Эзотерика        24.11.2021   

Главные события трагичной жизни сергея ивановича муравьева-апостола. Муравьевы-Апостолы. История рода, усадьбы М и муравьев апостол декабрист

Яркая короткая жизнь С. И. Муравьева-Апостола неразрывно связана с судьбоносными событиями России в начале XIX века. Лев Толстой, который не разделял идей декабристов, назвал его одним из лучших людей не только того, но и всякого другого времени. Потомок древнего рода, находящийся в родстве с известным украинским гетманом Даниилом Апостолом, Сергей Иванович, возглавляющий список декабристов, стал убежденным республиканцем и активным противником крепостничества.

Детство Муравьева-Апостола

28 сентября 1796 года в семье государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола родился четвертый ребенок, названный Сергеем. Вскоре после его рождения Иван Матвеевич был направлен императором Павлом I посланником в Гамбург, куда он выехал с семьей. После возвращения в 1801 году в Россию Иван Матвеевич вскоре переехал в Мадрид по служебным делам. Под давлением пришедшего к власти во Франции Наполеона российская миссия была отозвана из Испании. Оставив семью в Париже, Иван Матвеевич возвращается в Россию и получает отставку. Обучение Сергей начинает в пансионе Хикса, где он сразу обратил внимание на себя бойкостью и отличными успехами в учебных дисциплинах.

Возвращение на родину

Несмотря на то что дети росли за границей и говорят по-французски, под влиянием матери у них было сильно развито чувство патриотизма и любви к России. Однако когда в 1809 году семья вернулась в Петербург и дети с радостью восприняли это возвращение, Анна Семеновна, их мать сразу предупредила о том, что Россия является страной рабов, имея в виду крепостничество. Блестящие математические способности Сергея позволяют ему в 1810 году легко поступить в недавно образованное училище

Участие в войне 1812 года

После нападения Наполеона на Россию студент был направлен для прохождения службы в главный штаб армии, которой командовал Кутузов. В июне 1812 года 15-летний Сергей принял боевое крещение в боях за Витебск, а затем юный подпоручик участвовал в Бородинском сражении. Командующий армией М. И. Кутузов старался держать его при главной квартире, но в критический момент молодой офицер в составе саперной роты под ураганным огнем французов строил и защищал укрепления-редуты.

Тарутинский бой

Значимость Тарутинского сражения, в котором также отличился подпоручик, который не достиг 16-летия, заключалась не только в том, что впервые были достигнуты успешные результаты, но и в подъеме духа русских войск. Историки считают, что Тарутинский бой своим успехом в октябре 1812 года заставил Наполеона принять решение о выходе из захваченной Москвы. Затем была ожесточенная приведшая к тому, что Наполеон отказался от дальнейшего продвижения на Калугу, главные силы русской армии начали преследование отступающих французских войск. После Малоярославца сослуживцы из числа направленных из училища на войну возвращаются в Петербург для продолжения учебы, но Муравьев-Апостол Сергей Иванович решил остаться в действующей армии. Участие Муравьева-Апостола в дальнейших сражениях за освобождение Отечества от французского нашествия было отмечено награждением Золотой шпагой и присвоением чина поручика. После изгнания Наполеона из России его наградили орденом св. Анны III-й степени.

Заграничный поход

Желая участвовать в заграничном походе, 16-летний офицер добился назначения в егерский батальон. За дело под Лютценом (Германия) Муравьев-Апостол Сергей Иванович, биография которого была очень непростой, награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом. С 1814 года под командованием он принимал участие во многих битвах, а за сражение под Парижем молодой капитан получает орден Анны 2-й степени. В Париже он встречается со старшим братом Матвеем, и вместе в марте 2014 года они возвращаются в Россию, где их ждет отец и восьмилетний брат Ипполит.

Организация первых тайных обществ

Единодушное восстание русского народа против иноземного нашествия в 1812 году показало силу духа простых людей, в том числе и крепостных. После славной военной кампании, когда Россия освободила Европу из-под ига Наполеона, просвещенная часть передового российского дворянства была в ожидании освобождения народов своей Отчизны от ига самодержавия. По мнению С. И. Муравьева-Апостола, освобождение России от собственного ига приведет к освобождению всего мира, будет способствовать развитию и процветанию страны.

Желание помочь народу освободиться от тирании своих господ, вырваться из беспросветной нужды и в то же время избежать повторения ужасов «пугачевщины» привело лучших представителей привилегированного сословия к необходимости объединения. Первое десятилетие XIX века вообще богато различными тайными обществами, включая масонские ложи, с помощью которых дворяне могли заполнить духовный вакуум после активного участия в событиях мирового масштаба. Одним из таких обществ, которые были созданы в 1815 году, была «Артель офицеров Семеновского полка», организованная Н. М. Муравьевым. С. И. Муравьев-Апостол, который после возвращения из заграничного похода перевелся служить в стал вместе с братом Матвеем членом артели. Цели этого общества, состоящего из 15-20 человек, были неопределены и неясны. В скором времени по указанию императора артель была распущена, но собрания ее членов продолжились, и ее можно было считать основой для дальнейшего развития революционного движения.

«Союз спасения»

Первая тайная организация офицеров («Союз спасения») была создана в 1816 году в доме братьев Муравьевых-Апостолов, где присутствовали также князь Трубецкой, Александр и Якушкин. Организация молодых офицеров, переименованная в 1817 году после принятия в ее члены Пестеля П. И. в «Общество истинных и верных сынов Отечества», как была, так и осталась малочисленной (30 человек), но уже с более четко определенными целями. Главной задачей общества была борьба за освобождение крестьян от крепостничества и устранение самодержавия, что закреплено в уставе общества. Стремясь широко распространить свое влияние, в члены общества принимали не только дворян, но и мещан, купцов, духовенство и свободных крестьян.

Руководила обществом так называемая Коренная управа, в состав которой входил Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. Вместе с ростом недовольства масс внутри страны и усилением общеевропейской революционной ситуации в «Союзе Благоденствия» все больше влияния приобрели сторонники решительного военного натиска на самодержавие и установления республиканского строя. Правильность такого подхода подтвердило и стихийное выступление в 1820 году солдат-гвардейцев Семеновского полка. После подавления возмущения в Семеновском полку он был расформирован, а Муравьев-Апостол Сергей Иванович был переведен в чине полковника в Черниговский пехотный полк. Создающийся в январе 1821 года съезд Коренной управы «Союза Благоденствия» объявил о роспуске общества. Однако фактически была проведена не ликвидация, а реорганизация «Союза», которая вылилась в организацию двух обществ, координирующих совместные действия.

«Южное общество»

Тайная организация на Украине, инициатором создания которой были члены Тульчинской управы «Союза Благоденствия», была названа «Южным обществом». Возглавил его П. И. Пестель, руководителем самой многочисленной Васильевской управы стал Сергей Муравьев-Апостол (декабрист). Программные цели и задачи общества, к которому в 1825 году присоединилось «Общество соединенных славян», изложены в «Русской правде» авторства Павла Ивановича Пестеля.

Цели общества остались созвучными задачам «Союза Благоденствия», но действовать предлагалось более решительно, с использованием убийства царя, чтобы обезглавить монархическую партию. При этом Пестель считал, что восстание должно произойти в столице и быть тщательно подготовленным, а Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, декабрист, настаивал на скорейших действиях с использованием войск, находящихся под командованием офицеров - членов «Южного общества».

Восстание Черниговского полка

После провала выступления военных на Сенатской площади (Санкт-Петербург), в конце декабря 1815 года в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии, начался бунт солдат. Поводом для восстания был арест подполковника С. И. Муравьева-Апостола, который провел лично командир полка после получения известия о восстании в Петербурге. На следующий день восставшие заняли Васильков, а затем Мотовиловку. В Мотовиловке перед строем была оглашена прокламация восставших («Православный катехизис»), которую сочинили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Черниговский полк начал движение на Петербург с надеждой, что его поддержат другие воинские части. Однако эти надежды оказались безосновательны, и под Белой Церковью полк был окружен отрядом гусар и артиллеристов. 3 января 1826 года они были разбиты правительственными войсками. Младший брат Сергея Ивановича, Ипполит, не желая попадать в плен, застрелился, а он сам, тяжелораненый, был пленен. Во время следствия вел себя мужественно и благородно, стремясь выгородить товарищей и взять на себя полностью всю вину.

Декабристское движение в России

Движение декабристов в России было особенным тем, что они не опирались на конкретный социальный слой и, идя на смертельный риск во имя освобождения народа, не искали в нем поддержки. Ситуация междуцарствия после внезапной смерти Александра I позволила декабристам вывести гвардейские полки на Сенатскую площадь с целью заставить Сенат провозгласить уничтожение самодержавия, ликвидацию крепостничества и учреждение политических свобод.

