с произведением целиком или прочитав лишь краткое содержание сказки «Заячьи лапы», читатели могут почерпнуть много полезных и интересных сведений для себя.

Завораживает описание природы, которое мастерски дает Паустовский. Человек невольно начинает ощущать свое присутствие в изображаемом уголке, что положительно влияет на его эмоциональную сферу.
Произведение «Заячьи лапы» (краткое содержание или полная его
версия) дает возможность почерпнуть немало знаний о природе, жизни животных. Для маленьких читателей это очень важно. Кроме того, происходит обогащение активного словаря, развивается умение разбираться в характерах людей.
В книге показана борьба человека со стихией огня во время лесного пожара. Но преодоление человеческой черствости оказалось таким же непростым делом. Писатель вселяет в душу читателя оптимизм, когда показывает, что справиться можно с любыми трудностями. Константин Паустовский рассказ «Заячьи лапы» писал для того, чтобы показать, что человек должен жить в окружении добра, которое он сам и создает.

Польза от чтения произведений Константина Георгиевича Паустовского огромна, и она очевидна.

«Заячьи лапы» - короткий рассказ Константина Георгиевича Паустовского.

Основные персонажи:

  • Ваня Малявин;
  • Ларион Малявин;
  • Карл Петрович Корш.

Тема произведения

Дед Ларион и его внук Ваня пытаются спасти маленького зайца, пострадавшего в сильном лесном пожаре. У зайчика обожжены задние лапы и живот. Ларион очень переживает за него, объясняя всем вокруг, что обязан этому маленькому живому существу жизнью, ведь заяц спас его в лесу. Ваня от всей души сопереживает деду и помогает ему; он жалеет зайца, относится к нему бережно и аккуратно.

Малявины отправляются из своего села в город, чтобы отыскать там доктора Карла Петровича, которого им посоветовала местная бабка Анисья. В городе выясняется, что Карл Петрович вовсе никакой не ветеринар, а детский доктор. Поначалу он отказывается помогать, но, выслушав историю Лариона, все-таки соглашается и приступает к лечению.

Через несколько дней после лечения заяц выздоравливает, и Ваня забирает его домой. Уже потом, немного позже, мальчик узнает историю о том, каким же образом заяц спас деда. Оказывается, Ларион на охоте хотел этого зайца подстрелить, но тот увернулся и исчез из виду. Вскоре в лесу начался ужасный пожар, огонь стремительно нагонял Лариона, и он уже не знал, куда бежать. Вдруг на пути ему встретился тот самый заяц, он был обожжен, но бежал что есть сил. Дед знал, что животные в лесу всегда знают, в какую сторону бежать от пожара, и потому последовал за ним. Они выбрались на озеро. Так заяц спас Лариона от неминуемой гибели.

Главные мысли рассказа «Заячьи лапы»

В этом коротком рассказе заключен огромный смысл. Иногда люди совершают плохие поступки, а после сильно сожалеют и раскаиваются в этом. Так случилось и с Ларионом. Он ведь хотел убить того зайца на охоте, а оказалось так, что этот заяц спас ему жизнь. Ларион очень переживал из-за своего ужасного намерения, и потому всеми силами старался помочь маленькому зверьку и вылечить его обожжённые лапки. Тем самым он хотел искупить свою вину, и это ему удалось.

В «Заячьих лапах» также заключена идея единения человека с природой. Писатель своим произведением хотел научить людей любить и ценить природу, бережно относиться ко всему живому, учиться быть добрым к ближнему, и не важно кто это – большое человек или маленькая зверушка.

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других. Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

Главные герои

Ваня Малявин – добрый, жалостливый мальчик.

Ларион Малявин – дедушка Вани, охотник.

Другие персонажи

Ветеринар – равнодушный мужчина, наотрез отказавшийся лечить больного зайца.

Анисья – старушка, участливая односельчанка Вани.

Аптекарь – нервный, раздражительный человек.

Карл Петрович – педиатр, который не отказался вылечить зайца.

Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который « плакал и часто моргал красными от слез глазами ». Тот отказался лечить больное животное, и даже посоветовал зажарить его с луком.

Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия – если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила « жалостливая бабка Анисья » и посоветовала нести питомца в « город к Карлу Петровичу ».

Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли.

На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже « три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора.

Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он « всю жизнь лечил детей, а не зайцев ». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу.

Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с « рваным левым ухом ». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору « леса стояли сухие, как порох» , и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.

Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени.

Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.

Заключение

Рассказ Паустовского можно сравнить с доброй сказкой, в которой люди и звери помогают друг другу, и добро и сопереживание всегда побеждают человеческое равнодушие.

После ознакомления с кратким пересказом «Заячьи лапы» рекомендуем прочесть рассказ в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 173.

Как-то раз пришел к местному сельскому ветеринару Ваня Малявин. На руках у него был заяц с обожженными лапами, но врач отказался его лечить и грубо вытолкнул Ваню за дверь. Тот стоял и плакал, пока к нему не подошла бабка Анисья и не спросила, что произошло. Оказывается, в лесу совсем недавно случился пожар, а заяц этот дедушкин. Все лапки себе зайчик обжег, и бегать совсем не может. Бабушка посоветовала идти скорей в город и отнести зверька Карлу Петровичу. Побежал Ваня через лес домой. Заяц все время стонал, и мальчик положил зверька на землю. Потом вдруг мальчик понял, что больному зайцу нужно срочно попить воды, и понес его к озеру.

Стояла ужасная жара, воздух буквально плыл перед глазами. Дедушка с внуком отправились в город. Всюду они искали Карла Петровича, да только объяснить им про него никто нормально не мог. Забрели они в аптеку, и солидный мужчина преклонных лет сообщил им, что Карл Петрович Корш три года как отошел от дел. Ранее он занимался лечением детских болезней. Дедушка рассказал аптекарю про зайца с обожженными лапками, на что мужчина выказал интерес и удивление одновременно.

Наконец, аптекарь назвал им адрес и дедушка с внуком направились к доктору. Сначала он рассердился и не хотел лечить зайца. «Я детский врач, а не ветеринар», — говорил он. Тогда дедушка рассказал доктору историю о том, как заяц спас ему жизнь, и помочь несчастному животному – значит проявить благодарность, иначе никак. Карл Петрович все-таки согласился подлечить зайца.

Зайчика выходили, и слух об этом разошелся по всему городку, после чего к Карлу Петровичу явился молодой журналист и попросил рассказать всю историю с самого начала и до конца.

Ваня отнес зайца домой, а вся эта история вскоре забылась. Однако появился один московский профессор, который всё упрашивал деда продать ему зайца, но тот всякий раз отказывал ему.

Однажды довелось автору погостить у деда Лариона. Была ночь, дедушка чинил рыболовную сеть. Собирались пить чай. Зайчик спал рядом. Чаепитие продолжалось всю ночь. Вот тогда-то и рассказал дедушка всю историю про зайца.
Отправился дед в лес на охоту. Заприметил зайца и выстрелил в него из ружья, да только промахнулся. Заяц убежал, а кругом вдруг послышался треск, и понесло жаром. Начался лесной пожар. Огонь охватывал лес так быстро, что убежать было нельзя. Дед уже был готов к худшему, как увидел того самого зайчишку, которого чуть не прострелил. Тот волочил задние лапки – они были сильно обожжены. Побежал заяц по кочкам прочь от страшного пожара, а дедушка, понимая, как хорошо животные чувствуют опасность, погнался следом. Так и вывел его зайчишка из огня.

Рассказ «Заячьи лапы» учит беречь природу, относиться к ней с благодарностью и ценить те блага, что она дарует человеку.

Многим известны произведения Константина Георгиевича Паустовского прививающие маленьким читателям любовь к природе и животному миру. В его текстах оживают даже предметы быта, они имеют свой характер и историю. Во 2-3 классах ученики знакомятся с работами писателя и записывают свои отзывы о прочитанном. В данной статье опубликовано краткое содержание для читательского дневника наряду с другими атрибутами: жанр, год написания и главные герои. Почти к каждому произведению прилагается мультфильм. Информация может помочь родителям в проверке домашнего задания или в помощи детям с таковым.

