Литература         15.01.2020   

Игорь вачков психология тренинговой работы. Лаборатория когнитивных исследований


Имаготерапия как разновидность метода символического самовыражения

Методы психологического тренинга в школе. Лекции 1-3

Методы психологического тренинга в школе. Лекции 4-5

Методы психологического тренинга в школе. Лекции 6-8

Сказка в работе психолога: определение и типология

Сказкотерапия в работе детского психолога

Сказочная метафора как средство взаимопонимания

Оригинально написанная книга позволяет соотнести и систематизировать научные, прикладные и бытовые представления о психологическом тренинге, о типах тренинговых групп и основных методиках, используемых в практической работе тренера. Аналитический текст сопровождается метафорическими иллюстрациями и рекомендациями для начинающих и опытных тренеров.

Книга будет интересна как студентам психологических факультетов, начинающим тренерам и психологам-практикам, так и опытным специалистам в сфере психологических тренингов.

Основы технологии группового тренинга. Психотехник

Что такое тренинг? Психологические особенности, методология и технология группового тренинга.

Классификация и виды тренинговых групп. Эволюция группы в тренинге и роль ведущего. Разогревающие игры и психотехники.

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.

Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников

Увлекательная фантастическая история о Внутреннем Мире человека.

Мальчик Динг попадает в удивительное Королевство Волшебницы Психики, где с ним происходят невероятные приключения: встреча с Воображением, борьба Осознанных и Неосознанных Мотивов, погоня за Забыванием, охота на Птицу Интуицию и многое другое.

Книга адресована старшеклассникам, интересующимся психологией и желающим лучше узнать себя. Школьные психологи могут эффективно использовать ее на уроках и факультативах по психологии. Она будет интересна также студентам первых курсов факультетов педагогики и психологии и педагогических колледжей.

Психологические сказки о лидерстве для младших школьников

В брошюре «Психологические сказки о лидерстве для младших школьников» - девять психологических сказок, объединенных одной темой - лидерства.

С помощью этих сказок можно работать над формированием лидерских качеств детей. Сказки предназначены для индивидуальной работы; главного героя можно назвать именем ребенка, с которым взаимодействует психолог.

Психология для малышей

А смогут ли дошкольники уяснить смысл психологических категорий? Положительный ответ на этот вопрос объясняется тем, что наша наука оперирует понятиями, значение которых на бытовом уровне уже осознается дошкольником: личность, общение, поведение, способности, характер, мышление, память и др. Разумеется глубокое научное понимание детям недоступно, да и вряд ли является необходимым.

Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела популярность.

В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги.

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Если вы интересуетесь психологией и хотите лучше разобраться в самом себе - эта книга для вас! Изучив ее, вы сможете узнать: как устроена наша память, что такое мышление, как развивать свой ум, каковы истоки нашего настроения, что такое темперамент и в чем заключаются его свойства, как формируется характер, как оценить собственные возможности и сделать правильный профессиональный выбор. Вы поймете, что ваш внутренний мир доступен для познания и изменения. В этом вам помогут включенные в книгу задания для самоанализа и самоизучения.

Психология тренинговой работы

Данное издание окажет реальную помощь студентам вузов, обучающимся по направлению и специальности «Психология»: при овладении профессиональными навыками ведения психологических тренингов, а также при подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Книга будет чрезвычайно полезна практическим психологам, так как в ней рассмотрены общие подходы, содержание, методы и особенности ведения тренинга в широком контексте (бизнес-тренинги, тренинги психотерапевтического характера, тренинги со взрослыми, с подростками, с детьми и др.).

Образование

Орский государственный педагогический институт по специальности: 01.01.00 Математика.

Аспирантура: 1995, Психологический институт Российской академии образования по специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология. Защитил кандидатскую диссертацию «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп)» (научный руководитель - д.пс.н. Митина Лариса Максимовна). Тема докторской диссертации - «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии» (научного консультанта не было)

Профессиональные интересы

Сказкотерапия, имаготерапия, арт-терапия, психологические тренинги

Избранные публикации

    Вачков И.В. Воспроизводимость психологических экспериментов как проблема постнеклассической науки / Вачков И.В. ,Вачкова С.Н. // Культурно-историческая психология. doi:10.17759/chp.2016120110 . 2016 №Том 12. № 1. , -97 с.