Нерешительность и разрозненность действий заговорщиков привели к тому, что восстание декабристов (год 1825) потерпело поражение. Верховным уголовным судом, созданным для суда над участниками военного мятежа, были вынесены приговоры в отношении 121 человека. В соответствии со степенью вины все, кто входил в список декабристов, были разделены по 11 разрядам. По первому разряду, предусматривающему вначале смертную казнь, а затем замененную на вечные каторжные работы, был осужден 31 человек. Пять человек, признанных следственной комиссией вне разрядов, были осуждены к повешению, в том числе и Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. В июле 1826 года приговор был приведен в исполнение.

Дом Муравьева-Апостола

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве располагалась на Старой Бассейной улице. После того как произошло восстание декабристов (год 1825), дом был продан. Об увековечивании памяти первых русских революционеров думал еще Луначарский, который собирался открыть в доме-усадьбе музей декабристов. Осуществление этого замысла состоялось лишь в 1986 году, но спустя пять лет он был закрыт из-за аварийности здания. Приглашенные в 1991 году потомки Муравьевых-Апостолов приняли решение о восстановлении здания усилиями семьи. После почти десяти лет напряженной работы главный дом усадьбы был реставрирован и передан в аренду музею декабристов. В настоящее время там регулярно проводятся выставки и экскурсии.

    Декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813≈14. Один из основателей «Союза спасения» …

    - (1793 1886), декабрист, один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», член Южного общества, подполковник в отставке (1823). Брат И. И. и С. И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Участник … Энциклопедический словарь

    Муравьёв Апостол: Муравьёв Апостол, Иван Матвеевич (1768 1851) русский писатель, государственный и общественный деятель, сенатор. Муравьёва Апостол, Анна Семёновна (1770 1810, ур. Черноевич) жена предыдущего. Их дети: Муравьёв Апостол … Википедия

    1. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Ипполит Иванович (1806 26), декабрист, член Северного общества, прапорщик. Брат С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов. Участник восстания Черниговского полка. Ранен в бою, застрелился. 2. МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Матвей Иванович (1793… … Русская история

    Муравьёв-Апостол М. И. - МУРАВЬЁВ АПÓСТОЛ Матвей Иванович (1793–1886), декабрист, один из основателей тайных об в Союз спасения и Союз благоденствия, чл. Юж. об ва, подполковник в отставке. Брат И.И. и С.И. Муравьёвых Апостолов. Участник Отеч. войны 1812 и загран.… … Биографический словарь

    I Муравьёв Апостол Матвей Иванович , декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С. И. Муравьёва Апостола (См. Муравьёв Апостол). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных… … Большая советская энциклопедия

    1 . Матвей Иванович (25.IV.1793 21.II.1886) декабрист. Подполковник в отставке. Брат С. И. Муравьева Апостола. Участник Отечеств. войны 1812 и загранич. походов 1813 14. Один из основателей Союза спасения, член коренной управы Союза… … Советская историческая энциклопедия

С.И. Муравьёв-Апостол. Неизвестный художник, 1828 г. Портрет находится в Государственном музее А.С. Пушкина.

Николай I Павлович Романов.

Один из видных деятелей движения декабристов, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Южного общества.

Родился 28 сентября (9 октября) 1796 года в Санкт-Петербурге в семье видного дипломата и писателя, происходящего из старинной дворянской семьи. Сын Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, премьер-майора,обер-церемониймейстера, чиновника Коллегии иностранных дел, сенатора, российского посла в Испании, от его первого брака с А.С. Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Мать, Анна Семёновна, была сильной и волевой женщиной. Родила пятеро детей, Сергей был четвёртым. . Будущий декабрист был отменно воспитан, получил блестящее образование, хорошо знал литературу, увлечённо занимался точными науками, особенно математикой. .

Детство Сергей Муравьёв-Апостол провел в Гамбурге и Париже. Учился в парижском пансионе Хикса, показал блестящие способности и трудолюбие, сочинял стихи на французском и латинском языках. Самый сильный и бойкий из всех детей, Сергей даже по росту обогнал своего старшего брата Матвея (будущий декабрист), с которым вместе обучался в пансионе.

В 1809 Анна Семёновна с детьми возвращалась с детьми в Россию, куда ранее уехал Матвей Иванович. На границе Пруссии с Россией дети Муравьёвых, увидев казака, принимаются его обнимать, с радостью воспринимая обретение Родины. Когда они вернулись в карету, в которой путешествовали от самого Парижа, их мать строго сказала: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдете то, чего и не знаете: в России вы найдете рабов!». Анна Семеновна имела ввиду крепостное право, строй, при котором миллионы крестьян были лишены всего и имели только обязанности - натуральное рабство. С такого предупреждения и начинается знакомство Сергея с Родиной.

В 1810 году Сергей с лёгкостью сдаёт два экзамена в недавно открывшееся училище инженеров путей сообщения (теперь Петербургский институт инженеров путей сообщения). В 1810 записан в гвардию. Вскоре после возвращения в Россию умирает мама, Анна Семёновна, заболев по дороге в одно из имений на Полтавщине.

В 1812 году Сергей Иванович окончил институт, получил чин прапорщика квартирмейской части. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семёновского полка.

Во время Отечественной войны Сергей находится в Малоярославце при главном штабе армии, которым командует Кутузов. После сражения офицеров из корпуса путей сообщения отправляют обратно в Петербург продолжать учебу. Воспользовавшись связями отца, Сергей решает остаться при штабе. Его берёт к себе в отряд Адам Ожаровский (муж сестры Елизаветы). . Несмотря на молодость (27 лет), успел побывать в горячих сражениях. В 1812 году участвовал в боях под Витебском. Участник Бородинской битвы. За храбрость при взятии Могилёва и переправе через Березину произведён в поручики. . За храбрость в сражении при Красном Сергей Муравьев-Апостол получает одну из высоких наград - золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В конце 1812 г. он уже в звании поручика с орденом Анны 3-ей степени. В 1813 году Сергей пишет сестре Елизавете из Петервальсдау: «Я живу вместе с братом [Матвеем], и поскольку мы в сходном положении, то есть без единого су, мы философствуем каждый на свой лад, поглощая довольно тощий обед… Когда граф Адам Ожаровский был здесь, я обедал у него, но, увы, он убыл, и его обеды вместе с ним».

Затем Сергей участвует в битвах:

При Лютцене, за что ему пожалован Владимир 4-й степени с бантом;

При Бауцене, за заслуги произведен в звание штабс-капитана;

При Лейпциге - звание капитана.

В 1814 году он состоит при генерале Раевском и участвует в битвах: Провен, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуаз, Париж. За сражение под Парижем Сергей получает Анну 2-ой степени.

В Париже Сергей находит брата Матвея, а также многочисленных кузенов и родственников. В марте 1814 года здесь можно встретить почти всех будущих декабристов. Братьям не терпится отправится домой, к отцу и младшему брату - восьмилетнему Ипполиту.

Возвращение в Россию становится очередным потрясением для Сергея Муравьёва-Апостола. Народ, который хочет приветствовать победителей, героев войны 1812 года, полицейские разгоняют палками. Крепостные, которые проливали кровь на Бородинском поле и в других жестоких сражениях, вернувшись снова одевают ярмо барщины и оброка. Эти освободители - все те же рабы, ничего не изменилось, император не благодарен им, за то, что победили врага, а считает, что «каждый из них [речь идет о всех русских] плут или дурак» . Будущий декабрист, видя все это, все более разочаровываются в императорской власти.

Иван Матвеевич Муравьев после смерти жены вновь женился и остаётся в деревне с молодой супругой и тремя детьми от второго брака. В том же 1814 году умирает старшая сестра Сергея - Елизавета, супруга Ожаровского. Сергей сильно переживает ее кончину, ищет утешения в религии, решает оставить службу и уехать заграницу доучиваться или поступать в университет. Отец не даёт своего благословения, и Сергей остаётся в России. Вскоре он уже поручик Семёновского полка. В том же полку служит и брат его Матвей, Якушкин и другие вольнодумцы. С 1815 года Сергей – полковник, блестящий офицер в гвардии, командир 1-й (императорской) роты Семёновского полка.

В 1816 году он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 г. Союза благоденствия вошёл в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 г. на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П. И. Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В 1820 году Семёновский полк, где продолжал служить Сергей Муравьёв, переходит под начало Фёдора Шварца. Новый командир в курсе, что офицеры не применяют к солдатам телесных наказаний, однако, не взирая на это, ужесточает практику экзекуций. Говорят, что существовало даже солдатское кладбище жертв аракчеевца Шварца. Офицеры направляют жалобу на начальника. За это первая гренадерская рота полка в полном составе отправляется в тюрьму. Другие ищут Шварца, чтобы отомстить, он прячется в навозной куче. Сергей Муравьёв выводит свою роту вместе с одиннадцатью другими и усмиряет солдат, не давая им поднять бунт. Солдаты, уважающие поручика, послушно складывают оружие. Шварц лично просит у него прощения. Шварца, тем не менее, приговаривают к смертной казни, замененной увольнением от службы. Сергей вместе с другими офицерами всё же попадает в военною тюрьму, но вскоре выходит из нее. Практически в это же время происходит знакомство Муравьёва-Апостола с Михаилом (Мишелем) Бестужевым-Рюминым - их дружбе суждено сохраниться до гробовой доски. После освобождения из крепости Сергея ссылают в армию, сначала в Полтавский пехотный, затем в Черниговский пехотный полк. Вскоре Сергей назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью. Имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 года Союза благоденствия Сергей Муравьёв-Апостол вступил в организованное П.И. Пестелем Южное общество. Вместе с М.П. Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И. Пестеля считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России. Муравьёв-Апостол планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. .