Паустовский – читательский дневник

Здравствуйте уважаемые родители, рада приветствовать вас на блоге . Прошло лето и я представляю отчет о работе сына с произведениями Константина Паустовского. В каждой школе своя программа, обычно их задают после 2-3 класса, некоторые проходят даже в 5-ом. С каждым из них мы работали развернуто. Подробно о работе с литературой я писала в статье . Кстати, если вашему ребенку задано данное произведение, не поленитесь перейти и прочитать план работы над ним.

Сегодня не буду повторяться, иначе статья из девяти сказок и рассказов станет безграничной. Все будет коротко и по делу. Только уточню что не придерживаюсь требования 5-6 предложений. Скажу больше – мне не понятно педагогическое требование урезать пересказ ребенка, втиснуть его мышление в рамки. Стараюсь научить сына “не размазывать” повествование, но в то же время определить главные моменты прочитанного.

Окончанием статьи станет описание двух совершенно разных книг по которым мы работали. Одна напоминает посещение музея искусств, вторая выполнена в привычном для всех нас варианте. По ходу чтения, по фотографиям к описанным произведениям, вы заметите разницу. Если желаете иметь в домашней библиотеке К.Паустовского, внизу прочтите мой отзыв, надеюсь он поможет вам в выборе. Приступим!

Паустовский “Стальное колечко” – читательский дневник

Название: Стальное колечко
Жанр: сказка
Написано: 1946 год
Число страниц: 22

Главные герои

  • Дед Кузьма;
  • девочка Варвара;
  • два бойца;
  • воробей Сидор.

Дед Кузьма с внучкой Варей жили в селе Моховом. Дедушку мучил кашель и, чтобы ему полегчало, Варя пошла в соседнее село за махоркой. Там она встретила двух бойцов и одного из них угостила дедушкиной махоркой. Чтобы отблагодарить ее, боец подарил стальное колечко и объяснил какие чудеса оно принесет. По дороге домой Варя потеряла подарок и воткнула в снег еловую ветку, чтобы вернуться позже. Девочка очень расстроилась, что кольцо не может помочь деду Кузьме выздороветь. Она попросила старого воробья Сидора отыскать колечко, но птичка отказалась. Весной Варя вернулась на то место и нашла пропажу под растаявшим снегом. Она надела стальное колечко на средний палец и пожелала здоровье для дедушки. И он выздоровел.

Мое мнение

Девочка Варя смелая, добрая, заботливая, а еще она верит в чудеса. Она очень любит дедушку и свое село. Даже желание, которое она хотела загадать, было о здоровье ее деда. Сказка Паустовского учит нас заботиться о близких, любить место в котором мы живем и верить в чудо.

В произведении нет волшебства, тем не менее автор отнес его к жанру сказки. По всей видимости Константин Георгиевич хотел, чтобы дети прочли его предвкушая чудеса, которые происходят вокруг нас постоянно.

Фильм

Отличным закреплением материала является просмотр видео. Пожалуйста, делайте это только после прочтения текста и ни в коем случае не основывайте свой отзыв в читательском дневнике исходя из просмотренного. Фильмы достаточно ярко раскрывают для ребенка суть, но зачастую в них имеется дополнение или изменение к оригиналу.

Читательский дневник – Паустовский “Дремучий медведь”

Название: Дремучий медведь
Жанр: сказка
Написано: 1947 год
Число страниц: 17

Главные герои

  • Мальчик Петя;
  • бабка Анисья;
  • медведь по прозвищу Дремучий.

Второстепенные герои

  • Бобры;
  • дятел;
  • ворона;
  • шмели и пчелы;
  • куст ежевики;
  • ерш по имени Шипояд;
  • окунь.

Жил с бабушкой Анисьей ее внук Петя-маленький. Мальчик был сиротой. Бабка звала его дичок, потому что он необщительный. Но Петя был любознательный, внимательный, добрый и любил природу. Бабушка устроила внучка пастухом телят около Высокой реки, где у него была возможность наблюдать за зверями, насекомыми, птицами и общаться с ними. Петя не обижал живых существ и за это они его любили. Однажды старый медведь хотел съесть одного из телят. Пастушок не мог справиться сам со зверем и попросил помощи у природы. На его просьбу отозвались все: растения, рыбы, звери, птицы, насекомые. Медведь отступил и весь побитый, без хвоста пошел впадать в спячку осенью.