    Вачков И.В. Гендерные особенности переживания неопределенности профессионального статуса в период взрослости / Вачков И.В. ,Колтачук Е.В. // Социальная психология и общество. doi:10.17759/sps.2016070304 . 2016 №Том 7. № 3. , -47 с.

    Вачков И.В. Fairytale Therapy Today: Determining its Boundaries and Content // Procedia - Social and Behavioral Sciences . 2016 №233 (Publisher: Elsevier). 17 October 2016., -382 с.

    Вачков И.В. Особенности метафоры как инструмента сказкотерапевта // Седьмой Международный сказкотерапевтический фестиваль: Материалы фестиваля. 2015 -3 с.

    Вачков И.В. Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник БФУ имени Иммануила Канта. . 2015 №5, -68 с.

    Вачков И.В. Топология полисубъекта "преподаватель-студенты" / Вачков И.В. ,Вачкова Светлана Николаевна // Теория и практика на психолого-педагогическата подготовка на специалиста в университета. Сборник с научни доклади. Първа книга. Габрово. 2015 -395 с.

    Вачков И.В. Магические свойства сказки и развитие ребенка // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. 2015 -8 с.

Темы курсовых работ

    Развитие самосознания дошкольников (младших школьников) средствами метафоризации

    Метафорическое мышление дошкольников (младших школьников)

    Развитие нравственных установок и ценностных ориентаций детей средствами сказкотерапии

    Развитие эмоционального интеллекта дошкольников (младших школьников, младших подростков) средствами сказкотерапии (сказкотерапевтического тренинга)

    Гендерные особенности нравственного развития дошкольников (младших школьников) средствами сказкотерапии

    Психологические особенности применения метафорического тренинга в работе с детьми и подростками в условиях клиники

    Сказкотерапевтический метод как способ психологической помощи при адаптации к социуму лиц с нарушениями здоровья

    Применение сказкотерапевтических приемов в психологическом консультировании

Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.

Аннотация

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.

Рекомендуется преподавателям психологии, педагогики, социальным работникам, студентам психологических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными технологиями развития самосознания.

ББК 88.8 ISBN 5-86894-274-4

© И. В. Вачков, 1999

© Издательство "Ось-89", 1999

Введение

Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:

А вопросы все те же!

На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:

Вопросы те же. Ответы другие...

Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобные волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания...

Группы психологического тренинга, о которых идет речь в этой книге, создают для человека условия получения личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания. Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то он поможет. Во всяком случае, люди, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими. Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.

Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются. Практически всегда даже самые пространные объяснения кажутся убогими. Чтобы передать опыт переживаний, надо быть Толстым или Достоевским. Чтобы понять, что такое тренинг, надо побывать на тренинге.

Эта книга написана для тех, кому психологические тренинги интересны – не только для студентов психологических факультетов (хотя, конечно, прежде всего для них), но и для специалистов, уже ведущих тренинговые группы, для преподавателей психологии, педагогов, социологов, социальных работников. В этой работе акцент сделан прежде всего на психологических тренингах, нацеленных на развитие самосознания. Как нам представляется, именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.

Материал, излагаемый в книге, вполне может быть использован в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей, педагогических училищ, вузов, факультетов и курсов повышения квалификации работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней.

Тот, кто хочет разобраться в теоретических основах психологических тренингов и не боится нырнуть в пучину специальных терминов, ссылок, имен, цитат, найдет то, что ему по вкусу, в первой части книги. Тот же, кого теория не привлекает, может не пугаться: большая часть книги написана совсем другим языком и совсем в ином стиле. Описание авторского опыта разработки и применения тренинга представлено во второй части пособия. Популярное изложение некоторых методических нюансов "кухни" тренинга вы обнаружите в третьей части. Ну а тем, кого в первую очередь интересует пополнение багажа средств, приемов и методов практической работы, рекомендуем внимательно ознакомиться с четвертой частью пособия. Именно здесь помещены и подробно описаны психологические игры и психотехники. Большинство приводимых игр являются либо оригинальными разработками, либо авторскими модификациями уже известных упражнений.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной для вас.

Вачков И.В. - об авторе

Родился в городе Орск Оренбургской области в семье служащих. Окончил Орский педагогический институт (1987), аспирантуру Психологического института РАО (1995).

