Экономика        19.12.2021   

Этапы развития человечества таблица 10. Этапы развития человечества. Вопросы для сравнения

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

В эволюции человека (Homo) различают три этапа (кроме того некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Homo habilis – человек умелый):

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).

2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Таким образом следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице - уже первый человек, первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis). В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками человека умелого самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст олдовайской галечной культуры, как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом облегчить череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия человека умелого постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше человека умелого, - человек выпрямленный (Ноmo erectus). Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни - обезьяночеловека), синантропа (китайского человека - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

Питекантроп – обезьяночеловек. Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего.

Их часто называют обезьянолюдьми. Человек выпрямленный уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и человек умелый уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой человеку умелому, видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.

Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.

Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т. е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана. Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.

Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 1. Обезьяны, кости и гены.

Необычайно интересно, познавательно, написано прекрасным языком, понятно любому грамотному человеку. Плюс авторский юмор, при этом никакого упрощения и уплощения. Популярное, в самом лучшем смысле этого слова, изложение, без ущерба для содержательности!

Книга Александра Маркова - это очень увлекательный рассказ о происхождении и устройстве человека, основанный на последних исследованиях в антропологии, генетике и эволюционной психологии. Двухтомник "Эволюция человека" отвечает на многие вопросы, давно интересующие человека разумного. Что значит- быть человеком? Когда и почему мы стали людьми? В чем мы превосходим наших соседей по планете, а в чем - уступаем им? И как нам лучше использовать главное свое отличие и достоинство - огромный, сложно устроенный мозг? Один из способов - вдумчиво прочесть эту книгу.

Александр Марков - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Его книга об эволюции живых существ "Рождение сложности" (2010) стала событием в научно-популярной литературе и получила широкое признание читателей.

Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа.

Совершенно потрясающая книга. Даже ещё интереснее, чем первая часть. Автору удалось просто и с юмором рассказать обо всем, что достигнуто наукой в очень далеких от обычного человека областях биологии и даже в совершенно новых дисциплинах, таких, к примеру, как эволюционное религиоведение.

Великолепная книга, читается как детектив.

Эволюция. Триумф идеи. Evolution: The Triumph of an Idea

Эволюция жизни на протяжении четырех миллиардов лет - величественное повествование, полное заговоров, интриг, сюрпризов и смерти. Мэтт Ридли, автор книги "Геном" .

Потрясающая книга. Здесь не только о самом Дарвине и о его теории, но, что даже важнее, о развитии дарвинизма. О том, как сегодня представляет эволюцию современная наука. В чём Дарвин ошибался и в чём однозначно прав. Очень многое становится понятным. Рекомендуем. Большой плюс книги хорошая бумага и легко читаемый шрифт.

Один из лучших научных современных журналистов со свойственными ему основательностью, доходчивостью и неизменным юмором дает полный обзор теории эволюции Чарльза Дарвина в свете сегодняшних представлений и научных открытий.

Эта книга дает понимание не столько основных положений теории Чарльза Дарвина, но рассказывает о новейших исследованиях процессов эволюции. Показывает, как современная наука расширяет и углубляет теоретическое наследие великого ученого. В книге перед нами просто и величественно раскрывается вся история эволюции, процесса, который по-прежнему, как и несколько миллиардов лет назад движет всем окружающим миром.

Книга для всех, кто стремится найти ответы на вечные вопросы: Почему по сей день не прекращаются споры о происхождении жизни и человека на Земле? Что стояло за идеями великого человека, мучительно прокладывающего путь новых знаний в консервативном обществе? Как биологи-эволюционисты выдвигают и проверяют свои гипотезы и почему категорически не могут согласиться с доводами креационистов? В поисках ответа на эти вопросы читатель делает множество поразительных открытий о жизни животных, птиц и насекомых, заставляющих задуматься о людских нравах и этике, о месте и предназначении человека во Вселенной.

История России. 10 класс.

Тема урока. ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Развитие человека в эпоху первобытности

Период

Отличительные признаки

Причины изменений

Палеолит

Раннеродовая община. Матриархат. Жилища: пещеры, шалаши, землянки. Занятия: загонная охота. Орудия труда: рубила, скребки, остроконечники, костяные проколки. Зарождение религии, искусства

Движение на территорию современной России шло из Центральной Европы и из Южной Азии.