Мое мнение

Эта сказка учит любить природу, не обижать ее. А также просить о помощи, когда тебе грозит опасность. Между мальчиком и обитателями реки сложились дружеские отношения, которые спасли ему жизнь. Дружба – огромное богатство.

Аудиосказка

Если ваш ребенок лучше воспринимает информацию на слух, советую дать ему прослушать аудиосказку через день или два после прочтения. Так текст лучше запомнится.

К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник

Название: Кот-ворюга
Число страниц: 7
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год

Главные герои

  • Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
  • рассказчик;
  • Ленька – сын деревенского сапожника;
  • Рувим – друг рассказчика.

Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.

Мое мнение

Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.

Информативный урок

Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже. Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название: Жильцы старого дома
Число страниц: 14
Жанр: рассказ
Написано: 1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

“Прощание с летом” Паустовский – отзыв для читательского дневника

Название: Прощание с летом
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Написано: 1940 год

Главные герои

  • Рассказчик;
  • Рувим;
  • дед Митрий;
  • животные.

Автор со своим другом Рувимом проживают в старом домике в селе. Уже прошло лето, идет конец ноября, но ребята все еще вспоминают о тепле. Ведь за окном дожди, рано темнеет и только огонь в печи, чай из самовара, да чтение книг дают почувствовать уют в осеннюю пору. Кот и такса Фунтик всё больше спят. Как-то ночью рассказчик и Рувим проснулись, и увидели, что за окном всё бело. Их потрясла тишина зимы после продолжительных шумных дождей. В гости пришел дед Митрий попить чаю и поговорить. После чего ребята пошли к реке и любовались первым зимним днем.

Мое мнение

Не все любят пасмурную осень, но жители дома смогли найти положительное даже в ней. Мне кажется, что рассказ называется “Прощание с летом” потому что пока не выпал снег, мальчики все еще вспоминали летнее тепло. Но зимняя пора тоже хороша и ребята провели ее так же прекрасно как лето.

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Название: Теплый хлеб
Число страниц: 15
Жанр: сказка
Год написания: 1945

Главные герои

  • Мальчик Филька;
  • мельник Панкрат;
  • вороной конь.

Второстепенные герои

  • Бабка Фильки;
  • ребята и старики из деревни;
  • старая сорока;
  • метель и лютый мороз;
  • теплый ветер.

Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.

На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.

Мое мнение

“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.

Мультфильм

Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.

Паустовский “Квакша” – краткое содержание для читательского дневника

Название: Квакша
Число страниц: 14
Жанр: сказка
Написано: 1954 год

Главные герои

  • Таня пяти лет;
  • дядя Глеб;
  • древесная лягушка;
  • ласточка.

Второстепенные герои

  • Работница Ариша;
  • злая подслеповатая курица;
  • отец девочки – агроном.

Стояла летняя засуха от которой страдало всё живое. В деревенском доме проживала маленькая девочка Таня. Она была добрая, любознательная и внимательно слушала разговоры взрослых о жаре. С ней также жил дядя Глеб – заядлый рыбак, которому Таня задавала множество вопросов. Однажды местная лягушка забралась в погреб и разорила запасы червей для рыбалки. Дядя хотел отдать воровку на съедение злой курице, но девочка заступилась и спасла квакшу. По этой причине лягушка очень хотела отблагодарить свою спасительницу. Она знала как люди ждут дождь, поэтому обратилась к ласточке за помощью. Та пообещала помочь, а квакша начала так громко квакать, что разбудила всю деревню. Наутро множество маленьких птиц пригнали дождевую тучу, и начался ливень. В заключение все стали с уважением относиться к лягушке: Глеб делился с ней червями, Ариша перестала ее бояться, а Таня играла с ней в саду в прятки.

Мое мнение

В сказке девочка является самым добрым персонажем: она кормит злую курицу, спасает квакшу, плачет о засохших растениях. Не удивительно, что лягушка ответила ей добром.

Мультфильм

Хорошо поставленный мультик, в котором отсутствует половина персонажей. Ну сами подумайте, снимался он в 1973 году, разве можно было показать, что у колхозного агронома имеется домработница? Несмотря на это советую к просмотру.