Шел 1823 год. Как обычно, с 15 по 25 января в Киеве проходила контрактовая ярмарка. Под её прикрытием провели свой очередной съезд декабристы Южного общества. Одним из вопросов, который обсуждался на нем, был вопрос о сроках восстания. Активными сторонниками скорейшего выступления был Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин . Они и явились организаторами первого конкретного замысла открытого выступления в Бобруйске . Там в 1823 году стояла 9-я дивизия 3-го пехотного корпуса 1-й русской армии. . Сергей Иванович вместо со своим батальоном строил укрепления Бобруйской крепости , нёс караульную службу, занимался обычными военными учениями. Приезд царя в Бобруйск , где были собраны войска, по мнению Муравьёва-Апостола, создал неповторимую возможность для начала восстания. Вместе с другом и сподвижником М. П. Бестужевым-Рюминым разработал важный агитационный документ - «Православный катехизис», призывавший к свержению самодержавия. .

Почему предполагалось поднять восстание именно в Бобруйске ? Во-первых, казалось необходимым использовать редкий случай царского смотра тех полков, которые были размещены и находились под непосредственным влиянием четырех членов общества.

Во-вторых, была чрезвычайно важна близость Москвы, куда восставшие полки двинулись бы после успешного «овладения особой государя » . Иначе говоря, после ареста Александра І . Вместе с тем, восстанию способствовало и наличие Бобруйской крепости , поскольку в случае неудачи она могла служить укрытием. Как выясняется из следственных дел, разговор шел не просто о том, что проигравшие дело заговорщики стали отсиживаться в крепости , но и о том, что они могли бы там удерживать арестованного императора .

В 1823–1825 годах Сергей Муравьёв-Апостол вёл переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединённых славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трёх директоров Южного общества.

Закованного в кандалы, по воле царя Муравьёва-Апостола посадили в самый мрачный каземат Петропавловской крепости - Алексеевский равелин. Он не мог передвигаться. Мучительный допросы, угрозы пыток, применение других инквизиторских средств тяжело действовали на его психику. Но Сергей Иванович показал себя человеком несгибаемой воли и мужества. Никакие испытания не поколебали его революционных убеждений. В его показаниях не было раскаяния и мольбы о помощи, о помиловании. Он ни от чего не отказывался, ничего не отрицал, старался лишь полностью брать вину на себя. .

Верховным уголовным судом Сергей Муравьёв осуждён на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. За день до казни на приговорённых декабристов надевают кандалы, опасаясь, что они покончат жизнь самоубийством. Пятерых велено повесить в четыре утра, снять в шесть и тогда же уничтожить виселицу. Вместе с четырьмя другими приговоренными Муравьёв-Апостол был казнен 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. . Его последними словами у эшафота были: «Всё, что посеяно, взойдёт, хотя бы и не было дождя». .

Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась в ночь на 25 июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!» . При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была чёрная кожа, на которой было написано мелом имя преступника. Они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда всё было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал. . Однако когда он упал, то над Рылеевым, Каховским и Пестелем верёвки оборвались - и все трое рухнули вниз. В срочном порядке в близлежащих лавках были найдены крепкие верёвки - и казнь во второй раз совершилась.

Император Николай I отказался выдать родным тела казнённых, и потому телега с ними стояла на территории училища торгового мореплавания. По одной из версий, смертники были тайно похоронены на острове Голодай. В 1926 г. его переименовали в остров Декабристов. В советское время на месте казни установили памятник, на котором высекли имена казнённых декабристов.

» Муравьёв-Апостол Матвей Иванович (1793-1886)

Декабрист, подполковник в отставке (с 1823). Брат С.И. Муравьёва-Апостола. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1814 г. Один из основателей "Союза спасения", член коренной управы "Союза благоденствия" и "Южного общества"; вёл переговоры об объединении Южного и Северного обществ. Участник восстания Черниговского полка. Приговорён к 20 годам каторги, сокращённой затем до 15 лет. По амнистии 1856 г. вернулся из Сибири, до 1863 г. жил в Твери, а затем в Москве. Сохранил верность декабристским идеалам. За три года до смерти продиктовал свои воспоминания о пребывании в Сибири.
Скончался М.И. Муравьёв-Апостол 21 февраля 1886 года, похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря (просьба не путать с современным Новодевичьим кладбищем).

Биография:

Отставной подполковник.
Из дворян.
Родился в Петербурге.
Отец — Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (1.10.1768 — 12.3.1851), писатель, член Российской академии, посланник в Гамбурге и Мадриде, мать — Анна Семеновна Черноевич (ум. 28.3.1810)
Отец вторым браком женат на Прасковье Васильевне Грушецкой.
За отцом 3478 душ.
Воспитывался (до 1802) вместе с братом Сергеем в Париже в пансионе Хикса, затем в Петербурге — корпус инженеров путей сообщения (с 1810).
В службу вступил подпрапорщиком в л.-гв. Семеновский полк — 20.11.1811, участник Отечественной войны 1812 (Витебск, Бородино — награжден знаком отличия Военного ордена Георгия, Тарутино, Малоярославец) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, где ранен, награжден орденом Анны 4 ст., Лейпциг, Париж), прапорщик — 18.12.1812, подпоручик — 13.1.1816, поручик — 2.2.1817, назначен адъютантом к малороссийскому генерал-губернатору генерал-адъютанту кн. Н.Г. Репнину-Волконскому — 1.1.1818 (Полтава), штабс-капитан — 15.12.1819, переведен в л.-гв. Егерский полк с оставлением в должности адъютанта Репнина — 24.1.1821, переведен майором в Полтавский пехотный полк — 21.3.1822, вышел в отставку подполковником — 21.1.1823, жил в имении Хомутец Миргородского уезда Полтавской губернии.
Масон, член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей» (1816 — 3.5.1820).

Один из основателей Союза спасения (участник Московского заговора 1817), член Союза благоденствия (член Коренного совета, участник Петербургских совещаний 1820), Южного общества, участник восстания Черниговского полка.

Приказ об аресте — 19.12.1825, арестован утром 29.12 подполковником Гебелем в Трилесах, освобожден офицерами Черниговского полка, вторично арестован между с. Ковалевкой и с. Королевкой — 3.1.1826, отправлен в Белую Церковь, оттуда в Москву, из Москвы отправлен 14.1.1826, прибыл в Петербург на главную гауптвахту — 15.1; 17.1 переведен в Петропавловскую крепость («присылаемого Муравьева, отставного п[од]полковника, посадить по усмотрению и содержать строго » ) в №20 бастиона Трубецкого, в мае 1826 показан в №35 Кронверкской куртины.
Осужден по 1 разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет.
Отправлен в Роченсальм — 17.8.1826 (приметы: рост 2 аршина 4 4/8 вершков, «лицо белое, чистое, круглое, глаза светлокарие, нос большой, остр, волосы на голове и бровях темнорусые, на правой щеке небольшие бородавки, на правой же ноге от большого пальца второй и третий вместе сросши, на правой ляжке рана от навылет прошедшей пули и имеет шрам»), срок сокращен до 15 лет — 22.8.1826, затем по высочайшему повелению обращен сразу на поселение в Сибирь.
Выехал из форта Слава — 1.10.1827, отправлен из Шлиссельбурга в Сибирь — 2.10.1827, прибыл в Иркутск в конце ноября 1827, прибыл в Якутск 24.12.1828, отправлен в Вилюйск Якутской области — 6.1.1828, по прошению сестры Е.И. Бибиковой разрешен перевод в Бухтарминскую крепость Омской области — 13.3.1829, доставлен из Иркутска в Омск — 29.8.1829, прибыл в Бухтарминскую крепость — 5.9.1829.
В июне 1832 генерал-губернатор Западной Сибири Вельяминов разрешил ему жить в доме статского советника Бранта в 1 версте от крепости около речки Селезневки, затем устроился в собственном доме, который купил у чиновника Залейщикова, разрешено перевести в Ялуторовск — 3.6.1836, выехал из Бухтарминской крепости — 25.9.1836, прибыл в Ялуторовск — 1.10.1836.