Стоянки: на Дону, Оке, Каме, Десне, Урале, Енисее, Ангаре, Лене

Период оледенения

(100-30 тыс. лет назад)

Граница ледника: Среднее течение Днепра и Дона

Родовая община (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен. Период матриархата.

Занятия: охота,собирательство, рыболовство,

приручение собаки, начало межобщинного обмена. Орудия труда: лук и стрелы, наконечники копий, тонкие ножи (копьеметалка, развитие микролитической каменной техники).

Полуосёдлый образ жизни.

Искусство: Скульптуры(богини- прародительницы рода, звери), рисунки на стенах пещер-святилищ, украшения. Освоение Северной Европы, Северной Сибири, Америки

Изменение климата (таяние ледника - рубеж 13-12 тысячелетия), изобретение лука

Позднеродовая община (родовая знать,коллективный труд, родовая (коллективная) собственность). Переход к патриархату Производящее хозяйство. Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др. Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства

Стоянки: от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа.

Неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему)

Основные черты первобытности :

1.примитивные орудия труда,

2. зависимость человека от природы,

3. коллективный труд,

4.совместное ведение хозяйства,

5.общественная форма собственности,

6.относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, 7.отсутствие государства.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век: 3 млн лет тому назад - конец III тысячелетия до н.э.

2. Бронзовый век: конец III тысячелетия - I тысячелетие до н.э.

3. Железный век: I тысячелетие до н.э.

Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Эпоха первобытной экономики хронологически совпадает в основном с каменным веком, в котором выделяются три периода.

1. Палеолит (древний каменный век): 3 млн - 12 тыс. лет до н.э.

2. Мезолит (средний каменный век): 12 тыс. лет до н.э.-8 тыс. лет до н.э.

3. Неолит (новый каменный век): 8 тыс. лет до н.э.-3 тыс. лет до н.э. Заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата

Вопросы для сравнения

Матриархат

Патриархат

Положение женщины

Доминирующее: глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, участвует в общественной жизни и принятии решений

Подчиненное: преимущественно занимается домашней работой

Положение мужчины

Равно-подчиненное

Доминирующее: глава рода, основная сфера деятельности - производство

Принцип наследования

По женской линии

По мужской линии

Время возникновения

Раннеродовая община

Этап разложения родоплеменных отношений

Тип брака

Парный - семья не составляет экономической ячейки, легкорасторжимый

Моногамия - единобрачие

Обратить внимание учащихся на дискуссии о выделении такой формы общественных отношений, как матриархат.

5. Неолитическая революция.

Предпосылки неолитической революции:

1.изменение климата в конце ледникового периода;

2. совершенствование техники изготовления орудий труда;

3.окультуривание диких растений и приручение животных.

Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы, действовавшие в ходе эволюции предков Homo sapiens, ничем не отличались от механизмов и факторов эволюции любого вида живых существ. Лишь с определенного этапа развития в эволюции человечества социальные факторы стали играть большую роль, чем биологические. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне приложимы к проблеме антропогенеза. Однако решить все проблемы происхождения человека пока не удалось. Мы не можем детально представить себе процесс становления человечества, хотя основные этапы его становления прослежены достаточно четко. В изучении периодов антропогенеза используются современные археологические методы датировки найденных останков человека. Самое широкое распространение получили радиоизотопные методы (радиоуглеродный калийаргоновый). В последние десятилетия в антропологии широко используются методы геохимии, биохимии, генетики. Основные этапы антропогенеза представлены в таблице 3.

В эволюции человека выделяют 4 основных этапа:

1. проантроп – предшественник человека (Australopithecus – Австралопитек);

2. архантроп – древнейший человек (Homo habilis; Homo erectus);

3. палеоантроп – древний человек (Homo neanderthalensis);

4. неоантроп – современный человек (Homo sapiens).

По современным представлениям приматы произошли от древнейших насекомоядных млекопитающих. Эволюция отряда приматов происходила в третичном периоде кайнозоя. Область их распространения была достаточно обширной, она охватывала Европу, Африку, Индию, Закавказье. Около 30 млн. лет назад в лесах обитали парапитеки. Они вели древесный образ жизни, могли передвигаться и по земле. Возможно, они явились исходным звеном дальнейшей эволюции приматов. Дивергентное развитие шло в направлениях к проплиопитеку и дриопитеку. Первые дали ветвь к современным гиббонам, а дриопитеки дали начало современным гориллам и явились предками шимпанзе. Один из видов дриопитеков явился исходной предковой формой современных гоминид.