Специалист в области психологии самосознания, автор оригинальных психологических тренинговых программ и ведущий тренингов; кроме того, автор научно-художественных книг по психологии для малышей и школьников. Член Союза писателей.

Вачков И.В. - книги бесплатно:

Если вы интересуетесь психологией и хотите лучше разобраться в самом себе – эта книга для вас! Изучив ее, вы сможете узнать: как устроена наша память, что такое мышление, как развивать свой ум, каковы истоки нашего настроения, что такое...

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность...

В первой части книги рассматриваются...

Возможные форматы книг (один или несколько): doc, pdf, fb2, txt, rtf, epub.

Вачков И.В. - книги полностью или частично доступны для бесплатного скачивания и чтения.

Профессор, доктор психологических наук.

Эксперт в области:

Психологии, клинической и специальной психологии, сказкотерапии, имаготерапии.

Членство в профессиональных сообществах:

  • Президент международного Сообщества сказкотерапевтов,
  • Член Союза писателей России,
  • Член Союза журналистов,
  • Член Президиума Федерации психологов образования России,
  • Член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов,
  • Член Ассоциации профессоров славянских стран,
  • Член Восточно-Европейской Ассоциации Арт-терапии,
  • Действительный член Международной Педагогической Академии.

Награды и премии:

  • Лауреат Премии Мэра Москвы (2002 г.) в области образования,
  • Лауреат ряда литературных премий,
  • Награжден восемью медалями, в том числе медалью им. Г.И. Челпанова 2-й степени за вклад в развитие психологической науки.

Сведения об образовании:

Орский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, специальность «Математика и физика», 1987 г.

Тема кандидатской диссертации: «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: На материале спец. Тренинговых групп», 1995 г.

Тема докторской диссертации: «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии», 2002 г.

Повышение квалификации:

  • «Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС», 2017 г.
  • Московский институт развития образования: «Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения»; «Эффективность управления казенными автономными и новыми бюджетными образовательными учреждениями. Управление образовательной организацией как имущественным комплексом», 2015 г.
  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября», «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании», 2014.
  • Семинар Ханса-Вернера Гессмана (Дуйсбруг, Германия) «Психотерапевтические методы в концепции гуманистической психодрамы», 2012 г.
  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Новые образовательные результаты: подходы к проектированию, развитию и измерению (оценке)», 2012 г.
  • Учебно-практический семинар в Международном обществе Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии «Символдрама и психоанализ сказки», 2011 г.
  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Психологическое сопровождения образования», 2011 г.
  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Игра как метод и образовательная технология в работе педагога и психолога», «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании», 2010 г.

Профессиональный опыт:

  • Общий стаж работы по специальности 30 лет,
  • Профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета,
  • Главный редактор международного электронного журнала «Клиническая и специальная психология».

Публикации:

  • Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2015. – 288 с.
  • Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье. – Казань: РОКС, 2015. – 256 с. (в соавторстве с Н.С. Соловьевой).
  • Введение в профессию «психолог»: учеб. Пособие / И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; под ред. И.Б.Гриншпуна. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 528 с.
  • Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник БФУ имени Иммануила Канта. 2015. Выпуск 05. С.68-74.
  • S. Nartova-Bochaver, K. Bochaver, I. Vachkov Dominancy, love, optimism and experience of romantic relationships in Russian students // International society for the study of individual differences (Nartova-Bochaver S., Bochaver K.)Personality and Individual Differences, Volume 60, Supplement, April 2014, Page S56.
  • Психолог образования в современных условиях: перспективы и риски // Нижегородское образование. – № 1. – 2014. – С. 22-26.
  • Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Том 11. № 2. – 2014. – С.36-50.
  • Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. – М., 2013. – (в соавт. с О.А. Ашихминой).
  • Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с.
  • Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
  • Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009. 3-е изд. – 224 с.
  • Вачков И. В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. – 192 с. (в соавт. с М. Р. Битяновой).
  • Вачков И. В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
  • Вачков И. В. Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2008. – 128 с.
  • Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 464 с. (в соавт. с И. Б. Гриншпуном и Н. С. Пряжниковым).
  • Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 256 с.
  • Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  • Вачков И. В. Метафорический тренинг. – 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

Область профессиональных интересов:

Психология метафоры и сказки, психология субъектности, развитие самосознания, психологический тренинг, имаготерапия.