По амнистии 26.8.1856 восстановлен в прежних правах, по возвращении поселился 3.1.1857 в д. Зыковой Московского уезда, переехал в Тверь — 12.4.1857, разрешено жить в Москве — 14.8.1858, разрешено жить и в Петербурге и носить Кульмский крест и военную медаль 1812 года — 27.4.1863, возвращен солдатский Георгиевский крест (в связи с 200-летием л.-гв. Семеновского полка) — 1883.
Умер в Москве, похоронен в Новодевичьем монастыре.

Жена (с 1832) — Мария Константиновна Константинова (1810 — 3.1.1883), дочь священника, похоронена в Москве на Ваганьковом кладбище.
Сын умер в 1837, две приемные дочери — Августа Павловна Созонович и Анна Бородинская, обеим в 1860 разрешено называться Матвеевыми и присвоены права личного почетного гражданства

Братья: Сергей, Ипполит, Василий (1817—1867),
сестры Екатерина (1795—1861), замужем за И.М. Бибиковым, Анна, замужем за коллежским советником Хрущовым; Елена, за декабристом С.В. Капнистом.

ВД, IX, 179-284; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 51.

Детские годы Матвея прошли главным образом в Германии (Гамбург), Испании и Франции. Получил блестящее образование сначала дома, а затем - в парижском пансионе Хикса. До переезда в Россию, что случилось в 1809 г., европейски воспитанный Матвей, как и его брат Сергей, не подозревали даже, что на родине господствует крепостнический строй, и только у самой границы Анна Семёновна открыла им эту истину.

Переезжая из Пруссии в Россию, дети увидели казака на часах, выскочили из кареты и бросились его обнимать, а когда тронулись в дальнейший путь, то услышали от матери: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но, готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдёте то, что и не знаете: в России вы найдёте рабов!» .

В 1811 г. Матвей поступил в петербургский Корпус инженеров путей сообщения, но проучился там всего четыре месяца, т.к. приближалась война с Францией, и Матвей определился в л.-гв. Семёновский полк в чине подпрапорщика. В полку он познакомился с будущим декабристом И.Д. Якушкиным, дружба с которым прошла через всю последующую их жизнь. Кроме того, в полку служили кузен Артамон Муравьёв и Николай Муравьёв, основатель раннедекабристской организации «Чока» (Сахалин), организованной на принципах «Общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Все они и стали участниками этого общества, оставаясь до конца своих дней верными его декабристским принципам.

С началом Отечественной войны 1812 года в составе полка Матвей Иванович участвовал в сражении при Бородине, где за отличие был награждён по большинству голосов от нижних чинов седьмой роты знаком отличия Военного ордена (№ 16698) и произведён в прапорщики. Участвовал в битвах при Тарутине и Малоярославце, в заграничных походах 1813-1814 гг., где отличился при Люцене, Бауцене и Кульме. Получил ранение в ногу, награждён орденом Анны 4-й степени. Участвовал в знаменитой Лейпцигской битве и в боях под Парижем.

Пройдя всю войну на территории России и в европейских походах в составе Семёновского полка, Матвей возвратился с ним из Франции: 22 мая 1814 г. полк выступил из Парижа, 13 июня отплыли на кораблях из Шербурга, 18 июля высадились в Петергофе, 30 июля в составе Российской гвардии Семёновский полк торжественным маршем вступил в Петербург .

В 1815 г. была основана масонская ложа «Трёх добродетелей» (её инсталляция - 11.01.1816 г.), в которую вступили будущие декабристы С.Г. Волконский, один из основателей ложи, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Никита Муравьёв и П.И. Пестель. Как писал Н.М. Дружинин, здесь уже «перед нами - рационалистическая среда передовых офицеров, которые ищут опоры для тесного дружеского объединения» .

Однако вскоре будущие декабристы разочаровались в масонстве, ибо такого рода братство не отвечало внутренним потребностям передовых дворян в осмыслении реальной действительности, в проникновении в смысл событий и определении собственного отношения к ним. В сознании «первенцев свободы» шёл процесс формирования политической культуры, а он требовал не только индивидуального осмысления, но и коллективного.

9 февраля 1816 г. в казармах Семёновского полка, на квартире братьев Матвея и Сергея Муравьёвых-Апостолов, встретились с ними Александр Николаевич Муравьёв, Никита Муравьёв, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин. Ими было организовано тайное общество Союз спасения.

Оно отвечало потребностям политического сознания декабристов, тяге к коллективному осмыслению российской действительности и истинному братству в борьбе за осуществление политических идеалов. К началу 1817 г. уже был написан специально созданной авторитетной комиссией Устав Союза. П.И. Пестель на следствии по делу декабристов признался: «Статут первоначального общества нашего был не менее одним составлен, но Комиссиею, обществом назначенной, из трёх членов и секретаря. Члены были: князь Сергей Трубецкой, князь Илья Долгоруков и я, а секретарь - князь Шаховской» .

Итак, Матвей вместе с братом Сергеем - участники теперь уже тайного общества, цель которого предельно точно определил И.Д. Якушкин: «Содействовать благу России» и далее: «…тут (в тайном обществе - М.С.) разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга; повсеместное лихоимство и грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще. То, что называлось высшим образованным обществом, большею частию состояло тогда из староверов, для которых коснуться которого-нибудь из вопросов, нас занимавших, показалось бы ужасным преступлением. О помещиках, живущих в своих имениях, и говорить уже нечего» .

В то же время продолжался рост военной карьеры Матвея Ивановича: в 1818 г. он в чине поручика был назначен адъютантом к малороссийскому генерал-губернатору князю Н.Г. Репнину и переехал на Украину. Когда произошёл бунт Семёновского полка в столице, и полк был раскассирован, Матвей Иванович, оставаясь адъютантом Репнина, был переведён в л.-гв. Егерский полк. Характер М.И. Муравьёва-Апостола, сложившийся на исповедовании декабристских убеждений, проявился в частном случае. В 1822 г. на парадном обеде у князя Н.Г. Репнина, в Киеве, Матвей Иванович демонстративно отказался поднять тост за здоровье императора и вылил вино на пол, поссорился с Репниным, оставил должность адъютанта и перевёлся в армейский Полтавский пехотный полк .

В моральном плане переход из гвардии в армию считался по тем временам явным понижением карьеры. Однако декабрист пошёл на это. В 1823 г. он вышел в отставку в чине подполковника и больше уже не возвращался на военную службу. Местом его жительства стала столица - Петербург, а также отцовское имение Хомутец Миргородского уезда Полтавской губернии.

Свобода от обязательной службы позволила Матвею Ивановичу активно заниматься делами тайного общества. Исследователь декабризма Н.А. Рабкина на конкретно-историческом материале доказала активную и плодотворную деятельность М.И. Муравьёва-Апостола в 1820-х гг. в трёх тайных обществах. Фактически же он стоял у истоков и занимался практической работой в пяти тайных обществах: в 1811 г. - тайная раннедекабристская организация - «Чока» (Сахалин), 1816 - 1818 гг. - Союз спасения, в 1818 г. Матвей Иванович был одним из основателей Союза благоденствия, в 1820 - 1825 гг. он - член Южного тайного общества декабристов, в 1823 - 1825 гг. - один из учредителей филиала Южного тайного общества в Петербурге.

В 1823 г. руководитель Южного тайного общества П.И. Пестель направил Матвея Ивановича в Петербург как своего доверенного представителя с очень важной миссией: провести переговоры с руководителями Северного тайного общества о путях слияния двух обществ, проведении объединительного съезда и выработке общей программы. Переговоры шли трудно и достигнуть соглашения по названным пунктам М.И. Муравьёву-Апостолу не удалось. Резко отрицательную позицию по всем ключевым вопросам переговоров занял руководитель северян Н.М. Муравьёв. Однако Матвей Иванович проявил активность в деле вербовки на сторону «южан» многих из Северного общества. Более того, он лично принял в члены южного филиала Северного общества нескольких молодых кавалергардов, что, по мнению П.И. Пестеля, было очень важно: будущее революционное выступление мыслилось как массовое участие в нём офицеров гвардии и армии.

Весной 1824 г. в Петербург приехал П.И. Пестель для ведения переговоров об объединении обществ. Он провёл учредительное собрание филиала Южного общества, на котором присутствовал и М.И. Муравьёв-Апостол, произнёс часовую речь, в которой подробно изложил свою политическую программу - «Русскую правду».

Убеждённые доводами и логикой выступления П.И. Пестеля, кавалергарды-члены петербургского филиала Южного общества выразили полную готовность следовать изложенной программе. Позже, в следственных показаниях Пестель признался: «Вадковский, Поливанов, Свистунов, Анненков (все четверо - кавалергардские офицеры) и артиллерийский Кривцов…находились в полном революционном и республиканском духе» . Всего к концу 1825 г. численность петербургского филиала Южного общества достигла 24 человек , и в этом была немалая заслуга Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола.

По оценке Н.М. Дружинина, члены петербургской ячейки Южного общества, как «воинствующие республиканцы, готовые на самые решительные насильственные меры», «бредили проектами цареубийства и выражали стремление к немедленным действиям» .