Промежуточной формой считают крупных ископаемых обезьян – рамапитеков , живших 10-14 млн. лет назад в Индии. Это были всеядные животные со слабым развитием клыков и длительным периодом детства, предшествующим половому созреванию. Рамапитеки передвигались в

Таблица 3. Основные этапы эволюции человека:

основном на двух ногах. Освободившиеся верхние конечности стали использовать для употребления природных предметов (палок, камней, костей) как орудия труда для добывания пищи и защиты. Параллельно происходило прогрессивное развитие высшей нервной деятельности.

Непосредственным предшественником человека считаются древние приматы- австралопитеки – южные обезьяны. Впервые их описал Р. Дарт в 1924 г. Строение скелета австралопитеков имеет большее сходство с человеком, чем с современными человекообразными обезьянами. Передвигались они на двух ногах и, в основном, были правшами. Руки использовались как орган труда, но пользовались готовыми природными орудиями. Австралопитеки представляли довольно разнообразную группу. Выделяют австралопитека африканского (Australopithecus africanus), австралопитека афарского (Ausntralopithecus afarensis), австралопитека могучего (Australopithecus robustus).Обзор новейших находок свидетельствует, что в процессе перехода от австралоптековых к человеку можно видеть как бы вспышку формообразования. Многие из предков сосуществуют с потомками – с человеком. Колыбелью его оказалась Восточная и Южная Африка. Ископаемые останки предчеловека отсутствуют в Западной и Экваториальной Африке. Здесь обитали и до сих пор обитают его близкие сородичи – шимпанзе и гориллы.

В 1959-1960 г.г. антропологи супруги Лики в Танзании обнаружили череп высшего примата более прогрессивного, чем австралопитеки. Здесь же были найдены примитивные каменные орудия из галек, обработанных сколом под одним углом (олдувайская культура). Возраст этого примата около 1,75-2,0 млн. лет. Ему было дано видовое название Homo habilis – Человек умелый, поскольку способность производить искусственные орудия не присуща ни одному виду животных.

В течение длительного периода эпохи антропогена на обширной территории Восточного полушария существовали древнейшие люди – архантропы. Первая находка костных остатков была сделана на о. Ява голландским врачом и анатомом Э. Дюбуа в 1891-1893 гг. К ним относят питекантропа, синантропа, гейдельбергского человека. Наиболее ранние формы появились около 700 тыс. лет назад, накануне великих материковых оледенений. В настоящее время всех их объединяют в один вид Homo erectus – человек прямоходящий. Они пользовались огнем и каменными орудиями, вели коллективную охоту, обладали примитивной речью (ашельская культура). Древнейшие люди широко расселились по Земле, занимая территории Европы, Африки, Азии. Несмотря на значительный прогресс Homo erectus, эволюция архантропов направлялась исключительно биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и жестокую внутривидовую борьбу за существование.

Предшественником современного человека в Западной Европе был неандерталец (палеоантроп) Homo neandertalensis, который один населял эту область во время первого вюрмского оледенения (70-40 тыс. лет назад). Ископаемые остатки его были найдены в долине реки Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии в 1848 г., и относятся к периоду среднего палеолита около 200 тыс. лет назад. Классический неандерталец имел крупный мозг. На Homo erectus неандерталец был еще несколько похож своими мощными надглазничными валиками и покатым лбом. У него был четко выраженный затылочный бугор, к которому крепились шейные мышцы. Широкая лицевая часть сильно выдвинута вперед. Они были невысокого роста мускулисты и коренасты. Физические данные и передовые технические приемы позволяли им существовать в условиях холодного климата. Несмотря на это около 30 тыс. лет назад эта группа, очевидно, вымерла. Некоторые ученые считают, что они были уничтожены новым современным типом человека, или могли скреститься с ним.