Паустовский “Барсучий нос” – читательский дневник

Название: Барсучий нос
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год
Число страниц: 4

Главные герои

  • Рыбаки;
  • мальчик девяти лет;
  • барсук.

Рыбаки расположили свой лагерь неподалеку от озера, в котором ловили рыбу. Они жгли костер днем и ночью, чтобы отпугнуть зверей. Однажды вечером на запах жареной картошки пришел маленький барсук. Несмотря на присутствие людей, он прыгнул к сковороде, в которой жарилась картошка и очень сильно обжегся. Зверьку было больно, он убежал крича на весь лес. На следующее утро мальчик, приехавший с рыбаками, увидел как барсучонок лечил пострадавший нос. Он сделал дырку в старом пне и туда где было мокро и прохладно сунул свою морду. Через год рыбак увидел зверька вновь, у того остался шрам после ожога.

Мое мнение

Меня удивило, что барсук решился так близко подойти к людям. Мне стало жалко зверька, когда он обжегся, ведь он только хотел покушать. Больше всего восхитила наблюдательность мальчика. Может быть он что-то выдумывал, а может действительно видел вещи о которых рассказывал взрослым. А в конце поразило как зверь нашел спасение от боли. Но создалось ощущение, что барсуку не нравились люди, он фыркал и сердито чихал, когда видел их.

Озвученный диафильм

По сути этот диафильм является хорошо иллюстрированной версией текста. Как уже писала раньше – смотрите только после чтения ребенком произведения в оригинале. Но если у вас нет данного рассказа в книге и вы собираетесь искать его онлайн, то уж лучше выключить звук компьютера, и пусть ученик прочтет и рассмотрит картинки в этом видео. После чего составляет отзыв.

Паустовский “Заячьи лапы” для читательского дневника

Название: Заячьи лапы
Жанр: рассказ
Написано: 1937 год
Число страниц: 9

Главные герои

  • Заяц;
  • Ваня Малявин;
  • дед Ларион;
  • сельский ветеринар;
  • бабка Анисья;
  • Карл Петрович – городской врач;
  • аптекарь.

После сильнейшего лесного пожара, к сельскому ветеринару пришел Ваня с пострадавшим зайцем. Но врач выгнал его, не захотев помочь зверьку. Когда бабка Анисья увидела как мальчонка плачет, посоветовала отнести больного в город к Карлу Петровичу. Дед с Ваней пошли туда на следующее утро, но не могли найти врача. Тогда один аптекарь подсказал им адрес, но выяснилось, что идут они к педиатру. Дед Ларион уговорил доктора помочь зайчонку, которого потом оставил у себя жить. Только через время он рассказал внуку, что если бы не заяц, дедушка сгорел бы в том пожаре.

Мое мнение

Этот рассказ о людской доброте и отзывчивости. Здесь хорошо подходят пословицы: “Жизнь дана на добрые дела” и “Долг платежом красен”. Почти все отнеслись с сочувствием к пострадавшему зверьку, люди хотели помочь зайчонку, то есть совершить добро. Автор учит милосердию. Только один ветеринар оказался равнодушным к чужой боли. В жизни тоже встречаются такие люди. Но дед не сдался, он вылечил зайца и так отплатил ему за спасение своей жизни.

Озвученный диафильм

Мне показалось странным, что по рассказу с таким глубоким смыслом не сняли мультфильм. Но диафильмов зато выпущено достаточно. Я выбрала этот потому что он озвучен разными голосами, хотя на мой взгляд темп чтения немного быстрее чем нужно детям. Чего здесь не хватает? Как всегда, самого главного – концовки имеющейся в оригинале.

Книги на нашей полке

Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Смотрите ее в Озон . Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

Заключение

В конце скажу, что буквально получаю удовольствие от обучения сына русскому языку. Если вы впервые на моем блоге, уточню, что мы проживаем за пределами России. Всегда приятно видеть результаты своего труда, в данном случае это понимание ребенком текстов на русском языке, умение сделать их анализ и самостоятельные выводы. Запись краткого содержания для читательского дневника – это малая доля работы с произведениями Паустовского, которые мне очень импонируют. Благодаря им дитя осмысливает проблемы нравственности, доброты, заботы о других. Я наблюдаю за формированием личности моего мальчика через литературу. Разве не к этому все мы стремимся?