В центре этих планов находился М.И. Муравьёв-Апостол. Он готовился к тому, чтобы стать участником «когорты обречённых». Предполагалось, что в неё войдут десять молодых людей, не связанных семьями, безупречно смелых и самоотверженных: заведомо зная о личной обречённости, они должны решиться на истребление царской фамилии.

В конечном счёте всё ограничилось разговорами и предположениями, не имевшими никаких практических действий в этом плане. Однако факт согласия М.И. Муравьёва-Апостола, П.Н. Свистунова и других на цареубийство, установленный следствием, повлиял на вынесение им суровых приговоров, тем более, что следствие фактически только эту версию и рассматривало, игнорируя другие побудительные мотивы к восстанию: необходимость отмены крепостного права, изменение политического режима, модернизацию экономики, армии, развитие народного просвещения и др.

Как развивались дальнейшие события - общеизвестно: не достигнув соглашения по ключевым вопросам в 1824 г., Юг и Север договорились о возможном консенсусе на 1826 год и по результатам его должно было готовиться совместное выступление на основе, как убеждён был П.И. Пестель, программы южан - «Русской правды». Однако династический кризис, вызванный неожиданной кончиной императора Александра I 19 ноября 1825 г., вынудил декабристов к открытым выступлениям против самодержавно-крепостнического строя раньше: в Петербурге - 14 декабря 1825 г., а на Юге (восстание Черниговского полка) - 29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г.

В силу неподготовленности, разрозненности сил и руководства, заведомого предательства и последовавшего ареста руководителей Южного тайного общества и других факторов, восстание, как известно, потерпело поражение. Начались аресты, следствие и репрессии.

Матвей Иванович был активным участником восстания Черниговского полка вместе с братьями Сергеем Ивановичем, руководителем восстания, и Ипполитом, младшим, которому было всего 19 лет. В день разгрома восстания Черниговского полка 3 января 1826 г. в поле между сёлами Ковалевкой и Королевкой Матвей Иванович находился вместе с товарищами и братьями с оружием в руках, видел смерть младшего, Ипполита (он, раненный в руку и не желая сдаваться в плен, застрелился). Сергей был ранен в голову и взят в плен вместе с Матвеем правительственными войсками.

Арестованного Матвея Ивановича доставили в Петербург на главную гауптвахту 15 января 1826 г., а 17 января он был переведён в Петропавловскую крепость в № 20 бастиона Трубецкого с сопроводительным царским рескриптом: «присылаемого Муравьёва, отставного подполковника, посадить по усмотрению и содержать строго» .

В мае 1826 г. Матвей Иванович показан в № 35 Кронверкской куртины той же крепости. Шло следствие. Матвей Иванович тяжело переживал смерть Ипполита, ранение и арест Сергея, его снедала жалость к осиротевшему отцу, состояние духа его было угнетённым. Он пытался выгородить брата, брал всю вину на себя, намеренно увеличивал свою ответственность .

На рассвете 13 июля 1826 г., в день казни брата Сергея вместе с П.И. Пестелем, К.Ф. Рылеевым, М.П. Бестужевым-Рюминым и П.Г. Каховским, Матвея Ивановича и других декабристов вывели на крепостной плац. Над их головами сломали шпаги, мундиры бросили в огонь, а на кронверке Петропавловской крепости возвышалась виселица.

Матвей Иванович Муравьёв-Апостол был осуждён Верховным уголовным судом, а фактически указом императора Николая I, изданном 10 июля 1826 г., по первому разряду - к смертной казни. Этим же указом царь заменил смертную казнь лишением чинов, дворянства и 20-летней каторгой с последующим поселением в Сибири .

17 августа 1826 г. Матвей Иванович был отправлен в Роченсальм - форт Слава на берегу Финского залива. При этом переезде в станционном доме ожидали узников их родственники: Матвея Ивановича - сестра Екатерина Ивановна Бибикова и Екатерина Фёдоровна Муравьёва; И.Д. Якушкина - жена А.В. Якушкина и тёща Н.Н. Шереметева, женщина умная, волевая, пользовавшаяся большим уважением и авторитетом среди декабристов. В этой партии узников вместе с М.И. Муравьёвым-Апостолом находились также А.А. Бестужев, А.П. Арбузов и А.И. Тютчев. «Форт Слава был построен по проекту укрепления Финляндской границы, составленному в 1791 г. А.В. Суворовым. Он представлял собой огромную круглую башню, как будто выросшую из воды, в которой были приготовлены казематы для узников-декабристов. Вид её был мрачным и не предвещал нам ничего доброго», - вспоминал позже И.Д. Якушкин . И далее: «нас разместили поодиночке в казематы и заперли на замок…По стене стояла кровать с соломой, стол и несколько стульев довершали принадлежность каземата…было темно и сыро». 22 августа того же года по конфирмации срок каторжных работ Матвею Ивановичу был сокращён до 15 лет. Из форта Слава он был переведён в Шлиссельбургскую крепость, откуда 2 октября 1827 г. отправлен по высочайшему повелению прямо на поселение в Сибирь, без отбытия каторги. Местом поселения царь определил далёкий Вилюйск на севере Сибири, на реке Вилюе, притоке Лены в 800-х верстах от Иркутска. Девяностолетним стариком, за три года до смерти, Матвей Иванович вспоминал: «Вилюйск, куда закинула меня судьба в лице петербургских распорядителей, помещался на краю света… Вилюйск нельзя было назвать ни городом, ни селом, ни деревней; была, впрочем, деревянная церковь, кругом которой расставлены в беспорядке и на большом расстоянии друг от друга якутские юрты и всего четыре деревянных небольших дома» .

Матвей Иванович поселился в юрте с льдинами вместо стёкол, готовил сам себе в чувале обед, завёл корову, читал, учил якутских детей. Он даже занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Обучал их чтению, письму, арифметике, а за неимением учебников сам составил несколько учебных пособий. После отбытия в Бухтарминскую крепость педагогическую деятельность в Вилюйске, начатую М.И. Муравьёвым-Апостолом, продолжил крестьянин-декабрист Павел Фомич Выгодовский (настоящая фамилия - Дунцов) (1802 - 12.12.1881), вторично арестованный и высланный сюда в 1855 г. из Нарыма за пропагандистскую деятельность.

О жителях отдалённого и заброшенного края России - якутах, Матвей Иванович вспоминал с большой теплотой. Были там и другие русские поселенцы - столяр, из бывших каторжников - казак Жирков и талантливый врач Уклонский, окончивший в своё время Московский университет с золотой медалью, но совершенно спившийся здесь, на краю земли, от тоски и безысходности .

Сестра Матвея Ивановича, Екатерина Ивановна Бибикова, супруга нижегородского губернатора, фрейлина императрицы, беспрестанно хлопотала об улучшении участи единственного оставшегося в живых брата - просила перевести его из сурового края в западную Сибирь, ближе к Европейской России. 13 марта 1829 г. ходатайство было удовлетворено, и Матвею Ивановичу был разрешён перевод в Бухтарминскую крепость Омской области, куда он прибыл 5 сентября 1829 г.

Генерал-губернатор Западной Сибири приказал коменданту Бухтарминской крепости по прибытии ссыльного «принять его и назначить ему непременное и безотлучное жительство в самой крепости иметь за ним строгий надзор, как за поведением его, так и за тем, чтобы он ни под каким видом не осмеливался отлучаться из крепости» . Царь и местная администрация боялись влияния декабристов на сибиряков, предпринимали любые меры для их изоляции и наблюдения за ними и даже за образом их мыслей. Об этом свидетельствует дополнение к вышеприведённой инструкции, сделанной начальнику крепости генералу Де Сен-Лорану: «Затем предваряю в/б., что Муравьёв-Апостол был известный вольнодумец…тем обязываетесь вы иметь наблюдение за образом мыслей его» .

Как только декабрист прибыл в Бухтарминскую крепость, к нему был приставлен полицейский караул и определено жильё в форштадте крепости, хозяин которого также был обязан сообщать коменданту о поведении и настроении ссыльного. Таким образом, Матвей Иванович оказался под двойным наблюдением. Комендант же крепости обязан был ежемесячно доносить шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу об образе жизни и поведении ссыльного декабриста. Исследователь жизни М.И. Муравьёва-Апостола в Бухтарминской крепости А.Д. Колесников на основе тщательного анализа архивного материала государственного архива Омской области установил факт безукоризненного поведения декабриста на поселении. Более того, на протяжении семилетнего пребывания Матвея Ивановича в Бухтарме не было ни одного случая каких-либо претензий к нему со стороны местных властей. Все донесения однотипного содержания: «назначенный на поселение М.И. Муравьёв-Апостол ни в каких закону противных поступках не замечен…занимался чтением книг, имеющихся у него на французском и немецком диалектах» . Книги, письма и деньги присылала ему сестра, Екатерина Ивановна Бибикова.