Неандертальцы обитали также в Юго-Западной Азии и, возможно, в Африке, но у некоторых из них отсутствовали те грубоватые черты, которые были характерны для классической европейской формы. Орудия неандертальцев называются мустьерскими по находкам в пещере Ле-Мустье во Франции. Они явились шагом вперед по сравнению с более ранними культурами рубил и чопперов. К основным нововведениям относятся разнообразные специализированные, тонко отделанные каменные орудия. Их изделия могли служить различным целям: для забоя дичи, свежевания и разделки туш, изготовления деревянных орудий и одежды.

Европейские неандертальцы смогли пережить суровые зимы ледникового периода благодаря тому, что создавали для себя теплый микроклимат с помощью одежды и обогреваемых жилищ. Захоронения, ритуалы и зачатки искусства говорят о том, что неандертальцы в большей степени обладали самосознанием, общественными интересами и в целом были более способны к абстрактному мышлению, чем их предок Homo erectus.

По-видимому, классические неандертальцы были тупиковой ветвью в родословной человека, однако, не будучи отделенными от прогрессивных форм палеоантропов видовым репродуктивным барьером, они могли частично сливаться с последними. Полагают, что предками современного человека были прогрессивные формы неандертальцев, костные остатки были найдены на Ближнем Востоке в Палестине. Более благоприятной для обитания была и область Средиземноморья. Здесь интенсивно шла прогрессивная эволюция, о чем свидетельствуют находки в пещерах горы Кармел. В строении их черепа сочетаются некоторые типичные особенности неандертальцев (выступающий надглазничный валик, значительная ширина затылка) с чертами нового, современного человека (более прямой лоб, выступающий подбородок, более высокий свод черепа). Некоторые представители азиатских и африканских неандертальцев имели более прямые и тонкие конечности, менее выраженные надглазничные валики и укороченные, менее массивные черепа. Примерно 40 тыс. лет назад последние неандертальцы Юго-Западной Азии, очевидно, существовали одновременно с людьми современного типа.

Люди современного типа – неоантропы появились в верхнем палеолите (100-50 тыс. лет назад). Согласно компромиссной теории, современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Наиболее ранними представителями их являются кроманьонцы (найдены на территории Франции в гроте Кро-Маньон в 1868 г.). Эта ранняя форма Homo sapiens (Человек разумный) характеризовалась крупными размерами черепа (около 1400 см 3), развитием лобной части, отсутствием надглазничных валиков, выступающим вперед подбородком. Средний рост около 180 см., кости скелета более массивные, чем у современного человека. По сравнению с неандертальцами у кроманьонцев более удлиненный период детства, что требовало более совершенных форм его организации и давало возможность обучения и других социальных форм наследования. Между палеоантропами и неоантропами ясно виден качественный скачок в развитии не только физического типа, но и материальной культуры и общественных отношений.

В этот период появляются сложные составные орудия – наконечники дротиков, кремневые вкладыши, копьеметалки. Появляются инструменты для производства орудий. Это указывает на высокий интеллект и сознание. Возникает искусство:на стенах пещер найдены рисунки животных, групповые композиции, сцены охоты. Пещерная живопись отличается реализмом, динамичностью. Появляются и скульптурные изображения животных и птиц, женские статуетки. На стоянках верхнего палеолита найдены погребения с положенными в могилу предметами с богатыми украшениями. Следовательно, у людей этой эпохи существовали сложные идеологические представления, отразившиеся в обрядах.

Для первобытнообщинного строя характерна родовая организация. Совершенствуя материальную культуру, человек все лучше приспосабливался к окружающей среде, ограждая себя от неблагоприятных условий. Все большее влияние стали оказывать не биологические, а социальные факторы.

По ископаемым остаткам нельзя установить, почему наш подвид оказался столь удачливым. И действительно, свыше 10 тыс. лет назад, в эпоху палеолита, наши предки еще бродили стадами, занимаясь охотой и собирательством. И все же они смогли освоить все континенты, за исключением Антарктиды, и создали такие орудия, технические приемы и новые формы поведения, которым предстояло в корне преобразовать образ жизни людей и вызвать резкое повышение численности населения.

Геологическая история Земли

Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития.

Геологическую историю Земли делят обычно на два неравных по величинœе этапа: криптозойский (большой интервал времени, лишенный явных остатков скелœетных живых существ), или докембрий, и фанерозойский (дословно – явная жизнь). В совокупности они составляют около 3570 млн. лет. Более раннее время относят к догеологической истории Земли (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Геологические зоны, эры и периоды

В архейскую эпоху были образованы самые древние эндогенные месторождения руд хрома, меди, никеля и золота͵ а также древнейшие метаморфогенные месторождения желœезистых кварцитов и метаморфогенные слюдяные и редкометальные пегматиты. В позднем архее за счет скопления многоклеточных водорослей начали формироваться залежи горючих сланцев.

В протерозойскую эпоху (2600 – 570 млн. лет) в связи с базальтовым магматизмом возникли магматические месторождения руд хрома, желœеза, титана, меди, никеля и платины, а в связи с гранитным магматизмом – залежи руд цветных, редких и благородных металлов. В эту же эпоху были сформированы метаморфогенные месторождения, представленные крупнейшими залежами желœезистых кварцитов типа Кривого Рога и КМА, а также золотоурановых конгломератов.

В фанерозойскую эпоху (570 млн. лет – современная эпоха) появились и развивались в возрастающих количествах экзогенные месторождения горючих сланцев, угля, нефти и газа, солей, фосфоритов, серы. В подвижных зонах возникли многочисленные эндогенные месторождения руд черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

Наиболее важным событием кайнозойской эры было появление человека. Считается, что древнейший человек появился на земле 1 – 2 млн. лет назад, в эпоху раннего палеолита͵ а человек современного вида (Homo sapiens, человек разумный) – не менее чем 40 тыс. лет назад, а может быть, и больше.

Исследования последних лет показали, что предки ископаемых людей – австралопитеки – появились 5 млн. лет назад в Восточной Африке и около 2,6 млн. лет назад начали примитивно обрабатывать камень (главным образом обивать гальку). Первобытные люди – архантропы – появились тоже в Африке 1,4 – 1,2 млн. лет назад и постепенно распространились в Европе и Азии. Возле их останков обнаружены каменные рубила и скребки. Время существования архантропов – ранний палеолит – закончилось 350–400 тыс. лет назад.

Рисунок 2.2. Эволюция человека.

Их сменили палеоантропы, или неандертальцы , они жили в среднем палеолите (до 35 тыс. лет назад). За ними шли неоантропы , люди современного типа, достигшие успехов в обработке камня. Около 10 тыс. лет назад наступил мезолит, а около 6 тыс. лет назад – неолит. В это время человек уже знал первые металлы – медь и золото. Около 5 тыс. лет появились первые изделия из бронзы (бронзовый век), затем 3 – 2.5 тыс. лет назад наступила эпоха желœеза, которая продолжается и в наше время. Хронология человеческой цивилизации представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Хронология человеческой цивилизации

Читайте также

  • — История развития человека

    Геологическая история Земли Название нашей планеты – Земля – происходит от славянского «зем» – пол, низ. Самым большим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни, достигшей высоких форм развития. Геологическую… [читать подробенее]

  • Основные этапы развития человека.

    Большинство учёных придерживаются эволюционной теории, которые подтверждаются последними биохимическими и генетическими исследованиями. Предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временном промежутке между 5 млн и 10 млн лет назад.

    В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелонтроп из Чада» (Sahelantropus tchadeensis).

    Предполагается, что сахелонтроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Австралопитек (от лат.

    australis –южный и греч. pithekos – обезьяна), живший на территории Африки 4.2-1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти.

    Объём мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

    Человек умелый (homo habilis), названный так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия труда, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят, а возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

    Человек прямоходящий делал более сложные орудия труда и умел использовать огонь.

    Его мозг по объёму близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

    В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

    Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии).

    Объём мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец – прямой предок современного человека, но сейчас учёные склоняются к версии, что он – тупиковая, слепая ветвь эволюции.

    Новый человек разумный, то есть человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс.

    (невозможно, и больше) лет назад, за короткое время этот расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами.

    Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

    Человек разумный заселил всю Землю 15-10 тыс.

    лет назад. Постепенно совершенствовались орудия и накапливался его жизненный исторический опыт, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). Возникли первые крупные поселения, и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

    Основные факторы антропогенеза

    Биологические факторы:

    • прямохождение;
    • развитие руки;
    • большой мозг;
    • способность к членораздельной речи.

    Социальные факторы (формы деятельности):

    • труд;
    • коллективная деятельность;
    • мышление;
    • язык и общение;
    • нравственность.