Конечно, декабриста тяготил приставленный к нему караул и особенно запрет выходить за пределы крепости, о чём он и пожаловался сестре. Она составила новое прошение на имя А.Х. Бенкендорфа, где просила «о снятии излишних ограничений в передвижении её брата», и шеф жандармов отреагировал положительно на данное прошение: коменданту крепости был дан совет «позволять ссыльному выходить за ограду крепости» .

Как прямое следствие этих «послаблений» было установление доброжелательных отношений ссыльного декабриста с местным населением и офицерами гарнизона крепости. В 1829 - 1836 гг. Матвей Иванович Муравьёв-Апостол был в Бухтарме единственным ссыльным декабристом. Он, человек высокой культуры, образованности, носитель передовых идей века, естественно, притягивал к себе внимание местной интеллигенции.

Общение с декабристом вносило в среду обитателей крепости, форштадта и местного населения в округе живую жизненную струю. Кроме того, Матвей Иванович готов был искренне и совершенно бескорыстно помогать местным людям развитием среди них образования, медицинским воспомоществованием, деньгами. Так, А.Д. Колесников приводит в исследовании факт дарения декабристом своего дома коллежскому асессору Бухтарминской пограничной таможни Андрееву «единственно из человеколюбия, по той причине, что он, Андреев, имеет семейство», для которого «приличной квартиры в крепости отыскать не мог, а сам Муравьёв перешёл на квартиру в дом управляющего таможней коллежского асессора Крока, с которым имеет один стол» .

Многие представители местной интеллигенции отдавали своих детей в обучение к Матвею Ивановичу, и он с большим удовольствием и энтузиазмом занимался их образованием. Кроме того, его библиотека, постоянно пополнявшаяся новыми книгами и журналами, пользовалась спросом среди местной интеллигенции.

В 1832 г. Матвей Иванович женился на дочери местного священника Марии Константиновне Константиновой (1810 - 1883). Их сын умер в детском возрасте в 1837 г. Родители взяли на воспитание двух сирот, дочерей ссыльных офицеров - Августу Созонович и Анну Бородинскую. Воспитанницы Муравьёвых-Апостолов в 1860 г. получили право называться Матвеевыми, им были присвоены права личного почётного гражданства . Факт женитьбы на девушке из уважаемой семьи ещё больше укрепил авторитет ссыльного декабриста в глазах местного общества. Муравьёвы были желанными гостями на многих семейных праздниках и крестинах детей в качестве крестных родителей.

Однако среди всеобщего доброжелательства А.Д. Колесников обнаружил в документах свидетельства и враждебного отношения к декабристу и его семье. Так, в государственном архиве Омской области исследователь встретил донос некоего пакгаузного надзирателя бухтарминской таможни Петрова, который, заметив дружеские отношения своего начальника Макарова с Муравьёвым тут же донёс по начальству «о непозволительных отношениях Макарова с государственным преступником». Капитан Страшников, временно исполнявший обязанности коменданта, поспешил провести «следствие» и, сделав необоснованные выводы, направил их в Омск. По этому поводу открылась переписка, от Макарова потребовали объяснений. В них он самым положительным образом охарактеризовал М.И. Муравьёва-Апостола, подчеркнув его добропорядочное и безукоризненное поведение.

Расследование было поручено майору Андрееву, ранее упомянутому, который завершил его в пользу ссыльного декабриста . Однако в сознании сибирского начальства зародилось беспокойство по поводу дружеских отношений ссыльного декабриста с местным населением, и в конце 1835 г. начальник Сибирского округа жандармов Маслов обратился с ходатайством к Бенкендорфу о переводе М.И. Муравьёва-Апостола из Бухтармы в один из городов Тобольской губернии. Выбранный Матвеем Ивановичем Курган был отвергнут царём: «…в Кургане уже достаточно государственных преступников», и местом нового поселения был утверждён Ялуторовск, в котором декабрист прожил почти 20 лет .

1 октября 1836 г. Муравьёвы-Апостолы прибыли в Ялуторовск. Там уже жили на поселении товарищи-декабристы: И.Д. Якушкин, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин, В.К. Тизенгаузен, Н.В. Басаргин, А.В. Ентальцев. Колония соратников была дружной, как, впрочем, во всех других декабристских поселениях. По свидетельству И.И. Пущина, дважды в неделю (в четверг - у Пущина, в воскресенье - у Муравьёва-Апостола) все собирались вместе и «толковали откровенно», «жили ладно» . Эти же факты подтверждает и Н.В. Басаргин. В своём «Журнале», своеобразных воспоминаниях о пережитом, он особо выделил ялуторовскую колонию декабристов, отметил их дружбу между собой: «Не проходило дня, чтобы мы не виделись и, сверх того, раза четыре в неделю обедали и проводили вечера друг у друга… Между нами всё почти было общее, радость или горе каждого разделялось всеми, одним словом, это было какое-то братство - нравственный и душевный союз» .

А вот совершенно потрясающее свидетельство самого Матвея Ивановича, сделанное им в письме к своей воспитаннице А.П. Созонович: «Когда наступил час расставания (в 1853 г. М.А. Фонвизин получил высочайшее разрешение вернуться на родину, в центральную Россию и заехал в Ялуторовск для прощания с М.И. Муравьёвым-Апостолом и И.Д. Якушкиным - М.С.), М.А. (Фонвизин - М.С.) нас всех дружески обнял. Ивану Дмитриевичу поклонился в ноги за то, что он принял его в наш тайный союз» .

Кроме того, для Матвея Ивановича в Ялуторовске открылась возможность продолжать любимое дело - образовывать и воспитывать местных детей, продолжать просветительскую деятельность. Дело в том, что Иван Дмитриевич Якушкин вёл активную работу по созданию школ для мальчиков и девочек, в которых преобладала ланкастерская система обучения, давно освоенная многими декабристами ещё в войсках, в т.ч. и Матвеем Ивановичем. И вот теперь он со всем жаром души отдался этой работе. Его богатая библиотека открыла двери для местной интеллигенции. Энергии Матвея Ивановича хватало и на медицинское воспомоществование бедным жителям Ялуторовска и округи.

Кроме того, не оставлял он и любимое занятие сельским хозяйством. Ещё в Вилюйске он приобрёл опыт выращивания картофеля в суровых условиях Сибири. Эти опыты продолжались, и весьма успешно, а местное население училось новым агрономическим приёмам. Таким образом, декабристские принципы жизни, убеждений и поведения оставались для Матвея Ивановича и других его товарищей главными побудительными мотивами жизни в условиях сибирской ссылки.

Большую помощь и участие принял Матвей Иванович в переписке новых «наступательных» сочинений С.М. Лунина. Так, рукой М.И. Муравьёва-Апостола было сделано два списка «Писем» Лунина . В Отделе письменных источников (ОПИ ГИМ) (Ф. 249.- Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола) хранится переплетённая тетрадь под № 3, которая содержит две серии «Писем из Сибири», «Разбор Донесения…» и «Взгляд на польские дела» Лунина. Тетрадь имеет владельческую надпись: «Принадлежит Александру Илларионовичу Бибикову (родственник Муравьёвых-Апостолов - М.С.). Ялуторовск, 1851. Писана Матвеем Ивановичем Муравьёвым-Апостолом». На листах 8-23 тетради М.И. Муравьёва-Апостола - 16 писем первой серии ранней редакции, по-французски. В конце предисловия поставлена дата - «1837» и указано место написания - «Ourika pres d’ Irkoutsk» (Урика близ Иркутска), отсутствующее в текстах Лунина. Вторая серия «Писем» (лл. 27 - 60) включает все десять посланий декабриста . Аналогично этому документу в ГАРФ (Ф. 1153 - Муравьёвых) хранится тетрадь того же состава, что и альбом А.И. Бибикова: Матвей Иванович Муравьёв-Апостол в 31-ю годовщину казни декабристов 13 июля 1857 г. переписал две серии «Писем из Сибири» Лунина .

Списки лунинских сочинений, произведённые рукой Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола, позволяют сделать предположение о причастности М.И. Муравьёва-Апостола к появлению лунинского «Разбора…» в бесцензурной печати А.И. Герцена и Н.П. Огарёва .

Из письма М.А. Фонвизина Ивану Ивановичу Пущину от 4 марта 1841 г. явствует, что в 1841 г. Матвей Иванович был очень болен, обращался к Бенкендорфу за разрешением на лечение в Тобольске, но получил отказ . Только спустя полтора года, в 1842 г., ему было разрешено лечение в этом городе, куда он и прибыл, что известно из письма М.А. Фонвизина И.Д. Якушкину от 25 ноября 1842 г.. В том же письме автор сообщает, что Матвей Иванович остановился у П.Н. Свистунова, который приобрёл у местного купца двухэтажный деревянный дом в центре города, ставший местом объединения многих поселённых там декабристов .

В Ялуторовске жизнь Матвея Ивановича и других декабристов оказалась тесно связанной с просветительской и педагогической деятельностью. 7 августа 1842 г. И.Д. Якушкин открыл училище по ланкастерской системе обучения для мальчиков, а 1 июля 1846 г. - для девочек. В обоих училищах преподавались чтение по славянской и гражданской печати, письмо, начала арифметики, «краткий Катехизис и краткая Священная история», российская грамматика, география и российская история. Преподавание по всем этим предметам распределили между собой все декабристы ялуторовской колонии, в т.ч. и Матвей Иванович. Сам И.Д. Якушкин в школе для мальчиков преподавал «начала алгебры, геометрии и механики», а также 1-ю часть латинской и греческой грамматики .

Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно-урочной системы и ланкастерской (системы взаимного обучения). Кроме того, учителя (декабристы), применяя комплексный метод, имели относительную свободу действий и возможность творчески подходить к проведению бесед, экскурсий, обучению ремёслам. Всё это вместе взятое вносило в обучение интерес, увлечённость и сравнительную лёгкость усвоения материала. Кроме того, в школе учились дети разных сословий и национальностей. Декабристы строго следили за тем, чтобы между детьми бытовали дружеские взаимоотношения. Вместе с горожанами обучалось много «крестьянских сирот из разных деревень и даже других уездов» .

Их содержание обходилось за счёт декабристов. И, конечно, большую роль играли разработанные и созданные учебные и наглядные пособия. Пособия были насыщены разнообразным познавательным материалом с патриотическим содержанием, что делало их принципиально отличными от официальных учебников. Дети любили школу, а родители охотно отдавали своих детей на обучение. С 1843 г. школа И.Д.Якушкина официально именовалась Сретенским духовным училищем, но доступ в неё был открыт всем сословиям.

Довольно обширная программа, усваиваемая учащимися в течение четырёх лет, давала намного больше знаний, чем программа уездных училищ, не говоря уже о приходских.

С 1846 г. обе школы стали получать пособие «от городских доходов» в размере 200 рублей в год (помимо пожертвований от частных лиц - местных купцов и некоторых декабристов: П.Н. Свистунова, А.М. Муравьёва, М.А. Фонвизина). С 1842 по 1856 гг. в школу для мальчиков поступило 594 ученика, окончил курс 531; в школу для девочек с 1846 по 1856 гг. поступило 240 учениц, окончили её 192 .

Большое содействие этим школам оказывал протоиерей Степан Яковлевич Знаменский, ставший другом декабристов. Все они отзывались о нём как о талантливом, высокообразованном и гуманном человеке, ратовавшем за просвещение народа. Фактически декабристские школы Ялуторовска стали лучшими, образцовыми во всей Западной Сибири, а ланкастерская методика, широко применяемая декабристами, получила распространение во всём крае. Отовсюду - из Кургана, Ишима, Тобольска к И.Д. Якушкину ехали учителя за опытом организации школьного дела, а также за освоением методики обучения. Эти факты свидетельствовали о прогрессивном влиянии декабристов на дело народного просвещения в Сибири.

Декабристы же явились основоположниками образования и носителями передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середины XIX века . Ялуторовская женская школа была первой всесословной среди женских школ не только Сибири, но и всей России.

Когда Матвей Иванович Муравьёв-Апостол покидал в соответствии с царской амнистией в ноябре 1856 г. Сибирь, ссылку, то запросил от директора мужской ялуторовской школы сведения о количестве учащихся за 14 лет. По спискам цифра оказалась весьма внушительной - 1 600 человек получили образование по ланкастерской системе в одной только школе .

Покинув Сибирь, Матвей Иванович отнюдь не расстался с передовыми идеями декабризма, а, напротив, продолжал их развивать, всё более понимая роль и значение самого народа в судьбах страны. Ему было уже совершенно ясно, что без участия самого народа решить ключевые моменты социально-государственного устройства невозможно. Об этом свидетельствует его письмо Г.С. Батенькову от 27 сентября 1860 года, когда в условиях ожесточённой борьбы между крепостниками и либералами шла подготовка отмены крепостного права: «Пусть народу будет предоставлено право самому хлопотать о своих делах … Великий Новгород, государь наш, доказал исторически, что нашему народу не чужда мысль о народоуправстве» .

Матвей Иванович много размышляет не только о крестьянском вопросе, но и об истории, философии, юриспруденции, политике, литературе. Он остро критически оценивает николаевскую эпоху, время Александра II и всюду видит пороки самовластья, чиновной бюрократии, убежден в необходимости реформирования страны. Вот только одно из его суждений, касающееся реформ судопроизводства: «Объявление о преобразованиях судоустройства и судопроизводства принято было всеми так равнодушно. Что ждать путного от Валуева и прочих. Этот народ дорожит местом, деньгами, а что касается до России, не много думает о ней… Отвратительная глупость петербургской бюрократии много виновата перед народом. Толку ждать от неё нет даже возможности. Никто не отнимет от него (царя - М.С.) добрых стремлений, но что он глуп, положительно можно сказать, разобрав всё, что делается у нас. Самому делать дела невозможно. Петры первые родятся веками. Ум его обозначается только одним, назначением помощников себе. Куда ни взглянешь - всё это люди ниже всякой посредственности, чтобы не сказать больше» .

В другом письме тем же Бибиковым: «Бюрократия и централизация - вот гибель народов и источник неиссякаемых кровавых переворотов и той неурядицы, которую мы видим» .

В письме Николаю Михайловичу Щепкину, издателю и общественному деятелю, от 30 января 1863 г., Матвей Иванович ещё более критичен: «Чтоб люди принимали живое участие в деле, надобно, чтоб они вперёд были убеждены в пользе, которую они принесут…К чему разделение на сословия людей, дышащих одним воздухом и вдобавок в деле, касающемся до всех? От петербургской бюрократии нельзя ничего ждать путного» .

Очень трепетно относился Матвей Иванович к декабризму и его исторической оценке. Он радовался тому, что великий Л.Н. Толстой задумал роман о декабристах (дважды Лев Николаевич посетил Матвея Ивановича, и декабрист сообщил писателю много ценных сведений о своих товарищах). В 1895 г. Л.Н. Толстой опубликовал политический памфлет «Стыдно», где вспомнил о Матвее Ивановиче Муравьёве-Апостоле: «…как и его брат, и все лучшие люди его времени, телесное наказание он считал постыдным остатком варварства, позорным не столько для наказываемых, сколько для наказывающих…» .

К тому же, декабристы до конца своих дней никогда не прекращали дружеских связей: и в Сибири, и на Кавказе, и после возвращения в центральную Россию после амнистии. Так, в Твери жил Матвей Иванович. И.И. Пущин и С.Г. Волконский, по крайней мере, дважды приезжали к нему . Шла интенсивная дружеская переписка между остававшимися в живых «первенцами свободы». Эти письма являются ценным источником наших знаний о мыслях, делах, отношениях декабристов, а также об их мировосприятии внутренней и внешней политики российского государства.

Так, предметом активного осмысления декабристами ещё в Сибири стали события Крымской войны. Резко критическую отповедь итогам войны сделал Матвей Иванович: «Последняя несчастная война обнажила все отвратительные раны нашего общества - они требуют врачевания немедленного» .

Спустя шестьдесят лет после восстания декабристы оставались верны своим идеалам и заботились об объективных и правдивых оценках самого события и своей роли в нём. В связи с этим в 1857 г. в «Полярной звезде» А.И. Герцена была напечатана статья Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола «Семёновская история», в которой он восстановил правду о восстании 16 октября 1820 г. в л.-гв. Семёновском полку .

Когда в конце 1860-х гг. Матвей Иванович переселился в Москву, то занялся безвозмездно тщательным редактированием у П.И. Бартенёва в журнале «Русский архив» рукописи Н.И. Лорера «Записки», где она готовилась к печати. Он произвёл фактическую выправку «Записок», кропотливую сверку различных дат, имён и т.д., а также выправку стиля . Это произведение Н.И. Лорера представляет собой один из самых замечательных памятников декабристской мемуаристики.

Около сорока лет создавал свои «Записки декабриста» А.Е. Розен. Начав их писать ещё в читинской тюрьме, будучи молодым человеком, оказавшись причастным к важнейшему событию русской истории первой половины XIX в., завершил их умудрённым жизнью стариком, пережившим многих своих соузников и в 70- 80 -е гг. явившимся одним из «последних декабристов», хранителем их наследия . Осенью 1869 г. Розен читал главы своего труда П.Н. Свистунову, М.А. Бестужеву и М.И. Муравьёву-Апостолу, «которые выслушали его чтение с большим удовольствием и отозвались о его труде с искреннею похвалою» .

11 августа 1857 г. в Москве скончался И.Д. Якушкин. В последний путь на Пятницкое кладбище его провожал и Матвей Иванович Муравьёв-Апостол.

Только в 1858 г. Матвей Иванович получил разрешение на ношение наград - Кульмского креста и военной медали 1812 года. В 1883 г. в связи с 200-летием л.-гв. Семёновского полка ему был возвращён солдатский Георгиевский крест, однако носить боевые награды оставалось уже недолго. Жизнь старого декабриста подходила к концу. Скончался Матвей Иванович Муравьёв-Апостол 21 февраля 1886 года в Москве, похоронен в Новодевичьем монастыре.

Адреса страницы http://m-necropol.narod.ru/

http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=101

Главная страница » Муравьёв-Апостол Матвей Иванович (1793-1886)

Финальная игра Летней серии 1997 года.

Участники

Команда знатоков

  • Инна Друзь (рейтинг - 11 300 000)
  • Александр Друзь (рейтинг - 11 000 000)
  • Михаил Джаббаров (рейтинг - 11 000 000)
  • Георгий Жарков (рейтинг - 10 000 000)
  • Андрей Козлов (рейтинг - 8 800 000)
  • Борис Бурда

Раунд 1 (Вероника Ананичева, г. Энгельс)

«Святой извозчик»

Внимание, «Святой извозчик»!

Что приятно удивило Марка Шагала, когда он увидел эту свою картину на Берлинской выставке в 1914 г.?

Отвечает Борис Бурда: Его удивило то, что картина была повешена правильно Правильный ответ: Картина была повешена неправильно, и в подобном виде Шагал увидел картину более живой и динамичной Счёт - 0: 1 . Борис Бурда - рейтинг 0.

Раунд 2 («Суперблиц»)

Так фуражка носится во время парада

А так - во время подготовки

Ни одна ставка не сыграла. На кону - 2 500 000 руб. За столом остаётся Александр Друзь.

Вопрос 1 (Евгений Алексеев, г. Мариуполь). Как некоторые солдаты носят фуражки во время парада и как - во время подготовки к параду?

Отвечает Александр Друзь: Во время парада - традиционно; во время подготовки к параду - назад Правильный ответ: Во время парада - традиционно; во время подготовки к параду - вверх ногами и не должна слететь во время парада, чтобы воспитывать свою походку Счёт - 0: 2 . Александр Друзь - рейтинг 0.

Раунд 3 (Алевтина Сарычева, Тульская обл.)

«Вот, вы - те, кто препирается о том, о чем у вас есть знание; почему же вы препираетесь о том, о чем у вас нет знания? Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих, а я рассужу между вами». Это - слова из третьей главы. А как называется первая глава, открывающая книгу?

Отвечает Борис Бурда: Открывающая (Аль-Фатиха) Ответ верен. Счёт - 1: 2 . Борис Бурда - рейтинг 5 000 000.

Раунд 4 (Лариса Рождественская)

Часть человеческого тела

Ни одна ставка не сыграла. На кону - 1 500 000 руб.

Внимание, часть человеческого тела!

Где именно, в каком месте чешского города Литомышль в XVI в. была вмурована в стену эта часть человеческого тела?

Отвечает Андрей Козлов: Руку вмуровывали в стену храма или богадельни как знак подаяния, милосердия Правильный ответ: Эта часть тела - локоть - была вмурована в стену на базарной площади как эталон длины при продаже и покупке товаров Счёт - 1: 3 . Андрей Козлов - рейтинг 0.

Раунд 5 (Татьяна Радякина, п. Южный, Ростовская обл.)

Оружие пролетариата

Играет Андрей Козлов. На кону - 15 000 000 руб.

Внимание, оружие пролетариата!

Оказывается, булыжники использовал не только пролетариат, но и некие сакские всадники для совершенствования своего мастерства. Как они делали это?

Отвечает Андрей Козлов: Они сидели на этом булыжнике Правильный ответ: Они зажимали его между ног и прыгали Счёт - 1: 4 .

Раунд 6 («Блиц»)

Ни одна ставка не сыграла. На кону - 3 000 000 руб.

Вопрос 1 (Станислав Коренблит, г. Москва). Прочтите наизусть стихотворение о 47-м элементе первой книги «Начал» Эвклида.

Отвечает Борис Бурда: Пифагоровы штаны во все стороны равны Ответ верен.

Вопрос 2 (Игорь Ситковский, г. Москва). "Учитель, " - спросили однажды у того же Евклида, - «что бы ты выбрал - одно целое яблоко или две половинки, равные этому целому?». Что выбрал Евклид и как он объяснил свой выбор?

Отвечает Микаил Джаббаров: Евклид выбрал целое, потому что из целого всегда легче сделать две половины, а из двух половин сделать целое гораздо сложнее Правильный ответ: Евклид выбрал две половинки, потому что если бы он выбрал целое яблоко, то как бы он узнал - червивое оно или нет. Счёт - 1: 5 .

Раунд 7 (Ольга Липич, г. Пенза)

Играет Андрей Козлов. На кону - 25 000 000 руб.

В это время года телевидение, театр Кабуки и другие театры в Японии специально включают в свой репертуар страшные пьесы. Сами японцы в это время года тоже рассказывают друг другу страшные истории о привидениях и призраках. В какое время года всё это происходит и почему?

Отвечает Андрей Козлов: Летом, т.к. от ужаса японцы начинают холодеть Ответ верен. Счёт - 2: 5 . Андрей Козлов - рейтинг 25 000 000.

Раунд 8 (Сергей Карпов, г. Астрахань)

Играет Борис Бурда. На кону - 20 000 000 руб.

«Многие, выдувая из себя воздух с большой стремительностью, потеряют зрение, а вскоре и все остальные чувства». Кто эти «многие» и что вообще происходит?

Досрочно отвечает Борис Бурда: Надо задуть свечу и сперва потеряется зрение, а во время сна теряются и все остальные чувства Ответ верен. Счёт - 3: 5 . Борис Бурда - рейтинг 25 000 000.

Раунд 9 (Андрей Нефёдов, г. Тула)

Марк Бернес, исполнивший песню «Шаланды, полные кефали»

В чёрном ящике - сахарный песок

Играет Инна Друзь. На кону - 15 000 000 руб.

Внимание, чёрный ящик!

«…на свадьбу грузчики надели со страшным скрипом башмаки». В чёрном ящике - причина этого скрипа. Что там?

Отвечает Инна Друзь: Сахарный песок Ответ верен. Счёт - 4: 5 . Инна Друзь - рейтинг 15 000 000.

Раунд 10 (Александр Костюков, г. Ростов-на-Дону)

Играет Борис Бурда. На кону - 5 000 000 руб.

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

Отвечает Борис Бурда: "И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой / Гроб разбился. Дева вдруг / Ожила Ответ верен. Счёт - 5: 5 . Борис Бурда - рейтинг 30 000 000.

Раунд 11 (Игорь Филиппов, УЩ 349/56)

Играет Александр Друзь. На кону - 15 000 000 руб.

«Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог.» Этой мыслью этот писатель близок г-ну Филиппову. А чем этот писатель близок знатокам?

Отвечает Александр Друзь: Достоевский Ответ верен. Счёт - 6: 5 . Александр Друзь - рейтинг 15 000 000.

Александра Маринина, воспользовавшись своим правом, добавляет очко на счёт телезрителям.

Счёт - 6: 6

Раунд 12 («Зеро»)

По мнению Друзя, для осуществления проекта в это блюдце с каждого собирались необходимые средства

Играет Микаил Джаббаров. На кону - 10 000 000 руб.

Будем считать, что это блюдце не моё, а Муравьёва-Апостола. Помните, был такой мечтатель, декабрист, фантазёр? Итак, Муравьёв-Апостол придумал в своё время замечательный проект. По этому проекту должно было произойти какое-то великое действие, и проект этот должен был достигнут быть простым, лёгким и понятным путём. К сожалению, проект не состоялся. У вас есть шанс осуществить проект Муравьёва-Апостола. Сделайте великое действие, какое не удалось Муравьёву-Апостолу и скажите, зачем это блюдце он принёс с собой?

Микаил Джаббаров передаёт право ответа Александру Друзю: В это блюдце с каждого по кругу собирались средства для того, чтобы осуществить гуманный проект Правильный ответ: Муравьёв-Апостол хотел, чтобы в каждом игорном доме в России было данное блюдце, и с каждого выигрыша фишка должна была класться в блюдце. Собранные средства отправлялись на благотворительность. Счёт - 6: 7 . По причине того, что не было названо место проведения планировавшегося проекта, ответ не был засчитан.

Итоги игры

  • Сборная знатоков терпит поражение.
  • Впервые с 1989 года счёт игры перевалил за 6 очков.
  • На последнем вопросе между ведущим и знатоками произошёл конфликт. В ходе длительных попыток Александру Друзю удаётся дать верный ответ, однако ведущий не засчитывает его и просит уточнить, где именно собирались средства. В конце концов Александр вскользь упоминает слово «казино», но его тут же прерывает Андрей Козлов, посчитавший, что всё происходило в Охотничьем домике в Нескучном саду. Несмотря на то, что большинство собравшихся в домике выступали за победу знатоков, ведущий присудил очко телезрителям, чем вызвал бурное негодование со стороны игравшей команды.