    Считается, что из перечисленных факторов ведущую роль в процессе становления человека сыграл труд, на примере которого чётко проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов.

    Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий труда, строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило их эффективно применять. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к обузданию индивидуализма, заботе о членах племени (система запретов и норм), к необходимости общения (появления речи). Язык способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами.

    Язык также позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества.

    Таким образом, биологические факторы и формы социальной деятельности тесно взаимосвязаны и зависят друг друга. В целом человека нельзя свести исключительно только к биологическим особенностям, поскольку человека человеком может сделать только общество (подтверждение тому – дети, воспитанные животными).

    Но его нельзя сводить и только к общественным качествам, поскольку для развития человека необходимы биологические предпосылки (развитый мозг, прямохождение и т.д.). Человек живёт одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь биосоциальным существом.

    Определения человека.

    Природа человека — это совокупность особенностей и признаков, отличающих человека от других живых существ. Особые качества человека : разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль, творчество, духовность, вера, воображение, фантазия, смех, осознание своей смертности и многие, многие другие специфические качества и свойства.

    Эволюция человека

    Когда то Платон дал следующее определение человеку: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

    Сущность человека это основное качество, которое определяет внутреннее содержание человека.

    Различные учёные давали самые разные определения сущности человека, которые видели её в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере.

    Существует множество определений понятия «человек».

    Аристотель называл человека животное политическое (zoonpolitikon), подчёркивая, что человек реализует свою сущность только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

    Карл Маркс также подчёркивал общественную сущность человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.

    В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений».

    Homo sapiens(человек разумный). Это определение усматривающее сущность человека только в разуме, тоже восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификацией стало стандартным обозначением вида для современного человека.

    В огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

    Homo faber (человек созидающий). Это понятие ввёл нидерландский философ Й. Хейзинге (1872-1945). Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причём его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована.

    Созидание есть основа всей многообразной деятельности совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человек в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий – от каменных скребков до компьютеров – создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь.

    Можно сказать, что современный человек живёт в мире техники и культуры, творцом которого он является.

    Homo ludens (человек играющий). Это понятие также ввёл Й. Хейзинге, полагающий, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека – правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила.

    Homo religiosus (человек религиозный).

    Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек – свободное существо, наделённое способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека – движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло – путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

    А, например, Эрнест Касирер, называл человека «символическое животное», Эрнест Блох «человек мечтающий», Норберт Винер «человек общающийся», Мартин Хайдеггер «человек скучающий», усматривающие сущность человека в творении символов, способности мечтать, общаться и т.д.

    Фридрих Ницше называл человека «больным животным», одчёркивая его безынициативность. Стадность, потребность в подчинении. Историю общества рассматривает как постепенное вырождение человека. Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге – к гибели всего человечества.

    «Человек – это безумная обезьяна, которой дали в руки бритву» — С. Лем.

    Определения понятия «человек», взятые из философских словарей.

    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

    Человек это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе общественного труда.

    Таким образом, природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости сущности человека.

    Ф.М.Достоевский говорил: «Человек есть тайна…».

    Этапы развития человечества таблица

    Ответы:

    Этапы развития человечества. 1) Период: Первобытность, Хронология: 40 тыс.

    лет назад, Краткое содержание: Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства. 2) Период: Древний Мир, Хронология: 4 век до н.э.

    — 5 век н.э., Краткое содержание: Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем. 3) Период: Средние века, Хронология: 5 век н.э. — 15 век н.э., Краткое содержание: Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

    4) Период: Новое время, Хронология: 15 в — начало 20 века, Краткое содержание: Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира. 5) Период: Новейшая история, Хронология: конец 20 века — наши дни, Краткое содержание: державное сопернечиство, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций.

    Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское.

    Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену — средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития.

    С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

    В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему — центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами.

    Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная — внутренней периферией.

    За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи.

    В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.

    Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил.

    Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это — демографический способ повышения уровня производительных сил.

    В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом — путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

    Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров.

    Всемирная история

    Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо — снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников.

    Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.

    Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому.

    Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.

    Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым.

    Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам.

    Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.

    Эпоха Средних веков (VI-XV вв.).

    Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая — в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

    Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других.

    На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства — феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

    Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития.

    На смену Античной эпохе пришла новая — эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны.

    Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, — протомилитомагнарной.

    Эти общества, одни под воздействием Византии, другие — Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы.

    Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация — феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией.

    В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч.

    пара — возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой — Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.

    В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства.

    Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны — российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.

    Новое время (1600-1917 гг.).

    На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

    Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.).

    Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил — роста производительности труда за счет совершенствования техники производства.

    Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

    Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

    Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь.

    Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка.

    Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития — к капитализму.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
    перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

    Виталий Ашер

    История человечества как результат развития желаний

    Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

    Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.

    Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

    Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.

    Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

    Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

    О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.

    Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

    Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.

    Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

    В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.

    Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

    Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

    Новые тенденции в понимании исторического процесса

    Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм.

    Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».

    Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно.

    Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

    Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:

    первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);

    2. стремление к богатству;

    3. стремление к почету, власти и славе;

    4. жажда знаний;

    5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.

    Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.

    Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение.

    Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.

    В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества.

    В сущности, они представляют собой лишь «технические инструменты», «средства обслуживания», созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать .

    Рамки развития

    Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости – когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.

    Разберем характерные отличия каждого из трех этапов.

    Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей , т.е.

    на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.

    Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:

    1 .Первичные желания( 4500 – 1200 гг. до н. э.)

    4500–2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад

    2000–1200 до н. э. Вавилонская империя.

    Эпоха патриархов

    На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования и не более. На протяжении веков человечество развивалось неосознанно.

    В конце этого периода родился Авраам – первый, кто постиг интегральную картину природы.

    Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.

    2 . Стремление к богатству (1200 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

    1200–600 Ассирийская империя. Основание Израиля

    500–300 Персидская империя

    400–300 Македонская империя

    100 до н.э.–200 н.э.

    Всемирная история

    Римская империя. Зарождение христианства

    На протяжении второго периода растет мощь эгоизма , в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи – Греция и Рим, а мир захлестывают войны.

    Стремление к почету, власти и славе (200-1500)

    200–600 упадок цивилизации

    600–1000 Мусульманская империя

    800–1100 мрачный период средневековья

    1100–1300 Крестовые походы

    1300–1500 Возрождение

    Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Достижения научной мысли, утраченные во времена упадка греческой цивилизации, получили возрождение в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.

    В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения.

    Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.

    В период с 1320 до 1520 год Италия стала центром гуманистического обновления. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления общества.

    Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по-другому и менять установленный порядок вещей.

    На рубеже этих этапов зарождается бурный рост науки.

    4. Жажда знаний (1500–1995)

    1500–1700 Реформация. Наука и техника

    1700–1800 Рост индустрии

    1800–1900 Промышленная революция

    1900–2000 Мировые войны

    Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний. Революционные труды Спинозы и Рене Декарта способствовали рождению современной науки.

    Именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, идеи которого взволновали Европу того времени.

    Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники.

    Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.

    5.Духовный уровень (1995–)

    Приблизительно с 1995 года в человечестве начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность – это не религиозное понятие.

    Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.

    Выход на вершину пирамиды – это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности, о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавшее последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором исчезают крупные потребности.

    Наоборот, реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.

    Поиск Лекций

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

    1. Первобытную эпоху;

    2. Историю Древнего мира;

    3. История Cpeдних веков;

    Новое время (Новая история);)

    5. Новейшее время Новейшая история).

    Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн.

    лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение).

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

    В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т.

    Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты.

    Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

    І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности).

    Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

    ІІ-й период (середина ХI — конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

    ІІІ-й период (XV — середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя.

    Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни.

    В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

    Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство.

    Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

    Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

    Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

    І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.).

    Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

    ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений.

    Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

    ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий.

    Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах.

    Обострение борьбы за передел мира.

    Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

    Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени.

    Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

    В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

    І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран.

    Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав.

    Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

    ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира.

    С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда.

    В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

    Вопросы для самопроверки:

    Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

    2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

    3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам.

    Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

    Этапы (период) истории

    Хронологические рамки

    Длительность периода

    Краткая характеристика

    около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

    около 2 млн. лет (20000 веков)

    Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

    4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

    около 4 тыс. лет (40 веков)

    Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

    476г. - середина 17в.

    около 1200 лет (12 веков)

    Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

    середина 17в. - начало 20в.

    около 300 лет (3 века)

    Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание